Девиантное поведение родителей. Роль семьи в формировании девиантного поведения детей и подростков

Влияние семейного воспитания на формирование у детей девиантного поведения

Гиздатуллина Ф.И., Ушурова Н.И.

Елабужский Институт Казанского (Приволжского) Федерального Университета

Научный руководитель: Айкашев Г.С., доцент

На протяжении длительного времени семья играет одну из определяющих ролей в формировании личности ребенка. На каждом возрастном этапе роль и значение семьи меняются и имеют свои специфические особенности.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что в настоящее время нет ни одного социального или психологического аспекта поведения подростков, который не зависел бы от их семейных условий в настоящем или прошлом.

В подростковом возрасте отношения детей с родителями переходят на новый этап. У подростка выходят на первый план два типа потребностей: потребности в автономии, уважении, самоопределении и потребности в поддержке и присоединении к семейному «мы».

Сравнивая семью с другими институтами социализации, можно выделить некоторые её особенности. Изначально семейные взаимоотношения подростка имеют свою историю, опыт общения, накопленный со временем, иногда ошибки и просчеты, совершенные родителями на первых этапах воспитания.

Именно семья является первоначальной группой, где подросток приобретает опыт общения с людьми разного возраста и пола. Влияние семьи на подростка охватывает все стороны его личности, продолжается фактически непрерывно и ощущается даже тогда, когда ребенок не находится дома.

В связи с тем, что воспитательная роль семьи является ключевой, возникает вопрос о том, как же сделать так, чтобы увеличить положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на ребенка. Статистика показывает, что самые большие трудности в семье возникают в сфере отношений, которые связаны с внутрисемейной культурой. Культура общения предполагает взаимное доверие, вежливость, тактичность, чуткость и т.д., следовательно, нормальные воспитательные отношения складываются при взаимной удовлетворенности супругов.

Частыми причинами отклонений в воспитании детей являются систематические нарушения супругами этики внутрисемейных отношений, отсутствие доверия друг к другу, внимания и поддержки. [1]

Понятие «подростки с девиантным поведением» употребляется очень часто в педагогике и психологии. Речь идет о тех подростках, которые в силу некоторых жизненных обстоятельств более других подвержены негативным внешним воздействиям со стороны общества, что и является причиной дезадаптации несовершеннолетних. Специалисты чаще всего говорят о сочетании многих неблагоприятных условий, таких как пьянство одного или обоих родителей, сексуальное развращение детей, отбывание одним из родителей срока тюремного заключения, жестокое обращение с детьми.[2]

Воздействие неблагоприятных факторов вызывает негативные психические, физические и иные изменения в организме подростка, которые могут привести к тяжелейшим последствиям. Существует угроза развития у ребенка значительных отклонений как в поведении, так и в личностном развитии.

Девиация (отклонение) — явление несоблюдения норм и правил, официально установленных или фактически сложившихся в данном обществе.

Немалую роль в формировании девиантного поведения подростков имеют стили семейного воспитания. Можно выделить следующие стили:

Авторитарный стиль. В семье с данным типом воспитания все решения принимают родители, они ограничивают право выбора ребенка. Ребенок, выросший в такой семье, когда уходит из родительского дома, сталкивается со многими проблемами: не склонен самостоятельно принимать решения, из-за этого может произойти его слияние с дурной компанией.

Демократический стиль. В данном случае родители поощряют личную ответственность и самостоятельность детей в соответствии с их возможностями. Это наиболее оптимальный стиль семейного воспитания и дети, выросшие в такой семье, наименее подвержены каким-либо отклонениям.

Попустительский стиль. В такой семье родители не контролируют действия ребенка, ему разрешается практически все. Такие дети вырастают эгоцентричными, не умеют считаться с чужим мнением, и в связи с этим у них возникает множество конфликтов с окружающими.

Хаотический стиль. Данный стиль характеризуется отсутствием единого подхода к воспитанию , когда нет четко выраженных требований к ребенку. В данной семье ребенок вырастает лишенным ощущения стабильности, выражает повышенную тревожность и агрессию.

Опекающий стиль. В данной семье ребенок находится в центре внимания, родители оберегают ребенка от любых возникающих проблем. Ребенок в такой семье вырастает беспомощным и социально – незрелым.[3]

Таким образом, семья является первым и самым значимым субъектом воспитания ребенка. Значимость и субъектность семьи повышается и углубляется в теснейшем сотрудничестве с образовательными учреждениями, в которых находится ребенок.

Список используемой литературы:

Антонов А.И. Семейная дезорганизация // Жизнедеятельность семьи /Под ред.А.И. Антонова. М. 1990г.

Читать еще:  Как правильно выводить пятна ржавчины: проверенные способы. Как отстирать ржавчину с белой одежды в домашних условиях

Буянов М. И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатра. — М., 1988 г.

Голод С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ. СПб. 1998г.

Влияние семьи на формирование девиантного поведения несовершеннолетних Текст научной статьи по специальности «Психология»

Аннотация научной статьи по психологии, автор научной работы — Дикусар Яна Сергеевна

В данной статье рассмотрена проблема влияния факторов воспитательного воздействия на формирование девиантного поведения подростков. Представлен анализ биологических и психологических теорий формирования девиантного поведения . Автор концентрирует внимание на таких критериях семейного благополучия/неблагополучия, как эмоциональное отношение к ребенку и особенности требований и контроля. В результате проведенного исследования автором выявлены факторы воспитательного воздействия в семьях подростков с девиантным поведением и без проявления девиантного поведения .

Похожие темы научных работ по психологии , автор научной работы — Дикусар Яна Сергеевна,

Influence of a family on formation of deviant behavior of minors

The problem of influence of factors of educational impact on formation of deviant behavior of teenagers is considered. The analysis of biological and psychological theories of formation of deviant behavior is submitted. The author concentrates attention on such criteria of family wellbeing / trouble as the emotional attitude towards the child and feature of requirements and control. As a result of the conducted research by the author factors of educational influence in families of teenagers with deviant behavior and without manifestation of deviant behavior are revealed.

Текст научной работы на тему «Влияние семьи на формирование девиантного поведения несовершеннолетних»

Корнев Василий Александрович,

ассистент кафедры электроэнергетических систем,

Национальный исследовательский Томский политехнический университет, г. Томск, Российская Федерация. Ema.il: KornevVA3007@tpu.ru

Kornev Vasiliy Aleksandrovich Assistant lecturer,

Department of Electric Power Systems, National Research Tomsk Polytechnic University, Tomsk, Russia.

E-mail: KornevVA3007@tpu.ru; KornevVA3007@ gmail.com

УДК 371.018:151.8 ББК 74.9:88.5

ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

В данной статье рассмотрена проблема влияния факторов воспитательного воздействия на формирование девиантного поведения подростков. Представлен анализ биологических и психологических теорий формирования девиантного поведения. Автор концентрирует внимание на таких критериях семейного благополучия/неблагополучия, как эмоциональное отношение к ребенку и особенности требований и контроля. В результате проведенного исследования автором выявлены факторы воспитательного воздействия в семьях подростков с девиантным поведением и без проявления девиантного поведения.

Ключевые слова: девиантное поведение, неблагополучная семья, факторы семейного воспитания.

INFLUENCE OF A FAMILY ON FORMATION OF DEVIANT BEHAVIOR OF MINORS

The problem of influence of factors of educational impact on formation of deviant behavior of teenagers is considered. The analysis of biological and psychological theories of formation of deviant behavior is submitted. The author concentrates attention on such criteria of family wellbeing / trouble as the emotional attitude towards the child and feature of requirements and control. As a result of the conducted research by the author factors of educational influence in families of teenagers with deviant behavior and without manifestation of deviant behavior are revealed.

Key words: deviant behavior, dysfunctional family, factors of family education.

Традиционно главным институтом воспитания рассматривается семья. То, что ребенок приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Это связано, прежде всего, с тем, что в ней он находится в течение значительной части своей жизни. Именно в семье человек проходит первый и наиболее важный этап своего становления и развития, усваивает образцы и нормы поведения, принятые в обществе.

Вместе с тем ни один другой социальный институт не может нанести столько вреда в воспитании ребенка, сколько это может сделать семья. Многие отечественные и зарубежные исследователи выделяют неблагополучную семью как один из главных факторов риска формирования девиантного поведения детей и подростков.

Девиантное (отклоняющееся) поведение — это поступки или действия, ко-

торые не соответствуют принятым в данном обществе нормам и правилам поведения. К основным формам девиантного поведения относят агрессию, отклонения от учебы, преступность, пьянство и алкоголизм, наркоманию, проституцию, попытки суицида.

Существуют различные мнения относительно того, является ли девиантность врожденным или приобретенным способом поведения.

