Как отметить Рождество дома с маленькими детьми — игры, конкурсы, традиции. Классный час на тему: Сценарий внеклассного мероприятия праздничной программы Рождество Христово””

Сценарий внеклассного мероприятия праздничной программы “Рождество Христово”
классный час на тему

Знакомство с православной традицией русского народа – праздника “Рождество Христово”. Внеклассное мероприятие проводится для 4-6 классов в форме праздничной программы с песнями, играми,загадками и викториной.

Предварительный просмотр:

Сценарий проведения внеклассного мероприятия для 4 – 6 классов.

Подготовлен учителем изобразительного искусства МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4» Сидоровой Натальей Евгеньевной.

Тема: «Рождество Христово»

Цель: познакомить детей с историей праздника Рождества Христова, раскрыть его смысл.

– воспитывать любовь и уважение у детей к православным традициям русского народа.

– создать психологические условия для получения знаний о празднике;

– развивать у учеников познавательный интерес и творческие способности.

– маленькая елка с набором всевозможных украшений;

– выставка рисунков «Рождество»;

– комплект букв «С Рождеством!»

– плакаты на тему «Рождественский праздник»;

-икона «Рождество Христово»

-макет с изображением пещеры;

– мультимедийная установка, компьютер с дисками музыки на тему «Рождество»;

-презентация «Рождество Христово»

– сладости для всех участников праздника.

Методическая разработка предусмотрена для детей 4 – 6класса (9-11 лет)

Продолжительность: 45 минут.

Этапы проведения: вопросы и рассказы учителя, стихи детей, сценка, пение, проведение игры.

Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые гости!

Мы рады вас видеть в нашем зале. Сегодня хотим вам рассказать об одной православной традиции русского народа — празднике «Рождество Христово».

Рождество … Есть в нем что–то волшебное, загадочное и необъяснимое.

Рождество … Этот праздник полон волнующих ожиданий, предвкушения чуда и надежд.

Рождество … Сегодня, как и две тысячи лет назад, это праздник милосердия и добра.

Каждый год приближение этой удивительной ночи зажигает в наших сердцах звездочки, идущие от той далекой путеводной Вифлеемской звезды. И мы понимаем: есть рядом с нами другая, невидимая страна. Все в ней удивительно: в ней благость и свет, законы ее справедливы и милосердны, музыка ее божественна, истины ее неисчерпаемы. Это Духовный Мир, царство добрых Ангелов, и дорога в это царство открыта для всех, нужно только распахнуть свои сердца.

Звучит музыка «Благовест».

– Ребята, что же это за праздник, Рождество Христово?! Обратимся к нашей истории…
Встает ребенок:

Рождество Христово – великий христианский праздник в воспоминание рождения Иисуса Христа в Вифлееме, празднуется 25 декабря по старому стилю, а по новому стилю 7 января. Более достоверно то, что 25 декабря исполняется девять месяцев с Благовещения. Праздник Рождества Христова считается вторым после Пасхи на Востоке, на Западе же первым.

В этот день святого Рождества

Каждый ждёт от жизни волшебства:

Чтоб больной здоровье вмиг обрёл,

Чтобы странник до огня добрёл,

Чтоб добро царило, а не зло,

Чтобы всем, кто верит, повезло!

Праздник Рождества Христова — самый светлый и радостный день для многих людей. Именно в этот день родился у Девы Марии сын Иисус Христос — Спаситель мира.

А как велась подготовка к Великому Празднику в те давние времена?

Готовились к празднику основательно, за несколько дней до Рождества все работы прекращались: считалось, что иначе год пройдет в тяжелых трудах, без отдыха. За 6 недель до начала праздника начинается строгий пост. Люди с достатком почитали за обязанность в эти дни помогать бедным. Устраивали у себя богадельни и раздавали милостыню. Первый раз Рождество Христово отмечалось на Руси в 988 году.

– А вы, ребята знаете как проходит этот праздник на Руси?

Встает 1 ученик:

– Канун или день навечерия праздника проводился в строгом посте и назывался сочельником, так как в этот вечер, по церковному уставу, употреблялось в пищу сочиво, сушёные хлебные зёрна, размоченные водой. Пост этот хранился до вечерней звезды. Вечером, в канун Рождества Христова, неизменно придерживающиеся старых благочестивых обычаев люди русские не нарушали поста: по уставу церковному разрешалось вкушать в это время только “сочиво” (взвар рисовый или ячменный – с мёдом, или ягодный и плодовой) с хлебом пшеничным, “оладьи” медовые да пироги постные. Есть сочиво, как считалось, принято в подражании посту Даниила и трёх отроков, воспоминаемых перед самим праздником Рождеством Христова, которые питались от семян земных, чтобы не оскверняться от языческой трапезы, и согласно со словами Евангелия: “Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своём, которое, хотя меньше всех семян но, когда вырастет, бывает больше злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его” По законам православной церкви в Рождественский и крещенский сочельники трапеза предписана всего один раз – после Божественной литургии. На трапезе правилами церкви постановлено вкушать пищу “с елеем”. Сыра же и подобных ему, и рыб, и «никакоже дерзнем ясти”, то есть, можно есть постную пищу с маслом, но не сыр и рыбу. Главными блюдами на столе в сочельники бывают сочиво и кутья.

Встает 2 ученик:

Под вечер на обеденный стол под скатерть клали сено, которое лежало до Щедрого (Васильева) вечера, чтобы будущий год был благополучным. В некоторых местах пекли к празднику фигурки животных из пшеничного теста — коровок, овечек, козочек, петушков да курочек и человечков-пастушков. Еда была обильной, с мясными блюдами: блины, пироги, соленья и сушеные ягоды, жареная колбаса и пр. В Белоруссии перед ужином «кормили мороз» киселём, чтобы он не морозил посевы жита. С вечера, ближе к полуночи, начиналось колядование с песнями-колядками.

-Кого славит народ в этот светлый праздник?

Встает ученик отвечает на вопрос.

Ребята, давайте посмотрим презентацию, из которой мы узнаем больше о боге.

исполняется песня « РОЖДЕСТВО».

Учитель: Ребята, а вы знаете почему символом Рождества стала елка? Эту историю покажут нам ученики 4 «А» класса.
Сценка «Придание о рождественской елке» неизвестного автора.

От автора:
Святая ночь! В Вифлееме родился спаситель мира» Все по – своему принимают участие в великом этом торжестве: люди, луговые цветы и деревья!
Счастливее всех три дерева, стоящие у самого входа в пещеру: им хорошо видны ясли и покоящийся в них Младенец, окруженный ангелами. Эта стройная пальма, прекрасная маслина и скромная зеленая елка.

Пальма говорит Маслине:
Пойдем и мы поклонимся Божественному Младенцу и поднесем Ему наши дары!

Елка:
Возьмите и меня с собой!

Пальма:
Куда тебе с нами!

Маслина:
И какие дары можешь ты поднести Божественному младенцу? Что у тебя есть? Только колючие иглы да противная липкая смола!

От автора:
Промолчала бедная елка и смиренно отошла назад, не осмелясь войти в пещеру, сиявшую небесным светом
Ангел:
Но ангел слышал разговор деревьев, видел гордость пальмы и маслины и скромность елки, ему стало жаль ее и по своей ангельской доброте он захотел помочь ей.
От автора:
Великолепная пальма склонилась над младенцем и повергла перед ним лучший лист своей роскошной кроны.
Пальма:
Пусть он навевает на тебя прохладу в жаркий день!
От автора:
А масли наклонила свои ветки и с них закапало душистое масло
Маслина:
Пусть вся пещера наполнится божественным благоуханием
От автора:
С грустью, но без завести смотрела на это елка
Елка:
Они правы, где мне с ними сравниться! Я такая бедная, ничтожная, достойная ли я приблизиться к Божественному младенцу!
Ангел:
В своей скромности ты унижаешь себя, милая елка, но я возвеличу тебя и разукрашу лучше твоих подруг!
От автора:
И ангел взглянул на небо. Темное небо было усеяно сверкающими звездами. Ангел сделал знак и одна звездочка за другой стали скатываться прямо на зеленый ветки елки и скоро вся она засияла блестящими огоньками. Когда Божественный Младенец проснулся, то не благоухание в пещере, не роскошный веер пальмы привлекли Его внимание, а сияющая елка. Он взглянул на нее, улыбнулся и протянул к ней ручки. Возрадовалась елку, старалась осветить пристыженных стоящих в тени маслину и пальму. За их зло она платила добром. И ангел видел это.

