Николай II и его семья. Центр одаренных детей
†Император Николай II и его святейшая семья ♔
Информация
3 075 записей Показать записи сообщества
По итогам опроса первое место занял МИФ О ТОМ, ЧТО НИКОЛАЙ II БЫЛ МАЛООБРАЗОВАННЫМ И ГЛУПЫМ:
В действительности Николай Александрович знал пять иностранных языков (в совершенстве владел французским, английским и немецким). Показать полностью… Он имел блестящее образование — высшее военное и высшее юридическое, которое соединялось у него с глубокой религиозностью и знанием духовной литературы.
Детские годы Николая II прошли в стенах Гатчинского дворца. Его воспитанием и образованием лично руководил отец. Строилось
оно на традиционной для того времени в России религиозной основе. Воспитатели Николая и его брата Георгия получили строгое наставление от Александра III:
«Ни я, ни Мария Федоровна не желаем делать из них оранжерейных цветов. Они должны хорошо молиться Богу, учиться, играть, шалить в меру. Учите хорошенько, спуску не давайте, спрашивайте по всей строгости законов, не поощряйте лени в особенности. Если что, то адресуйтесь прямо ко мне, а я знаю, что нужно делать. Повторяю, что мне фарфора не нужно. Мне нужны нормальные русские дети. Подерутся — пожалуйста. Но доносчику — первый кнут. Это — самое
мое первое требование».
В раннем возрасте к наследнику был приставлен воспитатель-англичанин, обучивший его свободному владению английским языком. С 9-летнего возраста образование наследника было поручено генерал-адъютанту Г.Г. Даниловичу.Учеба будущего Императора велась по тщательно разработанной программе, которая предусматривала восьмилетний общеобразовательный курс и четырехлетний курс высших наук. Сложность программы привела к необходимости продолжения занятий еще на один год. В основе общеобразовательного курса лежала измененная программа классической гимназии. Вместо латинского и греческого языков изучались ботаника, зоология, анатомия, физиология и минералогия. Особое внимание уделялось таким предметам, как: политическая история, русская литература, французский, немецкий и английский языки, которыми Николай Александрович овладел в совершенстве. Программа обучения на следующие пять лет соединяла курсы экономического и юридического факультетов университета с курсом Академии Генерального штаба как необходимых наук для государственного деятеля.
Преподавателями Николая были выдающиеся русские ученые-академики с мировым именем и лучшие специалисты разных областей:
Бекетов Н.Н., Обручев Н.Н., Кюи Ц.А., Драгомиров М.И., Бунге Н.Х., Победоносцев К.П., Капустин М.Н., Дрентельн А.Р., Гирс Н.К., Янышев И.Л. и др.
С ранних лет наследник Цесаревич испытывал тягу к военному делу. Он знал в совершенстве воинские уставы и традиции офицерской среды. Для лучшего усвоения порядка строевой службы и ознакомления с войсковым бытом отец направил его на военные сборы. Николай провел два лагерных сбора в рядах лейб-гвардии Преображенского полка, два летних сезона проходил службу эскадронным командиром в рядах кавалерийской службы лейб-гвардейского гусарского Его Величества полка, один лагерный сбор состоял в рядах гвардейской артиллерии и до восшествия на престол командовал в чине полковника первым батальоном лейб-гвардейского Преображенского полка. К солдатам Николай относился по-отечески, свободно напрямую общался с ними и обсуждал насущные проблемы. Трудности армейских буден на лагерных сборах или маневрах переносил стойко и безропотно.
В программу образования будущего Императора входили многочисленные поездки по различным губерниям России, которые он
совершал вместе с отцом. В довершение образования отец выделил в его распоряжение крейсер для путешествия на Дальний Восток. За 9 месяцев он со свитой посетил Грецию, Египет, Индию, Китай, Японию и далее сухим путем через всю Сибирь возвратился в столицу России. К 23-м годам своей жизни Николай Романов был высокообразованным молодым человеком. Блестящее образование сочеталось у него с глубокой религиозностью и знанием духовной литературы. Отец сумел внушить ему беззаветную любовь к родине и чувство ответственности за ее судьбу. С детства он знал, что его главное предназначение — служить России, следуя российским традициям и идеалам. Протопресвитер Иоанн Янышев учил Цесаревича каноническому праву в связи с историей церкви, главнейшим отделам богословия и истории религии.
Первые два года Николай II служил младшим офицером в рядах Преображенского полка. Два летних сезона он проходил службу в рядах кавалерийского гусарского полка эскадронным командиром, а затем лагерный сбор в рядах артиллерии. 6 августа 1892 года был произведён в полковники. В то же время отец вводит его в курс дел по управлению страной, приглашая участвовать в заседаниях Государственного Совета и Кабинета министров. По предложению министра путей сообщения С. Ю. Витте, Николай в 1892 году для приобретения опыта в государственных делах был назначен председателем комитета по постройке Транссибирской железной дороги. К 23 годам своей жизни Наследник был человеком, получившим обширные сведения в разных областях.
Так же можно привести воспоминания генералов и прочих лиц, которые лично общались с Царём.
Многие знавшие Николая II отмечали его природный ум.
Так, генерал Алексей Мосолов пишет:
Царь схватывал на лету главную суть доклада, понимал, иногда с полуслова, нарочито недосказанное, оценивал все оттенки изложения. [1]
Другой генерал, который общался с Царём лично, Василий Гурко говорит о нём так:
Обладал Николай II исключительной памятью. Благодаря этой памяти его осведомлённость в разнообразных вопросах была изумительная. [2]
Даже Сергей Витте, не любивший Николая II, признавал, что:
Император Николай II — человек, несомненно, очень быстрого ума и быстрых способностей; он вообще всё быстро схватывает и всё быстро понимает. Как я уже имел случай говорить, в этом отношении, по своим способностям, он стоит гораздо выше своего августейшего отца.[3]
Юрист Анатолий Кони вспоминает:
Мои личные беседы с царём убеждают меня в том, что это человек, несомненно умный.[4]
Русский военачальник, один из лидеров Белого движения Пётр Врангель писал:
Ум Государя был быстрый, Он схватывал мысль собеседника с полуслова, а память его была совершенно исключительная. Он не только отлично запоминал события, но и лица, и карту; как-то, говоря о Карпатских боях, где я участвовал со своим полком, Государь вспомнил совершенно точно, в каких пунктах находилась моя дивизия в тот или иной день. При этом бои эти происходили месяца за полтора до разговора моего с Государем, и участок, занятый дивизией, на общем фронте армии имел совершенно второстепенное значение. [5]
Суммируя всё это, С. Ольденбург делает вывод:
Император Николай II обладал живым умом, быстро схватывавшим существо докладываемых ему вопросов — все, кто имел с ним деловое общение, в один голос об этом свидетельствуют. У него была исключительная память, в частности на лица. Государь имел также упорную и неутомимую волю в осуществлении своих планов. Он не забывал их, постоянно к ним возвращался и зачастую в конце концов добивался своего.[6]
Николай II отслужил в армии и имел воинское звание полковника. [7]
При этом, когда генералы и фельдмаршалы уговаривали его пожаловать себе хотя бы генеральское звание, он отвечал:
Вы, господа, о моём чине не беспокойтесь, вы о своей карьере думайте.
Также Николай II был физически развитым человеком — его можно назвать самым спортивным русским царём. Он с детства регулярно делал гимнастику, любил плавать на байдарке, совершал переходы по несколько десятков километров, обожал скачки и сам участвовал в таких соревнованиях. Зимой играл в русский хоккей и бегал на коньках. Был прекрасным пловцом и заядлым бильярдистом. Увлекался теннисом и охотой.
Семья Николая II: правда о последнем императоре России
12 декабря “Первый канал” покажет 8-серийный фильм “Григорий Р” (2014), посвящённый последним дням правления императора Николая II, а также одного из самых таинственных приближённых царской семьи — старцу Григорию Распутину. Николай II и его семья (жена и дети) — последние представители дома Романовых и последние правители Российской империи, расстрелянные большевиками июле 1918 года.
В советских учебниках самодержца представляли не интересующимся государственными делами “душителем свобод”, а Русская православная церковь (правда, уже в наши дни) причислила царя к лику святых как мученика и страстотерпца. Разберемся, как оценивают жизнь и правление Николая IIсовременные историки.
Жизнь и правление Николая II
Николай — старший сын императора Александра III — родился в Царском Селе 6 (18) мая 1868 года. Наследник престола получил глубокое домашнее образование: он знал несколько языков, мировую историю, разбирался в экономике и военном деле. Вместе с отцом Николай совершил множество путешествий по губерниям России.
Николай II в детстве | Традиция Александр III не делал поблажек: он хотел, чтобы отпрыски вели себя как обычные дети — игрались, дрались, порой шалили, но главное — хорошо учились и “ни о каких престолах не думали”.
Современники описывали Николая II как очень просто в общении, исполненного истинного достоинства человека. Он никогда не прерывал собеседника и не повышал голос, даже на низших по чину. Император был снисходителен к человеческим слабостям и добродушно относился к простым людям — крестьянам, однако никогда не прощал то, что называл “тёмными денежными делами”.
В 1894 году, после смерти отца, Николай II вступил на престол. Годы его правления пришлись на неспокойный период в истории. По всему миру зарождались революционные течения, в 1914-м началась Первая мировая. Однако даже в такие непростые времена ему удалось значительно улучшить экономическое положение государства.
Семья Николая II: император и его жена Александра Фёдоровна | Аргументы и Факты
Вот лишь некоторые факты о правлении Николая II:
- За время его царствования население империи увеличилось на 50 миллионов человек.
- 4 миллиона рублей, оставленные Александром III в наследство детям и хранившиеся в Лондонском банке, были потрачены на благотворительность.
- Император одобрял все ходатайства о помиловании, которые были направлены к нему.
- Урожай зерновых вырос в 2 раза.
- Николай II провёл военную реформу: сократил сроки службы, улучшил условия быта для солдат и матросов, а также способствовал омоложению офицерского состава.
- В годы Первой мировой войны не отсиживался во дворце, а принял главнокомандование Русской армией, наконец сумев дать отпор Германии.
Царская семья Николая II | Коммерсантъ
Однако зарождающиеся революционные настроения всё больше захватывали мысли людей. 2 марта 1917 года под давлением высшего командования он передал Манифест об отречении, в котором завещал армии повиноваться Временному правительству.
Современные историки полагают, что “Манифест” был подделкой. В оригинальном черновике Николай II лишь призывал слушать начальников, соблюдать дисциплину и “защищать Россию изо всех сил”. Позже Алексеев лишь добавил пару предложений (“В последний раз обращаюсь к вам…”), чтобы изменить смысл слов самодержца.
Жена Николая II — Александра Фёдоровна
Императрица Александра Фёдоровна (урождённая принцесса Алиса Гессен-Дармштадская) родилась 25 мая (6 июня) 1872 года. Новое имя получила после крещения и бракосочетания с Николаем II. Воспитанием будущей императрицы занималась английская королева Виктория, которая обожала внучку.
Алиса закончила Гейдельбергский университет и получила диплом бакалавра философских наук.
В мае 1884 года на свадьбе своей сестры Елизаветы Фёдоровны познакомилась с Николаем Александровичем. Свадьба состоялась 14 (26) ноября 1894 года, всего через 3 недели после смерти императора Александра.
В годы войны императрица Александра и Великие Княжны лично ассистировали на операциях в госпиталях, принимали от хирургов ампутированные конечности и омывали гнойные раны. Императрица Александра Фёдоровна и Николай II | Аргументы и Факты
Несмотря на то, что императрица не пользовалась популярностью в новом отечестве, сама она полюбила Россию всей душой. Дочь доктора Боткина в своём дневнике писала, что после зачтения Николаем II манифеста о войне с Германией (её исторической родиной), Александра плакала от радости.
Тем не менее, либералы считали её главой придворной германофильской группировки и обвиняли Николая II в том, что тот слишком зависим от мнения жены. Из-за негативного отношения когда-то искрящаяся радостью принцесса, “виндзорский солнечный лучик” (так называл Александру в своё время Николай II) постепенно замкнулась в узком кругу семьи и 2-3 приближённых.
Особо много споров вызывала её дружба со старцем, сибирским крестьянином Григорием Распутиным.
Дети Николая II
Семья Николая II Романова воспитывала пятерых детей: четырёх дочерей (Ольгу, Татьяну, Марию, Анастасию) и сына — наследника престола Алексея Николаевича.
Ольга Николаевна Романова
Ольга — старшая дочь Николая II — производила впечатление нежной и хрупкой девушкой. С ранних лет проявляла страсть к книгам и была очень эрудированным ребёнком. Тем не менее, временами Великая Княжна была вспыльчивой и упрямой. Учителя отмечали, что у девушки был практически абсолютный музыкальный слух — она могла сыграть почти любую мелодию, услышанную где-то.
Княжна Ольга не любила роскоши и отличалась скромностью. Хозяйства не любила, однако с удовольствием читала, играла на рояле и рисовала.
Татьяна Николаевна Романова
Татьяна Николаевна появилась на свет 29 мая 1897 года. В детстве больше всего любила кататься на пони и велосипеде-тандеме с сестрой Ольгой, могла часами бродить по саду, собирая цветы и ягоды.
Характером Татьяна была похожа на мать: она реже смеялась, чем другие сёстры, часто бывала задумчивой и строгой.
В отличие от старшей сестры, девушка любила хозяйничать, и у неё это прекрасно получалось. Когда мать отлучалась, Татьяна вышивала, гладила бельё и успевала следить за младшими детьми.
Мария Николаевна Романова
Третья дочь в семье Николая II — Мария — родилась ночью 14 июня 1899 года в летней резиденции в Петергофе. Очень крупная и сильная для своего возраста, она впоследствии носила брата Алексея на руках, когда ему тяжело было идти. Из-за простоты и весёлого нрава сёстры называли её Машкой. Девочка любила беседовать с солдатами охраны и всегда помнила, как зовут их жён,у кого сколько детей.
В 14 лет стала полковницей 9-го драгунского Казанского полка. Тогда же вспыхнул её роман с офицером Деменковым. Когда возлюбленный отправился на фронт, Мария лично сшила ему рубашку. В телефонных разговорах он уверял, что рубашка пришлась впору. К сожалению, конец любовной истории был трагическим: Николай Деменков был убит во время гражданской войны.
Анастасия Николаевна Романова
Княжна Анастасия родилась, когда в семье Николая II и Александры было уже трое дочерей. Внешне была похожа на отца, часто громко смеялась и хохотала. Из дневников приближённых к царской семье можно узнать, что Анастасия отличалась очень жизнерадостным и даже озорным характером. Девочка любила играть в лапту и фанты, могла без устали носиться по дворцу, играя в прятки, лазила по деревьям. А вот в учёбе никогда не была особо прилежной и даже старалась подкупить преподавателей букетами цветов.
Алексей Николаевич Романов
Долгожданный сын Николая II и Александры Фёдоровны был самым младшим из детей царской четы. Мальчик родился 30 июля (12 августа) 1904 года. Вначале цесаревич рос жизнерадостным весёлым ребёнком, однако позже проявилась страшная генетическая болезнь — гемофилия. Это осложняло воспитание и обучение будущего императора. Только Распутин сумел найти способ, как облегчить страдания мальчика.
Сам Алексей Николаевич в своём дневнике писал: “Когда я буду царём, не будет бедных и несчастных, я хочу, чтобы все были счастливы”.
Расстрел Николая II и его семьи
После подписания манифеста с 9 марта по 14 августа 1917 года царская семья Николая II жила под арестом в Царском селе. Летом их перевезли в Тобольск, где режим был немного мягче: Романовым разрешали ходить через улицу в церковь Благовещенья и вести тихую домашнюю жизнь.
Находясь в заключении, семья царя Николая II не сидела без дела: бывший монарх лично колол дрова и ухаживал за садом.
Весной 1918 года ВЦИК принял решение о переводе семьи Романовых в Москву для суда. Однако он так и не состоялся. 12 июля уральский совет рабочих депутатов решил казнить бывшего императора. Николая II, Александру Фёдоровну, их детей, а также доктора Боткин и прислугу расстреляли в Екатеринбурге в “Доме особого назначения” в ночь на 17 июля 1918 года.
Семья императора Николая II
Почему канонизировали Николая II и членов его семьи.
Семья последнего российского царя вошла в историю как образец идеальной православной семьи. Николай II с супругой Александрой Федоровной,4 дочерьми и сыном жили по канонам православия, соблюдая божеские заповеди. Поэтому всем читателям интересна жизнь последней русской царской семьи.
Детские и юношеские годы Николая.
6(18 мая) 1868-го года у государя Александра III и Марии Федоровны появился на свет сын Николай. В семье было шестеро детей: 4 сына и две дочери. Дети изучали немецкий, французский и английский языки, русскую историю, естествознание, занимались танцами и гимнастикой, мальчики осваивали военное дело. Юноша изучал экономику и юридические науки, часто бывал в армии и во флоте. Когда осенью 1891-го в стране начался голод, Николай встал во главе комитета по оказанию помощи голодающим. Он видел страдания народа и старался помочь пережить голодные годы.
Рождение новой семьи.
В 1894-ом году, убедившись в решимости Николая жениться на Алисе Дармштадтской, внучке английской королевы Виктории, родители благословили его. 8 апреля молодые люди были помолвлены, а после смерти царя 14-го ноября обвенчаны. Алиса приняла православие и была наречена Александрой Федоровной. Короновали Александру и Николая в мае 1996-го.
Отношения между мужем и женой были очень теплыми и искренними. Николай II очень любил свою супругу. В дневниковых записях того времени можно прочитать признания в том, что он очень счастлив с женой и переживал, что не мог ей уделять больше времени. Александра Федоровна была очень замкнутой женщиной, не знавшей русскую жизнь, и муж стал ей родным человеком, поддерживающим ее в чужой стране.
Воспитание детей царской семьи.
В начале в семье появились 4 девочки: княжны Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия. В 1904-ом году родился сын Алексей. Но у ребенка выявилась болезнь гемофилия, передавшаяся ему по наследству от матери. Мальчик мог в любой момент умереть от потери крови. Болезнь наследника держалась в строгой тайне. И дети в царской семье воспитывались как обычные дети, несмотря на свое высокое положение. Основные принципы воспитания детей строгость, соблюдение православных традиций, учеба. Дети вставали в 8 утра, совершали утреннюю молитву, пили чай, шли в классные комнаты, где занятия шли до 11 утра. Каждый день проходили 5-6 уроков: история, французский язык, английский язык, арифметика, география, русский язык. После завтрака занятия музыкой и рукоделием. Ни одна минута не должна была тратиться впустую. А царевича Алексея тоже было свое расписание, куда входили уроки, прогулка и получасовой массаж. День заканчивался вечерней молитвой. У каждого из детей были свои таланты. Старшая, Ольга, хорошо играла на рояле, пела, рисовала. Татьяна была менее талантлива, но тоже рисовала, отличалась сильной волей. Она была ближе всего к матери, заботилась о ней. Маша тоже имела тягу к рисованию, росла живой, общительной, подвижной девочкой. Могла заговорить со всеми, любила общаться с простыми людьми. Очень жизнерадостным ребенком росла и младшая дочь Анастасия. Занятия у детей продолжались даже во время первой мировой войны. Хотя времени у старших сестер времени было мало: девочки вместе с мамой помогали в госпитале, расположенном в царском доме, в качестве сестер милосердия. Дети были очень привязаны друг к другу, девочки любили брата Алексея и делали все, чтобы облегчить его жизнь. Например, Маша, отличавшаяся большой силой, носила больного Алексея по всему дому. А Анастасия постоянно сидела у кровати брата в дни очередного приступа болезни. Болезненный Алексей оставался живым, любопытным, пытливым ребенком, отличался умом, волей, терпеливостью. Родители старались внушить детям любовь к богу, к людям, стремление жить для народа.
Первая мировая война.
19 июля 14-го года русские войска выступили против Германии. Началась Первая мировая война. 22 августа император встал главнокомандующим нашей армии и уехал на фронт. Царица в своих письмах из Царского села к мужу писала обо всем, что происходило в общественной жизни страны. Эти письма скорее походили на донесения. Она поддерживала мужа, старалась вселить в него уверенность в завтрашнем дне.
1917-ый год стал роковым для Романовых. 2 марта императора вынудили отречься от престола и посадили под арест в Царскосельском дворце. Николай II переживал о судьбе своего отечества. Ему было трудно смириться со своим отречением, государь чувствовал свою вину. Трудно приходилось и Александре Федоровне: она и дети заболели корью. Но дети продолжали учиться и в эти тяжелые дни. Никто не жаловался, все принимали смиренно удары судьбы.
Последний год жизни членов царской семьи.
В августе 1918-го года семью Романовых отправили в Тобольск. В губернаторский дом въехали не сразу: не закончили вовремя ремонт. Как бы ни было тяжело, семья жила в размеренном ритме. Строгая дисциплина присутствовала и здесь: утренняя молитва, занятия, прогулка с отцом и матерью, катание с самодельной горки, заготовка дров, потом следовала вечерняя молитва и сон.
В сентябре им разрешили посещать церковь под строгой охраной. Местные жители относились к царю и его семье дружелюбно. В апреле 1918-го года царя, царицу и решившую не оставить родителей Марию увезли в город Екатеринбург. Впоследствии туда же были привезены и остальные: дочери и сын Алексей, слуги. Месяцы, проведенные в Екатеринбурге, в доме Ипатьева, были самыми страшными и тяжелыми. Солдаты всячески издевались над своими заключенными, дети спали на полу. Романовы стойко терпели лишения, были просты и терпеливы с солдатами, не жаловались.
Расстрел царской семьи.
В ночь с 16-го по 17-ое июля членов семьи Романовых расстреляли, а потом закололи штыками. Тела вывезли на грузовике в окрестности деревни Коптяки.
Источники:
http://vk.com/svyatejshaya_cheta
http://24smi.org/news/47826-semia-nikolaia-ii-pravda-o-poslednem-imperatore-ro.html
http://www.istmira.com/drugoe-istoriya-rossii/14452-semja-imperatora-nikolaja-ii.html