Некоторые научные теории связывают девиантное поведение с биологическими особенностями личности, ее генетической предрасположенностью к различным отклонениям. Например, Ч. Ломброзо, итальянский врач-психиатр, представитель антропологического детерминизма, утверждал, что существуют люди преступного типа, у которых особенности строения черепа совпадают с особенностями строения черепа первобытных людей. Из этого следует, что преступники находятся на ранней стадии эволюции и они подобны первобытным людям, следовательно, «преступниками рождаются, а не становятся». Другим ярким представителем биологического подхода является немецкий психиатр Э. Кречмер. В основе его теории лежит понятие о том, что определенные варианты сочетания физической конституции и психологического склада дают типы преступного поведения. Согласно теории У. Шелдона, американского психолога, поведение людей обусловлено особенностями их телосложения, например, «ме-зоморфы», отличающиеся силой и стройностью, наиболее предрасположены к девиантному поведению [5, с. 240-242].

В настоящее время по мере накопления научных знаний о человеке появляются новые биологические теории, объясняющие преступное поведение врожденными особенностями человека. Несомненно, генетический фактор оказывает влияние на человека, однако этого недостаточно, чтобы предопределить тот или иной тип поведения. Наследоваться могут лишь отдельные предпосылки девиантного поведения, такие как тип темперамента, особенности нервной системы, патология. Во взаимодействии

Читать еще:  Тату ящерка значение на запястье цвета. Что значит тату «Ящерица»

с внешней средой при определенных обстоятельствах эти предпосылки могут способствовать, но не являться главным фактором девиантного поведения. Таким образом, на сегодняшний день биологические теории не отвергаются, но признается их ограниченность в формировании личности.

Существует немало психологических теорий девиантного поведения, среди которых особое место занимает концепция влияния семьи на формирование личности ребенка.

Психоаналитическая теория, основоположником которой является Зигмунд Фрейд, предполагает, что «поврежденная личность» во взрослом состоянии — это результат травмы в раннем детстве. Например, если пренебрегающие воспитанием родители не разовьют «Суперэго» (нормы морали) ребенка соответствующим образом, то «Оно» (инстинктивные, примитивные формы поведения) может стать доминирующей силой личности. Позже подростку, вероятно, не хватит сострадания к другим, восприимчивости к их проблемам, он может страдать неумением контролировать чувства, действовать агрессивно и импульсивно или проявлять другие психотические симптомы. В результате преступное поведение становится выходом для агрессивных и антисоциальных чувств [6, с. 114].

Д. Боули, Г. Салливан, К. Хорни причины отклонений в поведении видят в дефиците эмоционального контакта, теплого общения матери с ребенком в первые годы его жизни [5, с. 243].

Роль семьи в формировании личности ребенка отмечал Альфред Адлер. Он утверждал, что человек — существо социальное, для него важно чувство принадлежности к определенной группе людей. И семья является первичной необходимой общностью, где формируются основные качества личности. В соответствии с его теорией, семейная атмосфера, ценности семьи являются первым фактором в развитии личности. Дети учатся нормам поведения, взаимоотношений, культуре поведения через своих родителей. Поэтому семья является той первичной группой, в которой ребенок формирует свои

Девиантное поведение родителей. Роль семьи в формировании девиантного поведения детей и подростков

Новые статьи

Актуальные публикации
Видео-лекции
Онлайн курсы для родителей

Статьи для успешных педагогов
Обучающие видео-лекции
Методический материал
Школа для родителей
Творчество педагогов

Новости портала

Что такое девиантное поведение?

Нормативное поведение – соответствует социальным нормам, характерно для большинства людей, вызывает одобрение окружающих, приводит к нормальной адаптации.

«Девиантное поведение» (отклоняющееся) – поступок, действия человека, не соответствующие существующим в данном обществе социальным нормам (правовым, моральным).

Важно понимать, что поведение ребенка, его отдельные проявления могут быть связаны:

– с возрастными особенностями ребенка (несформированной структурой самосознания, что не позволяет ребенку всегда осознавать своё поведение и прогнозировать последствия своих поступков и несформированной системой саморегуляции, вследствие чего ребенку сложно противостоять своим желаниям, импульсам и он делает то, что хочет, а ни то, что надо);

– с особенностями его реагирования в конкретной ситуации;

– в целом поведение ребенка неустойчиво.

