14 сентября этот день в истории. Воздвижение Креста Господня на Кипре

Совет 1: Праздник Воздвижения Креста Господня: история и современность

  • Праздник Воздвижения Креста Господня: история и современность
  • Какие православные праздники подразумевают пост
  • В какие церковные праздники нельзя работать

Православные господские праздники являют собой историческую память Церкви о евангельских событиях, которые непосредственным образом связаны с жизнью и проповедью Иисуса Христа и имеют важное значение в деле спасения человека и достижения духовного совершенствования. Кроме этого, в православной Церкви существуют великие праздники, установленные в память важнейших исторических событий из жизни христиан постевангельского времени. К таковым торжествам относят Воздвижение Креста Господня – праздник, установленный в память обретения Креста в 326 в Иерусалиме святой царицей Еленой и епископом Макарием.

В православной традиции крест, на котором был распят Христос, является не символом пыток и орудием казни Спасителя. Прежде всего, крест – символ спасения человечества, совершенного Господом Иисусом Христом посредством страданий и крестной смерти. Через крестный подвиг Христа человечеству было даровано примирение с Богом, возможность вновь быть в раю после смерти. Именно поэтому животворящий крест Христов является одной из главных святынь христианского мира.

После евангельских событий распятия Христа крест был утрачен. Со временем утверждения христианства господствующей религией в Римской империи (начало IV века) правителем Константином Великим появилась необходимость отыскать одну из величайших святынь христинства. Поисками Креста Господня занялась мама императора Константина – святая царица Елена, также именуемая Церковью равноапостольной.

Из истории известно, что царица Елена вместе с епископом Иерусалимским Макарием отправилась на поиски святыни в Палестину – а именно в те места, которые были ознаменованы последними днями земной жизни Спасителя. В результате путешествия были найдены Голгофа (место распятия Христа) и Гроб Господень (пещера, в которой было погребено тело Спасителя после распятия). Недалеко от гроба Господня были обретены и три креста. Из евангельского повествования известно, что вместе со Христом были распяты два разбойника. Царице Елене и епископу Макарию предстояло выбрать тот самый подлинный Крест, на котором был распят Сам Христос.

Подлинность Креста Господня засвидетельствовало чудо. Так, история рассказывает, что после поочередного возложения крестов на тяжелоболящую женщину последняя тотчас получила исцеление от соприкосновения с одним распятием. Чудесное исцеление стало свидетельством подлинности Креста Христова. В предании сохраняются сведения и о другом чудесном событии. Так, кресты возлагали на умершего человека. От соприкосновения с распятием Христа усопший воскрес.

На месте Голгофы и пещеры Гроба Господня императором Константином было решено воздвигнуть величественный храм в честь Воскресения Христова. В 335 году храм был возведен, а 14-го сентября (по старому стилю) Животворящий Крест Христов был воздвигнут (поднят) в храме при огромном стечении народа. Эта дата и стала первым праздником Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста.

В настоящее время в православных храмах в этот день совершается особый чин воздвижения креста Господня. Архиереи и духовенство возвышают крест над четырьмя сторонами света в храме, а хор в это время стократно поет “Господи помилуй”. Этот чин являет собой историческую память Церкви о событии воздвижения Креста Господня в Иерусалиме, символизируя собой непосредственную связь древнехристианской Церкви и современных православных Церквей.

Несмотря на то, что Воздвижение Креста Господня один из величайших праздников, церковный устав приписывает в этот день строгий пост. Эти указания обусловлены воззванием к умственному и сердечному осмыслению той цены, которой человечеству было даровано спасение.

Православный Церковный календарь

Календарь на год ►

О календаре

Богослужения

Библейские чтения

Календарь
венчаний

Дни особого поминовения усопших 2019

Дни поминовения новопреставленных

История праздника Крестовоздвижения

Это единственный праздник, получивший начало одновременно с самим событием, которому он посвящен. Первое Воздвижение отпраздновано при самом обретении Креста в Иерусалимской Церкви, т. е. в IV в. [1] А то обстоятельство, что с этим праздником было вскоре (в 335 г.) соединено освящение великолепного, построенного Константином Великим на месте самого обретения Креста, храма Воскресения [2] , сделало с самого начала здесь этот праздник одним из самых торжественных в году. Западная паломница в Иерусалим конца IV в. (аквитанка Сильвия, или Етерия) так описывает эти два неразрывных праздника в св. граде. «Днем обновлений зовется то время, когда святая церковь, что на Голгофе, которую зовут Мартириумом, посвящена Богу; и святая церковь, что в Воскресении, т. е. на том месте, где Господь воскрес после страданий, и она посвящена в этот день Богу. Обновление этих святых церквей празднуется с величайшей честью потому, что в этот день обретен Крест Господень. Поэтому и было так устроено, что день первого освящения вышеназванных церквей был тот день, когда обретен Крест Господень, чтобы все вместе праздновалось в один и тот же день со всей радостью. А в священном писании находим, что день обновления есть тот день, когда святой Соломон, по завершении дома Божия, который сооружал, стал перед алтарем Бога и молился, как написано в книгах Паралипоменон. Итак, когда наступают эти дни обновлений, они чествуются восемь дней; за много дней начинают собираться отовсюду, не только из отшельников, или апотактитов, из различных провинций, т.е. из Месопотамии, и Сирии, и Египта, и Фиваиды, где много отшельников, но и изо всех различных мест и провинций; ибо нет никого, кто бы в этот день не стремился в Иерусалим к толикой радости и к столь честным дням: и миряне, как мужи, так и жены, верным духом подобным же образом собираются в эти дни из всех провинций в Иерусалим, ради святого дня. В эти же дни собирается в Иерусалиме епископов — когда их немного — более сорока или пятидесяти, и с ними приходит много их клириков. И что говорить много? Тот, кто не будет участвовать в столь великом торжестве в эти дни, полагает, что он впал в величайший грех, если только не будет какой-нибудь препятствующей необходимости, которая удерживает человека от благого намерения. В эти дни обновлений украшение всех церквей бывает то же, какое бывает в Пасху и в Богоявление, и каждый день правится служба в различных святых местах так же, как в Пасху и в Богоявление. Ибо в первый и второй день правится служба в большой церкви, которая зовется Мартириум. На третий день — на Елеоне, т. е. в церкви, что на горе, откуда вознесся Господь на небо после страданий, в каковой церкви есть пещера, в которой учил Господь апостолов на горе Масличной. В четвертый же день. [лакуна]» [3] . Также, по свидетельству церковного историка Созомена (V в.), со времени освящения Мартириума при Константине Великом «Иерусалимская Церковь совершает этот праздник ежегодно и весьма торжественно, так что тогда преподается даже таинство крещения и церковные собрания продолжаются 8 дней; по случаю этого торжества туда стекаются, для посещения св. мест, многие почти со всей подсолнечной» [4] .

Читать еще:  Как сохранить любовь и чувства между супругами. Как сохранить любовь: полезные советы от психологов. Привычки, способные разрушить брак

О праздновании Воздвижения 14 сентября в IV в. на Востоке есть свидетельство в жизни св. Иоанна Златоуста, Евтихия патр. Константинопольского (†582 г.), Симеона юродивого (†ок. 590 г.). О большом стечении паломников в Иерусалим на этот праздник и о торжественном совершении его здесь свидетельствует и житие преп. Марии Египетской (VI в.), записанное с ее слов; она именно в этот праздник чудесно обратилась к покаянию. Но замечательно, что в IV в. поклонение честному древу Креста было приурочено в Иерусалимской Церкви еще не к этому празднику, а к великой пятнице, как и ныне в Римской Церкви (см. ниже), иногда более неподвижной в богослужебном ритуале, чем наша Церковь.

Конечно, на первых порах это был чисто местный праздник Иерусалимской Церкви. Но очень скоро он должен был распространиться и по другим Церквам Востока, особенно в тех местах, которые владели частью животворящего древа, как напр., в Константинополе (а таких мест было немало). Особенно широкое распространение и вместе усиление в торжественности праздник должен был получить по возвращении Иерусалимского древа Креста из персидского пленения при имп. Ираклии в 628 г. Замечательно, что день торжественного внесения св. древа Ираклием в Иерусалим, если он источниками указывается верно, 3 мая стал праздноваться лишь в Западной Церкви под именем «дня обретения Креста». Это могло произойти от того, что Восток и до этого имел уже праздник в честь св. Креста 14 сентября и в новом не нуждался.

И далее — насколько медленно и, так сказать, неуверенно праздник в честь св. Креста распространяется на западе, настолько быстро на востоке. Самое раннее упоминание о празднике св. Креста западных памятников — в Силосском (испанском) лекционарии (сборнике чтений), возникшем около 650 г., под именем «дня св. Креста» 3 мая; то же под именем «обретения св. Креста» в весьма древней галликанской литургии. Праздника 14 сентября ни тот, ни другой памятники не обозначают. Сакраментарий (Требник) Геласианский (приписываемый папе Геласию V в., но восходящий к VII – VIII вв.) имеет только в некоторых списках оба праздника, а обычно один, но праздник 14 сентября здесь явно позднейшая вставка. Сакраментарий Григорианский (приписываемый папе Григорию Великому VI в., составленный еще позднее того) имеет оба праздника. Еще большее колебание относительно этих праздников обнаруживают списки месяцеслова, приписываемого блаж. Иерониму, но восходящего в древнейших списках к половине VII в. В древнейшем списке он не имеет ни того, ни другого праздника в честь св. Креста; в редакции ок. 750 г. оба; но в более поздней редакции один 3 мая. Один праздник 3 мая имеет и месяцеслов Беды (VIII в.), как и Падуанский Сакраментарий половины IX в. Таким образом, тогда как праздник возвращения св. Креста при Ираклии на западе 3 мая почти повсеместно распространен уже в VII в., 14 сентября становится впервые известно под именем «воздвижения Креста» (exaltatio crucis) лишь в VIII в., и то лишь по местам (но есть известие о введении его в Риме папой Гонорием I в VII в.) [5] . В некоторых же церквах, напр., в Миланской, последний праздник вводится лишь в XI в. Какая противоположность с востоком, где ни один из древнейших календарей (за исключением сирийского IV в., имеющего из двунадесятых праздников только Рождество Христово), не обходится без Воздвижения, а иные месяцесловы, напр., Константинопольский VIII в., дают ему четырехдневное предпразднство с 10 сент. (коптский календарь — трехдневное) [6] .

Читать еще:  Что делать родителям, если ребенка-подростка травят в школе одноклассники или учителя – инструкция. Что делать если унижают одноклассники

О начале нашей праздничной службы на Воздвижение памятники не позволяют сказать что-либо. Несомненно, что некоторые из нынешних песнопений праздника, напр., тропари «Кресту Твоему» и «Спаси, Господи», упоминаемые в памятниках VII в. (см. ниже), восходят к VI или даже V в., веку первых творцов тропарей (преп. Авксентия и др., см. Толковый Типикон, I, 365). Но характерно, что от первого творца кондаков — преп. Романа VI в. не осталось кондака на Воздвижение (из двунадесятых праздников есть, не считая Пасхи, на Рождество Христово, Богоявление, Сретение, Неделю Ваий, Вознесение, 50-цу и Благовещение).

Что касается поста в день Воздвижения, то он впервые появляется в уставах Иерусалимской редакции, и в самых ранних рукописях. О нем Никон Черногорец (XI в.) пишет: «не могли мы ничего найти записанного о посте Воздвижения Честного Креста; но везде он совершается. Известно из примеров великих святых, что они имели обычай предочищаться к великим праздникам. Говорят, что и этим постом верующие положили предочищаться к целованию честного креста, так как и сам этот праздник для того установлен. В соборных церквах сей праздник совершается один день и держится пост, а в Типиконе Студитовом и Иерусалимском два дня — праздник и предпразднство» [7] .

Примечания

[1] Обретение Креста церк. историк Сократ (V в.) неверно относит ко времени после Никейского собора, так как Елена умерла в год последнего. Александрийская хроника (VI в.), очень надежная в своих датах, относит событие 14 сент. 320 г. Хронограф Феофан Исповедник (IX в.) указывает еще более раннюю дату.
[2] Александрийская хроника говорит: «при этих консулах совершено освящение церкви св. Креста Константином при Макарии епископе сентября 17 (должно быть, ошибка писцов). Отселе начался праздник Воздвижения Креста». День обретения Креста, когда было и первое воздвижение его, указывается месяцесловами, кроме 14 сент., еще 3 мая, 6 марта, 2 апреля. О первой дате см. ниже. Вторая, может быть, означает неделю крестопоклонную. Но возможно, что с периода 50-цы Воздвижение удалено, как печальный праздник. Сергий архиеп. Полный месяцеслов Востока, Владимир 1901, II, стр. 66, 282, 375.
[3] Паломничество, §§ 48, 49. Православный Палестинский Сборник, 1889, вып. 20.
[4] Созомен. Церковная история II, 26.
[5] Alt H. Kirchenjahr. Berlin, 1860, 55.
[6] Kellner H. Heortologie. Freib., 1901, 187-189.
[7] Никон Черногорец. Пандекты, слово 57.

14 сентября этот день в истории. Воздвижение Креста Господня на Кипре

Ставрос, Ставрулла – такие имена дают своим детям киприоты в честь Святого Креста, почитая особую роль этой христианской реликвии в судьбе и истории своего острова: в четвёртом веке Равноапостольная Царица Елена, посетив остров на обратном пути из Иерусалима, основала здесь несколько христианских монастырей и церквей и оставила в них частицу Животворящего Креста. И потому праздник Воздвижения Животоворящего Креста, который отмечается 14 сентября (27 сентября по григорианскому календарю), для Кипра особенный.

«Крест воздвигается, и все верные стекаются, Крест воздвигается, и град торжествует, и народы совершают празднество». Слово на Воздвижение Креста Андрея Критского.

Читать еще:  Любовь между братом и сестрой. Все книги про: «любовные романы про сводных…

История праздника

Праздник был установлен в память обретения Креста, на котором был распят Иисус Христос. Согласно церковному преданию, это произошло в 326 году в Иерусалиме, недалеко от Голгофы – места распятия Иисуса.

Когда в 312 году Константин принял христианство, мать его Елена, следуя примеру сына, тоже приняла эту веру. А в возрасте около 80-ти лет Елена, как пишет Сократ Схоластик, «имела видение, в котором ей повелевалось отправиться в Иерусалим и вывести на свет божественный места, закрытые нечестивыми». Заручившись поддержкой сына, Елена отправилась в Иерусалим.

Под руководством Елены были начаты раскопки на Голгофе. Недалеко от пещеры, в которой был погребён Иисус, были обнаружены три креста. Согласно преданию, Крест Христа был определён тогда, когда больная женщина, на которую найденные кресты поочерёдно возлагали, получила исцеление. По другому преданию, от соприкосновения с одним из крестов воскрес умерший ребёнок, которого несли по улице для погребения. Так Крест и получил своё название – Животворящий.

