Агрессивный ребенок. Советы родителям агрессивных детей

Агрессивный ребенок (причины, проявления, коррекция, советы родителям).

Агрессивный ребенок (причины, проявления, коррекция, советы родителям).

Агрессия – мотивированное, эмоционально окрашенное жесткое целенаправленное нападение, форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающего подобного обращения. Агрессия – это вид действий или состояние, а агрессивность – черта характера, привычка и склонность реагировать на все агрессивно. Агрессивное поведение — одна из форм реагирования на различные неблагоприятные в физическом и психическом отношении жизненные ситуации, вызывающие стресс, фрустрацию и т.д.

Проявления у детей агрессии, злости – естественны, хотя и пугают многих родителей. Ребенок не может быть злым от природы, за этим стоят какие-либо причины, и проявление агрессии – естественное следствие каких-либо внутренних или внешних событий. Часто агрессия – отражение внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на происходящие вокруг ребенка события. Но если вовремя не помочь ребенку справиться с этим состоянием, агрессия может стать устойчивой формой поведения, переходя со временем в негативное качество личности. Прежде чем запрещать или подавлять проявления злости и агессии, нужно разобраться в причинах, их вызывающих.

Первая причина – в семье, где растет малыш. Если в семье ребенка ему демонстрируют агрессивное поведение (папа бьет маму или мама обижает самого ребенка и т.д.), ребенка обижают и унижают, в конце концов, эта модель поведения закрепляется в сознании малыша и приводит к агрессивным проявлениям вне дома.

Вторая причина – в дошкольных учреждениях, на различных кружках или секциях. Из различных игр с другими детьми, дети учатся у других детей, если в таких семьях так принято себя вести (“я самый сильный – поэтому мне все можно”. “кто круче, тот и прав”. ).

Третья причина – из СМИ. Дети часто смотрят телевизор вместе со своими родителями, и зачастую не совсем полезные программы, где демонстрируют сцены насилия, убийства и т.д. Далее дети переносят эти сцены в реальную жизнь через игры и даже не осознают, что их уровень агрессивности, мягко говоря, уже повышен.

Дети проявляют Агрессию, если:

— Если ребенка часто оскорбляют, унижают, ставят в ситуации, травмирующие его (отбирают его игрушки, бьют. );

— Ребенок проявляет злость, если он, например, плохо себя чувствует, а к нему пристают с различными заданиями или просьбами. ;

— Вы не обращаете на него внимания (пример: вы разговариваете по телефону, играете в компьютере. ), он сердится и проявляет злость;

— Ребенок копирует поведение взрослого, думая, что так можно вести себя и ему (например: грубить, швырять вещи, не убираться. );

— Если ребенок пережил травмирующее событие (развод родителей, смерть одного из любимых близких, насилие, сильный страх, переезд, сильный испуг, рождение другого ребенка в семье. );

— Если ребенку внушили, что он “плохой”. Он будет болезненно воспринимать критику в свой адрес и проявлять агрессивное поведение

И многое, многое, многое другое.

Дети проявляют Агрессию, как:

— В Словесной форме: крик, обзывательства, угрозы, оскорбления, угрожающе смотрит (строит ужасные гримассы). ;

— В Физической форме: нападает на других детей или взрослых (часто на родителей), дерется, толкается, ломает игрушки другим детям, кусается. ;

— В действиях “За спиной”: игнорирование, ябедничает, провоцирует сверстников, пока никто не видит, манипулирует другими.

Тесты и методики выявления Агрессивности:

1. Кинетический рисунок семьи (КРС). Цель – выявить особенности восприятия ребенком семейной ситуации, своего места в семье, а также его отношений к членам семьи.

2. Методика Рене Жиля. Для исследования сферы межличностных отношений ребенка и его восприятия внутрисемейных отношений. Цель – изучение социальной приспособленности ребенка, а также его взаимоотношений с окружающими.

3. “Несуществующее животное”. Проективный метод исследования личности.

4. “Руки”. Проективная методика, направленная на изучение агрессивного отношения. Разработан Б. Брайклином, З. Пиотровским, Э. Вагнером.

5. Тест тревожности (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки). Цель методики – Определить уровень, степень тревожности ребенка.

6. “Кактус”. Графическая методика. Цель – выявление состояния эмоциональной сферы ребенка, выявление наличия агрессии, ее направленности и интенсивности.

7. “Дом – Дерево – Человек” Оценка агрессивности ребенка и других видов нарушений поведения таких как конфликтность, негативизм, враждебность.

8. Тест на определение внутренней агрессивности С. Дайхоффа.

9. Тест Розенцвейга. Методика рисуночной фрустрации. Детский вариант (модификация Н.В.Тарабриной). Методика предназначена для исследования реакций на неудачу и способов выхода из ситуаций, препятствующих деятельности или удовлетворению потребностей личности.

Направления коррекционной работы с Агрессивными детьми:

— Снижение уровня личностной тревожности;

— Обучение ребенка конструктивным поведенческим реакциям в проблемной ситуации;

— Снятие деструктивных элементов в поведении;

— Развитие позитивной самооценки;

— Обучение ребенка техникам и способам управления собственным гневом;

— Развитие контроля над деструктивными эмоциями;

— Формирование осознания собственных эмоций и чувств других людей, развитие эмпатии;

— Обучение ребенка выражению своего гнева приемлемым способом, безопасным для себя и окружающих, отреагированию негативной ситуации в целом;

— Консультационная работа с родителями, направленная на снятие провоцирующих факторов агрессивного поведения у детей.

Советы Родителям Агрессивных детей:

– С помощью психолога выяснить, что является причиной агрессивного поведения вашего ребенка;

– Будьте внимательны к своему ребенку, полезно прислушаться к нему и постараться понять;

Читать еще:  Как делать снежинки из бумаги на новый. Объемные снежинки из бумаги: идеи и мастер-классы

– Знайте, что жесткое подавление агрессии ребенка, только усилит его агрессию;

– Будьте последовательны, но неагрессивны при реагировании на негативное , нежелательное поведение ребенка;

– Нельзя часто наказывать ребенка, приказывать ему выполнить то или иное, ребенку придется подавлять свой гнев, он будет накапливаться внутри него, и выльется в агрессию, по отношению к самому себе;

– Ребенок должен понимать, что вы любить его, но в данной ситуации недовольны его поступком или действием. Объясните ему, почему;

– Если ребенок проявляет гнев по вполне объяснимым причинам, постарайтесь не реагировать на это, у него есть на это право, но объясните, как лучше поступить или как можно по-другому отреагировать на тот или иной раздражитель. А далее, переключите его на что-то иное;

– Контролируйте собственные эмоции и их проявления в присутствии ребенка, ведь он “как губка” впитывает их от вас;

– Адекватно понимать, что и когда ребенку можно запретить и настоять на своем решении, а когда можно и уступить ему. Он тоже личность, хоть и маленький, и у него тоже есть права, чувства и эмоции;

– Обращать внимание ребенка на то, как окружающие люди ведут себя в различных жизненных ситуациях, объяснять ребенку, что непонятно;

– Избегать показа в СМИ, сцен насилия, убийств и т.д.;

– Учить его: добру, сопереживанию, сотрудничеству, отстаиванию своих личных границ, осознавать ответственность за содеянное. ;

– Относиться к окружающему вас миру и к своему малышу позитивно.

Уважаемые читатели! Присылайте свои предложения, пожелания, замечания.

Рекомендации родителям : “Агрессивные дети”
материал на тему

Материал содержит несколько советов родителям, о методах работы с агрессивными детьми.

Предварительный просмотр:

Существует два вида агрессии: «доброкачественная» и «злокачественная». Первая появляется в момент опасности и носит оборонительный характер. Как только опасность исчезает, затухает и данная форма агрессии. «Злокачественная» агрессия представляет собой жесткость и деструктивность и бывает спонтанной и связанной со структурой личности.

Существует 5 видов агрессии:

1. Физическая агрессия (физические действия против кого-либо)

2. Раздражение (вспыльчивость, грубость)

3. Вербальная агрессия (угрозы, крики, ругань и т.д.)

4. Направленная агрессия (сплетни, злобные шутки)

5. Ненаправленная агрессия (крики в толпе, топание и т.д.)

6. Негативизм (оппозиционная манера поведения)

Все эти виды агрессии можно наблюдать у людей всех возрастов, а иногда они проявляются с самого раннего детства.

Агрессивный ребенок, как и любой другой, нуждается в ласке и помощи взрослых, потому что его агрессия — это, прежде всего, отражение внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на происходящие вокруг него события.

Такой ребенок часто ощущает себя отверженным, никому не нужным. «Как стать любимым и нужным» — неразрешимая проблема, стоящая перед маленьким человечком. Вот он и ищет способы привлечения внимания взрослых и сверстников. К сожалению, эти поиски не всегда заканчиваются так, как хотелось бы нам и ребенку, но как сделать лучше — он не знает.

Давайте рассмотрим возможные причины проявления агрессивного поведения у детей. Ведь только понимая причины возникновения не желательных ситуаций, мы можем предотвратить их появление или исправить то, что уже произошло.

Возможные причины появления агрессии у ребенка:

1. Проявлению агрессивных качеств у ребенка могут способствовать некоторые соматические заболевания или заболевания головного мозга.

2. Просмотр агрессивных телепередач, компьютерные игры со сценами насилия.

3. Ссоры, конфликты, грубость в семье.

4. Регулярное проявление у родителей одного или нескольких из вышеуказанных видов агрессивного поведения.

5. Неразумные, не соответствующие возрасту требования, ограничения и наказания, накладываемые родителями по отношению к ребенку.

6. Строгое наказание, без проведения разъяснительных бесед, за любое проявление агрессивности у ребенка. В этом случае ребенок учится скрывать свой гнев в присутствии родителей, но это не гарантирует подавления агрессии в любых других ситуациях. Напротив такое поведение родителей взращивает, развивает в своем сыне или дочери чрезмерную агрессивность, которая будет проявляться даже в зрелые годы. Ведь всем известно, что зло порождает только зло, а агрессия — агрессию.

7. Пренебрежительное, попустительское отношение взрослых к агрессивным вспышкам ребенка также приводит к формированию у него агрессивных черт личности.

8. Недостаточное время, уделяемое родителями ребенку. Дети часто используют агрессию и непослушание для того, чтобы привлечь к себе внимание взрослого.

9. Ревность к другим детям.

10. Малыши, родители которых отличаются чрезмерной уступчивостью, неуверенностью, а иногда и беспомощностью в воспитательном процессе, не чувствуют себя в полной безопасности и также становятся агрессивными.

11. Неуверенность и колебания родителей при принятии каких-либо решений провоцирует ребенка на капризы и вспышки гнева, с помощью которых дети могут влиять на дальнейший ход событий и при этом добиваться своего.

Только родители, которые умеют находить разумный компромисс, «золотую середину», могут научить своих детей справляться с агрессией.

Рекомендации родителям по устранению и профилактики агрессивного поведения у детей:

1. Прежде всего, проанализируйте собственное поведение и стиль отношений между членами семьи. Дети копируют поведение своих родителей.

2. Исключите просмотр агрессивных импортных мультфильмов, и тем более взрослых фильмов ужасов или триллеров, за исключением детских мультфильмов с «доброкачественной» агрессией, в которых учат, как постоять за себя.

3. Уделяйте время и внимание своему малышу! Это позволяет почувствовать ребенку, что для вас он самый важный и любимый человечек в мире. Ощущение собственной значимости и ценности для родителей формирует у ребенка здоровую нервную систему, самооценку и дружелюбное настроение. Хотя бы 15-20 минут в день родители должны посвящать своему ребенку и только ему, забыв про свои “взрослые” дела. Это может быть и игра, и беседа, и чтение книги, какое-либо общее занятие. Ничто не должно отвлекать взрослого (телевизор, телефон, домашние дела и т.д.).

Читать еще:  Как обновить старое детское платье. Как украсить платье цветами. Модная юбка, укороченная спереди

Так же необходимо личное дружеское (хотя бы полный час) общение «тет-а-тет» хотя бы раз в неделю, с проведением времени именно так, как хочет ваш ребенок (выбранная им игра, поход в парк, кино, кафе, совместный просмотр детского фильма).

4. Не злоупотребляйте замечаниями. Вместо того, чтобы говорить как не надо делать, говорите как надо делать.

5. Не следует вести разговоры об агрессивности ребенка при посторонних людях и уж тем более — при сверстниках. Это только повысит сосредоточенность ребенка на данной особенности своего характера, и придаст чувство обреченности и неприятия себя значимыми близкими. Пусть это его качество станет вашей совместной работой. Это придаст ребенку чувство уверенности, защищенности, эмоциональной близости и доверия к вам.

6. Объясните ребенку, почему нельзя драться, кусаться, обзываться, а также бросать в других детей игрушки и книжки. Затем расскажите и покажите малышу, какого поведения вы от него ждете: поцелуйте его, обнимите, поговорите с ним. Объясните ребенку, как чувствует себя тот, кого ударили или укусили. Расскажите, почему нужно вести себя дружелюбно.

7. Пресекайте агрессию, как со стороны своего ребенка, так и со стороны других детей, направленную на вашего малыша.

Если вы видите, что ваш малыш дерется, то наиболее эффективным будет замечание, состоящее из трех частей: приказания прекратить неподобающее поведение («Перестань драться!»), причины, по которой это нужно сделать («Детям больно, когда ты их бьешь»), и альтернативного варианта поведения. Само собой разумеется, что необходимо узнать, какова причина нападения вашего ребенка. Ведь может быть, что он справедливо защищал себя или свою собственность. В таком случае необходимо морально поддержать своего малыша, может быть помочь ему отстоять его интересы, а также объяснить, как можно это делать конструктивным способом.

8. Обучите ребенка способам выражения гнева в приемлемой форме. В практике психологов при обучении агрессивных детей конструктивным способам выражения гнева используются следующие направления:

– учат детей прямо заявлять о своих чувствах «…Чем больше гнева выплеснется в словах, тем меньше его останется, чтобы проявить потом через ложь, воровство, секс, наркотики и все другие образцы столь распространенного сегодня пассивно-агрессивного поведения» (Р. Кэмпбелл);

– выражать гнев в косвенной форме, с помощью игровых терапевтических приемов;

– перенос чувств на неопасные объекты (этому рекомендуется обучать в основном маленьких детей, которые не всегда могут оформить в слова свои мысли и тем более чувства). Здесь в арсенале взрослого должны иметься резиновые игрушки, каучуковые шарики, которые можно бросать в ванну, наполненную водой, подушки, поролоновые мячи, мишень с дротиком, «стаканчик для крика», кусок мягкого бревна, молоток и гвозди, спортивный инвентарь и т.д.

Все эти предметы нужны для того, чтобы ребенок не направлял гнев на людей, а переносил его на неодушевленные предметы, выплескивал его в игровой форме.

9. Не применяйте силу. Применяя по отношению к ребенку телесные наказания, вы тем самым разрешаете ему бить других.

10. Не теряйте самообладания. Если каждый раз, когда ребенок начинает драться, вы выходите из равновесия, вскоре он поймет, что можно привлечь ваше внимание с помощью агрессивного поведения.

11. Не прикасайтесь к ребенку в тот момент, когда вы злы на него. В таких ситуациях лучше уйти в другую комнату. Там вы сможете освободиться от гнева способами, о которых не будете потом сожалеть. Например, проговорив свой гнев или продышав его.

Научитесь сами освобождаться от гнева конструктивными способами. Мэтью Мак – Кей, Питер Роджерс, Юдис Мак – Кей в книге «Укрощение гнева» дают взрослым рекомендации по развитию способности к самообладанию. Полезные рекомендации родителям можно найти на страницах книги Р.Кэмпбелл «Как справляться с гневом ребенка».

Если вышеуказанные рекомендации оказались все же недостаточными для решения проблемы агрессивного поведения у вашего ребенка, вы можете обратиться к специалисту, который поможет вам определить причины такого поведения и научить своего малыша осознавать свои чувства и эмоции, выражать гнев приемлемыми, неразрушительными способами и начать учиться управлять им.

Если мы будем помнить, что за любыми вспышками ярости или гнева у детей скрывается боль, обида или разочарование, то нам будет легче справиться со своей агрессивностью, удержать свои негативные эмоции для того, чтобы понять своего ребенка и помочь ему.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Большинство родителей, сталкиваясь с агрессивным поведением своего ребенка, не придают этому факту особенного значения, считая, что такое поведение свойственно многим маленьким детям. Они думают.

Злой, агрессивный ребёнок, драчун и забияка – большое родительское огорчение, угроза благополучию детского коллектива, “гроза” дворов, но и несчастное существо, которое никто не понимает, не хочет при.

игры для снятия агрессии.

Рекомендации родителям агрессивного ребенка.

Читать еще:  День матери в америке традиции. Как отмечают день матери в разных странах. Какой день стоит пометить в календаре

Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для врачей, продителей ,но и педагогов и психологов. Как правильно вести себя с агрессивным ребенком.

Рекомендации родителям по воспитанию агрессивного ребенка

Агрессивный ребенок – какой он?

– по темпераменту ребенок: вспыльчив, непокорен, непредсказуем;

– по характеру: самоуверен, недостаточно внимателен к чувствам окружающих, дерзок, проявляет негативизм.

 Нарушения эмоционально-волевой сферы:

– неумение ребенка управлять своим поведением;

– недостаточное усвоение ребенком общественных норм поведения, общения.

 Неблагополучная семейная обстановка:

– отчуждение, постоянные ссоры, стрессы;

– нет единства требований к ребенку;

– ребенку предъявляются слишком суровые или слабые требования;

– физические (особенно жестокие) наказания;

– асоциальное поведение родителей;

– плохие жилищно-бытовые условия, материальные затруднения;

 Психологический климат в дошкольном учреждении.

Рекомендации родителям по воспитанию агрессивного ребенка.

 Упорядочьте систему требований, следите за своими поступками, показывая ребенку личный (положительный) пример.

 Поддерживайте дисциплину, выполняйте установленные правила.

 Собственным примером приучайте ребенка к самоконтролю.

 Давайте ребенку понять, что вы его любите таким, какой он есть.

 Направьте его энергию в положительное русло (например, спорт, где ребенок может научиться контролировать эмоции, управлять своим поведением (восточные единоборства, бокс, ушу), рисование, пение).

 Предъявляя ребенку свои требования, учитывайте его возможности, а не свои желания.

 Игнорируйте легкие проявления агрессивности, не фиксируйте на них внимание окружающих.

 Включайте ребенка в совместную деятельность, подчеркивайте его значимость в выполняемом деле.

 На проявление агрессии устанавливайте жесткий запрет в том случае, когда агрессия, не являясь защитной реакцией, служит для ребенка своеобразным «развлечением».

 Научите ребенка жалеть. Он должен понять, что своим поведением доставляет огорчение, причиняет страдание близким людям.

 Никогда не заставляйте ребенка забывать, что он добрый. Например, скажите ему: «Зачем ты так делаешь, ведь ты хороший, добрый!».

 Практикуйте эмоциональное поощрение за проявление доброты. В этом случае ребенок быстро сумеет перерасти «естественную возрастную агрессивность» и научится быть гуманным и добрым.

 В том случае, если у ребенка имеется потребность выплеснуть агрессивные эмоции, ему предоставляется такая возможность в игре. Можно предложить ему следующие игры: подраться с подушкой; рвать бумагу; используя «стаканчик для криков», высказать свои отрицательные эмоции; поколотить стул надувным молотком; громко спеть любимую песню; налить в ванну воды, запустить в нее несколько пластмассовых игрушек и бомбить их мячом; пробежать несколько кругов вокруг дома или по коридору; покидать мяч об стену; устроить соревнование «Кто громче крикнет», «Кто выше прыгнет», «Кто быстрее пробежит».

 Если это возможно, сдерживайте агрессивные порывы ребенка непосредственно перед их проявлением, остановите занесенную для удара руку, окрикните ребенка.

 Учите ребенка выражать свои негативные эмоции в социально приемлемой форме. На первом этапе предложите ребенку переносить свой гнев с живого объекта на неживой (Например: «Если ты хочешь ударить, бей лучше не меня, а стул»), а затем научите ребенка выражать свои чувства, переживания в словесной форме.

Помните, что бороться с агрессивностью нужно терпением, объяснением, поощрением.

Можно выделить несколько шагов по преодолению агрессивного поведения у ребенка.

1 ш а г – стимуляция гуманных чувств:

– стимулируйте у агрессивных детей умение признавать собственные ошибки, переживание чувства неловкости, вины за агрессивное поведение;

– учите его не сваливать свою вину на других;

– развивайте у ребенка чувство эмпатии, сочувствия к другим, сверстникам, взрослым и живому миру.

 « Миша, неужели тебе не жалко других детей?»

 « Если ты других жалеть не будешь, то и тебя никто не пожалеет».

 Спросите у ребенка, почему плачет обиженный ребенок.

 Предложите помириться с обиженным ребенком («Мирись, мирись и больше не дерись…»)

2 ш а г – ориентация на эмоциональное состояние другого.

Стремитесь обратить, привлечь внимание к состоянию другого, не выражая оценочного отношения к случившемуся.

 «Ты сейчас чувствуешь себя победителем?», «Кому сейчас плохо, как ты думаешь?»

 Если агрессивный ребенок стал свидетелем того, как обидели Лену, то взрослый предлагает ему: «Давай пожалеем Лену!»

 «Как ты думаешь, сейчас только тебе плохо или еще кому-то?», «Тебе сейчас грустно?», «Ты злишься?», «Ты чувствуешь усталость и ни с кем не хочешь разговаривать?».

3 ш а г – осознание агрессивного и неуверенного поведения или состояния:

– помогите агрессивному ребёнку адекватно оценивать эмоциональное состояние ребёнка-жертвы, а не только собственное;

– постарайтесь понять характер агрессивности – защитный или более похожий на жестокость без сочувствия к обиженным;

– стимулируйте осознание особенностей вспыльчивого и неуверенного поведения детьми;

– стремитесь поставить агрессивного ребёнка на место ребёнка-жертвы;

– чаще разговаривайте с агрессивным ребёнком о палитре его собственных эмоциональных состояний;

– чаще спрашивайте у него о вариантах выхода из конфликтной ситуации;

– объясняйте, какими другими неагрессивными способами он может самоутвердиться;

– расскажите, что такое вспышка гнева и что означает «контролировать» собственную агрессию, и зачем это необходимо делать.

– спрашивайте у ребенка, в каких случаях он чаще всего становится сердитым, теряет над собой контроль;

– объясните ребенку, зачем необходимо и что означает «контролировать» собственную агрессию.

Источники:

http://www.b17.ru/article/45771/
http://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2014/06/27/rekomendatsii-roditelyam-agressivnye-deti
http://infourok.ru/rekomendacii-roditelyam-po-vospitaniyu-agressivnogo-rebenka-1645796.html

Ссылка на основную публикацию