Поэтому отдельные проявления еще не свидетельствуют о наличии у ребенка серьезных проблем. Родителям было бы полезно проанализировать имеющиеся у ребенка проблемы по критериям, выделенным английским специалистом М. Раттером (на русском языке опубликована его книга «Помощь трудным детям», которая может представлять для вас интерес).

На основании критериев оценки отклонений в поведении детей М. Раттера, необходимо ответить на следующие аспекты:

Несоответствие поведения ребенка возрастным нормативам и половой принадлежности индивида. Например, если ребенок-дошкольник примеряет одежду противоположного пола, то это проявление интереса, экспериментирование и это нормально. Если тоже самое делает подросток, то это рассматривается как нарушение половой идентификации.

Длительность сохранения симптома: чем длительнее период с момента возникновения проблемы, тем она серьезнее.

Жизненные обстоятельства ребенка. Необходимо обратить внимание на изменения в жизни ребенка. Возможно, они явились причиной изменения поведения, появления проблемы. Например, после рождения младшего брата или сестры, ребенок может начать вести себя несоответственно своему возрасту, он регрессирует, начинает вести себя как совсем маленький. Причиной является недостаток внимания родителей и желание ребенка его получить.

Социокультурное окружение: в какой среде находится ребенок, какой пример он видит для подражания. Если семья неблагополучна, то очень часто ребенок повторяет опыт своих родителей.

Тип симптома: проявления касаются какой-то одной сферы, либо носят множественный характер. Например, ребенок лжет, ворует, проявляет агрессию.

Тяжесть и частота симптома: каковы проявления и как часто они повторяются. Например, если у ребенка сильные повторяющиеся приступы ярости, с которой ему трудно справиться.

Изменение поведения ребенка: как ребенок ведёт себя в течение жизни.

Ситуационная специфичность симптома: ведет ли себя ребенок таким образом только в определенных ситуациях с определенным человеком либо вне зависимости от ситуации. Например, если ребенок крадет что-то у одного из родителей – это может быть связано с недостатком внимания, которое ребенок пытается привлечь. И проблема гораздо более серьезная, если ребенок это делает и за пределами семьи.

Вывод: если по многим критериям фиксируется проблема, то, вероятно, ситуация требует к себе пристального внимания.

Существуют отклонения, которые связаны с состоянием здоровья ребенка и требуют медицинского вмешательства. Медицинская классификация поведенческих расстройств основана на психопатологическом и возрастном критериях. В соответствии с ними выделяются поведенческие нарушения, сообразные медицинским диагностическим критериям, т.е. достигающие уровня болезни. В международной классификации болезней десятого пересмотра выделяют следующие поведенческие расстройства для детей и подростков: гиперкинетические, поведения и эмоций, социального функционирования, тикозные, неорганический энурез и энкопрез, питания (булимия – переедание и анорексия – отказ от пищи), поедание несъедобного, стереотипные двигательные, заикание, речь взахлеб.

Читать еще:  Как переделать старые вещи в новые. Переделка старой одежды. Новая жизнь старых вещей

Факторы семьи, влияющие на формирование девиантного поведения ребенка

Необходимо понимать, что отклоняющееся поведение – сложное явление, на которое оказывает влияние множество самых различных факторов: социальных, психофизиологических особенностей ребенка, его личностных особенностей и т.д. Безусловно, семья не является единственным фактором, влияющим на ребенка. На современного ребенка серьезное влияние оказывают средства массовой информации, интернет и т.д. Мы понимаем, что иногда в неблагополучной семье вырастает вполне социализированный, успешный человек. И наоборот, иногда в нормальной семье, где ребенок, казалось бы, получает все необходимое, у него возникают серьезные проблемы. Но тем ни менее семья первична по степени влияния и близка ребенку, поэтому степень ее влияния сложно переоценить.

Далее хотелось бы выделить основные особенности семьи, которые с точки зрения ученых, оказывают неблагоприятное влияние на развитие ребенка.

Типы семей, влияющих на формирование отклоняющегося поведения

Можно выделить несколько классификаций типов семей, оказывающих влияние на формирование девиаций.

Семьи с прямым (аморально-криминальные и асоциальные семьи) и с косвенным десоциализирующим влиянием (конфликтные, педагогически несостоятельные семьи с нарушенными отношениями; семьи с серьезными личностными нарушениями родителей).

Б.Н. Алмазов выделяет типы неблагополучных семей: семьи с недостатком воспитательных ресурсов, конфликтные семьи, нравственно неблагополучные, педагогически некомпетентные.

