Духовное развитие человека. Нравственное и духовное развитие личности. С чего начать духовное развитие: пошаговое руководство

Содержание

Нравственное и духовное развитие человека: формы, этапы, составляющие

Духовное развитие личности сегодня из модного тренда превращается в необходимость. Каждый человек, желающий добиться успеха, осознает важность постоянного саморазвития.

Что такое духовное и нравственное воспитание?

Рассматриваемое нами понятие не имеет четкого определения. Но исходя из его содержания, можно сказать, что духовное развитие человека — это сфера нетелесного воспитания, ежедневная работа, направленная на приобретение знаний, умений, веры, чувства прекрасного. Результат такого развития может быть как материальным (художественные произведения искусства), так и нематериальным (музыка, философия, религия).

Нравственное воспитание предполагает развитие в личности моральных ценностей человечества.

Духовно-нравственное развитие принимает следующие формы:

Религиозное воспитание

Когда человек слышит понятие “духовное развитие”, то первым делом он думает о религии. Это естественно, так как с детства человеку прививают догму о том, что дух — Божье творение. И религиозное воспитание полностью опирается на священные писания. Несмотря на различия в истории, формах поклонения, традициях и обычаях, все три монотеистические религии проповедуют одно и то же — принцип единобожия и следование Божьему слову.

Религиозное духовное развитие начинается с личного примера родителей — если взрослые следуют религиозным догмам, то и ребенок будет брать с них пример. Но иногда ребёнку этого недостаточно, и он требует объяснений. Тогда можно рассказать ему, что то или иное действие разрешено или запрещено Богом, и за хорошие, угодные Ему дела Он вознаграждает, а за плохие — наказывает. Кроме объяснения помогут и такие средства религиозного воспитания:

совместное чтение и обсуждение религиозной литературы;

посещение мест поклонения;

соблюдение поста и священных дней;

празднование религиозных праздников.

Если ребёнок ходит в школу, то на помощь родителям приходят обычная и религиозная школы. В обычной преподают предмет “Основы религиозных культур и светской этики”, который разделен на 6 направлений:

Главной особенностью религиозного воспитания является то, что родители могут сами выбрать, в каком направлении воспитывать ребёнка, так как курс был разработан группой учёных разных конфессий.

В религиозной, кроме основ, можно изучить Священные Писания и лучше узнать свою религию.

Моральное воспитание

Идеи, принципы, законы, нормы и правила поведения в обществе являются составляющими морального воспитания. Если говорить вкратце, его основу составляют воспитание следующих качеств:

потребность следовать человеческой морали.

Для этого нужно приучать ребёнка к моральным нормам, формировать его позитивной моральный опыт, направлять его поведение, чувства и сознание на реализацию моральных ценностей и сформировать моральный облик личности.

В таком случае ребёнок, подросток или взрослый — объекты морального воспитания, а воздействуют на него семья, школа и другие общественные организации. Но возможно и сознательное самовоспитание, когда человек сам формирует деятельность, направленную на совершенствование моральных качеств и формирование привычек и поведения согласно принятым в обществе идеалам. В таком случае применяются такие приемы, как самооценка, самоприказ, самовнушение, самокорректировка, саморегулирование, самоодобрение и самонаказание.

Политическое воспитание

Политические воспитание — целенаправленное и систематическое воздействие на сознание индивида с одной целью — сформировать определенные политические качества.

Его основными задачами являются:

укоренение в сознании и поведении принятых в данном обществе ценностей, норм, ориентаций и образцов;

распространения определенного типа политической культуры.

Содержание политического воспитания включает в себя:

Рациональный компонент — передачи основной политической информации, формирования системы знаний о политической системе. Рациональный компонент реализуется через школьное и вузовское образование и СМИ, контролируемое правительством.

Эмоциональный компонент — это формирование определенного отношения к политическим объектам и явлениям. Он тесно связан с устойчивым предпочтением определенного человека в политике. Эмоциональный компонент реализуется через такие средства, как торжественные парады, демонстрации, шествия, чествования, вручение паспортов, партбилетов и наград.

Правовое воспитание

Смежным с политическим воспитанием является правовое, под которым понимают целенаправленную деятельность госорганов и социума, воздействующую на правовое сознание, культуру и поведение людей для следования закону и его норм.

Благодаря правовому воспитанию у граждан формируется уверенность и самостоятельность в правовой сфере. Это стимулирует правовую активность отдельных граждан, предполагающую осознанное, инициативное, социальное, нравственное и ответственное поведение.

Правовое воспитание включает следующие элементы:

юридический опыт общества;

педагого-психологические приемы воздействия на граждан (личный пример, убеждение, поощрение, наказание, принуждение);

формы воспитания — внешнюю и поведенческую стороны взаимоотношений государства и населения.

Правовое воспитание проводится с участием школы, вуза, СМИ, правового просвещения и самовоспитания.

Философское воспитание

Несмотря на то что философия — наука сложная для детского понимания, все же именно первые серьёзные вопросы о бытие, мироздании и смысле жизни задаёт именно ребёнок. Это связано с тем, что малыш ещё не связан стереотипами и не знает философских понятий, а взрослый — в силу своего знания — стесняется или боится задавать какие-то вопросы. Ребёнок из-за чистоты сознания избавлен от стеснения и страха.

Ребёнку, а позже и подростку нужно объяснять простым языком такие философские категории, как материя, движение, пространство, сознание, время, свобода, идеал, истина, добро, справедливость, мораль, разум.

Воспитание чувства прекрасного

При словах «духовное развитие» наравне с религией явную ассоциацию вызывает и искусство. Процесс формирования можно условно разделить на 4 этапа:

Эти же критерии составляют основное содержание чувства прекрасного.

Впечатления можно получить через чтение художественной литературы, просмотры кинофильмов, прослушивание концертов, посещение выставок и музеев. Искусство состоит не только из прекрасного, но из других категорий эстетики — безобразности, возвышенности, низменности, трагичности и комичности. Комплексное восприятие всех категорий эстетики позволяет сформировать чувство красоты.

После просмотра важно комментировать увиденное, причем не только с позиции «нравится — не нравится», но и обосновывать, почему, какие чувства вызывает тот или иной объект. Эти действия позволят накопить чувственно-эмоциональный опыт и чутко воспринимать действительность.

Со временем у человека появляются любимые произведения искусства, направления и авторы. Их изучение позволит аргументированно оценивать увиденное. Этот этап называется накоплением знаний.

Следующий этап развития — анализ. Умение анализировать можно сформировать при помощи рецензий профессиональных критиков в журналах, теле- и радиопередачах. При этом нужно сопоставлять различные точки зрения, соглашаться или опровергать их. Со временем выработается своя точка зрения.

Читать еще:  Фианит значение. Фианит — свойства и описание камня, фото и какому знаку зодиака подходит? Фианит это драгоценный камень или нет

Полезно также обсуждение с друзьями.

Умственное воспитание

Умственное воспитание — это формирование системы знаний на базе основ наук. Система включает в себя следующие категории:

развитие склонности и дарования;

желания постоянно узнавать новое и совершенствовать имеющиеся общеобразовательные и специальные знания, умения и навыки.

Получение этих знаний достигается за счёт:

систематическое обучение в школе, вузе и другом образовательном учреждении;

внеклассная, внеаудиторная и самостоятельная работа.

Содержание умственного воспитания зависит от образовательной программы, профиля профподготовки и познавательных интересов, что предполагает знание конкретного учебного материала, фактов, терминологии, символов, имен, названий, дат, понятий разного вида, связей и зависимостей между ними, а также методов их использования и понимание места их применения в системе наук.

Как происходит развитие личности?

Духовное развитие ребенка берет начало в семье со свойственной ей стилем воспитания, который зависит от требований общества. На каждом этапе духовное развитие должно соответствовать этим требованиям.

Младенчество — формируется базовое доверие к миру в лице матери.

Возраст от 1 до 2 лет. Ребенок становится независимым, так как самостоятельно ходит, контролирует свои потребности и может выразить свои желания.

Возраст от 2 до 5 лет. Важный период в жизни малыша, который влияет на духовно-нравственное развитие и воспитание. В этом возрасте главное положение в жизни занимает игра, через которую ребенок учится общаться с миром, знакомится с азами некоторых форм духовно-нравственного развития — религиозного, умственного, морального. Поэтому важно уделить игре особое внимание.

Школьный возраст. На помощь семейному развитию приходит школьное, где ребенок получает новые знания и навыки. В этот же период он может столкнуться с неудачами в школе, что может привести к неуверенности. Поэтому важно поддержать его в этот период и объяснить, что неудачи — это всего лишь повод стать лучше.

Средняя и старшая школа. Это период самоопределения, когда подросток ищет себя и свое место в мире. В это время начинается его философское, политическое и правовое развитие, формирование чувства прекрасного переходит на чувственно-эмоциональный этап.

Период, когда духовное развитие человека достигло своей полноты, и он сформировал необходимый багаж, с которым дальше будет идти по жизни.

Накопленные знания помогают найти близкого по духовно-нравственному развитию спутника жизни, работу и заботиться о семье и детях.

Период после 50 лет, когда человек завершает духовное/нравственное развитие и переосмысливает свою жизнь через приобретенный духовный опыт. В итоге он понимает, что его жизнь неповторима, осознает и принимает логический исход жизни.

Развитие общества

Духовное развитие общества непрерывно. Его можно разделить на духовный и материальный прогресс, т. е. развитие от низшего к высшему, и регресс — развитие от высшего к низшему.

духовно-нравственный рост личности и общества;

слабая конфронтация между людьми;

улучшение взаимоотношений между людьми;

наличие свободы, которую общество предоставляет индивиду.

Развитие общества может принимать следующие формы:

эволюция — постепенное и плавное изменение в духовной жизни человека и общества;

революция — коренные, быстрые и практически противоположные изменения, которые могут затронуть как одну, так и несколько сторон духовно-нравственной жизни;

  • реформа — комплексные мероприятия, способствующие изменениям одной или несколько сторон общественной жизни.
  • Развитие духовной культуры в этом случае — приоритетная задача не только общества, но и государства в целом.

    Духовное развитие человека. Нравственное и духовное развитие личности

    Не существует на сегодня исчерпывающего, однозначного и окончательного ответа на вопрос, что такое духовное развитие. Почему же так? Причин очень много – от разницы в религиозных воззрениях до отличий в политическом и экономическом устройстве отдельно взятой страны. Естественно, также влияет и индивидуальность каждого человека, и исторический путь общества и социума с его традициями, ярлыками и предрассудками. Но что же делать?

    Попытка дать определение

    Хотя из вышеизложенного ясно, что единого ответа быть не может, но все же необходимо очертить кое-какие рамки для дальнейшего рассмотрения вопроса. Духовное развитие — это определенный показатель тех или иных качеств отдельно взятого человека, которые связаны с его этикой, внутренним миром и нравственностью. Это осмысление своего предназначения, миссии. Духовное развитие личности неразрывно связано со степенью понимания мироздания, его целостности. А также с осознанием собственной ответственности за все происходящие в жизни события.

    Движение к самосовершенствованию

    Духовное развитие — это процесс, это путь. Нельзя воспринимать его как результат или черту, которую необходимо пересечь. Если этот процесс будет остановлен, то человек начнет сразу же деградировать, так как духовное развитие личности нельзя поставить на паузу. Это движение от меньшего к большему, это процесс, который имеет свои определенные характеристики, как и любой другой. К ним относятся скорость, направление, величина изменений. Улучшить реально то, что может быть каким-то образом измерено. Это значит, что возможно качественно отслеживать динамику развития на разных уровнях (или этапах). Как ориентироваться в вопросе, касающемся направления? Очень просто – нужно смотреть на результат. Если практика делает жизнь лучше, легче, ярче и интереснее, если человек становится добрее, терпимее, внутри него присутствуют гармония и умиротворение – он на верном пути. Если человек испытывает воодушевление, радость, душевный подъем от того, что его личность растет, становится зрелой, совершенствуется нравственность, повышается способность проникать в суть вещей, то его путь верный.

    Направления пути

    Духовное и нравственное развитие в сегодняшнем обществе достижимо разными методами — альтернативными и традиционными. Что это может быть? Духовное развитие личности должно начаться с общественной и культурной деятельности. В дополнение к этому могут присутствовать: литература — Библия, Коран, Веды, Авеста, Трипитака; духовные личные практики – медитации, ритуалы, обряды, упражнения; посещение святых мест, таких как Мекка, Ватикан, Тибет, Шаолинь. Как видно, вариантов огромное количество, и все они индивидуальны. Возможно, началом духовного пути будет хатха-йога или же книги Святых Отцов Церкви. Необходимо слушать себя, свое сердце.

    Небольшое замечание

    Жизнь показывает, что очень глубокое заблуждение на таком пути, как духовное развитие, – это превалирование внешнего воздействия на волю, личность, тело, разум, чувства и эмоции человека. Это только наружные, малосущественные обстоятельства. Вначале они могут играть важную роль, но по мере прогресса должны отойти на второй план или исчезнуть вовсе. Настоящая духовность зарождается и растет внутри. Мир сам дает практику определенные знаки, куда ему двигаться далее и как.

    Необходимость спутника и поддержки

    Любой процесс подчинен определенным законам. Если есть какое-то развитие, например, ядерная реакция, то она подчинена законам физики. Духовное развитие общества — это ценности, которые присущи каждому человеку. На этом пути важно иметь помощника, спутника, партнера. Нельзя стесняться обсуждать те или иные аспекты со своей второй половинкой или с другом. Если же собеседники не разделяют стремлений — ничего страшного. Просто показывайте пример. Естественно, качественный рост и развитие будут заметны, и есть большая вероятность того, что и партнер (или товарищ) заинтересуется также повышением собственного уровня духовности. Необходимо оказывать ему помощь и поддержку, чтобы человек чувствовал себя уверенно и комфортно.

    Читать еще:  Первые признаки шизофрении. Признаки шизофрении у мужчин, женщин, детей и подростков. Психическое заболевание шизофрения: признаки, симптомы и лечение

    Развитие личности или духовности?

    Слово «личность» — это совокупность социально-значимых качеств (интересов, потребностей, способностей, взглядов, моральных убеждений). В этом случае можно сказать, что развитие личности – это работа, которая направлена на раскрытие индивидуальных особенностей, самореализация в обществе, проявление себя. Это показатель, который создан человеком. Но что такое духовное развитие? В прямом смысле этого слова — проявление духа в человеке и в мире. Получается, что этот термин может быть вообще не связан с реализацией в социуме. Можно сказать «духовное развитие культуры». Но как это понятие будет отнесено к отдельно взятым личностям? Естественно, можно объединить слова и сказать «нравственное и духовное развитие личности», но в чем же разница между ними и насколько она существенна?

    Разграничения

    Развитие личности – это процесс эффективной реализации человека в социуме. В данном случае границы задаются с внешней стороны, то есть обществом. Внешняя среда стимулирует действие, и она же ограничивает его. Развитие личности – материальная сторона человеческого бытия. К этому относится желание быть успешным, хорошо зарабатывать. А вот духовное развитие – это поиск границ внутренних, обусловленных самим собой, стремление к встрече со своим «Я». При этом нет желания «стать кем-то», но есть необходимость получить ответы на вечные вопросы: кто я, зачем я, откуда я пришел? Духовное развитие человека – это процесс понимания себя, своей природы, своих масок, которые не зависят от любых внешних показателей и обстоятельств.

    Разница в пути

    Личностное развитие всегда подразумевает перед собой какую-то цель, которую необходимо достичь в определенные сроки. Есть конечная точка, есть начальная. Именно поэтому можно говорить, что это «путь достижения». Предполагается, что есть нечто снаружи, что нас ограничивает, и именно преодоление данного ограничения – способ достичь желаемого. А если есть нематериальная цель, например, быть счастливым? Ведь – это внутреннее ощущение, субъективное. В личностном развитии оно подменяется определенными материальными объектами – миллионом долларов, замужеством и так далее. Если предполагается некая цель, к которой нужно стремиться и достичь ее, – то это не духовное развитие. Ведь оно исходит из совершенно иного состояния – это постижение, поиск, переживание, прочувствование, познание реальности здесь и сейчас.

    Обнаружение самого себя

    Для личностного развития необходим кто-то, какое-то препятствие. Нужно стать лучше и совершеннее, чем кто-то. Именно это важно и необходимо. Духовное развитие личности же подразумевает обнаружение себя через принятие самого себя же. Человек начинает интересоваться собой, тем, что есть у него уже. Нет никакого желания стать «кем-то» иным. Это исключительно внутренний процесс, ведь ничто и никто не нужен, нет необходимости в поддержке или одобрении. Появляется внутреннее знание, внутренняя сила, пропадают разные иллюзии по поводу окружающей реальности и самого себя.

    Отношение к будущему и настоящему

    Личностный рост полностью и абсолютно построен на образах будущего, на футуристических картинах. Если у нас чего-то сейчас нет, то мы должны предпринять какие-то шаги, чтобы это «что-то» появилось в ближайшее время. Мы нацелены на завтрашний день и живем им. Самая крупная проблема в подобном образе жизни и мировоззрении — обесценивание времени настоящего, так как оно в данном варианте не является особой ценностью. Духовное развитие подразумевает совсем иное отношение ко времени — абсолютную неактуальность прошлого и будущего, ведь существует лишь настоящее, и только оно ценно. Внимание направлено на осознание именно текущего момента жизни. Внешние ситуации только дают стимул для исследований.

    Наличие гарантий

    Личностное развитие не может существовать без каких-либо гарантий. Хотя понятно, что стопроцентное будущее никому неизвестно в этом меняющемся постоянно мире, но важна именно иллюзия безопасности и стабильности. При этом все становится только средством, а свобода — целью. Все воспринимается не как происходящее событие, а как награда за труд. Духовное развитие человека лишено любых гарантий – это полная и абсолютная неизвестность. Все воспринимается как процесс постижения, без субъективных оценок.

    В личностном развитии всегда есть какой-то идеал, стремление к нему. Будь то идеальные отношения, поиск идеальной работы, идеальной жизни. Это необходимо для ощущения значимости самого себя и своей жизни. Именно поэтому в личностном развитии применяют такие оценки, как «хорошо» и «плохо», «морально» и «аморально», «нравственно» и «безнравственно». В духовном развитии нет оценочных понятий, так как любое действие имеет свой скрытый смысл, который нужно познать. Нет идеала, но есть желание и стремление познать суть.

    Нравственное и духовное развитие человека: формы, этапы, составляющие

    Духовное развитие личности сегодня из модного тренда превращается в необходимость. Каждый человек, желающий добиться успеха, осознает важность постоянного саморазвития.

    Что такое духовное и нравственное воспитание?

    Рассматриваемое нами понятие не имеет четкого определения. Но исходя из его содержания, можно сказать, что духовное развитие человека — это сфера нетелесного воспитания, ежедневная работа, направленная на приобретение знаний, умений, веры, чувства прекрасного. Результат такого развития может быть как материальным (художественные произведения искусства), так и нематериальным (музыка, философия, религия).

    Нравственное воспитание предполагает развитие в личности моральных ценностей человечества.

    Духовно-нравственное развитие принимает следующие формы:

    Религиозное воспитание

    Когда человек слышит понятие “духовное развитие”, то первым делом он думает о религии. Это естественно, так как с детства человеку прививают догму о том, что дух — Божье творение. И религиозное воспитание полностью опирается на священные писания. Несмотря на различия в истории, формах поклонения, традициях и обычаях, все три монотеистические религии проповедуют одно и то же — принцип единобожия и следование Божьему слову.

    Религиозное духовное развитие начинается с личного примера родителей — если взрослые следуют религиозным догмам, то и ребенок будет брать с них пример. Но иногда ребёнку этого недостаточно, и он требует объяснений. Тогда можно рассказать ему, что то или иное действие разрешено или запрещено Богом, и за хорошие, угодные Ему дела Он вознаграждает, а за плохие — наказывает. Кроме объяснения помогут и такие средства религиозного воспитания:

    совместное чтение и обсуждение религиозной литературы;

    посещение мест поклонения;

    соблюдение поста и священных дней;

    празднование религиозных праздников.

    Если ребёнок ходит в школу, то на помощь родителям приходят обычная и религиозная школы. В обычной преподают предмет “Основы религиозных культур и светской этики”, который разделен на 6 направлений:

    Главной особенностью религиозного воспитания является то, что родители могут сами выбрать, в каком направлении воспитывать ребёнка, так как курс был разработан группой учёных разных конфессий.

    В религиозной, кроме основ, можно изучить Священные Писания и лучше узнать свою религию.

