Народные календарные праздники в детском саду. Народные праздники в дошкольном учреждении. Традиции и праздники русского народа

Народные праздники в детском саду.
статья на тему

Фольклорные праздники сегодня способствуют поддержанию благоприятного психологического климата в детском коллективе, являются своеобразной формой духовного самовыражения и обогащения личности дошкольников.

Предварительный просмотр:

Народные праздники в детском саду.

Для нравственного и культурного воспитания дошкольников в детских садах все чаще проводятся русские народные праздники и обряды. С помощью подобных мероприятий открывается отличная возможность приобщения детей к истокам русской народной культуры. Это крайне важно в условиях современного времени, когда так не хватает добрых, гармоничных человеческих отношений, единения человека с природой и понимания особенностей и ценности русского национального характера.

Известный русский историк В. О. Ключевский писал : «Неизвестно, каков будет человек через тысячу лет, но если отнять у современного человека этот нажитой и доставшийся ему в наследство скарб праздников , обрядов- тогда он все забудет и всему разучится, и должен будет все начать сначала». Многими педагогами детских садов было так же замечено, что в процессе организации и проведении народных праздников в дошкольных учреждениях у детей появляется потребность в изучении народной музыки , традиций и обычаев, а так же истории родного края. Происходит ненавязчивое приобщение к культурному наследию предков . Вместе с тем в процессе педагогической деятельности возникает проблема недостаточного изучения праздничных народных традиций . Ознакомление с народными праздниками в ДОУ происходит эпизодически, осуществляется главным образом через разучивание народных песен , частичным ознакомлением с народными инструментами и восприятием музыки на слух, а так же носит бессистемный характер. А отсутствие систематического изучения народных праздничных традиций является причиной того, что дети начинают воспринимать фольклорные праздники как средство развлечения , хотя их значение является более глубоким. Именно праздники открывают возможности для включения большего числа детей и взрослых с различными интересами и духовными запросами в активную мыслительную деятельность, помогают в воспитании всесторонне развитой личности, содействуют развитию взаимоотношений в коллективе и формируют позитивное отношение к жизни, являясь одним из средств воспитания , обучения и развития детей. Важно отметить, что совместная деятельность взрослых и детей, создают у них мощную мотивацию к познанию, на котором усвоение достаточно идет легко и непринужденно.
Очень значимо в процессе праздника оформление, которое прежде всего должно отвечать содержанию праздника. Необходимо стараться чтобы оформление развивало у детей художественный эстетический вкус, было понятно для ребёнка, создавало у всех радость настроение, предвосхищающее событие. Необходимо распределить обязанности по оформлению праздника в детском саду между сотрудниками и родителями воспитанников. Несложные поручения можно дать и детям: им также важно осознавать и увидеть свою роль в проведении праздничного мероприятия.

На праздниках через разные виды деятельности у ребенка не только развиваются музыкальные способности : слух, память, вокальные данные, чувство ритма, но и формируются основные духовно-нравственные ценности – любовь к Родине, своей семье, уважение и почитание традиций и обычаев своего народа и национальной культуры других народов . Фольклорные праздники сегодня способствуют поддержанию благоприятного психологического климата в детском коллективе, являются своеобразной формой духовного самовыражения и обогащения личности дошкольников .

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Праздник русской березки.

Народный праздник является большой яркой и глубоко содержательной игрой. Поэтому, проживая с детьми, любимые в народе праздники мы воздействуем на эмоциональную сферу детей и оставляем в их памяти глу.

Статья для педагогов и родителей.

Материал носит познавательный характер. Будет полезен воспитателям и родителям. Цель познакомить детей с народным праздником и его традициями .

Данное мероприятие поможет познакомить с Масленичной неделей. Создать благоприятную обстановку, увидеть настоящую Масленицу, повеселиться, поиграть, исполнить народные песни, поучаствовать в сор.

Воспитателям для детей младшей группы. Прилёт птиц.

Роль народных праздников в воспитании детей дошкольного возраста

Без культуры — нет народа.

Организации и проведению народных праздников в ДОУ сегодня уделяется большое внимание. Педагоги стремятся использовать все средства приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры, сохранению ее традиций.

Поэтому я считаю, что именно организация народных праздников для дошкольников, направленно на всестороннее и гармоничное развитие ребенка.
Актуальностью моей темы является то, что изменения, происходящие в нашем обществе, заставляют нас по-новому взглянуть на народные традиции, праздники, а именно: важно поддержать свою национальную культуру, сконцентрировать в себе характер народа, воспитать достойную личность, которая сможет развивать, сохранять народные традиции.

В нашем детском саду развитие детей на традициях народной культуры является одним из главных направлений общего художественно-эстетического воспитания.
Жизнь в детском саду должна быть яркой, богатой впечатлениями, как хорошая интересная книга, лучшими страницами которой должны стать праздники. Помочь детям сделать детский праздник незабываемым, открыть детям окно в мир удивительных чудес, оставить яркий след в душе ребёнка.

На протяжении многих лет в детском саду «Ромашка» функционирует кружок «Лихтибряня», в процессе деятельности которого большое внимание уделяется изучению истории родного края , традиции и обычаев предков,что ведет к сохранению народных традиций и приобщению к ним детей. Ведь культурный опыт интенсивно осваивает на народных праздниках. Праздники знакомят детей с народными традициями, обрядами, фольклором мордовского народа.
Праздники, которые отмечаются в детском саду, создают у детей радостное настроение, вызывают положительный эмоциональный подъем, сформируют праздничную культуру: рассказы о традициях праздника, его организации, гостевом этикете. Подготовка к празднику вызывает у детей интерес к предстоящему торжеству; на основе интереса формируются их моральные и нравственные качества, художественный вкус.

Читать еще:  Ребенок 5 лет трясется. Почему у ребенка трясутся руки и что делать

Система праздников создает духовную общность детей и взрослых, ту почву, на которой развиваются человеческие чувства: любовь, доброта, взаимопомощь. При подготовке и проведении праздников происходит преображение робких детей в эмоциональных, инициативных. Они непроизвольно вовлекаются в процесс игры, что соответствует природе дошкольника, где ребенок органично познает новые музыкальные образы, приобретает умения, навыки, развивает фантазию. Хорошо спланированный, подготовленный по специальному сценарию праздник доставит радость не только детям, но и взрослым.
Особое внимание уделяется совместному участию в творческих мероприятиях. Это помогает объединить семью и наполнить ее досуг новым содержанием. Организовываем праздники и досуги, развлечения, театрализованные представления, интегрированные такие как праздники «Мой любимый город», «Народный костюм» и праздники фольклорного направления «Осенние посиделки», «Колядки», «Масленица», «Пасха, русской березки «Троица» и другие. Устраиваем выставки детских творческих работ, компьютерную презентацию или фотовыставки во время этого праздничного мероприятия. Используем в праздничной программе инсценированные драматические сказки : «Как собака друга искала?», «Горячие сани», стихов, вносим в действие элемент театрализации. На всех мероприятиях родители с детьми участвуют в различных конкурсах .

Важно отметить, что совместная деятельность взрослых и детей, создают у них мощную мотивацию к познанию, на котором усвоение достаточно идет легко и непринужденно .
Очень значимо в процессе праздника оформление, которое прежде всего должно отвечать содержанию праздника. Необходимо стараться чтобы оформление развивало у детей художественный эстетический вкус, было понятно для ребёнка, создавало у всех радость настроение, предвосхищающее событие. Необходимо распределить обязанности по оформлению праздника в детском саду между сотрудниками и родителями воспитанников. Несложные поручения можно дать и детям: им также важно осознавать и увидеть свою роль в проведении праздничного мероприятия.
Народные праздники всегда связаны с игрой. А ведь народные игры, к сожалению, почти исчезли сегодня из детства. Видимо, надо помнить, что народные игры как жанр устного народного творчества являются национальным богатством, и мы должны сделать их достоянием наших детей.

Каждый праздник в старину имел свои обычаи и традиции, свой «сценарий». Своеобразие традиций зависело от идеи праздника, его значимости для общества, поэтому у каждого праздника были свои главные и второстепенные действующие лица, атрибуты, песни, заговоры, специфические блюда, игры, хороводы. Ни один праздник не обходится, конечно хе, без игры на музыкальных инструментах. Музыкальные игры позволяют сделать пение, игру на музыкальных инструментах более интересной и доступной для детей.

Грамотно построенные праздники создают возможности для всестороннего развития личности ребенка, помогают нашим воспитанникам в дальнейшем ощутить себя носителями великой русской культуры, национальных традиций русского народа и родного края.
Соприкосновение с народным искусством и традициями, участие в народных праздниках духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре. Народные праздники способствуют тому, чтобы дети хорошо знали и уважали свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа.
Народные праздники по своей природе педагогичны, они включают в единое праздничное действие и детей, и взрослых. Народный праздник создает возможность развития ребенка, формирования основ музыкальной культуры в единстве всех ее важнейших компонентов, доступных детям дошкольного возраста. Все это способствует развитию стойкого интереса не только к конкретным малым фольклорным формам, но и к музыкальному и народному искусству в целом. “Народные праздники имеют функции социальной терапии отношений внутри общности, обыгрывание норм этих отношений” (Д. Фрезер, М. Мид)
Такие народные праздники вызывают у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой, деятельности, способствует интеллектуальному и социальному развитию детей дошкольного возраста.

Опыт работы в данном направлении показал, что светлое и радостное общение детей и взрослых — важное условие для развития личности ребенка и возрождения народных традиции, и мы должны сохранить народные праздники для себя и потомков, ведь праздники наших прадедов и дедов — это душа народа.

Народные календарные праздники в детском саду. Народные праздники в дошкольном учреждении. Традиции и праздники русского народа

Тушева Людмила Анатольевна – Музыкальный руководитель МДОУ детский сад комбинированного вида №46 г. Комсомольск-на-Амуре Хабаровский край
Дата поступления работы на конкурс: 06.05.2018г.

«Народные праздники в детском саду»

Консультация для воспитателей

Народная культура – одно из средств нравственного, познавательного и эстетического развития детей. Современный дошкольник живёт во время, когда русская культура, родной язык испытывают влияние иноязычных культур. На экранах телевизора ребёнок видит диснеевские мультфильмы, героями современных детей становятся персонажи иностранных фильмов, по радио звучат мотивы, отличающиеся от традиционной русской музыки, на Новогодние маскарады приходят люди-пауки и бэтмены. Новый год наступает с приходом иностранца Санта-Клауса и уже в меньшей степени Деда Мороза. А как же наши сказочные герои, чудесные мультфильмы советского периода, изумительные фильмы-сказки, где добро всегда побеждает зло?

Читать еще:  Вязаная мода тренды шапки. Как связать модную шапку спицами для женщины: пошаговые фото и видео инструкции вязания самых модных фасонов теплых зимних шапок и шапок на весну со схемами

Вспомним слова академика Д.С.Лихачёва: «Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи. Национальные отличия сохранятся и в 21 веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний». Именно родная культура должна найти дорогу к сердцу, душе ребёнка и лежать в основе его личности.

Удивительное и загадочное явление народной культуры – праздники и обряды. Их содержание – это жизнь народа, человеческий опыт, просеянный через сито веков, духовный мир русского человека, его мысли, чувства, переживания. Что заботило, радовало и тревожило русских людей, чем они занимались, как трудились, о чем мечтали, рассказывали и пели, что передавали своим детям и внукам? Ответить на эти вопросы сегодня — значит восстановить связь времен, вернуть утерянные ценности. В народе говорится: «Нет дерева без корней, дома – без фундамента». Трудно построить будущее без знания исторических корней и опоры на опыт предшествующих поколений. Нельзя прерывать связь времён и поколений. Чтобы не исчезла, не растворилась в необозримой Вселенной душа русского народа, так же как встарь, наши дети должны быть участниками традиционных на Руси праздников.

Профессор И.М.Снегирёв писал, что народные праздники со всеми относящимися к ним обрядами, песнями и играми – это сильнейший и обильнейший источник познания народной жизни. Свойство народных праздников радостно преображать всё вокруг и глубже осмысливать события из жизни народа, природы и духовной истории; делает их незаменимым подспорьем в воспитательной работе с детьми. Дети прекрасно чувствуют смысловую глубину праздничных образов. Как это ни удивительно, дети, соприкоснувшиеся с народными праздниками в детском саду, нередко могут помочь своим «суперсовременным» родителям открыть для себя новый мир, полный гармонии и ликования.

Приобщение детей к народным традициям поможет педагогам воспитать здоровую личность, способную преодолеть жизненные препятствия и сохранить бодрым тело и дух.

Оптимальным для духовно-нравственного воспитания в детском езду является проведение календарных праздников: осенью — «Осенины», «Ярмарка», «Посиделки»; зимой — «Рождество», «Святки», «Масленица»; весной — «Встреча весны» («Жаворонки»), «Пасха»; летом — «Праздник русской березки» (Семик — Троица).

Праздники не просто вносят радость в жизнь детей. Они задают особый ритм духовной жизни человека, обращая его к духовной и культурно-исторической традиции нашего народа. Детскому восприятию праздника присуща удивительная особенность. В памяти остается незабываемое осеннее многоцветие к Покрову, сияние огоньков и аромат хвои на Рождество, берёзки на Троицу, ванильный вкус куличей и пасочек, красные свечи и крашенки – на Пасху. У каждого праздника есть свой цвет, свой запах, своё звучание, своя музыка. Тут и волнение ожидания, трепетное предвосхищение чуда и само изменение будничного строя жизни.

Хочется рассказать о некоторых народных праздниках, которые можно провести в детском саду.

Осенины – это удивительная пора. По народному поверью осень начинается с бабьего лета (с 14 по 27 сентября). В древности после окончания полевых работ приходило время встречать осень праздником урожая. С первого дня Бабьего лета начинались осенние хороводы и игры. 14 сентября по церковному календарю значится как Семин день (первые осенины). Этот день связан с очень забавным обрядом: похоронами мух и других насекомых. Говорили так: «В Семин день зарывают в землю блох, тараканов и прочих домашних насекомых, чтобы не водились в доме». Делали небольшие гробики из овощей (репы, моркови, свеклы, из кочерыжки капусты), затем укладывали туда пойманных насекомых и с шутливой торжественностью зарывали их в землю. Смысл обряда был не только в том, что уничтожались насекомые, но и в том, что во время него девушки устраивали смотрины, стараясь показать себя всем. Вторые Осенины совпадают с днем Рождества Пресвятой Богородицы – 21 сентября. Этот день отмечался праздником урожая, играми и песнями. На Воздвижение (27 сентября) начиналась капусткина неделя – рубка и засолка капусты, устраивались вечерки с пирогами. С Покрова Пресвятой Богородицы (14 октября) заканчивались осенние хороводы, начинались посиделки. «Посиделками» называли сбор парней и девушек в закрытом помещении в осенне-зимний период, которые начинались после уборки урожая, проводились по вечерам в будни и в воскресные дни по очереди в домах девушек и заканчивались к Рождеству Христову.

«Пришли Святки — запевай Колядки!»

При проведении праздника «Пришли Святки — запевай Колядки!» дети не только вволю повеселятся, но и познакомятся с древним обрядом колядования. Время от Рождества Христова до Крещения, называется Святками. В старину по вечерам дети ходили по домам и пели особые песни-колядки. Ходили группами, наизнанку надевая зимнюю одежду, разукрашивая лицо, изменяя при пении и обрашении к хозяевам голоса – чтобы не узнали. Заходили в дом только к знакомым, выпрашивая угощение:

Пришла Коляда накануне Рождества,

С пышками, лепешками, со свиными ножками!

Коляд-коляд-коляда! Ты подай нам пирога!

Подавай да не ломай, а по целому давай:

С луком, с перцем, с комариным сердцем!»

Хозяева никогда не выгоняли детей и угощали всех, кто приходил – пирогами, булками, конфетами, мелкими монетами, «козульками». Рассуждали так: «Я твоему дам, а ты моему. Вот и поквитаемся». Такое весёлое передвижение детворы от дома к дому, с пением и просьбами об угощении называют обрядом колядования. В старину он был самым любимым развлечением детворы среди других зимних забав.

Читать еще:  Свадебные традиции: хлеб да соль, водка. Свадебные традиции: встреча с караваем молодых. Речь при встрече молодых с караваем

Проводя предварительную работу, разучивают святочные песни, колядки, частушки, игры и хороводы. Объясняют значение слов коляда (от лат. «выкликать»), колядка (короткая песня величально-поздравительного характера), колядовщики (исполнители колядок), авсень (от слова овес, сеять; песня с пожеланиями добра и изобилия дому, семье). Дети совместно с воспитателем могут изготовить рождественский подарок для гостей – коляду.

«Как на масляной неделе в потолок блины летели!».

Масленица – наиболее любимый праздник детворы: шумный, весёлый, с блинами, катанием на лошади. Известно, что Масленица гуляется в конце февраля – начале марта, т.е. в короткий период между Новым годом и праздником 8 Марта. Масленица – это широкий, разгульный праздник. Отмечают Масленицу целую неделю. Главный атрибут этого праздника – блин. Но все ли знают, почему именно блин? По древнему календарю Масленица – рубеж старого и нового года, начало весны. Блин – это знак солнца, символ богатства. До сих пор существует поверье, что чем больше блинов съедено на масленичной неделе, тем щедрее и богаче будет наступивший год. Отсюда и вывод – блины должны быть обязательно, и чем больше, тем лучше. При подготовке к празднику педагоги знакомят детей с лучшими образцами фольклора: приметами, поговорками, закличками, загадками, песнями.

На празднике «Встреча весны» водят хороводы и поют песни о весне, повторяют заклички, прибаутки: «Зима на исходе, весна на пороге». Детям рассказывают, что 13 марта день Василия – капельника, так как уже со всех крыш сосульки плачут; а 22 марта – главный день встречи весны, день весеннего солнцестояния, день равен ночи. (12 часов день, 12 часов ночь). Дети обращались к солнышку: «Гори, солнце ярче. Лето будет жарче. А зима теплее. А весна милее».

Этот праздник входит в число главных христианских праздников. Он знаменует память въезда Иисуса Христа в Иерусалим на осле. Народ, встречая его с пальмовыми ветками, устилал ими землю на продолжении всего его пути. В память того, что народ использовал пальмовые ветви, православные держат в руках во время заутрени вербные ветки. Использование вербы связано с тем, что это первое дерево, которое оживает у нас после зимы. Распространенным был обычай слегка ударять малых детей вербой и приговаривать: «Верба хлёст, бей до слёз. Не я бью,

а верба бьёт. Будь здоров, как верба».

Весна насыщена праздничными гуляниями. Пасха – самый большой и светлый православный праздник на Руси. Это праздник победы жизни над смертью, торжества добра над злом. Люди поздравляют друг друга с праздником, обмениваются крашенными яйцами, устраивают всевозможные игры. Любимой пасхальной забавой было катание яиц с бугорочка. Для детей важна не столько суть и понимание этого праздника, сколько его радостная, торжественная атмосфера. Воспоминания о таком празднике, проведенном в детском саду, да ещё совместно с родителями, останутся в памяти ребёнка на долгие годы.

Семик – один из самых главных праздников земледельческого календаря. Его ещё называют Праздник русской берёзки Он приходится на седьмой четверг после Пасхи. Семик открывал сложный комплекс обрядов, знаменующих прощание с весной и встречу лета, праздник прославляющий красоту зеленеющей природы.

Неделя перед днем святой Троицы называется троицко-семицкой – от слова Семик. Ещё её называют зелёными святками или русальной. Так её называли потому, что в народе считалось, что в это время из воды выходят русалки и бродят по берегам рек и озер, заманивая в воду людей, а водяной мутит воду, поднимает её. Для усмирения этой нечистой силы по берегам жглись костры, молодежь пела песни и всячески старалась прогнать русалок. К утру полагали, что нечистая сила ушла, и тогда все начинали купаться, чего нельзя было делать всю русалочную неделю. На Руси этот праздник отмечали весело.

Главный атрибут этого праздника – берёза. На Семик украшают березу, завивают из веток венок, вешают ленты и приговаривают: «Вьют венки на все праздники на духовные, на венковые!» Поют песни о берёзке, водят хороводы, играют в народные игры. А в Троииин день девушки шли развивать березу, целовались сквозь веночки, гляделись в них, обменивались платочками, колечками, то есть — кумились (становились кумушками).

При организации праздников необходимо соблюдать следующие принципы, которые характерны для русского досуга: это душевное возвышение и просветление, единение людей, раскрытие творческих сил, выражение коллективного строя жизни, состояние всеобщей гармонии. Народные праздники, обряды и обрядовая поэзия, это одно из самых ярких явлений в духовной культуре русского народа. Поэтому подготовка к празднику имеет огромное значение для формирования общей культуры ребёнка: он получает знания; знакомится с традициями, учится сохранять их; постепенно приобретает навыки и умения в организации праздничного веселья.

Радостная атмосфера детских праздников создаёт благоприятный климат в детском коллективе. Способствует развитию эмоциональной сферы, вызывает удовольствия и побуждает детей к общению с «прекрасным», формируя культурные интересы и потребности. Дети с радостью и волнением ждут праздников, которые объединяют и взрослых, и детей общими переживаниями, ожиданиями, играми-забавами.

Календарные народные праздники – это часть самобытной культуры русского народа. Те обряды, которые дошли до наших дней, в силу многих исторических причин претерпели значительные изменения. Нельзя допустить их полнейшей утраты и забвения.

Источники:

http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2017/10/30/narodnye-prazdniki-v-detskom-sadu
http://kladraz.ru/blogs/blog20311/doklad-rol-narodnyh-prazdnikov-v-dou-v-celjah-sohranenija-nacionalnyh-tradicii-11558.html
http://labirintznaniy.ru/konsultatsiya-dlya-pedagogov/konsultatsiya-dlya-pedagogov/konsultatsiya-dlya-pedagogov-narodnye-prazdniki-v-detskom-sadu.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector