Формы работы воспитателя с родителями. Структура родительского собрания. Наглядные средства взаимодействия с семьёй

Формы работы воспитателя с родителями. Структура родительского собрания. Наглядные средства взаимодействия с семьёй

Родительские собрания как форма организации взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи

Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что в детском саду сложились разнообразные виды сотрудничества с семьей:

— в рамках познавательной деятельности: дни открытых дверей, праздники творчества, турниры знатоков, выпуск газет, творческие отчеты. Родители могут помочь в оформлении, подготовке поощрительных призов, непосредственно участвовать в мероприятиях, создавая собственные или смешанные команды. Это могут быть конкурсы: «Семья-эрудит», «Семейное увлечение», читательские конференции «Круг семейного чтения» и другие;

— в рамках трудовой деятельности: оформление кабинетов, групповых комнат, благоустройство и озеленение помещений, детских площадок на улице, посадка аллей, ярмарка-распродажа поделок, выставки и др.;

— в рамках досуговой деятельности: совместные праздники, подготовка концертов, спектаклей, просмотр и обсуждение фильмов, спектаклей, соревнования, конкурсы, туристические походы. Широкое распространение получают семейные праздники и фестивали: День матери, День отца, День бабушек и дедушек, День моего ребенка; игровые семейные конкурсы на тему «Спортивная семья», «Музыкальная семья», «Наш семейный альбом» и др. [19, 24]

Особенности сотрудничества дошкольного образовательного учреждения и семьи определяются, прежде всего, типом и видом образовательного учреждения, спецификой деятельности педагогического коллектива. В практической работе с родителями воспитанников педагоги используют разнообразные фронтальные и индивидуальные формы взаимодействия.

Как указывает О.В. Солодянкина, взаимодействие педагогов и родителей детей дошкольного возраста осуществляется в основном через:

— приобщение родителей к педагогическому процессу;

— расширение сферы участия родителей в организации жизни образовательного учреждения;

— пребывание родителей на занятиях в удобное для них время;

— создание условий для творческой самореализации педагогов, родителей, детей;

— информационно-педагогические материалы, выставки детских работ, которые позволяют родителям ближе познакомиться родителям со спецификой учреждения, знакомят его с воспитывающей и развивающей средой;

— объединение усилий педагога и родителей в совместной деятельности по воспитанию и развитию ребенка: эти взаимоотношения следует рассматривать как искусство диалога взрослых с конкретным ребенком на основе знания психических особенностей его возраста, учитывая интересы, способности и предшествующий опыт ребенка;

— проявление понимания, терпимости и такта в воспитании и обучении ребенка, стремление учитывать его интересы, не игнорируя чувства и эмоции;

— уважительные взаимоотношения семьи и образовательного учреждения [35].

Рассмотрим классификацию форм работы педагогов с родителями, предложенную О.Л. Зверевой и Т.В. Кротовой. Они выделяют:

1. Традиционные формы: родительские собрания, консультации, анкетирование по разным вопросам, семинары, организация работы родительского комитета детского сада, Дни открытых дверей, утренники, оформление информационных стендов, буклетов.

2. Нетрадиционные формы: защита семейных проектов, родительский клуб, участие родителей в творческих конкурсах, массовых мероприятиях детского сада, выставках родительских работ по изобразительной деятельности, презентация детского сада, онлайнобщение на сайте детского сада в Интернете.

Универсальной формой взаимодействия педагогов с родителями, как отмечают О.Л. Зверева и Т.В. Кротова, является родительское собрание. На нем обсуждаются проблемы жизни детского и родительского коллективов. Собрания не должны сводиться к монологу педагога. Это взаимный обмен мнениями, идеями, совместный поиск [18].

В течение учебного года в детском саду проводится 2-3 собрания. Первое, наиболее официальное собрание проходит в сентябре с участием заведующей и методиста (также могут присутствовать и другие работники детского сада в зависимости от вопросов, которые будут подняты на родительском собрании). На этом собрании заведующая и методист очерчивают план работы с детьми на текущий учебный год, дают родителям советы по работе с детьми для лучшего усвоения программы и обращают внимание на режимные и дисциплинарные моменты (приводить детей в строго установленное время, принимать участие в субботниках и т.д.). Затем слово передается воспитателям группы, и они более детально информируют родителей о том, по какой методике будут заниматься с детьми, с чем следует поработать дома, какие учебные пособия требуются для занятий в детском саду и как родители могут улучшить оснащение группы, в целом (может целесообразно обновить ковер, пылесос, шторы на окна, моющие средства, игрушки в группу, игрушки для прогулки и т.д.). Далее родители обсуждают с родительским комитетом, что из вышеперечисленного они готовы купить и сколько денег на это сдать. Во время родительских собраний может проводиться анкетирование родителей с целью выяснить условия проживания ребенка, особенности воспитания ребенка в семье и готовность родителей принимать активное участие в жизни группы. Последующие родительские собрания проводятся в более тесном кругу — только воспитатели и родители. Спектр обсуждаемых вопросов остается прежним, но помимо этого воспитатели рассказывают о работе, проведенной с детьми, о проблемах, возникших у конкретных детей, о дисциплинарных моментах [4, 28].

Рассмотрим традиционную схему проведения родительского собрания в дошкольном образовательном учреждении, данную С.Ю. Прохоровой.

Родительское собрание традиционно состоит из 3-х частей: вводной, основной и «разное». Время проведения собрания — 1 час. (40 мин. с родителями и 20 мин. с участием детей).

1. Вводная часть призвана организовать родителей, создать атмосферу доброжелательности и доверия, сконцентрировать их внимание, замотивировать на совместное решение проблем. Это можно сделать путем сообщения темы, формы собрания или с помощью коротких игр и занятий. Можно создать определенный музыкальный фон: звуки гитары, фортепиано, магнитофонной записи, которые будут сопровождать слова ведущего.

2. Основная часть собрания может быть разделена на два — три этапа. Как правило, эта часть начинается с выступления воспитателя группы, старшего воспитателя или других специалистов ДОУ, освещающих теоретические аспекты рассматриваемой проблемы. Сообщение должно быть коротким, так как к концу рабочего дня устойчивость внимания снижается. Главное, чтобы родители не являлись только пассивными слушателями. Нужно задавать вопросы слушателям, приводить примеры из практики воспитания детей в семье и детском саду, анализировать педагогические ситуации, предлагать родителям просмотр видеофрагментов занятий с детьми, игр, прогулок и т.д. [30]

Не следует упрекать и поучать родителей. Чаще нужно использовать в качестве примеров моменты из жизни детей группы. Рассказывая о нежелательных поступках детей, не надо называть их фамилии. В ходе своего сообщения педагоги должны избегать предъявления претензий к родителям и детям, обсуждения личности конкретного ребенка; не следует констатировать неудачи детей, главное — совместными усилиями выработать пути решения обсуждаемых проблем [3].

3. В третьей части родительского собрания — «разное» — обсуждаются вопросы содержания ребенка в детском саду, проведения досуга, организации совместных мероприятий семьи и дошкольного учреждения. Рекомендуется заранее продумать несколько вариантов решения проблемы, которые будут предложены родителям для обсуждения, договориться с теми из них, кто сможет помочь, взять на себя ответственность и т.д. Часть вопросов нужно заранее решить с родительским комитетом. По окончании собрания необходимо подвести итог встречи, перечислив принятые решения по каждому из обсуждаемых вопросов, зафиксированные в протоколе.

Одна из главных задач педагогов образовательного учреждения — это сотрудничество и расширение поля позитивного общения в семье, реализация планов по организации совместных дел родителей и детей [18]. Схематически традиционное взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями представлено на рисунке 1. [18]

К.Ю. Белая считает, что начало работы педагога с родителями предполагает:

— изучение семьи с целью выяснения ее возможностей по воспитанию своих детей и детей группы;

Читать еще:  Московская сретенская духовная семинария. Пятидесятница — ключевое событие в истории человечества

— группировку семей по принципу возможности их нравственного потенциала для воспитания своего ребенка, детей группы;

— составление программы совместных действий педагога и родителей;

— анализ промежуточных и конечных результатов их совместной воспитательной деятельности [5].

Рис. 1. Классификация форм взаимодействия ДОУ с родителями

Часто педагоги сталкиваются с проблемой правильной организации различных форм непосредственного взаимодействия с родителями. Рассмотрим конкретные методические рекомендации для воспитателей, данные О.Л. Зверевой и Т.В. Кротовой, по проведению родительских собраний:

· родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей;

— тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей;

— собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: разбор ситуаций, тренинги, дискуссии и т. д.;

— собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей детей.

Тематика собраний может быть разнообразной, например «Первый раз — в первый класс (советы психолога)», «О доброте и милосердии», «Учимся общению» и др. [19].

На родительском собрании должны обсуждать насущные проблемы общества, активными членами которого станут и дети.

Диспут, дискуссия — обмен мнениями по проблемам воспитания — одна из форм повышения уровня педагогической культуры родителей. Она позволяет им участвовать в обсуждении важнейших проблем, способствует формированию умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на накопленный опыт, стимулирует активное педагогическое мышление. Примерные темы — «Дети и компьютер — зло или благо?», «Следует ли наказывать ребёнка?», «Мой ребёнок и его друзья», и т.д.

Индивидуальная консультация должна иметь ознакомительный характер и способствовать созданию хорошего контакта между родителями и педагогом. Педагог должен дать родителям возможность рассказать ему все то, с чем они хотели бы его познакомить в неофициальной обстановке, и выяснить необходимое для своей профессиональной работы с ребенком: особенности здоровья ребенка; его увлечения, интересы; предпочтения в общении в семье; поведенческие реакции, особенности характера; мотивация; моральные ценности семьи. Для того чтобы тематическая консультация состоялась, родители должны быть убеждены в том, что эта проблема их касается и требует безотлагательного решения. В тематической консультации должны участвовать специалисты по решению проблемы, которые могут найти оптимальный вариант ее решения. Это социальный педагог, психолог, представитель правоохранительных органов и т.д. Примерная тематика консультаций для родителей: «Ребенок не хочет в детский сад… », «Плохая память ребенка. Как ее развить?», «Тревожность детей. К чему она может привести?», «Три поколения под одной крышей. Проблемы общения» и т.д.

Беседу лучше всего использовать в целях предупреждения конфликтных ситуаций, для налаживания взаимоотношений между родителями и детьми, между отдельными педагогами и семьей. Результаты беседы не должны становиться гласными, если кто-то из участников беседы этого не хочет [5, 10].

Посещение ученика на дому. Посещение педагогом семьи должно оставить в семье хорошее впечатление. Для этого необходимо вначале поговорить на отвлеченные темы, расспросить о традициях, обычаях, совместном времяпрепровождении в семье и лишь потом обсуждать причину прихода в семью.

Родительские чтения можно организовать следующим образом: на первом собрании в начале учебного года родители определяют вопросы педагогики и психологии, которые их больше всего волнуют. Воспитатель собирает информацию и анализирует ее. С помощью методиста и других специалистов определяются книги, где можно найти ответ на поставленный вопрос. Родители читают книги, а затем используют рекомендованную литературу в родительских чтениях.

Родительские вечера прекрасно сплачивают родительский коллектив. Родительский вечер — это праздник общения с родителями друга твоего ребенка, это праздник воспоминаний младенчества и детства собственного ребенка.

В настоящее время практическими работниками накоплен определенный опыт по организации нетрадиционных форм работы с родителями, но они еще недостаточно изучены и обобщены. Свою классификацию нетрадиционных форм сотрудничества с семьей предлагают О.Л. Зверева и Т.В. Кротова [18, 19]. Авторами выделяются следующие группы нетрадиционных форм работы с родителями: информационно-аналитические, досуговые, познавательные, наглядно-информационные (табл. 1).

Таблица 1. Нетрадиционные формы организации работы с родителями

Традиционные формы работы с родителями

Форма – устройство, структура чего-либо, система организации чего-либо.

Коллективные (массовые) формы подразумевают работу со всем или большим составом родителей ДОУ (группы). Это совместные мероприятия педагогов и родителей. Некоторые из них подразумевают участие и детей.

Индивидуальные формы предназначены для дифференцированной работы с родителями воспитанников.

Наглядно-информационные — играют роль опосредованного общения между педагогами и родителями.

В настоящее время сложились устойчивые формы работы детского сада с семьей, которые в дошкольной педагогике принято считать традиционными. Это формы работы проверенные временем. Их классификация, структура, содержание, эффективность описаны во многих научных и методических источниках. К таким формам можно отнести:

Формы взаимодействия – это способы организации совместной деятельности и общения.

К традиционным относятся:

Посещение семьи ребенка – много дает для ее изучения, установления контакта с ребенком, его родителями, выяснения условий воспитания, если не превращается в формальное мероприятие. Педагогу необходимо заранее согласовать с родителями удобное для них время посещения, а также определить цель своего визита. Прийти к ребенку домой — это прийти в гости. Значит, надо быть в хорошем настроении, приветливым, доброжелательным. Следует забыть о жалобах, замечаниях, не допускать критики в адрес родителей, их семейного хозяйства, уклада жизни, советы (единичные) давать тактично, ненавязчиво.

Наглядная пропаганда. Осуществляя педагогическую пропаганду, можно использовать сочетание различных видов наглядности. Это позволяет не только знакомить родителей с вопросами воспитания через материалы стендов, тематических выставок и др., но и непосредственно показать им воспитательно- образовательный процесс, передовые методы работы, доступно и убедительно давать родителям нужную педагогическую информацию. Можно постоянно оформлять групповые стенды типа «Для вас, родители», содержащие информацию по двум разделам: повседневная жизнь группы — различного рода объявления, режим, меню и т. п., и текущая работа по воспитанию детей в детском саду и семье.

Наглядный материал

Наиболее важным в информационно-просветительской работе с родителями является оформление наглядных материалов для родителей. Это могут быть информационные стенды, буклеты, листовки, памятки, внутренняя газета детского сада, стенгазета.

Информационный стенд для родителей «Визитная карточка детского сада» в холле, на котором представлены следующие сведения:

· Лицензия на осуществление образовательной деятельности;

· Фамилия, имя, отчество заведующего, часы приёма родителей;

· Наименование и телефон вышестоящей организации;

· Направления деятельности детского сада: краткая характеристика групп, программ, перечень дополнительных услуг;

· Информация о кадрах;

· Дипломы и грамоты детского сада.

Информационные стенды в группах предназначены для обмена информацией по вопросам воспитания и обучения детей, знакомства родителей с планами работы на ближайшее время, распространение педагогических знаний.

На стенде могут быть представлены:

· Фамилии, имена и отчества всех педагогов, которые работают с детьми этой группы, время, когда они могут побеседовать с родителем о ребёнке;

· План мероприятий на месяц;

· Условия проведения конкурсов;

· Словарь добрых слов и выражений;

Все материалы, предлагаемые для ознакомления родителям, должны быть эстетично оформлены;

Содержание необходимо регулярно обновлять, иначе родительский интерес к этой информации быстро пропадёт;

Оформление выполняется так, чтобы привлекать внимание родителей;

Содержание предлагаемого материала должно быть действительно интересно большинству родителей.

Буклеты, листовки, памятки

Преимуществом информационных буклетов, листовок и памяток является их адресность, то есть каждый родитель получает информацию лично, может ознакомиться с ней удобное время.

В буклетах может быть представлена информация о детском саде, группе, конкретном направлении работы детского сада, например по художественно-эстетическому воспитанию, о дополнительных услугах и т.д. Можно использовать фотографии детей и педагогов, стихотворения о детском саде.

Читать еще:  С добрым утром мужчине — слова-пожелания для смс. Письмо любимому с добрым утром своими словами

Листовки – это короткая информация о конкретном мероприятии, приглашение на открытое занятие и т.п. Желательно, чтобы информационная листовка была оформлена на цветной бумаге, привлекала внимание родителей.

Памятки познакомят родителей со сводом определённых правил с целью реализации единого воспитательного подхода семьи и детского сада, например в вопросах адаптации ребёнка к детскому саду.

Внутренняя газета детского сада посвящается определённой теме, например здоровью детей, игровой деятельности, обучению грамот е, развитию творческих способностей и т.д.

В газете есть постоянные рубрики:

· Взрослым о детям;

· Наши достижения (об успехах детского сада).

Выпуск газеты требует серьёзной работы творческой команды педагогов детского сада, определённых материально-технических затрат. Газета должна выходить регулярно.

День открытых дверей, являясь достаточно распространенной формой работы, дает возможность познакомить родителей с дошкольным учреждением, его традициями, правилами, особенностями воспитательно-образовательной работы.

Беседы проводятся как индивидуальные, так и групповые. И в том и в другом случае четко определяется цель: что необходимо выяснить, чем можем помочь. Содержание беседы лаконичное, значимое для родителей, преподносится таким образом, чтобы побудить собеседников к высказыванию. Педагог должен уметь не только говорить, но и слушать родителей, выражать свою заинтересованность, доброжелательность. Это наиболее доступная форма установления связи педагога с семьей, она может использоваться как самостоятельно, так и в сочетании с другими формами: беседа при посещении семей, на родительском собрании, консультации.

Цель: оказать родителям своевременную помощь по тому или иному вопросу воспитания, способствовать достижению единой точки зрения по этим вопросам.

Ведущая роль здесь отводится воспитателю, он заранее планирует тематику и структуру беседы. Рекомендуется при проведении беседы выбирать наиболее подходящие условия и начинать ее с нейтральных вопросов, затем переходить непосредственно к главным темам.

Консультации. Обычно составляется система консультаций, которые проводятся индивидуально или для подгруппы родителей. На групповые консультации можно приглашать родителей разных групп, имеющих одинаковые проблемы или, наоборот, успехи в воспитании (капризные дети; дети с ярко выраженными способностями к рисованию, музыке). Целями консультации являются усвоение родителями определенных знаний, умений; помощь им в разрешении проблемных вопросов. Групповые собрания проводятся 4-5 раз в год. На обсуждение выносят 2- 3 вопроса (один вопрос готовит воспитатель, по другим можно предложить выступить кому-то из специалистов или родителям). Ежегодно одно собрание целесообразно посвящать обсуждению семейного опыта воспитания детей. Выбирается тема, злободневная для данной группы, например, «Почему наши дети не любят трудиться?», «Как воспитать у детей интерес к книге», «Телевизор — друг или враг в воспитании детей?».

Родительские конференции. Основная цель конференции — обмен опытом семейного воспитания. Родители заранее готовят сообщение, педагог 43 при необходимости оказывает помощь в выборе темы, оформлении выступления. На конференции может выступить специалист. Его выступление дается, чтобы вызвать обсуждение, а если получится, то и дискуссию. Конференция может проходить в рамках одного дошкольного учреждения, но практикуются и более масштабные мероприятия. Важно определить актуальную тему конференции

Родительские собрания.Одна из наиболее традиционных форм работы с родителями. Их целью является повышение уровня воспитательных умений, педагогической культуры родителей.

Методика организации и проведения родительского собрания.

1. Подготовка родительского собрания. Определение его тематики. Темы могут сообщаться администрацией, другими педагогами или предлагаться родителями. Очень важно посоветоваться с родителями – какие вопросы и проблемы их интересуют.

2. Составление сценария родительского собрания – необходимо написать кратко конспект с изложением информации, которую надо довести до сведения родителей. Содержание для собрания можно почерпнуть из психолого-педагогических книг, журналов, газет, общения со специалистами, детьми, родителями, администрацией. Продумать, кто встретит родителей и проводит их в группу или зал.

3. Следует заранее договориться с другими педагогами ДОУ, которые помогут провести собрание. Обговорить основные тезисы и направления 48 их выступления. Беречь время людей приглашенных на собрание, с этой целью установить регламент и следить за его соблюдением.

4. Необходимо подготовить средства – иллюстрации, документы, памятки, другой раздаточный материал для родителей.

5. Информация о времени и месте проведения родительского собрания должна быть донесена до родителей заблаговременно.

6. Продумать оформление зала, группы, чтобы создать определенную настроенность родителей (можно оформить выставку работ детей, выпустить стенгазету, подготовить видеофрагменты, фотографии, которые раскрывают отдельные моменты из жизни группы).

7. Основным методом проведения собрания должен стать диалог – только он даст возможность выслушать и обсудить другие мнения и предложения. Важно подготовить вопросы, которые родителям.

8. Помещение должно быть убрано и проветрено.

9. Подумать нужно заранее и о том, чтобы родителям было удобно снять верхнюю одежду, поставить сумки, чтобы они чувствовали себя комфортно.

10.Особое внимание обратить на размещение родителей: не слишком далеко от выступающих, чтобы все участники хорошо видели и слышали друг друга.

11.Подобрать и продемонстрировать работы детей, с целью наглядно показать родителям рост и совершенствование ЗУН каждого ребенка.

12.Собрание не должно превышать 40-60 минут, т.к. родители утомились после рабочего дня и многих из них еще ждут дети на площадке.

13.Руководить деятельностью младшего воспитателя, который должен помочь организовать другому педагогу или самостоятельно прогулку оставшихся детей.

14.Обращаться к родителям по имени и отчеству. Чтобы не ошибиться, положить перед собой список с их именами.

15.Помнить о «золотом правиле» педагогического анализа: начинать с позитивного, продолжить о негативном, завершать разговор предложениями на будущее.

Примерный порядок проведения родительского собрания.

1. Определение темы, повестки дня собрания.

2. Сообщение воспитателя, членов родительского комитета о выполнении решений предыдущего собрания.

3. Психолого-педагогическое просвещение родителей на педагогическую тему (в форме лекции, беседы, консультации). Например: «Телевизор и компьютер в жизни ребенка» или «Как развить у ребенка желание читать» «Леворукость и праворукость» «Свободное время – организация досуга» «Режим дня в жизни ребенка» «Как избежать конфликтов со сверстниками?»

4. Выступление специалиста детского сада или родителя об опыте семейного воспитания по теме собрания. Обобщение сказанного, обмен мнениями по изложенному вопросу.

5. Анализ достижений детей группы воспитателем.

6. Разное — обсуждение организационных вопросов (экскурсии, предстоящие праздники, и т.д.), т.е. информирование родителей о предстоящих делах (финансовые вопросы лучше заранее обсудить с родительским комитетом).

7. Подведение итогов родительского собрания (необходимо сделать выводы, сформулировать решения. Важно выяснить отношение родителей к проведенному собранию, можно подготовить анкеты для оценок и пожеланий родителей).

8. Сообщить о проведении следующей встречи.

9. Попрощаться и поблагодарить за внимание.

Анкетирование

Одна из активных форм получения и обмена информацией по разным вопросам работы детского сада. Анкетирование помогает педагогическому коллективу получить наиболее полную информацию по определённым вопросам, проанализировать её и правильно спланировать дальнейшую работу в этом направлении. С другой стороны, анкетирование помогает родителям серьёзнее задуматься на ту или иную тему, оценить свои педагогические возможности, стиль взаимоотношения с ребёнком и др.

Анкетирование давно и прочно вошло в работу детского сада, у такой формы взаимодействия с родителями есть плюсы: быстрое получение информации по какой-либо проблеме; достоверность информации; возможность охватить всех родителей.

Анализируя ответы родителей, педагоги получают информацию о семье, запросах и ожиданиях родителей по отношению к детскому саду, об особенностях ребёнка, о готовности родителей взаимодействовать с педагогами по тем или иным вопросам воспитания, качестве питания и др.

В анкете обязательно должны присутствовать: вежливое обращение к родителям; краткое вступление с обозначением цели анкетирования; вопросы, при необходимости варианты ответов на них; благодарность за взаимодействие в конце анкеты.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Читать еще:  Ребенок ворует деньги у родителей: что делать? Что делать, если ребенок ворует

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Родительское собрание как форма организации работы с родителями

Регина Маралова
Родительское собрание как форма организации работы с родителями

Родительские собрания — целесообразная и действенная форма работы воспитателя с коллективом родителей, форма организованного ознакомления с их задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи.

Родительские собрания могут быть:

Организационными

• Текущими и тематическими

• Обще садовскими и групповыми.

Этапы родительского собрания.

I.Организация родительского собрания

Этот этап, несомненно, начинается с определения повестки дня собрания и приглашения на него всех участников. Повестка дня групповых собраний должна быть разнообразна. Она включает, выступление педагога по теме актуальной для детей данного возраста и требующей коллективного обсуждения, текущих организационных вопросов. Так же, в собрание может быть включено выступление медицинской сестры, психолога, музыкального работника или других специалистов.

Выбор темы педагогического выступления на групповом собрании определяется прежде всего задачами воспитания детей данной возрастной группы, содержанием работы с учетом того на сколько уровень воспитанности и общего развития детей соответствует данной группе, а также актуальностью какой либо темы для родителей.

При подготовке к собранию следует продумать организацию явки родителей. Очень важно создать атмосферу ожидания родительского собрания: заранее пригласить родителей, разослать приглашения, подготовить фото и видео материалы, отображающие жизнь детей в стенах ДОУ. Опыт показал, что родители активнее реагируют на индивидуальные приглашения, к тому же украшенные детскими рисунками. С некоторыми родителями особенно важно поговорить специально.

Завершит организационную часть этапа подготовки к родительскому собранию это оформление помещения для его проведения.

Родительское собрание пройдет интереснее, и родители будут активны, если воспитатели подготовят наглядный методический материал в родительском уголке в связи с темой собрания, а так же других актуальных для данной возрастной группы тем. Опыт просмотра выставки, перед началом собрания, оправдал себя, конкретный наглядный материал побуждает к возникновению вопросов к выступлениям самих родителей на собрании.

1 младшая группа

«О здоровье всерьез»

«Как одеть ребёнка в детский сад?»

«Об упрямстве и капризах»

«Не хочу в детский сад!» вопросы адаптации ребенка в ДОУ.

«Игра не забава» и др.

2 младшая группа

«О гигиене и правилах хорошего тона за столом»

«Истоки доброты» и др.

«О любви к живому»

«Пока не поздно» о воспитании любви к природе

«Путь к здоровью, силе, бодрости» и др.

«Труд лучший воспитатель»

«О слове, о речи, о культуре общения» и др.

«О воспитании интереса к чтению» и др.

Так же, актуальными для родителей, всех возрастных групп, являются вопросы безопасности, таких как: «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма», «Правила пожарной безопасности» и прочее…

II. Подготовка к проведению родительского собрания.

Сценарий родительского собрания предмет творчества педагога. Но, тем не менее, собрание должно включать в себя 5 обязательных компонентов.

1. Анализ достижения детей.

В этой части родительского собрания воспитатель знакомит родителей с общими результатами деятельности детей.

2. Знакомство родителей с социально-эмоциональной обстановкой в группе.

Воспитатель делится своими наблюдениями в вопросах касающихся поведения ребят, в различных, наиболее важных для самих родителей ситуациях. Так же темой для разговора на этом этапе могут быть и взаимоотношения, и речь, и внешний вид, и другие вопросы. При таких разговорах воспитателю следует быть предельно деликатным, избегать негативных оценок в адрес конкретного ребенка, а тем более родителя

3. Просвещение родителей в психолого-педагогических вопросах.

Повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей-одна из важнейших задач. Не плохо предложить родителям информацию о новинках педагогической литературы, об интересных выставках, фильмах и т. д.

4. Обсуждение организационных вопросов.

Состоит из двух составляющих: отчета о проделанной работе и информации о предстоящих делах. А все финансовые проблемы лучше всего обсудить заранее с родительским комитетом.

5. Личные беседы с родителями

По окончанию собрания почти всегда остается, какая то часть родителей, желающих их задать вопрос о своем ребенке, посоветоваться и, может быть высказать претензии. Не все могут и хотят делать это публично. Важно, чтобы работники детского учреждения обеспечили его принципиальный, доброжелательный характер.

III. Подведение итогов родительского собрания.

Подведение итогов собрания начинается на самом собрании: необходимо сделать вывод, сформулировать необходимые решения, здесь же следует определить тему следующего собрания, сроки его проведения и запланировать участие родителей в его подготовке. Важно выяснить и отношение родителей к проведенному собранию, хорошо бы заранее подготовить опросные листы для оценки и пожелания родителей.

Немаловажно обеспечить чёткий регламент. Опыт показал, что продолжительность собрания не должна превышать 1,5 часа; нужно учитывать то, что родители приходят в детский сад после работы и у них еще есть дома не отложные дела.

Уже после собрания педагоги выясняют, кто из родителей не был на собрании, и стараются в тактичной форме узнать причину их отсутствия, всю информацию об итогах родительского собрания должна быть доведена до администрации.

Вопросы, поставленные на групповых собраниях, находят отражение в дальнейшем в индивидуальных беседах воспитателя с родителями, в материалах, размещенных на стендах в родительском уголке, папках передвижках. Не исключено, что некоторые наиболее важные вопросы могут быть вынесены для обсуждения на родительском комитете детского сада, на общем собрании.

Таким образом, групповые родительские собрания наиболее действенный способ системы работы «Семья-детский сад».

«Наглядная пропаганда как форма работы с родителями». Консультация для педагогов До того дня, пока они встанут за станок, поведут в поле комбайн, начнут лечить людей или строить дома, пройдет немало лет. Дети будут ходить.

Буклет как форма работы с родителями в ДОУ Здравствуйте, уважаемые коллеги! Предлагаю опыт работы по оформлению консультации для родителей в форме буклета. В работе с родителями,.

Инновационная форма работы с родителями в ДОУ «Семейная гостиная» Цели и задачи: Создание условий для тесного контакта родителей и воспитателя. Познакомить с содержанием работы ДОУ. Забота о здоровье,о.

Логопедический игротренинг как активная форма работы с родителями и детьми Развитие диалогических отношений дошкольной организации образования и семьи-одна из важнейших задач модернизации социально-педагогической.

Мастер-класс как эффективная форма работы с родителями Привлечение родителей к жизни группы всегда было приоритетным направлением в моей работе. Поэтому я, все чаще ищу и использую новые формы.

Нетрадиционная форма работы с родителями в ДОУ-фотоотчет В нашем дошкольном учреждении активно ведется работа с родителями. Всегда возникает вопрос. Как привлечь родителе к совместной деятельности.

Проект «Социальная сеть, как интерактивная форма работы с родителями в ДОУ» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Степашка» Проект «Социальная сеть, как интерактивная.

Родительское собрание (форма проведения — посиделки) «Я — семья — род — народ» Цель: привлечь внимание родителей к вопросу нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Задачи: осмыслить основные нравственные.

Родительское собрание «Что я знаю о своём ребёнке?» (Форма проведения — конкурс) Сценарий родительского собрания в ДОУ Родительское собрание на тему «Что я знаю о своём ребёнке?» Форма проведения: конкурс. Участники:.

Видеоотчёт как форма работы с родителями Ах, какое хорошее время — лето! Многих родителей интересует вопрос, как работают детские сады в летний период, ведь не у всех есть возможность.

Источники:

http://studbooks.net/1759424/pedagogika/roditelskie_sobraniya_forma_organizatsii_vzaimodeystviya_doshkolnogo_obrazovatelnogo_uchrezhdeniya_semi
http://cyberpedia.su/10xf0a4.html
http://www.maam.ru/detskijsad/roditelskoe-sobranie-kak-forma-organizaci-raboty-s-roditeljami.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector