Методика на определение особенностей распределения ролей в семье (Ю. Алешина, Л.Я. Гозман). Опросник Ю.Е.Алешиной

Андреева Т. В., Психология современной семьи. Монография. — СПб.: Речь. — 436 с.: ил., 2005

МЕТОДИКА НА ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ РОЛЕЙ В СЕМЬЕ (Алешина Ю. Е„ Гозман Л. Я., Дубовская Е. М.)

От кого зависят интересы и увлечения семьи? 1)

в основном это зависит от мужа; 2)

это в большей степени зависит от мужа, но и от жены тоже; 3)

это в большей степени зависит от жены, но и от мужа тоже; 4)

в основном это зависит от жены. 2.

От кого в большей степени зависит настроение в семье? 1)

в основном настроение зависит от жены; 2)

в большей степени настроение зависит от жены, но и от мужа тоже; 3)

в большей степени настроение зависит от мужа, но и от жены тоже; 4)

в основном настроение зависит от мужа. 3.

Если возникнет необходимость, кто из супругов в первую очередь найдет, где можно занять крупную сумму денег? 1)

это сделает жена; 2)

это сделает жена, но и муж тоже; 3)

это сделает муж, но и жена тоже; 4)

это сделает муж. 4.

Кто в семье чаще приглашает в дом гостей? 1)

чаще приглашает муж; 2)

обычно приглашает муж, но и жена тоже; 3)

обычно приглашает жена, но и муж тоже; 4)

чаще приглашает жена. 5.

Кого в семье больше заботит уют и удобство квартиры? 1)

в основном мужа; 2)

в большей степени мужа, но и жену тоже; 3)

в большей степени жену, но и мужа тоже; 4)

в основном жену. 6.

Кто чаще первым целует и обнимает другого? 1)

обычно это делает муж; 2)

обычно это делает муж, но и жена тоже; 3)

обычно это делает жена, но и муж тоже; 4)

обычно это делает жена. 7.

Кто в семье решает, какие газеты и журналы выписывать? 1)

обычно решает жена; 2)

обычно решает жена, но и муж тоже; 3)

обычно решает муж, но и жена тоже; 4)

обычно решает муж. 8.

По чьей инициативе чаще ходите в кино, театр? 1)

по инициативе мужа; 2)

в основном по инициативе мужа, но и жены тоже; 3)

в основном по инициативе жены, но и мужа тоже; 4)

по инициативе жены. 9.

Кто в семье играет с маленькими детьми? 1)

в основном жена; 2)

чаще жена, но и муж тоже; 3)

чаще муж, но и жена тоже; 4)

в основном муж. 10.

От кого зависит взаимная удовлетворенность интимными отношениями? 1)

в основном это зависит от мужа; 2)

в большей степени это зависит от мужа, но и от жены тоже; 3)

в большей степени это зависит от жены, но и от мужа тоже; 4)

в основном это зависит от жены. 11.

Почти все супружеские пары время от времени испытывают трудности в интимных отношениях: как вы считаете, от кого это может зависеть в семье (вольно или невольно) в большей степени? 1)

обычно от мужа, но и от жены тоже; 3)

обычно от жены, но и от мужа тоже; 4)

чаще от жены. 12.

Чьи жизненные принципы и правила (отношение ко лжи, обязательность выполнения обещаний и т. д.) должны быть определяющими в семье? 1)

жизненные принципы жены; 2)

как правило жены, но в некоторых случаях и мужа; 3)

как правило мужа, но в некоторых случаях жены; 4)

жизненные принципы мужа. 13.

Кто в семье следит за поведением маленьких детей? 1)

в основном это делает жена; 2)

чаще это делает жена, а иногда и муж; 3)

чаще это делает муж, а иногда и жена; 4)

в основном это делает муж. 14.

Кто в семье ходит с ребенком в кино, театр, цирк и на прогулки и т. д.? 1)

в основном это делает муж; 2)

в большей степени муж, а иногда и жена; 3)

в большей степени жена, а иногда и муж; 4)

в основном это делает жена. 15.

Кто в семье в большей степени обращает внимание на самочувствие другого? 1)

в большей степени муж, но и жена тоже; 3)

в большей степени жена, но и муж тоже; 4)

Представьте себе такую ситуацию: у обоих супругов появилась возможность сменить работу на более высокооплачиваемую, но менее интересную. Кто должен сделать это в первую очередь? 1)

это сделает жена; 2)

скорее жена, чем муж; 3)

скорее муж, чем жена; 4)

это сделает муж. 17.

Кто в семье занимается повседневными покупками? 1)

в основном муж; 2)

в большей степени муж, но и жена тоже; 3)

в большей степени жена, но и муж тоже; 4)

в основном жена. 18.

Кто в семье имеет больше оснований обижаться на равнодушие, черствость, бестактность другого? 1)

в большей степени муж, но и жена тоже; 3)

в большей степени жена, но и муж тоже; 4)

Если в семье возникнут денежные трудности, то кто из супругов займется поисками дополнительного заработка? 1)

это сделает муж; 2)

в первую очередь это сделает муж, но и жена тоже; 3)

в первую очередь это сделает жена, но и муж тоже; 4)

это сделает жена. 20.

Кто в семье планирует, как и где провести отпуск? 1)

в основном жена; 2)

чаше жена, но и муж принимает участие; 3)

чаше муж, но и жена принимает участие; 4)

в основном муж. 21.

Кто в семье вызывает представителей различных ремонтных служб и ведет с ними переговоры? 1)

обычно это делает жена; 2)

чаще это делает жена, но иногда и муж; 3)

чаще это делает муж, но иногда и жена; 4)

обычно это делает муж.

Ниже приводится «ключ» методики (т. е. распределение вопросов по конкретным семейным ролям): 1.

Воспитание детей — вопросы № 9, 13, 14. 2.

Эмоциональный климат в семье («психотерапевтическая» функция) — №2, 15, 18. 3.

Материальное обеспечение семьи—вопросы № 19,3,16. 4.

Организация развлечений — вопросы № 20, 8,4. 5.

Роль «хозяина», «хозяйки» — вопросы № 17, 5,21. 6.

Сексуальный партнер — вопросы № 10, 6, 11. 7.

Организация семейной субкультуры — вопросы № 1,7, 12.

Индексы по каждой сфере подсчитываются как среднее арифметическое трех вопросов. В вопросах № 1, 4, 5, 6, 8, 10, 11, 14, 15, 17, 18, 19 первой альтернативе приписывается значение «1», второй — «2», третьей — «3», четвертой — «4». В остальных вопросах значения приписываются в обратном порядке, т. е. в вопросах №2,3,7,9,12,13,16,20,21 первой альтернативе приписывается значение «4», второй — «3», третьей -«2», четвертой — «1».

Подсчет по сферам ведется следующим образом: 1.

Чем выше балл, тем в большей степени данная роль в опрашиваемой семье реализуется женой, чем ниже — реализуется мужем. Если величина близка к срединному значению, то, следовательно, данную роль оба супруга реализуют приблизительно в равной степени.

Читать еще:  Забрали Любу домой из детдома и чуть не вернули назад. Как «Родные люди» вытаскивают из кризиса семьи с усыновленными детьми. Одиноким детей не дают

Наиболее полная информация может быть получена, если в опросе принимают участие оба супруга, тогда представляется возможность не только выяснить мнение каждого из них о распределении ролей в семье, но и сопоставить их ответы на предлагаемые вопросы. Рассогласование же позиций супругов при оценке распределения ролей в семье может стать показателем конфликтных моментов (явных или скрытых) в отношениях между ними.

БИОГРАФИЧЕСКОЕ ИНТЕРВЬЮ (Андреева Т. В., 1989)

Разработан нами для исследования творческого становления архитекторов. Использовался для опроса проектировщиков, реставраторов, научных сотрудников, преподавателей, имеющих специальность «Архитектура» в возрасте от 25 до 60 лет. Выборка составила 100 человек обоего пола. Может использоваться как биографическая анкета, но лучше проводить в виде интервью: при этом удается собрать более полные сведения (Андреева Т. В., 1989). 1.

Год, место рождения, место жительства до поступления в вуз. 2.

Профессии родителей. 3.

Профессии деда, прадеда (имели ли какое-либо отношение к искусству, строительству, различным ремеслам?). 4.

Профессии родственников (дядей, теток, кузенов и т. д.) — имела ли отношение к архитектуре, строительству, ремеслам, искусству деятельность тех родственников, с которыми приходилось общаться в детстве и юности? В частности, приходилось ли в детстве наблюдать работу с различными инструментами — по дереву, по металлу и т. п.? 5.

Увлечения (хобби) в семье, занятия в свободное время: хобби отца, матери. Дополнительный вопрос: занимались ли члены семьи или другие родственники живописью, рисованием, рукоделием, конструированием, фотографией, музыкой, спортом и др.? 6.

Планы в семье относительно вашей будущей профессии: какие и в каком возрасте? 7.

Отношение к избираемой вами профессии (у родителей, друзей). 8.

Чему учили в семье: знаниям, навыкам, умениям, иностранным языкам, прочее (языки, спорт)? 9.

Были ли попытки у родителей или родственников чем-то заинтересовать вас (например, любительской фотографией, спортом, игрой на музыкальных инструментах и т. д.)? 10.

Ваше отношение к тому, чему учили в семье. 11.

Ваша успеваемость в школе: ?

в 9-11-м классах. 12.

Каковы ваши любимые и нелюбимые предметы? 13.

Какие предметы вам давались легче, какие тяжелее? 14.

Дополнительное обучение (кружки, спецшколы, дополнительное индивидуальное обучение): ?

5— 10-е классы (укажите возраст, в котором занимались в спецшколах, кружках и т. д.). 15.

Чем вам приходилось заниматься в свободное от учебы время (перечислите любые виды увлечений, включая спортивные игры)? ?

в дошкольном возрасте; ?

в 9—11-м классах. 16.

Читали ли вы книги, журналы по искусству, архитектуре, технике и т. д.? 17.

Вспомните, признавали ли вас способным в каком-либо виде деятельности в школе, семье, кружках? 18.

Пыталисьли вы поступать в художественные или иные школы и насколько успешно? Кто посоветовал? 19.

Были ли у вас какие-нибудь интересные случаи, повлиявшие на выбор профессии? 20.

Считаете ли вы, что на выбор профессии могла повлиять архитектура тех городов, в которых вы жили? 21.

Какие города и местности вам приходилось видеть в детстве и юности? ?

в 9—10-м (11) классах. 22.

Ваши планы относительно будущей профессии: ?

в 9-10-м классах. 23.

По окончании школы — планы, мотивы, повлиял ли кто-нибудь на ваш выбор. Мнение родителей, учителей, друзей о выбранной профессии. 24.

Подготовка к поступлению в вуз: велась ли специально, в чем заключалась, где (в каком учреждении). 25.

Успешность вашего поступления — примерно какие оценки за общеобразовательные и специальные предметы. 26.

Для тех, кто поступил не сразу или не поступал:

где вы работали и в течение какого времени? Мотивы дальнейших попыток поступить в институт. 27.

Если вы поступили сначала не на архитектурный факультет, напишите, пожалуйста, как долго и где вы учились, мотивы и обстоятельства перехода на архитектурный факультет.

Учеба в вузе: 28.

Успешность обучения — какие предметы давались вам легче, какие труднее. 29.

Какими предметами вы больше увлекались: ?

на 3—6-м курсах. 30.

Сколько времени приходилось вам тратить на архитектурное проектирование (примерное количество часов в день). 31.

Увлечения помимо занятий (рисование, фото, спорт и т. д.). 32.

Авторитеты в области мировой архитектуры: нравящийся стиль, направление стиля, любимые архитекторы. Стремились ли вы подражать вольно или невольно каким-то эталонам архитектуры? 33.

Были ли у вас любимые преподаватели в институте и если были, то кто именно? 34.

Кого из студентов вы считали наиболее способным к архитектурному проектированию и к рисунку? 35.

Поездки в студенческие годы: какие города и местности довелось вам увидеть? 36.

Успешность окончания института. Диплом: тема, оценка, приблизительный ранг по распределению. 37.

Распределение: в какую организацию, мотивы выбора места работы. 38.

В каких организациях и в какие годы довелось работать, мотивы переходов с одного места работы на другое. 39.

Проекты: какие и где (в каких городах). Есть ли у вас осуществленные строительством проекты?

Обработка данных: 1.

Анализ происхождения — родительские семьи, семьи прародителей. В процентном отношении — кто повлиял на выбор кружков, школ, института. Происхождение, условия развития в семьях анализировалось также по кластерам, выделенным первоначально на основе кластерного анализа ценностей- целей. 2.

Анализ дополнительного развития — подсчет обобщенных категорий «направлений развития»: например, если за весь период детства и юности респондент учился в кружках и секциях только изобразительному искусству и играл в волейбол — это расценивается как два направления. Учеба в музыкальной и художественной школе, английскому языку, хореографии в кружках, фигурному катанию и гимнастике в секциях расценивается как пять направлений развития (последние две секции расцениваются как одно — спортивное — направление). 3.

Качественный анализ данных по мотивам выбора профессии, влиянию школ, родственников, друзей на профессиональное становление (в процентном отношении). 4.

Описание по кластерам (типам направленности интересов) успешности учебы, окончания института, числу проектов, их осуществлению на практике, победах на конкурсах по проектированию представителей различных типов направленности интересов.

Gurutestov.ru

Гуру в мире тестов

На нашем сайте представлены анкеты, тесты, опросники для психодиагностики для

Методика на определение особенностей распределения ролей в семье (Ю. Е. Алешина, Л.Я. Гозман, Е.М. Дубовская)

Шкалы: воспитание эмоциональный климат в семье («психотерапевтическая» функция), материальное обеспечение семьи, организация развлечений, роль «хозяина» («хозяйки»), сексуальный партнер, организация семейной субкультуры.

Назначение теста

Диагностика особенностей распределения ролей в семье между супругами

Инструкция к тесту

Просим вас ответить на ряд вопросов, касающихся некоторых моментов организации семейной жизни. Для каждого вопроса предлагается набор вариантов ответов: выберите, пожалуйста, тот ответ, который в большей мере отражает ваши идеальные представления о распределении ролей в семье.

1. От кого зависят интересы и увлечения семьи?
1) в основном это зависит от мужа;
2) это в большей степени зависит от мужа, но и от жены тоже;
3) это в большей степени зависит от жены, но и от мужа тоже;
4) в основном это зависит от жены.

Читать еще:  Вязаные женские пуловеры спицами. Вязание красивого пуловера

2. От кого в большей степени зависит настроение в семье?
1) в основном настроение зависит от жены;
2) в большей степени настроение зависит от жены, но и от мужа тоже;
3) в большей степени настроение зависит от мужа, но и от жены тоже;
4) в основном настроение зависит от мужа.

3. Если возникнет необходимость, кто из супругов в первую очередь найдет, где можно занять крупную сумму денег?
1) это сделает жена;
2) это сделает жена, но и муж тоже;
3) это сделает муж, но и жена тоже;
4) это сделает муж.

4. Кто в семье чаще приглашает в дом гостей?
1) чаще приглашает муж;
2) обычно приглашает муж, но и жена тоже;
3) обычно приглашает жена, но и муж тоже;
4) чаще приглашает жена.

5. Кого в семье больше заботит уют и удобство квартиры?
1) в основном мужа;
2) в большей степени мужа, но и жену тоже;
3) в большей степени жену, но и мужа тоже;
4) в основном жену.

6. Кто чаше первым целует и обнимает другого?
1) обычно это делает муж;
2) обычно это делает муж, но и жена тоже;
3) обычно это делает жена, но и муж тоже;
4) обычно это делает жена.

7. Кто в семье решает, какие газеты и журналы выписывать?
1) обычно решает жена;
2) обычно решает жена, но и муж тоже;
3) обычно решает муж, но и жена тоже;
4) обычно решает муж.

8. По чьей инициативе чаще ходите в кино, театр?
1) по инициативе мужа;
2) в основном по инициативе мужа, но и жены тоже;
3) в основном по инициативе жены, но и мужа тоже;
4) по инициативе жены.

9. Кто в семье играет с маленькими детьми?
1) в основном жена;
2) чаще жена, но и муж тоже;
3) чаще муж, но и жена тоже;
4) в основном муж.

10. От кого зависит взаимная удовлетворенность интимными отношениями?
1) в основном это зависит от мужа;
2) в большей степени это зависит от мужа, но и от жены тоже;
3) в большей степени это зависит от жены, но и от мужа тоже;
4) в основном это зависит от жены.

11. Почти все супружеские пары время от времени испытывают трудности в интимных отношениях: как вы считаете, от кого это может зависеть в семье (вольно или невольно) в большей степени?
1) чаще от мужа;
2) обычно от мужа, но и от жены тоже;
3) обычно от жены, но и от мужа тоже;
4) чаще от жены.

12. Чьи жизненные принципы и правила (отношение ко лжи, обязательность выполнения обещаний и т. д.) должны быть определяющими в семье?
1) жизненные принципы жены;
2) как правило жены, но в некоторых случаях и мужа;
3) как правило мужа, но в некоторых случаях жены;
4) жизненные принципы мужа.

13. Кто в семье следит за поведением маленьких детей?
1) в основном это делает жена;
2) чаще это делает жена, а иногда и муж;
3) чаще это делает муж, а иногда и жена;
4) в основном это делает муж.

14. Кто в семье ходит с ребенком в кино, театр, цирк и на прогулки и т. д.?
1) в основном это делает муж;
2) в большей степени муж, а иногда и жена;
3) в большей степени жена, а иногда и муж;
4) в основном это делает жена.

15. Кто в семье в большей степени обращает внимание на самочувствие другого?
1) муж;
2) в большей степени муж, но и жена тоже;
3) в большей степени жена, но и муж тоже;
4) жена.

16. Представьте себе такую ситуацию: у обоих супругов появилась возмож¬ность сменить работу на более высокооплачиваемую, но менее интересную. Кто должен сделать это в первую очередь?
1) это сделает жена;
2) скорее жена, чем муж;
3) скорее муж, чем жена;
4) это сделает муж.

17. Кто в семье занимается повседневными покупками?
1) в основном муж;
2) в большей степени муж, но и жена тоже;
3) в большей степени жена, но и муж тоже;
4) в основном жена.

18. Кто в семье имеет больше оснований обижаться на равнодушие, чер¬ствость, бестактность другого?
1) муж;
2) в большей степени муж, но и жена тоже;
3) в большей степени жена, но и муж тоже;
4) Жена.

19. Если в семье возникнут денежные трудности, то кто из супругов займет¬ся поисками дополнительного заработка?
1) это сделает муж;
2) в первую очередь это сделает муж, но и жена тоже;
3) в первую очередь это сделает жена, но и муж тоже;
4) это сделает жена.

20. Кто в семье планирует, как и где провести отпуск?
1) в основном жена;
2) чаще жена, но и муж принимает участие;
3) чаще муж, но и жена принимает участие;
4) в основном муж.

21. Кто в семье вызывает представителей различных ремонтных служб и ве¬дет с ними переговоры?
1) обычно это делает жена;
2) чаще это делает жена, но иногда и муж;
3) чаще это делает муж, но иногда и жена;
4) обычно это делает муж.

Обработка и интерпретация результатов теста

Ниже приводится «ключ» методики (т. е. распределение вопросов по конк¬ретным семейным ролям):

1. Воспитание детей — вопросы № 9, 13, 14.
2. Эмоциональный климат в семье («психотерапевтическая» функция) — №2, 15,18.
3. Материальное обеспечение семьи—вопросы № 19,3,16.
4. Организация развлечений — вопросы № 20, 8, 4.
5. Роль «хозяина», «хозяйки» — вопросы № 17, 5,21.
6. Сексуальный партнер — вопросы № 10, 6, 11.
7. Организация семейной субкультуры — вопросы №1,7, 12.

Индексы по каждой сфере подсчитываются как среднее арифметическое трех вопросов. В вопросах № 1, 4, 5, 6, 8, 10, 11, 14, 15, 17, 18, 19 первой альтернативе приписывается значение «1», второй — «2», третьей — «3», четвер¬той — «4».

В остальных вопросах значения приписываются в обратном поряд¬ке, т. е. в вопросах № 2,3,7,9,12,13,16,20,21 первой альтернативе приписывает¬ся значение «4», второй — «3», третьей -«2», четвертой — «1».

Подсчет по сферам ведется следующим образом:

Чем выше балл, тем в большей степени данная роль в опрашиваемой семье ре¬ализуется женой, чем ниже — реализуется мужем. Если величина близка к средин¬ному значению, то, следовательно, данную роль оба супруга реализуют приблизи¬тельно в равной степени.

Наиболее полная информация может быть получена, если в опросе прини¬мают участие оба супруга, тогда представляется возможность не только выяснить мнение каждого из них о распределении ролей в семье, но и сопоставить их отве¬ты на предлагаемые вопросы. Рассогласование же позиций супругов при оцен¬ке распределения ролей в семье может стать показателем конфликтных момен¬тов (явных или скрытых) в отношениях между ними.

Читать еще:  Что делать если все друзья кинули. Меня бросил друг, ничего не объяснив

Интерпретация результатов методики

Интерпретация результатов производится на основании коли­чественной выраженности признака (крайняя правая колонка). Шкалы для интерпретации.

Г+ — гиперпротекция, или уделение большого количества вре­мени ребенку;

Г гипопротекция — недостаток внимания со стороны ро­дителей.

Степеньудовлетворенияпотребностейподростка: У+ — потворствование;

У игнорирование потребностей подростка.

Количествоикачествотребованийкподросткувсемье: Т+ — чрезмерность требований и обязанностей;

Т недостаточность требований и обязанностей;

3+ — чрезмерность требований-запретов;

3 недостаточность требований-запретов к подростку;

С+ — строгость санкций (наказаний) за нарушение требова­ний подростком;

С минимальность санкций (наказаний) за нарушение тре­бований.

Н — сочетание различных стилей в воспитании; РРЧ — расширение сферы родительских чувств; ПДК — предпочтение в подростке детских качеств; ВН — воспитательная неуверенность родителей; ФУ — фобия утраты (ребенка, родителей); НРЧ — неразвитость родительских чувств;

ПНК — проекция на подростка собственных нежелательных качеств;

ВК — вынесение конфликта между супругами в сферу воспи­тания 1 .

БЛАНК ОТВЕТОВ К ОПРОСНИКУ РОД

Дата опроса

Контрольные вопросы и задания

Назовите конкретные методики обследования родительско-детских отношений глазами родителя. Какие параметры операционализируются в них?

Назовите конкретные методики обследования родительско-детских отношений глазами ребенка и охарактеризуйте возрастную релевантность их применения.

В каких случаях психолог использует методы наблюдения за взаимо­действием родителя и ребенка. Какие параметры он использует для опи­сания характеристик этого взаимодействия?

Какие методики анализа межличностных отношений одинаково при­годны для родителей и детей?

ДИАГНОСТИКА СУПРУЖЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

4.1. РОЛЕВАЯ СТРУКТУРА СЕМЬИ

4.1.1. Семейные роли и опросник распределения

Задачу создания компактной методики, предназначенной для выявления распределения супружеских ролей в семье, поставили перед собой Ю.Е.Алешина, Л.Я.Гозман, Е.М.Дубовская [Але­шина Ю.Е. и др., 1987].

Ими были выделены семь основных внутрисемейных ролей, наиболее полно характеризующих современную семью.

Ответственный за материальное обеспечение семьи. Эта роль включает в себя прежде всего различные дела и обязанности, свя­занные с зарабатыванием денег, обеспечением семье адекватного для нее материального уровня благосостояния. В исследованиях различных отечественных авторов часто используется другое на­звание этой роли — «кормилец».Многочисленные данные свиде­тельствуют, что эта роль воспринимается как мужская и ее реали­зация в большой степени лежит на плечах мужа.

Распределение ролей«хозяин»—«хозяйка».Традиционно эта роль включает в себя покупку продуктов и приготовление пищи, уход за одеждой, обеспечение уюта, порядка и чистоты в доме. В боль­шинстве культур эта роль закреплена за женой (матерью), хотя в современной семье в этом плане произошли значительные сдвиги. По опросам, до 70 % мужчин готовы признать, что эта роль долж­на быть поделена между женой и мужем поровну.

Роль ответственного по уходу за младенцем заключается в дея­тельности по обеспечению ребенку физического и психического комфорта (чистоты, пищи, тепла, оберегания от опасности и т.д.). Традиционные нормы предписывают выполнение этой роли ма­тери, хотя эгалитарные нормы, широко распространившиеся в последние десятилетия, несколько пошатнули это убеждение.

Роль воспитателя заключается в реализации обязанностей, связанных с развитием ребенка в компетентную, моральную и социализированную личность. Родители учат ребенка, что хоро­шо, что плохо, прививают ответственность, аккуратность, уме­ние вести себя правильно с другими людьми, помогают в учебе.

Реализация этой роли в целом определяется некоторыми специ­фическими факторами. Прежде всего то, насколько родители во­обще включены в эту роль, зависит от их уровня образования (чем он выше, тем меньше детей в семье и тем больше внимания уделяется воспитанию ребенка). На основании многочисленных данных можно говорить о том, что степень включенности мужа и жены в воспитание определяется кроме прочего и полом ребенка. Если ребенок — мальчик, то эта функция чаще распределяется между родителями поровну; если же в семье растет девочка, ее воспитанием занимается прежде всего мать.

Роль сексуального партнера. Эта роль включает в себя проявле­ние различного рода активности в плане сексуального поведения. Традиционно считается, что инициирует и определяет характер сексуальных отношений муж. При этом результаты опросов сви­детельствуют о том, что мужчины заинтересованы в активности женщин как сексуальных партнеров. Нужно отметить, что в моло­дых семьях жены чаще выступают инициаторами интимных отно­шений, чем в более пожилых.

Роль организатора развлечений. Выделение подобной роли само по себе отражает серьезные изменения в жизни общества, по­скольку каких-нибудь 50 лет назад о культуре семейного досуга для широких слоев населения не могло быть речи. Эта роль вклю­чает в себя выдвижение различного рода инициатив в сфере досу­га, а также активность, связанную с организацией выходов семьи в гости, в кино, с планированием и проведением отпуска и т.д.

Организатор семейной субкультуры. Появление этой роли, как и роли организатора досуга, отражает коренные изменения, про­исходящие в обществе, и прежде всего рост культурного уровня широких слоев населения, когда люди больше начинают интере­соваться наукой, искусством, ходить в кино, театры, музеи. Реа­лизация этой роли включает в себя активность, направленную на формирование у членов семьи определенных культурных ценно­стей, достаточно разнообразных интересов и увлечений.

Роль ответственного за поддержание родственных связей вклю­чает в себя участие в семейных ритуалах и церемониях, организа­цию общения с родственниками, содействие материальному обес­печению, социальному становлению членов семьи. Реализация этой роли традиционно возлагается на обоих супругов, хотя несколько большую активность традиционно проявляет при этом жена. Надо отметить, что в последнее время в мире наблюдается значитель­ное снижение значимости родственных связей, причем если мо­лодые супруги вполне удовлетворены качеством родственных от­ношений, то пожилые считают, что родственных отношений сей­час далеко не достаточно.

Роль«психотерапевта»является одной из наиболее интерес­ных и важных в современной семье. Нужно отметить, что само ее

появление вызвано коренным изменением функций семьи, когда одной из основных черт становится удовлетворение потребностей членов семьи в поддержке, защите, личностном комфорте. Реали­зация этой роли связана с активностью, направленной на реше­ние личностных проблем партнера, — выслушать, выразить при­нятие, симпатию, помочь разобраться в проблеме, эмоционально поддержать. Об огромном значении, которое имеет эта роль в со­временной семье, свидетельствует уже тот факт, что степень ее реализации членами семьи наиболее тесно связана с удовлетво­ренностью супругов своим браком. Данные некоторых исследова­ний говорят о том, что женщины лучше выполняют эту роль, чем мужчины.

Поскольку роль ответственного за младенца для большинства семей является временной, в опроснике были операционализированы только семь основных семейных ролей. Каждой роли в опроснике соответствуют три вопроса (интерпретацию результа­тов см. ниже).

Воспитание детей — вопросы 9, 13, 14.

Эмоциональный климат в семье («психотерапевтическая» функция) — вопросы 2, 15, 18.

Материальное обеспечение семьи — вопросы 19, 3, 16.

Организация развлечений — вопросы 20, 8, 4.

Роль «хозяина», «хозяйки» — вопросы 17, 5, 21.

Сексуальный партнер — вопросы 10, 6, 11.

Организация семейной субкультуры — вопросы 1, 7, 12.

Просим Вас ответить на предлагаемые ниже вопросы, касающиеся некоторых моментов организации Вашей семейной жизни. Все Ваши ответы сохраняются в тайне.

Для каждого вопроса предлагается набор вариантов ответов; выбери­те, пожалуйста, тот ответ, который в большей мере соответствует Вашей точке зрения, и на ответном листе отметьте его крестиком против соот­ветствующего вопроса.

Источники:

http://www.med24info.com/books/psihologiya-sovremennoy-semi-monografiya-spb-rech-436-s-il/metodika-na-opredelenie-osobennostey-raspredeleniya-roley-v-sem-e-aleshina-yu-e-gozman-l-ya-dubovskaya-e-m-15110.html
http://www.gurutestov.ru/test/442
http://studfiles.net/preview/5813901/page:71/

Ссылка на основную публикацию