Нетрадиционные формы работы в начальной школе. Нетрадиционные формы воспитательной работы- одно из средств оптимизации воспитательного процесса

Использование нетрадиционных форм и методов в воспитательной работе – одно из средств оптимизации воспитательного процесса учащихся начальной школы
статья на тему

Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, — значит вырастить угрозу для общества.

Рузвельт Т.
Главная цель моей работы: всестороннее развитие каждого ученика.

содействовать творческому развитию каждого ученика как на уроке, так и вне урока;

вызвать интерес к знаниям, научить его иметь собственное мнение;

воспитывать у детей любознательность, самостоятельность, честность, личную инициативу;

воспитывать милосердие и доброжелательность к родным и близким товарищам, любовь к своей Родине;

добиваться того, чтобы каждый ученик чувствовал себя равноправным членом коллектива, был активным, общительным, разделял с учителем ответственность за качество знаний, умений, уровень овладения нравственно- этическими нормами.

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1 п. Воротынск

Бабынинского района Калужской области

Использование нетрадиционных форм и методов в воспитательной работе – одно из средств оптимизации воспитательного процесса учащихся начальной школы

( из опыта работы)

Учитель начальных классов: Новикова Елена Николаевна

Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, — значит вырастить угрозу для общества.

Четырехлетняя начальная школа предполагает новые требования к организации воспитывающей среды детей младшего школьного возраста.

Дети, приходя в школу все хотят учиться. Вспомним, какими они приходят в 1 класс, как гордятся новой формой, портфелем, как переполняет их предчувствие радостной встречи со школой, с тайнами, которые их там ждут. Они любознательны, тянутся ко всему новому, необычному, обожают учителя, радуются учению, хотя толком еще не знают, что это такое.

Как сделать, чтобы детям было интересно учиться в школе?

Не каждый ученик может быть успешен в учебной деятельности в силу разных обстоятельств, но каждому надо дать возможность раскрыть себя в творчестве. В этом и состоит миссия учителя. Думаю, что мне это во многом удалось сделать больше даже как классному руководителю, чем как учителю.

В своей работе с учениками начальных классов я значительное место уделяю нетрадиционным формам воспитательной работы.

Плюсы их вижу в следующем .

– не сковывают учебный процесс;

– вносят разнообразие в школьные будни;

Я, как любой учитель нахожусь в поиске оригинальных методических решений, стараюсь вовлечь детей в разработку и проведение мероприятия ,сделать его увлекательным для них.

  • КВН;
  • Сюжетно-ролевая игра;
  • Конкурс;
  • Проекты
  • Походы;
  • Экскурсии;
  • Семейная гостиная (социальная);

.А для того, чтобы увлечь своих учеников, их нужно не просто наполнить знаниями, как “пустой сосуд”, а зажечь в них ту “искорку”, которая по степени разгорания вела бы их к вершине познания.

На примере работы со своим классом хочу поделиться опытом, как ,взаимодействуя с коллегами, педагогами и специалистами учреждений разного типа, общественными организациями и родителями ,используя НФ воспитательной работы, осуществляю воспитание здоровых Людей не только телом, но и духом.

Класс оказался непростым по поведению и взаимоотношению между детьми . Поэтому с первых дней я активно начала работать над формированием дружного коллектива, многое удалось за 4 года, но что-то ещё требует продолжения работы. Здесь я , работая в сотрудничестве с социальным педагогом , использую психологические тренинги «Учимся дружить», «Учимся прощать»,»Учимся общаться», написание сценариев подразумевая характеры своих одноклассников, постановка представлений. . Они позволяют детям побывать в разных житейских ситуациях. Неформальная обстановка (участники располагаются группами) способствует созданию благоприятных условий для общения и взаимодействия. Дети разыгрывают ситуации, которые потом вместе оцениваем, решаем ,как поступить правильно. Приятно отметить результат-модель правильного поведения потихоньку приживается.

«Ничто так не скрепляет коллектив, как традиция, – говорил Антон Семёнович. Макаренко. Воспитать традиции, сохранить их – чрезвычайно важная задача воспитательной работы» . Неотъемлемой частью работы по сплочению коллектива ,традицией нашего класса стали КТД ,как одно из звеньев воспитательного процесса в школе, и у нас они чаще проходят в форме праздников. Например, «Пасха», «Масленица», «Встреча весны. Благовещение». Не забываем мы и про шефство над малышами детского садика: совершаем вместе путешествие по мотивам известных сказок, приглашаем на спектакли, организовали игру – путешествие по школе «В поисках пиратского клада» .

