Многодетных семей и пути их решения. Проблемы многодетных семей в современной россии. Практические рекомендации социальному педагогу по работе с многодетными семьями
2. Основные проблемы современной многодетной семьи
По мнению многих исследователей, семья в современной России переживает не лучшие времена. Как отмечают Бодрова Т. А. и Рыбакова Н.А., семья во все меньшей степени выполняет роль буфера между ее членами—с одной стороны, и обществом и государством—с другой, перестает быть психологическим убежищем от общественных потрясений. Многодетная семья сталкивается со всеми проблемами, свойственными любой семье, но для нее они становятся более тяжелыми, решаются труднее. Ведь в современных условиях больше материальный выигрыш, психологический комфорт и обеспеченность культурными ценностями получает семья, имеющая одного ребенка или бездетная. Следует согласиться с вышеназванными авторами, что проблемы многодетной семьи дополняются проблемами проживающих в них детей, что должны обязательно учитывать социальные работники.
Большинство авторов считают, что главная проблема многодетных семей—материальная. Многочисленные исследования показывают тесную взаимосвязь между числом проживающих в семье детей и доходами, приходящимися на каждого члена семьи, а в более общем плане—степенью ее бедности. Ни для кого не секрет, что с рождением ребенка доход семьи резко уменьшается, особенно если это третий, четвертый ребенок. Другие проблемы являются следствием этой главной проблемы, вытекают из нее. Самой, пожалуй, острой стала жилищная проблема. Если в 80-е годы ее как-то пытались решать: строили дома и соединяли квартиры, чтобы создать более-менее сносные условия для детей в многодетной семье, то в настоящее время о ней просто не упоминают. Но от жилищных условий зависит очень многое в судьбе детей. В период, когда ребенок начинает осваивать жизненное пространство и должен проявлять активность, отсутствие необходимых жилищных условий делает его пассивным, робким, закладывает неблагоприятный жизненный сценарий на будущее. Стесненные жилищные условия в значительной мере влияют на здоровье детей в многодетной семье. Во-первых, из-за скученности в таких семьях дети болеют чаще, так, как заражают друг друга. Во-вторых, как показывают статистика и социологические исследования, существует прямая связь между жилищными условиями и смертностью детей на первом году жизни. 61% женщин, потерявших ребенка в возрасте до одного года, важнейшей причиной его смерти назвали плохие жилищные условия.
Жилищная проблема оказывает не только прямое, но и косвенное влияние на здоровье ребенка в условиях многодетном семьи. Внутрисемейные отношения в стесненных жилищных условиях более конфликтны, что создает напряженную эмоциональную атмосферу, вызывающую у детей тревогу, психологический дискомфорт, что препятствует их гармоничному развитию. Как улучшить жилищные условия многодетной семьи пока не ясно ни самим семьям, ни государственным органам. В Указе Президента Российской Федерации «О мерах по социальной поддержке многодетных семей», принятом еще в мае 1992 г., предусматривались некоторые меры по содействию предоставления многодетным семьям льготных кредитов, дотаций, беспроцентных ссуд на приобретение строительных материалов и строительство жилья. Однако в свете вышесказанного немного найдется семей, способных построить себе дом даже с помощью кредита или ссуды. Поэтому жилищная проблема так и останется проблемой, по крайней мере, на ближайшее будущее.
Еще одной важной проблемой многодетных семей является проблема здоровья детей. Большинство авторов отмечает, что дети в многодетных семьях болеют значительно чаще по сравнению с другими семьями по объективным причинам. Дети в таких семьях получают недостаточно полноценное питание, не имеют возможности для полноценного отдыха, а родители не всегда могут приобрести необходимые лекарства, значительно меньше здесь и физических возможностей для ухода за заболевшим ребенком. В многодетных семьях доля затрат на продовольственные товары выше, а структура питания менее рациональна, чем в целом во всех семьях с детьми. Зав. лабораторией НИИ семьи Панкратова Н. В. приводит такие данные: семьи с тремя детьми получают на 20% меньше фруктов и ягод, мяса—в 1,5 раза меньше, чем дети в семьях с одним ребенком. В семьях с четырьмя и более детьми потребляется яиц в 1,6 раза, рыбы—в 2,4 раза меньше, чем их сверстниками из однодетных семей. Это не может не отражаться на здоровье детей из многодетных семей, так как они недополучают наиболее ценного: белков и витаминов.
Большие проблемы у многодетной семьи в сфере образования. Чтобы стать образованным, у детей из этих семей меньше условий, так как меньше возможностей для учебы. Дело не в том, что эти дети имеют меньшие способности, а в том, что они не имеют возможности получить такое же воспитание и образование, как дети в семьях с высокими доходами. Если с ребенком с раннего детства занимаются родители, воспитатели, а позже учителя, если он может посещать различные кружки, секции, то он оказывается более развитым. В многодетных же семьях из-за загруженности родителей, особенно матери, от которой дети получают 50% воспитательного воздействия, ребенок недополучает внимания. В «Российском журнале социальные работы» № 1 за 1996 г. приводятся такие данные: время, затрачиваемое семейными женщинами на домашний труд, составляет от 49 до 85% от общего годового фонда рабочего времени. Эти затраты напрямую зависят от числа детей в семье и их возраста. У матерей, имеющих грудного ребенка, они достигают 232 условных рабочих дней за год, у имеющих дошкольников—163, школьника—135; в то же время бездетные женщины затрачивают на домашнюю работу всего 88 условных рабочих дней.
Если раньше недостаток воспитания в семье компенсировала система дошкольного воспитания, то в настоящее время число дошкольных учреждений сокращается, также как количество мест в них, растет плата за пребывание детей, вносимая родителями. Все это ведет к тому, что уменьшается количество детей, посещающих детские дошкольные учреждения. По этим же причинам сокращается число детей, которые посещают различные кружки, секции и художественные студии. Все это ведет к социальному неравенству в развитии детей из многодетных и малодетных семей.
Сложная проблема вообще, а для многих семей особенно, организация отдыха детей в период каникул. Детский и юношеский досуг и отдых все более превращается в индустрию платных благ и услуг. Это делает их недоступными для детей из малообеспеченных семей, в первую очередь в многодетных. Большинство детей из-за отсутствия денег на отдыху родителей и государства не могут провести каникулы с пользой для себя и общества. В последние два года в этом вопросе наметились изменения. Правительство выделяет деньги на летний отдых, местные власти организуют лагеря труда и отдыха, детские площадки, устраивают старших школьников на работу по сбору фруктов и овощей. Все это помогает оздоровить значительную части детей из малообеспеченных семей, в том числе и многодетный
Мы уже писали о негативном отношении к многодетной семье. Это создает моральные проблемы для данной семьи, так как зачастую негативное отношение к неблагополучным многодетным семьям переносится на все семьи. Иногда многодетность вызывает раздражение, чаще непонимание со стороны окружающих. Вот почему, по данным социологов, каждая третья многодетная мать, исходя из собственного опыта, не советует другим женщинам иметь больше двух детей.
Следует отметить, что проблема многодетных семей зависит от места их проживания: города или деревни, регионы страны с низкой или высокой рождаемостью. Поэтому, социальная помощь должна оказываться с учетом местных особенностей. Многодетные семьи, как отмечает большинство авторов, не представляет однородную массу.
Таким образом, многодетная семья испытывает проблемы, связанные с материальным положением, жилищными условиями, меньшими возможностями для развития детей, воспитания их здоровыми, культурными, здоровыми нравственно и физически. С переходом страны к рыночной экономике особо остро встал вопрос о социальной защите многодетной семьи. Это обусловлено и демографической ситуацией в стране. Учитывая особенности типов многодетной семьи, социальные службы должны использовать различные технологии социальной работы, чтобы добиться большей эффективности.
3. Социальная защита многодетной семьи
Очевидно, насколько важна помощь многодетным семьям со стороны государства и общества, предоставление ряда льгот, особенно в сфере образования детей и оказания медицинских услуг, а также материальной поддержки. Однако не следует порождать и развивать иждивенческие настроения, следует создать такие условия, чтобы любая семья, в том числе и многодетная, могла достигнуть высокого уровня благосостояния и духовного развития. Но пока это недостижимо, основная тяжесть работы с многодетными семьями ложится на социального работника. Вся работа с этой категорией семей строится на основе этих документов: Указ Президента Российской Федерации «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» от 5 мая 1992 г., введенный в действие с 1 июля 1992 г. и разработанных на его основе постановлений областных и городских органов власти и местного самоуправления. Принят и реализуется Закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 19.05.1995 г., в ноябре 1995 г. в него внесены изменения в соответствии с законом «О внесении изменений» в Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей». Получила президентский статус Федеральная Программа «Дети России». Действует национальный план действий в интересах детей в Российской Федерации. Социальные службы на местах применяют Законы или Указы, напрямую не относящиеся к многодетным семьям. Так, например, в Новочеркасском управлении по труду и социальной защите населения на основании Закона Ростовской области, принятом 24 февраля 1999 г. «Об адресной социальной помощи малоимущим жителям Ростовской области», выплачиваются материальные пособия многодетным семьям как попавшим в экстремальные условия, 6 месяцев в году оказывается натуральная помощь. Такая практика позволяет оказать дополнительную помощь многодетным семьям.
