Чему учат советские и современные мультфильмы? Чему нас учат советские мультфильмы

Чему нас учат советские мультфильмы?

А помните ли вы то время, когда чтобы успеть на просмотр любимого мультфильма, необходимо было спешить сломя голову? Разве кто-то жалеет об этом? Конечно же, нет, ведь было так интересно ждать очередной серии «Ну погоди» или «Кота Леопольда», чтобы посмотреть, что случиться с любимым героем.

Вообще смотреть мультики – это, наверняка, самое любимое занятие каждого ребенка, а иногда даже и взрослого. Правда стоит отдать должное, сейчас этот процесс упростился и в любой момент можно включить кабельное или компьютер, и просмотреть любой мультфильм. Особенно если учитывать, что сейчас этих самых мультфильмов такое огромное количество, что просматривать их можно 24 часа в сутки.
А смотрит ли ваш ребенок советские мультики онлайн ? Почему-то многие взрослые забывают сделать своему чаду экскурсию в собственное детство и показать все то, что смотрели они.
Да, конечно же, возможно, все те мультфильмы были не столь профессиональны, как сейчас и качество было чуток проще, но ведь они имели глубокий смысл, и именно поэтому их хотелось созерцать вновь и вновь.

Когда советский аниматор начинал создавать мультфильм, он пытался не только нарисовать красивую картинку, а максимально передать с помощью рисунка все позитивные и негативные черты героя. А в сам смысл мультика пытался вложить такие важные человеческие качества, как благородство, честность, смелость, справедливость. Не стоит отрицать, что многие современные мультфильмы также являются поучительными, но уже не с такой максимальной отдачей как раньше.

В каждом советском мультфильме, где есть добро и зло, побеждает лишь добро, а над злом высмеиваются и оставляют его в тени или помогают ему исправиться. Если это мультфильм о дружбе, то он показывает все ее стороны и рассказывает о том, как не стоит поступать с людьми, которых считаешь друзьями.

А знаете ли вы, что мультфильм, которому уже много лет вполне может стать помощником каждого родителя. Иногда, когда дети начинают задавать разнообразные вопросы, на них сложно ответить таким образом, чтобы ребенок все понял и знал, как поступать в жизни. На помощь придут именно советские мультипликации. Так «Цветик-семецветик» расскажет о том, что думать нужно не только о себе, даже когда перед ногами открывается целый мир. «Мойдодыр» покажет наглядно, что бывает с детками, которые не хотят смотреть за собой. А «Вовка в тридевятом царстве» убедит в том, что быть ленивым плохо.

И не забудьте просмотреть все эти мультфильмы вместе с детьми, ведь иногда так полезно почувствовать себя ребенком и переоценить свои взгляды на жизнь.

Ч Чему учат советские и современные мультфильмы?

Мультфильм – это продукт не только медиа-среды, но и один из видов искусства, который обладает большим воспитательным потенциалом. Перед телевизором ребенок проводит достаточно много времени: до нескольких часов день. А если учесть, что дошкольники изучают мир постоянно, то такое количество времени, проведенное перед экраном, не может пройти бесследно.

Сравним воспитательный потенциал мультфильмов советского периода и современных (созданных после 1991 г.) полнометражных отечественных и зарубежных мультфильмов.

Н Наполнение советских мультиков

Советские мультфильмы в подавляющем большинстве носили морализаторский характер, эта мораль была зачастую откровенно проявлена. Современные же мультфильмы не отличаются строгой моралью.

В качестве критериев оценки советских мультфильмов возьмем воспитательный потенциал по направлениям воспитания и основным задачам; направления и задачи могут быть дополнены – мы возьмем только некоторые из них. Для решения этих задач подберем соответствующие мультфильмы (см. таблицу).

Советские мультфильмы по содержанию соответствуют возрасту детей, просты и понятны для восприятия, герои мультфильмов говорят на хорошем красивом языке, их поступки можно брать в качестве понятного детям примера или антипримера. Таким образом, советские мультфильмы способствуют наиболее общим задачам воспитания.

Н Наполнение современных мультиков

Современные же мультфильмы сложно систематизировать по направлениям воспитания, поэтому возьмем следующие критерии оценки: жанровый компонент, лексика, примеры поведения, юмор и др.

Сюжеты современных мультфильмов часто содержат совершенно недетские составляющие: истерики, шантаж, драки, смерть, убийство, похороны, гонки, невозвращение долгов, криминальные разборки, пьяные посиделки, месть, полицейские осады, потерю рассудка, суд на преступником, любовно-эротическую составляющую.

Так, например, в мультфильме «Акулья история» показывают смерть акулы и церемонию похорон: погребение, отпевание, выражение соболезнований. Или в «Планете сокровищ» происходит страшное убийство в открытом космосе. А в «Шреке 3» смерть короля-жабы показана долго и весьма детально. В «Мадагаскаре» пингвины захватывают теплоход и берут в заложники капитана, звонко ударяя его по лицу. Там же бабушка остервенело бьет льва. Король в «Шреке 2» нанимает киллера для убийства избранника своей дочери. А чего стоит сцена в кабаке с пьяными героями сказок и трансвеститом («Шрек 3»)! В «Алеше Поповиче и Тугарином Змее» весь сюжет закручен на карточном долге, в азартные игры на деньги играют практически все, начиная от бабы Яги и заканчивая правителем – Князем. Домашние питомцы из «Сезона охоты-2» устраивают своеобразные собачьи пытки. Все эти сюжетные линии никак не вписываются в рамки жанра детского мультфильма.

Читать еще:  Носим обувь на танкетке: советы и образы

Современные мультфильмы содержат низкий уровень речевой культуры: грубые, жаргонные слова, недопустимые для слуха ребенка.

Примеры грубой лексики присутствуют во многих мультфильмах: «сопляк», «тупой», «этот куст похож на толстую бабу», «не тыкай в меня своей грязной, зеленой сосиской!», «тренинг по целованию задниц», «дурак», («Шрек»), «закидать лектора какашками” («Мадагаскар») «валите отсюда!», «будь он проклят» («Тачки»), «ну что припухли, сборище трусливых вонючек?» («Сезон охоты2»). Жаргонная лексика также представлена во многих мультфильмах: «лузеры», «мне хана», «козырно», «прикольно», «шизовое местечко», («Мадагаскар»), «втюрился» («Тачки»), «офигительность» («Сезон охоты2»).

Но кроме этого в современных мультфильмах часто поднимающиеся недетские темы проявляются в таких выражениях: «будем рассказывать друг другу о любовных похождениях», «хочешь обладать ею?», «высокая упругая попка», «мы сексуальны!», «я ношу женские трусики», «любвеобильная ты машина, дай ей отдохнуть!» («Шреки»), «любовнички развлекаются» («Акулья история»), «брачный ритуал», «у вас интим?» («Сезон охоты 2»). А в мультфильме «Делай ноги» мудрец пингвиньей колонии по имени Ловелас заявляет, что «вынужден удалиться на свое ложе для любовных утех». Порой встречаются откровенные ошибки: в «Алеше Поповиче» произносится слово «ихняя», а сам богатырь пишет с ошибками: «сабрать». Дети будут использовать эту лексику, считая ее настоящей, живой, «прикольной». Именно эта лексика может лечь в основу культуры речи детей.

В Воспитательный аспект мультипликации

Через мультфильмы ребенок усваивает модели поведения, способы действий, алгоритмы достижения цели. К сожалению, в современных мультфильмах часто этот способ – агрессия.

По многочисленным исследованиям, у детей, которые смотрят преимущественно зарубежные мультфильмы, наблюдается повышение жестокости и агрессивности. Просмотрев мультфильм, дети чаще всего запоминают главных героев, обладающих определенными характеристиками. Поэтому крайне важны для осмысления именно типажи главных героев, их основные и сущностные характеристики: Шрек («Шрек») – невоспитанный, грубый; осел («Шрек») и зебра («Мадагаскар») – назойливые, навязчивые, болтливые; лев Алекс («Мадагаскар») – самовлюбленный; Алеша Попович («Алеша Попович и Тугарин Змей») – трусливый, глуповатый; Забава («Алеша Попович и Тугарин Змей») – эгоистичная, истеричная, не уважающая старших.

Эти герои становятся «друзьями» детей (и в виде игрушек в том числе), именно они становятся ориентирами для подражания и образцами поведения. Один из любимых героев детей – Шрек неоднократно истерично заявляет: «Мне все равно, что обо мне подумают люди. Буду делать, что хочу!». Князь из «Ильи-Муромца» постоянно подчеркивает свой статус: «Я князь: что хочу, то и ворочу», а также ходит по столу, засыпает лицом в тарелке. А молодая девица Забава – капризная и ленивая, ездит на шее у собственной горбатой бабушки.

А ведь для детей главный герой мультфильма – безусловно положительный герой. Это значит, что ребенок воспринимает его целиком и полностью как «хорошего», ребенок еще не в силах определить всю сложность натуры героя, оценив, что герой делает «хорошо», а что – «плохо». Поэтому все, что делает любимый герой, ребенок воспринимает как должное.

Современные мультфильмы позиционируются как легкие, веселые юмористические. Но юмор, представленный в мультфильмах, зачастую злой, грубый, глупый, поверхностный и примитивный, он не вскрывает внутренний комизм ситуации.

Например, с юмором показаны ситуации с причинением боли: Шрек на горке получает удар ниже пояса («Шрек»); птичка лопнула от пения, чтобы принцесса смогла взять яйца из ее гнезда на завтрак («Шрек»); птичка отвлеклась и врезалась в стену («Шрек 3»). Юмористически обыгрываются унизительные ситуации: поцелуй в пятую точку («Шрек»); князь, император и другие представители правительства постоянно наступают то в экскременты, то в ведро («Илья Муромец»); в «Мадагаскаре» зебра дарит жирафу ректальный термометр, который тот сначала берет в рот, потом с отвращением плюет. И все эти ситуации показаны с претензией на юмор.

Смешными представлены невоспитанность, неправильное, нарушающее все нормы поведение: рыгание, пукание (все «Шреки»); осел скидывает одеяло с обнаженного Шрека и восклицает: «О! Прикупил бы ты себе пижамку!» («Шрек 2»); женские трусики, брошенные льву восторженными поклонниками («Мадагаскар»). Таким образом, дети усваивают, что смеяться можно над болью, унижением, невоспитанностью и пошлостью.

Таким образом, современные мультфильмы обладают сомнительным воспитательным потенциалом, или даже – антивоспитательным потенциалом, дезориентируя ребенка. Советские мультфильмы более просты и понятны детям, им легче разобраться в них, что развивает мышление детей. Современные же мультфильмы – чересчур сложные, в них даже взрослому человеку порой трудно разобраться. Такие сложности не развивают мышление ребенка, а приводят к поверхностному бездумному восприятию.

Читать еще:  Одевать принцессу. Игры принцессы диснея

В советских мультфильмах звучит правильная, красивая речь, которая передает гамму чувств, эмоций героя. В современных мультфильмах одинаковые голоса, низкий уровень речевой культуры, бедность речи. Советские мультфильмы способствуют речевому развитию, а современные – его отставанию.

Советские мультфильмы разнообразны, неповторимы, у каждого героя свой характер, эмоции, голос, в этих мультфильмах звучит авторская музыка. Современные же напоминают штамповку жанра: похожие сюжеты; похожие герои, которые говорят одинаковыми голосами, одинаково смеются, прыгают, падают; похожие звуки. В современных мультфильмах много агрессии и раздражения, причем часто они творятся положительными героями.

Дети через мультфильмы получают положительные эмоции, радуются, сопереживают, плачут. Дошкольники очень впечатлительны, и не всегда могут отличать «действительность от созданий воображения». Поэтому дети начинают доверять мультфильму, принимая его как часть реальности, воспринимать те жизненные ценности и установки, которые в нем содержатся. Мультфильмы «играют важную роль в формировании представлений и мире».

Для детей искусство – это форма познания и освоения мира, это старший товарищ, который показывает, «что такое хорошо, а что такое плохо», какие последствия, наказания могут последовать за неправильными действиями, какие положительные результаты – за правильными действиями. Ребенок через мультфильмы учится, узнает много нового: новые явления, названия, слова, юмористические ситуации.

Дети социализируются, учась у героев мультфильмов, как себя вести. Дети изначально учатся, подражая. Поэтому, выделяя любимых мультипликационных героев, дети начинают подражать им, вести себя, как они, говорить их языком, применять знания, полученные в мультфильме.

Они начинают просить у родителей вещи с изображением любимых героев, посвящают им первые школьные сочинения. Несомненно, что для эффективного воспитания ребенку нужно предоставить хорошие образцы для подражания.

Мультфильмы понятны дошкольнику, поскольку они в доступной форме объясняют ребенку многие процессы, знакомят с миром, удовлетворяют познавательные и эмоциональные потребности. Мультфильм – наиболее эффективный воспитатель от искусства и медиа-среды, поскольку сочетает в себе слово и картинку, то есть включает два органа восприятия: зрение и слух одновременно.

Поэтому мультфильм обладает мощнейшим воспитательным потенциалом и является одним из авторитетных и эффективных наглядным материалом.

Но поскольку зачастую современные педагоги и родители к мультфильмам относятся недостаточно серьезно, недооценивая их влияние на ребенка, то складывается ситуация, когда ребенок смотрит все подряд. А ведь мультфильм может способствовать формированию личности ребенка, а может и, наоборот, препятствовать. Если мультфильм содержит антивоспитательный потенциал или же не адекватен возрасту ребенка, то влияние мультфильма все равно будет, и оно может привести совсем не к намеченным результатам. Негативные влияния средств медиа-среды на детей, которые еще не умеют критически относиться к феноменам внешнего мира, могут быть опасны. Чтобы негативные влияния нейтрализовать или же вовсе не допустить, а положительные влияния усилить, необходимо ввести мультфильмы в фактор «целенаправленных воспитателей».

Для этого нужно оценить воспитательный потенциал мультфильмов и целенаправленно их использовать, введя мультфильмы как дополнительное средство формирования каких-либо качеств в программы детских учреждений, а также дать рекомендации родителям для домашнего обучения. А также выявить негативный потенциал, чтобы родители оградили ребенка от него или научились с ним работать, выявляя суть этого негативного. Если мультфильмы не перевести в разряд целенаправленных и контролируемых воспитателей, то они будут влиять на ребенка хаотично и негативно.

Мультфильмы содержат воспитательный потенциал, который способствует или препятствует познавательному, эстетическому, эмоционально-образному развитию дошкольников и младших школьников. Это касается всех мультфильмов.

Большинство советских мультфильмов содержат воспитательный потенциал, который можно целенаправленно использовать для обучения и воспитания, современные мультфильмы содержат чаще всего разрушающий антикультурный потенциал, не удовлетворяющий решению воспитательных задач особенно нравственного, трудового и эстетического воспитания.

Проект: «Чему учат мультфильмы»

Для дошкольников и учеников 1-11 классов

16 предметов ОРГВЗНОС 25 Р.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Монашевская средняя общеобразовательная школа»

Менделеевского муниципального района Республики Татарстан

Номинация: Любимые мультфильмы, герои, произведения

«Чему учат мультфильмы»

Ученица 2 класса, 8 лет.

Актанова Ольга Геннадьевна

Учитель начальных классов

Менделеевский район РТ, село Монашево

3.Сравнение отечественных и зарубежных мультфильмов

4.Мой любимый мультфильм

5.Выводы и рекомендации

Актуальность работы . Тема актуальна, потому что в наши дни очень много мультфильмов: начиная с советских, заканчивая современными как зарубежного, так и отечественного производства. Этому очень рады наши родители, потому что мы – их дети можем получить то, чего не было в достатке у них самих, и они показывают нам мультфильмы с самого раннего возраста. А действительно ли это полезно и необходимо? Для этого я провела своё маленькое исследование.

Наметила этапы работы : На первом этапе я собирала материал по мультфильмам, беседовала с учениками , провела анкетирование, использовала литературу, Интернет – ресурсы.

Читать еще:  Проект какая она моя семья. Проект « Семья ». Семья – это самое дорогое и родное, что есть у каждого человека. «Семья – это та самая среда, в которой человек учится,. Скачать бесплатно и без регистрации"

На втором этапе обработала собранный материал.

« Влияние советских и современных мультфильмов на детей».

Выяснить какое значение имеют мультфильмы в жизни детей. Воспитание чувств патриотизма у своих друзей через приобщение к отечественному мультфильму.

• Формировать знания об отечественном мультфильме, доступные пониманию и представлению о его значимости;

• сравнить чему учат отечественные и иностранные мультфильмы ;

• провести анкетирование среди учеников, с целью выявления наиболее любимых мультфильмов

Воспитать патриотизм, любовь к Родине.

Объект исследования : ученики 1 – 4 классов.

Предмет исследования : мультфильмы отечественного и современного производства.

Во время выполнения работы использовались методы:

1. Изучение литературы

2. Просмотр мультфильмов

3. Проведение анкетирования учащихся 1-4 классов

4. Анализ полученных результатов

Однажды на уроке, когда мы знакомились с произведениями К.И Чуковского, наша учительница задумчиво произнесла: «Да, в детстве я часто смотрела мультфильмы, созданные по произведениям этого замечательного писателя. Детство это самая замечательная пора в жизни каждого человека. Жаль, что к нему больше нельзя возвратиться. Помню, говорила она, как я маленькая всегда бежала к своему отцу и мы смотрели с ним мои любимые советские мультики и передачу «В гостях у сказки»», которые заставляли нас радоваться, смеяться, удивляться, сопереживать. На них выросли поколения! И люди были намного дружнее, отзывчивее, добрее друг к другу. А сейчас почти все дети подсели на иностранную мультипликационную продукцию. Почти во всех этих мультфильмах присутствует конфликт, драка, сражение, в них преобладает агрессивное поведение. И у вас, у нашего подрастающего поколения, к сожалению, наблюдается повышенная жестокость и агрессивность по отношению друг к другу, очень часто появляется в вашей речи жаргонная лексика. Всё это, говорит она, результат этого современного кино. Они наносят сегодняшнему поколению откровенный вред! Чтобы это узнать я провела небольшое исследование. Попыталась разобраться: как влияют мультфильмы на нас – детей, и рассказать о своём любимом мультфильме.

Провела анкетирование среди своих друзей – учеников начальных классов, а также просмотрела советские и современные мультфильмы. Вот что у меня получилось.

2.Результаты анкетирования учащихся начальных классов школы

Проведенное мною анкетирование (см. Приложение 1) показало, что все дети любят мультфильмы. В основном их смотрят утром и вечером. Из опрошенных 58 учащихся, 27 детей выбрали иностранные мультфильмы, 22 учащихся современные отечественные и только 9 ребят написали – советские. Результаты исследования приведены ниже.

Любимыми мультфильмами оказались: «Лунтик и его друзья», «Черепашки Ниндзя», «Губка Боб», «Маша и Медведь», «Смешарики», «Ми-Ми-Мишки», «Гуппи и пузырики», «Звёздная принцесса и сила зла» и др.

Почему интересно дети, в том числе и я, выбираем современные мультфильмы, а не советские? Чем они нас так затягивают? Я решила внимательно просмотреть несколько разных мультиков и сравнить их. Результаты записала в таблицу, которая приведена ниже.

Я сравнила мультики советские, западные и современные отечественные .

Учат доброте, дружбе. Ценить семью, друзей. Смелости и послушанию родителям.

Учат наглости, равнодушию, грубости. Также низкий уровень речевой культуры

Дети усваивают, что смеяться можно над болью, унижением, невоспитанностью и пошлостью.

Выяснила, что во всех мультфильмах присутствует форма поведения, которые дети перенимают. Они учатся тому, как действовать в той или иной ситуации, как можно добиться своей цели.

В современных мультфильмах, рисунки которых видите ниже,

кадры слишком быстро меняются, перед глазами мелькают лишь красивые картинки под весёлую музыку. К тому же во многих мультфильмах образы главных героев негативные. Главным для хорошей жизни в западных мультфильмах являются – деньги и ничегонеделание. Агрессивность главных героев, стремление нанести вред окружающим, некрасивая речь, непонимание между родителями и детьми, непослушание – часто ненаказуемо. Конечно же, такие мультфильмы способствуют проявлению вранья, агрессии, жестокости. Такое поведение вызывает у маленьких зрителей восторг.

Советские же мультфильмы , посмотрите на рисунки ниже ,

Рис.3 Рис.4 Рис.5 Рис.6

побуждают ребёнка сопереживать героям, помогать другим, дружить, уважать родителей, разъясняют, что такое добро и зло. В советских мультиках со злом стараются бороться не силой, а пытаются его перехитрить или уговорить встать на добрый путь. Оказывается у старых добрых советских мультфильмов есть множество преимуществ перед западными и современными отечественными.

1. Восхваляют справедливость, щедрость, смелость, послушание родителям, трудолюбие, честность, заботу о ближних, дружбу и добро.

2. Учат говорить на хорошем, красивом языке.

3. Высмеивают жадность, враньё, глупость, себялюбие, лень, хулиганство, воровство, несправедливость, зло. .

Современные мультфильмы приводят:

1.К агрессии и жестокости

2.К неуважительному отношению к людям и животным

3.К ощущению полной безнаказанности

Значит советские мультфильмы по содержанию соответствуют возрасту детей, просты и понятны для восприятия, герои мультфильмов говорят на хорошем красивом языке, их поступки можно брать в качестве примера. Теперь я обязательно буду смотреть советские мультфильмы.

Источники:

http://ribalych.ru/2013/03/03/chemu-nas-uchat-sovetskie-multfilmy/
http://vk.com/@shkola_plus-chemu-uchat-sovetskie-i-sovremennye-multfilmy
http://infourok.ru/proekt-chemu-uchat-multfilmi-2137864.html

Ссылка на основную публикацию