Конспект урока семейные праздники”. Советы тем, кто готовит украшение к празднику”

Конспект урока по ОРКСЭ на тему “Семейные праздники” (4 класс)

Для дошкольников и учеников 1-11 классов

16 предметов ОРГВЗНОС 25 Р.

Открытый урок по ОРКСЭ (по модулю «Основы светской этики») в 4 классе

Тема «Семейные праздники».

Цель: формировать представление о ценности семейных праздников.

Задачи: показать роль праздников в жизни семьи; познакомить с историей возникновения семейных праздников; научить правильно выбирать подарок; дать представление о планировании семейных праздников.

Понимание важности сохранения дружеских взаимоотношений в семье.

Развитие у учащихся интереса к истории семьи, семейным традициям, воспитание чувства гордости за свою семью.

Регулятивные : определение задач по выявлению и сохранению традиций.

Познавательные : постановка и решение проблем, умение ориентироваться в учебнике, работа с таблицей; выполнение заданий развивающего характера по ходу объяснения; работа с понятиями и их значениями.

Коммуникативные: умение задавать и отвечать на вопросы; умение работать в группе; развитие культуры поведения на праздниках.

Компетенции: поддерживать дружеские взаимоотношения в семье; уметь планировать семейный праздник, соблюдать праздничный этикет.

Формы деятельности : индивидуальная, групповая, фронтальная.

Виды деятельности : диалог, беседа, творческая работа по составлению советов, работа с учебником, постановка устных и письменных вопросов, составление таблицы, схемы, решение проблемных ситуаций.

Оборудование: : компьютер, проектор, экран, тест на определение «Знатока этикета», значки «Знатока этикета», учебник, задания для групповой работы.

Ход урока. Слайд №1

1. Психологический настрой. Слайд №2 (1 мин)

-Придумано кем-то просто и мудро при встрече здороваться. Ребята, как вы видите, на нашем уроке присутствуют гости. Давайте, повернёмся и подарим им свою улыбку! Что вы взамен получили? Добрую улыбку! Видите, как приятно и весело стало всем нам? А чтобы этот день и урок оставались радостными и приятными, пожелайте доброго дня себе и своим друзьям. Садитесь.

2. Повторение пройденного. Слайд №3 (5 мин)

Давайте, ребята, вспомним, что мы узнали на прошлом уроке.

– Что такое этикет? Да, это правила хорошего поведения.

-Где же мы должны себя хорошо вести? (В школе, дома ,в гостях, в театре – везде).

Сейчас я предлагаю узнать, кто у нас хороший знаток этикета. А поможет нам в этом тест.

1.Ты уверен, что если поссорился с другом, то и здороваться с ним ни к чему?

2. В общественном транспорте ты всегда уступаешь место пожилым людям, больным и с детьми?

3. Съев на улице конфету, ты тщательно сворачиваешь фантик в маленький комочек и, чтобы он не валялся под ногами, забрасываешь на землю?

4. Ты всегда приветливо здороваешься с людьми, даже если у тебя плохое настроение?

5 . Очутившись в незнакомом доме, ты стараешься заглянуть во все комнаты, чтобы знать, где что происходит?

6 . Ты всегда придерживаешь тяжелые двери, чтобы они не ударили человека, идущего следом?

7 . Получив подарок, ты отложишь его в сторону и скажешь: “Спасибо. Потом посмотрю”?

8 . Ты считаешь, что опаздывающих гостей надо ждать, пока они не придут, и только потом приглашать всех к столу?

9. Приглашая гостей, ты надеешься, что они сами смогут развлечь себя?

10 . Съев легкое пирожное, ты всегда вытираешь пальцы салфеткой, а не облизываешь их?

Теперь посмотрим, что же у вас получилось. Обменялись листочками с соседом. За каждое совпадение ставим себе 1 балл. Читать вопросы

Давайте подведём итог, кто же оказался «Знатоком этикета»

Меньше 3 баллов – вы, наверное, впервые слышите слово “этикет”.

3-6 баллов – необходимо себя воспитывать.

6-9 баллов – ваши знания об этикете нуждаются в доработке.

10 баллов – вы великолепный знаток правил этикета!

Вывод. Кто сегодня не смог стать знатоком, не расстраивайтесь. Думаю, что к концу учебного года знатоков этикета станет гораздо больше.

Как вы думаете, знания об этикете, полученные на уроке, вам пригодятся в жизни? Значит, эту тему мы изучали не зря!

3. Релаксация . Слайд №6 (1 мин)

Ребята, сейчас мы с вами немного отдохнём. Послушаем музыку, а вы подумайте, куда вас может звать эта мелодия.

(Звучит мелодия «Вновь приходит праздник в гости к нам»).

– Отдохнули? Я надеюсь, что эта музыка подняла ваше настроение. Как вы думаете, куда может позвать вас эта мелодия?

4. Актуализация знаний. (3 мин)

-Теперь посмотрите на доску. Что за мероприятие на фотографии?

-Что их объединяет? Как их можно назвать одним словом ?

(Праздники, школьные праздники.)

– Посмотрим следующий слайд №8.

1.Что означает ёлка в зале? Приближение Нового года.

2.Крашеные яйца и кулич на столе.

3.Почему медвежонок радуется? У него день рождения, и его поздравляют.

4. Почему девушка в белом платье?

Значит, о чём мы сегодня будем говорить? (О семейных праздниках.) Слайд №9

Исходя из темы определите цель урока.(ответы детей) Слайд №10. Давайте проверим, всё ли мы назвали?

6. Этап изучения нового материала и обобщение известных знаний. (4 мин)

-Ребята, так что же мы сегодня узнаем :

1. Что такое праздник?

2.Когда и как появились праздники ?

3.Какие бывают праздники?

4.Как провести праздник?

1.Ребята, скажите, пожалуйста, что такое праздник? Слайд №12 (Событие, мероприятие, веселье, торжество.)

2.Есть ли в тексте учебника определение к этому слову? Выборочное чтение определения из учебника.

3.Вот какое определение дано в толковом словаре Ожегова: спросить 5 учеников

Словарь Ожегова С.И.

Праздник , а, м . — 1. День торжества, установленный в честь или в память кого-нибудь, чего-нибудь. 2. Выходной, нерабочий день. 3. День, особо отмечаемый обычаем или церковью. 4. День радости и торжества по поводу чего-либо. 5. День игр и развлечений.

Вывод. Мы нашли ответ на 1 вопрос?

7. История возникновения праздников.(2 мин)

Мы выяснили что такое праздник, а когда и как появились праздники?

Слайд №14. Ищем ответ на данный вопрос. Для этого обратимся к учебнику стр.58,59. Чтение по цепочке

-Кто придумал праздники? Древние люди.

-Как появились праздники? Расскажите.

Вывод. Какую важную мысль мы должны запомнить?

У каждого праздника своя история.

Праздники – это историческая память человечества.

8. Физкультминутка. Слайд №16 (1мин)

– Сейчас мы немного отдохнём. Слушайте задание и выполняйте.
1. Те, у кого есть старший брат, встаньте и хлопните в ладоши.
2. У кого есть сестра или сестренка, помашите над головой рукой.
3. Кто помогает дома близким, встаньте и хлопните в ладоши.
4. У кого в семье живут домашние животные, поднимите руки вверх.

5.Кто знает, как зовут своего дедушку садитесь и топайте.

6. У кого есть двоюродные брат или сестра, садитесь и быстро моргайте.

Следующий пункт плана – какие бывают праздники ? Слайд №17

Прочитаем об этом по учебнику на странице 59. Читаем самостоятельно и обсуждаем в паре какие бывают праздники . (3 мин)

– На какие три группы можно разделить все праздники ? (Показ на доске). Ребята, еще раз прочитайте про себя и запомните.

Работа в группах.

Ну а теперь поработаем в группах. Нужно распределить названия праздников.

К ому попал красный лист, вы подчёркиваете государственные праздники, кому достался зелёный, они выделяют общественные, а кому синий, они – семейные праздники. Время работы – 2 минуты .

Читать еще:  Цитаты из фильма Хранители" (Watchmen) - В плеере: nobodycare. Текст и перевод песни Иезикииль и Грот - Дым"

День рождения, День Победы, Новый год, Пасха, День независимости России, День создания семьи, Крестины, Рождество, Курбан-байрам, День матери, День Защитника Отечества, День именинника. День учителя, День труда, День единства и согласия.

Давайте проверим. Выходит один представитель с первой группы, подчеркиваем. Проверим ответы второй группы. Что же отметила третья группа? (работа по стилусом) (3 мин)

Итак, из множества праздников мы выделили группу семейных праздников. Что же такое семейный праздник?

– Давайте попробуем вместе сформулировать определение.

А теперь давайте прочитаем определение семейного праздника на доске.

Слайд №19Семейный праздник – это праздник, созданный в конкретной семье по поводу событий, произошедших в ней , посвященный членам этой семьи и объединяющих их.

Запишите данное определение на листочек. (2 мин)

Мы узнали, зачем нужны семейные праздники, и что это такое, настало время обсудить, как это сделать. Как провести семейный праздник? Слайд №20

А для проведения любого праздника нужно хорошее настроение. Хорошее настроение обычно поднимает весёлый танец или песня. Давайте окунёмся в атмосферу праздника

Слайд №21. Физминутка «Хорошее настроение» (1 мин)

9. Закрепление пройденного.

Итак, настроение подняли. Скажите, пожалуйста, что нужно подготовить для проведения праздника?

Исходя из ваших ответов, сделаем вывод: семейный праздник состоит из трех этапов.

Подготовительный Проведение Подведение этап праздника по сценарию итогов

Как вы думаете, праздник без подготовки получится ли хорошим? Чтобы праздник прошёл отлично, нужно обязательно подготовиться. Вот и я предлагаю Вам сейчас в группах подготовиться к празднику – день рождения! 1 группа составляет советы тем, кто готовит украшение к празднику, 2 группа – советы тем, кто готовит подарки, 3 группа- ваша задача сыграть сценку. А пока дети работают, гостям урока предлагаю написать синквейн к слову «Праздник». Время работы – 3 мин

Слайд № 23. Задания для трёх групп.

Задание 1 группе (красный кружок).

Советы тем, кто готовит украшение к празднику.

Можно украсить комнату (чем?) ___________________________

Хорошим украшением будут ___________________________________.

Цель украшения – создание (Какой?) ____________ атмосферы праздника.

Задание 2 группе (жёлтый кружок).

Советы тем, кто готовит подарки.

При выборе подарка учитываем ________________того, кому он предназначен.

Какой должна быть упаковка?_______________________________________.

Обязательно ли дарить дорогие вещи? Почему? ___________________

Можно ли дарить вещи, бывшие в употреблении? Почему? __________

Задание 3 группе (зелёный кружок).

Выбор именинника: ______________________

Сыграйте сценку, как вы пришли к нему (или к ней) в гости и поздравьте с днём рождения.

(Подсказка: Можете словами, песней, использовать подарочный пакет, который у вас есть и т.п.)

Задание 4 группе (гостям урока).

Написать синквейн «Праздник».

(Подсказка: 1 строка – 1 ключевое слово, определяющее содержание синквейна; 2 – 2 прилагательных, характеризующее данное понятие, 3 – 3 глагола, обозначающее действие в рамках заданной темы, 4 – короткое предложение, 5 – синоним ключевого слова.)

Заранее спасибо, уважаемые коллеги!

Проверим. 1 группа, вам слово. Проверим 2 группу. Отвечает 3 группа. Слово нашим гостям. (3 мин)

Спасибо большое, уважаемые коллеги! Молодцы ребята!

10. Итог урока. Рефлексия. (4 мин)

Слайд №24. Итак, ребята, вернёмся к началу урока. Какие цели мы поставили в начале урока? Достигнуты ли они?

– Можно ли наш класс назвать семьёй и почему? ( Фото класса на доске)

(Можно назвать «школьная семья». Мы много времени проводим вместе. Помогаем друг другу в учёбе. Поздравляем с днём рождения. Дарим подарки друг другу на 8 Марта и 23 февраля. Посещаем театры и музеи. Отмечаем праздники.)

– Ребята, вы очень хорошо работали на уроке.

Оцените свою работу на уроке на ромашках и разместите вокруг нашей фотографии школьной семьи.

Отметьте своё настроение и в тетради на солнышке

11.Задание на дом: СЛАЙД №25

Написать небольшой рассказ о том, как вы проводите семейные праздники.

Слайд №26. Спасибо за урок!

1. Ты уверен, что если поссорился с другом, то и здороваться с ним ни к чему?

2. В общественном транспорте ты всегда уступаешь место пожилым людям, больным и с детьми?

3. Съев на улице конфету, ты тщательно сворачиваешь фантик в маленький комочек и, чтобы он не валялся под ногами, забрасываешь на землю?

4. Ты всегда приветливо здороваешься с людьми, даже если у тебя плохое настроение?

5 . Очутившись в незнакомом доме, ты стараешься заглянуть во все комнаты, чтобы знать, где что происходит?

6 . Ты всегда придерживаешь тяжелые двери, чтобы они не ударили человека, идущего следом?

7 . Получив подарок, ты отложишь его в сторону и скажешь: “Спасибо. Потом посмотрю”?

8 . Ты считаешь, что опаздывающих гостей надо ждать, пока они не придут, и только потом приглашать всех к столу?

9. Приглашая гостей, ты надеешься, что они сами смогут развлечь себя?

10 . Съев легкое пирожное, ты всегда вытираешь пальцы салфеткой, а не облизываешь их?

Тест по теме «Этикет».

1. Ты уверен, что если поссорился с другом, то и здороваться с ним ни к чему?

2. В общественном транспорте ты всегда уступаешь место пожилым людям, больным и с детьми?

3. Съев на улице конфету, ты тщательно сворачиваешь фантик в маленький комочек и, чтобы он не валялся под ногами, забрасываешь на землю?

4. Ты всегда приветливо здороваешься с людьми, даже если у тебя плохое настроение?

5 . Очутившись в незнакомом доме, ты стараешься заглянуть во все комнаты, чтобы знать, где что происходит?

6 . Ты всегда придерживаешь тяжелые двери, чтобы они не ударили человека, идущего следом?

7 . Получив подарок, ты отложишь его в сторону и скажешь: “Спасибо. Потом посмотрю”?

8 . Ты считаешь, что опаздывающих гостей надо ждать, пока они не придут, и только потом приглашать всех к столу?

9. Приглашая гостей, ты надеешься, что они сами смогут развлечь себя?

10 . Съев легкое пирожное, ты всегда вытираешь пальцы салфеткой, а не облизываешь их?

Урок по ОМРК Семейные праздники

Урок 5 а класс. «Семейные праздники»

– создать условия для осознания значимости семейных праздников в жизни человека;

– узнать, когда и как появились праздники, какое значение они имеют, что такое подарок и как его выбирать и дарить

– формирование нравственных понятий и ценностей: праздник, поздравление, подарок. Развивать навыки поисковой работы.

– учить добывать информацию из иллюстраций, текста; использовать жизненный опыт;

– участвовать в работе класса, группы, принимать коллективные решения;

– развивать умение обобщать полученную информацию, делать выводы;

– умение строить логические цепочки рассуждения;

– формирование установки на поиск способов решения трудностей.

– развивать умения анализировать собственные поступки и признавать собственные ошибки;

– учить оценивать свою работу и работу группы.

Технология, методы и приемы: ИКТ, технология работы в группе; работа с дополнительными источниками информации; здоровье сберегающие технологии, самооценивание.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Тип урока: комбинированный

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

Оборудование: слайдовая презентация, карточки-задания, викторина, игры-конкурсы, словарь С.И.Ожегова.

Долгожданный дан звонок-

Открывается дверь, входит ученик. Говорит всем: Привет.

– Ребята, на прошлом уроке мы с вами говорили о правилах ЭТИКЕТА. Что не так сделал ….

Вы опоздали на урок. Ваши слова и действия.

(Нужно постучать, открыть дверь и сказать всем: Здравствуйте. Извините за опоздание, разрешите, пожалуйста, войти… Привет говорят друзьям в другой обстановке).

Читать еще:  Советы доктора комаровского о том, что делать, если у ребенка плохой аппетит. Что делать, если ребенок плохо кушает? У ребенка плохой аппетит: как исправить ситуацию

-Что такое этикет? (Этикет – это свод норм, правил общения людей между собой…)

-Что является основой этикета? (Уважение)

Правил этикета очень много, но все эти правила сводятся к одному, главному принципу: «Уважай окружающих людей»! Об этикете мы говорили на прошлом уроке, не забывайте правила поведения.

3.Подготовка к формулировке темы и целей урока.

Прежде, чем нам с вами сформулировать тему и цели урока давайте выполним несколько заданий, которые нам помогут это сделать

В нашем классе у ребят

Нынче праздник, говорят.

Не у всех, а лишь у Тани.

Ей подарим мы мозаику.

Таня нынче с угощеньем.

Что за праздник? (День рожденья)

Мы для мам концерт даем:

Пляшем, песни им поем.

На стене висит газета,

Рядом – наших мам портреты.

В классе шум и тарарам,

Ведь сегодня праздник мам. (День матери)

Ранцы, бантики мелькают,

Каждый свой букет несет,

Школа двери открывает

Нам в учебный новый год. (День знаний)

У меня в мешке подарки

Вокруг елки хоровод

Что за праздник? (Новый год)

О чем идет речь во всех этих загадках? О праздниках.

Слайды № 2,3 – Какое событие объединяет эти фотографии?

Совершенно верно. Но праздники по своему значению в жизни людей, каждого человека подразделяются. Сейчас я вам покажу несколько слайдов, на которых изображены различные праздники.

Задание №2 «Ассоциации».

Сгруппируйте данные праздники из слайдов презентации в наиболее подходящие между собой, и запишите их в таблицу (работа в парах).

Учащимся предлагаются слайды с изображениями фотографий праздников.

Праздники подразделяются на: государственные ,общественные, профессиональные, религиозные и семейные. Именно о последних мы и будем говорить сегодня на уроке.

4. ТЕМА: СЕМЕЙНЫЕ ПРАЗДНИКИ.

Что бы вы хотели узнать сегодня на уроке? (Формулировка целей и задач урока)

5. Работа по теме урока.

1. Работа с пособием для учащихся. Чтение статьи.

Откройте учебник на стр. 58, прочитаем 1-й абзац. (Чтение вслух)

-О чем прочитали в 1 -м абзаце? (люди просили помощи у природы, приносили богам дары, не работали в определенные дни – так появились праздники)

-К каким силам природы обращались древние люди?

– Как они это делали? (Люди приносили дары, пели и танцевали. Произносили хвалебные слова. Для этого люди освобождались от работы в определенные дни.)

– Праздники появились очень давно, и люди всегда сами создавали их. Ещё в древние времена праздники были не только развлечением – они воспитывали, пробуждали в людях чувство прекрасного, позволяли расслабляться и чувствовать себя свободными. Как известно из истории, организация праздников относилась к числу любимых занятий славян.

Прочитайте самостоятельно в учебном пособии 2-ой абзац.

-Что в древние времена называли (отмечали) праздником? (Праздниками отмечали все новое: наступление весны, нового года, дни рождения)

Слово «праздник» в славянских языках – столь же древнее, как и сами праздники. Сегодня трудно точно определить истоки возникновения праздников – наверное, всё началось с древних языческих ритуалов. Ведь и у нас, в России, до сих пор широко отмечаются некоторые языческие праздники – например, Масленица – хотя многие люди уже забыли о его настоящих корнях.

-Давайте с вами подумаем что такое «праздник» в наше время. Кто ответит? (Ответы детей)

2. ФОРМУЛИРОВКА И ЗАПИСЬ ПОНЯТИЯ «Праздник»

Праздник – день торжества, установленный в честь или в память какого-нибудь выдающегося события; день радости и торжества по поводу чего- либо; день игр и развлечений; день не рабочий и выходной.

-Давайте посмотрим на определение слова «праздник» в учебнике на стр.58 (3-й абзац). Зачитайте. (Чтение вслух)

– Что такое праздник в наши дни? Праздник- это веселье, торжество, которое устраивается по какому -либо поводу. В наше время люди воспринимают праздник как что-то необычное и чудесное, совершенно отдельное от повседневной реальности.

3.Проведение семейных праздников и торжеств.

Работа в группах.

-Все праздники отмечаются торжественно, но только семейные праздники отмечаются тепло и с любовью. Рождаются чувства радости, гордости и восхищения своими близкими и родными.

Чтобы праздник удался, нужно не только накормить гостей, но и позаботиться, чтобы им было хорошо, весело. А теперь давайте вспомним правила, которые надо соблюдать, чтобы праздник прошел хорошо.

1 группа – Советы тем, кто готовит подарки.

При выборе подарка учитывайте вкусы того, кому он предназначен.

– Самодельный подарок должен быть аккуратен, безопасен, не хрупкий.

– Подарки должны быть красиво оформлены, приятны.

– «Живые» подарки обсуждают заранее

– Подарок вручают с улыбкой и добрыми пожеланиями тому, кого мы хотим порадовать.

Воздержитесь дарить вещи, уже бывшие в употреблении.

2 группа – Правила приема подарков.

– принимают подарок, стоя, а не сидя;

– улыбаются дарителю и благодарят за подарок;

– подарок желательно рассмотреть;

– любой подарок принимают с радостью; если он не понравился или преподнесли два одинаковых подарка, подумайте о том, что вас хотели порадовать, поблагодарите за внимание и любовь, что важнее любого подарка.

3 группа – Советы тем, кто готовит сценарий праздника.

Сначала составить программу праздника, соответствующую теме. Конкурсные программы чаще составляют из интеллектуальных заданий и заданий на ловкость, силу, скорость. Никто не должен быть обделен вниманием. Призы и костюмы готовят заранее. Каждый член семьи должен внести свой вклад в подготовку к празднику.

4 группа – Советы тем, кто готовит украшение к празднику.

Можно украсить комнату плакатами, стенгазетами, посвященными имениннику, гирляндами и, конечно же, воздушными шарами. Хорошим украшением будут гирлянды, игрушки, яркие банты, бусы, мишура, серпантин, разнообразные композиции из природных материалов, свечи. Цель украшения – создание праздничной атмосферы праздника.

Игра – физминутка « Подарки»

Учитель читает текст, а дети изображают все движения:

«У нас был семейный праздник. Маме гости подарили удобную мясорубку. Папе подарили инструменты, среди которых был молоток. Брату подарили лыжи, он теперь катается. Бабушке подарили сувенир, который улыбается и кивает головой в разные стороны, а мне подарили куклу, которая говорит «Всем привет!»

5. Сообщения учащихся.

Поднимите руку, кто из вас любит праздники. Почему вы их любите? Какой праздник самый любимый для вас и вашей семьи?

Какие праздники принято отмечать в вашей семье?

Для чего нужны «Семейные праздники»?:

Скучен и неуютен дом, где праздник видят только по телевизору, где нет потребности время от времени собраться вместе за праздничным ужином, принарядиться – не для гостей, а для себя, собственных детей, послушать любимую музыку, порадовать близких подарками. Сам по себе праздник не получится. Не придет в дом новогодняя елка. Не испечется вкусный торт. Не появятся подарки – сюрпризы, которые сделаны своими руками и берегут их тепло. Но разве не стоят семейные праздники наших усилий? Ведь взамен мы получаем такую радость- чувство, что мы нужны и близки друг другу, что нам хорошо вместе, что так будет всегда!

В нашей стране много праздников, но среди них есть, посвященные семье. Какие?

Международный день семей отмечается ежегодно 15 мая начиная с 1993 года. Провозглашён Генеральной Ассамблеей ООН Выделить текст

Читать еще:  Как в домашних условиях уменьшить рост? Что делать если ваш рост уменьшается

Текст выделен. Нажмите Ctrl+C чтобы скопировать текст в буфер обмена. (⌘+C на Mac)

Конспект урока семейные праздники”. Советы тем, кто готовит украшение к празднику”

Целепологание

-Сегодня я шла в класс с отличным настроением. Как вы думаете, почему? (Потому что хорошая погода! Солнышко светит! Вы рады нашей встрече! Потому что на уроке мы узнаем что-то новое, интересное!)

– Все причины моего хорошего настроения назвали! Хочу поделиться своим настроением с вами и чтобы вы также с нетерпением ждали встречи с чем-то новым и интересным на уроке.

Я чувствую, что вы готовы трудиться. Я уверена, что услышу искренние, хорошие ответы, и наш труд будет плодотворным.

Звучит песня «Сюрприз»

Сегодня наш урок начался несколько необычно. Кто из вас знает значение слова сюрприз? Правильно, сюрприз- это неожиданный подарок, а подарки принято дарить и получать на праздник.

-Сформулируйте тему сегодняшнего урока

Что бы вы хотели узнать на этом уроке.

(Узнать какие бывают праздники? Откуда они появились? Как отмечаются разные праздники? Чем отличаются? Какое значение имеют?)

Познавательные УУД: овладение

действиями: анализом, синтезом, обобщением, сравнением.

Этап 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе усвоения материала. Организация обратной связи

Длительность этапа

Основные формы работы учителя и учащихся

Формируемые УУД

10 минут

-Попробуйте сами объяснить понятие «праздник»?

Работа со словарём в парах:

Найти определение слову праздник.

Словарь Ожегова С.И. Праздник, — 1. День торжества, установленный в честь или в память кого-нибудь, чего-нибудь. 2. Выходной, нерабочий день. 3. День, особо отмечаемый обычаем или церковью. 4. День радости и торжества по поводу чего-либо. 5. День игр и развлечений.

Т.е. Праздник (ср. однокоренным словом «праздный» — свободный, не занятый) — день, в который по традиции принято радостно проводить время, устраивать церемонии, вечеринки, застолья. Запишите определение в тетрадь

– Какие бывают праздники?

-Какие современные праздники вы знаете?

-На какие три группы можно разделить все праздники?

Праздники делятся на государственные, общественные и семейные.

Правила работы в группе. Работа в группах

Задание: написать в таблицу по 5 праздников.

1 группа государственные

«Этот день торжества, установленного в честь какого-то события. Такие праздники устанавливаются правительством и отмечены в календаре красным цветом. Вся страна в этот день отдыхает, и такие праздники называются государственными».

2 группа религиозные

«Это особо почитаемый церковью день в честь какого-то святого или события из библейской истории. В этот день во всех храмах или мечетях проходят службы. Верующие люди приходят в храм. Перед особо важными праздниками люди соблюдают пост, проводят долгие часы в молитве. Такие праздники называются (религиозными)».

3 группа семейные

«Этот день радости и торжества по случаю важного события. Это может быть и ваш день рождения, и день свадьбы. Эти праздники отмечаются дома в кругу семьи, близких и родных людей» (семейные).

-Что же такое семейный праздник?

– Назовите признаки семейного праздника.

-Кто создал традицию празднования и по какому поводу?

-Кто может быть героем семейного праздника?

– Семейный праздник – это праздник, созданный в конкретной семье по поводу событий, произошедших в ней, посвященный членам этой семьи и объединяющих их.

Наши бабушки и дедушки, наши родители, сестры, братья – это самые близкие люди, те, кто дарят нам свое тепло, свою заботу, кто сопровождает нас в самые сложные моменты нашей жизни. Укрепить семейные отношения и выразить близким людям свою любовь и благодарность помогают семейные праздники.

-В России главные семейные праздники во многом схожи с семейными традициями других стран: дни рождения, именины, крестины, свадьбы, юбилеи.

Прекрасным примером любви и верности в семье является повесть о Петре и Февронии.

Рассказ учащегося.

Правил Муромским княжеством в начале 13 века князь Павел. И был у него младший брат Петр. Повадился ходить к княгине блудный змий. Петр убил змия, но во время битвы кровь из раны чудища попадает на кожу Петра и тот заболевает. И никто из лекарей помочь ему не может. Только в селе Ласковое нашли молодую, красивую и мудрую девушку Февронию. Она и спасла князя от тяжелой болезни. Что было дальше? Конечно же, они полюбили друг друга, поженились, и стала крестьянка княгиней. И все было хорошо. Только вот бояре не смогли смириться с тем, что ими правит крестьянка. Предложили бояре Февронии взять, что угодно и уйти из города. Княгиня ничего, кроме своего супруга не хотела. Петр, узнав о том, что его хотят разлучить с любимой женой, добровольно отказался от власти и отправился с ней в изгнание. Но вскоре в Муроме начались несчастья, дошло до кровопролития. И попросили послы вернуться Петра и Февронию. Жили они долго и счастливо. И умерли в один день. И положили их в разных гробах, хоть и завещали они похоронить их вместе. Однако чудесным образом их тела оказались вместе. Дважды пытались их разложить по разным гробам. Но чудо повторялось. Так и похоронили их вместе. День памяти Петра и Февронии отмечается церковью с 1547 года, а с 2008 года стали отмечать всероссийский День семьи, любви и верности 8 июля. У праздника появился свой символ – ромашка.

-Что такое семейные традиции?

Семейные традиции — это обычные принятые в семье нормы, манеры поведения, обычаи и взгляды, которые передаются из поколения в поколение.

-Какие традиции существуют в ваших семьях?

-Какие у вас есть семейные праздники?

-Как они проходят?

-Как к ним готовитесь?

-Какие семейные праздники у вас самые любимые?

Мы рассмотрели зачем нужны семейные праздники, что это такое, настало время обсудить как это сделать. Как провести семейный праздник?

Чтобы ответить на этот вопрос, я предлагаю посмотреть мультфильм «День рождения бабушки».

– С чего начинается мультфильм?

– Следовательно, празднику предшествует подготовка.

– Что готовили бабушка и ее внук?

– Трудно ли было мальчику подобрать подарок ля бабушки? Почему? Хороший подарок получила бабушка от внука? От других гостей?

– И вот наступил праздник. Как он проходил?

– Танцы были запланированы? Как еще можно было веселиться?

– Как было украшено помещение? Как еще можно украсить праздник?

– Как вы думаете, всем ли понравился этот день рождения?

Сделаем выводы и оформим в виде схемы.

Семейный праздник состоит из трех этапов. На первом этапе нужно подготовить подарок, сценарий праздника, угощение и украшение места, где будет проводиться мероприятие. Второй этап – проведение праздника по сценарию. Третий этап – подведение итогов.

этап Проведение итогов

А что такое подарок?

Подарок – предмет, вещь, которую по собственному желанию безвозмездно дают, преподносят, дарят кому-нибудь с целью доставить удовольствие, пользу. Переносное значение. О предмете, случае, доставшем неожиданное удовольствие.

СЮРПРИ́З- неожиданный подарок, неожиданность, неожиданная новость.

Как выбирать подарок?

– Какие подарки вы любите получать?

-Какие подарки вы любите дарить?

– Как вы думаете, чем можно испортить праздник? Должны ли быть правила поведения на празднике?

Регулятивные УУД: «Сбор информации».

Коммуникативные УУД: форма групповой рефлексии

Источники:

http://infourok.ru/konspekt-uroka-po-orkse-na-temu-semeynie-prazdniki-klass-3350962.html
http://botana.biz/prepod/obschestvoznanie/oazhlxpp.html
http://dobrohotowa14.ucoz.ru/load/orkiseh/razrabotki_urokov/semejnye_prazdniki/26-1-0-58

Ссылка на основную публикацию