Если ребенок ведет себя агрессивно. Советы родителям агрессивных детей

Как правильно вести себя с агрессивным ребенком?

Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для врачей, педагогов и психологов, но и для общества в целом. Это вызвано суммацией целого ряда неблагоприятных факторов:

1. ухудшением социальных условий жизни детей;

2. кризисом семейного воспитания;

3. невниманием школы к нервно-психическому состоянию детей;

4. увеличением доли патологических родов, оставляющих последствия в виде повреждений головного мозга ребенка.

Свою долю вносят и средства массовой информации, кино- и видеоиндустрия, регулярно пропагандирующие культ насилия.

В данной статье приводятся практические рекомендации родителям и педагогам по тому, как правильно вести себя с детьми, проявляющими агрессию в отношении взрослых или сверстников.


В ряде случаев при проявлениях детской или подростковой агрессии требуется срочное вмешательство взрослых. Экстренное вмешательство нацелено на уменьшение или избегание агрессивного поведения в напряженных, конфликтных ситуациях. Для более конструктивного воздействия на агрессивные реакции детей и подростков разработаны специальные рекомендации для педагогов и родителей, но их знание не повредит и психологам.

Следующие правила экстренного вмешательства позволят в конфликтной ситуации обеспечить позитивное разрешение конфликтов.

В тех случаях, когда агрессия детей и подростков не опасна и объяснима, можно использовать следующие позитивные стратегии:

– полное игнорирование реакций ребенка/подростка – весьма мощный способ прекращения нежелательного поведения;

– выражение понимания чувств ребенка (“Конечно, тебе обидно. “);

– переключение внимания, предложение какого-либо задания (“Помоги мне, пожалуйста, достать посуду с верхней полки, ты ведь выше меня”);

– позитивное обозначение поведения (“Ты злишься потому, что ты устал”).

Так как агрессия естественна для людей, то адекватная и неопасная агрессивная реакция часто не требует вмешательства со стороны. Дети нередко используют агрессию просто для привлечения к ним внимания. Если ребенок/подросток проявляет гнев в допустимых пределах и по вполне объяснимым причинам, нужно позволить ему отреагировать, внимательно выслушать и переключить его внимание на что-то другое.

Проводить четкую границу между поступком и личностью позволяет техника объективного описания поведения. После того как ребенок успокоится, целесообразно обсудить с ним его поведение. Следует описать, как он вел себя во время проявления агрессии, какие слова говорил, какие действия совершал, не давая при этом никакой оценки. Критические высказывания, особенно эмоциональные, вызывают раздражение и протест, и уводят от решения проблемы.

Анализируя поведение ребенка, важно ограничиться обсуждением конкретных фактов, только того, что произошло “здесь и сейчас”, не припоминая прошлых поступков. Иначе у ребенка возникнет чувство обиды, и он будет не в состоянии критично оценить свое поведение. Вместо распространенного, но неэффективного “чтения морали”, лучше показать ему негативные последствия его поведения, убедительно продемонстрировав, что агрессия больше всего вредит ему самому. Очень важно также указать на возможные конструктивные способы поведения в конфликтной ситуации.

Один из важных путей снижения агрессии – установление с ребенком обратной связи. Для этого используются следующие приемы:

– констатация факта (“ты ведешь себя агрессивно”);

– констатирующий вопрос (“ты злишься?”);

– раскрытие мотивов агрессивного поведения (“Ты хочешь меня обидеть?”, “Ты хочешь продемонстрировать силу?”);

– обнаружение своих собственных чувств по отношению к нежелательному поведению (“Мне не нравится, когда со мной говорят в таком тоне”, “Я сержусь, когда на меня кто-то громко кричит”);

– апелляция к правилам (“Мы же с тобой договаривались!”).

Давая обратную связь агрессивному поведению ребенка/подростка, взрослый человек должен проявить, по меньшей мере, три качества: заинтересованность, доброжелательность и твердость. Последняя касается только конкретного проступка, ребенок/подросток должен понять, что родители любят его, но против того, как он себя ведет.

Родителям и специалистам необходимо очень тщательно контролировать свои негативные эмоции в ситуации взаимодействия с агрессивными детьми. Когда ребенок или подросток демонстрирует агрессивное поведение, это вызывает сильные отрицательные эмоции – раздражение, гнев, возмущение, страх или беспомощность. Взрослым нужно признать нормальность и естественность этих негативных переживаний, понять характер, силу и длительность возобладавших над ними чувств.

Когда взрослый человек управляет своими отрицательными эмоциями, то он не подкрепляет агрессивное поведение ребенка, сохраняет с ним хорошие отношения и демонстрирует, как нужно взаимодействовать с агрессивным человеком.

Основная задача взрослого, сталкивающегося с детско-подростковой агрессией – уменьшить напряжение ситуации. Типичными неправильными действиями взрослого, усиливающими напряжение и агрессию, являются:

– повышение голоса, изменение тона на угрожающий;

– демонстрация власти (“Учитель здесь пока еще я”, “Будет так, как я скажу”);

– агрессивные позы и жесты: сжатые челюсти, перекрещенные или сцепленные руки, разговор “сквозь зубы”;

– сарказм, насмешки, высмеивание и передразнивание;

– негативная оценка личности ребенка, его близких или друзей;

– использование физической силы;

– втягивание в конфликт посторонних людей;

– непреклонное настаивание на своей правоте;

– нотации, проповеди, “чтение морали”, – наказания или угрозы наказания;

– обобщения типа: “Вы все одинаковые”, “Ты, как всегда. “, “Ты никогда не. “;

– сравнение ребенка с другими детьми – не в его пользу;

– команды, жесткие требования, давление;

– оправдания, подкуп, награды.

Некоторые из этих реакций могут остановить ребенка на короткое время, но возможный отрицательный эффект от такого поведения взрослого приносит куда больше вреда, чем само агрессивное поведение.

Анализировать поведение в момент проявления агрессии не нужно, этим стоит заниматься только после того, как ситуация разрешится и все успокоятся. В то же время, обсуждение инцидента необходимо провести как можно скорее. Лучше это сделать наедине, без свидетелей, и только затем обсуждать в группе или семье (и то не всегда). Во время разговора важно сохранять спокойствие и объективность. Нужно подробно обсудить негативные последствия агрессивного поведения, его разрушительность не только для окружающих, но, прежде всего, для самого маленького агрессора.

Ребенку, тем более подростку, очень трудно признать свою неправоту и поражение. Самое страшное для него – публичное осуждение и негативная оценка. Дети и подростки стараются избежать этого любой ценой, используя различные механизмы защитного поведения. И действительно, плохая репутация и негативный ярлык опасны: закрепившись за ребенком/подростком, они становятся самостоятельной побудительной силой его агрессивного поведения.

Для сохранения положительной репутации целесообразно:

– публично минимизировать вину подростка (“Ты не важно себя чувствуешь”, “Ты не хотел его обидеть”), но в беседе с глазу на глаз показать истину;

– не требовать полного подчинения, позволить подростку/ребенку выполнить ваше требование по-своему;

– предложить ребенку/подростку компромисс, договор с взаимными уступками.

Настаивая на полном подчинении (то есть на том, чтобы ребенок не только немедленно сделал то, что вы хотите, но и тем способом, каким вы хотите), можно спровоцировать новый взрыв агрессии.

Важное условие воспитания “контролируемой агрессии” у ребенка – демонстрация моделей неагрессивного поведения. При проявлениях агрессии обе стороны теряют самообладание, возникает дилемма – бороться за свою власть или разрешить ситуацию мирным способом. Взрослым нужно вести себя неагрессивно, и чем меньше возраст ребенка, тем более миролюбивым должно быть поведение взрослого в ответ на агрессивные реакции детей.

Поведение взрослого, позволяющее показать образец конструктивного поведения и направленное на снижение напряжения в конфликтной ситуации, включает следующие приемы:

– нерефлексивное слушание – слушание без анализа (рефлексии), дающее возможность собеседнику высказаться. Оно состоит в умении внимательно молчать. Здесь важны оба слова. Молчать – так как собеседнику хочется, чтобы его услышали, и меньше всего интересуют наши замечания; внимательно – иначе человек обидится и общение прервется или превратится в конфликт. Все, что нужно делать – поддерживать течение речи собеседника, стараясь, чтобы он полностью выговорился.;

– пауза, дающая возможность ребенку успокоиться;

– внушение спокойствия невербальными средствами;

Читать еще:  Расширенные семьи включают в себя. Семья: нуклеарная и расширенная, патриархальная и партнёрская, функции семьи. Отрывок, характеризующий Расширенная семья

– прояснение ситуации с помощью наводящих вопросов;

– признание чувств ребенка.

Дети довольно быстро перенимают неагрессивные модели поведения. Главное условие – искренность взрослого, соответствие его невербальных реакций словам.

Типы агрессии у детей и способы построения отношений

1. Гиперактивно-агрессивный ребенок.

Двигательно расторможенным детям труднее быть дисциплинированными и послушными. Такие дети, воспитываясь в семье по типу “кумира” или в атмосфере вседозволенности, попадая в коллектив сверстников, могут становиться агрессивными. Необходимо грамотно выстраивать систему ограничений, используя в том числе и игровые ситуации с правилами. Стимулируйте умение у детей признавать собственные ошибки. Учите их не сваливать свою вину на других. Развивайте чувство эмпатии, сочувствия к другим, сверстникам, взрослому и живому миру.

2. Агрессивно-обидчивый и истощаемый ребенок.

Обидчивость ребенка может быть связана не только с недостатками в воспитании или трудностями обучения, но и с болезнью роста, особенностями созревания нервной системы и организма. Повышенная чувствительность, раздражительность, ранимость могут провоцировать агрессивное поведение. Помогите ребенку разрядить психическое напряжение, повозитесь вместе с ним в шумной игре, поколотите что-нибудь. И стремитесь избегать ситуаций перенапряжения, если ребенок почти всегда агрессивен.

3. Агрессивный ребенок с оппозиционно-вызывающим поведением.

Если ребенок часто грубит, но не всем, а только родителям, знакомым ему людям, то, наверное, в ваших взаимоотношениях что-то не так: вы редко занимаетесь и общаетесь с ребенком; вы уже не образец для подражания, как раньше; ребенку скучно, нечем заняться, и он переносит на вас собственное настроение и проблемы, перекладывает ответственность за свое поведение. Попытайтесь решать проблемы вместе, в сотрудничестве с ребенком, но не за него.

4. Агрессивно-боязливый ребенок.

Враждебность, подозрительность могут быть средством защиты ребенка от мнимой угрозы, “нападения”. Работайте со страхами, моделируйте, т.е. создавайте опасную ситуацию и вместе с ребенком преодолевайте ее, при этом ситуация должна быть на грани приятного с неприятным с преобладанием приятного.

5. Агрессивно-бесчувственный ребенок.

Есть дети, у которых способность к эмоциональному отклику, сопереживанию, сочувствию к другим нарушена. Причины могут быть в неблагоприятных условиях семейного воспитания, нарушениях интеллектуального развития ребенка, а также в чертах эмоциональной холодности, черствости, уплощенности, повышенной аффективной (эмоциональной) возбудимости, которые передаются от родителей или близких ребенка.

Такой ребенок часто раздражается или, наоборот, равнодушен, толкается, дерется, говорит обидные слова, грубо обращается с животными, и при этом ему трудно понять, что другому, т.е. обиженному, плохо или больно.

Старайтесь стимулировать гуманные чувства у такого ребенка: жалейте, гладьте кошек и собак, ухаживайте за животными; обращайте внимание ребенка на грустное, подавленное состояние другого человека и стимулируйте желание помочь.

Приучайте ребенка нести ответственность, – “отрабатывать” за свое агрессивное поведение (“А теперь иди извинись”, – “погладь по голове”, – “пожми руку”, – “предложи игрушку обиженному тобой ребенку” и т.п.).

Источник: Г.Э. Бреслав “Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности” и А.А.Романов “Игротерапия: как преодолеть агрессивность у детей”.

Почему у детей возникает агрессивное поведение?

Однако прежде всего нужно понять, что представляет собой понятие «агрессия детей»? Чем она отличается от обычной злости, которую время от времени испытывает каждый человек? Как распознать агрессивное поведение у детей? На эти и многие другие вопросы ответит BrainApps.

Что такое агрессивность?

Как понять, что ваш ребенок агрессивный?

  • Он часто ведет себя несдержанно, не умеет или не хочет контролировать себя. В некоторых случаях, агрессивный ребенок пытается взять под контроль свои эмоции, но ничего не получается.
  • Любит портить вещи, получает удовольствие, когда ломает или разрушает что-нибудь, например, игрушки.
  • Постоянно вступает в споры со сверстниками и взрослыми, ругается.
  • Отказывается выполнять просьбы и указания, знает правила, но не желает их придерживаться.
  • Совершает поступки назло, намеренно пытаясь вызвать негативную реакцию у окружающих людей: раздражение, злость.
  • Не умеет признаваться в ошибках и провинностях, до последнего оправдывается или перекладывает вину на других.
  • Ребенок долго помнит обиды, обязательно стремится отомстить. Отмечается чрезмерная завистливость.

Обратите внимание, что детей, особенно в возрасте 5–6 лет, случаются приступы непослушания. Злость, вызванная серьезной причиной, вроде обиды или несправедливого наказания – абсолютно нормальная реакция. Бить тревогу стоит только в том случае, если более полугода вы регулярно замечаете в поведении детей хотя бы 4 признака из перечисленных.

Причины, по которым возникает агрессия у маленьких детей:

• Агрессия у маленьких детей может быть вызвана проблемами в семье.

Большинство причин аномального поведения маленького ребенка нужно искать в его окружении. Обстановка, в которой дети растут и развиваются, имеет большое значение в становлении личности. Дети формируют собственное поведение, опираясь на поведение близких людей, то есть, родителей и родственников.

Довольно части дети 5–6 лет формируют собственную модель поведения, глядя на родителей. Если мама или папа проявляет агрессивное поведение вне дома, а, например, в магазине или поликлинике, это может стать причиной агрессии детей.

• Агрессия детей, вызванная причинами социально-биологического характера

Как мы уже говорили, агрессия детей в возрасте 5 лет появляется из-за окружения, в котором он растет, поэтому агрессивное поведение может быть вызвано недопониманием. О чем родители разговаривают между собой, когда думают, что ребенок не слышит или не понимает? Каких взглядов на жизнь придерживаются и как их озвучивают? Допустим, мама или папа высказывают пренебрежение или неприязнь по отношению к людям, которые немного зарабатывают.

В таких семьях маленькие дети бывают агрессивны по отношению, например, к сверстникам, у которых потрепанная одежда или старые, дешевые игрушки. По это же причине, дети 5 лет могут проявлять агрессию, например, по отношению к уборщице в детском саду или на улице.

• Агрессивное поведение у детей как следствие недостатка внимания.

Когда маленький ребенок проявляет агрессию, причиной такого поведения может быть банальное привлечение внимания. Если родители не проводят с ребенком достаточно времени, относятся к его достижениям и успехам равнодушно, это часто становится причиной глубокой обиды у детей и, как следствие, агрессии.

Чем меньше ребенку уделяют внимания, тем больше вероятность того, что он начнет проявлять признаки агрессии. Между недостатком внимания и недостатком воспитания прослеживается довольно четкая связь. Возможно ребенку попросту не объясняли, как вести себя со взрослыми и сверстниками? Ребенок 5–6 лет еще не понимает, как вести себя в социуме, если родители ему не помогают, он выбирает модель поведения интуитивно и делает это не всегда верно.

Очень важно, чтобы воспитание детей в возрасте 5 лет было последовательным и единым. Родители должны придерживаться одинаковых взглядов на воспитание. Когда мама и папа не могут прийти к согласию относительно воспитания и поведения детей, каждый тянет одеяло на себя, то, как следствие, дети путаются. В конечном итоге, это выливается в недостаток воспитания и проявление агрессии у детей.

Еще одна распространенная причина агрессивного поведения в семье у детей – наличие любимчика среди родителей. Например, мама постоянно строгая, заставляет следовать правилам, помогать ей по дому, часто ругает. Папа, напротив, ведет себя с ребенком ласково, дарит подарки, многое разрешает. Дети в возрасте 5–6 лет уже способны выбрать среди родителей любимчика. Если родители вдруг начнут ссориться, ребенок, скорее всего, будет проявлять агрессию по отношению к менее любимому родителю, защищая любимчика.

• Агрессия детей, вызванная причинами личного характера

Иногда агрессивный ребенок проявляет признаки нестабильного, неустойчивого психоэмоционального состояния. Причин может быть довольно много.

В некоторых случаях, причиной такого агрессивного поведения становятся наличие страхов. Ребенка терзает ощущение тревожности, мучают страхи и ночные кошмары. Агрессивность детей в таком случае – всего лишь защитная реакция.

Если родители не привили ребенку чувства самоуважения, ребенок до 6-7 лет может выражать недовольство собой и собственным поведением агрессией. Такие дети остро воспринимают неудачи, не могут с ними смириться, часто не любят себя. Такой агрессивный ребенок испытывает отрицательные эмоции по отношению к себе, а заодно и к окружающему миру.

Читать еще:  Как избавиться от любовной зависимости. Любовная зависимость у женщин: признаки и как избавиться

Причина агрессии в 5-6 лет может быть банальным чувством вины. Малыш кого-то несправедливо обидел или ударил, ему стыдно, однако признать свою ошибку он по каким-то причинам не может. Как правило, это чрезмерная гордость и неумение признавать свои ошибки. Кстати, этому умению ребенка должны научить родители. Нередко агрессивность таких детей направлена даже в сторону детей, перед которыми они испытывают вину.

• Агрессия детей, вызванная нарушениями физического здоровья.

Не всегда причины агрессии кроются в психологическом состоянии ребенка, его окружении. Нередко агрессию и агрессивность связывают с соматическими заболеваниями, например, с нарушениями в работе головного мозга. Они могут быть вызваны тяжелыми черепно-мозговыми травмами, инфекциями, интоксикацией.

Вспомните, если агрессивное поведение начало проявляться после перенесенной черепно-мозговой травмы, например, после сотрясения мозга, возможно причина агрессии именно в этой травме.

Иногда причина агрессивного поведения детей 5–6 лет – наследственность. Нередко родители ребенка 5–6 лет, проявляющего агрессию, до зачатия злоупотребляли алкоголем, наркотическими и психотропными веществами.

• Может ли причина агрессивности детей крыться в увлечении видеоиграми?

Ученые довольно давно спорят по поводу того, может ли причиной агрессивного поведения стать увлечение жестокими компьютерными играми. На самом деле, сами по себе игры редко становятся причиной агрессии. Увлечение играми с большим количеством насилия и жестокости является скорее следствием агрессивного поведения. Безусловно, такие игры влияют на мозг человека, делают его менее сострадательным, но этого не достаточно, чтобы мирного, послушного ребенка превратить в агрессивного.

Как вести с ребенком 5–7 лет, который проявляет агрессию?

Если вы заметили в поведении ребенка в возрасте до 6–7 лет агрессию, а затем смогли выявить причину такого поведения, необходимо научиться правильно себя вести. Детскими психологами и педагогами разработан целый список рекомендаций, как правильно вести себя с агрессивным ребенком. Эти правила позволят не только не усугубить поведение детей, но и скорректировать его.

1. Не реагируйте на незначительную агрессию детей

Если дети проявляют агрессию, однако вы понимаете, что она неопасна и вызвана объективными причинами, наиболее разумно вести себя следующим образом:

  • сделайте вид, что не замечаете агрессию в поведении;
  • покажите, что вы понимаете детские чувства, произнесите фразу: «Я понимаю, что тебе неприятно и обидно»;
  • попробуйте переключить внимание ребенка на объект, далекий от объекта агрессии, предложите заняться чем-то другим, поиграть.

Агрессия детей, да и взрослых, может накапливаться, поэтому иногда нужно просто внимательно послушать, что до вас хочет донести ребенок. Кроме того, не забывайте, что ребенку в возрасте 5–6 лет критически нужно внимание взрослого, а значит игнорирование – мощный и эффективный способ коррекции поведения.

2. Оценивайте поведение ребенка, а не его личность

Сохраняйте спокойствие, разговаривайте твердым, доброжелательным голосом. Вам важно показать ребенку, что вы не против него, а против его агрессивного поведения. Не делайте акцент, что подобное поведение уже повторялось. Воспользуйтесь следующими фразами:

  • «Мне не нравится, что ты так со мной разговариваешь» – вы показываете свои чувства;
  • «Ты хочешь меня обидеть?» – вы показываете, к чему ведет агрессивное поведение;
  • «Ты ведешь себя агрессивно» – констатация неверного поведения;
  • «Ты ведешь себя не по правилам» – напоминание, что агрессивное поведение ведет к нарушению правил.

После приступов агрессивного поведения, с детьми нужно разговаривать. Ваша задача показать, что агрессия вредит больше всего самому ребенку. Обязательно обсудите поведение и агрессию, попробуйте вместе с ребенком представить, как было бы лучше поступить в подобной ситуации.

3. Держите собственные негативные эмоции под контролем

Агрессивное поведение у детей – это неприятно. Агрессия детей может проявляться в криках, слезах, ругани, и казалось бы, естественная реакция взрослого человека на неуважительное отношение – ответная агрессия. Вот только не стоит забывать о том, что вы – взрослый человек, который способен контролировать собственные эмоции.

Если ребенок в 5-7 лет проявляет агрессию, постарайтесь сохранять спокойствие и дружелюбие. Ваша цель – гармония в семье, спокойный, послушный ребенок, а подобное не возможно без установления партнерских отношений между детьми или родителями. Поэтому не повышайте голос, не кричите, контролируйте собственные жесты. Стискивание челюсти, сжатые кулаки, хмурый взгляд – признаки агрессии, которых стоит избегать при общении с детьми. Кроме того, избегайте оценочных суждений о личности ребенка и его друзей, не пытайтесь читать нотации, и конечно, не применяйте физическую силу.

4. Позаботьтесь о репутации ребенка

Агрессия у детей часто приводит к моментам, когда детям сложно признать собственную неправоту. Может показаться, что ребенок в 5 лет маленький и еще ничего не понимает, однако это достаточный возраст для того, чтобы испытывать желание поддерживать репутацию. Даже если ребенок не прав, постарайтесь не осуждать его публично, не показывайте окружающим своего негативного отношения. Порицание на публике мало эффективно и скорее всего станет причиной еще более агрессивных поступков.

Кроме того, учитесь идти на уступки. Когда вы узнали причину агрессивного поведения, предложите ребенку компромиссный вариант выхода из ситуации, при воспитании детей 5–6 лет — это оптимальный вариант. В таком случае ребенок не испытывает необходимости полностью подчиниться, он подчиняется «по-своему», что скорее поможет исчерпать конфликт.

5. Выбирайте для себя такую модель поведения, которую ожидаете от детей

Вы всегда должны помнить, что когда дети 5 лет проявляют агрессию, вы должны пересилить себя и, что бы ни чувствовали, проявлять неагрессивную модель поведения. В моменты проявления детьми агрессивного поведения, выдерживайте паузу, не спорьте, не перебивайте. Помните, что иногда детям в моменты агрессии нужно провести немного времени в одиночестве, чтобы успокоиться. Давайте ребенку это время. И самое главное – жестами, мимикой, голосом выражайте спокойствие.

Мы уже говорили, что дети склонны перенимать поведение родителей. Дружелюбность и не агрессивность присуща детям от природы, поэтому они довольно быстро перенимают от родителей неагрессивную модель поведения.

Если вы будете придерживаться перечисленных правил, рано или поздно это поможет побороть агрессивное поведение у детей. Вы, однако, можете ускорить процесс, помочь ребенку 5–6 лет скорее избавиться от агрессии. Например, агрессия детей в некоторых случаях устраняется физической нагрузкой. Отдайте ребенка в спортивную секцию, чтобы он выплескивал лишнюю энергию. Если замечаете за детьми зачатки агрессивного поведения, попросите их рассказать о своих чувствах, предложите нарисовать эмоции или вылепить из пластилина. Это несколько отвлечет ребенка от злости и, возможно, раскроет в нем какой-нибудь талант.

Таким образом, подводя итоги, можно сказать: самое главное при появлении признаков агрессии у детей, сохранять спокойствие, быть понимающим, ищущим компромиссы родителем.

Агрессивный ребенок: рекомендации родителям

Родителей начало настораживать поведение их ребенка: злость, драчливость, всплески агрессии, постоянные замечания взрослых, дети которых контактируют с их сыном или дочерью, и ситуация с каждым днем усложняется.

Родители в недоумении: непонятна причина формирования такого характера, где взялась необузданность и агрессия, что в этих случаях нужно делать?

Проявление детской агрессии: основные причины

Проблема детской агрессии, к сожалению, имеет все тенденции развития и сегодня это проблема уже не отдельных семей, а всего общества. Беспричинные всплески ярости, желание поломать, разорвать, ущипнуть и даже укусить заставляют взрослых изолировать ребенка от других детей, чтобы предотвратить предполагаемый конфликт.

Это мера предосторожности, но никак не решение проблемы – скорее наоборот: ребенок может еще больше замкнуться в себе, а проявления агрессии никуда не денутся, мало того, ситуация может выйти из-под контроля полностью.

Читать еще:  Как ответить на вопрос давай встретимся. Что делать, если мальчик признался в любви и предложил встречаться? Если тебе предложил встретиться знакомый мужчина в романтической обстановке

Первое что нужно сделать – выяснить причину, это поможет не только контролировать ситуацию, но и изменить всю проблему в корне. Детские психологи бьют тревогу: родители поздно пытаются разрешить проблему, когда в ребенке агрессия прочно пустила корни, а не тогда где все еще можно было решить родительской лаской, специальными играми, занятиями.

Специалисты выделяют основные причины, которые проявляются в детской агрессии:

  • Особенности врожденного темперамента и нервной системы.
  • Неполное или неправильное воспитание.
  • Неуверенность в себе вызванная постоянным страхом или стрессами.
  • Проявление агрессии в окружающей ребенка среде (семья, детский коллектив).
  • Достижение лидерства в группе путем унижения достоинства других.

Специалисты отмечают проявление агрессивности в поведении ребенка, если у него имеются какие-либо физические, или психологического рода изъяны.

Чувство неполноценности перед другими детьми, насмешки с их стороны первоначально вызывают агрессию на уровне защитной реакции, но со временем изменения в психологии ребенка могут перейти в другую форму – месть.

Нельзя забывать и о категории детей, которые большей частью предоставлены в играх самим себе. Попадая в коллектив, они часто примеряют на себя новые образы, часто подсмотренные в телевизоре или на улице, а это далеко не всегда положительные прообразы.

Виды агрессии у детей

Психологи советуют родителям, у которых дети проявляют излишнюю раздражительность и агрессивность научится предупреждать своим вмешательством эти всплески. Зная к какому из видов относится данное проявление, проще проанализировать и взять ситуацию под контроль.

Специалисты определили пять основных вида проявлений агрессии у детей, начиная с раннего возраста:

  • Физическая агрессия. Прямая (когда нападение производится на другого ребенка с целью унизить, сделать больно); косвенная (используется разрушение каких-либо материальных, или духовных ценностей); символическая (неприличные жесты, мимика, словесные угрозы).
  • Вербальная агрессия. Реакция в виде проявления отрицательных эмоций: громкая ругань, угрозы. Причиной могут послужить боль, унижение, перенесенный страх.
  • Направленная форма агрессии. Выражается в виде злобного отношения к другим детям и взрослым, распространение сплетен, издевательские насмешки, злые шутки. Этот мотив агрессии может сформироваться намного раньше самого проявления, так называемый костяк своеобразной мести.
  • Ненаправленная форма агрессии. Дети часто остаются недовольны отсутствием чего-то или ранее им обещанного, или каким-либо одним из раздражающих факторов, это возможно неправильное на их взгляд поведение взрослых.

Психологи отмечают развитие еще одного вида деткой агрессии – аутоагрессии. Этот вид отличителен тем, что ребенок проявляет недовольство не чужим, а своим поведением. Нередко этот вид имеет развитие в подростковом возрасте, где форма самобичевания может переходить всякие рамки.

Выявление агрессивности у ребенка на ранней стадии

Начиная с младенческого возраста родители, наблюдая, как их ребенок улыбается, хмурит бровки, сосредоточено что-то рассматривает, со вздохом облегчения успокаиваются: их малыш, познавая мир, развивается. Это очень правильное определение: ребенок реагирует, пусть своеобразно, но это и хорошо, что родители это примечают, еще лучше, если они зафиксируют в своей памяти: какие именно эмоции испытывает их малыш и когда.

Ошибка, причем весьма распространенная в другом: родители заостряют внимание на ключевых моментах, не обращая на мелочи, но именно они составляют основу психологии ребенка.

Невнимание родителей и неполное вникание в развитие ребенка может привести к закреплению в психике первые проявления недовольства. Ребенку в самом начале своей жизни сложно обмануть взрослых: он сам еще учится жить и для специалиста определить и классифицировать развитие агрессии на ранней стадии не составит труда.

Есть специальные тесты, игры, упражнения, которые помогают определить наличие и фазу развития раздражительности у ребенка. Важно определить какой из факторов заставляет ребенка нервничать, переживать, боятся. Следует понаблюдать, как ребенок выполняет средней сложности упражнения на терпеливость, эрудированность и другие факторы.

Анализируя поведение ребенка, специалист даже на самой ранней стадии сможет выявить нестандартность поведения и отклонение в психике.

Агрессивный ребенок: помогаем преодолеть гнев

Родители, решившие серьезно заняться проблемой контроля раннего проявления агрессии в психике их ребенка нужно всегда помнить – глядя на поведение ребенка, они видят, как в зеркале отражение своего образа жизни. То, что придется исключить при ребенке «разборы полетов»: не использовать в разговоре сарказм, крики, исключить семейные скандалы очень существенно, но далеко не все.

Телевидение часто демонстрируют всяческие ужастики в фильмах и мультфильмах, нужно как можно быстрее исключить их просмотр ребенком. Даже доброкачественная агрессия: как защитить себя, друзей, является призывом уничтожить или ударить.

Ребенок должен чувствовать себя нужным: внимание, которое для него уделяется, должно проявляться не от случая к случаю. Малыш не должен чувствовать себя обузой, когда мама или папа чем-то заняты своим, даже разговаривая с ним, родители участвуют в воспитании.

Делая замечания, нужно следить в какой форме общения ребенку пытаются объяснить его ошибки: непростительны агрессия и унижение. Если ребенок что-то не понимает, или у него не получается, нужно помочь ему в этом и возможно даже несколько раз.

Если ребенку правильно объяснить на примере других детей что драться, кусаться, ругаться, это плохо, и делать это неоднократно, в мировоззрении ребенка закрепиться агрессивное поведение как что-то нехорошее. Личный пример родителей: ласка, теплота отношений, дружеское поведение с другими родителями довершит обучение.

Вовремя пресеченная агрессия, как своего ребенка, так и со стороны чужих детей, должна быть постоянной.

Нужно освоить несколько игровых комплексов, помогающих укротить ярость: детские психотерапевты предлагают целую систему таких занятий. Родители должны отказаться от телесных наказаний. Нужно исключить разговоры об агрессивном поведении ребенка в его присутствии.

Ошибки родителей: советы психолога

Лучшими родителями могут быть только подготовленные родители: специальные курсы, литература, видеоуроки, можно и нужно использовать все, чтобы исключить ошибки в общении с ребенком.

Главной из ошибок родителей, которые вызывают гнев, и раздражение ребенка является, конечно же, агрессия самих взрослых, направленных на малыша. Гневные замечания, крики, телесные наказания никоим образом не имеют положительного результата.

От ребенка нельзя в раннем возрасте требовать выполнять все беспрекословно и том порядке, который нравится родителям, это подавляет инициативу. Хуже всего, если за неповиновение малыша неправильно наказывают: запрещают играть, не разговаривают с ним.

Ребенок будет исполнителен, но это может вызывать в его психике бунт и развивать агрессию. Доверие родителей, любовь и спокойный микроклимат в семье, вот основные факторы, которые служат основой развития нормальной психики у детей.

Занятия с родителями, дети которых отличаются агрессивностью поведения

Родителям, которые знают, что их ребенку тяжело приходиться из-за агрессивного характера, но самостоятельно проблема не разрешается, нужно не указывать на этот недостаток, а помочь устранить его.

Основная задача обучения: указать на недостатки воспитания, если они имеются, помочь устранить их. Возможно, потребуется пройти обучение у специалистов, которые методом уроков на специальных занятиях укажут на недостатки в поведении родителей, помогут избавиться от ошибок.

Что советуют психологи

Ребенок является продолжением нас и очень важно, чтоб он прошел свой путь без повторов ошибок родителей. Родители не должны искать легких путей для воспитания своих детей: терпение, усидчивость, правильные действие в конечном результате сторицей вознаградятся.

  • Должны исключаться из поведения агрессивность, наказание должны быть в такой форме, чтобы ребенок чувствовал не боль, а желание исправится.
  • Наказывая ребенка, не нужно стремиться унизить его.
  • Приучать его сдерживать агрессивность, контролировать его, демонстрируя на личном примере.
  • Дать возможность ребенку «спустить пар», после конфликтной ситуации в процессе игры или другим способом.

Вместо заключения

Если семья столкнулась с детской агрессией, то следует набраться терпения и пробовать что-то менять, причем не только в самом ребенке, сколько в себе. Изменив свое отношение к малышу, можно изменить и его реакцию.

Источники:

http://www.b17.ru/blog/child_agr/
http://iqclub.ru/blog/2018/03/pochemu-u-detey-voznikaet-agressivnoe/
http://childage.ru/psihologiya-i-razvitie/detskaya-psihologiya/agressivnyiy-rebenok-rekomendatsii-roditelyam.html

Ссылка на основную публикацию