Интересные формы работы с родителя в детском саду. Нетрадиционные формы работы с родителями в доу. Мотивирующая сила интерактивных игр

Использование интерактивных игр как нетрадиционной формы работы с родителями

Анастасия Кутафина
Использование интерактивных игр как нетрадиционной формы работы с родителями

В настоящее время в детских садах все большую актуальность приобретают нетрадиционные формы работы с родителями. В нашем учреждении они применяются повсеместно.

Это такие формы работы как:

Посещение семьи в домашних условиях;

Различного рода семинары-тренинги;

Привлечение родителей в участии в проектной деятельности, создание презентаций родителями;

Интерактивные игры;

Эти формы работы помогают нам как педагогам установить положительный эмоционально- личностный контакт непосредственно с каждой семьей, для достижения наиболее доверительных отношений, создать положительную эмоциональную атмосферу в коллективе родителей, сплотить коллектив, популяризировать положительный опыт семейного воспитания, выявить знания родителей по предложенной тематике взаимодействия «социальных институтов» (детского сада и семьи, определить наиболее значимые аспекты, по которым необходимо работать с семьей индивидуально, а также предложить передовой педагогический опыт по затронутой теме. В нетрадиционных формах работы с родителями реализуется принцип партнерства, диалога. Разнообразие интерактивных форм взаимодействия с родителями, позволяет педагогам значительно улучшить отношения с семьями, повысить педагогическую культуру родителей.

Мне как воспитателю интересна каждая из этих форм работы, поэтому я стараюсь внедрять их в свою работу. Так мною применялись такие формы взаимодействия с родителями как: анкетирование по различным темам «Условия для развития двигательной активности ребенка в домашних условиях», «Здоровый образ жизни в семье», «Приобщение детей к детской художественной литературе» и т. д, также интересна такая форма работы-посещение семьи в домашних условиях, где непринужденная обстановка позволяет увидеть и оценить те методы и приемы, которые используют родители для воспитания и развития детей, а также дать необходимые рекомендации по данной теме. Но особенно мне стало интересно применение интерактивных игр в работе с родителями. Интерактивные игры создают ситуацию испытания и дарят массу положительных эмоций, как и все игры, а также в ненавязчивой форме «передают» родителям знания по предложенной теме.

Так в рамках социально-нравственного проекта “Детский сад, семья и книга!», мною было проведено собрание “Приобщение детей к художественной литературе через семейное чтение!», которое проходило в формеродительского вечера“, на этом собрании вниманию родителей была предложена интерактивная игра «Путешествие по сказкам!», целью которой являлось:

Создание положительного эмоционального настроя участников;

Обобщение знаний родителей о русских народных сказках

В итоге родители остались очень довольны, получили массу положительных эмоций и освежили свои знания по данной теме.

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

Установления взаимосвязи ДОУ и семьи является решающим условием обновления системы дошкольного образования. Семья – уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности, эмоционального «тыла», поддержку. Семья – это ещё и источник общественного опыта. Здесь ребёнок находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение.

Взаимодействие семьи и детского сада – это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий от педагогов и родителей терпения, творчества и взаимопонимания. Положительных результатов в решении этой проблемы можно достичь при согласованных действиях педагогов и семьи, при условии развития интереса родителей к вопросам воспитания, привлекая их к планированию и организации совместной деятельности, в которой родители – не пассивные зрители, а полноправные участники.

Просмотр содержимого документа
«ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ »

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

Т.А. Маркова, Н.Ф. Виноградова, Г.Н. Година, Л.В. Загик, обращают внимание на

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ

единство в работе ДОУ и семьи по воспитанию детей

взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогами и родителями

использование разнообразных форм работы детского сада с семьей в их взаимосвязи;

индивидуальные и групповые формы работы с родителями

( из английского языка )

ИНТЕРАКТИВНЫЙспособность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо ( например, компьютером ) или кем-либо ( например, человеком ).

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ – это, прежде всего, диалог, в ходе которого осуществляется взаимодействие

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ «ИНТЕРАКТИВА»:

  • это специальная форма организации, с комфортными условиями взаимодействия, при которых воспитуемый чувствует свою успешность, интеллектуальную состоятельность;
  • процесс взаимодействия организуется таким образом, что все участники оказываются вовлеченными в процесс познания, обсуждения;
  • диалоговое общение ведет к взаимодействию, взаимопониманию, к совместному принятию наиболее общих, но значимых для каждого участника задач;
  • каждый участник вносит свой особый индивидуальный вклад, имеет возможность обменяться знаниями, собственными идеями, способами деятельности, услышать другое мнение коллег; исключается доминирование как одного выступающего, так и одного мнения;
  • формируется умение критически мыслить, рассуждать, решать противоречивые проблемы на основе анализа услышанной информации и обстоятельств;
  • формируется уважение к чужому мнению, умение выслушивать, делать обоснованные заключения и выводы;
  • участник может не только выразить свое мнение, взгляд, дать оценку, но и, услышав доказательные аргументы коллег, отказаться от своей точки зрения или существенно изменить ее;
  • участники учатся взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, правильно выражать свои мысли, участвовать в дискуссиях, профессионально общаться;
  • показателем эффективности групповой деятельности служит, с одной стороны, производительность труда группы (ее продуктивность), с другой – удовлетворенность членов группы совместной деятельностью.
Читать еще:  Очень сильно скучаю милый по. Смс скучаю для любимых

формирование умений, навыков

выработка общего мнения

ЦЕЛИ ИНТЕРАКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

изменения психологической атмосферы

создание условия для диалога

ФАСИЛИТАЦИЯ ( поддержка, облегчение ) – направление и помощь процессу обмена информацией:

выявление многообразия точек зрения

обращение к личному опыту участников

поддержка активности участников

соединение теории и практики;

взаимообогащение опыта участников

облегчение восприятия, усвоения, взаимопонимания участников

поощрение творчества участников

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОЗИЦИИ ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Информация должна усваиваться не в пассивном режиме, а в активном, с использованием проблемных ситуаций, интерактивных циклов

Интерактивное общение способствует умственному развитию

При наличии обратной связи отправитель и получатель информации меняются коммуникативными ролями. Изначальный получатель становится отправителем и проходит все этапы процесса обмена информацией для передачи своего отклика начальному отправителя

Обратная связь может способствовать значительному повышению эффективности обмена информацией (учебной, воспитательной, управленческой)

Двусторонний обмен информацией хотя и протекает медленнее, но более точен и повышает уверенность в правильности ее интерпретации

Обратная связь увеличивает шансы на эффективный обмен информацией, позволяя обеим сторонам устранять помехи

Контроль знаний должен предполагать умение применять полученные знания на практике

Нетрадиционные интерактивные формы работы с родителями,

основанные на сотрудничестве и взаимодействии педагогов и родителей

Четыре шага в работе с интерактивными играми:

Шаг 1 . Анализ групповой ситуации

Шаг 2 . Инструктирование участников

Шаг З . Проведение игры

Шаг 4 . Подведение итогов

Специфические аспекты интерактивных игр, мотивирующие родителей:

учет естественных потребностей

соревнование и сотрудничество

Преимущества интерактивных игр:

• Интерактивные игры могут создать мотивацию.

• Интерактивные игры могут создать продолжительную заинтересованность в саморазвитии и в раскрытии своего человеческого и родительского потенциала.

• Они облегчают введение новых коммуникативных и поведенческих норм.

• Интерактивные игры помогают человеку увидеть особенности воспитательно – образовательного процесса в ДОУ, почувствовать всю сложность психических, социальных и организационных процессов, понять их взаимосвязь и научиться их использовать в воспитании детей.

• Интерактивные игры могут способствовать появлению у родителей новых представлений и ценностных ориентации, основанных на полученном опыте.

• Интерактивные игры могут сбалансировать активность участников.

• Интерактивные игры могут создать позитивную установку у родителей по отношению к педагогу работающему с их детьми и способствовать конструктивной полемике с ним.

• Интерактивные игры с родителями способствуют проработке важнейших проблем в воспитании детей дошкольного возраста.

Алгоритм подготовки, создания и проведения тематических акций:

определение целей и задач

составление плана акции

интерактивные формы взаимодействия с родителями дошкольников (консультации, интерактивные игры, беседы, анкетирование, нетрадиционные родительские собрания, домашние задания, конкурсы),

различные формы работы с детьми

совместные мероприятия с родителями и детьми

подведение итогов по поощрению детей и родителей в результате проведённых акций

включает в себя изучение проблемы, определение интересующей детей темы, вводные беседы, занятия с детьми на конкретную тему в детском саду, определение целей и задач проекта, обозначение проблемы для родителей, домашнее задание родителям и детям (создать альбом, коллаж, газету, фоторепортаж и др.).

Первый этап – подготовительный

участники проекта самостоятельно выполняют задания в домашних условиях

Второй этап – основной

предполагает выполнение заданий продуктивного характера с целью экспресс-диагностики уровня развития дошкольников, стиля семейного воспитания, презентацию результатов совместной деятельности, а также интерактивная форма награждения участников проекта

Второй этап – завершающий

На первом этапе определяются тема, цели и задачи экспертизы. Подбираются и оформляются объекты экспертизы в зависимости от темы, целей и задач (возможно совместно с родителями). Уточняются критерии оценивания. Проводится реклама предстоящего мероприятия для родителей.

На втором этапе родителям предлагается побыть в качестве экспертов и оценить объекты экспертизы по предложенным критериям. Участники родительской экспертизы получают небольшие памятные подарки (брошюрки, буклеты…).

Организатором «родительской экспертизы» может быть заместитель заведующего д/с, педагог-психолог, а также воспитатель детского сада. Итоги «родительской экспертизы» доводятся до сведения родительской общественности на информационных стендах детского сада.

Читать еще:  Что одеть на Хэллоуин (9 фото). В объективе – маленькая ведьма! Эпатажный костюм для девочки на Хэллоуин

Меню сайта включает в себя основные разделы:

«Дошкольные новости» – где освещаются интересные моменты из жизни сада.

«О нас» – этот раздел включат информационную и историческую справку о дошкольном учреждении.

«Педагогический коллектив» – здесь вновь поступающие родители могут ознакомиться с педагогическим коллективом дошкольного учреждения.

«Артгаллерея» – в этом разделе помещаются фотографии интерьера, фотографии с праздников и развлечений, а так же лучшие детские рисунки.

«Справочник для родителей» – специалистами детского сада представлена важная информация для родителей по преддошкольной и предшкольнолй подготовке детей. Для родителей подобраны рекомендации о том, что такое адаптация и как сделать так, чтобы она прошла наиболее безболезненно для ребенка, что такое готовность к школе и что должен знать и уметь будущий первоклассник, а ток же многое другое.

«Наши достижения» – т.к. д/с открытая образовательная система, то педагоги и дети принимают активное участие как в городских, так и всероссийских конкурсах. Родители имеют возможность увидеть наши достижения.

«Специалисты советуют» – в данном разделе родители могут найти необходимые рекомендации, подготовленные старшей медицинской сестрой, логопедом, психологом, и другими специалистами.

Так же в меню сайта есть «Обратная связь» – родители могут задать интересующие их вопросы любому специалисту нашего сада.

Интересные формы работы с родителя в детском саду. Нетрадиционные формы работы с родителями в доу. Мотивирующая сила интерактивных игр

Шаг З. Проведение игры

На этой стадии педагог контролирует осуществление запланированной деятельности и дает дальнейшие инструкции, разъясняет неправильно понятые указания и следит за соблюдением временных рамок и правил. И наконец, он внимательно наблюдает за тем, что делают участники.

Шаг 4. Подведение итогов

Педагог должен помочь участникам проанализировать свой опыт: поощрение обмена опытом, помощь в осознании особенностей рассматриваемого вопроса, помощь в нахождении связи между полученным в игре опытом и поведением в повседневной жизни.

Мотивирующая сила интерактивных игр:

Каждую интерактивную игру можно рассматривать как структурированную обучающую ситуацию, позволяющую родителям развивать новое понимание рассматриваемого вопроса и формировать новые модели поведения. Игры могут значительно усилить мотивацию участников в воспитательном процессе. Игры помогают социализации и развитию личности участников, дают им возможность проверить на практике разные подходы, развить и интегрировать различные убеждения, навыки и способности.

Обучение с помощью интерактивных игр сопровождается «присвоением знаний». Это значит, что родители, например, не только рассказывают детям о результатах дискуссии в родительской группе, но могут начать вести себя так, чтобы стать для детей чутким и конструктивно ограничивающим авторитетом, предоставляющим одновременно теплоту и возможность проявления самостоятельности.

Специфические аспекты интерактивных игр, мотивирующие родителей:

  • – активное участие – участники могут наблюдать собственные сложные внутренние процессы, общаться с другими вербально и не вербально, играть различные роли, спорить друг с другом, принимать решения
  • – обратная связь – участники не только экспериментируют с собственным и чужим поведением, но и проясняют для себя, что и как они сделали. Они ведут себя определенным образом и получают обратную связь, как через собственное осознание, так и принимая информацию от других. В одной и той же учебной ситуации участники по-разному видят последствия своих действий и своего поведения. В таком случае обратная связь весьма полезна для обучения.
  • – открытые результаты – никто не знает, что получит он сам и группа в интерактивной игре, какие будут результаты, как будут реагировать другие участники. В интерактивной игре не существует правильных или неправильных решений. Уважается реальность, а вопрос о целесообразности определенного способа поведения каждый решает сам, прислушиваясь к собственным внутренним ощущениям или к обратной связи от других участников.
  • – учет естественных потребностей – во время игры родители могут перемещаться в пространстве, устанавливать вербальный и невербальный контакт друг с другом и высвобождать при этом физическую энергию.
  • – соревнование и сотрудничество. Ряд интерактивных игр содержат элементы соревнования. Большинство интерактивных игр укрепляют дух сотрудничества. Многие виды деятельности требуют совместных действий двух людей или целой группы.

Преимущества интерактивных игр:

  • * Интерактивные игры могут создать мотивацию. Они пробуждают любопытство участников, доставляют им удовольствие, усиливают интерес к взаимодействию между людьми.
  • * Интерактивные игры могут создать продолжительную заинтересованность в саморазвитии и в раскрытии своего человеческого и родительского потенциала.
  • * Они облегчают введение новых коммуникативных и поведенческих норм.
  • * Интерактивные игры помогают человеку увидеть особенности воспитательно-образовательного процесса в ДОУ, почувствовать всю сложность психических, социальных и организационных процессов, понять их взаимосвязь и научиться их использовать в воспитании детей.
  • * Интерактивные игры могут способствовать появлению у родителей новых представлений и ценностных ориентации, основанных на полученном опыте. педагог родитель семья интерактив
  • * Интерактивные игры могут сбалансировать активность участников.
  • * Интерактивные игры могут создать позитивную установку у родителей по отношению к педагогу, работающему с их детьми и способствовать конструктивной полемике с ним.
  • * Интерактивные игры с родителями способствуют проработке важнейших проблем в воспитании детей дошкольного возраста.
Читать еще:  История Хьюго Босс (Hugo Boss). От производства рабочей одежды до одного из самых известных модных брендов — история Hugo Boss

Тематические акции – это одна из интерактивных форм работы с родителями. Акции направлены на сотрудничество семьи в решении проблем образования и воспитания детей, повышения роли и ответственности родителей в деле гражданского образования и воспитания ребёнка. Данные акции могут быть как общесадовскими, так и групповыми. Основными целями проводимых акций являются: формирование системы педагогического взаимодействия ДОУ и семьи в интересах развития личности ребенка, разработка технологии реализации этого взаимодействия по различным направлениям.

В результате проведения акций создаётся благоприятная среда для повышения количества контактов родителей с педагогами, формируются положительные отношения родителей к учреждению, вырастает потребность в организации семейного досуга. В ходе реализации тематических акций решаются следующие задачи семейного воспитания: физическое развитие ребёнка, трудовое и патриотическое воспитание, формирование экологической культуры, подготовка к семейной жизни и другие.

Тематические акции, как интерактивная форма по взаимодействию с родителями, способствуют расширению представлений у детей и родителей по различным образовательным областям программы, в частности, они, могут быть направлены, на формирование ценностных отношений к родному городу, к его истории, основным достопримечательностям, способствовать повышению уровня знаний у дошкольников о родном крае, активизировать сотрудничество детского сада и семьи в решении актуальных вопросов патриотического воспитания,.

Большая подготовительная работа воспитателей к проведению таких акций способствует повышению их профессионального мастерства, расширению имеющихся представлений о работе с детьми и родителями. Вовлечение в сотрудничество разных специалистов ДОУ благоприятно сказывается на взаимодействии всех участников педагогического процесса.

В результате проведения акций создается благоприятная среда для повышения количества контактов родителей с педагогами, сформировываются положительные отношения родителей к учреждению, вырастает потребность в организации семейного досуга.

Алгоритм подготовки, создания и проведения тематических акций:

  • – определение целей и задач,
  • – составление плана акции,
  • – интерактивные формы взаимодействия с родителями дошкольников (консультации, интерактивные игры, беседы, анкетирование, нетрадиционные родительские собрания, домашние задания, конкурсы),
  • – различные формы работы с детьми;
  • – совместные мероприятия с родителями и детьми;
  • – подведение итогов по поощрению детей и родителей в результате проведённых акций.

Тематика акций педагогам предлагается заранее. В дальнейшем идет творческий поиск, нестандартное решение. Активное включение педагогов в создание той или иной тематической акции – это возможность стать основными разработчиками и исполнителями ряда действий для достижения цели. Не скованные чужими инициативами, педагоги определяют проблемы, предлагают пути их решения и сами вместе с детьми и их родителями осуществляют их, повышая свой творческий и профессиональный уровень.

При проведении тематических акций педагог через направленную организованную деятельность детей решает педагогические задачи: углубление знаний, воспитание качеств личности, приобретение ребенком опыта жизни среди людей-сверстников, взрослых.

Данные тематические акции могут использоваться в работе с родителями воспитанников разного дошкольного возраста, но особенно актуальными они становятся при организации интерактивного взаимодействия с родителями детей старшего дошкольного возраста.

Таким образом, взаимодействие семьи и детского сада – это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий от педагогов и родителей терпения, творчества и взаимопонимания. В новых формах взаимодействия с родителями реализуется принцип партнерства, диалога. Разнообразие интерактивных форм взаимодействия с родителями, позволяет воспитателям значительно улучшить отношения с семьями, повысить педагогическую культуру родителей, расширить представления детей по различным образовательным областям. Интерактивные формы взаимодействия родителей и ДОУ означает способность взаимодействия в режиме беседы, диалога. Основные цели интерактивного взаимодействия – обмен опытом, выработка общего мнения, формирование умений, навыков, создание условия для диалога, групповое сплочение, изменение психологической атмосферы. Выделяют следующие нетрадиционные интерактивные формы работы с родителями, основанные на сотрудничестве и взаимодействии в режиме диалога педагогов ДОУ и родителей: семейные клубы, дискуссии: круглые столы, симпозиумы, дебаты, семинары-тренинги, интерактивные игры, мастер – классы.

Тематические акции – это новая форма интерактивного взаимодействия, которые направлены на сотрудничество семьи в решении проблем образования и воспитания детей, по различным образовательным областям, повышение роли и ответственности родителей в деле гражданского образования и воспитания ребёнка.

Источники:

http://www.maam.ru/detskijsad/-ispolzovanie-interaktivnyh-igr-kak-netradicionoi-formy-raboty-s-roditeljami.html
http://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeObrazovanie/presentacii/intieraktivnyie-formy-raboty-s-roditieliami
http://studwood.ru/1070695/pedagogika/interaktivnye_igry_sredstvo_vzaimodeystviyu_roditelyami

Ссылка на основную публикацию