Гигиенические требования к детской одежде. Гигиенические требования к детской одежде и обуви. Элементы личной гигиены

Гигиенические требования к детской одежде и обуви

Одежда и обувь используются для защиты тела от холода, излишней солнечной радиации, ветра, дождя, снега; они защищают кожный покров от механических и химических повреждений, предохраняют поверхность тела от пыли, грязи и микроорганизмов. Одежда играет важную роль и в эстетическом воспитании детей и подростков.

Одежда для детей имеет особо важное значение, т.к. растущий организм ребёнка, вследствие несовершенства функций ЦНС, более подвержен влиянию неблагоприятных условий внешней среды. Теплорегуляция у детей ещё недостаточно совершенна, поэтому дети легко могут переохлаждаться в холодную, ветреную или сырую погоду, или перегреваться летом, в жаркую погоду. В одежде различают 3 слоя: бельё, платье (или костюм) и верхняя одежда для улицы.

Пот, кожное сало, выделяющееся через кожу, а также постепенно слущивающиеся с поверхности кожи роговые чешуйки впитываются и осаждаются на белье. Бельё должно быть мягким, хорошо впитывать пот и быстро его испарять, легко проводить воздух и водяные пары. Наиболее подходящей тканью для белья школьников является: хлопчатобумажная, льняная и из искусственного шёлка. Выпускаемые в настоящее время синтетические ткани для детского белья не рекомендуются, т.к. они значительно уступают тканям из натуральных волокон по своим гигиеническим свойствам. Высокая теплопроводность, низкая гигроскопичность, паропроницаемость не могут обеспечить удаление влаги с кожи, что усиливает ощущение жары в тёплую погоду и ощущение холода зимой и способствует размножению микроорганизмов на кожном покрове.

Второй слой одежды платья, костюмы – служит главным образом для защиты от холода. Основные требования – низкая теплопроводность, удобство, прочность и чистота. Одежда должна соответствовать росту школьника, быть свободной и не стеснять его движений. Тесная одежда, особенно с тугими резинками, завязками, сдавливает кровеносные сосуды, затрудняет дыхание, работу внутренних органов. Не по росту большая, с очень длинными рукавами одежда также мешает движению детей. Лучшим материалом для платьев и костюмов являются шерстяные и полушерстяные ткани, байка, бумазея. Эти ткани пористые, в них задерживается много воздуха, и одежда из них достаточно тёплая. Летняя одежда детей должна отражать солнечные лучи, а также способствовать испарению наибольшего количества пота, т.к. при высокой температуре воздуха только испарение пота предохраняет организм от перегревания. Покрой летней одежды должен обеспечить наибольшую доступность к коже свежего воздуха и УФ лучей. Одежду для лета желательно шить из льняных тканей, лучше других впитывающих пот, и из тканей, которые в наибольшей степени пропускают УФ лучи, например из ацетатного шёлка.

Верхняя одежда (пальто, шубы) должна быть обязательно по росту, лёгкой и тёплой. Наиболее высокими теплозащитными свойствами обладает синтетический материал поролон. Он упруг, порист, и одежда, изготовленная из поролона в сочетании с текстильной тканью, лёгкая и очень тёплая. Излишне тёплая одежда для детей вредна. У ребёнка, одетого таким образом, на шее оказывается какое-то подобие согревающего компресса. Ему трудно дышать, ещё труднее двигаться, после прогулки он оказывается потным, разгорячённым. Ребёнок, привыкший к укутыванию, может простудиться от малейшего ветра, у него часто болит горло. Кутать ребёнка – это обезоружить его организм в борьбе с охлаждением. Детей надо одевать по сезону и погоде с таким расчётом, чтобы они не мёрзли, но и не потели на прогулке.

Стремление некоторых подростков ходить зимой без головных уборов также нежелательно. В условиях суровой зимы каждому человеку необходим тёплый головной убор. В холодные сезоны года необходимо постоянно следить и неукоснительно требовать от школьников, чтобы, выходя на улицу, они одевали шапки. Пребывание в холодную погоду на улице с непокрытой головой, ведёт к охлаждению головы, к сужению кровеносных сосудов мозга, в результате чего понижается сопротивляемость организма и увеличивается опасность заболевания такими болезнями, как воспаление мозговых оболочек, воспаление лобных пазух и т.п.

Основное требование, предъявляемое к обуви – соответствие её размеру ноги школьника. Тесная обувь, сдавливая кровеносные сосуды, вызывает неудобство при ходьбе. Постоянное ношение тесной обуви способствует разрастанию косточки, которая на всю жизнь уродует стопу. Но нельзя носить и слишком свободную обувь: она неудобна, от неё постепенно снижается свод стопы, ослабевают мышцы, связки и возникает плоскостопие.

Читать еще:  Чем опасна гипотрофия плода и как избежать ее появления. Лечение гипотрофии у детей

Каблук детской обуви должен быть широким, высотой не более 1,5 – 2 см. Девочкам 14-16-тилетнего возраста не рекомендуется носить обувь на высоком каблуке. Это приводит к неустойчивости походки и увеличивает давление органов на тазовые кости, а таз у девочек этого возраста состоит из нескольких костей, которые ещё недостаточно прочно сращены между собой. Впервые туфли на высоком каблуке девочка может носить не раньше, чем в 17-18 лет (и то не каждый день). Необходимо с самого раннего возраста приучать детей ухаживать за своей одеждой и обувью, воспитывать и у них бережное и аккуратное обращение со своей одеждой.

Гигиенические требования к детской одежде и обуви. Элементы личной гигиены (стр. 1 из 4)

Омская государственная медицинская академия

Кафедра гигиены с курсом гигиены детей и подростков.

Гигиенические требования к детской одежде и обуви. Элементы личной гигиены

ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Постановление

Об отмене Сан Пин 42-125-4390-876 в части одежды.

На основании Федерального закона “О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения” от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации 1999, N 14, ст.1650) и “Положения о государственном санитарно- эпидемиологическом нормировании”, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 г. N 554 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 31, ст.3295)

1. С момента введения в действие санитарных правил “Гигиенические требования к одежде для детей, подростков и взрослых. СанПиН 2.4.7./1.1.1286-03”, с 20.06.2003 года считать утратившим силу “СанПиН 42-125-4390-87. Вложение химических волокон в материалы для детской одежды и обуви в соответствии с их гигиеническими показателями”, в части, касающиеся одежды, утвержденных 13.07.1987 г.

Гигиена детей и подростков

«Гигиена детей и подростков» – это учебная дисциплина, из самого названия которой видно, что она занимается гигиеническими проблемами детей и подростков. Эти проблемы касаются огромного контингента населения Российской Федерации. По данным последней переписи населения (1989), в России проживает свыше 40 млн детей и подростков в возрасте до 17 лет (включительно) — 27,2 % населения страны. На 1 января 1999 г., по данным Отдела медицинской статистики и информатики Министерства здравоохранения России, абсолютное число детей до 15 лет (включительно) составляло 27 833 383 человека (38,3 % населения страны), но не только численность детского населения определяет большое значение тех вопросов, которые изучает предмет «гигиена детей и подростков».

По сравнению с взрослыми дети находятся в своеобразных условиях, поэтому гигиенические принципы обучения и воспитания не совпадают с принципами профессионального труда или общественного существования взрослых.

Детям свойственны такие биологические особенности, которые резко, не только количественно, но и качественно, отличают их от взрослых и требуют для них несколько иной гигиены, отличающейся от «гигиены взрослых». Об этом более 100 лет назад (1898) говорил в своей вступительной лекции студентам Военно-медицинской академии выдающийся педиатр Н.П. Гундобин: «Гигиена детского возраста, благодаря анатомо-физиологическим особенностям организма, будет иная, чем у взрослых».

Основная особенность детей и подростков заключается в том, что в отличие от взрослых их организм не достиг еще полной зрелости, а находится в процессе роста и развития.

Проблема роста и развития не встает ни перед одной другой отраслью гигиены и придает гигиене детей и подростков особую специфику. Незавершенность развития организма детей и подростков обусловливает его пластичность. Организм детей и подростков в большей степени по сравнению с взрослыми подвержен влиянию как благоприятных, так и неблагоприятных воздействий. Поэтому гигиеническое значение приобретают воздействия весьма малой интенсивности, микродозы, которые для взрослых могут оказаться (а часто и оказываются) незаметными и незначительными. В настоящее время эти проблемы усугубляются ухудшением во многих населенных местах эколого-гигиенической ситуации.

Основное же отличие организма детей и подростков от организма взрослого человека в том, что внешние воздействия сказываются не только на его функциональном состоянии в настоящий момент, но и очень сильно влияют на его развитие и дальнейшее существование.

Читать еще:  Как правильно отлучать ребенка от грудного вскармливания. Как правильно начать процесс отлучения? Что делать, если отучить не получается или вы никак не можете начать

Здоровье взрослого населения в значительной степени определяется здоровьем детей, так как многие формы патологии формируются в детстве.

Все эти проблемы изучает гигиена детей и подростков.

Если гигиена изучает влияние факторов окружающей среды (природных и социальных) на организм человека и разрабатывает научно обоснованные нормативы и рекомендации, направленные на сохранение и укрепление здоровья человека, то гигиена детей и подростков, кроме этого, учитывает благоприятное развитие ребенка в данных условиях.

Таким образом, гигиена детей и подростков

профилактическая медицина, изучающая условия среды обитания и деятельности детей, а также влияние этих условий на здоровье и функциональное состояние растущего организма и разрабатывающая научные основы и практические меры, направленные на сохранение и укрепление здоровья, поддержку оптимального уровня функций и благоприятного развития организма детей и подростков.

Задача гигиены детей и подростков, как и гигиены вообще, в конечном счете, сводится к нормированию внешней среды, т.е. к установлению норм и их последующему осуществлению Задача гигиены детей и подростков заключается в следующем: не нарушая естественного хода процессов развития организма ребенка, целенаправленно воздействовать средой и воспитанием на формирование здорового человека, совершенствовать его функциональные и физические возможности.

Гигиенические требования к предметам детского обихода:

С первых минут жизни ребенок постоянно соприкасается с вещами окружающего его нового мира. Это одежда, начиная с пеленок, подгузников, постельного белья (в последующем ее набор существенно расширяется), обувь. Взрослея, ребенок приобщается к миру игрушек и игр (в том числе электронных), детским книгам, в школьные годы — к учебникам и учебным пособиям, в это же время его окружают школьные принадлежности, включая технические средства обучения и персональные компьютеры. Мебель и различное оборудование также являются постоянными элементами окружающей ребенка среды — предметами обихода детей и подростков. Известно, что социально-гигиенические факторы, условия воспитания и обучения детей в образовательных учреждениях оказывают выраженное влияние (28-35%) на формирование здоровья подросткового поколения. От образа жизни зависит в 3-11% случаев заболеваемость детей до 11 лет. Это указывает на значимость гигиенически адекватной среды, окружающей ребенка и формирующей его как личность, здоровую в физическом и психическом плане. Условия жизнедеятельности должны быть благоприятными для обучения и воспитания и способствовать нормальному росту и развитию детей.

Это возможно, если предметы детского обихода соответствуют морфофункциональным особенностям детей различного пола и возраста и отвечают физиолого-гигиеническим требованиям.

Основным гигиеническим требованием к предметам детского обихода является их безвредность для здоровья ребенка.

ДЕТСКАЯ ОДЕЖДА И ОБУВЬ

Одежда служит человеку для защиты от неблагоприятных воздействий внешней среды, предохраняет поверхность кожи от механических повреждений и загрязнений. С помощью одежды вокруг тела создается искусственный пододежный микроклимат, значительно отличающийся от климата внешней среды. Температура его колеблется от 28 до 34 °С, относительная влажность составляет 20—40 %, скорость движения воздуха очень незначительна, содержание углекислоты колеблется в пределах 0,006—0,097 %. Создавая пододежный микроклимат, одежда существенно снижает теплопотери организма, способствует сохранению постоянства температуры тела, облегчает терморегуляторную функцию кожи, обеспечивает процессы газообмена через кожные покровы.

Защитные свойства одежды особенно важны для детей, так как:

• в детском возрасте механизмы терморегуляции весьма несовершенны, переохлаждение и перегревание организма могут привести к нарушениям в состоянии здоровья;

• дети отличаются большой двигательной активностью, при которой уровень теплопродукции возрастает в 2—4 раза;

• кожа детей нежна и легко ранима;

• кожное дыхание имеет больший удельный вес в обменных процессах организма, чем у взрослых.

Одежда детей по своей конструкции и физико-гигиеническим показателям материалов должна соответствовать возрастным анатомо-физиологическим особенностям, виду деятельности и метеорологическим условиям; не препятствовать быстрому и легкому надеванию и снятию, способствовать воспитанию эстетического вкуса ребенка.

Требования, предъявляемые к материалам, используемым в производстве одежды.

При оценке детской одежды санитарно-гигиенической экспертизе подлежат ткани, используемые для ее изготовления, пакеты тканей — комплекты размером 1 м 2 , состоящие из верхнего покровного слоя, теплозащитного слоя и подкладки, а также готовые изделия.

Читать еще:  Почему люди изменяют друг другу? Супружеская измена. Психология супружеских измен. Возможные последствия любовных увлечений

Волокна, из которых изготавливаются ткани, могут быть натуральными (хлопчатобумажные, льняные, шелковые, шерстяные), искусственными или синтетическими. Нити, производимые из волокон, бывают кручеными и плотными или рыхлыми и пушистыми. По структуре ткани подразделяются на тканые и трикотажно-вязаные.

Использование тех или иных тканей для производства детской одежды связано с их физико-гигиеническими показателями: толщиной, массой, объемной массой, пористостью, воздухо- и паропроницаемостью, гигроскопичностью, влагоемкостью, гидро- и липофильностью, а также теплопроводностью. Эти свойства в значительной мере определяются структурой ткани, количеством и размером пор, заполненных воздухом.

Толщина тканей измеряется в миллиметрах и непосредственно влияет на теплозащитные свойства ткани. В материалах, имеющих большую толщину, содержится больше воздуха, который обладает очень низкой теплопроводностью. Следовательно, чем толще материал, тем он теплее (например, батист — 0,1 мм, драп — 5 мм, натуральный мех — 30—50 мм).

Масса ткани измеряется в граммах по отношению к определенной площади материала (1 м 2 или 1 см 2 ). Гигиенически оптимальной является ткань с минимальной массой и сохранением всех необходимых ей свойств (например, крепдешин — 25 г/м 2 , драп — 77 г/м 2 , натуральный мех — 1000,0 г/м 2 ).

Тема 4: гигиенические требования к одежде и обуви детей План:

Гигиенические требования к одежде.

Гигиенические требования к обуви.

1. Гигиенические требования к одежде

Одежда должна защищать ребенка от излишней потери тепла и не препятствовать теплоотдаче в соответствующее время года. Лучше сохраняют тепло ткани, состоящие из большого числа волокон и пор, между которыми находится воздух. Для обеспечения теплоотдачи нужна воздухопроницаемая ткань. Ткани для нижнего белья должны хорошо впитывать пот и газы.

Этим гигиеническим требованиям лучше всего соответствуют шерстяные и хлопчатобумажные ткани (трикотаж, фланель), а также вискоза.

Гигиенические требования к покрою одежды: не слишком длинная или короткая, не слишком широкая или узкая. Повседневная одежда не должна иметь излишних складок и оборок, затрудняющих ежедневную чистку от пыли.

Нижнее белье рекомендуется менять по мере загрязнения, но не реже 2-х раз в неделю. После стирки и высыхания его рекомендуется проглаживать для дезинфекции.

В жаркое время года необходима максимально открытая одежда для увеличения возможности теплоотдачи. Голова должна быть закрыта легким головным убором для защиты от прямых солнечных лучей. В холодное время года в помещении рекомендуется двухслойная (белье и платье) одежда, а на улице – трехслойная одежда (белье, платье и пальто). Такая одежда защищает ребенка от перегрева и возникновения простудных заболеваний, а также и от переохлаждения.

2. Гигиенические требования к обуви

Обувь не должна препятствовать развитию стопы, затруднять походку, не должна провоцировать избыточное потоотделение и переохлаждение ног, что способствует простудным заболеваниям и кожным болезням, например, дерматомикозам (грибковым поражениям кожи). Поэтому к обуви детей предъявляются следующие гигиенические требования:

Обувь детей рекомендуется делать из кожи, парусины, натурального текстиля (гигроскопичность, воздухопроницаемость, оптимальные термоизоляционные свойства);

Обувь необходимо подбирать по размеру;

Обувь должна иметь достаточно гибкую подошву;

Обувь должна иметь жесткий высокий задник. Маленьким детям лучше всего носить ботинки, охватывающие голеностопный сустав;

Обувь должна иметь невысокий каблук (2 см) для профилактики плоскостопия;

В помещении дети не должны находиться в резиновой обуви (сапоги, кеды, резиновые тапочки), валенках и обуви, утепленной мехом.

Рекомендуемая литература

Безруких М.М. и др. Возрастная физиология (Физиология развития ребенка): Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/М.М.Безруких, В.Д.Сонькин, Д.А.Фарбер. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 416 с.

Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология: Учеб. пособие для студентов пед. вузов. – М.: Высш. шк., 1985. – 384 с.

Обреимова Н.И., Петрухин А.С. Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков: Учеб. пособие для студ. дефектол. фак. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 376 с.

Хрипкова А.Г. и др. Возрастная физиология и школьная гигиена: Пособие для студентов пед. ин-тов/А.Г.Хрипкова, М.В.Антропова, Д.А.Фарбер. – М.: Просвещение, 1990. – 319 с.

Источники:

http://studopedia.ru/19_17330_gigienicheskie-trebovaniya-k-detskoy-odezhde-i-obuvi.html
http://mirznanii.com/a/149535/gigienicheskie-trebovaniya-k-detskoy-odezhde-i-obuvi-elementy-lichnoy-gigieny
http://studfiles.net/preview/2378069/page:5/

Ссылка на основную публикацию