Читать еще:  Грустные истории про школьную любовь. Школьная любовь на всю жизнь

Ангел:
Ты доброе деревце, милая елка и за это ты будешь вознаграждена. Каждый год в это время ты, как теперь, будешь красоваться в сиянии множества огней и маленькие дети будут, глядя на тебя радоваться и веселиться. И ты, скромная, зеленая елка, сделаешься знамением веселого рождественского праздника .

Все артисты выходя на поклон, звучит одна из песен о елочке.

Ёлочка и дети поют:

В лесу родилась ёлочка,
В лесу она росла,
И вечной жизни символом
Та ёлочка была.

Благословил Бог ёлочку
С небесной высоты,
Как образ целомудрия
И скромной красоты.

Мечтала Богу ёлочка
Хоть чем-то послужить,
И плакала, что нечем ей
Младенца одарить.

Христос-Спаситель ёлочку
За скромность полюбил.
Сияющими звёздами
Ее Он одарил.

Теперь она нарядная
На праздник к нам пришла
И много-много радости
Детишкам принесла!

– Ребята, какой веселый обряд в праздновании Рождества дошел до нашего времени?

-Кто из вас знает, что значит колядовать?

Ходить по домам с поздравлениями и петь колядки.

Январь вообще и рождественский праздник на Руси в частности невозможно представить без колядования и святок. Святками называют двенадцать дней после Рождества Христова, считая их святыми днями между Рождеством и Богоявлением. Но, как это нередко бывает, к христианскому празднику народ добавил немало языческого. Церковь с давних времён осуждает и искореняет гадания, ряжения и подобные развлечения, но, тем не менее, они продолжают бывать. Хотя ,“Никогда русская семейная жизнь не живёт в таком раздолье, как на Святках”, в народе не случайно святочные вечера называют “страшными” именно из – за гаданий и попыток узнать своё будущее.

И до сих пор на Рождество у нас гадают, колядуют, надевают маскарадные костюмы, маски. Перечислить все обычаи и обряды практически невозможно. Каждый из праздничных дней расписан по минутам.

– Ребята! А что такое колядки?

Народные песни, про Рождество Христово.

В эти дни ходили по дворам колядовщики, славили Христа, пели обрядовые песни, желали счастья и благополучия хозяевам, собирали дары. Но существовал один секрет — приходили они только в те дома, на окне которых выставлялась свеча…
Ведущий зажигает на окне свечу

Пойдемте к дядьке Мирону колядовать.

Выходят ряженые колядовщики.

Мы нашли коляду

Во Мироновом двору.

Эй, дядька Мирон,

Выноси добро во двор.

Как на улице мороз

Не велит долго стоять,

Велит скоро подавать.

Выходила свет Сергевна,

Собирала жемчуг себе на серьги,

Коляда, коляда, подай пирога!

Не подашь пирога — возьмем корову за рога!

Подашь пирога — будет рожь густа,

Будет рожь чиста, обмолотиста,

Будет с колоса по хлебу,

С зерна по пирогу.

Выходят хозяин, хозяйка и кошка, которая намывает гостей.

Всем людям добрым

Желаем добра, золота, серебра!

Кому песни поем, тому сбудется,

Тому сбудется, не минуется.

Рождество – веселый праздник. Так давайте вместе веселиться. Поиграть хотите? Игра называется: «Чего на елке не бывает?». Я буду называть вам разные предметы, если вы услышите название елочных игрушек, надо поднять вверх руку и сказать «Да». Если буду называть то, чего на елке не бывает, надо сдержаться и промолчать. Постарайтесь не ошибиться. Готовы?

Игра: «Чего на елке не бывает?».

(дети играют с учителем в игру)

Игра: «Чего на елке не бывает?».

Вот и праздник наступил,

Каждый елку нарядил.

Кто, ребята, подтвердит-

На ветвях ее висит.

Звонкая хлопушка? (да)

Мягкая подушка? (нет)

Белые снежинки? (да)

Яркие картинки? (нет)

Шар из паутинки? (да)

Старые ботинки? (нет)

Кони и лошадки? (да)

Зайчики из ватки? (да)

Варежки – перчатки? (нет)

Красные фонарики? (да)

Хлебные сухарики? (нет)

Яркие флажки? (да)

Шапки и платки? (нет)

Яблоки и шишки? (нет)

Колины штанишки? (нет)

Вкусные конфеты? (да)

Снежные газеты? (нет)

Учитель: А теперь, я проверю насколько вы внимательно слушали выступающих ребят.

Стихи и загадки про Рождество Христово.

1. Путники долго на перепись шли,
В городе места они не нашли:
Под Вифлеемом – голая степь,
Стал им приютом убогий…

2. Пещера, ясли, сена стог,
Родился в ней…

3. В храмах лик поющих воспевает:
«Дева днесь Пресущественного …»

4. Эта песнь, мы знаем так,
Называется…(Кондак)

5. В темном небе сияла тогда,
Путь освещая, святая …

6. Простые люди весть узнали.
В ночи, когда еще не пели петухи,
Они к яслям Младенца поспешили
И Бога прославляли …

7. Из далеких стран восточных
мудрецы пришли,
Смирну … и ладан –
дар свой принесли.

8. За звездою, появляясь
Из дорожной синевы,
В Вифлеем путь долгий держат
На верблюдах трех …

  1. Мать Святого Младенца носила имя … (Мария)
  2. Спутником Матери Иисусу Христа был праведный … (Иосиф)
  3. Первым глашатаем, возвестившим о рождении Спасителя, стал … (Ангел)
  4. Подарок, который получил Спаситель от мудрецов как Первосвященник, называется … (Ладан)
  5. Восточные мудрецы, узнавшие о рождении Мессии по небесному светилу, именовались … (Волхвы)
  6. Подарок, который получил Спаситель от мудрецов как Царь, назывался … (Золото)
  7. Благовонное вещество, которое мудрецы вручили Спасителю как Человеку, называлось … (Смирна)
  8. Первыми услышали радостную весть о Рождестве … (Пастухи)
  9. Город, в котором родился Христос, назывался … (Вифлеем)

– Вот и подошел наш праздник к концу.

– Ребята, несите в ваши семьи и берегите огоньки добра и любви, которые мы старались зажечь и пусть вас хранит Ангел.

Дети уходят из зала под звучащую в записи мелодию.

Сценарий внеклассного мероприятия для школьников на тему: Рождество Христово

Для дошкольников и учеников 1-11 классов

16 предметов ОРГВЗНОС 25 Р.

Республиканский педагогический конкурс методических материалов по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию детей и молодежи.

Номинация: методическая разработка внеклассного мероприятия духовно- нравственной и гражданско-патриотической направленности

Сценарий внеклассного мероприятия для школьников на тему:

«Рождественские посиделки» – история, традиции и обычаи христианского праздника

Автор: Камзолкина Валентина Александровна, заместитель директора по воспитательной работе МБОУ “Средняя общеобразовательная школа №23” г. Чебоксары Чувашской Республики.

Тип занятия: интегрированное, познание – ознакомление с окружающим миром, художественное творчество, музыкальное.

Цель: приобщение к духовно – нравственным традициям и ценностям своего народа, знакомство с праздником Воскресения Христова на основе изучения национальных традиций, используя личный жизненный опыт детей, средства музыкального и изобразительного искусства.

– дать детям сведения о православном празднике «Рождество Христово»: истории и традициях;
– формировать познавательные потребности и интересы, активность;
обогащать опыт ребенка, насыщать этот опыт новыми знаниями и сведениями об окружающем;
– доставить детям удовольствие стать непосредственным участником прекрасного праздника Рождества;
– воспитывать и развивать у детей вековые традиции, христианские ценности и народную мудрость.
– познакомить обучающихся с обычаями и традициями русского народа, с православным праздником Воскресения Христово

Читать еще:  Сочетается ли бирюзовый цвет с желтым. Бирюзовый цвет в одежде. Кому подходит бирюзовый цвет в одежде

– снежинки, вырезанные из бумаги;

– фигурки героев библейских сюжетов, изготовленные из картона и бумаги; – сладости, выпечка, приготовленные ребятами совместно с родителями к празднику.

Звучит «Рождественская песнь»
Педагог: Здравствуйте, дорогие ребята. Приветствую и вас, и наших дорогих гостей на православном празднике «Рождество Христово».
Рождество — праздник в честь рождения Иисуса Христа. Празднуют его в ночь с 6 на 7 января.

Мальчик-Бог в яслях родился
Среди осликов, ягнят.
И звездою озарился
Вифлеемский двор и сад.

И подумал ослик серый,
Поглядев Младенцу в глазки:
“Он пришел с добром и верой,
Состраданием и лаской!”

А щеночек-лежебока
Подглядел из конуры,
Как пришли волхвы с Востока,
Принесли свои дары.

Педагог: С тех пор 6 января, как только появляется в небе первая звезда, начинается Рождественский Сочельник.

В старину отец вносил в дом сено, чтобы постелить его на стол (потому, что на сено положили маленького Иисуса!) и поставить в него горшок с кутьёй – самым важным блюдом в этот праздник.
Дети в Сочельник обязательно несли кутью крестным родителям, а те с нетерпением ждали маленьких крестников и угощали их всякой всячиной.

«Легенда о Рождественской елке»

Педагог: По традиции главным праздничным атрибутом является рождественская елка. Первыми игрушками были яблоки, орешки и различные сладости. Позже елку стали украшать блестящими игрушками, лампочками, свечами. На верхушке непременно должна расположиться Вифлеемская звезда, указавшая место рождения Иисуса Христа (дети помогают педагогу установить звезду).
Педагог: Ребята, накануне праздника мы с вами сделали фигурки героев библейских сюжетов. Предлагаю вам обновить наряд нашей новогодней елочки.
Педагог вместе с детьми украшает елку фигурками героев библейских сюжетов, изготовленные из картона и бумаги.

При этом педагог рассказывает детям сказку о елочке, смысл которой заключен в том, что когда Иисус создал много деревьев, он начал их украшать. Яблоню он украсил наливными яблочками, сливу – синими сливками, рябину – наливными красными ягодками. . . Деревья по очереди подходили к Христу, и он их украшал, только одно скромное деревце оставалось в сторонке и стеснялось подойти к Богу. Тогда Иисус, увидев это деревце, подошел сам к нему и сказал, что за ее скромность 2 раза в год это деревце будет украшено самыми красивыми игрушками, блестящими шарами и сверкающими гирляндами. Именно поэтому два раза в год – на Новый год и Рождество елочка становится самым красивым деревом в мире.

Педагог: Неотъемлемой традицией празднования Рождества Христова являются рождественские вертепы. Рождественский вертеп — своеобразный кукольный театр, который показывали наши предки на Рождество Христово. С помощью самодельных кукол, закреплённых на палках, разыгрывали рождественские спектакли. Сюжеты вертепов были связаны с рождением Христа.

«Мы пошли колядовать»

Педагог: Не менее интересный обычай – колядование. В рождественскую ночь молодые люди ходили по дворам, пели колядки, желая хозяевам добра, здоровья и достатка. А те непременно одаривали их сладостями и звонкими монетками.
Подготовка к обходам начиналась за несколько дней. Заранее готовили костюмы, маски. Традиционными персонажами ряженых были волк, коза, Баба-Яга. Обычно славильщики ходили с большой самодельной звездой, сделанной из бумаги, она символизировала звезду, взошедшую над Вифлеемом, когда родился Христос.

Педагог: Я предлагаю вам, ребята, поддержать эту славную традицию, тем более, что сделать это вовсе нетрудно. Конечно, если вы разряженной толпой пойдете в каждую квартиру без предупреждения, то, скорее всего, вам просто не откроют дверь. Поэтому лучше людей, к которым вы планируете прийти колядовать, предупредить заранее. Это может быть сделано в устной форме, а можно просто повесить объявление при входе в подъезд.
Сейчас ребята представят нам некоторые традиционные колядки.
Звучит фонограмма русской народной мелодии.
Выходят дети, наряженные в традиционных персонажей: волк, коза, зайцы, медведи, Баба Яга, коза и другие, а также в костюмах с элементами русского народного костюма (цветной платок или кокошниках, сарафан и т.д.), в руках большая самодельная звезда, сделанная из бумаги, короб и начинают традиционные колядования.

Все вместе хором:
Будем мы колядовать,
И Христа вам прославлять.
Открывайте сундучки,
Доставайте пятачки.

1-й ребенок:
С неба ангел к нам спустился,
И сказал: “Христос родился”,
Все вместе хором:
Мы пришли Христа прославить,
С праздником вас всех поздравить.

2-й ребенок (обращается к ведущему):
Коляд, коляд, колядин,
Я у батюшки один,
Коротенький кожушок,
Дай, хозяйка, пирожок!

3-й ребенок:

Дайте нам конфетку,
Можно и монетку,
Не жалейте ничего,
На кануне Рождество!

4-й ребенок:
Я маленький хлопчик,
Принёс Христу снопчик.
С праздником поздравляю,
Здоровья желаю.

5-й ребенок (обращается к гостям):
Уж ты, тётушка, подай,
Ты, лебёдушка, подай!
Ты подай-ка пирог
С рукавичку широк,
Ты начинку не теряй —
Целиком пирог подай!

6-й ребенок:
Маленький мальчик
Сел на стаканчик,
Стаканчик хрупь,
Давай рупь.

7-й ребенок:
Коляда, коляда,
Ты подай пирога,
Или хлеба ломтину,
Или денег полтину.

8-й ребенок:
Коляда, коляда,
Ты подай пирога,
Или курочку с хохлом,
Петушка с гребешком.

9-й ребенок:
Щедрик-Петрик,
Дай вареник,
Ложечку кашки,
Кольцо колбаски.

10-й ребенок:
Этого мало,
Дай кусок сала.
Выноси скорей
Не морозь детей!

Все их усердия поощряются сладостями, монетками и маленькими сувенирами.

В игре принимают участие и взрослые, чтобы сделать игру ещё веселее. Суть данной игры заключается в следующем: на маленьких листочках пишут части тела: лоб, нос, ухо, рука и т. д. Все листочки складываются в мешочек. Участники игры по очереди достают листочки и “примерзают” друг к другу указанными на листочке частями тела. получается очень веселая цепочка.

Классный час для 6-7 класса на тему: Рождество

Внеклассное мероприятие на Рождественскую тематику для школьников

Классный час, посвященный 7 января – Рождеству Христову, 5-7 класс

Цели: расширить знания детей о праздновании Рождества, об истории возникновения этого праздника; воспитывать уважительное отношение к народным традициям.

Ход классного часа

I. Вступительная часть.

Учитель.

С Рождеством Христовым, дорогие дети!

Видите, как светит звездочка в ночи.

Но одна большая звездочка – святая –

Прямо в наше сердце льет свои лучи.

Вместе с Иисусом звездочка явилась.

Чтобы ярким светом людям возвещать,

Что в убогих сенях ласково склонилась

Над Христом-младенцем ласковая мать.

II. Слово учителя об истории праздника.

Рождество отмечается 25 декабря по старому стилю, по новому – 7 января. В чем же божественный смысл Рождества, почему этот праздник считается священным для христиан?

В упрощенном варианте это звучит примерно так. Первые люди, то есть Адам и Ева, были бессмертны и чисты, пока не совершили первородный грех. С тех пор люди забыли Бога. Мир погрузился во зло. Но зажглась Вифлеемская звезда на небосклоне, которая возвестила всему миру, что Господь послал для нашего спасения Сына Своего возлюбленного – Иисуса Христа, защитника всего человечества. С этого момента люди снова стали Сынами Божьими, они вновь познали Бога. С этих пор Рождество стало великим событием для человечества, а летоисчисление стало вестись именно от рождения Спасителя всего человечества – Иисуса Христа. Таким образом, получается, что сейчас мы с вами живем в 2006 году от Рождества Христова!

На Руси святую неделю перед рождением Христа называли сочельником. Ели в это время только постное: сочиво, компоты, кутью и т. п. Отсюда, возможно, и возникло название святой недели – сочельник, то есть производное от слова «сочиво» – пророщенная пшеница с медом, как символ будущей жизни, рожденной из «мертвого» зерна.

Читать еще:  Как правильно делать татуаж бровей машинкой. Семь раз отмерь, один – отрежь, или как делают татуаж бровей (36 фото). Плюсы и минусы

Перед праздником мыли, скоблили, убирали и украшали свое жилище. Вешали чистые праздничные занавески, стелили скатерти и коврики рождественских цветов: белого с голубым.

Также не забывали привести в порядок и себя. Считалось, что это не только очистит душу и тело «от скверны», но и укрепит, приблизит человека к Богу.

Вечером, накануне Рождества, в рождественский Сочельник – 24 декабря (6 января) – заканчивался («с первой звездой») долгий сорокадневный пост. А затем ужинали (вечеряли) в суровом, строгом молчании: с постной кутьей (сочивом) и овсяным киселем.

Гадания издавна были неотъемлемой частью культовых обрядов, и в языческие времена – одним из обязательных обрядов богослужения, но по прошествии времени оставались больше как народная забава. Большинство гаданий приурочивалось к Сочельнику, Васильеву дню (Новый год), рождественским праздникам.

Откуда взялось слово «гадание»? Есть несколько версий. По одной из них, слово «гадание» схоже с древнеарамейским словом «гад» – так называлась богиня счастья. По другим источникам, слово «гад» с санскритского означает «исследователь». Так или иначе, само гадание являлось служением богине Гаде, фортуне счастья и удачи. Угадывая что-то, как бы приоткрывали тайну, заглядывали в будущее.

Самыми пригодными днями для гаданий в народе считались пятница и понедельник. Четверги слыли днями шабаша всей нечисти. По поверью, в черный четверг бесовский совет решил погубить Иисуса Христа. А у колдунов и ведьм ночь «великого четверга» отводится на свидание с нечистой силой.

Наши предки считали, что всю рождественскую неделю нечистая сила скитается по земле, «черти и ведьмы в тоске рыщут по городам и весям, терзают и искушают добрых людей». Оттого, наряду с христианским обычаем ходить под Рождество со звездой и славить Христа, осталась языческая традиция ряженых. Стар и млад облачались в шкуры животных, костюмы колдунов и ведьм. Ряженые умышленно представали в мерзком обличье, чтобы своим видом отпугнуть от себя нечистую силу.

В Сочельник вообще все примечали. У воров, к примеру, считалось хорошей приметой что-нибудь удачно стащить именно в ночь под Рождество. После этого успех в этом деле был обеспечен. Ну а сколько существовало всевозможных примет и преданий – всех не перескажешь. Вот лишь некоторые из них:

• Гадание на кружках: в старину славяне раскрашивали деревянные кружки с одной стороны в белый цвет, с другой – в черный. Если подброшенный кружок, упав на землю, ложился белой стороной вверх, это означало доброе предвестие, падал черной – худое.

• Говорят, что к Новому году надо разделаться со всеми долгами. Тогда следующий год будет удачным и щедрым.

• Ровно в полночь в новогоднюю ночь нужно загадать самое заветное желание. А чтобы оно обязательно сбылось, написать его на бумаге и поджечь. Пепел стряхнуть себе в напиток и выпить под бой курантов. Загаданное желание обязательно сбудется, если, конечно, немного приложить усилий.

• Гадание для девочек: в ореховые скорлупки кладут легкие предметы: ленточку, колечко, конфетку и т. п. Опускают скорлупку с предметом в воду и дуют. Какая скорлупка к тебе приплывет, то тебя и ожидает. Ленточка – будешь привлекательной и красивой; колечко – к новому знакомству; конфетка – к подаркам и т. п.

• Гадание для девушек: в старину девушки на выданье гадали на гребешке. Клали его под подушку и говорили: «Суженый, ряженый, приди ко мне – мою косу расчеши!» И во сне к девушке являлся будущий жених. Только нужно постараться хорошенько рассмотреть и запомнить своего суженого.

• Берут сито или решето с зерном или крупой и мешают в нем кольца. Потом каждая из девушек берет горсть зерна и по тому, какое кольцо ей попадется вместе с зерном, определяет будущее. Например, медное кольцо означает, что девушка попадет в бедную семью, серебряное – выйдет за простого парня из хорошей семьи; кольцо с камешком – выйдет за состоятельного; золотое – за богатого. Попадет свое кольцо или вообще то, которое хочет девушка, значит, исполнятся задуманные желания. Если же в горсти не окажется ничего, кроме зерна, значит, перемен в этом году в судьбе не будет.

• Сжигают лист бумаги, держа его так, чтобы тень отбрасывалась на стену, и по контурам тени судят о своем будущем.

• В старину было такое поверье: чем больше нарядов сменишь – тем больше будет обнов в наступившем году. С вечера обязательно надевали новую одежду, на следующий день опять переодевались.

III. Викторина.

Учащиеся делятся на две команды и поочередно отвечают на вопросы:

1. Что такое Библия? (Библия – это собрание священных Писаний, она раскрывает тайну происхождения мира, человека и смысл бытия.)

2. На какие две части делится Библия? (Ветхий и Новый заветы.)

3. На каких языках были написаны Ветхий и Новый Заветы? (Ветхий – на древнееврейском, Новый – на древнегреческом.)

4. В каком Завете говорится о рождении Иисуса Христа, о Его учении, о Его смерти во имя спасения грешного человечества, о Его воскрешении? (В Новом Завете: он был написан после смерти Иисуса Христа, а Ветхий – до Его рождения.)

5. С какого времени ведется наше летоисчисление? (С года рождения Иисуса Христа.)

6. Как называется учение Христа? (Евангелие – в переводе с греческого означает «Благая Весть».)

7. Сколько учеников было у Иисуса Христа? (Двенадцать.)

8. Какими деяниями подтверждается божественная сила Христа? (Исцелял слепых, они становились зрячими; прикованные к постели после исцеления вставали на ноги. )

9. В какой день недели умер Иисус? (В пятницу.)

10. Где родился Иисус Христос? (В пещере для скота.)

11. Как называется звезда, возвестившая миру о рождении Мессии? (Вифлеемская.)

12. Какое преступление навек покрыло позором имя царя Ирода? (Избиение младенцев.)

13. Кто первым пришел поклониться новорожденному Иисусу? (Пастухи.)

14. Волхвы принесли младенцу ладан как знак божественного начала, смирну как знак того, что через многие страдания предстоит пройти ему, и золото. Что означал этот дар? (Знак власти.)

15. Ремесло Иосифа – мужа Марии? (Плотник.)

16. В каком значении употребляется в предании о рождении Христа слово «ясли»? (Кормушка для скота.)

17. Литературный жанр, непосредственно связанный с Рождеством? (Рождественская сказка.)

18. Главный герой повести Гоголя «Ночь перед Рождеством»? (Кузнец Вакула.)

19. Назовите автора строк:

Стояла зима. Дул ветер из степи.

И холодно было Младенцу в вертепе

На склоне холма.

Его согревало дыханье вола.

20. Когда православная церковь отмечает Рождество? (7 января.)

21. Имя Богоматери? (Мария.)

22. Как ныне называется день, когда Мария узнала, что станет матерью Спасителя человечества? (Благовещение.)

23. Какое событие государственного масштаба заставило Иосифа и Марию накануне рождения Христа двинуться в путь? (Перепись населения.)

24. Что означало слово «Мессия», которым нарекли Христа? (Спаситель.)

25. Автор картины «Явление Христа народу»? (А. Иванов.)

IV. Заключительная часть.

По окончании викторины подводятся итоги, награждаются победители.

Завершить классный час можно чтением стихотворения.

В ту ночь далекую, когда в степи безбрежной,

В душистой южной мгле в тиши паслись стада, –

Раздался в небесах звук гимна, тихий, нежный,

Источники:

http://nsportal.ru/shkola/stsenarii-prazdnikov/library/2014/01/05/stsenariy-vneklassnogo-meropriyatiya-prazdnichnoy
http://infourok.ru/scenariy-vneklassnogo-meropriyatiya-dlya-shkolnikov-na-temu-rozhdestvo-hristovo-3670293.html
http://ped-kopilka.ru/shkolnye-prazdniki/novyi-god-i-rozhdestvo/klasnyi-chas-dlja-6-7-klasa-na-temu-rozhdestvo.html

Ссылка на основную публикацию