. Среди КТД особенно важными дети считают так называемые социально-значимые дела :

Особое направление воспитательной работы -патриотическое. На классных часах, посвященных годам Великой Отечественной войны дети эмоционально сопереживают вместе с ветеранами и очевидцами войны, которые рассказывают о тех тяжелых днях, принимают участие в митинге, посвященном Победе, вахте Памяти А через такие мероприятия, которые мы объединили в «Маршрут добрых дел», осуществляем связь поколений. Изготавливаем и открытки для ветеранов. Не забываем с праздниками поздравлять дедушек, бабушек.

Вижу результаты своей работы и в том, что КТД в наибольшей степени позволяет ребенку раскрыть свою творческую индивидуальность, обрести друзей, уверенность в себе, приобрести организаторские навыки(групповая работа). Даю возможность проявить их.

Для того чтобы жизнь в нашем классе была наиболее интересной и плодотворной, мы вместе с детьми планируем мероприятия. Выбираем темы. Одним из главных направлений воспитания в нашем классе является духовно – нравственное развитие. С 1 класса дети готовили проекты под – н развитию, творческие работы.

Учащиеся выступают с ними перед сверстниками и на научно-практических конференциях, участвуют в областных фестивалях и конкурсах . Сейчас мы работаем над коллективным проектом «История в памятниках»

Творческий потенциал личности младшего школьника наиболее полно раскрывается при использовании “театральной деятельности”. Мои ученики – активные участники всех мероприятий.

Использую активно ещё одну форму воспитательной работы– конкурсы . Своих детей я увлекаю в разнообразные виды художественного творчества. Дети приняли участие во многих конкурсах художественно-прикладного характера. (изготовление различных поделок-«оберег», «», «Пасха»,рис. «Благодать Божьего мира») . ”. Работы детей выставлялись на выставках в Районном ДК, в области.

Особенно хочу остановиться на музейных уроках . У нас в школе 2 музея- «Музей трудовой и боевой славы» и «Музей русского быта». Я для себя открыла очень интересную форму работы(причём как для уроков, так и для внеклассной работы). . Начав работать с детьми на базе музея, я заметила, что изучение однотипного материала, например по литературному чтению по теме «Устное народное творчество», легче усваивается учащимися в музее, через игровую деятельность, инсценировки. Вхождение в образ, перевоплощение дают возможность проявить детям творческие способности .Например, при изучении материала о жизни славян хорошие результаты даёт метод «погружения в прошлое». А использование музейных предметов на уроках (письмо, гильзы, фотографии) дало возможность проявиться в душе ребёнка чувству благодарности защитникам Родины и родного посёлка.

Я сначала сама проводила уроки в музее, а теперь сами дети пробуют себя в роли лекторов. Готовя краеведческий материал, мы теперь обращаемся в первую очередь к музейным материалам, а потом идём в библиотеку, пользуемся интернет -ресурсами.

Тесное активное сотрудничество с библиотекой -это ещё одна форма воспитательной работы, которую я провожу целенаправленно, начиная с первого класса .Она позволяет детям не только знакомиться с произведениями, добывать информацию, но и приучает к общению с книгой, развитию речи.

Успех будет неполным, если не будет сотрудничества с семьёй . Но как писал Антон Семенович Макаренко: «Семьи бывают хорошие и семьи бывают плохие, поручиться за то, что семья воспитывает, как следует, мы не можем. Мы должны организовать воспитание»

Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как сделать родителей участниками воспитательного процесса? Для этого я и в работе стараюсь использовать, кроме традиционной формы общения с родителями , и нетрадиционные. Это участие родителей в совместных мероприятиях(походах, экскурсиях, мероприятиях проводимых в школе). Общение на таких праздниках между мною и родителями получается непринужденным и доверительным.

И в заключении стоит отметить, что педагог, владеющий современными подходами к организации воспитательного процесса, сможет более эффективно взаимодействовать со всеми его участниками. А нестандартные формы работы во внеурочное время помогают учителю-воспитателю формировать личность интересную и неординарную. Как раз этого и требует наше время.

Итогом моей учебно-воспитательной работы с классом станет Портфолио класса(можно сказать, что это ещё одна форма работы), которое мы собирали в течение 4-х лет классной жизни. Оно будет отдано активу уже 5-го класса, и .пополнится новыми яркими страничками из школьной жизни моих учеников, став ещё одной страницей большой школьной жизни.

Через результаты мониторингов (уровень воспитанности, самооценка, удовлетворённость школьной жизнью) определяю дальнейший план работы в данном направлении.

Читать еще:  Острая задержка мочи: симптомы и доврачебная помощь. Острая задержка мочи: симптомы, лечение, причины. Важно обратить внимание на несколько факторов

От правильного воспитания детей зависит благосостояние всего народа.

Нетрадиционные формы воспитательной работы

Для дошкольников и учеников 1-11 классов

16 предметов ОРГВЗНОС 25 Р.

Ашигалиева Токжан Тулешевна

учитель начальных классов высшей категории

Место работы: СОШ им. Ы. Алтынсарина

Таскалинского района с. Таскала

ashigalieva – tokzhan @ mail . ru

Пояснительная записка к выступлению

по теме: Нетрадиционные формы воспитательной работы- одно из средств оптимизации воспитательного процесса.

Всем хорошо известно, что семья и школа составляют для ребенка на определенном этапе основную воспитательно-образовательную микросреду – образовательное пространство. И семья, и школа по-своему передают ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Воздействие семьи и школы на развитие личности детей школьного возраста осуществляется в принципе совместной деятельности воспитателей, общественных организаций и семьи по воспитанию подрастающих поколений, который требует, чтобы все лица, организации, общественные институты, причастные к воспитанию, действовали сообща, предъявляли воспитанникам согласованные требования, шли рука об руку, помогая друг другу, дополняя и усиливая педагогическое воздействие. Педагогу также необходимо раскрыть перед родителями важные стороны психического развития ребёнка на каждой возрастной ступени школьного детства и порекомендовать соответственные приемы воспитания. Правильно построенное общение родителей и воспитателей – это залог успешного воспитания школьника.. Традиционные родительские собрания в форме лекций, отчетов уже не находят отзыва в душе родителей и не дают желаемого результата. Идея недостаточности традиционных форм работы с родителями и необходимости целенаправленного образования родителей с целью повышения их функциональной грамотности и способности к полноправному сотрудничеству с педагогами образовательного учреждения осознаётся сегодня и родителями, и специалистами: педагогами. Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как сделать родителей участниками воспитательного процесса? Для этого я и в работе стараюсь использовать, кроме традиционной формы общения с родителями, и нетрадиционные.

Плюсы их вижу в следующем . Они:

– не сковывают учебный процесс;

– вносят разнообразие в школьные будни;

Нетрадиционные формы ВР –одно из средств оптимизации воспитательного процесса

(из опыта работы)

В результате реформирования образования осуществляется качественное обновление содержания, форм и методов образования и воспитания детей.

Дети все хотят учиться. Вспомним, какими они приходят в 1 класс, как гордятся новой формой, портфелем, как переполняет их предчувствие радостной встречи со школой, с тайнами, которые их там ждут. Они любознательны, тянутся ко всему новому, необычному, обожают учителя, радуются учению, хотя толком еще не знают, что это такое.

Как сделать, чтобы детям было интересно учиться в школе?

Не каждый ученик может быть успешен в учебной деятельности в силу разных обстоятельств, но каждому надо дать возможность раскрыть себя в творчестве. В этом и состоит миссия учителя. Думаю, что мне это во многом удалось сделать больше даже как классному руководителю, чем как учителю.

В своей работе с учениками начальных классов я значительное место уделяю нетрадиционным формам воспитательной работы

Плюсы их вижу в следующем. Они:

– не сковывают учебный процесс;

– вносят разнообразие в школьные будни;

Я, как любой творческий учитель нахожусь в поиске оригинальных методических решений, стараюсь вовлечь детей в разработку и проведение мероприятия, сделать его увлекательным для них.

Встречи выходного дня;

Семейная гостиная (социальная);

А для того, чтобы увлечь своих учеников, их нужно не просто наполнить знаниями, как “пустой сосуд”, а зажечь в них ту “искорку”, которая по степени разгорания вела бы их к вершине познания.

На примере работы со своим классом хочу поделиться опытом, как, взаимодействуя с коллегами, педагогами и специалистами учреждений разного типа, общественными организациями и родителями, используя НФ воспитательной работы, осуществляю воспитание Здоровых Людей не только телом, но и духом.

Работая в сотрудничестве с социальным педагогом, использую психологические тренинги «Учимся дружить», «Учимся прощать», «Учимся общаться». Они позволяют детям побывать в разных житейских ситуациях. Неформальная обстановка (участники располагаются группами) способствует созданию благоприятных условий для общения и взаимодействия. Дети разыгрывают ситуации, которые потом вместе оцениваем, решаем, как поступить правильно. Приятно отметить результат-модель правильного поведения потихоньку приживается.

«Ничто так не скрепляет коллектив, как традиция, – говорил Антон. Семёнович Макаренко. Воспитать традиции, сохранить их – чрезвычайно важная задача воспитательной работы». Неотъемлемой частью работы по сплочению коллектива, традицией нашего класса стали КТД , как одно из звеньев воспитательного процесса в школе, и у нас они чаще проходят в форме праздников спортивно-игрового характера. Например, «Смотр строя и песни», «День именинника», «Выпускной в начальной школе». Не забываем мы и про шефство над малышами детского садика: совершаем вместе путешествие по мотивам известных сказок, в Город Чистоты и порядка. Среди КТД особенно важными дети считают так называемые социально-значимые дела : «Трудовой десант» – акция «Школа-территория чистоты», «Посади дерево!», работа над проектом «Школьная клумба», «Цветы малышам» , а через такие мероприятия, которые мы объединили в «Маршрут добрых дел», осуществляем связь поколений. Изготавливаем панно и открытки для ветеранов. Не забываем с праздниками поздравлять дедушек, бабушек, мам и пап. Помним об учителях, которые сегодня на заслуженном отдыхе. Навещаем и поздравляем их. Делают это дети с огромным удовольствием.

В нашем классном коллективе уже есть традиционные Встречи выходного дня (библиотека, поход на лыжах, экскурсии). Эти дела сближают детей, доставляют им большую радость

Анализируя свою деятельность с детьми по проведению КТД, думаю, что мною уже заложено начало волонтёрского движения. Вижу результаты своей работы и в том. что КТД в наибольшей степени позволяет ребенку раскрыть свою творческую индивидуальность, обрести друзей, уверенность в себе, приобрести организаторские навыки. Даю возможность проявить их. Для того чтобы жизнь в нашем классе была наиболее интересной и плодотворной, мы вместе с детьми планируем мероприятия. Выбираем темы. Очень нравится детям, и уже есть определённый опыт работы в этом направлении,- проводить классные часы («Игры на перемене», «Знай и выполняй правила дорожного движения!», «Загадка, где ты?») Учащиеся выступают с ними перед сверстниками и на научно-практической конференции «Моя страна-мой Казахстан». Сейчас мы работаем над коллективным проектом «История в памятниках»

Особое направление ВР-патриотическое. На классных часах, посвященных годам Великой Отечественной войны дети эмоционально сопереживают вместе с ветеранами и очевидцами войны, которые рассказывают о тех тяжелых днях, принимают участие в митинге, посвященном Победе, вахте Памяти. Мы взаимодействуем с Советом ветеранов (берём шефство-выращиваем рассаду цветов и помогаем, например, посадить цветы возле дома, разносим газеты, оказываем посильную помощь).

Творческий потенциал личности младшего школьника наиболее полно раскрывается при использовании “театральной деятельности”. Мои ученики – активные участники всех мероприятий: будь то праздничный концерт, юбилей школы, фестиваль. Например, ученик 2 класса Крачковский Михаил

ребенок, который находится на учете по ПМПК постоянно участвует на районных, областных конкурсах песен среди инвалидов, является победителем многих различных конкурсов. 8 октября Миша участвовал в областном конкурсе песен, 21 октября 2014 года по телеканалу «Казахстан-Орал» Миша выступал по телевидению с песней «Если б не было школ!»

Использую активно ещё одну форму ВР –конкурсы. Своих детей я увлекаю в разнообразные виды художественного творчества, здоровье”. Работы детей выставлялись на выставках в Районном ДК.

Особенно хочу остановиться на музейных уроках. У нас в школе есть музей- «Музей трудовой и боевой славы» Я для себя открыла очень интересную форму работы (причём как для уроков, так и для внеклассной работы). Начав работать с детьми на базе музея, я заметила, что изучение однотипного материала, например, по литературному чтению по теме «Устное народное творчество», легче усваивается учащимися в музее, через игровую деятельность, инсценировки. Вхождение в образ, перевоплощение дают возможность проявить детям творческие способности. Например, при изучении материала о жизни наших знаменитых сельчан хорошие результаты даёт метод «погружения в прошлое». А использование музейных предметов на уроках (письмо, гильзы, фотографии) дало возможность проявиться в душе ребёнка чувству благодарности защитникам Родины и родного посёлка.

Я сначала сама проводила уроки в музее, а теперь сами дети пробуют себя в роли лекторов (не только для своего класса). Готовя краеведческий материал, мы теперь обращаемся в первую очередь к музейным материалам, а потом идём в библиотеку.

Тесное активное сотрудничество с библиотекой, Библиотечный час -это ещё одна форма воспитательной работы, которую я провожу целенаправленно, начиная с первого класса.

Читать еще:  Просить прощения у любимого мужа своими словами. Смс извинения

Результат радует. Класс ежегодно побеждает в номинации «Самый читающий класс», есть и свои лидеры.

