Непослушный ребенок: Простой воспитательный прием, который работает. Что делать, если ребёнок вас не слушается

Непослушный ребенок: Простой воспитательный прием, который работает

Экологичное родительство: Чем непослушнее ребенок, тем более измотанным и злым становится родитель. Пора разорвать этот замкнутый круг! А всего-то нужно усвоить один простой, но жутко действенный, педагогический прием.

Чем непослушнее ребенок, тем более измотанным и злым становится родитель. Пора разорвать этот замкнутый круг! А всего-то нужно усвоить один простой, но жутко действенный, педагогический прием. Какой? Рассказываем.

Дети – как и взрослые – не хотят, чтобы ими командовали

Это было странно. Я, консультант по проблемному детскому поведению, уже годы работающая с детьми, была в растерянности – я не могла справиться с шестилеткой, которая залезла на шкаф прямо в моей приемной.

– Я сказала слезай!

– Нет! И ты меня не заставишь!

Она была права. Я не могу ее заставить. Я была сбита с толку и она чувствовала это.

– Сейчас же спускайся, иначе ты не получишь наш традиционный подарок в конце приема.

– Ну и ладно, мне все равно!

– Если ты сейчас же не слезешь, я расскажу о твоем поведении твоей маме.

– Ну и ладно, рассказывай!

Ну да, поспорить вдоволь ей сейчас хотелось так сильно, что даже наказание не могло ее испугать.

Как типичный ребенок с сильной волей она не боялась моих угроз и не слушала мои команды. Короче, это был мой педагогический провал.

После еще пары грозных и не работающих фраз до меня, наконец, дошло: зачем я все это делаю? Она ведь в курсе, что ведет себя плохо, я же только накаляю ситуацию своими угрозами.

Поэтому я изменила свой тон. Посмотрела на нее и улыбнулась.

– Мы сегодня так здорово провели время вместе. Я бы не хотела, чтобы главным твоим впечатлением от нашей встречи остался вот этот дурацкий спор.

Она немедленно смягчилась и мне, наконец, удалось установить с ней контакт. А еще через пару минут она слезла со шкафа и обняла меня.

В этой ситуации я забыла о том, что наши слова действительно производят большое впечатление на детей.

Я настаивала на своем вместо того, чтобы разговаривать мягко. Хотя знала, что именно эта девочка больше всего ненавидит, когда ее заставляют что-то делать.

Школьный преподаватель, который ведет блог под ником Teacher Tom, недавно написал, что, по статистике, примерно 80% фраз, с которыми взрослые обращаются к детям, это команды. Только вдумайтесь! 80%!

Это значит, что 8 из 10 наших обращений к детям, это слова о том, что нужно сделать, и как это сделать так, чтоб оправдать наши ожидания.

Неудивительно, что дети так часто и много с нами спорят. Что им еще остается?

Нам, как взрослым, кажется, что именно мы должны указывать детям на их ошибки и давать указания. И, конечно же, это важно. Но не 80% же процентов времени!

После того, как я провела множество сеансов с волевыми, упрямыми детьми, я поняла: чем больше команд я им отдаю, тем хуже становится наша связь.

Но как же найти нужные слова?

Обычно это нетрудно, если помнить вот об этих трех вещах:

1. эти слова должны описывать нежелательное поведение, от которого нам хотелось бы избавиться

2. эти слова должны быть утверждением – не командой

3. в этих словах не должно содержаться угроз наказания

«Кажется, в этой комнате все вещи валяются на полу»

«Быстро убери весь этот бардак!»

«Я вижу, что все фигуры упали, потому что ты задел их рукой»

«Прекрати ложиться на стол – ты все фигуры уже побросал!»

«Ты только что бросила свою игрушку в сестру, потому что разозлилась на нее»

«Быстро иди в свою комнату!»

Вы поразитесь, насколько быстрее и охотнее ребенок начинает исправлять свое поведение, если оно отмечено не командой и окриком, а спокойным утверждением.

Я своими глазами видела, как жутко непослушные дети очень охотно реагируют на фразы вроде «Кажется, одна книга все еще валяется на полу» или «Весь песок высыпался прямо на пол». При этом на окрики типа «Убери за собой!» или уловки вроде «Если ты уберешь за собой, я дам тебе подарочек» они не реагировали вовсе.