Л.С. Алексеева и Г.П. Бочкарева выделяют семьи с неблагополучной эмоциональной и нездоровой нравственной атмосферой.

Семейные факторы формирования девиантного поведения

Существует множество факторов, оказывающих прямое или косвенное влияние на формирование девинтного поведения. В качестве основных различные исследователи выделяют следующие психологические и физические травмы:

Особенности перинатального развития ребенка: стрессы и страхи матери во время беременности; отрицательное отношение матери к беременности (особенно опасно сочетание нежелательности вообще и нежелательности по полу).

Нарушение эмоциональных связей, привязанности родителей к ребенку (особенно матери).

Отрицательная модель поведения родителей.

Применение дисциплинарных воздействий по отношению к ребенку (постоянные, чрезмерно жесткие наказания, непоследовательные наказания, противоречивые требования).

Проблемные отношения между родителями.

Негативная психологическая атмосфера в семье, конфликты.

Разлука с семьей, развод родителей или утрата близких.

Психические отклонения от нормы у родителей.

Детско-родительские отношения как ведущий фактор формирования девиаций

А. Личко и К. Леонгард выявили наиболее неблагоприятные сочетания отклонений характера и поведения с нарушениями во взаимоотношениях с родителями:

Гипопротекция – безнадзорность, недостаток опеки.

Гиперпротекция: доминирующая (чрезмерная опека и контроль) и потворствующая (удовлетворение всех потребностей ребенка, стремление оградить его от всех трудностей).

Повышенная моральная ответственность (на ребенка возлагают надежды, которые он не в силах оправдать, обязанности, которые он не в состоянии выполнить).

Неустойчивый, противоречивый стиль воспитания (резкая смена стиля, переход от либерального к авторитарному и обратно, от внимания к отвержению).

Л.П. Кибардина и Е.П. Алексеева рассматривают следующие стили семейного воспитания: по типу Золушки; постоянная опека; по типу «кумир семьи»; воспитание равнодушием; воспитание подарками; воспитание доверием.

В. Сатир выделяет несколько стилей семейного воспитания, которые она называет родительскими плащами и которые позволяют скрывать свои истинные чувства за защитной маской.

Плащ босса. Боссы бывают трех типов: тиран (силой управляет ребенком, в семье жесткая дисциплина и контроль); мученик (ничего не требует для себя, формируя у ребенка чувство вины и перекладывая на него чрезмерную ответственность за собственную жизнь, несостоятельность); железные маски (все говорят правильно, но лишены эмоций, с ними ребенок испытывает тоску и одиночество).

Родитель-приятель. Взаимодействует с ребенком как ребенок, не несет ответственности, а удовлетворяет собственные потребности. Ребенку рядом с ним не хватает заботы, чувства безопасности и защищенности.

Руководитель-ведущий. Является наиболее оптимальным, способным сочетать любовь, понимание с требовательностью и дисциплиной.

Э.Г. Эйдемиллер выделяет следующие паталогизирующие роли ребенка в семье, влияющие на формирование отклонений: расширение сферы родительских чувств, предпочтение в ребенке детских качеств, проекция на ребенка собственных нежелательных качеств, воспитательная неуверенность родителей, фобия утраты ребенка.

А.С. Спиваковская считает, что для неблагоприятной родительской позиции характерны: неадекватность (искаженное восприятие ребенка без учета его индивидуальных, возрастных особенностей); ригидность (способы воздействия и взаимодействия не изменяются ни в зависимости от ситуации, ни от возраста ребенка); непрогностичность (воздействия ориентированы не на будущее, а на решение сиюминутных проблем).

Уважаемые родители, чтобы вы и ваши дети были счастливы и благополучны, и ваши семьи никогда ни сталкивались с проблемами серьезных нарушений в развитии и поведении детей, учитывайте индивидуальные и возрастные особенности ребенка. В воспитании детей используйте свои знания, жизненный опыт и собственную интуицию, это поможет вам воспитать гармоничную личность, живущую в мире с собой и окружающим миром!

Источники:

http://studfiles.net/preview/2238755/page:25/
http://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-semi-na-formirovanie-deviantnogo-povedeniya-nesovershennoletnih-1
http://rid-omsk.irooo.ru/aktualnye-publikatsii/169-vliyanie-semi-na-formirovanie-deviantnogo-otklonyayushchegosya-povedeniya

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector