Летне оздоровительный период в доу. Летняя оздоровительная работа. Традиционные виды закаливания детей

Организация закаливания детей в летний период в ДОУ
консультация на тему

Основные принципы закаливания

Предварительный просмотр:

Организация закаливания детей в летний период в ДОУ

Лето – самая любимая пора всех детей, ведь в теплую погоду можно практически целый день проводить на улице.

Лето – самое плодотворное время для укрепления здоровья детей, формирования у них привычки к здоровому образу жизни, а также навыков безопасного поведения в природе.

Пребывание дошкольников на свежем воздухе в летний период укрепляет и закаливает детский организм, оказывает положительное влияние на их всестороннее развитие.

Закаливание — это система специальной тренировки терморегуляторных процессов организма, включающая в себя процедуры, действие которых направлено на повышение устойчивости организма к переохлаждению или перегреванию.

Цель закаливания – тренировка защитных сил организма, выработка способности быстро адаптироваться к новым условиям.

Основная задача: осуществлять комплексный подход к оздоровлению дошкольника средствами природы с учетом уровня его индивидуального здоровья при активном включении ребенка в процесс его формирования.

Основные принципы закаливания:

  1. Систематичность использования закаливающих процедур заключается в систематическом его проведении, изо дня в день в течение всего года независимо от погодных условий и без длительных перерывов.
  2. Постепенность увеличения силы раздражающего воздействия определяется тем, что закаливание принесёт положительный результат лишь в том случае, если сила и длительность действия закаливающих процедур будут наращиваться постепенно.
  3. Последовательность в проведении закаливающих процедур заключается в необходимости предварительной тренировки организма более щадящими процедурами. Начать можно с обтирания, ножных ванн, и уж затем приступить к обливаниям, соблюдая при этом принцип постепенности снижения температур.
  4. Учёт индивидуальных особенностей ребенка и состояния его здоровья. Данный принцип характеризуется тем, что закаливание оказывает весьма сильное воздействие на организм. Поэтому прежде, чем приступать к закаливающим процедурам, следует обратиться к врачу. Учитывая возраст и состояние организма, врач поможет правильно подобрать закаливающее средство и посоветует, как его применять, чтобы предупредить нежелательные последствия.
  5. Комплексность воздействия природных факторов определяется тем, что к естественным факторам внешней среды относят воздух, воду и солнечное облучение. Выбор закаливающих процедур зависит от ряда объективных условий: времени года, состояния здоровья, климатических и географических условий места жительства.

1. Самый традиционный – метод постепенного увеличения силы раздражителя. Средство может быть любое – воздух, вода, солнце и т д. Постепенное увеличение силы раздражителя выражено либо в увеличении продолжительности его действия, либо в постепенном увеличении силы воздействия. Метод постепенного увеличения силы раздражителя обязательно приведет к хорошим результатам, но не сразу.

2. Метод – контрастный. У детей раннего возраста используется тепло – холод – тепло, а в дошкольном возрасте холод – тепло – холод.

3. Метод снижения температуры. В данном методе мы используем все принципы закаливания: систематичность, постоянство, учет индивидуальных особенностей ребенка, положительный эмоциональный настрой и др.

4. Метод интенсивного закаливания. Интенсивное закаливание подразумевает под собой методы закаливания, при которых возникает хотя бы кратковременный контакт обнаженного тела ребенка или части его тела (обычно закрытой одеждой) с интенсивными холодовыми (снег, ледяная вода, холодный воздух), тепловыми (вода, теплый воздух) факторами и факторами окружающей среды контрастной температуры (чередующиеся интенсивные холодовые и тепловые воздействия).

Основными природными факторами закаливания являются:

– Воздух – это среда, постоянно окружающая человека. Он соприкасается с кожей – непосредственно или через ткань одежды и со слизистой оболочкой дыхательных путей;

– Вода – общепризнанное средство закаливания. Преимущество воды перед другими средствами закаливания заключается в том, что водные процедуры легко дозировать;

– Солнце – является сильно действующим средством закаливания. Солнечные лучи оказывают на организм общее укрепляющее действие, повышают обмен веществ в организме, лучше становится самочувствие, сон, кожа лучше регулирует теплообмен. Но солнце может оказывать и отрицательное действие. Поэтому надо к этой процедуре подходить очень осторожно. У младших детей особенно полезны солнечные ванны, но важен при этом индивидуальный подход. Проводить солнечные ванны надо в движении, но игры надо проводить спокойного характера. Солнечные ванны увеличиваются постепенно:

Читать еще:  Иллюзия обмана: Монтессори, Аткинс и др. опровергли собственные советы. Мария Монтессори: биография и фото. Интересные факты

– в младших группах до 20-25 мин.

– в старших группах до 30-40 мин.;

– Правильно организованная прогулка.

Система закаливающих мероприятий проводятся комплексно в течение всего дня:

1. Закаливание воздухом:

  • Утренний приём детей в детском саду на свежем воздухе.
  • Воздушные ванны с упражнениями.
  • Сон с доступом свежего воздуха.
  • Облегчённая одежда с учётом сезона.
  • Воздушные ванны в спокойном состоянии.
  • Солнечные ванны.
  • Отдых в тени.
  • Хождение босиком.
  • Систематические прогулки на улицу, вне зависимости от погоды.

2. Закаливание водой:

  • Умывание прохладной водой.
  • Полоскание рта кипячёной, прохладной водой.
  • Сезонное обливание ног водой.
  • Влажное обтирание.

3. Другие процедуры:

  • Пальчиковая гимнастика.
  • Хождение босиком.
  • Хождение по ребристой доске и солевым дорожкам.
  • Элементы самомассажа.
  • Сон без маечек.
  • Дыхательная гимнастика.

Закаливание в режим дня повседневной жизни сводится к следующему:

а) создание привычки к широкому пользованию свежим наружным воздухом в помещении;

б) рациональная одежда;

в) длительное пребывание на воздухе независимо от погоды;

г) воспитание привычки к холодной воде.

Применение закаливания несколько видоизменяется в зависимости от времени года и от возраста детей. Все закаливающие процедуры должны проводиться ежедневно. Обтирание и обливание проводятся после сна, строго под наблюдением медицинских работников.

Оздоровительная работа в условиях ДОУ :

1. Сквозное проветривание.

2. Санитарный режим.

4. Индивидуализация режимных процессов с учетом здоровья и развития детей.

5. Оптимальный двигательный объем (4 ч в день).

6. Утренняя гимнастика.

7. Физкультурные занятия.

8. Подвижные игры.

– умывание прохладной водой;

а) гимнастика после сна (с элементами дыхательной гимнастики);

б) дорожка здоровья;

в) облегченная одежда;

г) сон с открытой фрамугой.

10. Употребление лука, чеснока в осенне-зимний период.

11. Употребление витаминов в период вспышки заболеваний.

12. Витаминизация III блюда.

РЕГУЛЯРНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ ЗАКАЛИВАНИЯ ДЕТЕЙ ГАРАНТИРУЮТ ТО, ЧТО ИХ ОРГАНИЗМ ПЕРЕСТАНЕТ ЧУТКО РЕАГИРОВАТЬ НА КОЛЕБАНИЕЯ ТЕМПЕРАТУР, НЕ ПЕЕРЕОХЛОЖДАЯСЬ И НЕ ПЕРЕГРЕВАЯСЬ. СООТВЕТСТВЕННО ЧАСТОТА ЗАБОЛЕВАНИЙ ОРВИ СНИЗИТСЯ.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система закаливания детей в летний период.

Закаливание — важный элемент здоровогообраза жизни человека в любом возрасте. Но особое значение оно имеет для детей, организм которых ещё не выработал способности к быстрой адекватной .

Проводить закаливающие процедуры надо с учетом индивидуальных особенностей ребенка и его возраста. При этом большое значение имеет состояние здоровья, общее физическое развитие, тип нервной системы, с.

ЛЕТО – САМАЯ ЛУЧШАЯ ПОРА ДЛЯ ЗАКАЛИВАНИЯ.

Закаливание детей дошкольного возраста помогает повысить иммуную защиту и реже болеть инфекционными заболеваниями.

Организация закаливания в группе, для родителей.

Закаливание детей в летний период ЛЕТО – САМАЯ ЛУЧШАЯ ПОРА ДЛЯ ЗАКАЛИВАНИЯ:СОЛНЦЕ, ВОЗДУХ И ВОДА!Воздушные процедуры – самая легкая форма закаливания. Свежий воздух – основа закаливания. Он.

МБУ детский сад № 100 “ОСТРОВОК”

летний оздоровительнеый период в ДОУ

Категория: Блог физинструктора Создано 27.06.2016 12:51 Обновлено 27.06.2016 12:53 Автор: Администратор сайта МБУ детского сада № 100 “Островок” Просмотров: 1297

Пребывание дошкольников на свежем воздухе в летний период укрепляет и закаливает детский организм, оказывает положительное влияние на их всестороннее развитие. Основная задача взрослых при этом как можно полнее удовлетворить потребность растущего организма в отдыхе, творческой деятельности и движении. Обеспечить необходимый уровень физического и психического развития детей поможет четко спланированная система мероприятий развлекательного, познавательного и оздоровительного характера. Лето – удивительная и благодатная пора, когда детям можно вдоволь гулять, бегать и прыгать.

Именно в этот период они много времени проводят на воздухе. И очень важно так организовать жизнь дошкольников, чтобы каждый день приносил им что-то новое, был наполнен интересным содержанием, чтобы воспоминания о летнем времени, играх, прогулках, праздниках и развлечениях, интересных эпизодах из их жизни еще долго радовали детей. Успех летней оздоровительной работы с дошкольниками во многом определяется тем, насколько грамотно и своевременно подготовился к ней весь коллектив дошкольного учреждения. В помощь педагогам заместитель заведующего по УВР подобрала необходимую справочную и методическую литературу, конспекты проведения досуга и развлечений, подобрала картатеку игр м водой, игр-экспериментирований, игр по формированию у детей здоровому образу жизни. Большую помощь воспитателям может оказать использование материала из опыта работы с детьми летом в предыдущие годы:; практические советы и методические рекомендации:

Читать еще:  Как сложить вещи, чтобы они не помялись? Как правильно складывать вещи - простые советы, которые упростят вашу жизнь

Рекомендации по предупреждению детского травматизма в летний период).
Рекомендации по правилам дорожного движения

Для полноценной воспитательной работы с детьми необходи,

Организация и проведение консультаций: «Особенности планирования ВОП в ЛОП», «Организация детского творчества летом» Оформление информационного пространства:санитарных бюллетеней:

× «Закаливание детей летом»

× «Витамины на нашем столе»

× Одеваем ребенка по погоде

× Солнце, воздух и вода

× Вам интересно — мы ответим!
Пребывание дошкольников на свежем воздухе в летний период укрепляет и закаливает детский организм, оказывает положительное влияние на их всестороннее развитие. Основная задача взрослых при этом как можно полнее удовлетворить потребность растущего организма в отдыхе, творческой деятельности и движении. Обеспечить необходимый уровень физического и психического развития детей поможет четко спланированная система мероприятий развлекательного, познавательного и оздоровительного характера. Лето – удивительная и благодатная пора, когда детям можно вдоволь гулять, бегать и прыгать. Именно в этот период они много времени проводят на воздухе. И очень важно так организовать жизнь дошкольников, чтобы каждый день приносил им что-то новое, был наполнен интересным содержанием, чтобы воспоминания о летнем времени, играх, прогулках, праздниках и развлечениях, интересных эпизодах из их жизни еще долго радовали детей. Успех летней оздоровительной работы с дошкольниками во многом определяется тем, насколько грамотно и своевременно подготовился к ней весь коллектив дошкольного учреждения. В помощь педагогам заместитель заведующего по УВР подобрала необходимую справочную и методическую литературу, конспекты проведения досуга и развлечений, подобрала картатеку игр м водой, игр-экспериментирований, игр по формированию у детей здоровому образу жизни. Большую помощь воспитателям может оказать использование материала из опыта работы с детьми летом в предыдущие годы:; практические советы и методические рекомендации:

Рекомендации по предупреждению детского травматизма в летний период).
Рекомендации по правилам дорожного движения

Для полноценной воспитательной работы с детьми необходи,

Организация и проведение консультаций: «Особенности планирования ВОП в ЛОП», «Организация детского творчества летом» Оформление информационного пространства:санитарных бюллетеней:

× «Закаливание детей летом»

× «Витамины на нашем столе»

× Одеваем ребенка по погоде

× Солнце, воздух и вода

× Вам интересно — мы ответим!

На заключительном педагогическом совете в мае педагоги знакомятся с основными задачами работы ДОУ в летний период: -развивать экологическое мышление детей через расширение представлений о растительном и животном мире, природных явлениях, труде людей в природе, экспериментирование; -учить способам ухода за посадками сада, леса, цветника — воспитывать желание за растениями, трудиться — развивать эмоционально- доброжелательные отношения к живым объектам природы и сверстникам в процессе общения с ними. — совершершенствовать двигательные навыки детей; — развивать психофизические качества личности ребенка; —учить самостоятельно кататься на 3-х колесном велосипеде, самокате План летней оздоровительной работы детально обсуждается в коллективе детского сада, определяется роль каждого педагога в его выполнении. При этом учитываются пожелания и предложения воспитателей, специалистов, их творческие идеи, которые потом воплощаются в интересные мероприятия. Учебные занятия в летний период не проводятся. Рекомендуется организовывать спортивные и подвижные игры, спортивные праздники, экскурсии и др., а также увеличивать продолжительность прогулок (в соответствии с СанПиН) Любые виды детской деятельности (игра, труд, художественное творчество и др.) организуются на воздухе. Все это приносит дошкольникам много радости, улучшает их эмоциональное состояние, способствует умственной активности.
На заключительном педагогическом совете в мае педагоги знакомятся с основными задачами работы ДОУ в летний период: -развивать экологическое мышление детей через расширение представлений о растительном и животном мире, природных явлениях, труде людей в природе, экспериментирование; -учить способам ухода за посадками сада, леса, цветника — воспитывать желание за растениями, трудиться — развивать эмоционально- доброжелательные отношения к живым объектам природы и сверстникам в процессе общения с ними. — совершершенствовать двигательные навыки детей; — развивать психофизические качества личности ребенка; —учить самостоятельно кататься на 3-х колесном велосипеде, самокате План летней оздоровительной работы детально обсуждается в коллективе детского сада, определяется роль каждого педагога в его выполнении. При этом учитываются пожелания и предложения воспитателей, специалистов, их творческие идеи, которые потом воплощаются в интересные мероприятия. Учебные занятия в летний период не проводятся. Рекомендуется организовывать спортивные и подвижные игры, спортивные праздники, экскурсии и др., а также увеличивать продолжительность прогулок (в соответствии с СанПиН) Любые виды детской деятельности (игра, труд, художественное творчество и др.) организуются на воздухе. Все это приносит дошкольникам много радости, улучшает их эмоциональное состояние, способствует умственной активности.

Читать еще:  Как избавиться от ревности: советы психолога. Как быть с ревнивым мужем? Что такое ревность

Сайт для воспитателей детских садов

«Охрана и укрепление здоровья детей в летне – оздоровительный период»
(из опыта работы)

Дошкольное воспитание сверху донизу должно быть пронизано заботой о физическом здоровье ребенка и его психологическом благополучии. Если забота о физическом здоровье ребенка в том или ином виде отражается во всех документах, регламентирующих работу воспитателя, то требование «психологического благополучия ребенка»звучит как бессмысленное словосочетание. На самом деле это требование по отношению к задачам его развития является очень важным.

Условия воспитания в детском саду таковы, что создается высокий риск не только соматических, но и психических нарушений. На каждого ребенка 3-6 лет приходится в среднем 54 дня пропусков посещений ДОУ, четвертая часть которых связана с заболеваниями, остальные три четверти – с карантином. Количество детей, страдающих ожирением, возрастает на 1% ежегодно.

По данным прогнозов, 85% этих детей – потенциальные больные сердечно – сосудистыми заболеваниями, что соответствует сокращению их жизни на 5-20 лет. Около 50% детей нуждаются в психокоррекции, характеризуются серьезным психологическим неблагополучием. Количество инфекционных и простудных заболеваний приобретает характер стихийного бедствия, с которым практически не справляются ни педиатры, ни родители. В подавляющем большинстве дети, начиная с дошкольного возраста, уже страдают дефицитом движений и незакаленностью.

Актуальной задачей физического воспитания является поиск эффективных средств совершенствования развития двигательной сферы детей дошкольного возраста на основе формирования у них потребности в движениях. Развитие интереса к движениям проводится на основе жизненной потребности ребенка быть сильным, смелым, ловким при взаимодействии со сверстниками.

Для укрепления здоровья детей в нашем ДОУ максимально используются летние благоприятные условия. Вся деятельность детей проходит на свежем воздухе – утренняя гимнастика, физкультурные занятия, досуги и развлечения, театрально-музыкальная и изодеятельность, подвижные игры и упражнения. Для профилактики плоскостопия на спортплощадке оборудована «тропа здоровья». Дети с удовольствием бегают босиком по траве, песку, камням, шишкам, играют с водой и загорают.

Особое место в физкультурно-оздоровительной работе с детьми в летнее время занимают занятия плаванием. Плавание и упражнения в воде являются средством лечения и профилактики нарушений осанки и сколиоза. Оздоровительное плавание служит оздоровлению организма в целом, повышению его функциональных возможностей. Положительные эмоции, обычно сопровождающие водные процедуры, оказывают благотворное влияние на психофизическое состояние детей.

Бассейн в ДОУ функционирует круглогодично. Охват детей плаванием составляет 84%. Занятия в бассейне проводятся 1 раз в неделю, начиная со 2-ой младшей группы.

Для укрепления физического здоровья детей ежедневно на свежем воздухе проводится утренняя гимнастика с обязательным оздоровительным бегом вокруг ДОУ. Утренний приём детей и вечерняя прогулка в нашем саду являются традиционными.

Оздоровление детей начинается с адаптационного периода. Медицинское наблюдение за детьми начинается с момента поступления в ДОУ. Учитывая, что в основном болеют вновь поступившие дети, для них создаётся щадящий режим с учётом индивидуального подхода. Лечебно – профилактические мероприятия, проводимые в ДОУ, организация адаптационных групп, способствуют тому, что адаптация вновь принятых детей проходит в лёгкой форме.

Источники:

http://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2017/09/18/organizatsiya-zakalivaniya-detey-v-letniy-period-v-dou
http://chgard100.tgl.net.ru/fizkultura/377-letnij-ozdorovitelneyj-period-v-dou
http://dohcolonoc.ru/cons/3693-okhrana-i-ukreplenie-zdorovya-detej-v-letne-ozdorovitelnyj-period.html

Ссылка на основную публикацию