Еще раз о женском одиночестве: Довериться Богу, а женихи приложатся. Истории о любви

Женское одиночество

«И сказал Господь Бог: нехорошо человеку быть одному; сотворим ему помощника, соответственного ему… И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа. Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут (два) одна плоть» (Быт. 2, 18, 22–24).

Что ищет женщина?

Основа одиночества — ложное самоопределение. Спасительной «соломинкой» является любовь к Богу. Одиночество – очень серьёзное испытание для любого человека, а для женщины – вдвойне. Бог создал мужчину первым, и тот какое-то время пребывал в одиночестве. Но женщина – другое дело, её сердце постоянно требует, буквально с малых лет, быть любящим, приносить радость, жертвовать собой ради мужа, детей.

Когда-то, будучи одинокой женщиной, мне казалось, что я несправедливо обделена, что Господь любит других больше чем меня. Я словно находилась в чёрной комнате одиночества, и не видела даже маленького лучика надежды. Тогда я стала искать выход.

По мере продвижения вперёд, в поисках выхода, я стала понимать, что не обладаю тем, что необходимо для осуществления моей мечты. Я не хотела, чтобы мои дети оказались в той же чёрной комнате.

В казалось бы безвыходных ситуациях я всегда вспоминаю Евангельский отрывок: «Ищите же прежде Царствия Божия и правды Его, и сия вся приложатся вам» (Мф 6, 33).

Посмотрим, как толкует эти слова Свт. Иоанн Златоуст:

Удалив от нас всякую мысль об излишних заботах, Христос упомянул и о небесах; Он для того и пришел, чтобы разрушить древнее, и призвать нас к лучшему отечеству; потому Он все делает, чтобы удалить нас от излишеств и от пристрастия к земным вещам. Для того и о язычниках упомянул, сказав, что этого ищут язычники, которые весь труд свой ограничивают настоящей жизнью, которые нимало не рассуждают о будущности и не думают о небесах. А для вас должно быть не это важно, но другое. Мы не для того ведь сотворены, чтобы есть, пить и одеваться, но чтобы угодить Богу и получить будущие блага. Итак, усиленно и заботиться и молиться о земном не должно. Потому Спаситель и сказал: ищите же прежде Царства Божьего, и это все приложится вам. И не сказал: даны будут, но – приложатся, чтобы ты знал, что настоящие блага ничего не значат в сравнении с величием будущих. Потому-то Он ине повелевает просить настоящих благ, но просить иных благ, и надеяться, что и те присоединятся к этим. Итак, ищи благ будущих – и получишь настоящие; не ищи видимых – и непременно получишь их. Да и неприлично тебе приступать к Владыке с молитвой о таковых благах. Будучи обязан прилагать все тщание и всю заботу свою о неизреченных благах, ты крайне бесчестишь себя, когда изнуряешь себя заботливыми помыслами о благах скоропреходящих.

Конечно, мы все так устроены, что желаем счастья здесь и сейчас, казалось бы — простого человеческого счастья. Но сколько раз мне приходилось сталкиваться с обратной стороной вопроса, когда человек буквально выпрашивал у Господа, как капризный ребёнок, это «земное счастье», и оно вдруг превращалось в непрекращающийся земной кошмар. Примеров тому, к сожалению, очень много. Самая распространённая беда – это не готовность принять бремя семьи.

Чем мы себя обманываем?

Я размышляла о том, может ли женщина в полной мере воспитать ребёнка в любви, дать ему ту внутреннюю направленность, которой сама она не обладает? Впоследствии дети из таких казалось бы воцерковлённых семей наотрез отказываются посещать храм, говорить о Боге, думать о спасении. Потому что не было основы, той глубины и того стержня, на который нанизывалось бы по крупицам духовное воспитание.

Вот что сказал об этом великий русский философ Иван Ильин:

«Окружающий нас мир людей таит в себе многое множество личных неудач, болезненных явлений и трагических судеб, о которых знают только духовники, врачи и прозорливые художники; и все эти явления сводятся в последнем счете к тому, что родители этих людей сумели их только родить и дать им жизнь, но открыть им путь к любви, к внутренней свободе, вере и совести, т. е. ко всему тому, что составляет источник духовного характера и истинного счастья, не сумели; родители по плоти сумели дать своим детям, кроме плотского существования, только одни душевные раны, иногда даже сами не замечая того, как они возникали у детей и въедались в душу, но не сумели дать им духовного опыта, этого целительного источника для всех страданий души. »

Женщина-мать должна напитать своих детей любовью, той необъятной глубиной, в которой растворяется детская душа, пребывая в счастье и гармонии. И эта глубина должна быть в Боге, иначе всё будет лишь казаться, оставаясь всего лишь внешним благочестием.

Я знаю женщин, которые родили «для себя», отчаявшись обрести нормальную семейную жизнь. Все эти истории «родивших для себя», увы, не благоухают счастьем. Дети так или иначе страдают: либо определёнными заболеваниями, либо отклоняющимся поведением, либо вообще отторжением самой матерью. Да, да! Именно это встречается очень часто: женщина, которая так хотела ребёнка, сама же впоследствии начинала считать его обузой и препятствием для того чтобы устроить свою личную жизнь. Ведь полноты семейного счастья так и не получилось, потому что в мечтах она представляла себе всё совершенно иначе. В этом и заключается чудовищный обман мечты.

Женские страхи

Страхи, как правило, основаны на недоверии Богу. Человек идёт по жизни, словно проваливаясь в трясину, ощущая ужас от неуверенности в будущем. Биологический возраст – это то, чем пугают женщину врачи, родственники, друзья: «Не успеешь родить, роди хотя бы для себя!» Таким образом, боясь вовремя не исполнить своё предназначение стать матерью, женщиной овладевает самопрогнозируемое пророчество. Из памяти словно по волшебству исчезают библейские примеры тех женщин, которые родили детей в почтенном возрасте. Но ведь и в обычной жизни такие примеры встречаются, вопреки любой человеческой логике, не вмещаясь ни в какие медицинские параметры.
Мне рассказала эту историю красивая восемнадцатилетняя девушка. Мать этой девушки, забеременнев в сорок шесть лет, поспешила к врачам и в ужасе просила их избавить её от неожиданного «сюрприза».. И только благодаря упорству мужа, который запер жену в доме и не пустил на аборт, этот чудесный ребёнок родился на свет. Всю беременность мать пребывала в депрессии, ведь врачи не оставляли шанса, что мать в таком «престарелом» возрасте сможет выносить и родить здорового малыша. Но Господь не выше ли человеческих предположений? Родилась красивая, одарённая девочка, и, думается мне, по молитвам отца, который безгранично любил своё чадо, находящееся в утробе матери. Любовь творит чудеса. Любовь к Богу, а значит – доверие Ему.

Раздвоение жизненного пространства.

Личностная направленность важная составляющая в жизни человека, именно она определяет основу его деятельности: то, к чему стремится человек, его самоопределение, ценностные ориентации и т. д. Таким образом, получается, что человек, переключившись на второстепенное – стремление создать семью, теряет главное – Бога в жизни. Личностная направленность не Христоцентрична, а значит, неизбежно происходит внутренний конфликт.

Если всё в жизни, как нам кажется, мы делаем правильно, или хотя бы стремимся делать правильно, то почему же тогда возникают странные желания: выпить, покончить с жизнью, забыться, уйти от реальности. Почему так тягостно на душе и порой хочется кричать от отчаяния? Ответ прост – одиночество без веры. То, о чём сказал святитель Николай Сербский:

«Я не боюсь одиночества без людей, я боюсь духовного одиночества — одиночества без веры.»

Если до конца быть честным перед самим собой, то можем ли мы сказать, что верим и доверяем Богу? И нет ли в нашей жизни раздвоения: одна половина как будто принадлежит Богу, а другая половина – там, где Бога нет. Проверить очень просто, проанализировав собственные мысли: на что направлены, чем наполнены, в каких действиях проявляются. Если мысли женщины сконцентрированы только на том, что она одинока, то что же она видит вокруг? Куда обращён её взгляд? Все те мелочи, на которые она обращает внимание, полностью занимают всё внутреннее пространство: «у той жених появился», «у этой ребёнок родился», «другая с коляской глаза мозолит перед моим домом» и т. д. А в это время «духовное Я» требует другой пищи, ищет другой точки опоры, но «Наличное Я» упорно вытесняет этот внутренний голос, не желая слушать ни о чём. Жизнь превращается в самобичевание: «Я всё делаю по-правильному, но почему-то до сих пор одна. За что? Что во мне не так?»

Жертвенная любовь или жертва в «любви»?

Семья – это труд, это каждодневное отречение от своего «Я», это бесконечное жертвенное служение ближним. Представлять себе это легче, чем исполнить на деле.

Я вспоминаю одну молодую семейную пару, прихожан нашего храма в России. Она – красавица, стройная, с правильными чертами лица; он – настоящий русский богатырь, брюнет, с редкой проседью, с очень глубоким мудрым взглядом. Одна особенность – она возила его в храм на инвалидной коляске. Он неизменно был одет в камуфляж и было понятно, что инвалидность он получил в результате ранения на войне. Я всматривалась в лицо этой женщины, в её полные печали глаза. И думаю, что не только я, но и многие из наших прихожан замечали наряду с усталостью в глазах этой женщины какое-то внутреннее свечение, непередаваемое ощущение теплоты. Эта молодая жена несла свой крест, жертвенное служение. Знала ли она, что именно таким образом обернётся её семейная жизнь? Они даже не успели родить ребёнка.

Читать еще:  План занятия «Праздники в нашей жизни. Конспект и проведение семейного праздника. Дополнение за чашкой чая

А вот ещё один пример. Женщине Господь дал всё: дом –полная чаша, муж, дети. Трудности были, не без этого, но всё, о чём так долго она просила наконец вошло в её жизнь. И вдруг – непонятная тоска, отчаяние, вспышки гнева, алкоголь. Страдали все – и дети, и муж, и сама женщина.

Готовы ли мы к любым поворотам семейной жизни? Жертвенна ли наша любовь, о которой так много мечтается? Или быть может это только ловушка, и жертвой станем мы сами, оказавшись «прикованными» к семейному очагу.

Семейный очаг – кастрюли и сковородки?

Начнётся рутина, бесконечные однообразные дни семейного «счастья». Но что такое центр в семейной жизни? Неужели это – кастрюли и сковородки, готовка, стирка, уборка? Если только это – всё пропало. Центром семейной жизни опять же должен быть Бог. Всё в семье вращается вокруг главной цели – Бога. Но представьте, если до замужества Ваши мысли были целиком заняты только тем, как избавиться от одиночества и выйти замуж, то после замужества какие мечты займут это место? Образуется некая бесцельность существования – ведь всё уже есть, мечтать больше не о чем. Я встречала женщин, мысли которых занимала прямо противоположная идея – вернуть свободу и забыть семейную жизнь как страшный сон. Семейный очаг не мог возгореться в полную силу, потому что пламени в сердце женщины не было. Не зря ведь женщину зовут «хранительницей семейного очага». Хранительница – какое необыкновенное по силе и глубине предназначение!

Готовы ли мы принять этот священный огонь и бережно хранить его всю жизнь?

Выход всё же нашёлся.

Как женщина, которая прошла этот путь «от» и «до», для себя я увидела выход в апостольских словах: «Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за всё благодарите, ибо такова о Вас воля Бога». Выбираясь из чёрной комнаты одиночества, я твердила себе:

Как смириться? – благодарить
Как не потярять надежду? – непрестанно молиться
Как не впасть в отчаяние? – радоваться даже мелочам
Как не обозлиться, не завидовать? – смотреть только в своё сердце.

Изнанка семейной жизни,
или Разговор женатого с незамужней

Если пшеничное зерно, пав в землю,
не умрет, то останется одно
(Ин. 12: 24)

Про первый путь спасения – монашеский – должны писать монахи, и они это делают. Про второй путь – семейную жизнь – сказано очень много, и я верю, что скажут еще больше. Это замечательно. «Каждая лягушка свое болото хвалит», вот и состоявшийся, настоящий монах будет славить и хвалить монашество, а счастливый в семейной жизни человек потянет одеяло на себя – расскажет о своих радостях и скорбях, трудах и победах. Как говорится, каждому свое.

Но есть среди нас такие, кто не смог вступить в брак, а до монашеской жизни явно не дотягивает – духовных силенок не хватает. И сегодня мое слово к ним – безбрачным и одиноким. А среди таких большинство женщин. Мужиков наставлял в прошлый раз. Кратко обобщу и напомню: «Мужья, любите своих жен» (Еф. 5: 25) и будете недалеки от Царствия Небесного. Жены так ждут мужского внимания и ваших ласковых слов! Хватит пить пиво и часами сидеть у компьютера, проводить выходные в тренажерных залах или с друзьями в банях обсуждать футбольные матчи. Займитесь главным делом жизни – заботой о семье и воспитанием детей. Не превращайте вашу супругу в «соломенную вдову» при живом муже. Женщине нужен ее муж, отец ее детей, кормилец и хранитель ее дома и очага.

А если женщина осталась одна, то ей-то как жить, чтобы не подсесть на антидепрессанты, а ночами не реветь, уткнувшись в подушку? Проблема женского одиночества была всегда. Были времена и похуже, например после войны. М. Шолохов в своем романе «Тихий Дон» описывает внутреннюю сердечную боль и душевное страдание женщины, потерявшей на войне мужа:

«Рви, родимая, на себе ворот последней рубахи… кусай свои в кровь искусанные губы, ломай изуродованные работой руки… Нет у твоего дома хозяина, нет у тебя мужа, у детишек твоих – отца, и помни, что никто не приласкает ни тебя, ни твоих сирот, никто не избавит тебя от непосильной работы и нищеты, никто не прижмет к груди твою голову ночью, когда упадешь ты, раздавленная усталостью, и никто не скажет тебе, как когда-то говорил он: “Не горюй, Аниська! Проживем!”».

Как бы тяжко ни было солдатским вдовам, они всё-таки испытали, пусть на малое время, радость семьи и материнства. Но сегодня ситуация совсем другая: не только женщина, но и молодая красивая девушка часто никому не нужна. Точнее нужна, но только для греха, чтобы ею попользовались, об нее вытерли ноги и выкинули вон, как бездомную собачонку.

На моих глазах в нашем храме выросло около 10 интересных, образованных, симпатичных девушек. Они все разные, есть среди них кандидаты наук и выпускницы консерваторий, со своим жильем и хорошей работой, филологи и юристы, самоуверенные москвички и «чернобровые казачки», блондинки и брюнетки. Но при такой пестроте отличий их объединяет общий грустный знаменатель – одиночество. Понятно, что это уже невесты великовозрастные. С ними постоянно общаюсь, и всегда в их глазах видится неугасающее желание любой женщины – иметь семью, а с языка часто слетает вопрос: «Почему я до сих пор одна?»

До замужества любая нормальная девушка мечтает о своем принце на белом коне и фантазирует на тему семейного счастья. И, естественно, в это верит. «Блажен, кто верует: тепло ему на свете…» Но жизнь-то наша – другая, и что-то не часто девичьи идиллии исполняются на практике. Вот об этой стороне брака мне бы хотелось рассказать незамужним и одиноким. Поверьте, дорогие мои, что не всё вы знаете о семейном счастье. Любой священник скажет, что много девчонок ревут у аналоя в поисках жениха, но еще больше плачут те, кто вышли замуж, но не смогли поймать чудесную жар-птицу, имя которой «счастливая семья»: выпорхнула она из рук, оставив лишь свое перо – как напоминание о несбыточных мечтах и грезах. Может быть, уберег вас, незамужних, Господь от больших скорбей и горших слез, не дал испить страшную чашу супружеской измены или равнодушия детей к собственной матери. Конечно, мне сразу возразят тысячи голосов: «Ведь не у всех же такие скорби! Есть счастливые в браке люди». Да, конечно, есть, и по милости Божией я один из них. Хотите стать счастливыми замужними женщинами? Тогда переходим к составляющим семейного счастья, о которых не все знают. Одним словом, приоткроем «изнанку» семейной жизни.

Женщина должна родить всех детей, которых благословит Бог зачать и выносить. ВСЕХ!

Начнем с самого главного: женщина должна родить всех детей, которых благословит Бог зачать и выносить. Это по совести и в духе Евангелия. Не трех и даже не пятерых, а ВСЕХ. Это настрой серьезный, христианский – отвергнуться себя и отдать до конца служению семье и детям. Ведь жена спасается чадородием. Вы к этому готовы? Вы этого хотите? А вдруг не получится, и придет разочарование? «Все счастливые семьи счастливы одинаково» – такими словами начинается роман Л.Н. Толстого «Анна Каренина», переведенный на большинство языков мира. Это произведение я внимательно читал два раза, а перелистывал десятки раз. По праву считаю его учебником семейной жизни. Так вот, начальная, ставшая крылатой фраза произнесена, когда описывается семейная жизнь Дарьи Александровны (Долли) и ее мужа Стивы Облонского. Мужа она по-настоящему любит, а он за любовь платит изменами и гульбой. Но детей Долли всё равно от него рожает, честно, по совести исполняя свой женский, материнский долг. Их у нее 6 живых, а еще были умершие в младенчестве. Но какой ценой дается ей радость материнства? Об этом она размышляет, думая о разговоре своем на постоялом дворе с красивой «молодайкой», которую «развязал Бог» смертью ребенка. Вспомнив свою замужнюю жизнь – 15 лет, прожитых в браке, Долли позавидовала вольной и безтрудной жизни этой молодой красавицы. «Что было в моей жизни? Беременность, тошнота, тупость ума, равнодушие ко всему и, главное, безобразие… Роды, страдания, безобразные страдания, эта последняя минута… потом кормление, эти бессонные ночи, эти боли страшные… Потом болезни детей, этот страх вечный; потом воспитание, гадкие детские наклонности, ученье… И сверх всего – смерть этих же детей».

Отметим важное отличие прошлого времени и нашего в отношении деторождения. Еще 100 лет назад многодетными были не только крестьянские, но и семьи царских особ. Вспомним добрым словом семью и всех пятерых детей нашего последнего Императора. Тогда не рожать было нельзя. Рожали все. Какой следует вывод? На общем фоне подвиг многодетности был всеобщим и потому не столь ярким. А что сейчас? Во-первых, целая индустрия работает над проектом, имя которому «безопасный секс». Наши подростки с помощью интернета знают то, что я не знал в 25 лет. Современные нерелигиозные родители охотно делятся своим богатым опытом предохранения, когда дети их об этом спрашивают. Просвещение в сфере блудного греха достигло феноменальных успехов, востребованность продукции, защищающей от беременности, растет с каждым годом. Доходы от порноиндустрии и производства противозачаточных средств сопоставимы с наркоторговлей и продажей оружия. Одним словом, достигнута для многих вожделенная цель: «Блудить – и не рожать».

Читать еще:  Оригами из бумаги тюльпан: пошаговая инструкция. Как сделать тюльпан из бумаги своими руками поэтапно: пошаговая инструкция со схемами, фото и видео

Сегодня родить всех детей – значит пойти против всеобщего непонимания, стать притчей во языцех

Во-вторых, сегодня родить всех детей – значит пойти против всеобщего непонимания. Стать притчей во языцех, центром праздного любопытства. Не только чужих и далеких людей, но и своих, даже самых родных и близких. Сколько матерей вели своих глупых девчонок на аборты! Мне известно множество примеров. Я помню недоумение и странные взгляды людей, когда мы с матушкой шли по улице с нашими первыми четырьмя детьми… Старшему тогда было… 2,5 года. А когда их стало у нас 7, то, заходя всей большой семьей в магазин, часто слышали вопрос, который всех нас обижал: «Это что, все ваши дети?!»

Родив всех детей, семья непременно столкнется со множеством трудностей. На первом месте – проблема жилищная. В нашей семье она решена, наверное, потому, что я священник. А каково жить с шестью детьми в московской «двушке»? Все льготные программы сворачиваются, а цены на жилье по-прежнему неприступные. Одним словом, перспектив никаких. А готовы ли вы, дорогие барышни, жить вместе со свекровью или молодой золовкой? Мне страшно представить двух женщин на одной общей кухне.

Постоянно слышишь о нехватке средств в семьях с двумя детьми и двумя работающими родителями. А если семью в 7–8 человек содержит один кормилец, им-то как жить? Работающая молодая одинокая женщина полноценно обеспечивает себя и свои потребности. В браке – не так. Когда жена в декрете, ей нужно постоянно смиряться перед мужем, чтобы получить деньги на расходы. Он ведь кормилец, а ты – транжирка, пусть любимая, но постоянная попрошайка. Как вам такая перспектива?

Современные дети много болеют, у нас это было почти постоянно. А это значит год «рваного» сна на одного ребенка, иногда не более 4–5 часов в сутки. А теперь помножьте год на 6 или 7. Для эксперимента: попробуйте ночью вставать каждые 2 часа. И так в течение недели, а лучше двух, а днем – не спать, а делать дела. Что-то никому не хочется…

А еще детей нужно воспитывать, воцерковлять, учить музыке и иностранным языкам, а позже – оттягивать от компьютеров и социальных сетей. А это, скажу из опыта, самый неблагодарный труд. Кто на это готов?

А знаете ли вы, дорогие девушки, про однообразие бытовой жизни большой семьи? Казалось бы, сегодня под рукой есть всё: памперсы и стиральные автоматы, готовые смеси для детского питания и планшеты с дурацкими мультиками, которыми закрывают рот орущим детям. И всё равно любая молодая мама говорит, что ей труднее всех. Бытовая проблема реально существует. Она многих женщин подсадила на «психотропники», сделала раздражительными и истеричными. Многим не хочется идти домой на эту ненавистную кухню с немытой посудой и в ванную с кучей грязного белья. Современная женщина-мать ждет не дождется конца декрета, чтобы выйти на работу. Ведь там, будем честными до конца, ее спасение. Заявляю из опыта: многим женщинам сидеть дома – мука. Это нестатусно. Женская работа по дому самая неблагодарная, ее никто не видит, все только требуют, за нее никогда не услышишь доброго и ласкового слова. И главное – этой работе нет конца и края. Многие годы нужно будет готовить еду, мыть посуду, стирать и убираться по дому. Готовы ли вы к этому?

У вас, дорогие девушки, не будет возможности следить за собой – за своей внешностью, фигурой, одеждой. Обычная многодетная мама часто с грустью смотрит на стройных и ухоженных женщин, особенно богатых… Но ведь они не выходят из спа-салонов и фитнес-клубов. Любой женщине эта логика неубедительна, ведь всем хочется быть красивой и стройной. Но дети эту красоту и стройность очень быстро сведут к нулю, а муж об этом обязательно не раз напомнит.

Нельзя думать, что в этих трудах сами собой наладятся добрые отношения с мужем. У всех по-разному. Если взаимопонимание есть, то это заслуга и труд обоих супругов. Бывает, что многодетные отцы отстраняются от общих трудов, уходят в «компьютерную жизнь», расслабляются за стопочкой алкоголя. Они задерживаются на работе, редко звонят домой, с раздражением отдают женам содержание своего кошелька… Как после этого женщине ощущать себя счастливой?

А что такое посещение богослужений с маленькими детьми? Это вам надо молиться и слушать проповедь, а им требуется громко плакать и бегать по храму – одним словом, изводить родителей. Я всегда сочувствую многодетным папам и мамам, когда вижу их в храме с малышами. Им надолго придется забыть про внимательную молитву и тесное общение с духовником. Так что кто пока не в браке – цените свою свободу, наслаждайтесь церковными службами, побольше общайтесь с батюшками, совершайте паломничества, читайте интересные книги и статьи на портале Православие.Ru. В браке всё это будет вашей заветной мечтой.

Семейная жизнь – это большие труды и подвиги. Правда, не всегда и не всеми замечаемые

Вероятно, пора подводить итог нашей беседе. У меня не было цели кого-то напугать, ввергнуть в уныние и отговорить от вступления в брак. Я просто честно рассказал (лишь в малой степени!) про труды в христианской семье. Мое слово, как всегда, обращено к людям честным и искренним. К тем, кто не бежит от своего Креста, а хочет его достойно нести. Наверно, больше мы слышим про монашеские подвиги и труды, но, поверьте, их не меньше и в семейной жизни. Просто они другие, похожие не на золотые монетки, а на серебряные.

Напомню, что моими собеседниками были сегодня люди одинокие. Им в жизни нелегко, я знаю. Но пусть они узнают, как живется в семье. Помню, как однажды к нам с матушкой в гости зашел мой однокурсник по академии. Увидев развешенные пеленки, сидевшего на горшке ребенка и грязную посуду на кухне, он многозначительно сказал: «Вот это всё… Ой, наверно, не для меня». Он стал священником, так и не вступив в брак.

Закончим наш разговор словами апостола Павла, обращенными к желающим создать семью: «Если и женишься, не согрешишь; и если девица выйдет замуж, не согрешит. Но таковые будут иметь скорби по плоти; а мне вас жаль» (1 Кор. 7: 28). Видите, дорогие девушки: сам апостол жалеет семейных людей, зная, как им трудно живется. Так что, может, и в вашей жизни не так всё плохо? Главное – не падать духом и, несмотря ни на что, любить ту жизнь, которой благословил нас Господь.

Если эта статья поддержала одиноких людей – я очень рад. А если она вас расстроила и повергла в печаль, то обязательно дождитесь продолжения начатой беседы. Во второй части обещаю подбодрить и утешить всех одиноких. Поверьте: мне, как и апостолу Павлу, вас тоже жаль. До скорых встреч.

Протоиерей Алексий Уминский: «За что посылается одиночество»?

Мы продолжаем публиковать ответы авторитетных священнослужителей на вопрос Елены из Петербурга , который взволновал очень многих читателей «Правмира». Напомним, что женщина просила помочь ей найти способ смириться с крестом одиночества.

Отвечает протоиерей Алексий Уминский, настоятель храма Живоначальной Троицы в Хохлах (Москва):

протоиерей Алексий Уминский

– Человек может задавать один и тот же вопрос: «Почему со мной так происходит?» в совершенно разных, диаметрально противоположных случаях. Одно дело – какие-то бытовые, текущие неприятности, досада на себя, на неумение справляться с элементарными вещами. Другое – глобальные, серьезные, экзистенциальные вопросы, такие, как одиночество, потеря близкого.

То есть одно дело, когда каблук сломался, когда женщина спешила на встречу с боссом, в итоге – опоздала и лишилась великолепной вакансии. Тогда тоже задается вопрос: «Почему со мной так случилось?» На него отвечать бессмысленно и глупо, потому что… бессмысленно и глупо. Но нельзя пройти мимо серьезных вопросов, таких, как вопрос Елены, которая очень хочет иметь семью, стремится к браку, сохранила целомудрие, живет среди хороших и добрых людей и которая не обделена, в общем, ничем, по сравнению с другими. Но что-то не клеится. Что с ней не так и почему? Как она должна принять в себе эту волю Божью? Является ли это вообще волей Божьей?

Здесь появляется еще один вопрос – есть ли вообще воля Божья на страдания, на одиночество, на что-то другое, приносящее человеку боль? И это кардинальный вопрос.

Я не думаю, что воля Божья такова, чтобы люди страдали. Нет воли Божьей на то, чтобы маленькие дети умирали от страшных болезней. Нет воли Божьей на то, чтобы люди оставались одиноки и мучились от этого, потому что, Сам Господь сказал: «Нехорошо быть человеку одному» (Быт. 2:18)

Нет воли Божьей на то, чтобы люди были инвалидами. Нет воли Божьей на то, чтобы люди были несчастными, чтобы люди рождались в неполноценных семьях. И чтобы дети страдали, потому что их родители не любят.

Читать еще:  Сапожки крючком схемы. Вязаные сапоги. Схемы и описания. Для самых маленьких

Так что нельзя ставить вопрос «Как принять волю Божью»? Если так вопрос будет ставиться, то тогда не стоит удивляться, когда нас будут спрашивать люди со стороны: «Почему у вас такая странная вера?».

Если мы допускаем, что есть воля Божья на какие-то негативные, трагические явления, мы так должны и отвечать: «Все происходит, потому, что на это есть воля Божья». И насколько кощунственно это прозвучит, что есть воля Божья на смерть младенцев, на раковые заболевания, на жестокие убийства невинных людей, на войны, на ложь, на обман, на предательство, на измену, на преступления. Разве может быть на это воля Божья?!

Изменить картину мира…

Вспомним евангельскую историю об исцелении слепого, про которого ученики спросили Господа: «Равви! Кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?». Иисус ответил: «не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии» (Ин. 9: 1-3).

Господь приходит, чтобы его исцелить. Но Господь приходит не для того, чтобы исцелить одного конкретного слепого и не для того, чтобы исцелить всех слепых на свете. А для того, чтобы изменить картину мира. Чтобы вообще слепота, глухота, немота и все другое перестали быть законом, нормой этого мира.

Господь берет на себя грехи этого мира на Кресте, искупает этот мир Своей собственной кровью, воскресает и дает этому миру Вечную Жизнь, где нет ни болезней, ни печали, ни воздыхания, а только великое блаженство пребывания человека в полноте, красоте, счастье и любви.

Люди не перестали после Воскресения Христова рождаться с болезнями, они не перестали враждовать, убивать друг друга. Но люди могут перестать этим заниматься, если станут наконец-то христианами. И вообще, когда люди становятся христианами (по-настоящему, не номинально), меняется жизнь.

Может быть, не меняется их внешняя оболочка, люди не перестают быть людьми со всеми последствиями человеческой жизни. Но человек, который по-настоящему соединен с Богом, меняется сильно. Он перестает внутренне быть слепым, глухим, немым, потому что – оживает. Хотя физическая жизнь остается прежней. Может быть, тяжести этой жизни физически для христиан усугубляются. А внутренне христианин со дня на день обновляется. Как говорит апостол Павел, – если ветхий ветшает, то внутренне он обновляется.

Больше вопросов не будет

Когда человек оказался в непростой ситуации, или когда с ним произошло нечто экстраординарное, и при этом в своей жизни он сумел ощутить присутствие Божье, почувствовать, что Бог с ним, рядом, он вопросов Богу больше не задает. Не спрашивает, почему это с ним произошло.

Так получилось, что в последние несколько лет мне приходится часто общаться с детишками, больными раком в тяжелой стадии. Многие за это время уже отошли к Богу.

Я говорю с ними о Царствии Небесном, о том, чувствуют ли они присутствие Бога в своей жизни. И для меня всегда какое-то чудо, открытие, когда я от этих, совсем еще маленьких, но самых настоящих христиан слышу, что они это присутствие Божье ощущают очень ярко, очень близко. Когда они оказываются способны, например, в ситуациях, когда им приходится терпеть страшные боли, бороться и стараться не показать этих болей своим родителям. И главное, что эти дети (это не будет открытием тайны личной исповеди), каются на исповеди в том, что у них не хватает сил терпеть боль и родители, видя их страдания, страдают сами. Мне понятно, что они с Богом очень близки.

Конечно, ситуации бывают разные. Есть дети, которым 16-17 лет, они находятся в очень сильной депрессии от происходящего. Они не могут до конца многого принять, но стараются. Стараются, понимая, что час смерти близок. Стараются и их родители.

Недавно я говорю одной матери: «Крепитесь» А она мне отвечает с улыбкой: «Да что вы, я давным-давно все приняла». И виден такой мир, покой в ее душе от того, что для нее Бог – рядом. Притом, что у нее – трагедия, на ребенка, в его стадии болезни просто страшно смотреть постороннему.

Если человек не врач, не священник, не родитель, тяжело находиться рядом больше нескольких минут, видя такое страдание маленького человека.

Есть на это страдание воля Божья?

Нет.

Можно ли принять это как волю Божью?

Нет.

Можно ли принять Бога в свою жизнь?

Да.

Как это сделать?

Не знаю.

Как это делают эти люди?

Не могу сказать.

Нет у меня метода, волшебной формулы, готового рецепта.

Очень важно, если человек окажется способным в ситуации скорби, непонимания Бога, в ситуации, когда жизнь кажется ему совершенно бессмысленной и бесполезной подумать: «Как мне с Богом поближе познакомиться, как мне Бога принять, как мне получить от Него этот Свет, чтобы он, просветив, снял с меня этот вопрос». Потому что этот вопрос нельзя решать. На него нет ответа. И если его задавать постоянно, ответа все равно не будет, но будет постоянное состояние уныния, душераздирающего состояния безответности. Но можно снять этот вопрос из своей жизни.

Мир, в котором мы живем, он весь искажен, он весь как минное поле, как поле битвы. Где тут можно найти что-нибудь такое, какой-нибудь оазис, где можно спокойно пересидеть до Страшного суда? Да нет такого места на Земле.

И здесь для меня очень важны слова Кьеркегора о том, что если человек относится к Богу как к Силе, как к Разуму, как к Чуду такому, на Которое все время ориентироваться, то человеку как-то надо все время стараться Бога понимать: почему так, почему эдак происходит. Чтобы не ошибиться перед таким Могущественным, Разумным, Сверхсправедливым и таким Правильным Богом. Но если «Бог – есть Любовь» (1Ин. 4:16), то совсем не страшно Его не понимать. Просто надо научиться эту Любовь чувствовать, суметь к этой Любви приблизиться, чтобы она по-настоящему глубоко коснулась человеческого сердца. Потому, что если она коснется сердца, то, во-первых, человек тогда к Евангелию начинает по-другому относиться, к жизни своей религиозной, к самому себе. И, конечно, он к Богу начинает по-другому относиться.

А дальше Кьеркегор говорит, что если Бог не есть Любовь всегда, везде и во всем, то тогда вообще нет никакого Бога.

Так что человеку надо решиться и принять Бога в свое сердце.

Фольклорное

Мысль, что Бог посылает какие-то испытания тому, кого Он больше любит – это такой фольклор, вроде присказок-частушек. Вроде того, что нет креста не по силам, Бог посылает нам лишь испытания по силам.

Простите меня, Евангелие – это что, по силам?!

Как мы можем говорить такую чушь, что крест не бывает непосильным?

Да, крест всегда непосилен. Не бывает посильного креста.

А вот эти слова: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк. 8: 34) – это по силам?

По силам человеку слышать такие слова?

Он что-то может сам, не впустив Бога в свою жизнь?

Если да, тогда, наверное, есть какое-то другое «евангелие», которое всем по силам. Существует такое адаптированное в умах человеческих «евангелие», где христианство и национальные идеи – это примерно одно и то же; где наши народные традиции и вообще традиции веков и жизнь во Христе – это одно и то же. Да, если такое «евангелие», то оно вполне по силам. «Евангелие» традиций, «евангелие» уставов, «евангелие» имперско-державного сознания, «евангелие» чего угодно. Только Христос в Своем Евангелии ни о традициях, ни о национальных идеях ничего не говорил.

Когда все правильно

Нередко человек думает: «Я все делаю правильно, почему же в итоге так со мной происходит?»

Но наша жизнь не зависит от того, что мы делаем правильно или что мы делаем неправильно.

Конечно, приятно читать Ветхий Завет, где написано, что если вы будете поступать так-то, так-то, то у вас все будет в порядке, а если преступите заповеди, то будет очень плохо.

Да, в категориях Ветхозаветной справедливости подобное установление, так сказать, правил дорожного движения, конечно, работает. Пойдешь налево – это потеряешь, пойдешь направо – потеряешь то. Иди лучше прямо. Тяжело, но, по крайней мере, правильно. «Смотрите, поступайте так, как повелел вам Господь Бог ваш; не уклоняйтесь ни направо, ни налево; ходите по тому пути, по которому повелел вам Господь Бог ваш, дабы вы были живы, и хорошо было вам, и прожили много времени на той земле, которую получите во владение» (Второзаконие 5:32-33).

Но что такого плохого и неправильного сделали апостолы, что каждого из них казнили с жуткими, страшными пытками, что их в течение всей апостольской жизни непрестанно, побивали камнями, унижали и сажали в тюрьмы, гнали? Почему у них не было нормальной семейной жизни? Почему у них не было хорошей квартиры, дачи в доступности от центра Москвы, хорошей машины, работы, зарплаты, пенсии и уважения населения?

Повторяю, что они сделали неправильно? Кто сумеет ответить на этот вопрос, наверное, ответит, что правильно или не правильно делает он сам.

Что же касается главного вопроса, который мы обсуждаем: «Почему это случается в моей жизни?» – повторяю, на него нет ответа.

Есть только одна возможность – этот вопрос снять с повестки дня. Снять его можно только тогда, когда человек очень близок с Богом.

Источники:

http://www.stranamam.ru/post/5138120/
http://pravoslavie.ru/105673.html
http://novomuchenniki.prihod.ru/post/view/id/1183707

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector