Гипноз как метод лечения: мнения священников и врачей. Насколько безопасен гипноз

Закажите Именной Кирпичик в Свято-Троицкой Серапионовой Пустыни. Имена с Именных кирпичиков поминаются в монастыре вечно, пока стоит монастырь. Внесите вклад в восстановление Святых Обителей за себя, родных и близких.

Гипноз. Бесовское воздействие или терапевтическое средство? Священник и психолог.

-Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодняшняя беседа у нас с нашим врачом, наркологом, психотерапевтом, психиатром о средстве, которое часто употребляется и упоминается в связи с лечением и помощью зависимым людям. Это средство – гипноз. Здравствуйте!
— Здравствуйте!
— Про гипноз на самом деле ходит очень много всяких рассказов, начиная от разного рода чудесных исцелений и избавлений и кончая буквально обвинениями гипнотизеров и гипнотизируемых в служении сатане. Очевидно, что гипноз бывает разным, гипнотизеры разные, болезни разные, обстоятельства разные, но хотелось бы услышать некоторую трезвую оценку тому, что это, как применяется, в каких случаях приносит позитивный результат, а в каких случаях надо от него держаться подальше.
— Да, очень много мифов о гипнозе, есть даже такое выражение «Человек любит делать три вещи: смотреть, как горит огонь, как течет вода и слушать байки про гипноз». Этот термин очень нагружен домыслами. На самом деле гипноз – это как метод воздействия, и состояние, которое он вызывает, называется трансом. Все мы его испытывали, когда проезжали свою остановку в автобусе, случайно уставившись с расфокусированным взглядом, ни о чем не думая. Или когда мы так же, уставившись на булку хлеба, съедаем половину тарелки супа, а потом – ой, а где все? Это вот легкие состояния транса.
— Отсутствие внимания?
— Да-да, это рассредоточенность какая-то. Это физиологическое нормальное состояние, оно может быть продиктовано усталостью, перегруженностью или многозадачностью, когда у человека много проблем и их все нужно решить, быть в трех местах одновременно и т.д. И тогда человек может впасть в это состояние, загрузочное. И известно это давно. А вот возвращаясь к гипнозу – это как топор. Можно и дров нарубить, дом отопить, а можно и человека убить. Кто как пользуется им. Вспоминая эстрадных гипнотизеров, которые всплывают в какой-то определенный момент, например, в экономический спад, и очень много негативных последствий от этого. Они, конечно, зарабатывают на этом деньги, но потом люди в большинстве своем обращаются к психологам для того, чтобы разобраться, что там произошло в голове такого, что все пошло наперекосяк. Вплоть до того, что мне встретился такой человек, который указал мне на шрам на плече и сказал: «Здесь был шрам, но после гипнотизера он рассосался». Я смотрю на плечо, а шрам на месте. А он уже лет десять его не видит. То же самое делают безответственно, если применяют гипноз, нарушаются многие нужные и важные процессы, которые имеют свой ход, физиологический. Если что-то у человека есть, значит это нужно. И скрывать проблемы с помощью гипноза – это значит загонять ее внутрь, тем самым утяжелять ее. И последствия от нее тоже.
— Это что-то вроде психосоматических болезней каких-то? Или психических состояний?
— Да. И физических тоже. Когда, например, гипнотизер обезболил живот человеку, который жаловался на боль, через гипноз убрал боль, а на самом деле это был аппендицит, и человек умер. Потому что боль сигнализировала о воспалении. То же самое и с психическими процессами. Но опять-таки есть терапевтические трансы. Лечебные трансы. Они уже давно практикуются и имеют своей целью не управлять человеком, не зомбировать его, а, например, создать у человека установку на выздоровление.
— Стимулировать его волю.
— Да, только стимулировать. Потому что если человек, допустим, в глубокой депрессии, не нужно лезть в его сознание, обесценить одно, придать значимость другому… Вот это уже грубое вмешательство. А терапевтический транс – это легкое касание с целью стимуляции какого-то нужного процесса. Но это тоже вопрос, чтобы определить, нужный ли процесс у человека, которого видишь в первый раз, пациента – это невозможно. Перед терапевтическим трансом человек должен какое-то время посещать психотерапевта, гипнолога, должна быть история болезни и т.д. Потому что на практике очень мало показаний для гипнотического воздействия.
— А как же это известное всем кодирование? Это же и есть гипнотическое воздействие?
— Да, это мы говорим о методе Довженко в целом, изобретенном в советское время, и построен он на директивном внушении. Насильственном. Т.е. человек вводится в транс, и ему в приказной форме внушается, что он испытывает отвращение к спиртному, он будет только радоваться, будет только получаться наслаждение от жизни и т.д. Но они тоже запивают после этого, и часто меняются причины того, от чего человек запил снова. Он начинает уже порой пить от диссоциации чувств, от полной неразберихи, что в нем творится, потому что во время кодирования сместились какие-то приоритеты в психике.
— Т.е. началось какое-то психическое расстройство?
— Искусственно можно его вызвать, не в таком объеме, но человеку этого хватает. Который и так является зависимым, который и так является в раскачанном состоянии, у которого и так куча своих проблем, которые нужно решать по мере их выявления, и получается, что это как спичку бросить в стог сена, надеясь, что сгорит именно эта соломинка. Т.е. получается такой эффект.
— Понятно. Но вот вы говорите, что гипноз – это воздействие над человеком в состоянии транса. Но не всегда удается ввести человека в это состояние. Я вот, честно говоря, с гипнотизерами мало имел дело, но когда приходилось мне, еще в студенческие годы, там как-то этот транс был очень выборочным. Гипнотизер утверждал, что далеко не каждый может подвергнуться гипнотическому воздействию, потому что эти люди не воспринимают транс. Вот этот вопрос можете как-то пояснить? Насколько это универсальное средство?
— Это не универсальное действие. Гипноз – это не универсальное действие. Ни в коем случае. Это как лекарство по показаниям.
— Нет, ну одно дело по показаниям, а другое дело – по восприимчивости.
— По восприимчивости люди разные. Но дело в том, что негипнабельных людей практически не существует. В какой-то степени все подвержены трансу, т.к. это физиологическое свойство организма. Этого не может быть, чтобы у человека не было какой-то физиологической функции. Это могут быть исключения, на самом деле.
— Да, но искусственно вызвать – это зависит…
— От того, в каком состоянии человек. И гораздо проще, если человек растерян, переживает какое-то горе, в каком-то он событии, которое выводит его из равновесия, когда состояние раздергано, тогда доступ к его подсознанию намного более легок. И тут же вопрос идет о добровольности. Если цыгане подходят на улице, то есть даже понятие такое, как цыганский гипноз. Ведь тоже говорят, что кого-то они могут загипнотизировать, а кого-то нет. Так ведь дело в том, что они очень грамотно выбирают людей, которые на самом деле как-то подспудно в таком состоянии, состоянии слабости, расстроенности, которые готовы на это и подвергаются этому. А ведь очень многие проходят мимо и не обращают внимания.
— Я всегда стараюсь обращать внимание. И стараюсь вызвать полицию.
— Ну, вот это как-то негипнабельно! И не способствует гипнозу.
— Я надеюсь, что это способствует общественному порядку.
— Способствует, совершенно верное. Но дела это не меняет. Попадают под влияние гипнотизера именно те, кто находится в состоянии выбитой табуретки.
— Понятно. Значит, все же версия о том, что гипнотизер может исцелить человека от алкоголизма – это чистейшей воды реклама?
— Гарантий нет.
— Даже не то, что гарантий, судя по вашему рассказу, это дело очень ненадежное.
— Это реклама. Это может дать улучшение, но оправдан ли риск вмешательства?
— Да. Я смотрю православные позиции на это манипулирование сознанием как на некую замену нормального, разумного отношения верующего человека к своему недугу. Если моя воля слаба, если я не способен самостоятельно противостоять этой вот стихии алкогольной зависимости, значит я отдаю свою волю Христу. Добровольно и осознанно. И говорю: «Да, Господи, я не могу, но Ты можешь. Я делаю то, что Ты от меня требуешь, и я Тебе подчиняюсь. Потому что я – Твой раб». Потому что если человек здоров, то он может рюмку-другую выпить, и ему не надо совершенно проецировать на себя Божью волю. А если человек имеет алкогольную болезнь, значит он знает — ни одной! Не потому что я хочу или друзья хотят, но Бог не хочет, и человек не пьет. И вот такой здоровый, трезвый подход, он, я думаю, заменяет гипнотическое воздействие.
— Да, да. Абсолютно верно.
— Что же, спасибо вам. Я думаю, что наши зрители и слушатели поняли, о чем идет речь. Всего доброго.
— До свидания.

Читать еще:  Женская мудрость. Секреты мудрой жены. Советы психолога

  • 3264
  • |
  • 58
  • |
  • 16
  • |
  • 17

Православный игумен N (Ефрем (Виноградов-Лакербая)) в своей книге «Об одном древнем страхе. Кого и как «портят» колдуны» Типография «Даниловский благовестник», 2006 г. подробно пишет о том, что не бывает «православных» гипнотизёров от Бога. Любое «умопомрачение», наводимое на разум человека, прои.

Православный игумен N (Ефрем (Виноградов-Лакербая)) в своей книге «Об одном древнем страхе. Кого и как «портят» колдуны» Типография «Даниловский благовестник», 2006 г. подробно пишет о том, что не бывает «православных» гипнотизёров от Бога. Любое «умопомрачение», наводимое на разум человека, производится силой демонов и бесов, живущих в т.н. «гипнотизёре». Если же человек регулярно исповедует свои грехи, причащается святых Таин, живёт благочестивой жизнью православного христианина, то разум и душа этого человека защищены Божественной Благодатью. Поэтому душа и разум этого человека защищены от т.н. «лечебного гипноза». А если этой Божией защиты нет, либо она недостаточна по вере этого человека, то тогда в в этого человека гипнотизёр подселяет нечистых духов. Ни в одном патерике о святых отцах я не читал о святых отцах-гипнотизёрах, которые бы помутняли разум человека. Что-то не нравится мне это соседство православного иеромонаха и «гипнотизёра».
Господи Боже, спаси и сохрани наши души и разум от воздействия разных чародеев и магов и избави нас от лукаваго.

Гипноз как метод лечения: мнения священников и врачей. Насколько безопасен гипноз

Беседа с Г. И. Григорьевым, доктором мед. наук, священником и директором Международного института резервных возможностей человека. Давно искал священника РПЦ, сведущего в гипнозе и терапии. Привожу отрывки из интервью, касающиеся об отношении православия к гипнозу, о внушаемости и гипнабельности и о работе экстрасенсов.

Интервью настоятеля храма иерея Григория Григорьева для журнала «Вода Живая», No05, 2014 (источник). Работа психиатра «там» и «здесь».

Мы обсудили тему «православие и психотерапия» в теории. Теперь перейдем к практике. О методах, применяемых психиатрами, о лекарстве против массового психоза, о свойственных православным душевных болезнях, о психической подоплеке младостарчества — наш разговор с заслуженным врачом РФ, доктором медицинских наук, профессором психотерапии, магистром богословия, преподавателем СПБДА и настоятелем храма Рождества Иоанна Предтечи в Юкках иереем Григорием Григорьевым.

— Могут ли лечить человека колдуны?
— Лечить могут, но исцелять не могут. Тело – храм духа, созданный Богом. Только Господь и сам человек, созданный по образу и подобию Божию могут ремонтировать этот храм и исцелять человека. Колдуны, манипулируя способностями больного человека к самовнушению и самоисцелению, выдают их за свои и тем самым уводят человека от Бога. Впрочем, нынешние колдуны нередко сами нуждаются в лечении у психиатра.

— Какие, вообще, есть способы психологического воздействия на человека?
— Их всего четыре. Первый — заражение или вдохновление (воодушевление), когда своим примером, скажем, тренер вдохновляет детей на занятия спортом. Второй — подражание личному примеру. Третий — информирование переходящее в убеждение. Чтобы информирование стало убеждением надо, чтобы оно затронуло эмоциональную сферу человека. Запоминается только то, что эмоционально значимо. И четвёртый — внушение, то есть способность самого человека воспринимать без критики какую бы то ни было информацию. Но нельзя внушить то, что не соответствует самопониманию человека, его внутренним духовно-нравственным установкам. Одним словом внушение реализуется только после вдохновления, подражания и убеждения.

— А как же гипноз?
— Гипноз — это способность человека входить в трансовое гипнотическое состояние – состояние сна. Однако и при гипнозе нельзя внушить того, чего человек не хочет. Никакое гипнотическое внушение не реализуется пока не перейдет в самовнушение. Если девушка готова раздеться на сцене под гипнозом, она готова раздеться и без гипноза. Современные психотерапевты в своей врачебной практике гипнозом практически не пользуются вследствие его малой лечебной эффективности и большого психоэмоционального напряжения со стороны самого врача. С помощью гипнотерапии (сна) и гипносуггестии (внушения во сне) можно снять спазм: например, приступ бронхиальной астмы или подъем артериального давления при гипертонической болезни, но нельзя оказать реального влияния на сознание человека. То есть этот психотерапевтический метод проявляется больше на соматическом, чем на психическом уровне. И практически не работает на уровне духовном.

— Но если внешнее внушение для успешной реализации всегда должно перейти в самовнушение, значит, невозможна никакая лобовая пропаганда?
— Есть психически акцентуированные люди, психологическая защита которых снижена и повреждена различными психосоматическими нарушениями и заболеваниями. Акцентуации – это психические отклонения, выходящие за пределы психической нормы, но не доходящие до психического заболевания. Это своего рода пограничные состояния между нормой и болезнью. Это люди с повышенной внушаемостью. У них постепенно снижается критическая самооценка. Они становятся способными без критики воспринимать любую непроверенную информацию. Если в обществе внушаемых людей до 4%, это допустимо, если больше 8 % — дело плохо. Предреволюционная ситуация — резкое повышение внушаемости до 40% и выше. Чем больше аудитория, тем сильнее эффект психоэмоционального потенцирования взаимной внушаемости своего рода «эффект толпы». В этом и проявляется высокая эффективность массовой пропаганды среди толпы внушаемых людей со сниженной критической самооценкой.

Читать еще:  Камень нефрит: магические свойства и кому подходит. Магические свойства камня нефрит для знаков зодиака

— И все-таки, как внушаемость используют в медицине?
— Внушаемость — это палка о двух концах. Ее надо уменьшать за счет восстановления нарушенной критической самооценки. У человека есть способность к самовнушению, и она может как исцелять, так и повреждать. Например, любой стресс повышает внушаемость и если при стрессе человек думает о плохом, — то плохое с ним и происходит. И наоборот – если думает о хорошем, например, о собственном исцелении, то может исцелиться. Или человеку можно внушить, чтобы он не принимал спиртных напитков и если он этого хочет, то он не будет пить. Но если человек сомневается в необходимой личной трезвости, то когда выйдет из наркологической клиники, и товарищи-собутыльники предложат ему выпить, то больной может не удержаться. Иногда повышенная внушаемость является началом психопатологии и может привести к развитию психического заболевания. Всякое психическое заболевание начинается со снижения критической самооценки человеком собственного поведения. Вполне закономерно, что когда критика к себе уменьшается, то критика к окружающим людям, к внешнему миру повышается. Таким образом происходит самоповреждение психологической защиты личности.

— Можно сказать, что повышенная внушаемость может привести к тяжелым не только личным, но и социальным последствиям?
— Конечно! Еще в 1960-е годы крупнейший советский гипнолог профессор П.И. Буль, работавший в одной из клиник Первого Ленинградского медицинского института им. И.П. Павлова, решил провести по радиотрансляции в своем лечебном учреждении специальные психотерапевтические сеансы по улучшению сна у пациентов терапевтического профиля. И действительно лечебный эффект подобной психотерапии в клинике оказался колоссальным. Всего за месяц использования магнитофонных записей сеансов мышечной релаксации, переходящей в физиологический сон, – десятки килограммов снотворных препаратов оказались невостребованными. И тогда возникла идея оздоровления по телевидению всего города. Но сперва на телевидении Ленинграда врачи решили проверить, насколько советский народ внушаем и гипнабелен. В студии на Чапыгина, Павел Игнатьевич Буль с целью проверки жителей города на гипнабельность и внушаемость, собрал группу студентов-медиков своего научного кружка, специально занимающихся психотерапией и способных к самовнушению. Прямо в телестудии доктор провел лекцию о гипнозе и внушении, обратившись одновременно к телезрителям с предложением проверить свою внушаемость и гипнабельность. И в заключении с демонстрационной целью дал команду своим подопечным: «Ваши руки склеились, ваши руки расклеились. ». Профессор Буль надеялся, что то, что испытали студенты, тоже самое испытают и телезрители. Вернувшись домой, доктор сел ужинать, и тут начались телефонные звонки: «Безобразие! Моя жена сидит со склеенными руками. Дайте ей трубку: ваши руки расклеились!» Вместо ужина профессор Буль несколько часов расклеивал руки по телефону. Но потом начались звонки из телефонов-автоматов от людей, у которых не было личных телефонов. Одним словом, всю ночь он ездил по городу на своей машине и расклеивал руки пациентов. Внушаемых людей в городе Ленинграде оказалось слишком много. Наутро, придя в родную клинику, профессор Буль сказал своему шефу – профессору Булатову: «Джинна нельзя выпускать из бутылки!». Так в Советском Союзе была запрещена телевизионная психотерапия.

— А как объяснить тот феномен, что массы людей, среди которых далеко не все с повышенной внушаемостью, поддаются внушению экстрасенсов?
— Это не столько внушение, сколько индуцированный психоз. Приведу пример. Заслуженный артист РФ Юрий Горный вместе с профессором В.И. Лебедевым в свое время устраивали «антикашпировские сеансы». Они придумали эксперимент, который назвали: «Голова профессора Зомби» по аналогии с «Головой профессора Доуэля». В период разгара популярности телевизионной психотерапии Юрий Горный позвонил на телевидение Норильска и заявил: «Мы с профессором Лебедевым только что вернулись из Тибета. Там мы встречались с самым сильным экстрасенсом нашей планеты — профессором Зомби. Однажды над профессором взорвалась летающая тарелка. Осколком космического металла ему пробило голову. И теперь от головы Зомби стала исходить мощнейшая нервно-психическая энергия которая убивает все живое на 20 метров вокруг. С той поры профессор Зомби поселился в пещере, в толще скалы за 40 метрами гранита. И теперь никто его не видит. Но он видит всех. Если ему понравится человек, он дарит такому человеку муляж своей головы и дискету с записью собственной исцеляющей речи. Если пристально смотреть на голову профессора Зомби и включить его речь, то больной человек почувствует мощное оздоравливающее воздействие». Экспериментаторов сразу же пригласили на Норильское телевидение. Накануне приезда в Норильск в Московском магазине игрушек Юрий Горный купил уродливую голову из папье-маше и пробил в ней дырку, как бы от осколка летающей тарелки. На магнитофонную кассету он записал некую тарабарщину на несуществующем языке. В Норильске их встретили с распростертыми объятиями: «Нельзя ли посредством головы профессора Зомби оздоровить население Норильска?» — «Можно». Голову поставили на вращающуюся платформу и подсветили изнутри разноцветными мигающими лампочками. Вид ее был ужасен. В аудитории телестудии Норильска собрались многие люди желающие исцелиться. К ним обратился профессор Лебедев. Он рассказал о своей вымышленной поездке на Тибет. О невероятной силе биополя самого сильного экстрасенса земного шара профессора Зомби. И закончил свою речь торжественными императивными (утверждающими) словами: «Сейчас многие из вас будут исцелены могучей аурой головы профессора Зомби». А Горный добавил: «А также от лечебного биополя этого «величайшего человека» заработают старые и неисправные электрические и механические приборы: утюги, холодильники, телевизоры и часы». Первым почувствовал экстрасенсорное воздействие оператор телестудии, который снимал сеансы исцеления. Он увидел яркий свет, идущий от лечебной головы, так что на время потерял зрение и его пришлось подменить. При этом многие больные люди испытали мощное лечебное воздействие: у кого-то прошли головные боли, у кого-то боли в пояснице. А потом в студию начались звонки. По словам Юрия Горного из звонков особенно запомнился один. Звонил человек, живущий в Норильске, и благодарил организаторов телевизионной психотерапии за то, что его часы пошли. Юрий Горный ответил ему: «В этом нет ничего удивительного». Но звонивший гнул свою линию: «Вы меня не поняли, у меня пошли настенные часы». Горный продолжал: «Пойдут и настенные, и напольные, и наручные. ». Но человек словно его не слышал: «Нет! Вы меня не поняли! У меня пошли нарисованные часы. ». Это было начало индуцированного (наведенного) психоза на фоне массового самовнушения.

Горный (Яшков Юрий Гаврилович) — обладатель 25 рекордных номеров-этюдов интеллектуального, психического и физического атлетизма. Награжден золотой медалью Международной академии науки, образования и искусства. Лауреат премии Ленинского комсомола. 1994г. — победитель конкурса феноменов планеты (г. Токио). О Юрии Горном снят фильм «Человек со взглядом Бога» (Япония, 2001). данные взяты из энциклопедии «Великая РОССИЯ «ИМЕНА» за 2003 стр. 250. Видео «Юрий Горный о Ванге и в целом о работе целителей и экстрасенсов.» Статья о Горном в журнале «Наука и жизнь.»

В. И. Лебедев — доктор психологических наук, руководитель специальной медицинской и психологической подготовки первых космонавтов. Среди наиболее известных питомцев Владимира Ивановича — первый в мире космонавт Ю.А. Гагарин и первый человек, вышедший в открытый космос — А.А. Леонов. Во время работы с космонавтами В.И. Лебедев лично прыгал c парашютом, находился в барокамере, в самолетах, на которых создавалась ситуация невесомости и проч. Обобщение опыта своей работы и данных многочисленных исследований (в частности, наблюдений за полярниками в Арктике и Антарктике), легло в основу написания им диссертации на соискание степени доктора психологических наук «Особенности психологической деятельности в измененных условиях существования» (1983). Биография и основные работы Лебедева В. И.

Читать еще:  Обручальные кольца на заказ онлайн. Как купить обручальные кольца - вся правда: цены, размеры, фото, советы

— То есть личность экстрасенса тут не причем, все происходит только из-за самовнушения?
— Именно так: «Основной закон психиатрии гласит – десять тысяч здоровых людей не убедят одного больного, но один больной убедит десять тысяч здоровых, т.к. верит в то, что проповедует». Работающим в клинике психиатрии платят надбавку за вредность именно за «индуцированный (наведенный) психоз». Когда человек долго работает с психически больными людьми то, в конечном счете, может и сам повредиться разумом. Аналогичные деформации бывают, например, и у людей других профессий: священников, врачей, педагогов, психологов и др. Экстрасенсорные способности сами по себе нередко появляются после психической травмы, сильного стресса или специальной повреждающей психику тренировки. И всегда являются грозными предвестниками развивающегося психического расстройства. Бывает экстрасенсами становятся после того когда человека ударит электрическим током, или молнией, или он перенесет клиническую смерть, или черепно-мозговую травму. Некоторые известные экстрасенсы имеют инвалидность по психическому заболеванию. Но есть среди них и просто жулики, которые со временем могут начинать верить в собственные целительные силы. От этой самовнушенной веры их психика постепенно повреждается, и тогда они становятся настоящими экстрасенсами. В конечном счете дело не в экстрасенсе, а в психически неустойчивых людях, которые ему доверяют, в их вере и самовнушении, которыми могут манипулировать лукавые и духовно нездоровые люди. Востину: «Не сотвори себе кумира. ».

— Как бороться с такого рода самовнушением?
— Единственный способ противодействия ложной вере — это истинная вера в Единого Бога. Верность Его заповедям и доверие Ему как любящему Отцу, который все зло превратит в добро. Но и о здравом смысле забывать не надо, ведь без нас нам и Бог не поможет. Не следует забывать о том, что голова дана человеку не только для ношения шапки. Благодать Божия позволяет человеку видеть в окружающих только хорошее, а в себе все плохое. Самое время вспомнить небезизвестный фильм «Операция Ы» и его крылатую фразу «К людям помягше и смотреть поширше». А к себе — пожёстче.

Православная церковь о гипнозе: отношение, мнение и ответы на частые вопросы

Гипноз довольно широко применяется официальной медициной, хотя его действие не изучено до конца, и не во всех случаях бывает понятно, действительно ли он принесет пользу и не причинит ли вреда. Однако люди часто испытывают какое-то инстинктивное отвращение к таким манипуляциям с сознанием, чувствуют, что в этом есть что-то неправильное.

У православных возникают вопросы, каково отношение церкви к гипнозу, позволительно ли такое ментальное воздействие с христианской точки зрения?

Допустим ли гипноз

Однозначного ответа у Церкви на этот вопрос нет. Священниками же высказываются разные мнения.

Кто-то полагает, что гипнотизирование — это насилие над человеческой душой, которую Бог создал свободной. С этой точки зрения, любые методы внушения недопустимы.

Но есть и менее радикальный взгляд у ряда священников. Они обращают внимание на то, что виды и цели гипноза бывают разные, и если одни из них, вроде НЛП, допускать не следует, то другие, скажем, кодирование от пьянства, еще приемлемы. Согласно этому мнению, гипноз сам по себе не хорош и не плох, все зависит от того, как его используют.

В самом деле, вопрос довольно сложен. То же кодирование, когда пациенту в состоянии гипноза внушают, что алкоголь вызывает у него отвращение. С одной стороны, это грубая манипуляция над сознанием, но с другой, если это действительно поможет человеку избавиться от разрушающей его личность зависимости, то, возможно, стоит выбрать из двух зол меньшее. Ведь пьянство — смертный грех, который погубит человеку и жизнь, и душу.

Еще о грехах в православии:

А вот кодирование грехом никто не называет. Хотя у гипноза есть сомнительные стороны, но никогда Церковь не говорила, будто подвергнувшись гипнотическому воздействию православный согрешит.

Что касается самих гипнологов, мотивы их деятельности могут быть разными. От искреннего желания помочь больному, до наслаждения властью над чужим сознанием.

Нельзя дать одинаковую нравственную оценку, скажем, сеансам Кашпировского, где над людьми просто издевались, и лечебной помощи гипнолога, который, например, помогает человеку снять тяжелый приступ астмы.

В каких случаях гипноз осуждается христианством

Когда его применение неэтично. Например, есть довольно популярное движение, называемое нейро-лингвистическим программированием (НЛП), суть которого в том, чтобы использовать различные жесты, мимику, интонации, чтобы манипулировать людьми. По мнению сторонников НЛП, с помощью этих техник, можно приобрести власть над настроением, мышлением и поведением окружающих.

Подобные желания явно направляются гордыней и эгоизмом, что никак не может быть одобрено Церковью.

Важно! Гипноз вообще не допустим, если его целью является не помощь людям, а манипуляция.

Но и лечение гипнозом должно быть оправдано. Например, одно дело, когда человеку, страдающему тяжелой бессонницей, проводят сеанс гипноза, чтобы он заснул. Это терапия действительно может оказать значительную помощь и заменить собой вредные снотворные лекарства.

Другое дело, если гипноз применяют в таких случаях, когда он вовсе не нужен и вместо пользы может только вызвать у человека невроз. Например, использование гипнотической терапии для похудения, когда введенному в транс человеку внушают отвращение к пирожным и шоколаду.

Лишает ли гипноз человека воли

Для религиозных людей это весьма важный вопрос, ведь в христианстве очень ценится нравственная свобода человека, и верующие, узнавшие о гипнозе, могут обеспокоиться, не дает ли этот метод возможность лишить человека воли?

Психотерапевты говорят, что такое невозможно. Человеку нельзя внушить то, чего он не хочет. Даже находясь в глубоком трансе, он не примет того, что противоречит его желаниям и нравственным установкам.

Об этом свидетельствует несколько экспериментов, проведенных еще в советское время. Например, в одном из них загипнотизированному мужчине приказали вытащить у человека из кармана кошелек, но он не послушался, а когда приказ повторили, проснулся.

Отношение православия к разным аспектам жизни:

По этой же причине, далеко не на всех действует кодирование. У пациента должно быть желание порвать с алкоголизмом, иначе, несмотря на пройденную терапию, пить он все равно начнет.

Важно! Таким образом, вопрос о допустимости гипноза остается до конца не решенным в православии. В целом, отношение к нему скорее негативное, но и как грех сама по себе гипнотерапия тоже не оценивается, это зависит от ее целей и мотивов.

Стоит ли соглашаться на лечение гипнозом, каждому христианину придется решать самому. Однако, если нет крайней необходимости, то лучше не соглашаться.

Источники:

http://elitsy.ru/profile/15728/1234714/
http://classicalhypnosis.ru/stati-o-gipnoze/gipnoze-i-pravoslavie.html
http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/pravoslavnaya-tserkov-o-gipnoze.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×