Когда мы используем утверждения вместо команд, мы заводим с ребенком диалог.

Говоря «Убираться в комнате ужасно неприятно, я знаю. Тут все еще гора вещей, которые нужно разложить по местам» мы начинаем разговор о том, как сильно ребенок не любит убираться и почему это кажется ему таким тяжелым делом. То есть, мы можем вместе с ним обсудить этот вопрос и придумать некий оптимальный план уборки комнаты.

Говоря «Сколько раз мне еще нужно сказать, чтобы ты убрал, наконец, этот свинарник! Никакого интернета, пока не уберешься!» мы получаем изрядную ссору, детскую истерику и измотанную маму, которая уже готова вернуть планшет обратно, только чтоб не слушать эти крики.

Используя утверждения, мы получаем продуктивную беседу вместо утомительных споров и ссор.

Конечно же использование фраз-утверждений не избавит вас раз и навсегда от всех проблем с детьми. Но эта техника совершенно точно поможет вам изменить манеру общения с вашим ребенком.

  • вы сможете спокойно обсуждать нежелательное поведение
  • вы будете тратить меньше нервов
  • вы будете меньше ссориться с ребенком

Попробуйте! И не отчаивайтесь, если команды и крики все еще занимают 80% вашего общения с ребенком. Перестроиться на более спокойный лад бывает не так-то просто. Но как только вы начнете замечать положительные изменения, вам станет гораздо проще заменять команды на утверждения. Понятно, что все мы люди и можем сорваться время от времени, но это будет «иногда», а не «постоянно».

Читать еще:  Что делать если жена изменила с другом. Признаки женской измены. Как сберечь семью и не потерять уважение

опубликовано econet.ru. Если у вас возникли вопросы по этой теме, задайте их специалистам и читателям нашего проекта здесь

Автор: Аманда Ройтер

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Что делать, если ребенок не слушается? Непослушный ребенок 2-7 лет: советы психологов, Комаровского, почему ребенок не слушается?

Откуда берутся взрослые, нарушающие законы? Из непослушных детей, конечно. Почему дети становятся непослушными и как бороться с этой проблемой, поговорим в материалах данной статьи.

Если ваш малютка не реагирует на ваши просьбы, делает то, что ему хочется, не считаясь с мнением окружающих, спешим вас огорчить, у вашей семьи проблемы. И если в 2-3 года надутые губки вызывают умиление и улыбки родных и близких, то в 5-6 лет непослушание становится действительно большой проблемой, от которой страдают не только члены семьи, но и воспитатели детского сада, продавцы в магазине, чужие дети в песочнице. Со временем личность ребенка портится, он перестает ощущать рамки дозволенного, детка становится изгоем в коллективе.

Особенности проявления непослушания в разном возрасте

В разном возрасте непослушание у детей проявляется по-разному:

  • 2 года. Возраст личностной самоидентификации. В это время детка начинает осознавать себя не частью мамы, а как отдельную личность. Из-за этого и возникают недопонимания между родителями и деткой: малыш хочет, чтобы с его желаниями считались. Попытайтесь находить компромисс, отвлекать интересным времяпрепровождением. Но и слабину не давайте, истерики игнорируйте.
  • 3 года. Сейчас происходит самая настоящая борьба за власть. Через непослушание малыш проявляет характер, отстаивает родительское внимание, истерит, противоречит, не слушается. Чаще уделяйте внимание крохе, отстаивайте свою власть и не позволяйте малышу взять верх над вами, применяйте наказание как способ корректировки нежелательного поведения.
  • 4 года. Если к этому времени непослушание не исчезло, то, скорее всего, вы что-то все это время делали не так. Старайтесь изменить ситуацию при помощи педагогики сотрудничества. Не повышайте голос, сдерживайте его желания, поощряйте, но постарайтесь не перехвалить. Обязательно поясняйте, почему нужно делать именно так, а не иначе. Не обсуждайте проступки детки с другими взрослыми, это обижает. Если проблема никуда не исчезает, стоит записаться на консультацию к психологу.
  • 6 лет. Учите кроху правильно выражать свои эмоции, проявляйте уважение к нему, принимайте его самостоятельность и желание выделиться. Через короткий промежуток времени малыш станет школьником, дайте ему возможность привыкнуть к обязательствам, который накладывает этот статус.

Почему дети не слушаются родителей

Причин непослушания множество. Родители обязательно должны знать об основных:

  • Кризис возраста. Причиной того, что дети не слушаются маму вообще, могут быть возрастные периоды: один год, 3 года, 6-7 лет, подростковый возраст. Для безопасного существования взрослые вынуждены навязывать детке ограничения в поведении.
  • Слишком много требований. Когда мы пытаемся запрещать все подряд, и слишком часто произносим слово «нельзя», у малыша возникает чувство протеста. Если вы засечете, сколько раз за день вы произносите это слово, то будете очень удивлены. В среднем детка в сутки слышит от 10 до 50 запретов. Старайтесь избегать такого положения вещей, если нежелательные действия не несут угрозы для жизни и здоровья карапуза. Помните, маленький ребенок должен кричать, бегать и развлекаться. Запреты только усугубят ситуацию.
  • Последовательность важна. Если сегодня кушать конфеты в большом количестве нельзя, то и завтра должны действовать те же самые правила. Требования к ребенку не должны зависеть от настроения или самочувствия взрослых.
  • Отсутствие запретов. Если детке позволено делать все, что заблагорассудится, то очень быстро привыкает к такому положению вещей. Когда же взрослые понимают, что ребенок непослушен, применять санкции становится поздно, и они сталкиваются с открытым противостоянием крохи.
  • Слово расходится с делом. Если вы что-то пообещали малышу, обязательно выполните это. Если пренебрегать этим правилом, то детка подумает, что ваше слово ничего не значит и взрослый обязательно обманет. Таким способом вы только спровоцируете непослушание, детка станет делать то, что хочет.
  • Разные требования. Мама дает на ужин конфеты, а папа запрещает есть сладкое. Если в семье нет согласия по поводу подходов к воспитанию, детка растет двуличным и очень быстро учится приспосабливаться, используя недопонимание между родителями.
  • Отсутствие уважения. Даже маленькие дети имеют свое собственное мнение, с которым обязательно нужно считаться. Если мнением детки несправедливо пренебрегают, он обязательно выйдет из-под контроля, может начать капризничать, огрызаться.
  • Ссоры между родителями. С помощью непослушания ребенок может привлекать внимание к собственной персоне и пытаться наладить добрые взаимоотношения между ссорящимися родителями. Для любого малыша конфликты между взрослыми – это очень тяжелое испытание, из-за которого нарушается эмоциональное состояние, и могут возникнуть проблемы не только в поведении, но и в здоровье.

Что делать, если ребенок непослушный?

А Вы тоже не знаете, как поступить в такой ситуации?

Если у вашего карапуза появляются симптомы непослушания, то следует прислушаться к следующим советам психологов, с которыми солидарен и доктор Комаровский:

  • Не обделяйте вниманием своего малыша, чаще общайтесь, внимательно слушайте его слова, удовлетворяйте просьбы.
  • За серьезное нарушение правил малютка должен быть наказан обязательно, а на некоторые незначительные проступки можно и не обратить внимание. Обязательно используйте похвалу за хорошее поведение.
  • Во время применения санкций старайтесь обходиться без крика и унижений.
  • Оказывайте помощь детке, если он попал в затруднительное положение.
  • Не ущемляйте его самостоятельность, постарайтесь меньше контролировать действия ребенка.
  • Не стоит повторять одно и то же часто. Детка очень быстро привыкает к такому поведению взрослых, и перестают реагировать на просьбы с первого раза. Произнесите свою просьбу, предупредите о том, что будет, если он ее не выполнит. Если детка продолжает игнорировать вас, применяйте обещанное наказание.
  • Пообещали – выполните. Этот закон должны выполнять все члены вашей семьи, даже бабушки, которые так любят баловать своих внуков.
  • Уменьшите количество запретов, ведь именно из-за них многие дети становятся неуправляемыми.
  • Старайтесь исключить из своего речевого оборота частицу не.
  • Обратитесь за профессиональной помощью к психологу, если справиться с проблемой не можете самостоятельно.
  • Не бросайтесь в аптеку за успокоительными препаратами для чада. Такие медикаменты могут назначить только специалисты, да и эффект от них будет не слишком долгим. Кроме того, успокоительные препараты имеют побочные эффекты, которые могут усугубить ситуацию.
Читать еще:  Детское воровство, или Почему ребенок ворует? Что делать если ребенок ворует

Как исправить поведение непослушного ребенка?

Специалисты советуют родителям непослушных детишек не опускать руки и активно заниматься коррекцией его поведения, которая заставит ребенка слушаться.

Докажите ему, что вы друг

Неспешные спокойные беседы, которые следует проводить каждый день, настроят детку на позитивной лад. Пусть он расскажет вам, как прошел его день, что интересного произошло, какие чувства он испытывал сегодня. В моменты непослушания применяйте следующую технику:

  1. Выслушайте. Психологи называют подобный прием «активным слушанием». Родитель внимательно заинтересованно слушает информацию от ребенка, при этом, не давая никаких комментариев и оценок.
  2. Используйте «Я-высказывания». Сформулируйте одно предложение, которое точно покажет ваше отношение к ситуации. Начните ее с местоимения «я». Например: «Я не слишком довольна твоим поступком».
  3. Сделайте паузу. Без слов, а только одним своим выражением лица покажите карапузу, что вы недовольны.
  4. Найдите выход. Предложите ребенку самому отыскать выход из сложившейся ситуации.

Слушайте Вашего ребенка

Сформируйте тактику поведения при истериках

Когда детка проявляет истерическую манеру поведения при любой возможности, родителям стоит выработать определенную тактику:

  1. Отвлечь внимание на другой предмет, событие или человека. Это может сработать с детками до 3 лет.
  2. С малышами 4 лет лучше не обращать внимания на истерику, а игнорировать ее.
  3. После того, как истеричные проявления исчезнут, очень важно поговорить с крохой.
  4. Прокомментируйте, что именно вам в его поведении не понравилось, поясните, почему так поступать не следует и что ожидает его, если подобное поведение повторится.
  5. Если ситуация повторяется, обязательно нужно выполнить обещание и наказать скандалиста.

Создайте свод определенных правил

Желательно, чтобы список требований к поведению детка знал уже с 2 лет. Знакомить с ними лучше в игровой форме.

Используйте правильные методы наказания

Для коррекции нежелательного поведения, когда ребенок не слушается и грубит, лучше применять следующие приемы:

  1. «Тайм-аут»;
  2. Лишение игрушек, сладостей;
  3. Запрет на мультфильмы;
  4. Воспитательная беседа;
  5. Самостоятельное исправление ошибок.

Никогда не наказывайте выполнением домашней работы, уроков, уходом за младшими членами семьи. Из-за этого у малыша может развиться острое негативное отношение к работе по дому, учебе или собственному братику.

Проявляйте любовь

Чаще обнимайте и целуйте своего капризулю. Он постоянно должен ощущать вашу поддержку.

Любите, обнимайте и воспитывайте с раннего возраста

Как не допустить непослушания

Начинайте с самого раннего возраста правильно воспитывать ребенка. Это поможет избежать проблем с непослушанием в будущем.

  • Прививайте умение совершать саморефлексию. Чтобы дети слушались, они должны уметь контролировать собственное поведение и анализировать свои поступки. Как хорошие, так и плохие.
  • Считайтесь с его взрослостью. Без ошибок нельзя прожить жизнь. Пусть малыш ошибается и учится на собственных ошибках.
  • Контролируйте круг общения. Постарайтесь исключить дурное воздействие на ребенка извне. Это касается не только соседских ребятишек, но и героев популярных мультфильмов.
  • Применяйте поощрения и наказания.
  • Контролируйте собственное поведение. Большинство негативных привычек малыши черпают у своих родителей.
  • Будьте требовательным и справедливым. Добиваться желательного поведения можно спокойно и последовательно, без излишней жестокости.
  • Постоянно общайтесь. Диалог с авторитетными родителями чрезвычайно важен для детей. Именно через него формируется личность.
  • Не скупитесь на любовь и заботу. Но не перегибайте палку, ведь личное пространство для детишек тоже важно.

Занимайтесь воспитание своего ребенка с рождения, и вам не придется в будущем ломать голову, как перевоспитать маленького бандита.

Почему дети не слушаются? 5 причин – и 5 советов родителям

Непослушный ребенок – это хорошо! Чем опасно послушание

Ольга Маховская психолог, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник Института психологии РАН

Пожалуй, нет другого такого времени в году, когда взрослые и дети в обычной семье так долго находятся все вместе, дома — речь о новогодних каникулах. Позади подготовка к празднику, отшумел Новый год — и родители чувствуют, что уже очень устали от своего ребенка — ведь он не слушается. Почему так трудно родителям, какие бывают непослушные дети и что с ними делать?

Непослушные дети: чем они не угодили родителям? Чтобы такие дети вели себя “нормально”, взрослым приходится прилагать усилия: сдерживать, контролировать, повторять, отказывать, наказывать и предупреждать. И в этом дело: нам не хочется напрягаться, воспитывая детей. Было бы удобнее, чтобы ребенок был управляем, как игрушка с пультом.

Так вот, специалисты по развитию не склонны сочувствовать родителям непослушных детей — их, наоборот, настораживают послушные, зависимые от родительской воли дети. В трудных или непривычных ситуациях вместо того, чтобы мобилизоваться, они скисают, теряются, пасуют. В кругу семьи этого не видно. Но выходя в жизнь, они показывают очень низкий уровень адаптивности и выживают только в закрытых, построенных на строгой дисциплине сообществах или в условиях полной стагнации, когда один день похож на другой.

Под послушанием часто подразумевают и отсутствие у детей негативных эмоций: “хорошие” мальчики и девочки никогда не злятся, покорно реагируют даже на родительскую агрессию. Их приучают “не беспокоить” родителей и других важных людей, “не создавать проблем”, “не сердить” и пр. Выросшие в условиях жестких табу, вместе с плохими эмоциями они подавляют и позитивные. Они не умеют радоваться и чувствуют себя не в своей тарелке даже на своем дне рождения.

Стиль воспитания моделирует общую направленность личности ребенка и его степень послушания. Авторитарный стиль, к которому тяготеют сегодня не только отцы, но и матери, состоит в активном подавлении воли ребенка. Вначале ребенка буквально дрессируют. То есть заставляют по многу раз повторять команды, пока исполнение не достигнет высокой скорости, так чтобы и думать было некогда. Задача образования решается в том же ключе: не надо рассуждать, что интересно, а что — нет, учи все наизусть, если не понимаешь.

Читать еще:  Лучшие новогодние статусы про Новый год: оригинально и весело! Прикольные статусы про новый год

Демократический стиль предполагает, напротив, право голоса и включенность ребенка в деятельность. И хотя некоторые вещи не обсуждаются, поскольку не входят в круг ответственности ребенка, основной формат общения родителя и ребенка не приказы, а совещание.

Выделяют и смешанный стиль, при котором родители иногда затягивают “гайки”, а иногда ослабляют. Дети приспосабливаются и к нему, живя своей беззаботной жизнью от “порки” до “порки”.

Ситуация 1: слишком умный

Родители семилетнего Гоши обеспокоены: кажется, он не всегда слышит, когда к нему обращаются. Проверяли слух — все нормально. Гоша — средний ребенок в семье, но именно из-за него все не могут вовремя сесть за стол. Утром Гоша создает толкучку в ванной, зависая над раковиной. Забывает завязать шнурки по дороге в школу, рискуя упасть. Даже если говорить строго и громко, он может невозмутимо заниматься своим. Авторитеты на него не действуют. Никогда на его лице не видели сильных эмоций, ни страха, ни радости. Да здоров ли он? Не является ли это формой аутизма, а то и шизофрении, или это форма умственной отсталости? И как расшевелить ребенка?

Обследование показало, что у Гоши, напротив, очень высокий интеллект, живые реакции. Он активно участвовал в разговоре, назвал шахматы своей любимой игрой, с удовольствием и толково рассказал, что недавно читал. Самое интересное, за два часа разговора Гоша не только не устал, а, напротив, был очень активен и у него явно нарастал интерес к происходящему.

Непослушание оказалось следствием высокой интенсивности работы головного мозга и концентрации на внутреннем решении сложных задач. Казалось бы, родители должны радоваться, но мама расстроилась: “Мне нужно, чтобы он слушал и вместе с другими детьми выполнял мои просьбы. “.

Комментарий. Детям с высоким интеллектом просто скучно заниматься рутиной. Они могут часами корпеть над сложной задачей, такой, которая и родителям не всегда по плечу. Объективно они стремятся занять “особое” положение, что раздражает членов семьи и противоречит принципу равенства. Они не реагируют на повышение тона, если видят, что ситуация не стоит нервов, и родители просто пытаются “давить”.

Ситуация 2: слишком мала

Родители трехлетней Светы извелись: девочка, кажется, плохо соображает. Попытки разговаривать с нею, объяснить, что и как делать, были почти напрасными. Девочка смотрела своими большими красивыми глазами и улыбалась. А потом повторяла последнее слово, как бы дразнясь. “Скажи, что сказала только что мама. Ну!”. Молчание. “Мама сказала по-русски, что нужно снять ботиночки, аккуратно их поставить в угол, потом снять пальто. Аккуратно повесить его на вешалку. “

Когда психолог услышала длинную многоступенчатую инструкцию, она воскликнула: “Стоп! Как малышке запомнить все это? Она вообще не понимает, зачем вы ей это говорите, если нужно просто проделать с нею все, что нужно. Шаг за шагом!”.

Комментарий. Дети могут не слушать, т. е. не выполнять требования, просто потому, что не в состоянии запомнить и понять инструкцию. На этапе конкретно-образного мышления, т. е. до 6 лет, лучше показывать, как делать, и вместе с ребенком потренироваться. У детей пока не сформировано произвольное внимание и вербальная память, но они запоминают последовательность операций.

Обращение к ребенку должно соответствовать его уровню понимания и уверенности. Не кричите через комнату, он может просто не понять, что это именно его о чем-то просят. Не используйте давящее “Почему ты до сих пор это не сделал?”. Вы действительно считаете, что ребенок сядет на стульчик и объяснит вам, почему ему трудно понять и выполнить определенные просьбы?

Ситуация 3: слишком послушная

А вот родители семилетней Кати обеспокоены тем, что никогда не понятно, о чем девочка думает, чего она хочет. Если ее попросить о чем-то, она сделает молча. Никогда не пискнет. Никогда мама не слышала ее громкого заливистого смеха, разве что до полутора лет. Удивляло и то, что даже несправедливость со стороны взрослых не вызывала сопротивления, несогласия. Соседка завидует: “Чудо, а не ребенок!”. А маме не по себе: “Какая-то она несчастная растет. Будто со всем смирилась заранее. ” Детский психолог пришла к выводу, что есть основания для беспокойства, но есть и пути “оживить” ребенка.

Комментарий. Ребенок с подавленными эмоциями требует реабилитации. Ему нужно напомнить, как переживать эти эмоции, как радоваться, сердиться, удивляться. Для этого нужно, во-первых, чтобы взрослые не ходили дома насупленные и напряженные, будто в ожидании конца света. Если ребенок не видит, как взрослые смеются, как этому научиться? Ведь первые реакции ребенок просто копирует у взрослых.

Во-вторых, к детскому шуму должно быть лояльное отношение. Дети никогда не помышляют о зле, у них просто не все получается. Если члены семьи со всех сторон гасят проявление чувств у ребенка, как ему противостоять группе взрослых людей?

В-третьих, не должно быть табу на выражение негативных эмоций — злости, негодования, раздражения, плача. При определенных обстоятельствах это абсолютно адекватное поведение. Есть даже шуточные игры по развитию отрицательной экспрессии: ребенка наряжают в костюм отрицательного персонажа, и от его имени он может вести себя сколь угодно разнузданно. Если вы присоединитесь, ребенок полностью освободится от страха быть наказанным. Есть еще игра в смешные “обзывалки”: все участники по кругу бросают мяч, придумывая необычные имена тому, кому летит мяч: “Ты — капуста! Ты — шляпа! Ты — кирпич!”. Это игра на психологическое сближение. Ведь если в присутствии другого человека мы можем проявить сильные отрицательные эмоции, значит, он нам небезразличен.

Источники:

http://econet.ru/articles/179021-neposlushnyy-rebenok-prostoy-vospitatelnyy-priem-kotoryy-rabotaet
http://vospitulya.ru/vospitanie/neposlushnye-deti.html
http://www.7ya.ru/article/Pochemu-deti-ne-slushayutsya-5-prichin-i-5-sovetov-roditelyam/

Ссылка на основную публикацию