Император Константин повелел воздвигнуть в Иерусалиме храм в честь Воскресения Христова, включавший в себя и Гроб Господень, и Голгофу. Храм строился около 10 лет. Святая Елена не дожила до освящения храма, она скончалась в 327 году. Храм был освящён 13 сентября 335 года. На следующий день, 14 сентября, установлено было праздновать Воздвижение Честного и Животворящего Креста.

Особенности празднования

Накануне праздника, во время всенощного бдения, священник выносит изображение Kреста на середину храма. Есть обычай совершать «чин воздвижения Kреста», при котором священник поднимает его на четыре стороны света при пении «Господи, помилуй». В день Воздвижения Kреста Господня установлен пост.

Крест в христианстве

Возникновение культа креста связано с мученической смертью Иисуса Христа. Латинское слово «crux» означает «дерево, виселица или другие деревянные орудия казни», а глагол «cruciare» означает «пытать, мучить». Распятие на кресте было одним из наиболее жестоких способов казни в Древнем Риме – к такой мучительной смерти обычно приговаривали разбойников. На протяжении столетий крест воспринимался, как орудие казни и его образ вызывал у простого человека лишь чувство ужаса.

Ни сам Спаситель, ни его ученики-апостолы креста не почитали и не использовали крестное знаменье — не крестились. Историками не было найдено никаких подтверждений тому, что ранние христиане почитали крест. «Неужели угодно прославленному Иисусу взирать на Своих учеников, превозносящих образ орудия казни, на котором Он терпеливо и безвинно страдал, презрев позор?» – пишет один из писателей второй половины XVII века в книге «История креста» (History of the Cross).

Точно неизвестно, когда крест стал «христианским» символом. Некоторые источники указывают на 312 год н. э., когда император Константин во время одного из своих военных походов якобы увидел знамение креста на солнце с надписью на латыни In hoc signo vinces, что означает «с этим знаком победишь». Позднее на знаменах его армии, а также на щитах и доспехах воинов появился «христианский» знак.

«Смотри, сколь вожделенным и достолюбезным соделалось сие столь ужасное и поносное (позорное – славян.) в древности знамение жесточайших казней», – свидетельствовал святитель Иоанн Златоуст.

Почитание креста не прекратилось даже в период византийского иконоборчества. Напротив, примерно с этого времени он стал основным символ украшения храмов.

Животворящий Крест в истории Кипра

Частицу обретённого в Иерусалиме Животворящего Креста Елена повезла с собой в Константинополь. Проплывая мимо берегов Кипра, корабль Елены попал в шторм, во время которого Крест бесследно исчез. Через несколько дней молитв над самой высокой горой в районе Ларнаки Еленой было замечено свечение, не проходящее ни днём, ни ночью.

Поднявшись на гору, паломница увидела, что Крест как будто парит над землёй. Так Крест был вновь обретён. А по приказу царицы Елены на вершине этой горы был заложен монастырь, получивший имя Ставровуни (Крестовая Гора). В этом монастыре монахи по сей день хранят частицу Животворящего Креста, оставленную монастырю Святой Еленой.

На Кипре было построено великое множество храмов и монастырей в честь Животворящего Креста. Вот лишь некоторые из них:

1. Монастырь Святого Креста. Деревня Омодос.
2. Монастырь Святого Креста. Деревня Кука.
3. Монастырь Миртового Креста. Находится в двух километрах к юго-востоку от деревни Тсада.
4. Храм Честного Креста. Охраняется ЮНЕСКО. Деревня Платаниса, восточная часть Троодоса.
5. Церковь Святого Креста. Деревня Агия Ирини.
6. Церковь Святого Креста. Деревня Пелендри.

Источники:

http://www.kakprosto.ru/kak-917840-prazdnik-vozdvizheniya-kresta-gospodnya-istoriya-i-sovremennost
http://azbyka.ru/days/p-istorija-prazdnika-krestovozdvizhenija
http://russiancyprus.net/news/society/4621-vozdvizhenie-zhivotvoryashchego-kresta/

Ссылка на основную публикацию