Дидактические игры в логопедической работе. Методическая разработка по развитию речи (средняя группа): Дидактическая игра Одежда””

Дидактические игры в логопедической работе
консультация по теме

Дидактическая игра – средство развития познавательных процессов, речи и мышления. Большое значение игра несет в обогащении словаря детей.

Для логопеда игра является одним из средств работы над коррекции речи и её развития. У детей часто отмечается бедность пассивного и активного словаря, преобладает бытовая лексика. Дети плохо классифицируют предметы по группам, путают диких и домашних животных, фрукты и овощи и т.д. В их словарном запасе мало глаголов, прилагательных, существительных , наречий.

У многих детей слабая память, быстрая утомляемость, неумение сосредоточиться. Поэтому перед педагогами, помимо основной задачи коррекция звукопроизношения, стоит задача знакомить детей с новыми словами, понятиями, расширить и уточнять представления, связанные с этими словами, добиваются употребления их в связной речи.

У детей с дефектами речи преобладает наглядно – действенное восприятие, т.е. показ предмета или картины его обозначающей, действует на ребенка сильнее, чем слово.

На первом этапе в основном используют игрушки и предметы. При рассматривание предметов внимание детей нужно обращать не только на название, но и название его частей.

Затем переходят к работе над разрезными картинками, на которых есть изображение животных, мебель, посуда. При складывании картинки дети называют основные части предмета. Это помогает им запомнить каждую деталь предмета, что развивает память и внимание.

Дидактические игры используют ещё при формировании умения классифицировать предметы. Когда дети усвоили материал можно провести игры «Кто быстрее соберёт» и т.д., цель которых развивать умение соотносить предметы обобщать их.

Первой игрой для усвоения материала является «Кто быстрее соберёт». Предлагается не более двух – трех групп предметов.

Педагог показывает детям разные предметы, и дети называют их. Затем предметы расставляют по всей групповой комнате, детям предлагается собрать определенную группу.

Умение объединять однородные предметы формируются и в игре.

В игре « Кто больше запомнит, что из чего сделано». Дети должны по памяти назвать бумажные, металлические и другие предметы. За правильный ответ ребенку дается жетон, кто больше соберет жетонов, тот и выигрывает.

Игра « Чей хвост?» помогает решить несколько задач: изучить и закрепить диких и домашних животных и т.д., а так же упражнять в образовании качественных и притяжательных прилагательных, в умении использовать цвет и их оттенки.

На занятиях дети составляют описательные рассказы по определенной теме.

Игра «Что знаешь – расскажи»- обогащение словаря прилагательными, глаголами и наречиями.

Детям с недоразвитием фонематической стороны речи наиболее трудно дается дифференциация звуков. Поэтому большое внимание нужно уделять играм, где проводится дифференциация звуков и развитие словаря, например « Кукла Раиса и кукла Клава». Вначале дети упражняются в согласовании прилагательных с существительными в разных родах. Затем описывают одежду кукол, можно предложить детям игру « Гости Раисы и Клавы», в которой дети могут называть имена на звук Р и Л. Так же можно проводить игру « Кукла Галя и кукла Катя» на дифференциацию звуков Г-К. К словестным играм так же относятся и игра «О снеговике и его друге». Задачи решаются в этой игре: закрепление лексических тем « Одежда», « Зимующие птицы», а так же дифференциация звуков С-Ш.

Игры и упражнения проводятся в течение учебного года неоднократно, может изменятся только подбор слов в соответствии с изучаемым материалом.

Все словестные дидактические игры проводятся как составная часть фронтального занятия или как самостоятельное занятие. Изучаемый словарный материал закрепляется на занятия по развитию элементарных математических представлений, аппликации, конструирование.

Дидактические игры не только способствуют преодолению речевых недостатков, но и обогащают словарь ребенка, развивают инициативу.

Предварительный просмотр:

Дидактические игры в логопедической работе

Дидактическая игра – средство развития познавательных процессов, речи и мышления. Большое значение игра несет в обогащении словаря детей.

Для логопеда игра является одним из средств работы над коррекции речи и её развития. У детей часто отмечается бедность пассивного и активного словаря, преобладает бытовая лексика. Дети плохо классифицируют предметы по группам, путают диких и домашних животных, фрукты и овощи и т.д. В их словарном запасе мало глаголов, прилагательных, существительных , наречий.

У многих детей слабая память, быстрая утомляемость, неумение сосредоточиться. Поэтому перед педагогами, помимо основной задачи коррекция звукопроизношения, стоит задача знакомить детей с новыми словами, понятиями, расширить и уточнять представления, связанные с этими словами, добиваются употребления их в связной речи.

