Что должен уметь ребенок в 1 годик. Развитие ребенка в год: советы родителям

Развитие ребенка в 1 год

Время с маленьким ребенком пролетает очень быстро. Совсем недавно малыш был крохотным комочком, не умеющим ни поднять голову, ни произнести какие-либо звуки, ни сфокусировать взгляд. За первый год младенец кардинально изменился, стал многое понимать, произнес первые слова, сделал первые шаги и продолжает познавать окружающий мир. Давайте узнаем, как определить, нормально ли развивается ребенок, а также как стимулировать дальнейшее развитие годовалого малыша.

Физиологические изменения

  • Ребенок к 12 месяцам обычно утраивает вес, с которым он родился. Теперь темпы прибавки веса и увеличения роста по сравнению с первым полугодием жизни значительно замедляются.
  • Стопы годовалого ребенка пока еще плоские, а свод у них отсутствует. Если малыш только начал самостоятельно ходить, на его стопах еще имеются жировые подушечки. По мере освоения ходьбы они исчезают, а у ступней появляется изгиб.
  • Средним количеством зубов, которое имеется у годовалых малышей, является 8. При этом у одних деток уже может быть 12 зубов, а у других – лишь 1-2 первых зуба. Это все варианты нормы, не требующие обращения к врачу. Проконсультироваться с педиатром нужно лишь при отсутствии зубов в 1 год.

Физическое развитие

За двенадцатый месяц жизни малыш набирает примерно 350 грамм веса, а его рост удлиняется еще на 1-1,5 сантиметра. И окружность головы, и окружность груди ребенка в этом возрасте увеличивается в среднем на 0,5 сантиметра.

Разные детки развиваются физически с разной скоростью, но на основе показателей у большого числа малышей определенной возрастной категории специалисты установили границы нормы для таких показателей. Эти границы вместе со средними показателями для годовалых детей мы отметили в таблице:

Показатель

Среднее значение в 1 год

Мальчики в 1 год

Девочки в 1 год

Окружность грудной клетки

При ударе о предметы мебели некоторые родители учат ребенка давать «сдачу». Стоит ли это делать, смотрите в следующем видео Ларисы Свиридовой.

Что малыш умеет?

  • Ребенок 12 месяцев двигается очень активно и много. Большинство карапузов к годовалому возрасту уже умеет самостоятельно ходить и постоянно совершенствует этот навык. Тем не менее, некоторые детки в 1 год еще нуждаются в маминой поддержке во время ходьбы или не спешат начать ходить, предпочитая быстрое передвижение на четвереньках.
  • Также ребенок одного года уже может сидеть на корточках и самостоятельно подниматься из этого положения. Кроха уверенно поднимается по ступенькам и залезает на диван.
  • В одну руку малыш одного года способен взять 2 небольших предмета. Пуговицы и другие крохотные предметы ребенок берет указательным и большим пальцем.
  • У годовалого ребенка получается собирать пирамидку и строить башни из кубиков.
  • Речь ребенка включает примерно 10-15 простых слов из 1-2 слогов. Одно слово карапуза может иметь несколько значений. Кроха еще не выговаривает все буквы и может путать местами слоги.
  • Ребенок 1 года хорошо понимает речь родителей. Ему известно значение слов «можно», «нельзя», «дай», «возьми», «подойди» и многих других. Также он знает имена людей, с которыми часто общается. Малыш уже может ответить на простой вопрос.
  • Кроха может выполнять несложные поручения, например, помыть овощи, разложить столовые приборы, протереть пыль.
  • Малышу нравится прятать и искать игрушки, бросать игрушки, создавать из кубиков постройки и разрушать их, наполнять ящики и коробки, а затем опорожнять их.
  • Двенадцатимесячный малыш интересуется сюжетными играми и знает, как в них играть. Кроха может уложить игрушку спать или покормить ее.
  • Услышав музыку, кроха будет пританцовывать и пробовать подпевать.
  • Малыш знает многих животных и может показать их как на прогулке, так и на картинках.
  • Кроха знает способ использования разных предметов.
  • Долговременная память ребенка развивается – малыш уже способен запоминать события нескольких дней назад.
  • Ребенок становится более самостоятельным с каждым днем. За столом он уже управляется с ложкой и сам пьет из чашки. У карапуза уже имеются определенные предпочтения в пище – какие-то продукты крохе совсем не нравятся, а какие-то, напротив, ребенок ест с большим удовольствием.

Для проверки, в нормальном ли темпе развивается ребенок, вам следует:

  • Оценить, умеет ли кроха ползать, стоять, держась за вашу руку, а также делать несколько шагов с вашей поддержкой.
  • Убедиться, что малыш использует хотя бы один жест, например, отрицательно крутит головой или машет рукой «пока».
  • Проверить, понимает ли ребенок ваши простые просьбы, например, взять игрушку или отдать ее вам.
  • Убедиться, что в речи ребенка есть минимум одно осмысленное слово.
  • Проверить, есть ли у малыша хотя бы один зуб или признаки его появления в ближайшее время.

Если при такой проверке что-либо вас насторожило, расскажите об этом педиатру во время планового осмотра в год.

Занятия для развития

  • Основным навыком, над которым «работает» годовалый ребенок, является ходьба. Если малыш продолжает ползать и не спешит делать первые шаги, можете привлечь кроху любимой игрушкой. Некоторые детки боятся утратить равновесие, поэтому ему может помочь начать ходить игрушка в руках.
  • Если существует возможность, давайте крохе походить босиком по земле, песку или траве.
  • Для стимуляции крупной моторики предлагайте ребенку играть с крупными машинками, мячами и другими игрушками большого размера.
  • Продолжайте заниматься с ребенком развитием мелкой моторики. Например, можно прицепить прищепки для белья на края банки от кофе и предложить ребенку их снимать. По-прежнему интересны и полезны ребенку игры с фасолью, крупой, песком, водой.
  • Также продолжайте речевое развитие карапуза. Много разговаривайте с ребенком, чтобы малыш мог изучать большое количество новых слов. Описывайте все, что вы делаете и предметы, которые видит малыш.
  • Играйте вместе с карапузом, но при этом позволяйте малышу делать самостоятельно то, что он может. Разыгрывайте вместе разные сюжеты с игрушками, например, как зайка делится с медвежонком печеньем, кукла купается в ванночке, мышонок приглашает в гости медвежонка.
  • Включайте ребенку музыку разных жанров, а также звуки разных предметов. Так вы будете стимулировать развитие слуха.
  • Занимайтесь с крохой рисованием, позволяя карапузу выводить первые каракули пальчиковыми красками, мелками или фломастерами. Малышу также понравится творить, используя пластилин и соленое тесто.
  • Ходите с малышом в песочницу, предлагая поиграть с совочком, формочками, ситом, грабельками.
  • В солнечный день обратите внимание крохи на ваши тени. Предложите наступить на вашу тень.
  • Давайте ребенку возможность играть с другими детками. Если у крохи нет сестрички или брата, приглашайте в гости знакомые семьи с малышами-дошкольниками.
  • Сделайте для малыша фотоальбом, в котором будут находиться фото всех близких родственников, а также картинки животных. Карапуз будет подолгу его рассматривать.
  • Ежедневно немного времени уделяйте совместному чтению с малышом. Приобретите для крохи детские книги с яркими иллюстрациями. Давайте возможность ребенку самому выбрать, какую книжку он будет «читать» сегодня.
  • Во время купания бросьте в ванночку маленькие игрушки, способные плавать, а затем дайте крохе сито или совочек, предложив собрать плавающие предметы в ведерко.
Читать еще:  Любовник спрашивает зачем он мне нужен. Как объяснить парню, что он мне не нужен

Разнообразьте день занятием по методике «Маленький Леонардо» О. Н. Тепляковой – эксперта по интеллектуальному развитию.

Психическое развитие

Развитие психической сферы годовалого малыша продолжает оставаться очень интенсивным. Ребенок дольше бодрствует и способен в течение нескольких минут концентрироваться на интересной игре с мамой. Именно поэтому все развивающие занятия должны проводиться только в форме игры.

На основе общения с мамой у крохи к первому дню рождения формируется доверие либо недоверие к миру, который его окружает. Если данный опыт общения будет позитивным, малыш будет ощущать себя в безопасности, а также будет проецировать положительные эмоции на окружающий мир.

На втором году жизни у ребенка активно продолжается сенсорное и познавательное развитие. Малыш узнает свойства предметов, их форму, цвета. В играх родителям следует постоянно направлять годовалого карапуза, поскольку без помощи и подсказок извне действия крохи будут оставаться однообразными. Проводя несложные занятия с малышами 1 года, родители помогают карапузу сравнить и различить предметы, развить память, освоить бытовые навыки.

Чтобы оценить психическое развитие ребенка в 1 год, можно воспользоваться такими тестами:

  • Дать малышу 2 кубика и показать, как построить башню. Ребенок не будет бросать кубики или тащить их в рот, а поставит один на другой. К 18 месяцам малыш уже будет способен применить для постройки башни 3-4 кубика.
  • Предложите крохе игрушку, в которой нужно вкладывать геометрические фигуры (рамку-вкладыш или сортер). Годовалый малыш должен вложить круг в отверстие для него.
  • Дайте карапузу пирамидку, предложив ее собрать. Малыш в 1-1,5 года попробует нанизывать кольца, но при этом не будет учитывать их размер. Правильно складывать пирамидку с учетом размера колец детки обучаются лишь к 2-летнему возрасту.
  • Оцените наличие навыков использования предметов быта. Карапуз 12-15 месяцев уже умеет правильно использовать ложку и чашку. В 1,5 года ребенок способен снимать носки, шапочку и варежки.

Для оценки крупной моторики крохи выясните, умеет ли малыш длительно ходить, научился ли наклоняться и приседать, способен ли вставать с коленей и взбираться на диван. Упражнения, развивающие крупную моторику, будут включать:

  • Прыжки. Держите карапуза под мышки или за руки и пусть кроха прыгает на месте.
  • Залезание на диван и опускание обратно на пол. Для этой цели можно привлекать карапуза любимой игрушкой.
  • Лазание. Предложите крохе проползти под стулом, залезть в большую коробку и вылезти из нее.
  • Перешагивание. Разложив на полу разные предметы, погуляйте по комнате с карапузом, держа ребенка за руку. Когда кроха будет подходить к препятствию, показывайте, что сначала нужно поднять одну ножку и перешагнуть предмет, а затем сделать такой же шаг второй ногой.
  • Игры с мячом. Учите малыша бросать мяч на пол, при этом сначала давайте мячик крохе в руки, а затем положите рядом, чтобы ребенок сам взял мяч. Далее учите ловить мяч. Чтобы развивать глазомер, можете бросать мяч в коробку.

Чтобы развивать мелку моторику годовалого ребенка, можно:

  • Рисовать карандашами. Сначала придерживайте ручку крохи с карандашом и просто оставляйте на бумаге следы. Постарайтесь заинтересовать младенца рисованием.
  • Рисовать красками. Дайте малышу сухую кисточку и покажите, как оставлять мазки, а после этого приступайте к освоению рисования красками.
  • Лепить из пластилина. Скатайте шарик и покажите малышу, как из него можно сделать лепешку, после чего предложите карапузу повторить.
  • Втыкать в пластилин камешки, пуговицы, трубочки.
  • Лепить из соленого теста.
  • Приклеивать наклейки на себя или на листок.
  • Рисовать пальчиковыми красками.
  • Играть со шнуровками.
  • Наматывать нитки на клубок.
  • Играть с водой, крупой или песком, используя сито и ложку.
  • Закручивать и откручивать крышечки.
  • Играть с сортером и рамками-вкладышами.
  • Учиться справляться с крючками, липучками, кнопками, пуговицами.
  • Играть с прищепками.
  • Заниматься с сенсорной коробкой.

Развитие речи

На втором году жизни происходит становление речи малыша, а также быстрое ее совершенствование. Сначала кроха начинает понимать речь, а дальше в высоком темпе пополняет словарный запас и начинается этап активной речи. Одновременно происходит обогащение мимики и жестовой речи карапуза. В один год одно слово малыша может обозначать целую фразу.

Чтобы стимулировать речевое развитие годовалого ребенка, можно:

  • Рассматривать картинки в книжках, озвучивая нарисованное и задавая ребенку простые вопросы по рисунку, например, «где собачка?».
  • Читать с крохой считалки и потешки, короткие сказки и стишки, а также петь песенки.
  • Выполнять артикуляционную гимнастику.
  • Делать гимнастику и массаж пальчиков.
  • Рассказывать крохе обо всем, что способно заинтересовать карапуза – о природе, животных, времени года, домах и многом другом.

Пальчиковые игры помогут развитию крохи. Посмотрите видео Татьяны Лазаревой, где она показывает то, как можно играть с ребенком 1 года.


Примерный план на неделю по развитию годовалого ребенка

Чтобы занятия не надоедали крохе, не повторялись и включали все важные направления развития, стоит планировать их заранее минимум на одну неделю. Это позволит маме охватить все сферы развития карапуза и заранее подготовить материалы для развивающих игр.

Читать еще:  Как остановить детскую истерику: четыре правила. Неконтролируемая истерика – правда или вымысел родителей? Что делать, чтобы прекратить истерику

Мы предлагаем пример недельного распорядка развивающих занятий для ребенка в возрасте 1-1,5 лет:

Что должен уметь ребенок в 1 год: обзор, советы родителям

Вопрос, волнующий мам всех времен и народов – нормальный ли у нее ребенок, правильно ли он развивается? Это не удивительно, потому что все мамы переживают за своих детишек, этот инстинкт заложен природой.

Еще вчера вы привезли из роддома малюсенький сверток, который умел только кушать, спать и хныкать. А уже сегодня слышите «мама» и составляете рацион для годовалого малыша. Все дети растут и развиваются по-разному, у каждого свой темп.

Но как понять, что все хорошо и что вы все делаете правильно? Как отследить развитие ребенка в 1 год, что малыш должен знать, уметь делать, и какие слова говорить к этому возрасту? Мы приведем среднестатистические данные по этим вопросам.

Что уже умеет ребенок в 1 год

Как правило, годовалые детки активны, любознательны и довольно подвижны. Повторимся, все дети разные, кто-то в год уже активно бегает, а кто-то только делает первые самостоятельные шаги. Кто-то молчун, а кто-то щебечет без передышки.

Мы приведем усредненный список того, что должен уметь ребенок в 12 месяцев:

  • следить глазами за перемещающимся объектом;
  • реагировать на звук, определять его источник;
  • улыбаться;

  • уверенно держать головку;
  • легко переворачиваться в любом направлении;
  • доставать игрушки (потянувшись за ними);
  • сидеть;
  • пытаться говорить (такое умение еще называют гулением).

Главными навыками в этом возрасте считаются моторные, потому что когда ребенок начинает сидеть и ползать, ему открывается доступ к освоению прочих навыков:

  • захват и перемещение игрушек;
  • освоение территории квартиры;

  • больший обзор во время прогулки.

Физические навыки ребенка в 1 год

Не будьте строги к своему годовалому ребенку и к себе, если он не умеет все, что должен по списку. В первую очередь, малыш никому ничего не должен. Он развивается в гармонии с собой и окружающим миром. Если ему нужно ходить сейчас – он ходит. Если нет – не расстраивайтесь, ходьба заложена в нем генетически, он пойдет немного позже.

В основном, годовалые сорванцы умеют:

  • ходить по ступенькам при помощи и поддержке взрослого;
  • ползать по ступенькам самостоятельно и в обоих направлениях;
  • залезать на кровати, стулья и диваны (как минимум, пытаются залезть);
  • перемещаться из точки А в точку В по собственному желанию (на четвереньках или топая маленькими ножками).

Если малыш чего-то не умеет – не расстраивайтесь. В развитии физических умений основную роль играет тяга малыша к самостоятельности. Позволяйте ребенку самостоятельно передвигаться, самому доставать его игрушки. Больше свободы движений (под вашим чутким контролем, конечно), и малыш быстро начнет вас удивлять.

Создавайте стимулы к движению. Ведь зачем ребенку идти или ползти за игрушкой, если вы ее сами подадите?

Психомоторные умения ребенка в 1 год

К 1 году ребенок обладает чрезвычайной любознательностью, что стимулирует различные умения, которые должны помочь установить ему суть вещей. Малыш не ломает игрушки – он пытается разобраться, что внутри. Он не выбрасывает их, просто изучает, что будет, если бросить. Маленькие исследователи к годовалому возрасту, как правило, могут:

  • Собрать пирамидку из 2-3 колец. Правда, не всегда по размеру, но все же.
  • Составить башню из двух кубиков. Таким занимаются, в основном, девчонки. Мальчишки тоже умеют, но им больше нравится такие башни разрушать, а поймать момент «строительства» трудновато, так что вы можете даже не знать об этом.
  • Обращаться с крышками. Любыми. Снимать их с кастрюль, открывать багажные отсеки в машинках, если таковые имеются. А еще малышня умеет открывать крышку, класть какую-то игрушку в ёмкость и возвращать крышку обратно.
  • Куда-то девать вещи. Малышня в этом возрасте знает, что можно куда-то девать вещи. Например, запихивать в коробки с небольшим отверстием. Еще дети играют с одеждой, причем и со своей, и с вашей, растаскивая ее по дому.
  • Заниматься с посудой. В годик ребятня активно пробует есть ложкой и пить из чашки, даже если в этой самой чашке или тарелке пустота.
  • Заставляет предметы двигаться. Возит коляску, катает по полу машинку, толкает мяч ручкой или ножкой, чтобы тот катился. Некоторые даже умудряются совать табуретки.

  • Осваивать мебель. Открывают тумбочки, выдвигают ящички, достают из шкафов вещи. Даже иногда возвращают их на место, правда, ящики путают.
  • Копировать действия. Хлопать в ладоши, играть с мамой в пальчиковые игры, крутить папиной отверткой, как папа, стучать палкой по ведерку, как соседский ребенок. Некоторые даже подражают мамам и пытаются красить губы.

Общение и эмоции

Малыши бывают более и менее общительными даже в этом возрасте. Но это зависит не только от характера ребенка. То, сколько слов ребенок должен говорит в 1 год, зависит от того, сколько вы с ним разговариваете. Нормой считается от 2 до 10.

Однако это не критерий, потому что есть детки, которые только слушают, а потом в 2 года сразу начинают выдавать текст предложениями. А есть детки, которые уже в год четко произносят и до 15 слов.

Если обобщить, годовалый ребенок должен уметь делать все, что есть в списке, это некоторый «минимум» умений:

  • Различать людей. Маму отличать от папы, своих – от чужих. В годик разницу свои-чужие здоровый малыш чувствует очень остро и может не пойти на руки к бабушке, которую видел, к примеру, 1-2 месяца назад.
  • Различать понятия «можно» и «нельзя». Ну, слово «можно» мало кто говорит, а вот на запретное слово у годовалых детей примерно одинаковая реакция – они злятся.
  • Выражать эмоции. Злиться на слово «нельзя», расстраиваться, если что-то не получается, радоваться, что папа пришел и т. п. В этом возрасте малыши умеют выразить эмоции действием – обнять и крепко прижаться к маме, поцеловать папу в щеку, прыгать или приседать от избытка эмоций, смеяться.

  • Сообщать о потребностях действием. Например, малыш в курсе, где стоит его поильничек, он может подойти к тому месту и тянуть ручки к нему, если хочет пить. Мамы обычно быстро осваивают такой «язык тела», понимать, чего хочет кроха, становится проще.
  • Откликаться на имя. Годовалые детки обычно поворачивают голову в ответ на свое имя, некоторые откликаются звуком и даже приходят, если позвать.
Читать еще:  Как понять что ты влюбилась? Что такое любовь

Умения ребенка в полтора года

Важно не то, что умеет малыш сейчас. Важно то, развиваются ли его умения, прибавляются ли к ним новые. Для успокоения мы приведем вам список того, что осваивает среднестатистический ребенок к 1,5 годам своей жизни. А вы наблюдайте и сравнивайте:

  • уверенно ходит;
  • переносит предметы в ручках с места на место при ходьбе;
  • встает и садится без опоры;
  • удерживает ложку в кулаке и аккуратно ею кушает даже жидкие блюда;
  • таскает за собой игрушки на веревочке;
  • листает книги;

  • нанизывает пирамидку с соблюдением размера колец;
  • отличает бросание мяча от его катания;
  • бросает предметы взрослому по просьбе, ловит летящий ему мячик;

  • выполняет простые просьбы (дай то, иди сюда, принеси);
  • расстраивается, если не умеет что-то делать;
  • отказывается повторять действие, если до этого не получилось;
  • проговаривает 20-40 простых или упрощенных слов;
  • отличает круг от квадрата;

Есть детки, умеющие половину всего этого в год, в год и месяц. Другие научатся всему если не в полтора, то к году и 8-9 месяцам точно. Главное – заниматься с ребенком, не ограничивая слишком сильно его свободу передвижения. Особенно важно развивать речь. Чем больше вы говорите с ребенком, тем скорее увеличится его словарный запас.

Что должен уметь ребенок в годик – видео

На этом видео детский невролог озвучивает расширенный список возможностей годовалого ребенка.

В этом видеоролике мама делится своим опытом и рассказывает, что умеет ее ребенок в 1 годик. В этом случае, старший ребенок ускоряет развитие младшего.

Каждая мама должна помнить, что ее кроха – единственная в своем роде, и уважать индивидуальность малыша. Какие-то навыки ребенок осваивает согласно общепринятым стандартам, какие-то – даже раньше положенного срока.

Если малыш не вкладывается в нормы, переживать не стоит, просто он развивается по собственной программе. Другое дело, когда ребенок отстает по всем параметрам – это уже можно счесть поводом для обращения к специалисту. Главное – уделять крохе больше внимания, заниматься с ребенком, и у вас все получится, раньше или позже!

