И понимает всю ценность семьи особенно. Формирование семейных ценностей у детей

Формирование семейных ценностей у детей дошкольного возраста.
статья (подготовительная группа) на тему

В современном обществе основными общечеловеческими ценностями являются семья, здоровье, образование, работа. Общечеловеческие ценности тесно связаны с личными ценностями человека, которые можно условно разделить на материальные и духовные (нравственные). Реализация всех этих ценностей необходима для самоутверждения, признания личности. На протяжении всей жизни человек формирует свое мировоззрение, образ жизни. Значительную роль в этом играют его окружение – семья, друзья.

Предварительный просмотр:

Формирование семейных ценностей

у детей дошкольного возраста.

В современном обществе основными общечеловеческими ценностями являются семья, здоровье, образование, работа. Общечеловеческие ценности тесно связаны с личными ценностями человека, которые можно условно разделить на материальные и духовные (нравственные). Реализация всех этих ценностей необходима для самоутверждения, признания личности. На протяжении всей жизни человек формирует свое мировоззрение, образ жизни. Значительную роль в этом играют его окружение – семья, друзья.

Формирование собственной шкалы ценностей происходит уже в раннем детском возрасте. Вот почему так важно, в какой семье воспитывается ребенок, вырастая в подростка, юношу, взрослого. Если в семье преобладают духовные ценности, например взаимоподдержка, доброта, честность, радость общения друг с другом, потребность отдавать, а не брать, то вряд ли ребенок в будущем почувствует себя одиноким и обездоленным.

Семья – одна из важнейших базовых социокультурных ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. В ее позитивном развитии, сохранении, укреплении заинтересовано общество, государство, в прочной, надежной семье нуждается каждый человек, независимо от возраста. Становление семьи, ее стабильность и благополучие зависит от множества факторов и предпосылок, возникающих задолго до ее создания. Подсознательная программа «наследия предков», заложенная в человеке семьей, действует в течение всей его жизни и формирует жизненные цели, определяет устои, убеждения, ценности, умение выражать чувства.

Родительская семья становится источником социального наследования в первые годы жизни ребенка, причем следование образцу отношений собственных родителей первоначально происходит на уровне подсознания, благодаря механизмам подражания, идентификации. В результате происходит запечатление образов родителей, прародителей, братьев, сестер, неосознаваемое усвоение норм социального поведения, обязательных в процессе взаимодействия со значимыми взрослыми, подражание их действиям, словам чувствам, отождествление себя с близкими людьми и т.д.

Семья, являясь для ребенка первым проводником социального влияния, вводит его во все многообразие ролевого поведения, родственных отношений, домашнего быта, вызывая те или иные чувства, действия, способы поведения, воздействуя на формирование привычек, черт характера, психических свойств. Этим «багажом» ребенок пользуется не только в настоящей жизни: многое из усвоенного в детстве определит его качества будущего семьянина. В связи с этим можно говорить о взаимозависимости «качества » семьи (ее состава, ценностных ориентации, нравственных устоев, уклада, характера детско-родительских отношений, психологического климата, межпоколенных связей и т.д.) и ее возможностей в решении задачи воспитании ребенка как будущего семьянина. Осознание родителями необходимости решения этой задачи уже на ступени дошкольного детства может быть действенным побудителем для позитивных изменений в собственной семье, гуманизации внутрисемейных взаимодействий, нормализации уклада жизни, обогащения воспитательной деятельности, самовоспитания и самообразования и т.д.

Содержание стихийно формирующегося «образа семьи» у дошкольников характеризуется фрагментарностью, мозаичностью, неточностью представлений, зависимостью от степени эмоционального благополучия/неблагополучия ребенка.

Семья и детский сад характеризуются специфическими возможностями в формировании у дошкольника содержательного «образа семьи», что является основой для дифференциации приоритетных сфер их влияния в этом процессе.

Семья – определяет степень богатства, насыщенности поверхностного уровня «образа семьи» (накопление ребенком разнообразных впечатлений, приобретение опыта эмоционального переживания семейных ситуаций, усвоение способов взаимодействия с близкими людьми);

Детский сад – организует обогащение, уточнение, обобщение, корректировку представлений детей о семье, семейном укладе; формирование ценностных ориентации, организацию деятельности детей, дающей выражение чувств детей к родителям, другим членам семьи; косвенное воздействие на содержание детского «образа семьи» через повышение психолого-педагогической культуры родителей.

Таким образом, семья в большей степени влияет на поверхностный уровень «образа семьи», а детский сад – на ядерный.

Кризисные явления в современной семье (падение брачности; рост разводов, количества неполных, материнских, альтернативных семей; снижение рождаемости; деформации в сфере супружеских, детско-родительских отношений, воспитании детей и т.д.) актуализировали проблему подготовки будущего семьянина. Поиск эффективных путей воспитания будущего семьянина следует начинать с дошкольного возраста, когда у ребенка стихийно складывается «образ семьи», с постижения которого начинается социальная ориентация ребенка в общественно-историческом опыте.

Изучая педагогическую публицистику и анализируя практическую работу в дошкольном учреждении, я выделила для себя проблему – недостаточное формирование семейных ценностей. Зачастую воспитание детей молодыми родителями ориентировано на раннее развитие, достижение успехов уже в детском саду. К детям предъявляются довольно высокие требования, повышается учебная нагрузка, а тепла и ласки дети получают все меньше. В связи с этим, у дошкольников начинает формироваться представление о семье, как об очень требовательном сообществе. Высокообразованные родители обрушивают на детей массу воспитательных воздействий, надеясь подготовить ребенка к взрослой жизни наилучшим образом. При этом упускается огромный пласт воспитательной работы – воспитание семейных чувств, понимание ценности родственных связей. Именно поэтому, на мой взгляд, существует настоятельная необходимость формировать у детей начала семейных ценностей. Казалось бы – в чем проблема? Ведь дети и так любят своих родителей – какими бы они не были. Однако не в любой семье родные люди умеют проявлять свои чувства, доброту, любовь, заботу. Я считаю, что этому можно и нужно научить ребенка в детском саду.

Читать еще:  Что значит на каком пальце носить кольцо. Значение ношения колец на пальцах или как кольца влияют на судьбу

Говоря о формировании семейных ценностей, как уже было сказано выше, надо начинать работу с корректировки родительских установок. Ведь именно у родителей ребенок учится проявлять свои чувства, свои привязанности. В семье он видит образцы поведения, когда родные поддерживают друг за друга в трудной ситуации, делятся душевным теплом и лаской. Поэтому воспитательная система должна охватывать в первую очередь родителей, предлагая такие формы работы, которые в наибольшей степени заинтересуют взрослых.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современное общество нуждается в восстановлении традиционных ценностей, включающих бережное отношение к семье, пропоганду семейного образа жизни. В дошкольном детстве закладываются основы формирования.

В современном обществе основными общечеловеческими ценностями являются семья, здоровье, образование, работа. Реализация всех этих ценностей необходима для самоутверждения, признани.

Семья является источником и важным звеном передачи ребенку социально – исторического опыта и прежде всего опыта эмоциональных и деловых взаимоотношений между людьми. Учитывая это можно с полным правом.

Консультация для родителей на тему: Формирование семейных ценностей у детей дошкольного возраста (ясли – это серьезно).

Формирование семейных ценностей у детей дошкольного возраста.

Создание семьи и ее сохранение это великий подвиг и труд. Родить, дать новую жизнь не так трудно. Но вложить в ребенка понятия любви, веры, совести, ответственности — задача не из простых и невы.

Создание семьи и ее сохранение это великий подвиг и труд. Родить, дать новую жизнь не так трудно. Но вложить в ребенка понятия любви, веры, совести, ответственности — задача не из простых и невы.

ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ НА ФОРМИРОВАНИЕ КАЧЕСТВА И ЦЕННОСТЕЙ У РЕБЕНКА

FORMATION OF FAMILY VALUES IN A CHILD IN EARLY CHILDHOOD

Guseynova S.F. kizi, 2 Chedzhemov G.A.

(Guseynova S.F. kizi, 1st year student , finance and credit Samara State University of Economics;

© 2017 Chedzhemov G.A., Senior Lecturer, Department of Sociology and Psychology Samara State University of Economics)

Key words: child, upbringing, family values, social institute, personality.

In the article questions of formation of family values at children of school age are considered.

Ключевые слова: личность, воспитание, ценности семьи, социальный институт, ребенок.

В статье рассматриваются пути формирования семейных ценностей у детей дошкольного возраста.

Ценности формируются у ребенка уже в раннем детском возрасте. При этом, важно отметить, в какой семье воспитывался ребенок. Социализируясь, он будет подавать пример такого поведения и воспитания, которое он видел в своей семье и образцы которого ему преподнесли родители. Семья, в которой ценятся духовные ценности, например доброта, поддержка друг друга в разных ситуациях, честность, царит атмосфера взаимопонимания, ребенок не будет одиноким. Все эти качества должны быть сформированы с самого раннего детского возраста, и тогда, будучи взрослым, он сможет зарекомендовать себя как личность с хорошим воспитанием.

Семья является одной из важных социокультурных ценностей, созданной за всю историю человечества. Общество и государство заинтересовано в укреплении и сохранении семьи. Существует много предпосылок и факторов, влияющих на благополучие семьи.

1 .Важнейшее значение имеет «родительский сценарий», показывающий развитие отношений между родителями. Оно показывает как в дальнейшем ребенок будет вести себя в своей, будучи созданной самим, семье.

2 .Единство ценностных ориентаций и т.д.

Благоприятный период для воспитания нравственных качеств личности является период дошкольного возраста.

Основным фундаментом благополучности семьи и ребенка являются семейные ценности.[1] Система ценностей дает возможность решить личности, что для нее важно и значимо в этой жизни.

Одним из семьеобразующим фактором выступает социальная норма, за которой стоит определенная совокупность объективных индивидуальных и общественных потребностей. Данная норма выступает по отношению к семье в качестве как внутренних, так и внешних факторов. Во внешнем факторе семья рассматривается как объективированная норма, то есть, как социальный институт, а во внутреннем – как психологическая группа.[2]

Семейные ценности – это основные постулаты, на которых основывается взаимоотношение в семье, поведение членов семьи. И которые определяют вектор поведения ребенка в обществе, и в дальнейшем оказывают влияние на построение собственной семьи.

Как социальный институт семья всегда руководствовалась правилами, принципами поведения, ценностями, которые способствовали взаимопониманию ее членов.

Семья вносит важнейший вклад в патриотическое воспитание ребенка. Патриотизм ребенка определяется как потребность участвовать в посильных делах на благо семьи, детского сада, родного города, Родины, представителей живой природы; наличие у детей таких качеств как сочувствие, чувство собственного достоинства. Взаимодействие с родителями приводит к формированию бережного отношения к семейным ценностям, сохранению семейных связей. Только семья может обеспечить сохранение национальных обычаев и традиций.

Очень важно родителям обмениваться своими мыслями, сомнениями, опытом. Для этого им нужно заново осмыслить свои подходы, найти им обоснование, аргументировать целесообразность своих подходов к воспитанию, обучению, развитию малыша. Семейный опыт родителей вызывает живой отклик среди присутствующих, ведь все чувствуют себя на равных, можно свободно спорить, спрашивать, вместе размышлять.

Читать еще:  Кахолонг камень. Свойства, особенности и применение кахолонга. Магические и лечебные свойства кахолонга

Говоря о формировании семейных ценностей, надо начинать работу с корректировки родительских установок. Ведь именно у родителей ребенок учится проявлять свои чувства и свои привязанности. В семье он видит образцы поведения, когда родные поддерживают друг друга в трудной ситуации, делятся душевным теплом и лаской.[3] Поэтому воспитательная система должна охватывать в первую очередь родителей, предлагая такие формы работы, которые в наибольшей степени заинтересуют взрослых.[4]

«Истинная сущность воспитательной работы… заключается вовсе не в ваших разговорах с ребенком, не в прямом воздействии на ребенка, а в организации вашей семьи, вашей личной и общественной жизни и в организации жизни ребенка» А.С.Макаренко.

Как отмечает известный психолог Н.Е. Веракса, важно, чтобы схемы семейного поведения демонстрируемые родителями, были адекватны и представляли собой образцы культурного, продуктивного отношения между людьми. Семья выступает как носитель системы ценностей, с которой ребенок выходит в мир.[5] Опыт, который приобретает ребенок в семье, бесценен, если система семейных взаимоотношений поддерживает ребенка.

Семья, являясь для ребенка первым проводником социального влияния, вводит его во все многообразие ролевого поведения, родственных отношений, домашнего быта, вызывая те или иные чувства, действия, способы поведения, воздействуя на формирование привычек, черт характера, психических свойств. Этим «багажом» ребенок пользуется не только в настоящей жизни: многое из усвоенного в детстве определит его качества будущего семьянина. В связи с этим можно говорить о взаимозависимости «качества » семьи (ее состава, ценностных ориентации, нравственных устоев, уклада, характера детско-родительских отношений, психологического климата, межпоколенных связей и т.д.) и ее возможностей в решении задачи воспитании ребенка как будущего семьянина.

А.М.Рогова рассматривает «семейные ценности» как процесс, направленный на общество в целом, семью и молодое поколение, формирующий позитивные установки к семье.[6]

Семья играет важнейшую роль в формировании воспитания ребенка. Семейные ценности являются стандартами, по которым мы судим, что правильно, а что нет. Поэтому необходимо целенаправленно организовывать формирование семейных ценностей детей в самом раннем возрасте.

1 Буланова Д.Д. Формирование принадлежности к семье у детей старшего дошкольного возраста // теория и практика общественного развития (2015, №3)

2 Майерс Д. Социальная психология.- СПб., 2000.

3 Медкова Д.В. Семейные ценности как объект социологического анализа / Ломоносовские чтения 2003 г. Студенты. Том №2. – С.103

4 Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. М., 1999. 232 с.

5 Ковалёва А.В. Интерпретация семейных ценностей и её компонентов в современном обществе (электронный ресурс) // Электронное научное издание « Учёные записки ТОГУ». – Томск, 2010. –Т.2. – №1. – Режим доступа: www.ejournal.khstu.ru/ejournal@khstu.ru.

6 Рогова А.М. Особенности формирования семейных ценностей у современной российской молодёжи // Современные проблемы науки и образования. – 2007. – №1 – C. 66-69

Семья и семейные ценности. Формирование семейных ценностей в школе

Что для человека семья?

Семья – это микромир родных людей, источник любви, тепла, уважения и согласия. Место, где человек растет и развивается, впитывая, как губка, все плохое и все хорошее из пространства, которое его окружает.

Ранимость и обнаженность чувств, которые дарят друг другу близкие люди, многообразие форм проявления таких чувств, особое, бережно восхищенное отношение к своему ребенку – это семья, это ее уникальность и своеобразие.

Семейные ценности – это обычаи, традиции, нормы поведения и взгляды, которые передаются из поколения в поколение. Это основополагающие принципы, на которых строится вся жизнь семьи.

Какие они, семейные традиции и ценности, в чем их сила и притягательность?

  • Любовь. Глубокое и искреннее чувство, которое ведет мужчину и женщину к созданию семьи. Любовь матери к ребенку – истинная и безграничная, любовь ребенка к своим родителям – безусловная и полная доверия.
  • Ответственность. В данном случае перед семьей, ведь все что мы делаем – мы делаем ради своей семьи.
  • Общение. С близкими людьми мы делимся всем – впечатлениями дня, ссорой с начальником, несправедливостью учителя в школе и надеемся на утешение, понимание и добрый совет.
  • Забота и поддержка. Каждый человек хочет быть уверенным в том, что есть место, где ему всегда рады, где его любят и ценят, где его примут и поймут в любом состоянии, в любой ситуации. Место, где близкие люди помогут ему, согреют его и дадут силы жить дальше.
  • Уважение. Полное взаимопонимание между членами семьи возможно только тогда, когда с интересами и потребностями другого человека в семье считаются, когда соблюдают комфортный для него формат общения, когда признают его ценность и значимость. Как только исчезает уважение, исчезает и любовь.
  • Умение прощать. Если люди любят, они не держат зла и не зацикливаются на обидах, они пытаются найти компромисс и жить дальше. Дети должны знать, что в семье их всегда поймут и простят.
  • Честность. Доверие, которое испытывают друг к другу люди в семье невозможно переоценить. Пожалуй, нет другого такого сообщества, где это качество выражено столь ярко и неподдельно. Честность и искренность в семейных отношениях рождают доверие и спокойную уверенность в благополучии.
  • Традиции. Еженедельные прогулки в лесу, выбивание ковриков по субботам, совместные поездки на дачу или празднование семейных праздников – это верный путь к укреплению семьи.
Читать еще:  Рубашка удлиненная сзади с чем носить. С чем носить белую блузку. Удлинённые летние блузки к брюкам и юбкам

Семья и семейные ценности, на самом деле, – лучшее, что у нас есть. Конечно, существуют такие значимые категории, как карьера, отношения с друзьями, образование, но семья – это спокойное и надежное счастье, доступное каждому. Семейные традиции и ценности необходимо создавать и развивать в каждой семье, для того чтобы у детей формировались четкие ориентиры и приоритеты.

Как формировать ценности семейной жизни? Советы родителям

Научить ребенка жить в гармонии с собой и окружающими его близкими людьми, уважать старших, быть честным и искренним, уметь общаться и ладить с разными людьми – задача, прежде всего, семьи.

Лучшее воспитание – собственный пример. Если малыш будет расти в счастливой и дружной семье, где мама с папой любят и уважают друг друга, заботятся о своих родителях и детях, то и в свою семью в будущем он принесет такие же нормы и ценности.

Общайтесь с детьми. Сделайте традицией вечерами, когда вся семья в сборе, делиться впечатлениями о дне прошедшем, радоваться новым достижениям, утешать обиженных, хвалить за добрые поступки. Найдите время внимательно выслушать своих детей и узнать, чем был наполнен их день. С самого раннего детства поддерживайте в детях стремление к доверительному и открытому общению и тогда вас минуют проблемы непонимания отцов и детей.

Если вы не живете с родителями в одном доме, то навещайте их вместе с детьми, звоните им, напоминайте детям позвонить бабушке и дедушке – поздравить с праздником, узнать о самочувствии. Пусть дети видят искреннюю заботу, которые вы проявляете по отношению к своим родителям и учатся…

Не потакайте детям во всем и не балуйте их без чувства меры. Помните о том, что в семье должны быть базовые правила, соблюдать которые должен каждый домочадец.

Эти несложные принципы помогут вашему ребенку сформировать правильные установки, нормы и ценности, которые позволят ему в будущем создать счастливую семью.

Чем в формировании семейных ценностей может помочь школа?

Школа должна помочь родителям и детям осознать и сформировать ценности семьи, организовать совместную работу так, чтобы родители и педагоги двигались в одном направлении в стремлении вырастить настоящего человека, развитого духовно и нравственно.

Педагоги, совместно с родителями, могут организовать мероприятия по формированию семейных ценностей в самых разных формах: совместные семейные праздники и спортивные мероприятия, сюжетно-ролевая игра с родителями, классный час про семейные ценности, акции ко Дню матери и Дню пожилого человека, час размышлений, индивидуальная беседа.

Мероприятия, направленные на формирование семейных ценностей в школе должны быть разнообразными и ориентироваться на возраст ребенка. Младшим школьникам нужно рассказать о традициях в семье, об исконных ролях матери и отца, бабушки и дедушки, о том, что в семьях принято уважать своих близких и помогать им. Хорошо, если на такой урок придут члены семей младших школьников.

Для учащихся 5-6 классов, интересными будут занятия, к которым они составят свое семейное древо, расскажут историю своего рода, придумают для своей семьи символику (герб семьи, флаг семьи, девиз семьи, гимн семьи). Важным достижением урока станет воспитание чувства гордости своей семьей, предками, давшими истоки. Значимым окажется воспитание чувства ответственности ребенка, как продолжателя семейных традиций.

Мероприятие по укреплению семейных ценностей в 6-7 классе может быть посвящено беседе о детях, живущих без родителей в детских домах, о неполных семьях, в которых нет отца или матери. Можно поговорить о роли семьи в жизни каждого человека, о правах и ответственности членов семьи друг перед другом, о нравственных и правовых аспектах семьи.

Старшеклассникам будет интересна беседа о моделях своей будущей семьи, о том, какими они видят отношения со своей предполагаемой половинкой, каким образом, они собираются выстраивать отношения со своими родителями и детьми. Интересным будет создание образа идеальной жены или мужа.

Такой урок запомнится надолго и станет позитивным эмоциональным впечатлением, если затронет струнки добра в каждом детском сердечке и даст пищу для мечтаний и размышлений, обсуждений и познания.

Счастливая и дружная семья – это тыл, который позволяет жить полноценной жизнью, расти и развиваться, радоваться каждому дню. Ценности семьи и ее традиции необходимо взращивать, ухаживать за ними и беречь, ибо это лучшее, что у нас есть. Формирование семейных ценностей – долгий и творческий процесс. Это процесс переноса всего самого лучшего из семьи своих родителей в свою собственную семью: выстраивание теплых и дружеских отношений, уважение и доверие, ответственность за свои поступки, умение прощать, доброта и забота, любовь и терпение.

Источники:

http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/01/18/formirovanie-semeynykh-tsennostey-u-detey-doshkolnogo-vozrasta
http://izron.ru/articles/sovremennye-problemy-obshchestvennykh-nauk-v-mire-sbornik-nauchnykh-trudov-po-itogam-mezhdunarodnoy-/sektsiya-16-sotsialnaya-struktura-sotsialnye-instituty-i-protsessy-spetsialnost-22-00-04/vliyanie-semi-na-formirovanie-kachestva-i-tsennostey-u-rebenka/
http://www.rastut-goda.ru/questions-of-pedagogy/7976-semya-i-semejnye-cennosti-formirovanie-semejnyx-cennostej-v-shkole.html

Ссылка на основную публикацию