Читать еще:  Семейные конкурсы для взрослых и детей. Новый год дома в теплом семейном кругу: идеи, конкурсы и сценарии

У детей с дефектами речи преобладает наглядно – действенное восприятие, т.е. показ предмета или картины его обозначающей, действует на ребенка сильнее, чем слово.

На первом этапе в основном используют игрушки и предметы. При рассматривание предметов внимание детей нужно обращать не только на название, но и название его частей.

Затем переходят к работе над разрезными картинками, на которых есть изображение животных, мебель, посуда. При складывании картинки дети называют основные части предмета. Это помогает им запомнить каждую деталь предмета, что развивает память и внимание.

Дидактические игры используют ещё при формировании умения классифицировать предметы. Когда дети усвоили материал можно провести игры «Кто быстрее соберёт» и т.д., цель которых развивать умение соотносить предметы обобщать их.

Первой игрой для усвоения материала является «Кто быстрее соберёт». Предлагается не более двух – трех групп предметов.

Педагог показывает детям разные предметы, и дети называют их. Затем предметы расставляют по всей групповой комнате, детям предлагается собрать определенную группу.

Умение объединять однородные предметы формируются и в игре.

В игре « Кто больше запомнит, что из чего сделано». Дети должны по памяти назвать бумажные, металлические и другие предметы. За правильный ответ ребенку дается жетон, кто больше соберет жетонов, тот и выигрывает.

Игра « Чей хвост?» помогает решить несколько задач: изучить и закрепить диких и домашних животных и т.д., а так же упражнять в образовании качественных и притяжательных прилагательных, в умении использовать цвет и их оттенки.

На занятиях дети составляют описательные рассказы по определенной теме.

Игра «Что знаешь – расскажи»- обогащение словаря прилагательными, глаголами и наречиями.

Детям с недоразвитием фонематической стороны речи наиболее трудно дается дифференциация звуков. Поэтому большое внимание нужно уделять играм, где проводится дифференциация звуков и развитие словаря, например « Кукла Раиса и кукла Клава». Вначале дети упражняются в согласовании прилагательных с существительными в разных родах. Затем описывают одежду кукол, можно предложить детям игру « Гости Раисы и Клавы», в которой дети могут называть имена на звук Р и Л. Так же можно проводить игру « Кукла Галя и кукла Катя» на дифференциацию звуков Г-К. К словестным играм так же относятся и игра «О снеговике и его друге». Задачи решаются в этой игре: закрепление лексических тем « Одежда», « Зимующие птицы», а так же дифференциация звуков С-Ш.

Игры и упражнения проводятся в течение учебного года неоднократно, может изменятся только подбор слов в соответствии с изучаемым материалом.

Все словестные дидактические игры проводятся как составная часть фронтального занятия или как самостоятельное занятие. Изучаемый словарный материал закрепляется на занятия по развитию элементарных математических представлений, аппликации, конструирование.

Дидактические игры не только способствуют преодолению речевых недостатков, но и обогащают словарь ребенка, развивают инициативу.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Методика проведения дидактических игр» Дидактические игры в логопедической работе. Дидактические игры – одно из основных средств развития познавательных процессов, речи и мышления. Особенно велика ро.

Предложенные игры служат для автоматизации и дифференциации поставленных звуков, направлены на развитие фонематического слуха и восприятия, мелкой и артикуляционной моторики, способствуют формированию.

Волшебные кубики»Цель – закреплять умение определять место звука в слове, производить фонематический анализ и синтез слова, развивать слуховую и зрительную память, зрительное восприятие.Материал – куб.

В статье представлены игры и игровые упражнения, направленные на пропедевтику становления слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи.

В статье идет речь о роли и возможностях использования дидактической игры в логопедии.

Вспомните, как загораются глаза у малышей, какое нетерпеливое ожидание чего-то приятного, радостного светится в них, когда вы говорите: « А сейчас мы с вами, ребята, поиграем в одну интересную игру!» .

С ребенком надо делать все через игру&helli.

Дидактические игры в логопедической работе

Предпросмотр страницы №1

Дидактические игры в логопедической работе

О роли игры в жизни ребенка писали великие педагоги : Ж.-Ж.Руссо, К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко. Л.С. Выготский подчеркивал неповторимую специфику детской игры. Л.А. Венгер неоднократно говорил о значении игровой деятельности для умственного развития детей, для овладения детьми новыми формами мышления.

Впервые система дидактических игр для дошкольников была разработана Ф. Фребелем. В создании отечественной системы дидактических игр выдающаяся роль принадлежит Е.И. Тихеевой. Изучением и методикой проведения дидактических игр занимались А.П. Усова, В.Н. Аванесова, А.И. Сорокина и другие специалисты.

Читать еще:  Меня взаимная любовь. Любовь без взаимности. Как пережить

Большое значение игре придавал А. С. Макаренко: “У ребенка есть страсть к игре, и надо ее удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь – это игра”.

К. Д. Ушинский так объяснял интерес детей к игре: “Для дитяти игра – действительность, и действительность, гораздо более интересная, чем та, которая его окружает. Интереснее она для ребенка именно потому, что понятнее. В игре дитя живет, и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни, в которую он не мог еще войти по сложности ее явлений и интересов”.

Дидактические игры – это игры обучающие, познавательные, направленные на расширение, углубление и систематизацию представлений детей об окружающем, на воспитание познавательных интересов и развитие познавательных способностей. В дидактических играх перед детьми ставятся те или иные задачи, решение которых требует сосредоточенности, внимания, умственного усилия; умения осмыслить правила, последовательность действий, преодолеть трудности. Они содействуют развитию у детей ощущений и восприятий, формированию представлений, усвоению знаний.

Невозможно переоценить роль дидактических игр в развитии речи детей. Дидактические игры помогают выработать чувство родного языка и умение правильно произносить слова, легко усвоить грамматические нормы, пополняется и активизируется словарь, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли, дидактические игры помогают развитию как видовых, так и видовых понятий. Ребенок попадает в ситуацию, когда он вынужден использовать приобретенные речевые знания.

Дидактические игры эффективно используются. Доказано значение словесных дидактических игр в воспитании индивидуальных качеств ребенка в его умственной деятельности, в характере. Игра помогает преодолевать отрицательные стороны поведения ребенка и формировать необходимые для дальнейшей учебной деятельности качества: быстроту, гибкость мышления, уверенность в своих силах, самообладание.

Дидактические игры по речевому развитию для средней группы

Человек не обладает речью с рождения, поскольку ее формирование и развитие происходит в процессе роста ребенка. В развитии речи маленьких детей обязательно должны принимать участие взрослые, а самым благоприятным временем для этого является дошкольный возраст. То, что не усваивается в это время, далее будет восприниматься с большим трудом или же не восполнится вовсе.

На сегодняшний день у каждого третьего ребенка речь является односложной и состоящей из простых предложений. Из-за недостаточного словарного запаса они часто употребляют нелитературные слова и выражения. Чтобы решить эту проблему и предназначены дидактические игры по развитию речи в средней группе.

Дидактические игры в детском саду

Дидактическая игра как средство развития речи у детей средней группы

Дидактическая игра представляет собой одну из обучаемых форм, с помощью которой педагог воздействует на ребенка. Дети играют естественно и непринужденно, поэтому начать занятие готовы в любой момент, придумав сценарий самостоятельно или следуя за интересным сюжетом, который подготовил воспитатель.

Обратите внимание! С помощью такой игры восприятие учебного материала представляет собой увлекательный процесс, стимулирующий работоспособность и облегчающий восприятие нового. В ходе дидактических развлечений у дошкольника лучше развивается психика и улучшаются навыки речи.

На что направлены дидактические игры

Во время развлечений, которые направлены на трудовое воспитание, ребенок начинает понимать важность и необходимость работы, уважать конечный результат деятельности других людей. Игры, подразумевающие нравственное воспитание, направлены на привитие культурно-гигиенических навыков, ознакомление с отношениями и чувствами.

Что включают в себя игры для средней группы

Воспитатель средней группы детского сада должен тщательно продумать и организовать игру, главными составляющими которой являются материал, место проведения, музыкальное сопровождение и активность детей для общего достижения результата. Учебное начало заключается в том, что дошкольник интеллектуально развивается, просматривая картинки или складывая пазлы, параллельно изучая окружающий мир.

К сведению! С помощью дидактических игр дети в доступной форме получают всю необходимую информацию. К примеру, чтобы ребенок изучил правила поведения в магазине, взрослый должен организовать одноименную ролевую игру, где дети принимают участие в сцене входа в заведение, покупают продукты и вежливо общаются с продавцом.

Игровое начало заключается в том, что дошкольники достигают поставленной цели, продумывают внешность сказочного персонажа, таким образом развивая свое воображение. Складывая конструктор или пазлы, у воспитанников средней группы развивается мелкая моторика рук, а с помощью подвижных игр улучшается координация движений.

Принципы дидактических викторин

Виды дидактических игр для развития речи в средней группе

Сегодня квалифицированные психологи составили огромное количество игр, которые направлены на развитие речи дошкольников средней группы детских садов. Но по методу построения самих дидактических данных все развлечения принято делить на три основные группы:

  • образовательные;
  • развивающие;
  • воспитательные.
Читать еще:  Как жить после измены жены: советы психологов, как справиться с предательством. Как пережить измену любимой жены и жить дальше, стоит ли пытаться сохранить семью и простить

К примеру, в ходе образовательных игр дети в классе должны повторять присказки, стихотворения, песни или поговорки за воспитателем. С помощью заучивания детской песни наизусть ребенок тренирует память и обогащает свой словарный запас. Также дети могут составлять рифмы из подходящих по смыслу слов, договаривая предложения вслед за воспитателем.

В целях воспитания, а также привития культуры, чистоты и порядка воспитатель может предложить группе собрать игрушки и рассортировать предметы по их общим признакам, параллельно проговаривая их вслух. В процессе подобной игры тренируют произношение новых слов, что закрепляет их значение в голове. С помощью выученных слов дошкольники могут составлять простые рассказы и предложения.

Обратите внимание! Развивающие викторины также состоят из упражнений, которые направлены на то, чтобы правильно поставить дыхание воспитанников средней группы. Произношение многих звуков зависит от того, как на выдохе или вздохе было произнесено то или иное слово.

Игровая форма дыхательной гимнастики укрепляет физическое развитие детей, которые получают массу впечатлений и удовольствия от таких занятий.

Картотека игр для речевого развития с целями по ФГОС

Дидактические игры для дошкольников средней группы детского сада могут быть направлены на то, чтобы развивать связную речь, правильно употреблять глаголы, наклонения и склонения. Одна из подобных популярных викторин — «Предлоги», для которой понадобится расчерченная тарелка с предлогами. Сектор, на который выпадает очередь, становится игровым, и каждый дошкольник должен сказать как можно больше слов, с которыми используется этот предлог.

Примеры предлогов для детей

К примеру, выпадает грамматический предлог «под» и группа начинает игру: «под столом», «под кроватью», «под деревом». После чего они должны составить простые предложения с использованием конкретного предлога. С помощью такого развлечения закрепляется пространственное мышление и усваиваются правильные речевые обороты.

Чтобы расширить словарный и звуковой запас дошкольника, нужно обучать его антонимам и синонимам с помощью игры «Кто такой?». К примеру, взрослый должен задать слово (животное, фрукт или время года), а ребенок произносит эпитеты, которые описывают загаданное слово. Например, яблоко бывает сладким, кислым, зеленым или красным, или осень бывает сырая, дождливая и золотая.

Места проведения игры

Играть в образовательные и развивающие игры можно в помещении детского сада, а для подвижных игр группу дошкольников рекомендуется вывести на улицу, если на дворе тепло и стоит хорошая погода. Воспитанников средней группы нужно выстроить в шеренгу, стайку или полукруг, после чего последовательно объяснить им следующее:

  • название викторины;
  • содержание и основные правила;
  • распределить роли и раздаточные атрибуты;
  • разместить участников и приступить к игре.

Обратите внимание! Если викторина слишком сложная, крайне не рекомендуется давать детям объяснение в подробностях, поскольку они могут запутаться и совсем ничего не понять. В таком случае нужно поступить следующим образом: вначале рассказать самое главное, а по ходу игры дополнять свой рассказ отличиями и конкретными деталями.

Дидактические игры по речевому развитию в средней группе своими руками

Предметы для дидактических игр можно с легкостью сделать из подручных материалов, приложив при этом минимум средств и усилий. Например, для создания викторины «Тактильные крышечки» нужно взять крышки из-под пластмассовых бутылок, мех, наждачную бумагу, кусочки разнофактурной ткани и кожи, мелкий бисер. Из ткани нужно вырезать кружочки, размер которых равен размеру крышек, и приклеить их.

Ход игры заключается в том, что воспитатель кладет все крышки в непрозрачный мешок и просит каждого воспитанника вытащить крышечку с гладкой фактурой.

Тактильные крышечки, сделанные своими руками

Чтобы ребенок выучил дни недели и порядок их следования, а также закрепил понятия «вчера», «сегодня» и «завтра», можно из этих же крышек делать гномиков и сыграть в игру «Какой гномик спрятался». Дети должны закрыть глаза ладошками, пока взрослый убирает одного из семи персонажей. После того как дошкольник откроет глаза, он должен будет отгадать, какой гномик исчез.

Таким образом, дидактические викторины крайне важны при развитии мышления и речи у детей дошкольного возраста. И, чтобы не упустить момент, нужно регулярно заниматься с ребенком, придумывая для этого разнообразные развлечения.

Редактор: Конева Елизавета Сергеевна

Учитель начальных классов первой квалификационной категории, дефектолог.

Источники:

http://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2014/05/07/didakticheskie-igry-v-logopedicheskoy-rabote
http://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/nachalnaja-shkola/logopedija/200781-didakticheskie-igry-v-logopedicheskoj-rabote.html
http://vospitanie.guru/doshkolniki/didakticheskie-igry-po-rechevomu-razvitiyu-dlya-srednej-gruppy

Ссылка на основную публикацию