Успех будет неполным, если не будет сотрудничества с семьёй. Но как писал Антон Семенович Макаренко: «Семьи бывают хорошие и семьи бывают плохие, поручиться за то, что семья воспитывает, как следует, мы не можем. Мы должны организовать воспитание»

Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как сделать родителей участниками воспитательного процесса? Для этого я и в работе стараюсь использовать, кроме традиционной формы общения с родителями, и нетрадиционные. Это участие родителей в совместных мероприятиях, проводимых в школе. Например, «Мастер-класс» по вырезанию из дерева, интеллектуальная игра «Колесо удачи», «Мама, папа я- спортивная семья,» конкурс «Наши мамы», «Мы с папой-бравые солдаты». Особенно сближают «Семейные гостиные» Все вместе мы садимся за стол, где готово угощение. Общение на таких праздниках между мною и родителями получается непринужденным и доверительным.

К нетрадиционным формам сотрудничества с родителями можно отнести следующие: родительские чтения, литературно-музыкальные вечера, тематические, групповые и индивидуальные консультации. Для того, чтобы нетрадиционные формы сотрудничества с родителями в коллективе прижились, надо начинать эту работу именно в начальной школе.

Одна из важнейших форм взаимодействия классного руководителя с семьей является индивидуальная консультация.

Организация и проведение индивидуальных консультаций необходимо, в первую очередь, когда учитель в начальной школе набирает первый класс. Для того, чтобы ребенок быстрее и легче пережил адаптацию к школе, необходимо организовывать и проводить групповые индивидуальные консультации-собеседования с родителями. Первую индивидуальную консультацию необходимо провести уже в конце августа или в начале сентября. На индивидуальную консультацию родителей можно пригласить по собственной инициативе, изучив результаты обучения в детском саду или по рекомендации воспитателя дошкольного учреждения. Готовясь, к консультации, необходимо определить ряд вопросов, ответы на которые помогут планировать организацию воспитательной работы с ребенком и классом. Индивидуальная консультация должна носить изучающий характер и способствовать созданию хорошего контакта между родителями и учителем. Учитель должен дать родителям возможность рассказать педагогу все то, с чем они хотели бы познакомить учителя в неформальной обстановке.

В ходе первоначальной консультации классному руководителю желательно получить ответы на следующие вопросы:

особенности здоровья ребенка;

его любимые игры, увлечения, интересы;

предпочтения в общении в семье;

моральные ценности семьи.

В ходе индивидуальной консультации, которая проводится при первой встрече с родителями, можно предложить родителям заполнить, заранее подготовленную, анкету «Мой ребенок».

В ходе индивидуальной консультации педагог должен внимательно слушать родителей и всем своим поведением способствовать тому, чтобы они охотно рассказывали о своем ребенке как можно больше информации.

Чем больше классный руководитель имеет о каждом ребенке, тем больше шансов создать ему нормальные условия для становления личности.

Каждая индивидуальная консультация должна заканчиваться рекомендациями родителям по воспитанию ребенка. Рекомендации могут быть устными или письменными. Письменные рекомендации будут весьма полезны для родителей первоклассников

И в заключении стоит отметить, что педагог, владеющий современными подходами к организации воспитательного процесса, сможет более эффективно взаимодействовать со всеми его участниками. А нестандартные формы работы во внеурочное время помогают учителю-воспитателю формировать личность интересную и неординарную. Как раз этого и требует наше время.

А про себя могу сказать, что, не напрасно я тружусь и званием Руководитель классный я горжусь. За особую награду считаю слова благодарности от уже взрослых, но всё ещё моих учеников, особенно от тех «классных» деток, с кем пришлось нелегко. Но мы были вместе, а это главное.

Артёменко З.В., Завадская Ж.Е. Азбука форм воспитательной работы / З.В. Артёменко, Ж.Е.Завадская. – Минск, 2001. – 253 с.

Быков, А.К. Методы активного социально-психологического обучения: Учебное пособие / А.К. Быков. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 160 с.

Воспитание. Второй класс / Под общей редакцией профессора М.П. Осиповой. – Минск, 2003. – 259 с.

Кларин М.В. Интерактивное обучение – инструмент освоения нового опыта// Педагогика. – 2000. – №7. – с. 15 – 19

Решетников, Т.Е. Нетрадиционная технологическая система подготовки учителей / Т.Е. Решетников. – М.: Владос, 2000. – 304 с.

Нетрадиционные формы воспитательной работы

Ашигалиева Токжан Тулешевна
учитель начальных классов высшей категории
стаж: 36 лет
Место работы: СОШ им. Ы. Алтынсарина
Таскалинского района с. Таскала
[email protected]

Пояснительная записка к выступлению
по теме: Нетрадиционные формы воспитательной работы- одно из средств оптимизации воспитательного процесса.

Всем хорошо известно, что семья и школа составляют для ребенка на определенном этапе основную воспитательно-образовательную микросреду – образовательное пространство. И семья, и школа по-своему передают ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Воздействие семьи и школы на развитие личности детей школьного возраста осуществляется в принципе совместной деятельности воспитателей, общественных организаций и семьи по воспитанию подрастающих поколений, который требует, чтобы все лица, организации, общественные институты, причастные к воспитанию, действовали сообща, предъявляли воспитанникам согласованные требования, шли рука об руку, помогая друг другу, дополняя и усиливая педагогическое воздействие. Педагогу также необходимо раскрыть перед родителями важные стороны психического развития ребёнка на каждой возрастной ступени школьного детства и порекомендовать соответственные приемы воспитания. Правильно построенное общение родителей и воспитателей – это залог успешного воспитания школьника.. Традиционные родительские собрания в форме лекций, отчетов уже не находят отзыва в душе родителей и не дают желаемого результата. Идея недостаточности традиционных форм работы с родителями и необходимости целенаправленного образования родителей с целью повышения их функциональной грамотности и способности к полноправному сотрудничеству с педагогами образовательного учреждения осознаётся сегодня и родителями, и специалистами: педагогами. Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как сделать родителей участниками воспитательного процесса? Для этого я и в работе стараюсь использовать, кроме традиционной формы общения с родителями, и нетрадиционные.
Плюсы их вижу в следующем . Они:
– не сковывают учебный процесс;
– вносят разнообразие в школьные будни;
– активизируют ребят;

Нетрадиционные формы ВР –одно из средств оптимизации воспитательного процесса
(из опыта работы)
В результате реформирования образования осуществляется качественное обновление содержания, форм и методов образования и воспитания детей.
Дети все хотят учиться. Вспомним, какими они приходят в 1 класс, как гордятся новой формой, портфелем, как переполняет их предчувствие радостной встречи со школой, с тайнами, которые их там ждут. Они любознательны, тянутся ко всему новому, необычному, обожают учителя, радуются учению, хотя толком еще не знают, что это такое.
Как сделать, чтобы детям было интересно учиться в школе?
Не каждый ученик может быть успешен в учебной деятельности в силу разных обстоятельств, но каждому надо дать возможность раскрыть себя в творчестве. В этом и состоит миссия учителя. Думаю, что мне это во многом удалось сделать больше даже как классному руководителю, чем как учителю.
В своей работе с учениками начальных классов я значительное место уделяю нетрадиционным формам воспитательной работы
Плюсы их вижу в следующем. Они:
– не сковывают учебный процесс;
– вносят разнообразие в школьные будни;
– активизируют ребят;

Я, как любой творческий учитель нахожусь в поиске оригинальных методических решений, стараюсь вовлечь детей в разработку и проведение мероприятия, сделать его увлекательным для них.
КТД (традиции)
Тренинг;
КВН;
Сюжетно-ролевая игра;
Конкурс;
Проекты
Встречи выходного дня;
Походы;
Экскурсии;
Семейная гостиная (социальная);
А для того, чтобы увлечь своих учеников, их нужно не просто наполнить знаниями, как “пустой сосуд”, а зажечь в них ту “искорку”, которая по степени разгорания вела бы их к вершине познания.
На примере работы со своим классом хочу поделиться опытом, как, взаимодействуя с коллегами, педагогами и специалистами учреждений разного типа, общественными организациями и родителями, используя НФ воспитательной работы, осуществляю воспитание Здоровых Людей не только телом, но и духом.
Работая в сотрудничестве с социальным педагогом, использую психологические тренинги «Учимся дружить», «Учимся прощать», «Учимся общаться». Они позволяют детям побывать в разных житейских ситуациях. Неформальная обстановка (участники располагаются группами) способствует созданию благоприятных условий для общения и взаимодействия. Дети разыгрывают ситуации, которые потом вместе оцениваем, решаем, как поступить правильно. Приятно отметить результат-модель правильного поведения потихоньку приживается.
«Ничто так не скрепляет коллектив, как традиция, – говорил Антон. Семёнович Макаренко. Воспитать традиции, сохранить их – чрезвычайно важная задача воспитательной работы». Неотъемлемой частью работы по сплочению коллектива, традицией нашего класса стали КТД, как одно из звеньев воспитательного процесса в школе, и у нас они чаще проходят в форме праздников спортивно-игрового характера. Например, «Смотр строя и песни», «День именинника», «Выпускной в начальной школе». Не забываем мы и про шефство над малышами детского садика: совершаем вместе путешествие по мотивам известных сказок, в Город Чистоты и порядка. Среди КТД особенно важными дети считают так называемые социально-значимые дела: «Трудовой десант» – акция «Школа-территория чистоты», «Посади дерево!», работа над проектом «Школьная клумба», «Цветы малышам», а через такие мероприятия, которые мы объединили в «Маршрут добрых дел», осуществляем связь поколений. Изготавливаем панно и открытки для ветеранов. Не забываем с праздниками поздравлять дедушек, бабушек, мам и пап. Помним об учителях, которые сегодня на заслуженном отдыхе. Навещаем и поздравляем их. Делают это дети с огромным удовольствием.
В нашем классном коллективе уже есть традиционные Встречи выходного дня (библиотека, поход на лыжах, экскурсии). Эти дела сближают детей, доставляют им большую радость
Анализируя свою деятельность с детьми по проведению КТД, думаю, что мною уже заложено начало волонтёрского движения. Вижу результаты своей работы и в том. что КТД в наибольшей степени позволяет ребенку раскрыть свою творческую индивидуальность, обрести друзей, уверенность в себе, приобрести организаторские навыки. Даю возможность проявить их. Для того чтобы жизнь в нашем классе была наиболее интересной и плодотворной, мы вместе с детьми планируем мероприятия. Выбираем темы. Очень нравится детям, и уже есть определённый опыт работы в этом направлении,- проводить классные часы («Игры на перемене», «Знай и выполняй правила дорожного движения!», «Загадка, где ты?») Учащиеся выступают с ними перед сверстниками и на научно-практической конференции «Моя страна-мой Казахстан». Сейчас мы работаем над коллективным проектом «История в памятниках»
Особое направление ВР-патриотическое. На классных часах, посвященных годам Великой Отечественной войны дети эмоционально сопереживают вместе с ветеранами и очевидцами войны, которые рассказывают о тех тяжелых днях, принимают участие в митинге, посвященном Победе, вахте Памяти. Мы взаимодействуем с Советом ветеранов (берём шефство-выращиваем рассаду цветов и помогаем, например, посадить цветы возле дома, разносим газеты, оказываем посильную помощь).
Творческий потенциал личности младшего школьника наиболее полно раскрывается при использовании “театральной деятельности”. Мои ученики – активные участники всех мероприятий: будь то праздничный концерт, юбилей школы, фестиваль. Например, ученик 2 класса Крачковский Михаил
ребенок, который находится на учете по ПМПК постоянно участвует на районных, областных конкурсах песен среди инвалидов, является победителем многих различных конкурсов. 8 октября Миша участвовал в областном конкурсе песен, 21 октября 2014 года по телеканалу «Казахстан-Орал» Миша выступал по телевидению с песней «Если б не было школ!»
Использую активно ещё одну форму ВР –конкурсы. Своих детей я увлекаю в разнообразные виды художественного творчества, здоровье”. Работы детей выставлялись на выставках в Районном ДК.
Особенно хочу остановиться на музейных уроках. У нас в школе есть музей- «Музей трудовой и боевой славы» Я для себя открыла очень интересную форму работы (причём как для уроков, так и для внеклассной работы). Начав работать с детьми на базе музея, я заметила, что изучение однотипного материала, например, по литературному чтению по теме «Устное народное творчество», легче усваивается учащимися в музее, через игровую деятельность, инсценировки. Вхождение в образ, перевоплощение дают возможность проявить детям творческие способности. Например, при изучении материала о жизни наших знаменитых сельчан хорошие результаты даёт метод «погружения в прошлое». А использование музейных предметов на уроках (письмо, гильзы, фотографии) дало возможность проявиться в душе ребёнка чувству благодарности защитникам Родины и родного посёлка.
Я сначала сама проводила уроки в музее, а теперь сами дети пробуют себя в роли лекторов (не только для своего класса). Готовя краеведческий материал, мы теперь обращаемся в первую очередь к музейным материалам, а потом идём в библиотеку.
Тесное активное сотрудничество с библиотекой, Библиотечный час -это ещё одна форма воспитательной работы, которую я провожу целенаправленно, начиная с первого класса.
Результат радует. Класс ежегодно побеждает в номинации «Самый читающий класс», есть и свои лидеры.
Успех будет неполным, если не будет сотрудничества с семьёй. Но как писал Антон Семенович Макаренко: «Семьи бывают хорошие и семьи бывают плохие, поручиться за то, что семья воспитывает, как следует, мы не можем. Мы должны организовать воспитание»
Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как сделать родителей участниками воспитательного процесса? Для этого я и в работе стараюсь использовать, кроме традиционной формы общения с родителями, и нетрадиционные. Это участие родителей в совместных мероприятиях, проводимых в школе. Например, «Мастер-класс» по вырезанию из дерева, интеллектуальная игра «Колесо удачи», «Мама, папа я- спортивная семья,» конкурс «Наши мамы», «Мы с папой-бравые солдаты». Особенно сближают «Семейные гостиные» Все вместе мы садимся за стол, где готово угощение. Общение на таких праздниках между мною и родителями получается непринужденным и доверительным.
К нетрадиционным формам сотрудничества с родителями можно отнести следующие: родительские чтения, литературно-музыкальные вечера, тематические, групповые и индивидуальные консультации. Для того, чтобы нетрадиционные формы сотрудничества с родителями в коллективе прижились, надо начинать эту работу именно в начальной школе.
Одна из важнейших форм взаимодействия классного руководителя с семьей является индивидуальная консультация.
Организация и проведение индивидуальных консультаций необходимо, в первую очередь, когда учитель в начальной школе набирает первый класс. Для того, чтобы ребенок быстрее и легче пережил адаптацию к школе, необходимо организовывать и проводить групповые индивидуальные консультации-собеседования с родителями. Первую индивидуальную консультацию необходимо провести уже в конце августа или в начале сентября. На индивидуальную консультацию родителей можно пригласить по собственной инициативе, изучив результаты обучения в детском саду или по рекомендации воспитателя дошкольного учреждения. Готовясь, к консультации, необходимо определить ряд вопросов, ответы на которые помогут планировать организацию воспитательной работы с ребенком и классом. Индивидуальная консультация должна носить изучающий характер и способствовать созданию хорошего контакта между родителями и учителем. Учитель должен дать родителям возможность рассказать педагогу все то, с чем они хотели бы познакомить учителя в неформальной обстановке.
В ходе первоначальной консультации классному руководителю желательно получить ответы на следующие вопросы:
особенности здоровья ребенка;
его любимые игры, увлечения, интересы;
предпочтения в общении в семье;
поведенческие реакции;
особенности характера;
мотивация учения;
моральные ценности семьи.
В ходе индивидуальной консультации, которая проводится при первой встрече с родителями, можно предложить родителям заполнить, заранее подготовленную, анкету «Мой ребенок».
В ходе индивидуальной консультации педагог должен внимательно слушать родителей и всем своим поведением способствовать тому, чтобы они охотно рассказывали о своем ребенке как можно больше информации.
Чем больше классный руководитель имеет о каждом ребенке, тем больше шансов создать ему нормальные условия для становления личности.
Каждая индивидуальная консультация должна заканчиваться рекомендациями родителям по воспитанию ребенка. Рекомендации могут быть устными или письменными. Письменные рекомендации будут весьма полезны для родителей первоклассников
И в заключении стоит отметить, что педагог, владеющий современными подходами к организации воспитательного процесса, сможет более эффективно взаимодействовать со всеми его участниками. А нестандартные формы работы во внеурочное время помогают учителю-воспитателю формировать личность интересную и неординарную. Как раз этого и требует наше время.
А про себя могу сказать, что, не напрасно я тружусь и званием Руководитель классный я горжусь. За особую награду считаю слова благодарности от уже взрослых, но всё ещё моих учеников, особенно от тех «классных» деток, с кем пришлось нелегко. Но мы были вместе, а это главное.

Читать еще:  Глава V. А. С. Макаренко о семейном воспитании. Методика воспитания антона макаренко

Литература.
Артёменко З.В., Завадская Ж.Е. Азбука форм воспитательной работы / З.В. Артёменко, Ж.Е.Завадская. – Минск, 2001. – 253 с.
Быков, А.К. Методы активного социально-психологического обучения: Учебное пособие / А.К. Быков. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 160 с.
Воспитание. Второй класс / Под общей редакцией профессора М.П. Осиповой. – Минск, 2003. – 259 с.
Кларин М.В. Интерактивное обучение – инструмент освоения нового опыта// Педагогика. – 2000. – №7. – с. 15 – 19
Решетников, Т.Е. Нетрадиционная технологическая система подготовки учителей / Т.Е. Решетников. – М.: Владос, 2000. – 304 с.

  • WebUrokCom_31ab5916227650
    Размер файла: 63 kB Загрузок: 0

Источники:

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2015/03/31/ispolzovanie-netraditsionnyh-form-i-metodov-v
http://infourok.ru/netradicionnie-formi-vospitatelnoy-raboti-629924.html
http://weburok.com/1747875

Ссылка на основную публикацию