Большинство исследователей, занимающихся проблемами многодетных семей, отмечают, что эти семьи нуждаются в комплексной системе мер социальной защиты. На нынешнем этапе развития, многодетным семьям необходима помощь, связанная не только с нехваткой средств на питание и одежду, но и на лекарство, на расходы, связанные с расширением платного медицинского обслуживания в поликлиниках и стационарах, санаториях и оздоровительных лагерях. Важнейшее место должны занимать меры, которые способствуют адаптации многодетной семьи в современных экономических условиях. Среди этих мер—организация собственного дела и самозанятости, переход на работу в коммерческие структуры, где оплата гораздо выше, использование вторичной занятости для получения вторичных денежных доходов, самообеспечение продуктами питания за счет выращивания их на приусадебных участках, дачах, огородах и т.п. Возможности разных типов многодетных семей зависят от многих условий: от возраста родителей, их образования и квалификации, числа детей, их обеспеченности жильем, предметами длительного” пользования, наличия приусадебного участка, сада, огорода, автомобиля, от состояния рынка и наличия рабочих мест по специальности родителей, развитости рыночных отношений в месте проживания.
Молодые семьи чаще выбирают дополнительные заработки, а также занятость в коммерческих структурах с более высокой оплатой труда. В большинстве многодетных семей главным кормильцем является отец, поэтому необходимо обеспечить мужчинам возможность дополнительных заработков, что облегчит материальное положение семьи. Необходимо способствовать и самостоятельным, заработкам детей, желающих помочь семье Или удовлетворить свои нужды. Следует подумать и о частичной занятости женщин, создавая условия работы м неполным рабочим днем или надомной работы. Социальный работник так же может помочь многодетной семье получить кредиты на организацию фермерского хозяйства или его развитие, создание промышленного или торгового предприятия, надомного производства. Доктор экономических наук Панкратьева Н. В. предлагает такую меру, как увеличение налогонеоблагаемой части дохода и считает, что это должно иметь достаточно весомое значение в определении располагаемого денежного дохода многодетных семей (денежного дохода за вычетом налогов, обязательных платежей и взносов). При прочих равных условиях значимость этой меры для семейного бюджета будет способствовать повышению экономической активности многодетных семей. В своей статье в журнале «Семья в России» она приводит формулу расчета общественно-нормативной величины дохода семьи с двумя родителями и различным числом детей:
где Д—доход семьи,
п. м.—величина прожиточного минимума,
d—число детей в семье.
Достигнуть достаточного уровня дохода во всех многодетных семьях можно путем повышения заработной платы или пособий, или одновременно того и другого. В связи с этим предлагается ввести двухступенчатую систему пособий на детей. Сохраняя действующую систему пособий на детей, целесообразно ввести специальные дополнительные пособия на детей из многодетных семей.
Для семей с тремя детьми в размере:
минимальный вариант—1,0 прожиточного минимума на семью;
максимальный вариант—1,25 прожиточного минимума на семью.
Для семей с четырьмя и более детей:
минимальный вариант—1,25 прожиточного минимума на семью;
максимальный вариант—1,5 прожиточного минимума на семью.
Величина пособий матери по уходу за ребенком до 1,5 года должна быть увеличена до размера:
минимальный вариант—1,0 прожиточного минимума;
максимальный вариант—1,25 прожиточного минимума.
Но даже такие, казалось бы, большие пособия позволяют решить материальные проблемы семьи с тремя детьми, при большем количестве детей возникает дефицит средств, так как не обеспечивается даже прожиточный минимум.
Помогают решить материальные проблемы многодетной семьи льготы, которые предоставляет Указ Президента Российской Федерации «О мерах по социальной поддержке многодетных семей»:
льгота по медицинскому обслуживанию;
льгота на проезд в общественном транспорте;
многодетным семьям, имеющих трех и более детей, предоставляется проезд на внутригородском транспорте, а также на автобусах пригородных линий для учащихся общеобразовательных школ (Указ Президента РФ от I 5.05.92 г. №431);
Проблемы многодетных семей
К сожалению, и сейчас кто-то смотрит на родителей с кучей ребятишек свысока. Многие до сих пор считают, что много детей рождается исключительно в семьях алкоголиков и тунеядцев. Тем не менее большая часть многодетных родителей совершенно нормальные люди со средним достатком. К тому же сейчас, во время демографического кризиса, именно на этих людей уповают российские демографы. И одного ребенка воспитать очень тяжело, а троих-то и подавно. А ведь некоторые растят и по 10-15 малышей. Власти по старинке предлагают пособия, билеты на праздники и развлечения для детей. Однако мало кто задумывается о том, что многодетные семьи – это та прослойка общества, которая пытается сохранить семейственность несмотря ни на какие мировые финансовые кризисы, а ведь у этих семей не меньше проблем, чем у каждого из нас. Существует типология социального риска, т.е. выделение семей, которые в силу объективных или субъективных причин находятся в состоянии жизненного затруднения и нуждаются в помощи со стороны государственной системы социальной защиты и социального обслуживания. Выделяют две категории семей социального риска:
- 1. Семьи, актуально нуждающиеся в социальной защите и поддержке в силу объективно сложившейся трудной жизненной ситуации, препятствующей их функционированию и развитию(семья с ребенком-инвалидом, многодетная, неполная семья, семья вынужденных переселенцев, малообеспеченная семья, семья с асоциальным поведением ее членов и т.д.).
- 2. Семьи, превентивно нуждающиеся в социальной защите и поддержке в связи с опасностью возникновения трудноразрешимых проблем (молодая семья, семья, ожидающая рождение ребенка, семья с новорожденным, семья, не способная создать полноценные условия для развития и воспитания детей и т.д.) Многодетные семьи относятся к первой категории семей социального риска, этим обусловлен широкий спектр проблем данной категории семей:
- 1) Материально-бытовые(финансовые) проблемы. Многодетные семьи являются наименее обеспеченными, с низким среднемесячным доходом на одного члена семьи. В структуре доходов пособия на детей невелики. Доля затрат на продовольственные товары выше, а структура питания гораздо менее разнообразная. Дети таких семей меньше получают фруктов, ягод, мяса, яиц, рыбы и т.д., что вызывает большую тревогу. В связи с постоянным ростом цен отмечаются крайне ограниченные возможности удовлетворять потребности, дефицит в самых необходимых предметах: обуви, одежде, школьно-письменных принадлежностях. Редкая натуральная и материальная помощь проблемы не решает Многодетные семьи имеют самый высокий уровень бедности, что подтверждает весь комплекс индикаторов мониторинга бедности, базирующегося на показателе располагаемых ресурсов 82% этих семей попадают в число бедных, хотя в структуре бедных они составляют только 5,2%. Душевой дефицит доходов у многодетных выше средне российского уровня в 1,5 раза и составляет 44,2% от величины прожиточного минимума. В общем дефиците доходов на семьи с 3 и более детьми приходится 13,1%Измерение бедности многодетных семей в координатах множественных линий бедности показало, что многодетные семьи сохраняют высокие риски бедности, независимо от метода ее измерения, особенно в том случае, если таковыми являются неполные многодетные семьи. Крайняя бедность (одновременно имеет доходы ниже прожиточного минимума, испытывает лишения и является субъективно бедным)характерна для трети многодетных семей, что в 4 раза чаще, чем у семей с 1-2детьми.
- 2) Проблема трудоустройства родителей. Когда мать не работает, а отец не получает длительное время зарплату, нерегулярны и недостаточны пособия на детей, возникает проблема поиска новой работы. Часто это усугубляется незнанием законов и информации о тех льготах, которые положены таким семьям. Выживание многодетной семьи в современных условиях возможно путем повышения собственных доходов (личная инициатива, вторичные заработки, работа подростков. Уязвимость членов многодетных семей на рынке труда во многом порождена их относительно низким образовательным потенциалом и, прежде всего, дефицитом профессионального образования. По характеристикам профессиональной подготовки члены семей с 3детьми заметно уступают членам малодетных семей, а домохозяйства с 4 и более детьми отличаются настолько сильно, что есть основания говорить о большинстве этих семей как об особой группе.
Наиболее наглядно ее специфика проявляется в разрезе города и села, что указывает на локализацию данной группы преимущественно в сельской местности: в городе отсутствие профессионального образования выявлено у 36,2% взрослых, а в сельской местности – у 58,5%. Вместе с тем, дифференциация между членами мало- и многодетных семей по этому показателю прослеживается и в поселенческом разрезе.
- 3) Жилищная проблема для многодетных семей в настоящее время приобрела первостепенную важность. Жилищные условия не отвечают нормативам по общему правилу и не могут улучшиться за счет муниципального жилья, а приобретение жилья за счет собственных средств для большинства семей невозможно. Рост платы за жилищно-коммунальные услуги еще более осложняет материальные проблемы многодетных семей. Уровень благоустройства жилищ многодетных семей крайне низок. Если в селах они не слишком выделяются среди других типов семей, то в городах уровень благоустройства жилья многодетных семей в 2 раза ниже, чем семей с 1 ребенком.
- 4)Психолого-педагогические проблемы. В благополучной многодетной семье дети находятся в равном положении: нет дефицита общения, старшие заботятся о младших, формируются, как правило, положительные нравственные качества, такие как чуткость, человечность, уважение к старшим. Но вместе с тем, дефицит времени, недостаточность знаний по воспитанию детей создают определенные проблемы в таких семьях. По данным исследований Т.В. Лодкиной, 77% многодетных родителей отметили свои слабые знания в вопросах воспитания детей, что, по ее мнению, свидетельствует о низком уровне их психолого-педагогической культуры. Дефицит воспитания приводит к тому, что дети вырастают, имея заниженную самооценку, тревожность, неуверенность в себе, неадекватное представление о собственной личности. Большое количество детей в многодетных семьях ведет к повышению социального возраста старших детей. Они рано взрослеют и менее тесно связаны со своими родителями. Жилищные проблемы создают трудности в соблюдении режима дня детей. Как правило, такие семьи не имеют возможности для автономности каждого ребенка — личного уголка, своей территории с соблюдением границ, личных любимых игрушек, что зачастую приводит к затяжным длительным конфликтам между детьми. Подростки обычно рано включаются в домашние дела и часто бросают школу, начинают рано работать, имею большую вероятность приобрести вредные привычки (курение, алкоголь) и другие формы девиантного поведения. Многодетные, особенно неполные семьи, отличаются большей безнадзорностью детей. Дети большую часть времени проводят на улице. Возникает проблема коммуникации как взрослых членов семьи, так и детей, особенно подростков. Это затрудняет процесс социализации детей и может способствовать появлению определенных проблем в дальнейшей жизни. Многодетные родители испытывают дискомфорт с коллегами по работе, зачастую лишены доброжелательного отношения в профессиональной среде. Дети из многодетных семей также ощущают негативное отношение сверстников — трудности в общении с другими детьми, несовпадение интересов и т.д
- 5) Медицинские проблемы. Сложный психологический климат многодетной семьи, как правило, влияет на здоровье детей. Социальная незащищенность многодетных семей, постоянное снижение уровня жизни создают пессимистически настроенное социальное самочувствие. Отмечается низкий уровень санитарной культуры многодетной семьи: 53,8% семей относятся к группе риска. Страдает здоровье всех членов семьи, имеет место распространение хронической патологии. Отцы болеют в 2 раза чаще, чем в других семьях. У матерей страдает репродуктивное здоровье ,характерны слабое знание контрацепции, слабая социальная ориентация в сексуальной жизни, не соблюдение интервалов между беременностями. Отмечается неудовлетворительное половое воспитание детей, сравнительно ранняя половая жизнь подростков. В таких семьях 10-15% проблемных детей. Отношение окружающих к многодетным семьям далеко не всегда благожелательно — в них видят конкурентов при распределении социальной помощи. Большое или среднее число детей в семье стало оцениваться как следствие ограниченности интересов, культурной отсталости.
Среди семей с высоким уровнем притязаний сложилась новая этика, которая рассматривает многодетность, как синоним бедности, отсталости (это характерно для многих культур «общества потребления»). В формирующихся стереотипах общественной психики «герой нашего времени» представляется имеющим одного, но очень «дорогого» ,высококачественного ребенка. Многодетные семьи чаще всего не могут обеспечить своим детям престижный уровень жизни и образования. Таким образом, многодетные семьи имеют общую специфическую социальную проблему: дети из таких семей чаще демонстрируют заниженную самооценку, для них характерны слабое здоровье, снижение социального возраста старших сиблингов , что может негативно сказаться на их дальнейшей судьбе. К сожалению, в органах социальной защиты населения сегодня отсутствует комплексный подход к решению проблем многодетных семей — основное внимание уделяется материальному положению семей и то в рамках существующего законодательства (федерального и регионального), определяющего, например, размеры детских пособий. Однако, размеры пособий невелики, они, впрочем, как и льготы, не решают проблемы многодетных семей, а потому и в дальнейшем с таким подходом нашего государства к их социальной защите можно предположить, что тенденция отхода к одно- и двухдетной модели семьи будет продолжаться, а это, естественно, не улучшит демографическую ситуацию в стране. При существующих формах социальной поддержки многодетные семьи обречены на социальную деградацию в условиях стагнации или углубления социально-экономических трудностей. Хронический дефицит бюджетов соответствующих уровней препятствует выделению достаточных средств для выплаты пособий. Статус просителей отрицательно действует на социальное самочувствие личности и семьи. В то же время многодетные семьи обладают большим трудовым и личностным потенциалом, который, при надлежащем содействии, может позволить им перейти к полной или частичной самообеспеченности и тем самым осуществить или повысить свою социальную субъектность. С другой стороны, сохранившиеся, несмотря ни на что, установки части семей на многодетность обеспечивают хотя бы относительную плавность в графике снижения рождаемости. Усилия по стабилизации уровня рождаемости постепенное формирование общественного стереотипа семьи с более чем одним ребенком необходимы для поддержания рациональной возрастной структуры общества, обеспечения вступления в жизнь достаточно многочисленных, трудоспособных и здоровых поколений, имеющих возможность не только адаптироваться к происходящим изменениям, но и осуществить социально-экономические преобразования, соответствующие потребностям нашей страны. Реальная помощь многодетным, возможно, способна повлиять на репродуктивную установку молодых семей в сторону увеличения числа желаемых детей.
IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум – 2017
ПРОБЛЕМЫ МНОГОДЕТНЫХ СЕМЕЙ В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ: АНАЛИЗ И ПУТИ РЕШЕНИЯ
В современных условиях появление на свет первого ребенка несет в себе не только ответственность, но и определенные денежные расходы. Это определяется тем, что обеспечить ребенка даже самыми простыми вещами довольно не просто в настоящее время. А многодетность делает семью довольно бедной, потому что убытков становится еще больше. Прежде чем выявить проблемы, касающиеся многодетной семьи, уточним понятие «многодетная семья».
В России многодетность – явление редкое, если не сказать уникальное. Из всех семей с детьми 65,2% составляют однодетные (70% – в городах и 52,2% – в сельской местности), а многодетные лишь 6,6%. В многодетных семьях воспитывается 15,7% всех детей (10,6% – в городах и 16,8% – в сельской местности). При этом в структуре российской многодетности – 75% составляют семьи с тремя детьми и только 7,7% – с пятью и более[5].
Многодетная семья – это семья, имеющая трех и более детей в возрасте до 18 лет, постоянно или преимущественно проживающая на территории определенной области.
По утверждению Холостовой Е.И. все многодетные семьи могут быть распределены на три категории:
− семьи, многодетность в которых запланирована (например, в связи с национальными традициями, религиозными предписаниями, культурно-идеологическими позициями, традициями семьи). Такие семьи испытывают много трудностей, обусловленных малообеспеченностью, теснотой жилья, загруженностью родителей (особенно матери), состоянием их здоровья, но у родителей имеется мотивация к воспитанию детей. В таких семьях дети являются ценностью для родителей. Они любят их и делают все зависящее чтобы их детям жилось хорошо;
− семьи, образовавшиеся в результате второго и последующих браков матери (реже – отца), в которых рождаются новые дети;
– семьи, в которых родители не планировали иметь семью, а дети появились в результате невозможности прервать беременность по медицинским показателям, рождение близнецов или двойняшек;
− неблагополучные многодетные семьи, образующиеся в результате безответственного поведения родителей, иногда на фоне низкого интеллектуально-психического уровня развития, алкоголизма, асоциального образа жизни. Дети из таких многодетных семей особенно часто нуждаются в помощи, реабилитации, страдают от болезней и недоразвития. В случае утраты родительского попечения их судьбу особенно трудно устроить, так как семейное законодательство препятствует разделению детей из одной семьи, а усыновить 3 – 7 детей разного возраста и разной степени социальной дезадаптации далеко не всегда возможно [8, с. 511].
Государство заинтересовано в развитии и жизнеобеспечении таких семей. Оно разрабатывает социальную политику, оказывающую определенную меру социальной помощи и поддержки. Например, в Указе Президента РФ “О мерах по социальной поддержке многодетных семей” перечислены оказываемые меры поддержки многодетным семьям. К ним относятся:
- Скидки в размере не менее 50% на оплату коммунальных услуг;
- Льготы на медицинское обслуживание;
Посещение театров, музеев, выставок и парков культуры 1 раз в месяц – бесплатно;
Но, несмотря на эти меры социальной поддержки, в многодетных семьях все же имеются проблемы.
Как показывает реальная практика, наиболее главной проблемой многодетной семьи является материальная проблема. Существует некая взаимосвязь между числом проживающих в семье детей и доходами на каждого члена семьи. Ни для кого не секрет, что с рождением ребенка доход в семье резко сокращается. В семьях, состоящих из шести человек, доход на каждого человека в семье в 2,2-2,8 раза ниже, чем в семьях из двух человек, и в 1,8-2,1 раза ниже, чем в семьях из трех человек.
По мнению Павленка П.Д.особого разрешения требует жилищная проблема. Она является довольно острой, так как обеспечение жильем каждую многодетную семью незначительно. В России практически совсем не строят квартиры специально для многодетных семей.
Немаловажное внимание уделяется отношению многодетной семьи с социальной микросредой. Это проблема проявляется в дискомфорте общения с социумом. Многодетные семьи вынуждены создавать свой круг взаимодействия в виде общественных организаций, клубов, объединений. Дети таких семей имеют узкий круг общения и предпочитают оставаться дома, чем их сверстники из малодетных семей.
Очевидно, что проблема здоровья играет важную роль. В многодетных семьях дети болеют довольно чаще, чем дети из других семей. Это проявляется из-за того, что:
такая семья тратит значительно меньше материальных средств для ухода за детьми;
довольно мало физических возможностей, потому что больному ребенку не получается уделять больше внимания из-за наличия других детей в семье;
в большинстве случаев дети из многодетных семей находятся в худших жилищных условиях, что приводит к скученности, вследствие чего один ребенок может заразить другого;
Отметим так же особенности данной проблемы в сфере образования. В многодетных семьях значительно меньше условий и возможностей для обучения, отсутствуют высокие доходы, которые давали бы возможность оплатить обучение детей в школах и университетах. Тем самым духовное и культурное развитие детей низкое, они плохо учатся, подвергаются влиянию улицы[6, с. 128].
Казибекова З.М. выделяет проблему трудоустройства родителей. Это проявляется в том, что многодетных родителей, особенно матерей, не всегда берут на работу. Работодатели ссылаются на то, что женщина все время будет сидеть на больничном с детьми. Эта же проблема обуславливается низким образовательным потенциалом родителей и уровнем их активности.
Руднева М.Я. акцентирует проблему взаимоотношений между детьми, детьми и родителями, родителей между собой. Как правило, дети в многодетных семьях находятся под жестким контролем и присмотром со стороны взрослых. Они обладают меньшей свободой в принятии решений, в своих действиях, в конечном результате которого они становятся замкнутыми, скованными. Тем не менее, дети в многодетных семьях находятся в нервном положении, потому что старшие дети обязаны помогать родителям в быту и в воспитании младших детей. Что касается родителей, то им приходится работать не только на обычной работе, но и заниматься детьми, выполнять работу по дому. Это говорит о том, что супруги уделяют меньше времени друг другу, что может повлиять на внутрисемейные отношения.
Как и в других семьях, проблема воспитания является ключевой. Здесь главный акцент ставится на моральную и психологическую атмосферу семьи, уровень культуры и образованности родителей, их социальный статус, круг интересов в семье. Данная проблема сложна тем, что не каждый родитель обладает определенными навыками воспитания и не может прочувствовать желания своего ребенка.
Проблема правового и юридического характера. Существует факт, что некоторые многодетные семьи не знают о том, какие льготы, пособия, выплаты полагаются им по закону. А если и знают, то не представляют, какие документы им необходимо собрать и куда предоставить, чтобы получить различного рода выплаты.
Культурно-досуговая проблема объясняется тем, что в России отсутствуют бюджетные дома отдыха для многодетных семей. Это все может предоставляться только за определенною плату[6, с. 129].
Для преодоления трудной ситуации в семьях с более тремя детьми на основе анализа литературы и реально практики можно сформулировать ряд рекомендаций по улучшению благополучия этих семей.
1. Требуется оптимальный подход по разработке государственной программы, которая включала бы предоставление таких видов услуг, как введение дополнительных налоговых льгот и пособий для оплаты дошкольных учреждений многодетных семей.
2. Государственная программа, проводимая для многодетных семей должна формировать и реализовать стремление женщины на то, чтобы ей легче было совмещать работу и семейную жизнь. Это все должно сходиться к тому, чтобы у женщины не было сомнений, которые побуждали бы ее уходить с рынка труда[2, с. 114].
3. Необходимо передать государственную поддержку многодетной семьи с регионального уровня на федеральный. Это необходимо из-за того, что нехватка средств в бюджете не влечет за собой финансовую помощь многодетным семьям, она будет ограничена.
4. Создавать в средствах массовой информации некий положительный образ многодетной семьи. В этом имидже описать крепкие связи внутри многодетной семьи, рассказать о ценностях, обычаях и традициях в такой семье. Если это осуществить, то можно будет ассоциировать многодетную семью с жизненным успехом. Также объяснить населению, что многодетная семья – это семья в которой есть опора, сила, выдержка, а не только бедность обреченное положение.
5. Включить в трудовой стаж матери время присмотра и ухода за детьми. Это нужно сделать для того, что стаж учитывался при расчете пенсии матери.
6. Стимулировать работодателей, принимающих на работу многодетных матерей[4, с. 102].
7. Совершенствовать систему кадрового обеспечения органов и учреждений, осуществляющих семейную политику. Кроме основных, выполняемых ими обязанностей, они также должны информировать многодетных семей о существующих социальных программах и оказывать помощь в подготовке необходимых документов.
8. Необходимо снизить пенсионный возраст многодетных мам.
Проблема заключается также в том, что нет единой базы данных по многодетным семьям. Именно это усложняет работу органов государственной власти по предоставлению различных видов помощи и мер социальной поддержки многодетным семьям[3, с. 155].
На наш взгляд, следует создать центры по работе именно с многодетными семьями, деятельность которых будет направлена:
1) повышение психологической компетентности работников социальных центров, работающих с многодетными семьями;
2) проведение паспортизации многодетных семей;
3) установление постоянных и непрерывных контактов со всеми членами многодетной семьи;
4) разработку индивидуального план работы с каждой многодетной семьей, в котором будут учтены все особенности данной семьи и формы работы с ней[1. с.16].
В заключение отметим, что современная политика системы социальной защиты многодетных и малообеспеченных семей должна быть выстроена таким образом, чтобы она способствовала социальной защищенности этих групп граждан, стимулировала их экономическую активность, занятость, обеспечивала материальное благополучие и стабильность таких семей.
Библиографический список
Алексеева Л. С.Работа с семьей в учреждениях социального обслуживания: социально-психологический аспект / Л. С. Алексеева//Семья в России. 1998. №3—4. – С. 15-19.
Бурибаев, Е.А. Проблемы социальной поддержки многодетной семьи / Е.А. Бурибаев, Ж.А. Хамзина, Ж.К. Орынтаев // Theoretical & Applied Science. 2015. № 3 (23). С. 109-114.
Вако, А.А. Разработка органами государственной и муниципальной власти политики в области социальной защиты многодетных семей (на примере удмуртской республики) / А.А. Вако, Т.В. Замостьянова // Социально-экономическое управление: теория и практика. 2010. № 1 (17). С. 154-155.
Казибекова, Н. А. Анализ проблем многодетных семей в современный период / Н.А. Казибекова, З.М. Исмиева, М.Н. Агасиева // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Общественные и гуманитарные науки. 2015. № 3 (32). С. 101-104.
Многодетная семья и проблемы ее социального обеспечения. Электронный ресурс URL: [http://of-law.ru/stati/mnogodetnaya-semya-i-problemy-ee-sotsialnogo-obespecheniya.html] дата обращения: 21.12.2016
Павленок, П.Д. Технологии социальной работы с различными группами населения: учебное пособие / П.Д. Павленок, М.Я. Руднева. – М.: ИНФА-М, 2009. – 272с.
Указ Президента РФ от 5 мая 1992 г. N 431 “О мерах по социальной поддержке многодетных семей” (с изменениями и дополнениями на 25 февраля 2003г.) Электронный ресурс URL: [http://base.garant.ru/10100845/#ixzz4OOk04fyx] дата обращения: 21.12.2016
Холостова, Е.И. Социальная работа: учебное пособие / Е.И. Холостова. – 5-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К 0 », 2007. – 668с.
Источники:
http://studfiles.net/preview/2378907/page:30/
http://studwood.ru/569207/sotsiologiya/problemy_mnogodetnyh_semey
http://scienceforum.ru/2017/2451/32725