Что делать, если ребенок боится делать ошибки. Уловки, которые помогают нам избегать неудач

Что делать, если ребенок боится делать ошибки

Страх делать ошибки или страх неудачи может возникнуть как результат слишком критичного отношения взрослых к ребенку, или, наоборот, слишком равнодушного отношения.

Такой страх бывает у детей, родители которых слишком тревожны и не позволяют ребенку действовать самостоятельно.

Еще один вариант воспитания, формирующий такой страх – это «родители знают лучше». Слишком авторитарный стиль воспитания и гиперопека приводят к формированию страха совершить ошибку.

Усугубляет ситуацию школа. К сожалению, часто в школах ошибки высмеиваются, особенно со стороны учеников, но иногда и со стороны учителей. Ребенок испытывает букет негативных чувств, что в будущем заставляет его бездействовать под влиянием страха совершить ошибку, нежели попробовать что-либо сделать.

Родители должны понимать, что некоторые их действия или отношение к ребенку могут усугубить ситуацию.

Частые ошибки родителей:

1. Не стоит отрицать проблему. Например, «этого не может быть» или «что за ерунда?». Обычно, родители так говорят из «благих намерений», хотят показать ребенку, что его страхи напрасны. Но, к сожалению, такие фразы приводят к обратному эффекту. Ребенок начинает чувствовать, что его не понимают и он остается совершенно один со своей проблемой.

2. Также нельзя осуждать, высмеивать страх и принуждать преодолеть страх.
Может показаться, что я пишу то, что всем и так понятно и очевидно. Но, на самом деле, часто на прием приходят родители, которые делают именно так. Например, некоторые папы не хотят признавать страхи своих сыновей, «настоящий мужчина не боится такой ерунды». В итоге страх загоняется еще глубже и усугубляется.

Что можно сделать до обращения к психологу:

1. Признать страх ребенка, как бы «позволить» ребенку испытывать его. Можно сказать «делать ошибки – это, на самом деле, может быть страшно», «иногда у тебя что-то может не получиться, поверь, и у меня такое бывает».

2. Побольше узнать у ребенка, чего именно он боится. Пусть расскажет подробно о своем страхе, помогайте ему наводящими вопросами. Такой разговор уже способствует преодолению страха, поскольку «сужает границы» того что пугает.

3. Родители должны изменить своё родительское программирование и установки на более позитивные. Например, «Ты сумеешь!», «Справишься!», «Не робей!», «Ещё чуть-чуть…», «Получилось!», «У тебя выйдет, я верю!», «Без неудач не бывает удач!», «Попробуй и делай дальше!»…

4. Родителям следует постоянно корректировать свои ожидания и стандарты, согласуясь с природой своего ребенка, т. е. учитывать особенности своего ребенка. Слишком большое количество упреков заставляет ребенка чувствовать себя крайне несчастным, недостойным, заставляет его верить в то, что «с ним что-то не так».

5. Ребенок до 9 лет не имеет полного осознания себя как отдельной личности, ему во многих вопросах нужна поддержка. Если, совершая ошибку, ребенок не получает поддержки, никто не помогает ему взять на себя ответственность за эту ошибку, то ребенок может начать считать «я сам есть ошибка». Родители должны принимать часть ответственности за ошибки ребенка на себя (но только часть). Это очень важно. Если слишком рано начать воспитывать в ребенке ответственность за свои ошибки, то он вырастает психологически незащищенным и неуверенным в себе человеком.

6. Чаще говорите фразу: «Не ошибается только тот, кто ничего не делает». Мягко, без давления внушите ребенку, что ошибаться – это нормально, все люди ошибаются. Приводите свои личные примеры. Это сделает вас ближе.

7. Родители, разрешите сами себе совершать ошибки. В некоторых семьях стремление к перфекционизму является главной чертой у всех членов семьи. Учите ребенка не критиковать ошибки других.

8. С помощью различных приемов (игра, рисунок, сказка) придумать и обыграть ситуацию победы над страхом. Здесь можно предоставить инициативу именно ребенку. Дети с богатой фантазией легко с этим справляются. Не торопите ребенка, пусть на первых порах его победа над страхом будет совсем не очевидна. Ваша вера в него и поддержка обязательно принесут свои плоды.

9. Необходимо акцентировать внимание ребёнка на сильных сторонах его личности. Дети часто спрашивают – «А какой у меня талант?», они не всегда могут понять свои способности. Поэтому ответственность за это в большей степени лежит на родителях и педагогах, понимающих особенности ребёнка, его талант или таланты, которые необходимо развивать. Причём эти таланты необходимо развить так, чтобы ребёнок понял себе «цену» в этой деятельности, и убедился, что он в ней чем-то отличается от других детей. Т.е ребёнка необходимо научить компенсировать свои слабые стороны личности более сильными, которые смогут вызвать к нему интерес со стороны сверстников и взрослых. Под словом талант имею в виду любые способности, которые нравятся самому ребенку и развиты у него. Это может быть: рисование, лепка из пластилина, умение танцевать, петь, хорошо плавать и другие умения, а также аккуратность, чуткость, желание придти на помощь и т.д.

Читать еще:  Гематит камень свойства целебные и магические. Что такое гематит? Свойства, добыча, применение и цена гематита. Минерал и магия

10. Отмечайте даже самые маленькие успехи. А если не можете найти успехи, найдите способ похвалить его за что-то другое. Например, «Ошибся, зато внимательно, красиво писал», «Ошибся, зато видно, как ты старался».

11. Не сравнивайте ребенка с другими. Покажите ему, что Вы любите его таким, какой он есть, что Ваша любовь не зависит от его успехов или неуспехов, иначе ребенок сделает вывод, что успешного его любят, а неуспешного нет. Это приводит к большому напряжению, которое тормозит развитие ребенка, сковывает его.

Надеюсь, что эти простые рекомендации помогут Вашим детям преодолеть страх совершать ошибки. В любом случае проблемную ситуацию лучше не затягивать, а вовремя обратиться к специалисту.

Психология ребенка

Советы о том, как помочь ребенку стать смелее на жизненном пути и не бояться поражений

Как помочь детям научиться не бояться неудач

Не слишком ли изнежены наши дети? Должны ли мы хоть иногда позволять им терпеть неудачи, чтобы они развивали твердость характера? Или им просто нужно больше настойчивости? Ответы на эти вопросы неоднозначны, потому что и мы, люди, – создания непростые.

Страх перед неудачей напрямую связан с самооценкой человека, а также с его убежденностью в собственной ценности как личности. Ученые обнаружили, что дети прибегают к невероятным психологическим махинациям, чтобы избежать неудач и не потерять ощущения собственной ценности, – что, как все мы знаем, может привести к долгосрочным негативным последствиям.

К счастью, существует исследование, которое дает советы о том, как помочь детям справиться с чувством неудачи и помочь им реализовать свой истинный потенциал.

Уловки, которые помогают нам избегать неудач

Исследования обнаружили, что в качестве способа защиты своей самооценки люди убеждают себя и окружающих в том, что они компетентны.

Следовательно, способность достигать успеха – и качество исполнения, необходимое для этой способности, – имеет решающее значение для поддержания собственной самооценки. Это особенно верно в конкурентной среде, например, в школе и позже на рабочем месте. В двух словах, неудача при выполнении чего-либо означает, что человек не способен и, следовательно, не заслуживает высокой оценки.

Если человек не верит в то, что он способен преуспеть – или если постоянные неудачи подрывают в нем эту веру, – этот человек, сознательно или неосознанно, начинает практиковаться или придумывать оправдания для того, чтобы поддержать свою самооценку в собственных глазах и глазах окружающих. Чем интенсивнее вложенные усилия, увенчавшиеся неудачей, тем более важным становится механизм отговорок или защиты.

Когда речь идет о борьбе с неудачами, дети, как правило, делятся на четыре категории.

1. Дети, ориентированные на успех: это дети, которые любят учиться ради обучения и рассматривают неудачи как способ совершенствования своих навыков, а не потерю собственной ценности как человека. Родители этих детей, как правило, хвалят их за успехи и очень редко порицают за неудачи.

2. Дети, чрезмерно стремящиеся к успеху: они избегают неудач, добиваясь успехов, но для этого им приходится прикладывать поистине колоссальные усилия и мотивирует их лишь опасение, что даже одна единственная неудача подтвердит их самый большой страх, что они не идеальны.

Поскольку их страх перед неудачей настолько силен, а сомнения в собственных способностях так велики, такие дети при любом удобном случае заявляют, что не смогут уделить много времени подготовке к предстоящей контрольной или тесту, а затем проводят всю ночь за учебой. Если в результате они получают отличную оценку, это «показывает» всем, что они исключительно талантливы, потому что их «способности» позволяют им не прикладывать каких-либо усилий.

Читать еще:  Что такое любовь: кратко и ясно своими словами о самом главном. Любовь

3. Дети, избегающие неудач: эти дети не рассчитывают на успех, они просто стремятся избегать неудач. Они считают, что если приложат много усилий, но потерпят неудачу, это будет свидетельствовать об их низких способностях и, следовательно, низкой ценности. Но если они не будут пытаться и потерпят неудачу, это не отразится негативно на их способностях и их ценность не пострадает.

Для того чтобы избегать неудач, которые могут быть связаны с нехваткой способностей, они прибегают к таким уловкам, как выдумывание отговорок (собака порвала мою тетрадь), затягивание, отказ от участия и выбор практически невыполнимых задач. Тем не менее это может ставить их в проигрышное положение, когда они сталкиваются с учителем, который вознаграждает и ценит усилия и наказывает за их отсутствие. Положение таких учеников становится безвыходным – им либо приходится пробовать и терпеть неудачи, либо получать наказание.

4. Дети, смирившиеся с неудачами: мотивировать таких детей сложнее всего, потому что они приняли неудачу – они полагают, что их постоянные неудачи связаны с отсутствием способностей, и поэтому отказываются от попыток добиться успеха и тем самым сохранить свою самооценку. Любой свой успех эти дети приписывают обстоятельствам, им неподконтрольным, таким как легкое задание, которое дал учитель всему классу.

Еще два момента: и те дети, которые избегают неудач, и те, которые смиряются с неудачами, сосредотачивают больше внимания на неакадемических видах деятельности, в которых они могут добиться успеха, таких как спорт или искусство, или могут проявлять рискованное поведение. А родители детей, мотивацией которых служит страх перед неудачей, как правило, редко хвалят детей за успехи, но часто наказывают за неудачи. Это заставляет детей верить в то, что любовь их родителей обусловлена их успехами в учебе.

Понимание такого сложного процесса, как страх перед неудачами, заставляет одних детей добиваться успехов в школе, а других – отказываться от любых попыток преуспеть. При этом становится очевидным, что в трудных ситуациях им абсолютно бесполезно говорить «Веселей берись за дело».

Преодоление страха перед неудачами

Так что же могут сделать родители, чтобы помочь своим детям стать ориентированными на успех, а не на неудачу? На этот вопрос нет простых ответов, и не все советы, основанные на результатах исследований и представленные ниже, окажутся полезными для всех детей. Родителям важно знать своего ребенка и уметь четко определять, когда он начинает демонстрировать поведение, ориентированное на неудачу.

1. Подчеркивайте важность усилий, а не способностей. Благодаря исследованиям в области различных типов мышления родители начали придавать большее значение усилиям детей, чем их врожденным способностям. Особенно важно, чтобы усилия ценили не только родители, но и преподаватели от старших классов школы до университета, так как исследования показывают, что чем старше становятся дети, тем сильнее они начинают ценить способности, а не результат.

Один из способов поощрять усилия заключается в предоставлении детям особенной обратной связи, такой связи, которая признает и дает высокую оценку их усилиям. Исследования доказали, что дети, которые получают положительную обратную связь, не только более мотивированы добиться успеха, но и верят в то, что они способны его добиться. Однако нужно соблюдать осторожность и не говорить детям о том, что они должны лучше стараться, когда они терпят неудачу, особенно если на достижение успеха ими было затрачено много усилий. В противном случае они могут начать сомневаться в своих способностях и избегать или смиряться с неудачами.

2. Помогайте детям учиться относиться к самим себе с состраданием тогда, когда они терпят неудачи. Ученые считают, что в основе страха перед неудачами лежит борьба между адекватной самооценкой и способностью видеть себя такими, какие мы есть на самом деле. И здесь самосострадание может быть полезным.

Для того чтобы самосострадание было эффективным, мы в первую очередь должны осознать, что наша истинная ценность заключается в изначальном опыте мыслящего существа, его чувствах и восприятии. Другими словами, вместо того чтобы обусловливать нашу ценность такими категориями, как успех в учебе или внешность, мы должны ценить себя уже только за то, что мы люди, и должны понимать, что неудачи являются частью человеческого опыта.

Читать еще:  Как вырезать конус из картона для елки. Как сделать конус из картона для елки: пошаговые инструкции с фото

Так нам становится легче проявлять сострадание к себе, когда мы терпим неудачи. Вместо того чтобы укорять себя за неидеальные результаты в чем-либо, например, в учебе – как делают дети, чрезмерно стремящиеся к успеху, – мы можем практиковать доброжелательный и сострадательный внутренний диалог. Нам станет легче реалистично смотреть на то, что стало причиной неудачи, а затем комфортнее размышлять о том, что можно сделать, чтобы улучшить результат в следующий раз.

Ученые обнаружили, что люди, которые относятся к самим себе с состраданием, быстрее восстанавливаются после неудач и охотнее пробуют что-то новое – в основном потому, что знают, что им не придется выслушивать потоки критики от самих себя в случае, если они потерпят неудачу.

3. Поддерживайте хорошие отношения с детьми. Это особенно важно для тех детей, которые избегают неудач или смиряются с ними. Исследования доказали, что дети испытывают мотивацию прилагать максимум усилий, когда родители или учителя, к которым они испытывают чувство привязанности, высоко ценят выполнение школьных заданий. Исследования доказывают и тот факт, что дети становятся менее мотивированными, когда, по их мнению, учителям нет до них никакого дела.

И последний совет специалистов: важно говорить с детьми о том, каким образом страх перед неудачами может влиять на их жизнь. Доказано, что выпускники школы испытывают благодарность за такую информацию, так как она помогает им контролировать свое отношение и подход к школьным занятиям.

Ребенок боится ответить неправильно

Вопрос психологу

Спрашивает: Анна

Категория вопроса: Страхи и фобии

Похожие вопросы

Ответы психологов

Филяева Ирина Викторовна

Вы верно заметили, что ребенок боится совершить ошибку. Вот с этим вопросом и надо разбираться. Это совершенно не обязательно может быть вызвано низкой самооценкой.

К сожалению школьная система в целом не располагает к принятию права на ошибку.

Нужно разобраться чего именно ваш сын боится в случае ошибки. Наказания? Насмешек учителя? Криков учителя? Ощущать себя глупым? Может быть это страх, что глупых людей нельзя любить?

Страх ошибки может быть сформирован не обязательно в школе. нужно обратить внимание как окружающие взрослые относятся к ошибкам. Возможно они ругаются или просто злятся. Возможно расстраиваются. Возможно сами не принимают своих ошибок и тоже боятся ошибиться. Возможно ребенка и не ругают, но обращают на него внимание только когда он сделал что-то, за что можно похвалить и в этом случае для ребенка ошибка будет чем-то, что лишит его похвалы взрослых=любви.

Более точно можно разобраться на очных консультациях с психологом.

Но вы уже сейчас сами можете помочь своему мальчику. Просто разговаривая с ним по-душам. О его страхе, признавая его право на страх. Если он боится значит ему реально страшно. Так же любому ребенку будет полезно если его будут почаше обнимать и всячески демонстрировать ему то, что любовь родителей никак не зависит от ошибок. Что эта любовь есть что-то цельное и незыблемое. Родители любят и будут любить своего ребенка даже если он облажался.

Еще полезно разговаривая об успехах ребенка не делать акцент на похвале. гораздо эффективнее было бы поговорить о чувствах ребенка в процессе совершения чего-то что привело его к успеху. Например “О. ты сегодня первый ешил задачу, это здорово, а тебе нравится решать такие задачи? а что тебе больше всего нравится в них?” Или “О какой красивый рисунок, это что там нарисовано? а что тебе больше всего понравилось рисовать? А что было самое трудное? Что ты думал, когда рисовал вот это? Кого себе представлял?” Такие разговоры смещают ракурс восприятия с оценки на саму деятельность. А когда деятельность интересна сама по себе не так важно кто и как ее оценивает.

Еще полезно говорить об ошибках в целом. Научить ребенка любить свои ошибки. Ведь по большому счету ошибки это очень важная часть опыта. Они помогают найти правильный путь, понять где было не совсем правильно и как это можно исправить. Ошибкам можно даже радоваться.

Поддержка родителей и приятие ситуации залог уверенности в своих силах.

Филяева Ирина Викторовна, психолог в Хабаровске

Источники:

http://www.b17.ru/article/20507/
http://childdevelop.ru/articles/psychology/2106/
http://www.all-psy.com/konsultacii/otvet/223120/

Ссылка на основную публикацию