Личный Наташин дневничок…. Как празднуют Рождество на Руси? Традиции празднования Рождества на Руси

Как празднуют Рождество на Руси? Традиции празднования Рождества на Руси

Согласно с православной традицией, Рождество Христово выпадает на ночь с 6 на 7 января. В этот день появился на свет Искупитель всех человеческих грехов, Спаситель, который дал начало новой эре и стал одной из главных фигур как в исторической науке, так и в теологии. Сейчас мы рассмотрим, как празднуют Рождество на Руси в наше время, какова история этого торжества, его особенности, традиции, приметы и многое другое.

Почему именно эта дата?

Начнем мы, пожалуй, с обсуждения дня рождения Христа. Почему ныне все православные христиане отмечают праздник Рождества Христова на Руси именно в ночь с 6 на 7 января? В соответствии с некоторыми сакральными источниками, Иисуса считают вторым Адамом на Земле, вторым и самым ценным сыном Бога. Первый его отпрыск, как известно, стал причиной грехопадения, за что был изгнан из Рая. Второй же, наоборот, искупил все человеческие грехи и пороки и был принят в Рай Господа после распятия. В Ветхом Завете сказано, что Адам был создан на шестой день существования мира. Проведя подобную аналогию, люди пришли к выводу, что точно так же Иисус родился в 6 день нового года и новой эры.

Период язычества в Киевской Руси

С момента рождения Христа до даты официального Крещения Руси прошло почти 1000 лет. Все это время наша страна оставалась языческой, и, как несложно предположить, традиции, храмы, обряды и прочие сакральные ритуалы тут были совсем иными. Тем не менее примерно с 300-х годов в Киеве начали образовываться христианские общины, которые на свой лад и по своим правилам отмечали Рождество в Древней Руси. В те годы главным украшением домов была не елка, как это стало позже, а некий металлический предмет. Он мог иметь любую форму и размер, главное, чтобы поместился под столом. Все члены семьи по очереди садились и приставляли к нему ноги. Считалось, что железо отдает человеку свою прочность, силу и выносливость. Еще одна атрибутика – это имитация яслей Иисуса. Такими миниатюрами всегда украшали дома и улицы на Рождество. Традиции на Руси также касались праздничных столов. В течение 6 января люди целый день не ели, а садились за трапезу лишь к ужину. Главными блюдами были рыба, мучные изделия и сладости. До момента официального крещения всей страны эти традиции распространялись среди народа и прочно укоренялись в сознании людей.

Рождество в X – XV века

В 988 (дата примерная) году Владимир Красное Солнышко крестил всю Русь. Отныне официальной религией страны стало православное христианство, и все праздники, которые уже давно представители этой веры отмечали в других державах, перекочевали на наши земли. С ними появились и первые традиции празднования Рождества на Руси, которые включали в себя и дату, и особенности кухни, и тип украшения домов и улиц, и даже поведение людей. Главным аспектом того времени было то, что Рождество неразрывно связывалось с Масленицей. Это был период большого поста, в течение которого было запрещено употреблять в пищу мясо. А рекомендовалось заключать деловые сделки, продавать товар или покупать что-то новое. Также люди в этот период заводили новые знакомства, крестили детей и женились. Словом, любое начинание в период с Рождества по Масленицу было обречено на успех.

Новые веяния новых веков

Между тем, как празднуют Рождество на Руси сегодня и как это было в 17-18 веках, имеется значительная разница. И в чем конкретно она заключается, мы сейчас рассмотрим. В начале 17 столетия в Россию проникла польская национальна традиция – Вертеп. Она быстро «преобразилась» в нашей стране и стала неотъемлемой частью Рождества во всех городах и деревнях. Суть заключалась в том, что в специальном ящике-сцене разыгрывались с помощью кукол спектакли. Изначально в них показывалось, как рождается маленький Иисус и как его родители укрывают в пещере от Ирода. Позже сценарий мог быть любой, главное, чтобы он имитировал какой-то отрезок из жизни Спасителя. Также в эти годы устанавливаются те традиции празднования Рождества на Руси, которые существуют по сей день. В каждом доме наряжается елка, которая является символом торжества. На нее вешали выпечку в виде печенья, устанавливали свечки, украшали тканью, лентами, миниатюрами яслей, в которых родился Иисус.

Откуда взялись подарки под елочкой?

Всем нам прекрасно известно, как празднуют Рождество на Руси сегодня. Это наряженная елка, подарки, Святая Вечеря, гадания, колядки и многое другое. Но откуда все это взялось? Примерно в конце 19 века – начале 20 люди начали преподносить друг другу в дары не только трапезу, но и ценные вещи, сувениры. Одним словом, сам народ породил традицию одаривать друг друга. А для того, чтобы все это выглядело более загадочно, такие дары решили класть под елочку. Очень скоро появился в стране и аналог западного Санты Клауса – Дедушка Мороз. Как отмечали Рождество на Руси в конце 19 века? Примерно так же, как и сегодня. Дед Мороз дарил подарки детям и взрослым, его образ был основой торжества, и практически все мужчины переодевались в красные шубы и цепляли себе длинные белые бороды, чтобы поздравить собственных детей.

Основные традиции, которые укоренились в народе

В былые века Рождество Христово на Руси непременно сопровождалось колядованием. Обряд заключался в том, что молодые люди посещали дома всех своих знакомых, друзей, родственников и просто соседей. Они исполняли им народные песни на христианскую тематику, которые рассказывали о Рождении Спасителя. За это их награждали всяческими вкусностями. Еще одной важной традицией было ношение в гости кутьи. Хозяева, которым принесли это рождественское блюдо, должны были его отведать и отблагодарить своих гостей. На день после Сочельника, то есть 7 января, все отправлялись на обязательную церковную службу, где ставили свечи во имя Спасителя и всех своих родных, живых и мертвых.

Читать еще:  Цитаты о детях короткие. О детях и детстве в цитатах и афоризмах

Убранство дома

Современные семьи, которые можно отнести к верующим, прекрасно знают, как празднуют Рождество на Руси в наши дни, и почему традиции являются таковыми. Главное – перед торжеством как следует убрать в доме. Нужно вымести весь мусор и грязь, выбросить хлам и старые ненужные вещи, привести все в порядок. После необходимо приступать к приготовлению вечери. Некоторые области нашей страны предпочитали готовить в этот праздник лишь постные блюда – мучные и всякие сладости. Большая часть территории отдавала предпочтение блюдам из свинины, курицы, утки. Праздник Рождества Христова на Руси всегда сопровождался пирогом. Это могла быть кулебяка, ватрушки, калачи или просто пирожки. На Украине чаще всего готовили вареники.

Гадания в Сочельник

По рассказам Н.В Гоголя можно с точностью определить, как отмечали Рождество на Руси в былые века и какие ритуалы были основными в тот день. Девушки обязательно гадали на свое будущее. При этом данное действо носило не просто мистический характер, а даже пугающий, что порождало множество легенд и небылиц. Самым востребованным предметом для гадания была свеча. Она разжигалась у зеркала, а рядом ставилась мисочка с водой. Девушка наклоняла свечу над водой, и воск падал вниз, образуя фигуры. По ним и предсказывали будущее, расшифровывая на свой лад знаки и замысловатые символы. Также ходило поверье, то в свете свечи можно увидеть в зеркале лицо суженного. Но это гадание было одним из самых страшных, и далеко не все его практиковали.

Светские традиции

В наши дни в России 7 января считается официально выходным днем. Этот праздник является вторым по важности после Пасхи во всем христианском мире. Он имеет аналог в католических государствах – то же самое Рождество, которое, однако, отмечается 25 декабря. У нас на Рождество, как и в далекие старинные века, принято ходить в церковь и посещать литургию, на которой рассказывается о появлении на свет Спасителя, о его жизни и особенностях. Однако это мероприятие не является обязательным для всех граждан, и посещают его по своей воле далеко не все. Тем не менее представления на сакральную тематику устраиваются возле всех основных храмов городов, и все желающие могут принять в них участие.

Как праздновали Рождество на Руси?

У большинства из нас слово «Рождество» ассоциируется с песенкой «MerryChristmas», Санта-Клаусом, полосатыми чулками, повешенными над камином и прочими «фишками», позаимствованными из американских фильмов. Однако мало кто задумывается о том, что все это относится к католическому Рождеству, которое празднуется 25 декабря по Грегорианскому календарю. А вот приверженцы православия отмечают этот праздник 7 января, опираясь при этом на календарь Юлианский. У православных стран, в первую очередь у России, как и у католических, есть свои традиции, которые уходят корнями в глубокое прошлое. Итак, как праздновали Рождество на Руси?

Говоря об истории празднования Рождества на Руси, необходимо прежде всего отметить, что начинается она в Х веке – именно тогда произошло повсеместное распространение христианства. Однако славянам было сложно сразу отказаться от языческой веры, и это обусловило очень интересное с точки зрения культурологи явление: некоторые христианские святые были наделены функциями древних богов, а многие праздников сохранили отчетливые элементы язычества. Речь идет об обрядах: рождество на Руси, например, совпало с Колядой – днем зимнего солнцестояния, символизирующим удлиняющиеся дни и укорачивающиеся ночи. Впоследствии Коляда стала открывать Святки – череду рождественских праздников, которая длилась с 7 по 19 января.

Вечер 6 января назывался у славян Сочельником. Слово это произошло от существительного «сочиво» – оно обозначало блюдо из разваренных зерен пшеницы и ячменя, сдобренное медом и сухофруктами. Кушанье ставили под иконы – в качестве своеобразного дара Спасителю, который должен был вот-вот появиться на свет. В этот день было принято воздерживаться от еды до того, как на небе появится Вифлеемская звезда. Ночью люди шли в церковь на торжественное богослужение – Всенощную. После службы раскладывали в «красном углу» под образами охапки сена, ржи и кутью – кашу из зерен. Изначально это было подношением Велесу, богу плодородия в языческом пантеоне, но постепенно утратило первоначальный смысл и стало восприниматься как символ Рождества Христова.

Традиции празднования Рождества на Руси включали в себя и «разговленье»: после поста в каждом доме накрывался пышный стол с угощением. Гуси, поросята, русские щи, студень, кутья, блины, пироги, пряники… Обязательным атрибутом праздничного стола были «сочни» – фигурки животных, вылепленные из теста.

Рождественские обряды и обычаи

Как уже отмечалось выше, Рождество и Святки на Руси продолжались 13 дней – с 7 по 19 января. Все это время было посвящено исполнению многочисленных святочных обрядов, гаданиям, играм и прочим увеселениям. Особой популярностью среди молодежи пользовалось колядование: юноши и девушки собирались группками и обходили все дома в деревне, распевая под окнами колядки (ритуальные песни, восхваляющие хозяина и его семью) и получая за это угощенье.

Читать еще:  Что делать c нервным ребёнком. Как справиться с нервным и не послушным ребенком и не сойти с ума

Второй день Рождества назывался «Собор Богородицы» и посвящался Пресвятой Деве Марии – матери Христа. С этого дня начинались гадания и хождения ряженых: парни надевали вывернутые наизнанку шубы, разрисовывали лица сажей и ходили по улицам, разыгрывая сценки и даже целые представления. Незамужние девушки гадали – главным образом, конечно, на женихов – лили расплавленный воск, кидали башмачок за ворота, заглядывали в зеркала при свете свечи, надеясь увидеть суженого.

Праздник Рождества на Руси традиционно заканчивался водосвятием: истово верующие люди окунались в прорубь возле Иордани, смывая с себя грехи перед Крещением .

«Расколем чугуны»: как Русь гуляла на святках

Как на Руси праздновали Рождество и святки

7 января православные в России празднуют Рождество. Сейчас этот день приходится на конец новогодних каникул, когда большинство россиян уже устали от отдыха и бесконечного застолья. До революции 7 января народ только начинал гулять, а праздники от Рождества до Крещения назывались святками. «Газета.Ru» рассказывает, какой стол накрывали в праздники, почему после святок люди часто женились и как смывали с себя грехи после колядок и гаданий.

«Арестанты на праздниках покушают хороший хлеб»

Интересно, что святки праздновали на Руси еще до распространения христианства. Этот обычай пришел к славянам за пятьсот лет до того, как князь Владимир приказал сбросить в Днепр языческих идолов.

Некоторые исследователи считают, что в дохристианской Руси святки связывали с именем бога Святовита. Возможно, «Святовит» было одним из имен верховного божества Перуна. С наступлением святок люди бросали в печь немного праздничной еды, чтобы умилостивить богов и души предков, которые спускаются на землю с началом зимы. В это время у них можно было попросить и обильный урожай, и пригожего мужа, и денег, и много других благ.

Христианские святки также имеют долгую историю. Известно, что уже в IV веке греческие христиане отдыхали и веселились две недели после Рождества. Особое внимание уделялось тому, чтобы радостное настроение было у всех.

Традиция забывать о сословных границах в честь христианского праздника сохранялась на протяжении веков.

На Руси с наступлением святок полагалось позаботиться о том, чтобы подарки и сладости появлялись не только в собственном доме, но и у малоимущих: вдов, сирот и заключенных.

Люди анонимно посылали подарки в приюты и богадельни.

«Каждый год отец обязательно жертвует на острог мешок белой первосортной муки. Везет ее кучер Гордей на коне Ваське. Надзиратель тюрьмы присылает визитную карточку с благодарностью. Арестанты на праздниках покушают хороший хлеб», — вспоминает автор статьи «Далекое и близкое: Рождественские праздники на Дону».

До святок по православной традиции держали строгий пост: в течение шести недель ели картошку на постном масле, огурцы, кислую капусту, соленые арбузы, тыквы, пирожки с горохом, взвар, рыбу и уху. В канун Рождества — Сочельник — всей семьей в последний раз садились за постный стол после появления на небе первой звезды, но на этот раз полагалось приготовить особенные блюда: кутью (ячменную кашу с медом и изюмом), вареные в меду сушеные яблоки, овсяные печенья в форме домашнего скота и человечков, символизирующих пастухов и волхвов.

7 января пост заканчивался и люди начинали праздновать и веселиться. Современный новогодний стол не сравнится с богатой рождественской трапезой. На Рождество особенно любили есть свинину.

«В мясных, бывало, до потолка навалят, словно бревна, мороженые свиные окорока отрублены, к засолу. Так и лежат, рядами, разводы розовые видно, снежком запорошило… Везут свинину, поросят, гусей, индюшек — «пылкого морозу». Рябчик идет, сибирский тетерев-глухарь», — писал Иван Шмелев в романе «Лето Господне».

Мясо и свиная голова были неотъемлемой частью рождественских праздников не только русских, белорусов, украинцев, но и болгар, сербов, румын, англичан и немцев. Готовили и птицу: гуся c яблоками или утку, фаршированную луком с рыжиками или груздями. На праздничном столе появлялись заяц в сметане, холодец и заливное.

Самого толстого наряжали в медведя

Любимой традицией были колядки. Царю Петру I этот обычай пришелся особенно по душе, и он сам с удовольствием ходил по домам в компании ряженых. А тех, кто отказывался принимать участие в этой забаве, приказывал бить плетьми.

Колядки проходили так: в святочные вечера все желающие собирались вместе, переодевались в зверей или сказочных персонажей: Иванушку-дурачка, седого старца в маске из сахарной бумаги, склоненную до земли старуху, колдуна, солдата. Главным персонажем среди колядующих всегда был медведь. В него переодевали самого толстого парня в компании.

В «Ярославских губернских ведомостях» за 1889 год сохранилось описание таких гуляний. Собирались пять-шесть подвыпивших весельчаков. Один изображал медведя на цепи, надев вывернутую овчинную шубу, и ползал на четвереньках с веревкой в зубах. Другие балагуры играли вожаков и музыкантов со сковородками и заслонками. Ребятня и взрослые тут же бежали к танцующему «зверю», кричали, шутили, подзадоривали.

Такими компаниями шли по деревне или городу колядовать: пели рождественский тропарь, духовные песни, колядки, в которых восхваляли хозяина дома, чтобы выпросить у него угощение. Песни часто сочинялись прямо на ходу, но существовали в этом искусстве и свои правила.

Хозяина, например, величали «светлым месяцем», хозяюшку — «красным солнцем», детей их — «чистыми звездами». Колядующие обещали богатый урожай и счастливую жизнь тем, кто дает угощение, и всяческие бедствия скупым.

Читать еще:  Интересы в друг вокруг девушке. Выбирая статусы для друг вокруг вы можете воспользоваться данной коллекцией

Иногда в песнях звучали даже угрозы: «Кто не даст пирога — сведем корову за рога, кто не даст ветчины — тем расколем чугуны…». Иногда пели нарочито бессмысленные приговорки. Кто-то одаривал колядующих деньгами, кто-то дарил детям сладости, а взрослым подносил рюмки.

Литературовед Юрий Лотман в комментариях к «Евгению Онегину» писал, что было принято разделять «святые вечера» и «страшные вечера». В «святые вечера», которые проходили в первую неделю после Рождества, устраивали веселые ночные посиделки, в «страшные вечера» (вторая неделя) — гадали. Кстати, после святок всегда было много свадеб.

«В посиделках, гаданиях, играх, песнях все направлено к одной цели — к сближению суженых. Только в святочные дни юноши и девушки запросто сидят рука об руку», — писал фольклорист Иван Снегирев в книге «Песни русского народа».

Колядки стали одной из немногих святочных традиций, которые выжили в послепетровскую эпоху, несмотря на то, что большая часть населения переместилась в города.

Историк Петр Словцов в книге «Прогулки вокруг Тобольска в 1830 году» писал, что в городе от Рождества до крещенского сочельника среди жителей принято рядиться в «маскированные костюмы» и «прохаживаться с фонарями по улицам или ездить в шутливых нарядах и входить в домы, где им не препятствуют». Ряженых принимали не только в домах простых людей, но и в усадьбах городской знати.

Сегодня трудно представить себе, чтобы среднестатистический менеджер в святочные вечера переодевался в лесного духа и шел колядовать, а раньше так и было. В социальном отношении ряжеными были мелкие канцелярские чиновники, мещане, казаки. В святочных ряжениях участвовала не только молодежь, но и пожилые люди, исключая лишь старообрядцев.

При этом церковь не одобряла ряжение, а также святочные гадания и надевание звероподобных харь. Все эти забавы приводят человека в душепагубный грех, отмечалось в указе патриарха Иоакима от 1684 года, запрещающем дурачества во время святок.

Чтобы обезопасить себя от недовольства церкви, сторонники святок придумали «решение» проблемы: на Крещение во льду реки или озера прорубь делали в форме креста, и чтобы, окунувшись туда, смывать с себя все грехи, совершенные на святках.

После смерти Петра I, который защищал колядование и ряжение, государство решило поддержать церковь. Во второй половине XVIII была издана императорская грамота: «Запрещается в навечерие Рождества Христова и в продолжение святок заводить, по старинным идолопоклонническим преданиям, игрища и, наряжаясь в кумирские одеяния, производить по улицам пляски и петь соблазнительные песни».

Таким образом власти пытались избежать массового пьянства и хулиганства в святки. Однако народ так любил эти традиции, что закон постоянно нарушался, и скоро о нем и вовсе забыли.

При этом люди в Рождество помнили и про главный смысл праздника — рождение Иисуса Христа. Молодежь и дети ходили по домам не только с дурашливыми колядками, но и с христославием.

«Но вот, наконец, слышен их топот и голоса: «Можно похристославить? Принимаете христославщиков?» Пелагея широко распахивает дверь, наводняя холодом комнату, впускает группу запорошенных снегом детей в тулупах, подвязанных яркими кушаками. За пазухой у каждого отдувается «наславленное». Нестройным хором поют: «Рождество, Твое, Христе Бо-ожи наш…» У нас радостно замирает сердце. С трепетным восторгом звучит славословие. Раздаем христославщикам копеечки, орехи, конфеты.

Некоторые, узнав, что тут раздают копеечки, приходят славить по второму и по третьему разу. Узнанный конфузливо отказывается, уверяя, что пришел впервые.

Все смеются и дают пострелу копеечку в третий раз».

Рождество считалось семейным праздником. В этот день в одном доме собирались все родственники, звали как можно больше близких людей. По вечерам не только ели вместе, но и рассказывали сказки и загадывали загадки.

Сегодня Рождество празднуют не так широко, хотя воцерковленные православные до сих пор начинают святочные дни с 7 января, а заканчивают спустя десять дней, отметив Старый Новый год. В этом году святки продолжаются с 7 по 17 января.

Если вы хотите почувствовать веселый дух Рождества и народных гуляний, и не потратить на веселье деньги, то в Москве до 13 января открыты бесплатные праздничные мероприятия и аттракционы. Так, на переходе между Манежной площадью и площадью Революции открыта ледяная горка 100 м в длину и 8 м в высоту. Можно взять бесплатные ватрушки и вдоволь накататься с детьми.

Также для детей устраиваются театральные постановки в Доме новогодней сказки (Камергерский переулок). На мастер-классах, которые длятся по 45 мин, посетители смогут не только увидеть сказочных персонажей, но и выполнить задания на логику и смекалку, научатся рисовать снежные узоры и поучаствуют в конкурсах.

А на площади Революции устраиваются мастер-классы «Рождественские театральные сказки», где дети смогут не просто посмотреть постановки, но и сами создать персонажей любимых сказок.

В Рождество посмотреть на ряженных смогут не только дети. На Тверской площади будут проходить уличные спектакли, гастрольные выступления европейских театров и концерты популярных музыкальных групп.

В Климентовском переулке до 13 января открыта кулинарная школа. По примеру древних святочных традиций посетители смогут слепить елочные игрушки из сахарной мастики, а также приготовить праздничные блюда: яблочные гнезда с темным шоколадом, сочный стейк с вафлями из батата и лосося на подушке из авокадо.

Источники:

http://fb.ru/article/171296/kak-prazdnuyut-rojdestvo-na-rusi-traditsii-prazdnovaniya-rojdestva-na-rusi
http://womanadvice.ru/kak-prazdnovali-rozhdestvo-na-rusi
http://m.gazeta.ru/social/2019/01/07/12120283.shtml

Ссылка на основную публикацию