Что должен уметь ребёнок в возрасте двенадцати месяцев

Казалось бы, совсем недавно родители принесли из роддома маленький свёрток, в котором находился такой долгожданный малыш. Он ещё ничего не мог делать самостоятельно. А через двенадцать месяцев взрослые видят перед собой маленькую личность: малыш уже умеет ходить или пытается сделать свои первые шаги, проговаривает отдельные слова и показывает характер. Ведь годовалый ребёнок — уже личность, со своими желаниями и требованиями. Врачи не устают повторять, что каждый ребёнок индивидуален и темпы развития малышей могут отличаться. Но Всемирной организацией здравоохранения разработаны нормы и стандарты, в рамки которых кроха должен укладываться в годовалом возрасте. Рассмотрим подробнее, что должен уметь ребёнок в двенадцать месяцев. Какие признаки показывают, что нужно обратиться к врачу.

Особенности физического развития мальчиков и девочек

К году малыш делает большой скачок в физическом развитии. Некоторые дети начинают ходить самостоятельно, другие с опаской осваивают первые шаги. В тоже время малыши продолжают активно ползать, для них этот способ передвижения привычнее и быстрее. Именно на четвереньках ребёнок полностью чувствует своё тело и может его контролировать.

Специалисты обращают внимание, что родителям не стоит волноваться, если и в год кроха ещё не ходит самостоятельно. Но малыш должен уверенно стоять и шагать у опоры, за руку со взрослыми. Если в двенадцать месяцев ребёнок не пытается совершить эти действия, это повод обратиться к врачу за консультацией.

К году малыши очень любознательные, они умеют садиться и вставать, могут забраться на диван или кровать и слезть с неё. Многие родители замечают, что к году дети очень интересуются музыкой, у них отличное чувство ритма и под звуки песен они начинают раскачиваться из стороны в сторону. Несмотря на то что каждый малыш индивидуален и сроки, когда он осваивает новые умения и навыки, могут отличаться, есть общепризнанные нормы физического развития детей. Ребёнок развивается согласно возрасту, если к двенадцати месяцам он умеет:

  • сидеть самостоятельно, уверенно удерживая спину;
  • активно ползать: врачи предупреждают, что некоторые дети минуют этап ползания и сразу начинают садиться, а затем вставать. Это также считается вариантом нормы. Такие малыши могут освоить ползание уже после того, как сделают свои первые шаги;
  • взбираться на кровать, лазить по ступенькам лестницы;
  • самостоятельно вставать на ноги, стоять с опорой и без;
  • ходить с опорой или за руку со взрослым;
  • пить из чашки с помощью родителей и делать попытки выполнить это действие самостоятельно, есть из ложки с маминой помощью;
  • перекладывать предметы с места на место, собирать свои игрушки, показывать на интересующий ребёнка объект.

Некоторые дети к году уже ходят самостоятельно. Но специалисты обращают внимание, что если ребёнок не пошёл сам в двенадцать месяцев, это не повод паниковать. В норме малыши начинают делать первые шаги сами к 1,2 года

К первому юбилею у малыша есть в среднем 8 зубов. Но эта цифра приблизительная: у некоторых детей прорезывается 4–6 молочных зубов, а другие могут похвастаться наличием целых 12 помощников пережёвывать пищу.

Нормы прорезывания молочных зубов приблизительные. Но если в год у малыша нет ни одного зуба, это повод показать ребёнка стоматологу-ортодонту

Время сна и отдыха в двенадцать месяцев

Меняется и режим дня ребёнка: малыш больше бодрствует, чем спит. Ночной сон занимает 11 часов, а днём кроха отдыхает всего 3 часа, которые распределяются на два дневных сна. Некоторые дети уже в этом возрасте переходят на один дневной сон. Доктор Комаровский объясняет, что это не отклонение от нормы, а индивидуальные потребности организма. Дело в том, что малыши, которые укладываются на ночной сон позже, утром позже просыпаются, поэтому отдых в первой половине дня им не нужен. Организму достаточно дневного сна в послеобеденное время.

Если ребёнок активен, имеет хороший аппетит и развивается согласно нормам, значит ему достаточно одного дневного сна. Доктор Комаровский рекомендует прислушиваться к потребностям малыша и не заставлять его спать два раза днём.

Источники:

http://o-krohe.ru/razvitie-rebenka/1-god/
http://www.beremennost-po-nedeliam.com/deti/god-i-tri/razvitie1/chto-dolzhen-umet-rebenok.html
http://babyzzz.ru/0-1/17058.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector