Кто древних ученых искал философский камень. Рецепты приготовления философского камня

Рецепты приготовления философского камня

1. «…Возьмите горшок свежей земли, добавьте туда фунт красной меди и полстакана холодной воды, и всё это прокипятите в течение получаса. После чего добавьте к составу три унции окиси меди и прокипятите один час; затем добавьте две с половиной унции мышьяка и прокипятите ещё один час. После этого добавьте три унции хорошо размельчённой дубовой коры и оставьте кипеть полчаса; добавьте в горшок унцию розовой воды, прокипятите двенадцать минут. Затем добавьте три унции сажи и кипятите до тех пор, пока состав не окажется готов. Чтобы узнать, сварен ли он до конца, надо опустить в него гвоздь: если состав действует на гвоздь, снимайте с огня. Этот состав позволит вам добыть полтора фунта золота; если же не действует, это — признак того, что состав недоварен. Жидкостью можно пользоваться четыре раза. По составу можно выложить 4 экю. » (Рецепт получения философского камня «Великий Гримуар».
Глава «Секреты магического искусства»).

2. «. Чтобы приготовить эликсир мудрецов, или философский камень, возьми, сын мой, философской ртути и накаливай, пока она не превратится в красного льва. Дигерируй этого красного льва на песчаной бане с кислым виноградным спиртом, выпари жидкость, и ртуть превратится в камедеобразное вещество, которое можно резать ножом. Положи его в обмазанную глиной реторту и не спеша дистиллируй. Собери отдельно жидкости различной природы, которые появятся при этом. Ты получишь безвкусную флегму, спирт и красные капли. Киммерийские тени покроют реторту своим тусклым покрывалом, и ты найдешь внутри нее истинного дракона, потому что он пожирает свой хвост. Возьми этого черного дракона, разотри на камне и прикоснись к нему раскаленным углем. Он загорится и, приняв вскоре великолепный лимонный цвет, вновь воспроизведет зеленого льва. Сделай так, чтобы он пожрал свой хвост, и снова дистиллируй продукт. Наконец, сын мой, тщательно ректифицируй, и ты увидишь появление горючей воды и человеческой крови. » («Книга двенадцати врат» Дж. Рипли).

3. «…Надо начинать по солнечном закате, когда красный супруг и белая супруга соединяются в духе жизни для того, чтобы жить в любви и спокойствии, в прочной пропорции воды и земли».
«Продвигайся с запада, сквозь тьму, к различным степеням Малой Медведицы. Охлаждай и разводи тепло красного супруга между зимой и весной, преврати воду в черную землю и поднимайся через изменяющиеся цвета к востоку, где показывается полная луна. После очищения появляется солнце, белое и лучистое…»
(«Алхимия и алхимики» Луи Фигье).

4. «…Возьми по одной части возогнанной и закрепленной ртути, закрепленного мышьяка и серебряной окалины. Тщательно разотри в порошок составленную смесь на камне и насыть раствором нашатыря. Трижды, а то и четырежды повтори все это: измельчай и насыщай. Прокали. Потом попробуй растворить, а раствор сохрани. Если же смесь не растворится, еще раз хорошо измельчи и добавь немного нашатыря. Тогда обязательно растворится. Дождавшись растворения, помести в теплую воду для того, чтобы потом перегнать. А потом весь этот раствор перегони. Не вздумай поставить раствор для перегонки в золу! Почти все у тебя тогда затвердеет, и тебе опять придется отвердевшую смесь растворять, как уже только что приходилось. Когда же перегонка окажется вполне завершенной, помести твой материал в стеклянную реторту, сгусти, и ты увидишь белую субстанцию, твердую и ясную, близкую по форме к кристаллу, разжижающуюся на огне, словно воск, всепроникающую и устойчивую. Возьми же только одну часть этой субстанции на сто частей любого очищенного и обожженного металла. Только попробуй, и ты на вечные времена улучшишь его — этого металла — природу. Боже упаси, не вздумай привести твою субстанцию в соприкосновение с неочищенным металлом! Металл твой немедля — после двух или трех проб — навсегда утратит свой цвет. Аристотель в своей книге «О совершенном магистерии» сообщает о возогнанной и прокаленной ртути, под коей я понимаю ртуть закрепленную, ибо, если ртуть прежде не закрепить, едва ли возможно ее прокалить. А не прокаливши, и не растворишь ее ни за что. Обсуждая завершающий момент опыта, кое-кто говорит, что следует добавить белое — определенного сорта — масло философов для умягчения нашего медикамента. Если закрепленные субстанциальные духовные начала непригодны в качестве проникающей материи, прибавь к ним равновеликое количество незакрепленных тех же начал, раствори, а потом сгусти. Не сомневайся, что вот тогда ты достигнешь того, что субстанциальные духовные начала обретут всепроникающую способность и прочее. Точно так же, если какое-нибудь обожженное тело не поддается сжатию в твердое однородное состояние, прибавь к нему немного этого же вещества в расплавленном состоянии, и к тебе тоже придет удача. Раздели яйцо философов на такие четыре части, чтобы каждая обладала самостоятельной природой. Возьми каждой природы равномерно и в равных пропорциях, смешай, но так, однако, чтобы не нарушить их природной несовместимости. Именно тогда ты достигнешь того, что вознамерился достичь, с Божьей помощью. Это и есть универсальный метод. Однако я объясняю тебе его в форме особенных отдельных операций, коих число есть четыре. Две из них можно выполнить очень даже хорошо, без каких бы то ни было помех и осложнений. Когда же тебе удастся обладать водою из воздуха и воздухом из огня, ты сможешь получить и огонь из земли. Соотнеси воздушную и земляную субстанции с теплотою и влажностью, а потом приведи их в такое единство, которое будет слитным и неделимым и в котором бывшие составляющие этого единства явлены неразличимыми. Затем ты можешь прибавить к ним два действенных добродетельных начала, а именно воду и огонь. Это и есть тот предел, в коем алхимическое деяние свершится окончательно. Слушай и вникай! Ежели ты примешаешь к единству воздуха и земли только одну воду, тебе откроется серебро. А ежели огонь — твоя материя примет красный цвет. » («Малый алхимический свод» Альберта Великого).

Читать еще:  Что делать, если жена пьет каждый день? Синдром жены алкоголика и психология

5. «…Ингредиенты: золото, серебро, ртуть…» (Энциклопедия зелий).

Как вы понимаете, философский камень – очень сложное по изготовлению вещество. Ещё сложнее – эликсир жизни.

Завещание Николя Фламеля

Завещание написано предположительно во второй половине XVIII века тайным последователем Николя Фламеля. Согласно легенде первая версия завещания была записана Фламелем в виде шифра на полях карманной псалтыри. Ключ от шифра Николя передал своему племяннику. У каждой буквы шифра было четыре варианта написания, а общее количество знаков в коде составляло 96. В 1758 году обладатели копий текста Антуан Жозеф Пернети и Сен-Марк вместе расшифровали завещание, потратив на это много времени. В 1762 году Пернети в «Литературном ежегоднике» сообщил о существовании неизвестного произведения Фламеля. Но оригиналы текста завещания были утрачены. В 1806 году появляется английский перевод завещания, значительно сокращённый и содержащий некоторые неточности. Однако, в 1958 году Эженом Канселье в Национальной библиотеке в Париже обнаружил рукопись завещания, составленную Дени Молинье.

В завещании Фламель описывает этапы приготовления философского камня. Само завещание обращено к племяннику Николя. Фламель говорит, что он унесет рецепт приготовления камня в могилу и просит так же поступить своего племянника.

Рецепты и способы приготовления философского камня

Современная химия не отвергает возможности превращения одного химического элемента в другой, но всё же считает, что средневековые алхимики не могли получать золота из меди. Тем не менее, история помнит не одну легенду, в которой говорится о подобном превращении. Часть из них, разумеется, не имеет под собой никакого основания, но есть и такие, перед которыми рациональная наука пасует.

Так, например, Раймонд Луллий (Raimondus Lullius) из Испании получил от английского короля Эдуарда (14 век), заказ на выплавку 60000 фунтов золота. Для чего ему было предоставлены ртуть, олово и свинец. И, надо сказать, Луллий получил золото! Оно было высокой пробы, и из него было отчеканено большое количество ноблей. Разумеется, проще отнести данный факт к мифам, нежели поверить в него, однако нобли той особой чеканки до сих пор хранятся в английских музеях. А если верить историческим документам, на протяжении долгого времени эти монеты использовались при заключении крупных сделок, что свидетельствовало об их большом количестве. Но! В это время Англии, в принципе, негде было достать так много золота, причём такого великолепного качества! А основные расчеты, например, с Ганзой, велись оловом. Остается предположить, что в документы вкралась ошибка, и количество золота было куда меньшим.

Другой факт: император Рудольф II (1552-1612) оставил после смерти большое количество золота и серебра в слитках, приблизительно 8,5 и 6 тонн соответственно. Историки так и не смогли понять, где император мог взять столько драгоценных металлов, если весь национальный запас был меньше. Впоследствии было доказано, что это золото отличается от золота, использовавшегося в то время для чеканки монет — оно оказалось более высокой пробы и почти не содержало примесей, что кажется почти невероятным, учитывая технические возможности того времени.

Читать еще:  Советы стилистов: как правильно подбирать и покупать одежду. Женский гардероб: сколько одежды вам нужно

Но подобные истории в меньшинстве. Большинство средневековых алхимиков были шарлатанами. Ведь для того, чтобы сказать, что, мол, чудо свершилось, философский камень не нужен — достаточно получить сплав нужного цвета!

К каким только ухищрениям не прибегали обманщики. Например, брали кусочек железа. На глазах у изумлённой публики расплавляли его, при этом производя непонятные пассы руками и размахивая волшебной палочкой. И, о чудо! — когда металл затвердевал, часть его превращалась в золото! А разгадка была проста волшебная палочка! Да! Она действительно была волшебной, в каком-то смысле. Обычно она изготовлялась из дерева и была на четверть полой. Внутрь помещали кусочки золота и залепляли воском. Когда же алхимик подносил её к расплавленному металлу, воск тоже плавился, и золото выпадало. Здесь всё зависело лишь от ловкости рук, а прежде чем кто-то мог рассмотреть палочку поближе, её нижняя часть сгорала, не оставляя никаких улик. Сплавы же меди и олова обладали характерным цветом и блеском, и неискушённый мог вполне принять их за золото.

Истинные алхимики не стремились к получению золота, оно было лишь инструментом, а не целью (тем не менее, Данте в своей Божественной комедии определил место алхимиков, как и фальшивомонетчиков, в аду, а если точнее, в круге восьмом, рве десятом). Целью для них был именно сам философский камень ! И духовное освобождение, превознесение, дарующиеся тому, кто им обладает — абсолютная свобода. Вот один из рецептов, по которому пытались изготовить философский камень средневековые алхимики (надо отметить, что камень , по большому счёту, и не камень вовсе, чаще его представляют как порошок, либо раствор порошка — тот самый эликсир жизни):

«Чтобы сделать эликсир мудрецов, называемый философским камнем , возьми, сын мой, философскую ртуть и накаливай, пока она не превратится в зелёного льва. После этого прокаливай сильнее, и она превратится в красного льва.

Нагрей этого красного льва в песчаной бане с кислым виноградным спиртом, выпари полученное, и ртуть превратится в камедеобразное вещество, которое можно резать ножом. Положи его в обмазанную глиной реторту и медленно дистиллируй. Собери отдельно жидкости различного состава, которые при этом появятся.

Киммерийские тени покроют реторту своим тёмным покровом, и ты найдёшь внутри неё истинного дракона, ибо он пожирает свой хвост. Возьми этого чёрного дракона, разотри на камне и коснись его раскалённым углём. Он загорится и, тот час приняв великолепный лимонный цвет, вновь воспроизведёт зелёного льва. Заставь его пожрать свой хвост и вновь дистиллируй полученное.

Наконец, сын мой, заботливо очисти его и увидишь появление жгучей воды и человеческой крови.»

Нетрудно, правда? И главное очень поэтично. А вообще, записывать процесс изготовления камня подобным образом придумал сам Гермес. И если в этом тексте еще можно понять, что за драконы и львы имеются в виду, то в более ранних текстах понять что-либо достаточно проблематично. Так что каждый алхимик истолковывал рецепты по-своему, из-за чего существует множество различных версий приготовления сего вещества.

Интересно, что в середине 20-ого века один голландский учёный решил воспроизвести процесс изготовления философского камня , используя похожий рецепт и вещества, которые были доступны средневековым изыскателям. И действительно, в конце всех манипуляций получил очень красивые кристаллы ярко-рубинового цвета. Как выяснилось это был чистейший хлораурат серебра AgAuCl4! Возможно, именно его алхимики и считали философским камнем , так как благодаря высокому процентному содержанию золота (44 %) при плавлении кристаллы могли придавать какой-либо поверхности золотую окраску.

История философского камня: что это такое, для чего его искали алхимики, как выглядит и где можно его найти?

Превратить свинец в золото – возможно ли это? Средневековые алхимики были уверены, что у них получится это сделать, стоит только найти философский камень – таинственную субстанцию, способную облагораживать простые металлы. Что же это за волшебное вещество, удалось ли кому-то из алхимиков или современных ученых его отыскать и существует ли оно на самом деле?

Описание философского камня

Философский камень – что же это и какой на вид этот магический элемент? Найти описание непосредственно философского камня, того, как он выглядит, является ли твердым веществом или жидкостью, сложно. Упоминаний о нем как о камне мало, чаще всего его представляют в виде порошка или эликсира. Некоторые источники описывают его в виде красного, оранжевого или желтого полупрозрачного камня. Если камень еще не дозрел, то он белого цвета и способен превращать неблагородные металлы в серебро. Его вес больше, чем у золота, он растворяется в любой жидкости, но не горит в огне.

Читать еще:  Как избежать ссор с любимым. Конфликты в семье. Как вести себя, чтобы избежать ссор

Средневековая философия и алхимия были пронизаны символизмом. Каждому веществу или явлению соответствовал магический символ. Так, в качестве символа философского камня чаще всего выступали:

  • змей Уроборос, поглощающий свой хвост;
  • гермафродит ребис, получившийся из объединения «короля» – серы и «королевы» – ртути;
  • лев, проглатывающий солнце.

Упоминания о волшебном камне

Первые сведения о магическом веществе, способном преобразовывать металлы, относятся к 300 г. до н. э. Древние греки называли этот элемент первичной материей и считали, что из него произошли остальные 4 элемента: вода, воздух, огонь и земля. Описание первоматерии содержится в трудах Платона и Зосима из Панополиса.

Немецкий монах Рогерус, живший в VII в., писал в своем философском трактате «Различные ремесла», как получают магическую субстанцию. Основной ингредиент – василиски, которые вылупились из яиц, снесенных старым петухом. Василисков сжигают, а их пепел смешивают с кровью рыжего юноши. Эту субстанцию растворяют в винном уксусе – и волшебный камень готов!

Волшебный камень пытались найти не только европейские, но и восточные алхимики. В VIII в. Джабир ибн Хайян предположил, что любой металл – это сочетание четырех основных элементов. Чтобы превратить один металл в другой, нужно всего лишь изменить пропорцию этих элементов. Он уверял, что у него получилось создать красный порошок, который способен вызвать такую трансмутацию, и назвал его «аль-иксира». От этого арабского слова произошло название «эликсир». Знаменитый ученый Авиценна раскритиковал предположение о возможности преобразования одних металлов в другие.

Несмотря на то, что к алхимикам в средневековье относились неоднозначно, многих из них обвиняли в колдовстве и связи с потусторонними силами, даже монахи увлекались мистической «химией» и пытались создать философский камень. В XIII в. немецкий монах Святой Альберт Великий в своих трудах пишет, что ему удалось понаблюдать за созданием магического вещества. Также утверждают, что ему самому удалось создать эликсир.

Иллюстрация из книги-инструкции Mutus Liber

Французский алхимик Николас Фламель в XIV веке написал абстрактную и очень непонятную инструкцию о том, как создать волшебный порошок – «Mutus Liber». Эта книга не содержит ни оного пояснения, лишь гравюры, по которым сложно что-либо понять. По легенде, он и его супруга Пернелла создали таинственное вещество и обрели бессмертие.

Английский алхимик Джордж Рипли в XV в. создал «Книгу двенадцати врат», где описал свой способ получения волшебного эликсира. В его рецепте основным веществом является бром, который, по его мнению, и является первоматерией.

Что делает артефакт и для чего его пытались найти или создать алхимики?

Зачем же алхимики на протяжении столетий искали загадочный магический эликсир? Основное свойство волшебного вещества – это трансмутация металлов, в результате которой неблагородные металлы, например свинец или олово, превращаются в золото.

Неужели основной целью была всего лишь нажива? Среди средневековых химиков были благородные, знатные люди, дворяне и врачи, для них обогащение стояло не на первом месте. Однако нельзя отрицать, что были и те, кто таким образом пытался разбогатеть.

Одно из основных свойств философского камня – излечение от всех болезней, именно это делает его таким желанным для средневековых философов. Он являлся универсальным лекарством, которое исцеляло бы от любых недугов, возвращало жизненные силы и молодость, а также даровало бессмертие. Для этого из волшебного порошка следовало приготовить золотой напиток и пить его, чтобы постоянно поддерживать молодость и здоровье.

Другие возможности эликсира:

  • создание вечно горящих ламп;
  • превращение обычных камней в драгоценные;
  • воскрешение мертвых растений;
  • создание гомункула.

Существует ли камень на самом деле?

Удалось ли кому-то из средневековых алхимиков создать философский камень? Есть много упоминаний об успешном завершении алхимических опытов. Тех, кто смог создать волшебный эликсир, называли адептами, среди них были и женщины:

  • первая женщина-алхимик Мария Профетисса, которая жила в I или II в. н. э. и основала александрийскую алхимическую школу;
  • египетский алхимик Клеопатра Алхимистика, жившая в III или IV в. н. э. в Александрии.

То, что не удалось сделать средневековым алхимикам, получилось у ученых ХХ века. Трансмутация обычных металлов в золото все-таки возможна, но только в результате ядерной реакции. В 1941-м г. ученые в лаборатории ядерной физики бомбардировали потоком нейтронов ядра ртути. В результате этих экспериментов образовались нестабильные изотопы золота с массовыми числами 198, 199 и 200, массовое число натурального золота – 197. Из 100 мг ртути получилось 35 мкг благородного металла.

Подобное открытие вызвало ажиотаж в мировой прессе – неужели теперь можно создавать искусственное золото?! Ликование длилось недолго, мечты алхимиков о преобразовании металлов в драгоценность остались мечтами и в ХХ в. Испуская бета-лучи, полученное золото через несколько часов превратилось в обычную ртуть.

Источники:

http://studopedia.ru/10_229594_retsepti-prigotovleniya-filosofskogo-kamnya.html
http://studwood.ru/957380/filosofiya/zaveschanie_nikolya_flamelya
http://moykamen.com/interesnoe/filosofskij-kamen.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×