Брак и семья в православном понимании. Подготовка к таинству венчания. Совершение Таинства Брака

48. Смысл и значение Таинства брака.

Брак есть Таинство, в котором при свободном пред священником и Церковью обещании женихом и невестою взаимной их супружеской верности благословляется их супружеский союз во образ духовного союза Христа с Церковью, и испрашивается им благодать чистого единодушия к благословенному рождению и христианскому воспитанию детей. Таинство брака есть совершаемое в Церкви священнодействие, в котором вступающим в брак испрашивается у Бога благодать, освящающая супружескую жизнь.

49. Как понимали брак древние иудеи, римляне? Каковы различия в понимании значения брака в Православии и католичестве?

Древние иудеи считали брак необходимым как средство к деторождению, во-первых, потому что у них было учение о том, что вечная жизнь осуществляется в потомках (поэтому каждый должен был оставить потомство – на этом основан закон левирата). Каждая девушка обязательно выходила замуж, надеясь, что от неё может родиться Мессия. Древние римляне воспринимали брак как договор для рождения новых граждан Римской империи (следовательно, в брак могли вступать только свободные граждане; брак между рабами считался сожительством, а сожительство граждан считалось браком). Католики страдают римским юридизмом, и тоже понимают брак в первую очередь как договор; поскольку этот договор скреплён Богом, он абсолютно нерасторжим (развод и второй брак недопустимы ни в коем случае, но договор перестаёт действовать со смертью одного из супругов).

50. Установление института брака. Брак в Ветхом и Новом Завете. Брак как Таинство.

Таинство брака установлено Господом ещё в Ветхом Завете: «Не хорошо быть человеку одному. Сего ради оставит человек отца своего и матерь и прилепится к жене своей, и будут два в плоть едину». В Ветхом Завете описывается много браков, устроенных и благословлённых Господом, хотя там брак ещё не был таинством. Христос определяет брак как самый близкий, неразрывный союз мужчины и женщины. Отвечая фарисеям на вопрос о разводе, Христос сказал: «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф. 19, 6). Христос освятил Своим присутствием брак в Кане Галилейской и благословил его, совершив там чудо претворения воды в вино.

52. Подготовка к Таинству брака. Условия совершения Таинства.

Прежде совершения Таинства брака жених и невеста должны взять благословение на брак у родителей и духовника. Они должны иметь твёрдое намерение нести все тяготы друг друга. Перед венчанием брак должен быть зарегистрирован в Загсе. Таинство может быть совершено над лицами Православного (с особого разрешения – католического) вероисповедания, достигшими совершеннолетия, не имеющими канонических препятствий к браку, обязательно с их согласия, по их взаимной любви друг к другу.

53. Совершение Таинства Брака и Евхаристия (связь между ними)

Первые христиане не мыслят жизнь без Евхаристии и вне Евхаристии. Христианская жизнь начиналась как жизнь евхаристической общины, в центре которой была Вечеря Господня. Евхаристия была полнотой, которая рождала все формы христианской жизни, источником и полнотой всех Таинств. Таинство Брака, как и все остальные Таинства, укорено в Евхаристии, но даже более чем остальные. Другие Таинства имеют изначально свой особенный чин (крещение – погружение в воду, священство – возложение рук), а брак совершается просто совместным участием в Евхаристии [2, 36].

Тертуллиан пишет, что истинный брак совершался перед лицом Церкви, освящался молитвой и скреплялся Евхаристией. По его описанию, совершение брака происходило в общем богослужебном собрании с приношением Бескровной Жертвы и торжественным благословением новобрачных.

Древняя Церковь считает Брак Таинством, но она не создает особого обряда венчания, и признает брак, заключенный по закону светского общества. Мужчина и женщина, являющиеся членами Тела Христова, становятся в браке «одной плотью» и союз их скрепляется Святым Духом, живущим в каждом и них.

Но членами Тела Христова они становятся через Евхаристию.

Таинство Брака, как и все остальные Таинства, укорено в Евхаристии, но даже более чем остальные. Другие Таинства имеют изначально свой особенный чин (крещение – погружение в воду, священство – возложение рук), а брак совершается просто совместным участием в Евхаристии.

Тертуллиан пишет, что истинный брак совершался перед лицом Церкви, освящался молитвой и скреплялся Евхаристией. По его описанию, совершение брака происходило в общем богослужебном собрании с приношением Бескровной Жертвы и торжественным благословением новобрачных.

На связь между Браком и Евхаристией намекает уже евангельский рассказ о браке в Кане. Евхаристия сама по себе является брачным пиром, как об этом часто говорится в Евангелии.

Древние христианские писатели, которые признают силу гражданского брака, утверждают, что именно Евхаристия придает браку его христианское содержание. Тертуллиан во II-ом веке пишет, что брак, «скрепленный Церковью, подтвержденный жертвоприношением (Евхаристией), запечатляется благословением и вписывается на небесах Ангелами». Христиане, желающие вступить в брак, сначала формально регистрировали гражданский брак, придавая браку законность в глазах мирского общества, затем принимали благословение епископа во время воскресной литургии в присутствии христианской общины. Так гражданский договор превращался в таинство, т.к. брак «записывался на небесах».

Действие таинства не предполагает какого-то особого знака священнослужителя. Церковь – таинственный союз Бога со своим народом – сама по себе является Таинством, Тайной спасения. Таинство – вхождение человека в этот союз через Крещение, т.к. Тайна спасения тем самым прилагается к личности человека. Все индивидуальные Таинства находят завершение в Евхаристии. Евхаристия сама по себе является брачным пиром, как об этом часто говорится в Евангелии. Николай Кавасила, православный мистик и богослов XIV века, говорит: «…это наиболее прехвальный брачный пир, к которому Жених приводит Церковь, как невесту-деву, … на котором мы становимся плотью от Его Плоти и костью от Его костей».

Канонические запреты «смешанных браков», вторых браков и т.п. могут быть объяснены только пониманием христианского брака как части Тайны, вершиной которой является Евхаристия. Такие браки не могли быть Таинством в полном смысле этого слова. Они не имели христианского ядра – единения в Евхаристии [1, 16-18].

В Древней Церкви существовало единство чинопоследований Таинств Крещения и Брака с чинопоследованием Божественной Литургии, которые можно наблюдать в современной литургической практике. В чинопоследовании Божественной Литургии Литургия оглашенных предшествует Литургии верных, Таинству Крещения предшествует оглашение, Венчанию – обручение. Чинопоследования Крещения и Венчания начинаются литургийным возгласом: «Благословенной Царство…», после чего следует мирная ектения и чтение трех молитв. Произносятся присущие каждому Таинству тайносовершительные слова. Чтение Священного Писания (Прокимен, Апостол, Аллилуарий, Евангелие), после чего следует сугубая ектения (чтение Священного Писания входит в чин Миропомазания, а не Крещения, но «в Древней Церкви Таинство Миропомазания не было выделено в самостоятельное чинопоследование, оно вместе с Крещением составляло единое целое»). (В чинопоследовании Венчания после пения «Отче наш…» супружеской паре преподается общая чаша с красным вином). В Таинстве Крещения при троекратном хождении вокруг купели поются тропари: «Елицы во Христа крестистеся…», в Таинстве Брака трижды обходится аналой с пением тропарей: «Исаие ликуй…»; «Святии мученицы…»; «Слава Тебе, Христе Боже…», за Божественной Литургией «древние Священнослужители… по вступлении в Святой Алтарь, став кругом Престола, в подражание Серафимским воинствам начинали воспевать Бога Трисвятым пением, что и поныне Православной Церковью соблюдается во время Архиерейского служения». Когда совершается рукоположение священника за Божественной Литургией, то его тоже водят трижды вокруг престола с пением тех же тропарей. Такое сходство чинопоследований дает основание говорить, что священника венчают с паствой по образу брака Христа и Церкви. В определенные дни за Литургией вместо Трисвятого поется: «Елицы во Христа крестистеся…», «потому что в эти дни, или перед наступлением их, в первенствующей Церкви крестили оглашенных». Читаются заключительные две молитвы. Преподание мира. Молитва главопреклонения. Отпуст.

Читать еще:  Вконтакте о себе что написать для девушек. Статусы для другвокруг

1. Протоиерей Иоанн Мейендорф «Брак в Православии».

2. Протоиерей Владимир Воробьев «Введение в литургическое предание Православной Церкви, лекции 1993-1994 гг.

Венчание (Таинство Брака) – это христианское церковное таинство освящения брака, в котором жених и невеста, будучи соединенными взаимным согласием и любовью, получают Божию благодать для супружеского счастья.

Во время таинства — благословляется супружеский союз по образу духовного союза Христа с Церковью, и испрашивается для новобрачных благодать чистого единодушия к благословенному рождению и христианскому воспитанию детей.

Венчание происходит при свободном обещании взаимной супружеской верности и желании совместной супружеской жизни, которое оглашается женихом и невестою перед священником и общиной Церкви.

Венчающиеся должны исповедовать христианское понимание брака как таинства, которое ведет свое начало от времен ветхозаветных.

Согласно описанию в Книге Бытия, целью брака является, во-первых, духовно-телесное единство супругов, взаимопомощь и обретение гармонии в единении и любви, а во-вторых, деторождение и воспитание детей.

Заповедь «плодитесь и размножайтесь» относится и к человеку, и к другим живым существам, но только человеку заповедано соединиться супружеской любовью в «одну плоть».
В супружестве Божие присутствие подает радостную надежду, что брачный обет сохранится не до тех пор, «пока смерть разлучит», но пока смерть не соединит окончательно, после всеобщего Воскресения — в Царствии Небесном.

Свободное и осознанное воплощение божественного замысла и идеалов брака, открывает мужу и жене путь вечного единения в одну плоть, при условии, что они не разрушат священный брачный союз страшным грехом прелюбодеяния.

Установление Богом таинства брака между мужчиной и женщиной, описано во второй главе Книги Бытия Ветхого завета:

«И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему…» (Быт. 2:18).

«И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа. Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть. И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились» (Быт. 2:21-25).

На основании текста Священного Писания, можно сделать определенный вывод, что установление института брака, как единение двух полов — мужского и женского — в одну плоть, происходит еще до грехопадения в Раю. Этот аргумент позволяет признать ошибочным суждение о том, что брак был установлен после и вследствие грехопадения.

По замыслу Божию супружество – в своем идеальном воплощении — это вечное и нерасторжимое установление, а в Новом завете божественный замысел брака раскрывает Сам Спаситель:

«И приступили к Нему фарисеи и, искушая Его, говорили Ему: по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею? Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их? И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает. Они говорят Ему: как же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с нею? Он говорит им: Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так» (Мф. 19:3-8).

В Русской православной Церкви вопросы брака и супружества отражены в «Основах социальной концепции»:

«Различие между полами есть особый дар Творца созданным Им людям. «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт. 1: 27).

Будучи в равной степени носителями образа Божия и человеческого достоинства, мужчина и женщина созданы для целостного единения друг с другом в любви:

«Потому оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут два одна плоть» (Быт. 2:24).

Воплощая изначальную волю Господа о творении, благословенный Им супружеский союз становится средством продолжения и умножения человеческого рода:

«И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею» (Быт. 1:28).

Особенности полов не сводятся к различиям телесного устроения. Мужчина и женщина являют собой два различных образа существования в едином человечестве. Они нуждаются в общении и взаимном восполнении. Однако в падшем мире отношения полов могут извращаться, переставая быть выражением богоданной любви и вырождаясь в проявление греховного пристрастия падшего человека к своему «я».

Кроме того, в Священном Писании отмечена особая внутренняя близость семьи и Церкви, в Библии Христос говорит о Себе как о женихе (Мф. 9. 15; 25. 1-13; Лк. 12. 35-36), а Церковь изображается в качестве Его жены и невесты (Еф. 5. 24; Откр. 21. 9).

Климент Александрийский называет семью, как и Церковь, домом Господним, а святитель Иоанн Златоуст именует семью «малой церковью»:

«Скажу еще и то, что брак есть таинственное изображение Церкви».

Домашнюю церковь образуют любящие друг друга мужчина и женщина, соединенные в браке и устремленные ко Христу. Плодом их любви и общности становятся дети, рождение и воспитание которых, по православному учению, является одной из важнейших целей брака.

Принципиальное положение христианства по отношению к браку — его нерасторжимость. Церковь настаивает на пожизненной верности супругов и нерасторжимости православного брака, основываясь на словах Господа Иисуса Христа:

«Что Бог сочетал, того человек да не разлучает. Кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует» (Мф. 19:6,9).

Развод осуждается Церковью как грех, ибо он приносит тяжкие душевные страдания как супругам, так и детям.

Единственным допустимым основанием для развода Господь назвал прелюбодеяние. Более того, по сути, прелюбодеяние не столько основание для развода, сколько уже свершившийся факт вероломного осквернения святости брака и разрушения супружеского союза мужа и жены.

В случаях разнообразных конфликтов между супругами Церковь видит свою пастырскую задачу в том, чтобы всеми присущими ей средствами (научение, молитва, участие в Таинствах) оберегать целостность брака и предотвращать развод. Но иногда, к большому сожалению, по причине греховного несовершенства супруги могут оказаться неспособными сохранить дар благодати, воспринятой ими в таинстве Брака, и уберечь единство семьи. Желая спасения грешников, Церковь дает им возможность исправления и готова после покаяния вновь допустить их к Таинствам.

Если распад брака является свершившимся фактом — особенно при раздельном проживании супругов, — а восстановление семьи не признается возможным, по пастырскому снисхождению также допускается церковный развод.

Читать еще:  Как не заразить ребенка гриппом и простудой. Симптомы и лечение простуды у грудничка, профилактика: как не заразить кроху

Однако следует знать, что никакого чина «расторжения брака» не существует, эта процедура является исключительно бюрократической и состоит она не в расторжении церковного брака как такового, а в разрешении от епископа на повторный церковный брак, когда повторный брак в ЗАГСе уже зарегистрирован.

Согласно каноническому праву, второй брак разрешается невиновному супругу. Лицам, первый брак которых распался и был, расторгнут по их вине, вступление во второй брак дозволяется лишь при условии покаяния и выполнения епитимии, наложенной в соответствии с каноническими правилами.

Резюмируя позицию Церкви по вопросу развода и второбрачия, следует отметить, что второй, и тем более третий, брак допускаются в форме крайней уступки Церкви в целях недопущения греха прелюбодеяния. Однако и второй, и третий церковный брак совершаются не по торжественному чину венчания, а по покаянному. Четвёртый и последующие браки не благословляются Церковью вообще.

Условия совершения таинства Венчания

Ввиду того, что действующее в Российской Федерации и других странах канонической территории РПЦ законодательство признаёт только гражданский (а не церковный) брак, в Русской Церкви браковенчание совершается только для пар, уже состоящих в гражданском зарегистрированном браке.

Также, согласно Основам социальной концепции, Русская Православная Церковь, настаивая на необходимости освящения венчанием брака двух православных христиан, тем не менее, признает законным браком любой официально зарегистрированный согласно законам государства брак, который имеет юридическую силу в стране проживания.

Что касается незарегистрированных сожительств с интимными отношениями, то Церковь, опираясь на божественные постановления, однозначно считает таковые блудным сожительством; а лица, пребывающие в таком сожительстве, совершают тяжкий грех блуда перед очами Господа.

Таким образом, в соответствии с древними каноническими предписаниями, Церковь не освящает венчанием браки, заключенные между православными и нехристианами, но признает данные браки в качестве законных, и не считает их блудным сожительством.

Исходя из соображений пастырской икономии, Русская Православная Церковь, как в прошлом, так и сегодня находит возможным освящение венчанием браков православных христиан с католиками, членами Древних Восточных Церквей и протестантами, исповедующими веру в Триединого Бога, при условии благословения брака в Православной Церкви и воспитания детей в православной вере. Такой же практики на протяжении последних столетий придерживаются в большинстве Православных Церквей.

Таинство брака канонически должно совершаться утром либо днем после совершения литургии.

Таинство Брака не совершается:

• ночью;
• по вторникам, четвергам (накануне постных дней — среды и пятницы) и в субботу (накануне малой Пасхи – дня воскресного);
• в течение всех четырёх многодневных постов;
• в святки (неделю от Рождества Христова до Богоявления);
• за неделю до (Сырная седмица) и неделю после (Светлая Пасхальная седмица) Великого поста. В Мясопустное и Сыропустное воскресенья;
• накануне двунадесятых, великих и храмовых праздников;
• накануне и в сам день Усекновения главы Иоанна Предтечи — 10 и 11 сент;
• накануне и 27 сентября (день Воздвижения Креста Господня).

Венчание не совершается накануне постных дней (и в посты) по причине того, что последующий день, в который принято устраивать праздничный стол и гуляния для гостей, являлся бы постным днем, и данное празднество являлось бы нарушением поста.

Исключения из этих правил могут быть сделаны только правящим архиереем.

Если же венчание совершено в день, когда это запрещено церковным уставом, то это не делает таинство недействительным.

Православное чинопоследование таинства Венчания

В Русской православной церкви существует два чина совершения таинства брака:

Первый чин — Последование великого венчания — когда оба или один из брачущихся лиц вступают в брак в первый раз;
Второй чин — Последование о двобрачном (Гл. 21) — когда оба венчающиеся вступают в повторный брак.

Венчание совершается священником (очень редко архиереем), причем принято, чтобы священник был из белого (немонашествующего) духовенства. В практике Православной Церкви венчание принято совершать после обручения.

Подготовка в день венчания происходит следующим образом: новобрачные приходят в храм на Божественную литургию, исповедуются, молятся и участвуют в таинстве Причащения. По окончании Божественной литургии, в храме около часа идут требы, за это время жених и невеста могут переодеться к венчанию. Также перед венчанием следует отдать священнику обручальные кольца, для того чтобы он их освятил. Родным и друзьям можно прийти непосредственно к началу Таинства.

Для венчания необходимо иметь следующие атрибуты:

• венчальные свечи;
• четыре платочка, чтобы держать свечи и венчальные венцы;
• белое полотно или полотенце;
• головной убор для невесты.

Непосредственно таинство Венчания происходит следующим образом: по обручении жених и невеста, держа зажженные свечи, входят из притвора в храм (или же от западной стены храма подходят ближе к алтарю) и становятся на белый плат, лежащий пред аналоем с крестом и Евангелием.

Священник, спросив о твердости их намерения, возглашает благословение и великую ектению, читает иерейские молитвы и затем с благословением возлагает венцы на головы жениха и невесты и трижды возглашает тайносовершительную молитву «Господи, Боже наш, славою и честию венчай я (их)».

Прежде всего, этими словами и увенчанием глав венчающихся провозглашается честь, и слава человеку как царю творения. Каждая христианская семья — есть образ малой церкви. На всю последующую жизнь, долгую и многотрудную, полную искушений, новобрачные становятся друг для друга в самом реальном смысле — царем и царицей — в этом высший смысл венцов на главах их.

Этим увенчанием выражается также честь и слава мученических венцов. Ибо путь к Царству Божиему — это свидетельство Христа, а значит, распятие в себе «ветхого человека», а именно человека преисполненного греха, эгоизма и похоти. Новобрачные обязуются перед Богом отныне непрестанно блюсти целомудрие супружества, и препятствовать возникновению всякого рода прелюбодейных помыслов, потому как грех прелюбодейства рождается в сердце.

После тайносовершительной молитвы, возглашается прокимен и читаются Апостол (Еф. 5:20-33) и Евангелие (Ин. 2:1-11), произносится ектения и поется молитва «Отче наш». Венчающиеся пьют из общей чаши вино, и затем священник трижды обводит их вокруг аналоя, в это время хор поет тропари «Исаие ликуй…», «Святии мученицы…», «Слава Тебе Христе Боже…», после чего священник снимает венцы, читает завершающие иерейские молитвы и произносит отпуст – таинство Венчания совершилось.

ТАИНСТВО БРАКА И ПРЕПЯТСТВИЯ К НЕМУ

Таинство брака и препятствия к нему — документ, принятый Собором десяти православных Церквей, проходившим на Крите 16-27 июня 2016 года

Документ вызвал серьезные разногласия. Наиболее категорично высказалась Грузинская Православная Церковь, которая заявила о неприемлемости нарушения имеющего догматический характер 72-го правила V-VI Вселенского Собора, запрещающего смешанные браки, поскольку это влечет за собой допущение Собором участия неправославных в Таинстве Православной Церкви [1].

Надо отметить, что принятый в итоге текст отличается от предсоборного проекта документа более смягченными формулировками. Так, в проекте документа заявлялось «брак православных с инославными запрещается по канонической акривии и не венчается (72-е правило Трулльского Собора). Он может быть благословлен по снисхождению и человеколюбию при условии, что дети от этого брака будут крещены и воспитаны в Православной Церкви» [2]. В окончательной редакции читаем «Брак православных с инославными запрещается по канонической акривии (72-е правило Пято-шестого Трулльского Собора). Священный Синод каждой автокефальной Православной Церкви должен подходить к возможности применения церковной икономии относительно препятствий к браку в соответствии с принципами церковных канонов, в духе пастырской рассудительности, служа спасению человека». Т.е. с одной стороны убраны утверждения о невозможности венчания и возможности церковного благословения, а с другой — право решения оставляется за поместными Церквами.

Читать еще:  Самые искренние статусы вк про любовь. Статусы в вк про любовь

К сожалению, нет достоверных сведений о подписании этого документа всеми участниками Собора. На официальном сайте Собора под документом — подписи всех участников Собора, однако подписи всех участников там помещены под каждым документом, тогда как некоторые архиереи заявили, что подписали не все соборные документы. Известно, что митрополит Навпактский Иерофей (Влахос) подписал данный документ с оговорками [3].

После Собора Румынский Патриархат, опираясь на принятый документ, заявил, что «из пастырских соображений в многоконфессиональном социокультурном контексте» Церковь в порядке исключения «допускает браки православных верующих с лицами других христианских вероисповеданий после получения специального разрешения местного православного епископа (архиерея)» [4].

Полный текст документа

I. Православный брак

1. Сегодня институт семьи оказался под угрозой в связи с такими явлениями, как обмирщение и нравственный релятивизм. Cвященный характер брака утверждается Православной Церковью как ее фундаментальное и неоспоримое учение. Заключённый в свободе союз между мужчиной и женщиной является необходимым условием брака.

2. В Православной Церкви брак рассматривается как древнейший институт божественного права, поскольку был установлен одновременно с творением первых людей, Адама и Евы (Быт. 2:23). С самого начала этот союз подразумевал как духовное общение супружеской пары – мужчины и женщины, так и продолжение жизни человеческого рода. Благословленный в раю брак между мужчиной и женщиной стал священным таинством, которое упоминается в Новом Завете, в повествовании о Кане Галилейской, где Христос сотворил первое чудо, претворив воду в вино, и явил тем славу Свою (Ин. 2:11). Таинство неразрывного союза мужчины и женщины является образом единства Христа и Церкви (Еф. 5:32).

3. Христоцентрический характер таинства брака объясняет, почему епископ или пресвитер благословляют этот священный союз особой молитвой. Поэтому в послании к Поликарпу Смирнскому святой Игнатий Богоносец подчёркивал, что вступающие в общение брака «должны вступать в союз с согласия епископа, чтобы брак был о Господе, а не по похоти (человеческой). Пусть все будет во славу Божию» (гл. V, 2). Священный характер богоустановленного союза и его высокое духовное содержание объясняют апостольский призыв: «Брак у всех [да будет] честен и ложе непорочно» (Евр. 13:4). Вот почему Православная Церковь осуждала любые нарушения чистоты брака (Еф. 5:2-5, 1 Фес. 4:4, Евр. 13:4 и др.).

4. Союз мужчины и женщины во Христе являет «малую Церковь», образ Церкви. Посредством благословения Божия союз мужчины и женщины возвышается, ибо общение превосходит индивидуальное существование, оно приобщает супругов к жизни по образу Царства Пресвятой Троицы. Необходимое условие для брака – вера в Иисуса Христа, которую должны разделять жених и невеста, муж и жена. Основой единства в браке является единство во Христе, дабы в благословлённой Святым Духом супружеской любви отражалась любовь Христа и Церкви, как тайна Царства Божия и вечной жизни человека в любви Божией.

5. Защита священного характера таинства брака всегда имела особое значение для сохранения семьи, которая отражает общение соединённых супружескими узами людей как в Церкви, так и во всем обществе. Таким образом, общение, осуществляемое в таинстве брака, – это не просто естественные отношения, но и реализуемая в священном институте семьи творческая духовная сила. Только она может обеспечить защиту и воспитание детей как в духовной миссии Церкви, так и в жизни общества.

6. Церковь всегда с необходимой строгостью и надлежащей пастырской чуткостью, по примеру снисходительности апостола языков Павла (Рим. 7:2-3; 1 Кор. 7:12-15, 39 и др.), подходила как к положительным условиям (различие пола, необходимый возраст и др.), так и препятствиям (кровное родство, свойство, духовное родство, уже заключённый брак, разные веры и др.) для заключения таинства брака. Пастырская чуткость необходима не только потому, что библейская традиция утверждает естественную связь брака с тайной Церкви, но и потому, что церковная практика не исключала усвоение некоторых принципов греко-римского естественного права, которые подчёркивали факт того, что узы брака между мужчиной и женщиной являются «общением божеского и человеческого права» (Модестин) и были совместимы со священным характером, придаваемым Церковью таинству брака.

7. В современных условиях, столь неблагоприятных для таинства брака и священного института семьи, епископы и священники должны активно развивать пастырскую работу, чтобы по-отечески защитить верующих, поддерживая их, укреплять их надежду, пошатнувшуюся от столкновений с различными трудностями, утверждая институт семьи на прочном основании, которое не смогли бы разрушить ни дождь, ни реки, ни ветры, поскольку это основание – камень, который есть Христос (ср. Мф. 7:25).

8. В наше время в обществе поднимается вопрос о браке, который является основой семьи, а семья – осуществлением брака. В современном мире настоящую угрозу для православных христиан представляет давление, которое оказывается с целью признания новых форм сожительства. Усугубляющийся кризис института брака и семьи во всех своих формах глубоко волнует Православную Церковь не только по причине негативных последствий для общества, но и из-за угрозы традиционным внутрисемейным отношениям, главными жертвами которой становятся супружеские пары и прежде всего дети, потому что, к сожалению, они обычно начинают мученически переносить невинные страдания с самого детства.

9. Гражданский брак между мужчиной и женщиной, зарегистрированный в законном порядке, не имеет сакраментального характера и, будучи лишь сожительством, узаконенным государством, отличается от благословляемого Богом и Церковью брака. К тем членам Церкви, кто вступает в гражданский брак, должно подходить с пастырской ответственностью, которая необходима для того, чтобы эти люди поняли ценность таинства брака и связанного с ним благословения.

10. Церковь не признает возможным для своих членов гражданских союзов – как однополых, так и заключённых с противоположным полом, – а также вступление во всякую иную форму сожительства, кроме брака. Церковь прилагает все возможные пастырские усилия, чтобы те из ее членов, кто вступает в такие союзы, достигли истинного понимания покаяния и любви, благословенной Церковью.

11. Тяжкие последствия кризиса института брака и семьи выражаются в устрашающем росте числа разводов, абортов и в умножении других проблем семейной жизни. Эти последствия являются великим вызовом для миссии Церкви в современном мире. Поэтому пастыри Церкви должны приложить все возможные усилия для решения этих проблем. Православная Церковь с любовью призывает своих чад, мужчин и женщин, и всех людей доброй воли сохранять верность священному характеру семьи.

II. О препятствиях к браку и применение икономии

1. Относительно препятствий к браку из-за наличия кровного родства, родства по свойству, по усыновлению и духовного родства имеют силу предписания канонов (53-е и 54-е правила Пято-шестого Вселенского Собора) и согласная с ними церковная практика в том виде, в каком она применяется сегодня в Поместных Автокефальных Православных Церквах, определяется и описывается в их Уставах и соответствующих решениях их Синодов.

2. Неокончательно расторгнутый или неаннулированный брак, а также третий брак составляют абсолютное препятствие к заключению брака, согласно православному каноническому преданию, категорически осуждающему двоебрачие и четвёртый брак.

3. Согласно акривии священных канонов, запрещается совершение церковного брака после монашеского пострига (16-е правило Четвёртого Вселенского Собора и 44-е Пято-шестого Трулльского Собора).

4. Священство само по себе не является препятствием к браку, но, согласно действующему каноническому преданию (3-е правило Пято-шестого Трулльского Собора), после хиротонии вступление в брак запрещается.

5. В отношении смешанных браков православных с инославными или нехристианами было принято решение:

6. Практика, действующая при применении церковного Предания в отношении препятствий к браку, должна принимать во внимание все соответствующие постановления государственного законодательства, не выходя за пределы церковной икономии.

Источники:

http://studfiles.net/preview/4630130/page:47/
http://www.izmsobor.ru/ru/novosti/2-uncategorised/77-venchanie
http://drevo-info.ru/articles/13674923.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector