Аварские мужчины. Обычаи и традиции аварцев

Традиции и обычаи аварцев

В Аварии этикет жизни регулировался в зависимости от возраста и общественного положения. Например, при решении дел на сельских сходах решающий голос имели старейшины – главы больших семей. Процедура принятия решений на сходах представляла собой своеобразный ритуал, в котором конечный результат определялся авторитетом участника и не в последнюю очередь его ораторским искусством.

Культура аварцев предусматривает определенный минимум расстояния между беседующими людьми. Например, молодежь по отношению к старикам должна выдерживать определенную дистанцию, для чего младший, подойдя для рукопожатия, тут же должен сделать один-два шага назад. Между разговаривающими мужчиной и женщиной «приличная» дистанция увеличивается уже до двух метров, а между женщинами сокращается вдвое. Если встреча состоится на лестнице, то мужчина по отношению к женщине должен стоять на пару ступенек ниже. Для аварцев, как и для остальных народов Дагестана, характерно традиционное уважение к старшим. Так, при любом собрании место старших всегда в центре. Если рядом идут двое мужчин, то почетная правая сторона всегда уступается старшему из них. Если супруги идут по улице, то муж всегда впереди на один-два шага. При встрече путников предпочтение оказывается тому, кто спускается с горы.

В аварских обрядах гостеприимства гость обладает привилегиями перед хозяином независимо от возраста и ранга. При рассаживании на торжественном пиру гостям, прибывшим издалека, оказывается предпочтение перед теми, кто живет по соседству. Такое же предпочтение отдается родственникам по материнской линии перед родственниками по отцовской. Нарушение подобных обычаев влечет за собой плохие последствия для нарушителей (болезнь или неудачи) и воспринимается как проявление невоспитанности, дурного тона, а порой и вызова общественному мнению.

Каждая аварская усадьба имела в своем составе кунацкую – помещение для гостей-мужчин, которая была готова к приему гостей в любое время суток. Более того, постоянное поддерживание в ней порядка и наличие неприкосновенного запаса лучшей провизии считалось делом чести для хозяина. Гость мог прибыть в любое время и поселиться в кунацкой, даже не оповестив об этом хозяина. Если же о предстоящем визите было известно заранее, то гостю устраивали прием по всем правилом аварского этикета. Перед входом в дом гости обязательно отдавали хозяину все оружие, кроме кинжала. В этом обряде содержался особый смысл – отныне ответственность за безопасность прибывших хозяин брал на себя. Гость входил в дом вслед за хозяином и усаживался на почетное место. Если гостей было много, то они делились на две группы по возрасту и размещались в разных помещениях. При этом хозяин дома следил за тем, чтобы в одной группе не оказались отец и сын, младший и старший брат, зять и тесть. Им даже нельзя было находиться за одним столом. После рассаживания по этикету следовало вести малозначащие вежливые разговоры, а хозяин ни при каких обстоятельствах не мог спросить прибывших о цели визита. Нельзя было оставлять гостя одного, если он сам этого не хотел. Обычно к нему приставляли кого-нибудь из младших членов семьи, который должен был выполнять все просьбы гостя. Молодые женщины семьи считали своим долгом следить за состоянием одежды гостя – каждое утро он находил ее вычищенной и, если необходимо, отремонтированной. Однако гость тоже был связан большим количеством этикетных запретов и предписаний. Он не должен был говорить, какие блюда ему хочется есть. Гость не имел права вмешиваться в семейные дела хозяина, входить в женские помещения, на кухню. Он не мог уехать, не получив разрешения хозяина, а получив его, не мог покинуть дом, не выполнив определенного минимума действий, на что требовалось порой несколько часов. Он даже не мог просто встать из-за стола и выйти на двор без разрешения хозяина. Считалось неприличным расхваливать что-нибудь в доме, так как по традиции хозяин обязан был отдать в дар понравившуюся гостю вещь. Покидающего дом гостя обычай предписывал одаривать и провожать до пределов селения или даже района. При этом гость не мог отказаться от подарков, однако ему следовало деликатно отказываться от дальних проводов. В таких случаях этикет допускал целое соревнование в учтивости, когда хозяин настаивал на проводах, а гость старался от них отказаться. Уезжая, гость обязательно приглашал хозяина навестить его, а при следующем посещении селения правила хорошего тона предписывали заехать к тому, у кого гостил раньше. Невыполнение этого предписания было равносильно личному оскорблению.

Власть главы семьи у аварцев не была деспотична. Более того, женщине фактически принадлежала ведущая роль в решении многих семейных и хозяйственных дел. Тем не менее в семейном быту, в отношениях супругов, в положении детей и женщин существовали определенные правила. Мужу принадлежало все основное имущество дома, он же распоряжался судьбами детей. Привилегированное положение мужчины подчеркивалось внутренним распорядком семейной жизни. Муж и жена в аварской семье были в значительной мере отчуждены друг от друга. Если имелось несколько комнат, то жена с детьми помещалась в одной комнате, муж – в другой. Мальчики спали в комнате матери до совершеннолетия, то есть до 15 лет, а затем переходили к отцу. В однокомнатном доме супруги жили по разным углам. Такая же отчужденность существовала и в отношениях между отцом и детьми, между родителями и женой сына. Хотя с течением времени, когда у невестки рождались и подрастали дети, правила избегания постепенно смягчались, но они никогда не исчезали вовсе. Получив право находиться в одном помещении со свекром, невестка никогда не заговаривала с ним первой без особой нужды и ограничивала свое общение лишь ответами на его вопросы.

Читать еще:  Репатриация в Израиль с детьми. Интервью с Виталием. Жизнь в Израиле. Лечение детей в израиле, педиатрия в израиле Болеют ли дети в израиле

Запреты на общение между юношами и девушками не давали порой возможности прямого признания в любви и предложения руки и сердца. Юноша, посетив дом своей избранницы, мог, уходя, оставить в нем шапку, кинжал или другой предмет, что однозначно расценивалось как предложение. Получив от девушки согласие, молодой человек посылал к ее родителям свою мать, сестру или другую родственницу для предварительных переговоров. Окончательно договариваться о свадьбе шли мужчины.

Старинная аварская свадьба представляла собой сложный ритуал. Торжества продолжались несколько дней, на них приглашались все без исключения жители села. Первый день свадьбы отмечался в доме одного из друзей жениха. Угощение устраивалось в складчину, избирался хозяин застолья и старший на свадьбе, который должен был распоряжаться церемониями, танцами и прочим. На второй день праздник переносили в дом жениха, куда к вечеру в сопровождении подруг переходила невеста, одетая в свадебный наряд и укутанная покрывалом. Молодежь села преграждала свадебной процессии дорогу, требуя выкупа. Невестку встречала свекровь, вручала ей подарок и отводила в специально приготовленную комнату, где она оставалась в окружении подруг до конца торжеств. Мужчины – родственники жениха не имели права входить к невесте. Жених все это время находился в окружении друзей, которые охраняли его от попыток «похитить», так как иногда жениха выкрадывали подруги невесты. По обычаю, жених не должен был им сопротивляться, а его друзья платили выкуп. После угощения начинались танцы под звуки зурны и барабана. Поздно ночью жених приходил в комнату невесты.

На следующий день женщины поздравляли новобрачную, родственники мужа дарили ей подарки, и все угощались обрядовой кашей. Через несколько дней молодая первый раз выходила в сопровождении женщин за водой. Гости собирались у источника, не давая новобрачной набрать воды, и она вынуждена была откупаться от них сластями.

Самое торжественное событие в жизни аварской семьи – рождение ребенка. Особенно желанным было рождение сына: оно повышало значение женщины в глазах мужа и вызывало зависть у ее подруг. О рождении ребенка молодой отец извещал односельчан выстрелами из ружья. Затем устраивалось застолье для родственников, которые сообща выбирали имя новорожденному.

Аварцы соблюдали обычай кровной мести. Причинами кровной мести, кроме убийства, были нарушение брачного обещания, похищение людей, супружеская неверность, осквернение домашнего очага. Хотя по нормам обычного права (адата) месть должна была быть эквивалентной, в действительности потерпевшая сторона (родственники убитого или оскорбленного) часто стремилась воздать сторицей, что вело к бесконечной цепи взаимных убийств, так как срока давности кровная месть не имела. Однако уже в XIX в. кровная месть стала редким явлением. В аварских общинах мщение чаще заменялось возмещением за кровь, что полностью отвечало нормам шариата. Примирение обычно совершали почетные старики по определенному ритуалу, с уплатой виновной стороной «цены крови» и устройством так называемого «кровного стола» – угощения для большого числа людей.

Аварский фольклор широко представлен историческими преданиями, сказками, пословицами, поговорками, плачами и песнями – колыбельными, лирическими и героическими. Аварский песенный фольклор на редкость богат. Одни песни посвящены борьбе с иноземными захватчиками. Другие прославляют подвиги народных героев, воспевают дружбу, преданность и любовь. Полны теплоты и лиризма колыбельные песни. Сохранили аварцы и старые плачи-причитания, выражавшие народное горе.

Весьма разнообразны аварские танцы: быстрые и медленные, мужские и женские, парные и коллективные.

Один из главных календарных праздников аварцев – день первой борозды, открывал цикл весенних полевых работ. Он сопровождался ритуальной вспашкой, пиршеством, скачками и различными играми.

Свободное время мужчины посвящали в основном играм (нардам, таме – игре, напоминающей шашки) и спортивным занятиям (борьбе, бегу, метанию камня, джигитовке, скачкам).

Аварские мужчины. Обычаи и традиции аварцев

Крепкая семья – ценность для всех без исключения кавказских народов, в том числе и аварцев. А день бракосочетания – один из самых важных в жизни. При этом нельзя выделить какого-то одного сценария, в соответствии с которым проходит свадьба: в каждом дагестанском ауле приняты свои особенные, различимые в нюансах традиции и обычаи.

Аварская свадьба

В прошлом семейные отношения регулировались адатами – нормами обычного права. В соответствии с ними требовалось, к примеру, чтобы новобрачные были выходцами из равных по влиятельности, значимости и авторитетности среди соплеменников семей. Вплоть до конца XIX жених и невеста подбирались друг другу в пределах одного тухума: особо предпочтительны были союзы между родственниками и однофамильцами, односельчанами. Межнациональные браки у аварцев до середины прошлого века были явлением крайне редким.

Когда-то среди аварского народа практиковались свадьбы по родительскому сговору. Бывало, что жених и невеста встречались на церемонии бракосочетания впервые. Кстати, зачастую такие семьи оказывались наиболее прочными, что не так уж и удивительно: при создании пар родители учитывали очень много факторов, на которые не обращают внимание молодые люди. Например, пристально приглядывались к матери невесты, подыскивая скромную, трудолюбивую и добропорядочную женщину. Такая просто не может воспитать недостойную дочь!

Особенно часто этим принципом пользовались в случае так называемых “колыбельных браков”, когда невесту маленькому сыну подбирали еще в младенчестве.

Девушку с самого раннего детства морально готовили к её женскому предназначению: выйти замуж за смелого и хозяйственного парня-аварца. Параллельно родители готовились к свадьбе материально, собирая приданое, состоявшее, из спальных принадлежностей, украшений, медной и серебряной посуды. Ударить в грязь лицом в этом вопросе было нельзя: перед самой свадьбой обязательно проходила оценка приданого перед лицом собравшихся со всего аула родственников и односельчан.

Читать еще:  Женский алкоголизм: причины и лечение. Алкоголизм у женщин - симптомы и первые внешние признаки, почему неизлечим и как бороться с зависимостью

Досвадебное общение между юношей и девушкой строго запрещалось. При этом, свадьбы не по предварительной договоренности тоже не были редкостью. Чтобы предложить руку и сердце, жених навещал отчий дом своей избранницы, оставляя в нём кинжал, шапку или любой другой личный предмет. Только получив от невесты формальное согласие, молодой аварец отправлял к родителям своей невесты маму, сестру или другую женщину-родственницу, которые должны были обговорить все условия будущей церемонии детально.

Аварская свадьба занимала несколько суток. Первый день торжества “гуляли” в доме самого близкого жениху друга: накрывался богатый стол, выбирался хозяин застолья и тамада. Второй свадебный день проходил в жилище жениха, куда в сопровождении подруг приходила празднично наряженная и укутанная покрывалом невеста. После обязательной церемонии выкупа, свекровь вручала невестке специальный подарок и провожала девушку в отдельную комнату, в которой ей вместе с подругами предстояло находиться вплоть до окончания свадьбы. Интересно, что “откупов” и “выкупов” во время аварской свадьбы было несколько. Помимо классического и привычного – за невесту – друзьям жениха приходилось умасливать подружек невесты, которые пытались “выкрасть” новоиспеченного супруга. А через пару дней, когда невеста выходила из дома, чтобы набрать воды, уже ее подруги откупались сладостями от гостей, которые всячески мешали девушке подойти к колодцу.

Семейная жизнь аварцев

Свадьба-свадьбой, но самое главное событие – рождение первенца. Желанным в первую очередь было появление на свет сына, но и дочери аварцы тоже радовались. О рождении младенца глава семьи оповещал односельчан громкими выстрелами из ружья. Имя новорожденному у аварцев было принято выбирать во время общесемейного застолья по случаю рождения ребенка.

У аварцев ценилась супружеская верность. В случае измены дело могло кончиться кровной местью. Согласно адату, причиной для нее могло служить как нарушение брачного договора, так и осквернение домашнего очага. Впрочем, уже к середине XIX века эти обычаи себя практически изжили.

В бытовом плане власть мужа, главы семейства, не была абсолютной: женщины имели право решать внутренние проблемы наравне с мужем. И тем не менее существовало чёткое разделение зон ответственности мужчин и женщин. Так, хозяин дома отвечал за всё материальное имущество и за судьбы детей.

В жизни аварской семьи до сих пор наблюдается своеобразная отчужденность между мужской частью дома и женской. Женщина с детьми, как правило, живёт в одной комнате, её муж – в другой. Даже мальчики вплоть до достижения 15 лет ночуют в одной комнате с матерью. Такого же рода отчуждённость сохраняется и в отношениях между свёкром и невесткой: молодая женщина не имеет права заговаривать с главой дома, а на его вопросы должна отвечать коротко и строго по делу.

Интересные факты об аварцах

– Вплоть до 1928 года аварцы использовали письменность на основе арабского алфавита, затем в течение десяти лет – латинский алфавит, и только с 1938 года перешли на кириллицу.

– В наименованиях дней недели в аварском языке можно найти отголоски религий, в разное время преобладавших на Кавказе. Так, слово “шаммат” (суббота) явно пришло из иудаизма (сравните с шаббатом у евреев). Четверг аварцы, как и христиане, обозначают “рыбным днём”, а слово “рузман” (пятница) пришло в язык из иранского.

– Один из известнейших аварцев – знаменитый советский поэт Расул Гамзатов. Помимо собственного богатого поэтического наследия, он оставил переводы на родной язык произведений множества классиков русской литературы: А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, С. А. Есенина и В. В. Маяковского. В республике Гамзатова называют “дагестанским Пушкиным”. В его честь названы улицы, театры, библиотеки и даже один из астероидов.

Фото на главной странице – “Горянка Амина”, Магомед Магомедов, конкурс “Дети России”.

Традиции аварской свадьбы

Аварцы – народ, который славится не только доблестью и честью, но и своим отношением к традициям и обычаям предков. С давних пор до настоящего времени их почитают и стараются следовать им во всем. Особенно это касается свадеб и семейного уклада. Издавна повелось, что невесту аварскому парню выбирают только родители.

Браки заключались исключительно по предварительному сговору старших и оставались прочными до конца жизни супругов. Аварская свадьба – результат договоренности родственников и беспрекословное подчинение родительской воле. Аварцы – немногочисленный народ, и для сохранения его было принято женить парней только на аварках, выбирая невест после тщательного ознакомления с их семьями.

Как проходит сватовство и помолвка

В прежние времена случалось так, что жених и невеста впервые встречались только на собственной свадьбе, хотя с самого детства знали, что супруг или супруга давно выбраны родителями.

Приданое для невесты тоже собиралось с момента ее появления на свет, ведь главное предназначение женщины – стать покорной женой, хорошей хозяйкой, заботливой матерью.

Сегодня парень сам выбирает себе невесту, но принять решение и жениться без согласия отца у него вряд ли получится. Если отец и мать согласны с выбором сына, они наводят справки о положении членов семьи девушки в обществе, их материальном благополучии и уровне воспитания. Одобрив кандидатуру невесты, придирчиво подбирают тех, кто станет сватами.

Читать еще:  Ты уже видишь пятницу. Прикольные статусы про пятницу

Для начала парень отправляется в гости и в качестве намека на то, что девушка ему нравится, оставляет в доме ее родителей какую-то вещь, принадлежащую ему.

Если девушка дает согласие, то в дом ее отца отправляются сваты, в роли которых выступают мать и сестра жениха. Они могут вести так называемые предварительные переговоры, но окончательное решение примет отец юноши. В тот день, когда на пороге жилища родителей девушки появлялись мужчины, представляющие семью парня, проводился обряд «выбора жениха».

Чаще всего брат юноши с дядей, друзьями и старшими мужчинами приносили подарки в дом будущей невесты.

Сватовство у аварцев больше похоже на небольшую свадьбу. Оно проходит за столом, уставленным разнообразными блюдами, но перед началом беседы в дом родителей невесты, как того требуют старинные обряды, приходят музыканты. Это трое парней, которым дарят три шапки, три пары носков и три платка.

Потом на пороге появляются мужчины из рода жениха и преподносят свои дары. В первую очередь они предлагают угощение и сладкое вино. Как того требует свадебный обычай, в качестве угощения приносят курицу и сладости.

Сваты красочно описывают достоинства юноши, расхваливают его характер, перечисляют такие качества, как смелость, сила, ответственность. Они стараются убедить родителей невесты в том, что жених способен содержать семью, заботиться о жене и детях. Ошибиться с выбором жениха нельзя, так как разводов у аварцев не бывает.

Если договоренность достигнута и назначен день бракосочетания, жених дарит невесте ювелирные украшения, деньги и надевает на палец кольцо из золота или серебра. С этого момента судьба девушки практически решена.

Подготовка к свадьбе

Подготовка к свадьбе может продлиться от года до двух или трех лет. Все зависит от уровня материального состояния родителей молодых. Несмотря на то, что приданое для девушки начинают готовить со дня ее рождения, только после помолвки женщины в доме невесты приступают к шитью свадебных нарядов.

В горах Дагестана принято готовиться к свадьбе основательно. В приданое невесты входит все необходимо для жизни:

  • подушки и одеяла;
  • постельное и нательное белье;
  • одежда;
  • обувь;
  • кухонная утварь.

Конечно, в городах в качестве приданого девушка получает не только постель. Здесь готовят бытовую технику и электронику.

Чтобы подготовиться к предстоящей свадьбе, родным невесты и жениха необходимо позаботиться о продуктовых запасах. Ведь праздник будет проходить в обоих домах.

Проведение торжества

У аваров, живущих в селе в горах, принято приглашать на свадьбу всех жителей селения. Это настоящее пиршество, которое продлится несколько дней.

В первый день жених празднует со своими друзьями, а невеста находится с подругами и старшими женщинами, которые ее наряжают, представляют родственникам. На первом этапе праздника отец невесты посещает дом родителей жениха, где его угощают, одаривают.

Потом наступает очередь жениха, который вместе с братьями и друзьями приносит подарки в дом невесты. Все принесенные дары выставляют на всеобщее обозрение, чтобы соседи могли убедиться в состоятельности жениха и оценить уровень его обеспеченности.

В это время проходит и религиозная церемония, на которой не требуется присутствие невесты.

Девушка в окружении сестер, подруг и старших женщин празднует отдельно от будущего супруга. На третий день происходит прощание с родителями.

Жених забирает невесту в свой дом на второй день свадьбы. Она появляется перед гостями, одетая в свадебный наряд, но укутанная покрывалом. На пороге девушку встречают женщины, свекровь подносит ей ложку меда (чтобы жизнь была сладкой), родственницы дают невесте ребенка (маленького мальчика), чтобы та взяла его на руки.

По древнему поверью, только после этого можно быть уверенным, что первенцем у молодоженов будет сын. Мужчинам запрещено входить в помещение, где находится невеста. Юноша приходит к своей невесте поздней ночью. Утром следующего дня новобрачную поздравляют все женщины, присутствующие в доме. Ей дарят дорогие подарки, ювелирные украшения.

Свадьба продолжается. Жених проводит дни с друзьями, празднуя рождение новой семьи, а невеста ждет его в доме, не покидая пределов отведенной ей комнаты.

После свадьбы

На третий день после того, как будут завершены торжества, невеста выходит из помещения и направляется в сопровождении подруг к колодцу, чтобы набрать воды.

Помимо кувшина у нее с собой должно быть большое количество сладостей. Ими она будет откупаться от подружек, которые постараются помешать ей наполнить кувшин водой.

Несмотря на то что по традиции молодожены будут жить в разных комнатах и не будут тесно контактировать, именно молодая жена (во всем подчиняясь свекрови) будет отвечать за хозяйственную часть их жизни и многое невозможно будет сделать без ее согласия.

В этом видео – аварская свадьба с национальными традициями и обычаями:

Главная особенность аварской свадьбе – организация и проведение праздника в соответствии с древними обычаями и традициями. Многие представители этого народа живут уже не в горных селениях, а в крупных городах, но даже здесь свадьбы проводят так, чтобы не оскорбить память предков и не ударить в грязь лицом перед родственниками и соседями. Как соблюсти традиции, организуя городскую свадьбу аварца? Кто будет приглашен? Где отметить торжественное событие? Мнения и советы самых разных людей помогут молодым сделать этот знаменательный день незабываемым.

Источники:

http://megaobuchalka.ru/9/18009.html
http://nazaccent.ru/content/23367-krazha-zheniha-i-reputaciya-teshi.html
http://svadba.expert/podgotovka/traditsii/po-narodam/avarskaya

Ссылка на основную публикацию