Какие советские женщины делали себе татуировки. Тату знак качества ссср: что означает известный советский символ

История татуировки в Советском Союзе (17 фото)

Сильно татуированных людей могли и сослать из центральных районов города, свежую татуировку в некоторых военных частях могли заставить свести не самыми приятными для описания способами.

У советской татуировки было множество жанров — но при этом у всех этих жанров были схожие стилистические особенности. Советская татуировка стала консервативным продолжением общеевропейской традиции олдскула, который в начале 20 века еще не успел сделать прорыва в художественности. Здесь же следует отметить и примитивную технику советских работ, которые были вызваны отсутствием минимального оборудования. Татуировщикам приходилось собирать машинки и разводить краску приходилось из подручных средств — канцелярской туши или жженого каблука и мочи, в результате чего татуировки имели как максимум три оттенка. Советская татуировка большую часть своего времени (до 80-х гг) развивалась как во внутренней, так и во внешней изоляции — образцов удачной западной татуировки и советской татуировки видели очень мало.

В последние годы дореволюционной России татуировка переживала ренессанс — и тому было сразу несколько причин. Следует заметить, что ту же тенденцию можно проследить во всем мире — и, пожалуй, только сейчас татуировка стала столь же популярна, как в начале прошлого века. На популярность татуировки в России в те годы повлияли интенсивные отношения с Японией — оттуда драконов на себе привезла вся высшая аристократия, включая даже Николая II и великого князя Михаила Александровича. Как своеобразный итог, в 1905 году появляется первый письменный запрос на открытие тату-студии.

Татуировками увлекаются не только верхние чины аристократии — с конца 19 века начинает формироваться так называемое «воровское сообщество» с собственным языком рисунков на теле. После революции обе категории основных потребителей татуировки подвергаются гонениям — однако никаких документальных подтверждений дискриминации татуировки того времени не сохранилось. При том, что татуировки осуждаются и связываются с криминальным сообществом, в период Великой Отечественной Войны и после, они приобретают все большую популярность: их начинают делать все больше и больше людей.

В хрущевское время татуировки начинают мелькать в кино — появляется культовый для отечественных татуировщиков фильм Георгия Данелии «Сережа». Татуировка становится популярна в дворово-деревенских слоях, но эта популярность не идет ей на пользу — она по-прежнему сильно связана с криминальным миром. Ситуация практически не меняется до 80-х, и татуировка продолжает оставаться уделом преимущественно заключенных, военных и моряков.

Татуировка придет в субкультуру только в 80-х — хотя первые рокеры, битники и футбольные болельщики начинают себе что-то колоть еще в 70-е годы. В 80-е субкультура начинает стремительно развиваться — появляются первые татуировщики из музыкальной среды, начинаются первые эксперименты в этой области. Татуировка захватывает все более широкую аудиторию — появляются первые цветные татуировки, всё больше людей рок-подполья делают себе татуировки.

К началу 90-х татуировка бурно развивается, открываются первые домашние студии, а весной 1995 года в московском клубе «Эрмитаж» проводится первая тату-конвенция, одному из участников которой татуировщик Филипп Лью дорисовывает лицо Максима Чирика так, что последний попадает в мировой календарь «Heavy tattooed man of the world». У мастеров появляются первые машинки и чернила — хотя эксперименты в этой области будут продолжаться еще довольно долго.

Расцвет армейской или военной военной татуировки случился во время Второй Мировой, а позднее такая татуировка стала одной из самых распространенных в СССР. Тем не менее нельзя сказать, что эта татуировка была хоть в какой-то мере легализована. Татуировка на службе приравнивалась к «членовредительствам», и прапорщики должны были отслеживать подобные случаи, а в идеале не допускать их. При этом общее правило было таково — чем сложнее были условия прохождения службы, тем проще там относились к татуировкам: в опасных условиях прохождения службы были другие, более важные поводы для беспокойства.

Традиционные рисунки в армейской татуировке выглядят довольно просто и должны нести прежде всего функциональную роль: рассказывать о владельце где, когда и как он служил. На татуировках можно было увидеть группу крови (особенно популярно стало это во время войны в Афганистане), изображение рода войск, годов службы, части — или символики, эмблемы войск или принадлежности к военной специальности — корабль, парашют, самолет, флаг. В каждой части существует своя традиция татуировок, хотя, традиции не запрещали небольших отступлений вроде обнаженных женщин.

Читать еще:  Вяжем украшение - грелку на чайник. Грелка на чайник «Домик», вязаная крючком

У моряков в СССР было исключительное и негласное право на татуировку. Прежде всего это были, конечно же, простые и символичные рисунки — якори, чайки и остальная морская атрибутика. Именно моряки привозили на себе татуировки со всего мира — или татуировки, хотя бы напоминающие иностранные. Классическим примером морских татуировок станет тот самый фильм «Сережа», где капитан на пляже снимает китель, а на нем множество кривых рисунков — морское чудовище, русалка, фехтующие морячки, и птички с короной и надписью «Нюра».

Подробно о тюремных татуировках и их значениях мы уже не раз писали. Количество таких татуировок просто поражает. По воспоминаниям ветерана Отечественной войны и ветерана МВД России Аркадия Бронникова, в СССР было примерно 25–30 миллионов татуированных заключённых начиная с 1960-х и до 1990-х годов.

У советской тюремной татуировки есть свои символы для того, чтобы отмечать сроки заключения, характер преступления, даже какие-то личные черты. Но из-за массового характера она многократно усложняется и становится удивительно подробным языком с огромным количеством знаков. После развала Советского Союза свет увидело множество тюремных архивов офицеров-криминалистов — Бронникова, Болдаева, Дубягина, изучавших татуировки заключённых многие годы. Самый знаменитый архив — Данцига Болдаева, насчитывающий 3000 татуировок, — опубликовало издание Fuel в виде трёхтомника Russian Criminal Tattoo.

«Россия долгое время жила в изоляции, и в результате всё в ней от политики до искусства пошло своеобразным путем, начало развиваться по своему, — рассказывает издатель книги Russian Criminal Tattoo Дэймон Мюррей. — Татуировки российского преступного мира в этом смысле — очень характерный пример».

Для тех, кто хотел татуировку, но не принадлежал ни к военным, ни к преступникам, оставалось несколько вариантов — попробовать научиться набивать самому или найти кого-нибудь, кто это делает неподалеку. Дворовую татуировка еще долго будут делать романтичные персонажи и бунтующие подростки. Как вспоминает Михаил Бастер, «еще в начале 80-х во дворе какие-то умельцы за стакан вермута кололи парусник одному знакомцу, отчаянному фанату Iron Maiden и Motӧrhead, — точно не из-за увлечения уголовной романтикой».

В 1980-х в советском союзе складываются субкультуры с выдержанным стилем — байкеры, панки и рокеры, в меньшей степени сюда же относятся и футбольные болельщики. Татуировка становится важным маркером принадлежности к субкультурной среде — у каждой группы появляется свой татуировщик, а у каждой из субкультур постепенно вырабатывается свой стиль. Для субкультурных татуировок оказываются важными два момента: во-первых, они противостоят — и часто даже вступают в открытый конфликт с тюремными татуировками. Во-вторых, субкультурная татуировка изобретает цвет — и тем самым еще сильнее противопоставляет себя татуировке тюремной.

«Поначалу, когда я был приверженцем панковского стиля, тусовка вся ограничивалась алкоголем и музыкой. А татуировка началась с журнала „Метал-Хаммер“. С фотографий группы „Роуз Тату“. В журнале этом была фотка маленькая, пять на три сантиметра, на ней эти парни, все в татуировках цветных. Я тогда в первый раз такое увидел. Информации тогда вообще не было, и журнал этот каким-то чудом попал к нам в руки. Причем впоследствии он был где-то утерян, но когда речь заходила о татуировках, мы его постоянно поминали как аргумент в дискуссиях о татуировках. Мы спорили, что круто, а что не круто, говорили, что видели на фотке цветные татуировки, но нам мало кто верил.

По возвращении в Севастополь я начал рисовать свои первые татуировочные эскизы. Тогда же пришло осознание того, что надо модернизировать татуировочную машину. Первая была сделана из бритвы, гитарной струны и пуговицы, всё это крепилось на пластилине. Я чувствовал, что это просто несерьёзная конструкция. Я выстругал из деревяшки по типу приклада этакую фигню, обмотал изолентой моторчик, купленный в „Детском мире“… Панкам наносились информационные дизайны, то есть элементы стиля плюс лозунги. При этом рисовал и срисовывал всё подряд»

Оценивать итоги советского времени непросто — с одной стороны, татуировка прошла долгий путь, с другой — кажется, что она топталась на месте. В советском союзе возник уникальный язык тюремных татуировок, который вызывает восхищение у лучших мировых мастеров — но при этом трудно воспринимать тюремную татуировку, как хоть сколько-нибудь искусство.

Татуировка в советское время в принципе лишена права относиться к искусству — «портаки», «наколки» и т д несут в себе множество разных целей и смыслов кроме одного, первичного для татуировки — украшать тело. И корни у этого феномена, наверное, глубже, чем просто гонения и запреты — татуировка всю свою историю развивается как подпольное искусство, и в одной из наших статей мы перечислили только несколько из этих запретов.

Читать еще:  Внимания ему потребуется уделять намного. Уделяйте внимание детям. Цель - привлечение внимания

Тот факт, что татуировка в советское время не приобретает своей декоративности и эстетики, связан скорее с общей системой советских ценностей, в которой бытует пренебрежение мещанством и осуждение излишней заботы о внешнем виде — той системы ценнностей, результаты которой мы до сих пор пытаемся преодолеть. Смена этой парадигмы случается в самом конце советского времени — и именно в эту эпоху и появляются первые мастера с собственным почерком, которые будут определять татуировку в раннее постсоветское время.

Татуировка в советское время пребывает в тотальной изоляции и удивительным образом существует полностью без инструментария и контекста, развиваясь как своеобразная вещь в себе. Каждый, кто занимается татуировкой, вынужден изобретать собственную америку — смешивать красящую смесь, собирать машинки разных моделей. Советская татуировка проходит под грифом экспериментальной — но такой она будет оставаться еще долгие перестроечные годы.

Тату знак качества СССР: что означает известный советский символ

Многие люди, тоскующие по былому величию страны, выбирают тату со знаком качества СССР и другими символами советского времени. Это присуще не только представителям зрелого возраста, но и молодежи.

Подобные тату представляют собой не только надпись с аббревиатурой, но и знаковые для тех времен изображения и символы. Отличительными чертами таких композиций являются примитивизм и применение небольшого количества оттенков, обычно не более трех (например: красный, черный, коричневый).

Интересные факты

Нередко современные молодые люди выбирают эскиз с изображением знака качества СССР, который представляет собой видоизмененную до пятиугольника пятиконечную звезду – геральдический символ СССР. В данную фигуру вписана уложенная набок заглавная буква К – «Качество».

Предполагалось, что символ, вписанный в пятиугольник, имеет как минимум три значения:

  • весы (точность);
  • качество;
  • человек (как высшая ценность).

Некоторые источники утверждают, что в этом символе прослеживается четкая связь с пентаграммой или идеограммой, которые призваны защищать человека от зла и напастей. Хотя вряд ли это значение имелось в виду в советское время.

Знак качества был введен в 1967 году для стимулирования производства. Чуть меньше чем через полвека появился российский аналог этого знака, не отличающийся таким многообразием значений.

Заветным пятиугольником были отмечены, например, телевизоры «Весна», наручные часы «Победа», мопеды «Верховина» и др. Первым же удостоился такой чести электродвигатель. Увидеть знак качества можно было и на продовольственных товарах (тушенке, сгущенке и т.д.). Хотя, как это всегда бывает, впоследствии клеймо стали ставить даже на некачественных товарах.

Знак качества в тату-культуре

Сейчас считается, что все товары, произведенные в СССР, обладают наивысшим качеством. Во многом это мнение связано с тем, что советские товары служат значительно дольше современных (хотя последние выгодно отличаются дизайном).

Неудивительно, что амбициозные люди, делая тату, часто останавливают свой выбор именно на этом символе. Так они пытаются подчеркнуть свое превосходство над окружающими и доказать всем, что достойны высот, к которым стремятся. Кроме того, тату служит показателем возраста. Его набивают миллениалы, рожденные еще при советском строе, но встретившие зарю цифрового века в юности, или люди старшего возраста. Родившиеся в 2000-х годах и позже выбирают другие, не отмеченные ностальгией по советскому времени, тату.

Долгое время тату со знаком качества считалось тюремным, однако сейчас, как и многие другие особенности этой субкультуры, его не всегда однозначно соотносят со средой-источником.

Видно о выборе тату

Татуировки, которых стоит опасаться: что значат уголовные наколки (18 ФОТО)

Уголовная субкультура в России издавна получила широкое распространение — сначала посредством советских лагерей, через которые прошли представители всех без исключения слоёв общества, а затем благодаря “лихим 90-м” с их бандитскими войнами и блатной романтикой. Лишь с наступлением нулевых эта мода пошла на спад, хотя и по сей день её проявления можно встретить тут и там.

Одним из наиболее заметных проявлений этой субкультуры стали уголовные татуировки, в великом множестве покрывавшие тела вернувшихся с зоны людей. “Умный журнал” разобрался в “художественной жизни” обитателей тюрем и выяснил, как она менялась с течением времени.

“Понятия” с человеческим лицом

В первые десятилетия советской власти кастовое разделение преступного сообщества было очень жёстким. За наколотый “не по чину” рисунок его обладателя могли наказать сурово — вплоть до летального исхода.

Постепенно нравы, как и во всём обществе, смягчались, а окончательная “либерализация” произошла с концом советского строя и его культурных табу. Открылись первые легальные тату-салоны, и широкие массы потянулись за ещё недавно полузапретным украшением. Рисунки набивались самые разные — в том числе и имеющие тюремное значение. Затем кто-то из новоиспечённых обладателей “красивых картинок” попадал в тюрьму, и там его озадачивали информацией, что рисунок он выбрал неподходящий. Закончиться это могло печально.

Читать еще:  Описание кукла оберег в русском национальном костюме. Мастер-класс «Кукла в русском народном костюме

Однако даже суровость воровских нравов оказалось бессильна против социальной тенденции. Постепенно обладателей “самозванных” наколок на зоне стало так много, что борьба с ними потеряла всякий смысл. Санкции к таким “нарушителям” перестали применяться, и это правило действует и поныне.

Что именно нельзя колоть?

Однако из правил всегда есть исключения. Так что обычному человеку набивать себе что-то “понтовое” из уголовного репертуара всё-таки не стоит. По крайней мере, без готовности объяснить настоящим уголовникам, что ты этим хотел сказать.

Существуют классические уголовные татуировки, которые сообщают об их владельце конкретную информацию. К таким рисункам относятся, в частности, указывающие на продолжительность отбытого тюремного срока или количество “ходок”. Например, кандалы вокруг конечностей символизируют пять лет за решёткой, причём по одному окову за каждые.

А знаменитые золотые купола могут означать как количество лет в заточении, так и “ходки”.

При этом кресты на куполах набиваются, когда человек отбывает срок полностью, так что к человеку с голыми куполами вопросы возникают автоматически. То же значение — “просидел от звонка до звонка” — имеет изображение колоколов.

Одной из самых популярных тюремных татуировок являются так называемые “воровские звёзды”. В советское время их могли носить только криминальные авторитеты, накалывавшие восьмиконечные узоры на ключицы или колени. Первое означало: «Никогда не надену погон», второе: «Никогда не встану на колени перед ментами».

С тех пор статус этого рисунка несколько упал, и его можно встретить и у рядовых зэков. Но злоупотреблять им всё же не стоит, так как посыл за ним стоит вполне определённый — как минимум, отказ от сотрудничества с властями.

Похожее значение, только с более агрессивным смыслом, имеет так называемый “оскал”. Это изображение хищного животного, “оскалившегося на власть”. Оно подразумевает ненависть к её представителям и готовность на насильственные действия в отношении них.

Забавно, на даже любимые всем интернетом “котики” — не самый безопасный выбор для татуировки. По сложившейся среди узников традиции превращать любое слово в аббревиатуру, “КОТ” означает “коренной обитатель тюрьмы”, а изображение пушистого животного воры повадились наносить на своё тело ещё в середине прошлого века.

Существуют и другие интересные ассоциации с конкретной специализацией преступника. Например, изображение человека, пишущего пером на пергаменте (“писаря”), обозначает вора, в совершенстве владеющего ножом и другими острыми предметами.

А наколотый на коже карточный “джокер” указывает, понятное дело, на любителя азартных игр. С которым лучше не играть.

Купола вместо вождей

Несмотря на весь консерватизм тюремной жизни, она тоже меняется с течением времени, повинуясь общему ходу истории. Отражается это и на татуировках. Так, с концом советской власти пошли на спад политические мотивы в нательной живописи арестантов. До этого в течение нескольких десятилетий антикоммунистическая тематика была одной из преобладающих в уголовном мире.

Дошло до того, что большой популярностью стала пользоваться всевозможная нацистская символика — не потому, что зэки были ярыми поклонниками идей Гитлера и его партии, а просто из-за её антисоветской направленности. Отголоски этой моды на свастики и антисемитизм можно встретить и сейчас.

Однако с концом коммунистической идеологии образ врага потерял свою чёткость. Власть, пришедшую на смену Советам, сложно изобразить в каком-то конкретном виде. Преступный мир вообще стал аполитичным, и на смену борьбе с режимом пришла религия — те самые золотые купола, радующие душу. Как, кстати, и мусульманские мотивы у зэков соответствующего вероисповедания.

Специалист по тюремной субкультуре Александр Сидоров так рассказывает о новых тенденциях в мире уголовного художественного творчества: «Помимо классических тюремных татуировок есть и те, что вошли в моду в последнее время. Очень популярны сегодня надписи на иностранных языках, афоризмы и с французского, и с английского, и с немецкого. Популярна также латынь, крылатые фразы из древней Греции и древнего Рима» .

Помимо расширения лингвистического кругозора, повлияли на тюремный рисунок и новые пороки, советскому человеку незнакомые.

«Новые уголовные татуировки появляются крайне редко. Единственное исключение, которое я встречал, — изображение шприца. Это традиционный знак наркоманов. Недавно появилась мода наносить рядом с ним буквенное обозначение конкретного наркотика, который употреблял человек» , — рассказал Сидоров.

Шерше ля фам

Ну и напоследок — несколько вариантов женских тюремных татуировок, представляющих собой целый отдельный мир.

Источники:

http://m.fishki.net/1249205-istorija-tatuirovki-v-sovetskom-sojuze.html
http://tattoofan.ru/simvoly/znak-kachestva.html
http://www.anews.com/p/66840914-tatuirovki-kotoryh-stoit-opasatsya-chto-znachat-ugolovnye-nakolki-18-foto/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector