Макаренко цитаты о педагогике. Высказывания и афоризмы Макаренко А. С

Цитаты А. С. Макаренко

Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего — люди. Из них на первом месте — родители и педагоги. Воспитание и воспитатели

Если с человека не потребовать многого, то от него и не получишь многого. Воспитание и воспитатели

Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно. Воспитание и воспитатели

Не может быть хорошим воспитатель, который не владеет мимикой, который не может придать своему лицу необходимого выражения или сдержать свое настроение. Воспитатель должен уметь организовывать, ходить, шутить, быть веселым, сердитым. Воспитатель должен себя так вести, чтобы каждое движение его воспитывало, и всегда должен знать, чего он хочет в данный момент и чего он не хочет. Если воспитатель не знает этого, кого он может воспитывать? Воспитание и воспитатели

Нельзя воспитать мужественного человека, если не поставить его в такие условия, когда бы он мог проявить мужество, все равно в чем — в сдержанности, в прямом открытом слове, в некотором лишении, в терпеливости, в смелости. Воспитание и воспитатели

Раньше, чем вы начнете воспитывать своих детей, проверьте ваше собственное поведение. Воспитание и воспитатели

Сколько бы ни создавали правильных представлений о том, что нужно делать, но если вы не воспитываете привычки преодолевать длительные трудности, я имею право сказать, что вы ничего не воспитали. Воспитание и воспитатели

Соединение огромного доверия с огромным требованием и есть стиль нашего воспитания. Воспитание и воспитатели

Только живой пример воспитывает ребенка, а не слова, пусть самые хорошие, но не подкрепленные делом. Воспитание и воспитатели

Всякое несчастье всегда преувеличено. Его всегда можно победить. Горе, несчастье, беда

В нашем обществе деловитость становится достоинством, которое должно быть у всех граждан, оно делается критерием правильного поведения вообще. Дело, деятельность

В каждом коллективе дисциплина должна быть поставлена выше интересов отдельных членов коллектива. Дисциплина, порядок

Дисциплина в нашем обществе — это явление нравственное и политическое. Дисциплина, порядок

Никогда дружба невозможна без взаимного уважения. Дружба, друзья

Тот, кто способен относиться к женщине с упрощенным бесстыдным цинизмом, не заслуживает доверия как гражданин: его отношение к общему делу будет так же цинично, ему нельзя верить до конца. Женщины, мужчины

Ничто так человека не учит, как опыт. Знания, ученье, любознательность

Что такое честность? Честность есть открытое, искреннее отношение. Нечестность есть тайное, спрятанное отношение. Искренность, правдивость, честность

Внешность имеет большое значение в жизни человека, и трудно представить себе человека грязного, неряшливого, чтобы он мог следить за своими поступками. Красота, совершенство

Любовь — это самое великое чувство, которое вообще творит чудеса, которое творит новых людей, создает величайшие человеческие ценности. Любовь

Любовь должна обогащать людей ощущением силы, и она обогащает. Любовь

Научить любить, научить узнавать любовь, научить быть счастливым — это значит научить уважать самого себя, научить человеческому достоинству. Любовь

Храбрый не тот, который не боится, а тот, который умеет подавить свою трусость. Другой храбрости и быть не может. Мужество, героизм, доблесть

Мораль буржуазного мира — это мораль жадности, приспособленной к жадности. Нравственность, мораль

Чем шире коллектив, перспективы которого являются для человека перспективами личными, тем человек красивее и выше. Общество, классы, коллектив

В нашем обществе точное выполнение обязанностей — нравственная категория. Ответственность, долг

Воспитывая детей, нынешние родители воспитывают будущую историю нашей страны, а значит — и историю мира. Родители, дети

Главным основанием родительского авторитета только и может быть жизнь и работа родителей, их гражданское лицо, их поведение. Родители, дети

Дети — это живая сила общества. Без них оно представляется бескровным и холодным. Родители, дети

Если дома вы грубы, или хвастливы, или пьянствуете, а еще хуже, если вы оскорбляете мать, вам уже не нужно думать о воспитании: вы уже воспитываете ваших детей, и воспитываете плохо, и никакие самые лучшие советы и методы вам не помогут. Родители, дети

Читать еще:  Оформление плаката на день рождения. Оригинальный, красивый плакат на День рождения маме и бабушке от дочки: идеи, фото. Каким должен быть плакат со сладостями по оформлению

Как раз те родители, которые плохо воспитывают своих детей, и вообще те люди, которые отличаются полным отсутствием педагогического такта, — все они слишком преувеличивают значение педагогических бесед. Родители, дети

Концентрация родительской любви на одном ребенке — страшное заблуждение. Родители, дети

Наши дети — это наша старость. Правильное воспитание — это наша счастливая старость, плохое воспитание — это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной. Родители, дети

Обычно говорят: я — мать и я — отец, все отдаем ребенку, жертвуем ему всем, в том числе и собственным счастьем. Самый ужасный подарок, какой только могут сделать родители своему ребенку. Надо ставить вопрос так: никаких жертв, никогда, ни за что. Наоборот, пусть ребенок уступает родителям. Родители, дети

Человек не может жить на свете, если у него нет впереди ничего радостного. Смысл жизни

Никакое дело нельзя хорошо сделать, если неизвестно, чего хотят достигнуть. Смысл жизни

Необходимым аксессуар счастья — это уверенность, что живешь правильно, что за спиной не стоит ни подлость, ни жульничество, ни хитрость, ни подсиживание, ни какая-нибудь другая скверна. Счастье, радость

Если я буду так поступать, чтобы все, остальные были счастливы, тогда и я буду счастлив. Счастье, радость

Труд был всегда основанием человеческой жизни и культуры. Труд

Право на труд в нашем обществе — это не только право на заработок, это прежде всего право на творчество, право на участие в социалистическом строительстве, в решении государственных задач. Труд

Самая трудная вещь — требование к себе. Характер, выдержка, самообладание

Большая воля — это не только умение чего-то пожелать и добиться, но умение заставить себя и отказаться от чего-то, когда это нужно. Воля — это не просто желание и его удовлетворение, а это и желание и остановка, и желание и отказ. Характер, выдержка, самообладание

Цитата дня

Политика подобна сфинксу из сказки: она пожирает всех, кто не может разгадать ее загадок. А. Ривароль о власти, политике и управлении

15 цитат из «Педагогической поэмы» Антона Макаренко

Формы бытия свободного человеческого коллектива — движение вперед, форма смерти — остановка

Представители ЮНЕСКО признали, что он — один из четырех наиболее знаковых авторов, определивших способ педагогического мышления в XX веке, наравне с Джоном Дьюи, Георгом Кершенштейнером и Марией Монтессори. Речь идет об Антоне Семеновиче Макаренко (1888 — 1939).

Много лет проработав воспитателем в созданной им же колонии для несовершеннолетних правонарушителей, а затем руководителем трудовой коммуны ОГПУ имени Ф. Э. Дзержинского, Макаренко везде старался использовать придуманный им метод воспитания молодежи с трудным прошлым. И, надо сказать, этот метод доказал свою эффективность. Одним из воспитанников Макаренко был Семен Калабалин, в будущем — сподвижник и продолжатель дела своего учителя.

Знаменитый педагог выступал против строгого полулагерного режима для детей и пропагандировал повышение социальных требований и уважения к воспитанникам. Основные тезисы своего способа воспитания и примеры из практики Антон Макаренко изложил в знаменитой «Педагогической поэме», которая и в наши дни не утратила своей актуальности. Ее изучают не только будущие учителя, но также психологи и управленцы.

Мы отобрали 15 мудрых цитат из этого легендарного труда:

Почему в технических вузах мы изучаем сопротивление металлов, а в педагогических не изучаем сопротивление личности, когда ее начинают воспитывать? А ведь для всех не секрет, что такое сопротивление имеет место.

Когда человек получает жалованье, так у него появляется столько идей, что их некуда девать. А когда у него нет денег, так у него одна идея: у кого бы занять? Это же факт.

Читать еще:  Подарок 5 летней девочке на 8 марта. Одежда и украшения

Сколько десятков веков живут люди на свете, и вечно у них беспорядок в любви! Ромео и Джульетта, Отелло и Дездемона, Онегин и Татьяна, Вера и Сильвестров. Когда это кончится? Когда, наконец, на сердцах влюбленных будут поставлены манометры, амперметры, вольтметры и автоматические быстродействующие огнетушители? Когда уже не нужно будет стоять над ними и думать: повеситься или не повеситься?

Педагог должен знать свой предмет по-настоящему хорошо, и тогда его будут уважать и слушаться, даже если он резкий человек. Но каким бы вы добреньким ни были, хоть кормите их конфетами, если вы своего предмета не знаете — вас и в грош не будут ценить. Вы будете вечно объектом насмешек и издевательств. Вам будут готовить всякие подвохи и каверзы — и все из-за отсутствия уважения.

. Я пришел к тезису, который исповедую и сейчас, каким бы парадоксальным он ни казался. Нормальные дети или дети, приведенные в нормальное состояние, являются наиболее трудным объектом воспитания. У них тоньше натуры, сложнее запросы, глубже культура, разнообразнее отношения. Они требуют от вас не широких размахов воли и не бьющей в глаза эмоции, а сложнейшей тактики.

Только тот, кто в детстве потерял семью, кто не унес с собой в длинную жизнь никакого запаса тепла, тот хорошо знает, как иногда холодно становится на свете, только тот поймет, как это дорого стоит — забота и ласка большого человека, человека — богатого и щедрого сердцем.

Педагогика, как известно, решительно отрицает любовь, считая, что «доминанта» эта должна наступать только тогда, когда неудача воспитательного воздействия уже совершенно определилась.

Харьковские мудрецы, настаивая на «постепенном проникновении», собственно говоря, сидели на старых, кустарной работы, стульях: хорошие мальчики будут полезно влиять на плохих мальчиков. А мне уже было известно, что самые первосортные мальчики в рыхлых организационных формах коллектива очень легко превращаются в диких зверенышей.

. Инициатива придет тогда, когда есть задача, ответственность за ее выполнение, ответственность за потерянное время, когда есть требование коллектива.

Мир казался мне чудесным сиропом страшно сложного состава: вкусно, увлекательно, а из чего он сделан — не разберешь, какие гадости в нем растворены — неизвестно. В такие минуты нападают на человека философские жучки, и человеку хочется поскорее понять непонятные вещи и проблемы.

Если у человека есть семья, которую нужно кормить, если его работа сопровождается заработком, человеку легче заставить свои мускулы работать, преодолевая и боль, и усталость, иногда и отвращение.

В деле перевоспитания нет ничего труднее девочек, побывавших в руках. Как бы долго не болтался на улице мальчик, в каких бы сложных и незаконных приключениях он ни участвовал, как бы ни топорщился он против нашего педагогического вмешательства, но если у него есть — пусть самый небольшой — интеллект, в хорошем коллективе из него всегда выйдет человек. Это потому, что мальчик этот, в сущности, только отстал, его расстояние от нормы можно всегда измерить и заполнить. Девочка, рано почти в детстве начавшая жить половой жизнью, не только отстала — и физически, и духовно, она несет на себе глубокую травму, очень сложную и болезненную.

Человек не может жить на свете, если у него нет впереди ничего радостного. Истинным стимулом человеческой жизни является завтрашняя радость. В педагогической технике эта завтрашняя радость является одним из важнейших объектов работы. Сначала нужно организовать самую радость, вызвать ее к жизни и поставить как реальность. Во-вторых, нужно настойчиво претворять более простые виды радости в более сложные и человечески значительные. Здесь проходит интересная линия: от примитивного удовлетворения каким-нибудь пряником до глубочайшего чувства долга.

Формы бытия свободного человеческого коллектива — движение вперед, форма смерти — остановка.

Я утверждал также, что нельзя основывать все воспитание на интересе, что воспитание чувства долга часто становится в противоречие с интересом ребенка, в особенности так, как он его понимает. Я требовал воспитания закаленного, крепкого человека, могущего проделывать и неприятную работу, и скучную работу, если она вызывается интересами коллектива.

Читать еще:  Идеи, которые помогут обновить гардероб без особых затрат. Как украсить белое платье. Мини-юбка из палантина или шарфа

Обсуждения

цитаты и афоризмы – Макаренко

1 сообщение

Без искреннего, открытого, убежденного, горячего и решительного требования нельзя начинать воспитание коллектива.

Внешность имеет большое значение в жизни человека, и трудно представить себе человека грязного, неряшливого, чтобы он мог следить за своими поступками.

Воспитание в том и заключается, что более взрослое поколение передает свой опыт, свою страсть, свои убеждения младшему поколению.

Воспитатель должен себя так вести, что6ы каждое движение его воспитывало, и всегда должен знать чего он хочет в данный момент и чего он не хочет. Если воспитатель не знает этого, кого он может воспитывать?

Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги.

Всякая, даже небольшая, радость, стоящая перед коллективом впереди, делает его более крепким, дружным, бодрым.

Девушку нужно учить, чтобы она даже приятных ей молодых людей встречала с некоторым перцем.

Если есть забота о жизни и счастье другого, – такие отношения будут всегда прекрасны.

Если с человека не потребовать многого, то от него и не получишь многого.

Как можно больше уважения к человеку и как можно больше требовательности к нему.

Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет.

Коллектив является воспитателем личности.

Любовь – это самое великое чувство, которое вообще творит чудеса, которое творит новых людей, создает величайшие человеческие ценности.

Наказание – это не только право, но и обязанность в тех случаях, когда наказание необходимо.

Наказание должно назначаться только в том случае, если действительно нарушаются интересы коллектива и если нарушитель открыто и сознательно идёт на это нарушение, пренебрегая требованиями коллектива.

Наша методика воспитания должна основываться на общей организованности жизни, на повышении культурного уровня, на организации тона и стиля всей работы, на организации здоровой перспективы, ясности, особенно же на внимании к отдельному человеку, к его удачам и неудачам, к его затруднениям, особенностям, стремлениям.

Ни в коем случае режим не должен скрепляться строевой муштровкой. Шеренги, команда, военная субординация, маршировка по зданию – все это наименее полезные формы в трудовом детском и юношеском коллективе, и они не столько укрепляют коллектив, сколько утомляют ребят физически и психически.

Никакая дружба невозможна без взаимного уважения.

Никакое дело нельзя хорошо сделать, если неизвестно, чего хотят достигнуть.

Отказаться от риска – значит отказаться от творчества.

Самая трудная вещь – требование к себе.

Там, где воспитатели не соединены в коллектив и коллектив не имеет единого плана работы, единого тона, единого точного подхода, там не может быть никакого воспитательного процесса.

Труд без идущего рядом образования, без идущего рядом политического и общественного воспитания не приносит воспитательной пользы, оказывается нейтральным процессом. Вы можете заставить человека трудиться сколько угодно, но если одновременно с этим вы не будете его воспитывать политически и нравственно, если он не будет участвовать в общественной и политической жизни, то этот труд будет просто нейтральным процессом, не дающим положительного результата.

Хорошее в человеке приходится проектировать, и педагог это обязан делать.

Человек не может жить на свете, если у него нет впереди ничего радостного.

Чтобы сохранить коллектив, сохраняйте его живое ядро, следите, чтобы всегда поколение сменялось при наличии подготовленного поколения, сберегайте правила, традиции.

Чтобы, решая сегодняшние дела, все воспитанники никогда не забывал о задачах завтрашнего дня, о перспективах учреждения, о планах.
(взято с интернета)

Источники:

http://xn—-itbcbkbuedi0cs5c6cc.xn--p1ai/%D1%86%D0%B8%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8B/%D0%BF%D0%BE%20%D0%B0%D0%B2%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B0%D0%BC/%D0%90.%20%D0%A1.%20%D0%9C%D0%B0%D0%BA%D0%B0%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%BE.html
http://eksmo.ru/interview/15-tsitat-iz-pedagogicheskoy-poemy-antona-makarenko-ID5034139/
http://vk.com/topic-1296993_26134894

Ссылка на основную публикацию