    Моральное воспитание

    Идеи, принципы, законы, нормы и правила поведения в обществе являются составляющими морального воспитания. Если говорить вкратце, его основу составляют воспитание следующих качеств:

    потребность следовать человеческой морали.

    Для этого нужно приучать ребёнка к моральным нормам, формировать его позитивной моральный опыт, направлять его поведение, чувства и сознание на реализацию моральных ценностей и сформировать моральный облик личности.

    Читать еще:  Алмаз. Драгоценный камень. Природный драгоценный камень алмаз

    В таком случае ребёнок, подросток или взрослый — объекты морального воспитания, а воздействуют на него семья, школа и другие общественные организации. Но возможно и сознательное самовоспитание, когда человек сам формирует деятельность, направленную на совершенствование моральных качеств и формирование привычек и поведения согласно принятым в обществе идеалам. В таком случае применяются такие приемы, как самооценка, самоприказ, самовнушение, самокорректировка, саморегулирование, самоодобрение и самонаказание.

    Политическое воспитание

    Политические воспитание — целенаправленное и систематическое воздействие на сознание индивида с одной целью — сформировать определенные политические качества.

    Его основными задачами являются:

    укоренение в сознании и поведении принятых в данном обществе ценностей, норм, ориентаций и образцов;

    распространения определенного типа политической культуры.

    Содержание политического воспитания включает в себя:

    Рациональный компонент — передачи основной политической информации, формирования системы знаний о политической системе. Рациональный компонент реализуется через школьное и вузовское образование и СМИ, контролируемое правительством.

    Эмоциональный компонент — это формирование определенного отношения к политическим объектам и явлениям. Он тесно связан с устойчивым предпочтением определенного человека в политике. Эмоциональный компонент реализуется через такие средства, как торжественные парады, демонстрации, шествия, чествования, вручение паспортов, партбилетов и наград.

    Правовое воспитание

    Смежным с политическим воспитанием является правовое, под которым понимают целенаправленную деятельность госорганов и социума, воздействующую на правовое сознание, культуру и поведение людей для следования закону и его норм.

    Благодаря правовому воспитанию у граждан формируется уверенность и самостоятельность в правовой сфере. Это стимулирует правовую активность отдельных граждан, предполагающую осознанное, инициативное, социальное, нравственное и ответственное поведение.

    Правовое воспитание включает следующие элементы:

    юридический опыт общества;

    педагого-психологические приемы воздействия на граждан (личный пример, убеждение, поощрение, наказание, принуждение);

    формы воспитания — внешнюю и поведенческую стороны взаимоотношений государства и населения.

    Правовое воспитание проводится с участием школы, вуза, СМИ, правового просвещения и самовоспитания.

    Философское воспитание

    Несмотря на то что философия — наука сложная для детского понимания, все же именно первые серьёзные вопросы о бытие, мироздании и смысле жизни задаёт именно ребёнок. Это связано с тем, что малыш ещё не связан стереотипами и не знает философских понятий, а взрослый — в силу своего знания — стесняется или боится задавать какие-то вопросы. Ребёнок из-за чистоты сознания избавлен от стеснения и страха.

    Ребёнку, а позже и подростку нужно объяснять простым языком такие философские категории, как материя, движение, пространство, сознание, время, свобода, идеал, истина, добро, справедливость, мораль, разум.

    Воспитание чувства прекрасного

    При словах «духовное развитие» наравне с религией явную ассоциацию вызывает и искусство. Процесс формирования можно условно разделить на 4 этапа:

    Эти же критерии составляют основное содержание чувства прекрасного.

    Впечатления можно получить через чтение художественной литературы, просмотры кинофильмов, прослушивание концертов, посещение выставок и музеев. Искусство состоит не только из прекрасного, но из других категорий эстетики — безобразности, возвышенности, низменности, трагичности и комичности. Комплексное восприятие всех категорий эстетики позволяет сформировать чувство красоты.

    После просмотра важно комментировать увиденное, причем не только с позиции «нравится — не нравится», но и обосновывать, почему, какие чувства вызывает тот или иной объект. Эти действия позволят накопить чувственно-эмоциональный опыт и чутко воспринимать действительность.

    Со временем у человека появляются любимые произведения искусства, направления и авторы. Их изучение позволит аргументированно оценивать увиденное. Этот этап называется накоплением знаний.

    Следующий этап развития — анализ. Умение анализировать можно сформировать при помощи рецензий профессиональных критиков в журналах, теле- и радиопередачах. При этом нужно сопоставлять различные точки зрения, соглашаться или опровергать их. Со временем выработается своя точка зрения.

    Полезно также обсуждение с друзьями.

    Умственное воспитание

    Умственное воспитание — это формирование системы знаний на базе основ наук. Система включает в себя следующие категории:

    развитие склонности и дарования;

    желания постоянно узнавать новое и совершенствовать имеющиеся общеобразовательные и специальные знания, умения и навыки.

    Получение этих знаний достигается за счёт:

    систематическое обучение в школе, вузе и другом образовательном учреждении;

    внеклассная, внеаудиторная и самостоятельная работа.

    Содержание умственного воспитания зависит от образовательной программы, профиля профподготовки и познавательных интересов, что предполагает знание конкретного учебного материала, фактов, терминологии, символов, имен, названий, дат, понятий разного вида, связей и зависимостей между ними, а также методов их использования и понимание места их применения в системе наук.

    Как происходит развитие личности?

    Духовное развитие ребенка берет начало в семье со свойственной ей стилем воспитания, который зависит от требований общества. На каждом этапе духовное развитие должно соответствовать этим требованиям.

    Младенчество — формируется базовое доверие к миру в лице матери.

    Возраст от 1 до 2 лет. Ребенок становится независимым, так как самостоятельно ходит, контролирует свои потребности и может выразить свои желания.

    Возраст от 2 до 5 лет. Важный период в жизни малыша, который влияет на духовно-нравственное развитие и воспитание. В этом возрасте главное положение в жизни занимает игра, через которую ребенок учится общаться с миром, знакомится с азами некоторых форм духовно-нравственного развития — религиозного, умственного, морального. Поэтому важно уделить игре особое внимание.

    Школьный возраст. На помощь семейному развитию приходит школьное, где ребенок получает новые знания и навыки. В этот же период он может столкнуться с неудачами в школе, что может привести к неуверенности. Поэтому важно поддержать его в этот период и объяснить, что неудачи — это всего лишь повод стать лучше.

    Средняя и старшая школа. Это период самоопределения, когда подросток ищет себя и свое место в мире. В это время начинается его философское, политическое и правовое развитие, формирование чувства прекрасного переходит на чувственно-эмоциональный этап.

    Период, когда духовное развитие человека достигло своей полноты, и он сформировал необходимый багаж, с которым дальше будет идти по жизни.

    Накопленные знания помогают найти близкого по духовно-нравственному развитию спутника жизни, работу и заботиться о семье и детях.

    Период после 50 лет, когда человек завершает духовное/нравственное развитие и переосмысливает свою жизнь через приобретенный духовный опыт. В итоге он понимает, что его жизнь неповторима, осознает и принимает логический исход жизни.

    Развитие общества

    Духовное развитие общества непрерывно. Его можно разделить на духовный и материальный прогресс, т. е. развитие от низшего к высшему, и регресс — развитие от высшего к низшему.

    духовно-нравственный рост личности и общества;

    слабая конфронтация между людьми;

    улучшение взаимоотношений между людьми;

    наличие свободы, которую общество предоставляет индивиду.

    Развитие общества может принимать следующие формы:

    эволюция — постепенное и плавное изменение в духовной жизни человека и общества;

    революция — коренные, быстрые и практически противоположные изменения, которые могут затронуть как одну, так и несколько сторон духовно-нравственной жизни;

  • реформа — комплексные мероприятия, способствующие изменениям одной или несколько сторон общественной жизни.
  • Развитие духовной культуры в этом случае — приоритетная задача не только общества, но и государства в целом.

    Источники:

    http://www.syl.ru/article/289692/new_nravstvennoe-i-duhovnoe-razvitie-cheloveka-formyi-etapyi-sostavlyayuschie
    http://fb.ru/article/164411/duhovnoe-razvitie-cheloveka-nravstvennoe-i-duhovnoe-razvitie-lichnosti
    http://www.syl.ru/article/289692/new_nravstvennoe-i-duhovnoe-razvitie-cheloveka-formyi-etapyi-sostavlyayuschie

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector