Материал на тему: Создание условий для полноценного физического и психического развития ребенка в семье. Мифы о внутриутробном развитии

5 методик внутриутробного развития ребенка

А какое же оно, развитие еще не родившегося ребенка? Может ему нужно вслух и громко читать умные книги, философские трактаты, разговаривать с ним на иностранных языках и озвучивать законы физики? На самом деле все вовсе не так сложно и мудрено, как может показаться при незнании вопроса.

Прежде всего внутриутробное развитие крохи зависит от состояния его мамы. Но это состояние связано не только с режимом дня, питанием и физической активностью. Не менее важную роль в процессе развития будущего малыша играет и моральное состояние мамы в период беременности.

Думаю, ни для кого не является секретом то, что все волнения, переживания и стрессы будущей мамочки передаются и ее малышу путем выброса определенных гормонов в кровь. И то, какие именно это будут гормоны зависит от самой женщины, прежде всего.

Что именно оказывает положительное влияние на внутриутробное воспитание и развитие ребенка?

Собственно, любое занятие, приносящее будущей мамочке удовольствие, ощущение радости, вызывающее ее интерес, сказывается наилучшим образом на психоэмоциональном здоровье как самой мамы, так и малыша. А занятия могут быть разными: рисование, лепка из глины, пение, танцы, рукоделие, письмо, кулинария… Перечислять можно долго.

Конечно, эндорфин, получаемый от занятий пилатесом, йогой, аквааэробикой и прогулками, тоже не стоит списывать со счетов. Но зачем себя ограничивать только этим? Весь период беременности можно наполнить яркими ощущениями улыбками и удовольствием в значительно большем количестве и вариантах. Важно только приучить себя замечать любую приятную мелочь и получать от нее удовольствие. А еще лучше, если вы научитесь не только единолично наслаждаться позитивными моментами, но и делиться таковыми с окружающими вас людьми. Таким образом хорошее настроение будет исходить от вас и ответно возвращаться.

Наслаждаться можно абсолютно всем, начиная от утреннего чая с мятой или молоком и мягкого свитера, заканчивая обменом любезностями с соседкой или просмотром хорошего фильма. Каждый момент даже незначительного выброса гормона счастья пойдет только на пользу. Отбросьте в сторону грустные мысли и негативный настрой, просто представьте, что вы собрали их в одну коробку и разом выбросили. Не позволяйте себе погружаться в эмоциональное ненастье, пусть лучше оно выражается в дождике за окном, после которого обязательно появится солнце.

Методики внутриутробного развития ребенка

1. Цветотерапия

Возможно, оказавшись в положении, некоторые из будущих мамочек заметили, что начали нравиться те цвета, которые раньше не вызывали особой к себе приязни, захотелось окружить себя чем-то более ярким, насыщенным, разнообразием каких-то оттенков. И это хорошо. Позитивное влияние цветотерапии на самоощущение мамочки, что, передается и крохе в животике, является уже доказанным.

Даже обычным людям советуют окружать себя оранжевым цветом при ощущении уныния и для борьбы с депрессией. Влияние же зеленого и синего считаются успокаивающим, умиротворяющим. В общем, если вы понимаете, что какой-либо из цветов или оттенков стал весьма приятен глазу и наличие его в гардеробе или предметах быта вызывает положительные эмоции, просто получайте от этого удовольствие.

Занятие живописью и просто рисование также можно присоединить по характеру влияния к цветотерапии. В процессе работы с красками вы сможете играть с цветами создавать путем смешивания разные оттенки, к тому же выражать при помощи палитры то, что захочется, будь то пейзаж, портрет или натюрморт. А может вам понравится передавать всю многогранность моря в разном его состоянии? Дерзайте!

2. Музицирование и прослушивание музыки

Очень важна музыка, которую вы слушаете вынашивая малыша. Никто не ограничивает в выборе стилей, и понятно, что кому-то нравится рок, кому-то клубные направления, а кто-то предпочитает джаз или альтернативную музыку. Стилей много и все они разные. Каждый волен слушать то, что ему нравится. Но если говорить о том, какая музыка позитивно влияет на так званое внутриутробное воспитание ребенка, то здесь стоит рассмотреть определенные нюансы.

Во-первых, все мы знаем, что человек на 80% состоит из воды, а молекула воды поддается вибрации. Эта вибрация может быть как положительной, так и отрицательной.
Помню смотрела когда-то передачу, в которой ученые изучали строение снежинок, создающихся искусственным путем из воды при воздействии звуков разных частот. При звучании одних снежинки получались симметричными, ажурными, а при звучании других, выходили хаотичной формы.

То же воздействие оказывают звуки и музыка в частности на нас и ребенка, находящегося пока в животике. Пусть не полной мерой, но малыш слышит то, что звучит извне. Классическая музыка, например, влияет на деток положительно, она может либо успокаивать, умиротворять их, либо вызывает интерес и желание проявить свою реакцию в виде легких толчков. Громкая же музыка, сопровождающаяся резкими звуками, криками и быстрым темпом, приводит малышей в нервное возбуждение, вызывает гиперактивность, может даже быть причиной стресса.

Бытует мнение, что если на третьем триместре ставить перед сном одну и ту же умиротворяющую музыку, то после рождения ребеночек будет быстрее засыпать услышав уже такую знакомую мелодию. А еще, музыка с которой вы будете знакомить своего пока не родившегося малыша, послужит средством развития у него вкуса, поэтому стоит уделить особое внимание музыкальной подборке, выбранной с этой целью.

3. Воспитание голосом

Ваше чадо растет и потихоньку развивается внутри вас. Немаловажным фактором его развития и выработки реакции, умения распознавать, послужат голоса мамы и папы. Конечно, нужно разговаривать с малышом, сопровождая это поглаживаниями или легкими толчками в ожидании его ответной реакции. Только не стоит прибегать к подобному контакту слишком часто. Малыш может сладко дремать в тот момент, когда вам захочется пообщаться с ним. Дождитесь того момента, когда станут ощутимыми легкие движения внутри. Постепенно он начнет узнавать интонации и высоту голоса мамы, а потом и папы.

Нужно отметить, что участие папы в таком формате общения с ребенком не менее важно, чем контакт с мамой. Когда ребенок родится, ему должно быть одинаково спокойно и комфортно на руках обоих родителей. Это даст возможность менять друг друга в уходе за крохой, если один из родителей устанет и будет нуждаться в отдыхе. Наверное, вы видели деток, которые успокаиваются только на руках мамы. Так вот, ничего хорошего в этом нет. Да и папы начинают чувствовать себя напряженно и растерянно, не зная, как найти подход к собственному ребенку. Поэтому над установлением контакта между карапузом и его родителями нужно поработать заранее, не оттягивая момент до его рождения.

Читать еще:  Мой мужчина, любит свою «бывшую» до сих пор. Парень любит бывшую девушку. Что делать

4. Любовь к ребенку с момента зачатия

Особое внимание хочется уделить желанности будущего крохи. При чем, конечно, лучше если ему заранее рады и мама, и папа в одинаковой степени. Детки, которые являлись желанными для обоих своих родителей, лучше развиваются, меньше подвержены стрессам, они чувствуют себя нужными, любимыми, защищенными, что способствует открытости перед новыми начинаниями, большей вере в свои силы.

Да, случается, что по той или иной причине женщина вынуждена готовиться к появлению ребенка без участия его отца. Но даже в такой ситуации нужно стараться настроить себя на позитивный лад и дать своему чаду всю любовь, ласку и внимание, на которые вы только способны.

И все эти чувства нужно начинать адресовать малышу с первого момента, как только стало понятным, что он зачат. Эти материнские эмоции должны проявляться на протяжении всего периода беременности, чтобы появившись на свет, карапуз чувствовал себя окруженным любовью и опекой.

5. Физическое и духовное развитие будущей мамы

Самым главным в процессе закладывания прекрасного в вашего будущего малыша является наличие этого прекрасного вокруг вас и непосредственно в вас самой. Чем большее количество красивого, интересного, развивающего вкус и интеллект окружает вас, тем лучше это отразится на психоэмоциональном развитии вашего чада.

Так что, ходите в галереи, на концерты классической и камерной музыки, пойте, читайте хорошие книги со смыслом, смотрите интересные фильмы и развивающие программы, танцуйте и рисуйте, готовьте вкусные и красивые блюда, старайтесь выглядеть хорошо и ухаживайте за собой.

Все это и многое другое будет закладывать в ребенка положительные качества как до рождения, так и после появления его на свет. Он будет видеть красивую маму и красивые предметы, ощущать приятные запахи, слышать грамотную речь, сопровождающуюся спокойной, уравновешенной интонацией, продолжать знакомиться с хорошей музыкой, а также всем новым и интересным.

Влияние гормонов на состояние организма беременной женщины и на развитие плода

Как только в женском организме зарождается новая жизнь, начинаются большие изменения, которые вызваны всплесками тех самых гормонов и их влиянием на тело, самочувствие и настроение женщины. Избежать этого нельзя, но можно постараться максимально сократить неприятные явления.

Если вы впечатлительная натура и не можете абстрагироваться от недобрых слов или критики в свой адрес, то постарайтесь себя оградить от негативных эмоций хотя бы на период вынашивания и кормления малыша. Это очень важно. Как будучи еще внутри вас, с кровью, так и появившись на свет, с грудным молоком, кроха будет получать и проносить через себя все ваши расстройства и горести.

Естественно, это не пройдет мимо и скажется на его развитии. Детки мам, подверженных стрессам, неспокойны, плохо спят, легко возбудимы, хуже концентрируют внимание и воспринимают информацию. Они подвержены перепадам настроения, также может прослеживаться склонность к агрессии и проблемы в социальном адаптации.

С другой стороны, все получаемые вами положительные эмоции, обязательно хорошо повлияют на психоэмоциональное развитие будущего ребенка.

Продуктивной вам беременности! Развивайтесь вместе с малышом, получая от этого удовольствие!

Мифы о раннем развитии детей

.1. Раннее развитие – это всего лишь перенесение стандартных программ обучения на более ранний возраст.

РЕАЛЬНОСТЬ
Раннее развитие не имеет прямого отношения к обучению в «школьном» понимании этого слова. Раннее развитие- это создание благоприятных условий для развития его потенциала: правильному питанию, сенсорному и двигательному развитию, формированию физического и психического здоровья ребенка. Раннее развитие вовсе не предполагает преждевременного привития ребенку навыков, которыми он еще не в состоянии овладеть по физиологическим причинам.

2. Раннее развитие – западная концепция, не применимая в условиях России.

РЕАЛЬНОСТЬ
Новации в области раннего развития являются результатом опыта и исследований педагогов со всех концов света: из Италии, Германии, Франции, Японии, США, России и многих других стран. Раннее развитие уже много лет существует в Кении и Перу, а латино-американцы вообще считают раннее развитие своим собственным изобретением и вкладом в мировую систему образования.

3. В раннем развитии нет необходимости. Традиционное развитие тоже дает хорошие результаты.

РЕАЛЬНОСТЬ
Конечно, многие гении раскрыли свои способности, развиваясь в традиционном ключе. Но задумайтесь, сколько талантов осталось нераскрытыми? Ребенок должен проявлять свои способности не вопреки условиям, в которых он развивается, а благодаря им. Пожалуй, ничего страшного не произойдет, если вы пустите на самотек развитие ребенка. Но ведь вы наверняка любите своего малыша и хотите помочь ему. Чем ответственнее вы подойдете к раннему развитию ребенка, тем больше шансов вырастить способную, успешную личность. Разумеется, вам самим придется многому научиться, чтобы стимулировать раннее развитие малыша. Но, став родителями, люди в любом случае многому учатся. А считающие, что искусству быть родителем обучаться не нужно, в воспитании собственных детей чаще всего допускают те же ошибки, что их родители допустили по отношению к ним самим. Они переносят порочные модели поведения на своих детей. В результате не происходит положительного сдвига в сфере развития и обучения, которого настоятельно требует современный мир.

4. Раннее развитие – это слишком дорого.

РЕАЛЬНОСТЬ
Разумеется игры, игрушки и пособия, направленные на раннее развитие стоят денег. Но ведь и обычные развлекательные игрушки достаются небесплатно. А какие игры выбрать для своего ребенка- решать вам. Даже если вы совсем ограничены в средствах, это не значит, что раннее развитие не доступно для вашего ребенка. Ведь раннее развитие это не только специальные игрушки и посещение особых развивающих занятий. Раннее развитие это, прежде всего, ваше общение с малышом, совместные игры и прогулки, ваши рассказы об окружающем мире.

Читать еще:  Красивые нарядные платья для выпускного. Модные платья на выпускной: шикарные фасоны средней длины и со шлейфом

5. Раннее развитие лишает ребенка счастливого, беззаботного детства.

РЕАЛЬНОСТЬ
Маленькие дети больше всего на свете любят учиться. Дети учатся всегда, каждую минуту своего дня. Придя в этот мир, маленький человек с интересом знакомится со всем, что его окружает. Поэтому раннее развитие необходимо, оно удовлетворит потребность ребенка в получении знаний. Ни одна методика раннего развития не призывает принуждать ребенка к занятиям. Если у ребенка нет настроения, он устал или плохо себя чувствует –отложите занятие. Не хочет выполнять конкретное упражнение –перейдите к другому.

6. В силу раннего развития ребенок будет опережать школьную программу, и ему будет скучно на уроках.

РЕАЛЬНОСТЬ
Раннее развитие направлено не на опережение общеобразовательной программы, а на формирование у ребенка желания получать знания и навыки, необходимые для последующего успешного обучения. Наверняка на школьных уроках ребенок откроет для себя что-то новое. Если же дети скучают на уроках, это вопрос компетентности педагога, а не последствия раннего развития.

7. Раннее развитие вызовет у ребенка негативное отношение к образованию в целом. Малышу надоест учиться.

РЕАЛЬНОСТЬ
Все как раз наоборот. Дети, которых развивали с младенчества, очень любознательны, легко обучаются, у них нет проблем с восприятием и запоминанием материала. Выработанная в раннем детстве тяга к знаниям остается на всю жизнь. Отбить охоту получать новые знания можно, заставляя ребенка заниматься тем, что ему не по душе, или заниматься сверх меры. В вашей власти превратить занятия как в каторгу, так и в увлекательную игру. Повторим, ни одна методика раннего развития не предполагает принуждения.

8. Нужно выбрать одну методику раннего развития и строго следовать ей.

РЕАЛЬНОСТЬ
Раннее развитие можно стимулировать самыми разными способами. Единого рецепта нет, есть только рекомендации общего характера. Каждый ребенок развивается индивидуально. По вопросу выбора методики раннего развития можно проконсультироваться со специалистом в данной области. Вы можете выбрать элементы различных методик, сочетая их в воспитании малыша.

9. Раннее развитие возможно только при домашнем воспитании.

РЕАЛЬНОСТЬ
Большинство экспертов отмечают, что дети, посещающие специальные занятия для дошкольников развиваются в среднем в 1,5 раза быстрее и эффективнее, чем дети, выросшие и воспитанные в домашней обстановке. Семья оказывает наиболее сильное влияние на жизнь ребенка, но хорошие развивающие занятия могут существенно дополнить его воспитание и продвинуть в развитии. Опытные профессионалы в области раннего развития способны оказать малышу специальную помощь, которая невозможна в семье. Но раннее развитие не возможно без участия родителей, потому что это, как «образ жизни» или как способ жизни с ребенком.

10. Раннее развитие должно проводиться в строго определенном направлении.

РЕАЛЬНОСТЬ
Многие родители, мечтающие вырастить, например, великого математика, стараются направлять развитие ребенка в одно русло. Но ведь полноценная личность должна быть многогранной. Раннее развитие базируется на стимулировании познавательных способностей ребенка, предпосылками к которому являются предпочтения самого ребенка, которые не стоит приносить в жертву родительским амбициям. Раннее развитие предполагает всестороннее знакомство ребенка с окружающим миром.

Психологические особенности внутриутробного развития.

Жизнь начинается на несколько месяцев раньше физического рождения, с момента оплодотворения. Но ответить на вопрос, с какого момента зародыш действительно является человеком или, по крайней мере, существом с функционирующей психикой, не так уж просто.

В настоящее время в возрастной психологии активно обсуждаются проблемы пренатального развития. (Развитие, происходящее в период до рождения, внутриутробное развитие плода; внутриутробная эволюция плода) Пренатальное вопитание – это область исследования развития психики ребенка до рождения.

Долгое время психология и философия не выделяли в феноменах внутриутробной жизни человека специального предмета изучения. Психическая жизнь младенца в утробе матери мыслилась как тотальная психологическая нерасчлененность и неразрывное телесное единство.”Изгнание из рая материнского чрева” знаменует собой начало индивидуализированного развития самостоятельного индивида, в ходе которого может сохраняться страстное желание вернуться к тому, что осталось в памяти в виде образа океанического единства с матерью (5, 9, 35).

Возникновение и развитие пренатальных практик (и воспитание, и психотерапия) опирается на изменения в общественном сознании, которые произошли и происходят в последнее время.

Можно выделить по меньшей мере три уровня, на которых происходят эти изменения:

– на философско-мировоззренческом уровне произошло признание субъектности нерожденного ребенка. Как отмечает Х.Ролстон-третий, “теперь мы смотрим более широко, чем прежде, на то, кого следует считать настоящей личностью. Теперь мы определяем нравственный статус плода в утробе матери” (17, стр. 273); осознание ответственности за будущее, которое зависит от действия или бездействия в настоящем (1);

– на медико-социальном уровне обнаруживается кризис в акушерстве и гинекологии, где технологическое совершенствование не приводит ни к сокращению перинатальной патологии, ни к усилению привязанности матери к ребенку. Проблемы “отказных” детей, абортов, дурного обращения с детьми и другие проблемы, в основе которых лежит негативный опыт взаимодействия с матерью в младенчестве не находят своего разрешения;

– на уровне конкретных наук произошел сдвиг интереса от младенчества (пик этого интереса пришелся на 1970-е годы) к внутриутробной жизни, накапливаются знания о ней, получаемые как в рамках естественнонаучных дисциплин (эмбриологии, гистологии – 3, 4), в психологии, в частности, в психоанализе и микропсихоанализе (32, 38).

Таким образом, появилось новое специальное направление – пренатальная педагогика, задача которой состоит в организации наиболее полезных для внутриутробного психического развития внешних воздействий. В рамках данной науки было доказано, что с момента зачатия биологическое (физическое) и психоэмоциоальное развитие человека идет параллельно. Каждый человек уникален с момента зачатия.

Традиционно выделяют три стадии пренатального развития:

– стадию зародыша (от оплодотворения, до имплантации яйцеклетки в стенку матки – около 2 недель);

-стадию эмбриона (со 20-ой недели до 7 недели беременности, когда происходит закладка наиболее важных органов);

– стадию плода ( с 8 недель до рождения).

В течение 1 периода оплодотворенная яйцеклетка делится многократно копируя саму себя. Затем клетки начинают дифференцироваться, их функции специализируются для формирования основных структур живого организма.

В течение 2 стадии эмбрион обретает форму дифференцировки органов и клеток, они начинают выполнять специфические функции, происходит формирование конечностей, пальцев и основных органов чувств. К началу 8 недель длина эмбриона достигает 25 мм. В эмбриональный период будущий ребенок наиболее подвержен поражению различным вирусам.

Читать еще:  Переделка старых маек. Мини-юбка из палантина или шарфа. Туника или мини-платье

3 стадия совпадает с формированием основ Н.С., с 12 недель плод уже принимает человеческий облик. К 16 нед. – 15 – 16 см., к 23 нед. У плода устанавливается цикл сна и бодрствования, синхронизированный с материнским.

До недавнего времени не было реальной возможности изучать поведение нормально развивающегося плода. В 70-х года 20 века появилась возможность с помощью ултьразвукового сканирования безопасно наблюдать за движениями плода. Еще до недавнего времени существовало мнение что плод глух и нем, что он ничего не видит и не чувствует, не имеет памяти и мышления. Вместе с тем, сегодня новые методы исследования позволили ученым заглянуть, прийти в гости к не родившемуся ребенку.

В чем же основное содержание жизни ребенка в утробе матери?

Физическое развитие ребенка во время беременности матери

Рост плода идет гигантскими темпами. На 12-й неделе плод достигает всего 9 см в длину, на 20-й – 20 см, на 28-й – 35 см. На 40-й неделе от макушки до пят его рост составляет в среднем уже 50 см. Исследования показали, что уже к пятой неделе эмбрион может двигать руками и туловищем, выражая свои удовольствия и неудовольствия кивками и гримасами. К четвертому месяцу у него развивается мимика: он может улыбаться и хмуриться. Еще через несколько недель он уже реагирует на любое прикосновение: вот почему так важно матери и близким гладить живот, чтобы ребенок воспринимал ласку.

С 6 недель у плода развивается чувствительность к свету: его беспокоит свет, направленный прямо на живот матери. Неврологические исследования подтвердили, что между 28-й и 30-й неделями у ребенка развиваются проводящие пути, которые передают сигналы от мозга к различным частям тела. В то же время кора головного мозга становится уже достаточно зрелой.

Психическое развитие ребенка во время беременности

Мама – первая вселенная ребенка. Сейчас не является секретом ни для кого, что ребенок ведет активную жизнь в животе у матери: он двигается, сосет палец, поворачивает голову к источнику интересных для него звуков, “играет” пуповиной. Все, что мама делает, тем или иным образом передается ребенку. Ведь мама – это первая вселенная ребенка, его “живая сырьевая база” как с материальной, так и с психологической точки зрения.

Например,вкус околоплодных вод меняется в зависимости от того, что поела мама. Многие реакции плода связаны с состоянием матери. Ребенок совершает судорожные движения, когда мать волнуется, делает гримасу недовольства, когда матери вводят медикаменты. Ребенок на гормональном уровне переживает все состояния матери.

Для младенца очень важна информация, которая поступает от мамы. Это необходимое условие для развития мозга. Надо отметить, что сейчас выдвигаются версии о том, что именно во внутриутробный период начинает формироваться базовое доверие или недоверие к миру, это идет на основе информации, поступающей к ребенку от мамы. Психоаналитик доктор Сильвио Фанги в книге “Микропсихоанализ” высказывает мнение о том, что источники всех проблем человека возникают задолго до его рождения. Отношения между матерью и ребенком в период беременности он назвал “внутриутробной войной”, которая заканчивается после рождения ребенка и может возобновиться с новой силой, если мать наносит обиды своему ребенку. Человек – существо парадоксальное

Психологи Америки считают, что “жизнь начинается не с рождения, а с зачатия”. Следовательно, то, что человек испытывает, начиная от зачатия, окажет существенное влияние на его физическое и психологическое развитие. Исследования по пре- и постнатальной психологии показали, что музыка оказывает колоссальное стимулирующее влияние на познавательное, эмоциональное и психомоторное развитие как нерожденного, так и новорожденного ребенка. Если беременная женщина с наслаждением слушает нежную, ласковую музыку, то это каким-то (пока еще не совсем понятным психологам) способом действует на плод, и после рождения дети активнее реагируют на ту музыку, которую они уже “слышали” до рождения.

Сегодня имеется множество различных программ образования нерожденного ребенка, которые, по утверждению изобретателей, дают возможность рожать “эмоционально уравновешенных детей” с высоким уровнем коэффициента интеллектуального развития. Такие дети более активны, они улыбаются, садятся, начинают ходить и говорить раньше, и у них более глубокие узы любви с родителями.

Неврологи утверждают, что резкое увеличение пульса (до 130-140 ударов в минуту) в какой-то конфликтной ситуации носит непродолжительный характер, то есть если женщина быстро справляется со своими эмоциями, то ребенок после рождения скорее всего будет эмоционально устойчив. Мать, которая всячески избегала волнений во время беременности, может сослужить своему ребенку плохую службу – тот просто не сможет противостоять стрессам. В период эмоциональной разрядки лучше всего положить руку на живот, погладить, поговорить с ребенком. Ведь уже в 4 месяца он способен воспринимать все чувства матери, поэтому чем интереснее и насыщеннее ее жизнь, тем лучше развиваются мозг и нервная система плода.

Логическое мышление и способность к языкам, по утверждению американских исследователей, формируются с 4-го месяца беременности и до начала третьего года жизни. Поэтому чем больше слов на разных языках будет им услышано в этот период, тем легче малыш сможет в дальнейшем освоить премудрости иностранной речи.

Восприимчивость к шуму во внутриутробном состоянии достаточно высока. С одной стороны, при резких, громких звуках плод испытывает не только страх, но и ухудшение состояния: ощущает боль, пульс резко учащается, он как бы сжимается (этим можно объяснить выкидыши и преждевременные роды, последовавшие после излишне шумных выяснений отношений). С другой стороны, нежная мелодичная музыка влияет на плод благотворно: ребеночек “танцует” под нее, и потом, как показали многочисленные опыты, он сохраняет способность узнавать понравившуюся мелодию.

Выдающийся пренатальный психолог, доктор медицинских наук Томас Верни показал, что уже через четыре месяца после зачатия ребенок хорошо слышит, реагирует на звук, узнает мелодию. Включите Вивальди, и даже самый беспокойный ребенок расслабится. Включите Бетховена, и даже самый наиспокойнейший начнет ворочаться и толкаться ножками.

Аудиолог Мишель Клементе

Дата добавления: 2015-01-30 ; просмотров: 46 | Нарушение авторских прав

Источники:

http://miridei.com/idei-dlya-doma/semya-i-deti/vospitaniya-rebenka-v-utrobe/
http://www.b17.ru/blog/mifi_o_rannem_razvitii_detei/
http://lektsii.net/3-42.html

Ссылка на основную публикацию