Окружающий мир 2 кл наша дружная семья. Изучение нового материала. Планируемые образовательные результаты

Наша дружная семья

Содержание

  1. История создания семьи
  2. Моя семья – моя крепость
  3. Что мы узнали?
  • Тест по теме

История создания семьи

Ученые до сих пор не могут точно сказать, как и кем была образована первая семья. Благодаря археологическим раскопкам в пещерах стало известно, что древние люди жили небольшими группами. Правда, определить, были ли это семьи в теперешнем понимании, невозможно. Но даже в те далекие времена мужчины добывали пропитание для своей группы, а женщины заботились о потомстве.

Рис. 1. Первобытные люди.

Семьи существовали еще в первобытном обществе, ведь объединенным общим родством людям было гораздо проще выживать в суровом мире:

  • защищаться от врагов и диких зверей;
  • добывать пропитание;
  • растить детей.

Сейчас семья – это группа людей, связанных между собой брачными или родственными отношениями, моральной ответственностью друг перед другом, общим хозяйством.

Рис. 2. Несколько поколений одной семьи.

Под одной крышей в одной семье могут жить несколько поколений. Поколение – это одновременно живущие люди одного возраста. Например, старшее поколение – это наши бабушки и дедушки, среднее поколение – родители, а младшее – дети.

Моя семья – моя крепость

Чтобы семья была крепкой, дружной, очень важно, чтобы все члены семьи вели себя соответственно. Семью можно назвать счастливой, если все близкие родственники:

  • любят и уважают друг друга;
  • оказывают помощь и поддержку в трудных ситуациях;
  • заботятся друг о друге;
  • вместе проводят свободное время.

Не стоит забывать и о том, что культура общения должна присутствовать не только в школе или на работе, но и, прежде всего, в своем доме. Как часто вы говорите родителям, что любите их, интересуетесь их самочувствием? Предлагаете ли маме помощь по дому, особенно, когда она устала после работы? Не забываете ли благодарить за вкусно приготовленный завтрак или купленную обновку?

Доброжелательное отношение, вежливая речь, культурное поведение – все это также относится к понятию «дружное семейство». Ведь любящие люди никогда не будут кричать друг на друга, говорить обидные слова, ссориться по пустякам. Так что культура поведения имеет большое значение в каждой семье.

Рис. 3. Семейные традиции.

Связь между близкими родственниками укрепляется и за счет семейных традиций. В переводе с латинского языка слово «традиция» означает «передача». Традиции передаются от одного поколения другому, от старших членов семьи к младшим. Например, походы в лес, семейные чаепития по выходным дням, вечернее чтение книг – все это относится к устоявшимся семейным традициям.

Что мы узнали?

При изучении темы «Наша дружная семья» по программе окружающего мира 2 класса мы узнали, как и для каких целей древние люди создавали семьи. Мы выяснили, что представляет собой семья в современном обществе, какова характеристика по-настоящему дружной и счастливой семьи.

” Наша дружная семья”
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

«Развернутый план урока в соответствии с ФГОС по окружающему миру во 2 классе по теме: НАША ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ»

Предварительный просмотр:

«Развернутый план урока в соответствии с ФГОС

по окружающему миру во 2 классе

по теме: НАША ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ»

2. Развернутый план урока в соответствии с ФГОС……………………….7

В современном мире происходят существенные изменения в области промышленности, культуры, спорта, науки и многих других. В связи с этим меняется и само общество, как взрослые, так и дети. Дети развиваются в условиях современного кинематографа, под влиянием инновационных технологий, увлекаются современными компьютеризированными средствами досуга. Таким образом, придя в школу, им сложно и неинтересно воспринимать процесс обучения в том виде, в котором мы привыкли его видеть. Поэтому возникла потребность в изменениях и в области образования. Появилась необходимость совершенствования начальной ступени обучения. Так Министерством образования Российской Федерации в 2011 году был разработан Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, согласно которому меняется и структура урока. Поэтому тема мини- проекта «Развернутый план урока в соответствии с требованиями ФГОС» является актуальной и важной в процессе обучения.

Учитель начальных классов испытывает определенные затруднения при подготовке к уроку, т.к. его накопленный педагогический опыт и его наработки не подходят к новому УМК и не соответствуют требованиями ФГОС.

Все вышеизложенное обусловлено тем, что новые требования привели учителя к тому, чтобы разработать свой авторский проект на основе дидактических принципов, направленных на формирование познавательной и творческой деятельности учащихся и нацелено на формирование теоретических и практических представлений по своему предмету.

Читать еще:  Стадии депрессии при расставании. Любовное расставание. Как вывести себя из депрессии после разрыва

Цель проекта : разработка и реализация на практике методического материала к уроку окружающего мира во 2 классе по теме «Наша дружная семья» в соответствии с требованиями ФГОС НОО.

При создании проекта были поставлены следующие задачи:

– изучить требования ФГОС НОО и современные методические рекомендации к организации урока;

– определить содержание и структуру урока в соответствии с УМК «Школа России» по учебнику Плешакова для 2 класса по теме «Наша дружная семья».

– разработать дидактический материал для проведения данного урока.

Продуктом проекта будет технологическая карта урока, соответствующего требованиям ФГОС.

Дидактический анализ и содержание материала.

Тип урока: изучение нового материала.

Цель: дать представление о семье и семейных ценностях.

Образовательные : формирование представления о семье как части общества, о роли и месте семьи в жизни человека.

Развивающие : развивать у учащихся коммуникативные и творческие способности, речь, внимание, память, самостоятельное мышление .

Воспитательные : воспитание любви и уважения к своей семье

Предметные : усвоения основных понятий по данной теме (род, семья, родословная, семейные традиции; показать, что важнейшими ценностями семьи являются: забота, согласие, любовь, почитание старших, ответственность каждого за доброе имя семьи;представить образ семьи, как великую духовную ценность.

Метапредметные : быть готовым слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; определять цели предстоящей учебной деятельности.

Личностные : Формирование познавательного интереса к предмету исследования.

Технология : ИКТ, проблемно- диалогическая, игровая, проектная.

Методы обучения, используемые на уроке:

· словесные, наглядные, практические;

· методы психологии – развитие мыслительных операций: классификация и систематизация, сравнение и обобщение;

· методы педагогические – методы организации и стимулирования учебной деятельности;

· информационные методы – работа с историческими сведениями и пословицами.

Форма организации деятельности учащихся : фронтальная, самостоятельная, работа в парах, работа в группах. Данные формы работы обеспечивают усвоение материала каждым учеником на доступном уровне.

Применение наглядного материала на уроке. На данном уроке применение ИКТ делает занятие интересным и увлекательным для учащихся. За счёт использования образа ромашки и рассказа о Петре и Февронии Муромских увеличена мотивация и вовлечённость учащихся в учебный процесс.

Данный урок входит в систему уроков по теме «Общение» и является первым уроком по курсу.

Актуальность выбранной технологии и форм для достижения цели урока . Используемая на уроке личностно-ориентированная технология, позволяет учитывать мотивы учения, осознавать учащимся практическую потребность в знаниях по предмету. Огромную роль в решении основных задач играет развитие у учащихся интереса к предмету. Опираясь на интерес, проявляемый детьми к урокам, можно успешнее решать вопросы воспитания учащихся, а также добиваться лучших результатов обучения за более короткое время.

Предложенный в ходе урока рассказ о Петре и Февронии Муромских вызовет несомненный интерес учащихся и будет способствовать поддержанию и развитию интереса в течение урока.

Умения и навыки учащихся, необходимые для работы на уроке:

Навыки работы с текстом.

Соблюдение санитарно – гигиенических норм.

На уроке с целью профилактики переутомления проводится физминутка

1.Организационный этап. (1 минута)

2.Формулирование темы и цели урока .( 2 минуты )

3.Открытие нового знания: беседа + самостоятельная работа с раздаточным материалом- (15 минут)

4. Физминутка.( 3 минуты )

5. Первичная проверка понимания. (8 минут)

6. Первичная проверка усвоения. (5 минут)

7. Рефлексия учебной деятельности (5 минут)

8. Инструктаж по выполнению домашнего задания. ( 1 минута)

2) рабочие тетради,

3) раздаточный материал для самостоятельной работы (ромашки)- (приложение1)

4 ) карточки для работы в группе(приложение 2)

6) сигнальные кружки для рефлексии

Личностные : формирование мотивации, установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, ориентация в системе моральных норм и ценностей ,уважение личности и ее достоинства.

Регулятивные : управлять своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего действия), прогнозирование – предположение результата и уровня усвоения материала.

Познавательные : расширить знания о семейных ценностях, подбирать примеры, основываясь на свой личный опыт.

Коммуникативные : умение слушать, добывать недостающую информацию с помощью вопросов, проявлять эмпатию к партнерам по сотрудничеству, проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества, использование языковых средств для отображения своих чувств, мыслей и побуждений.

Читать еще:  Ребенок плохо себя ведет: что делать. Почему дети себя плохо ведут? Выделенная линия общения с каждым взрослым

Технологическая карта урока по предмету окружающий мир для 2 класса

Технологическая карта по окружающему миру “Наша дружная семья” (2 класс)

Для дошкольников и учеников 1-11 классов

16 предметов ОРГВЗНОС 25 Р.

Технологическая карта урока

Наша дружная семья

Цели педагогической деятельности

Познакомить с целями и задачами раздела; уточнить представление о семье как единстве близких людей; формировать представления о культуре общения в семье и нравственных аспектах взаимоотношений в семье

Постановка и решение учебной задачи

1. Обогатить представление учащегося о семье, о домашних делах взрослых и детей, о возможности взаимопомощи между членами семьи.

2. Раскрыть понятия «семья», «дружная семья», «культура общения», познакомить с родословной семьи.

3. Обсудить с учащимся правила культуры общения в семье и школе. Традиции семьи.

4. Формировать навыки культурного общения, навыки по сплочению детского коллектива.

5. Развивать устную речь учащегося, обще-учебные умения и навыки (работы с книгой, навыки самоконтроля и контроля, анализа и синтеза прочитанного материала).

6. Воспитывать внимательное и заботливое отношение к близким людям, патриотизм учащихся.

Планируемые образовательные результаты

Предметные: научатся: принимать учебную задачу, стремясь её выполнять; рассказывать по рисункам и фотографиям учебника о семейных взаимоотношениях, семейной атмосфере, общих занятиях; формулировать понятие «культура общения»; получат возможность научиться: обсуждать роль семейных традиций для укрепления семьи; моделировать ситуацию семейного чтения и семейного обеда.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность – целостно-смысловая) : регулятивные – осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и способу действия; ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем; познавательные – использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа информации, полученной во время урока; решать практические задачи с помощью наблюдения.

Личностные: формировать целостный, социально ориентированный взгляд на мир; развивать мотивы учебной деятельности и формировать личностный смысл учения; развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, самостоятельность и личную ответственность за свои поступки, в том числе и в информационной деятельности, на основе представления о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе

Методы и формы
обучения

Презентация «Наша дружная семья» [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://viki.rdf.ru/item/2095

Организационная структура урока

Обучающие
и развивающие
компоненты, задания и упражнения

Универсальные
учебные действия

I. Организационный момент

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Проверяю готовность учащегося к уроку.

Готовлю наглядный материал, необходимый для урока

Личностные: раскрывает целостный, социально ориентированный взгляд на мир; определяет личностный смысл учения; развивает навыки сотрудничества со взрослыми

II. Актуализация знаний

Беседа «Моя семья»

Демонстрирую слайд № 3

Я расскажу тебе историю, которая произошла с одним мальчиком.( Приложение 1)

– Заинтересовала ли тебя эта история?

– Как же менялось настроение мальчика?

– Почему Толя вначале был доволен, что он стал невидимкой?

– Почему же Толя решил, что невидимкой быть плохо?

– Итак, какой урок ты усвоил из этого рассказа?

– Действительно, плохо человеку, когда ему не с кем поиграть, поговорить, поделиться своими радостями и горестями, то есть не с кем общаться. Человек не может жить на этом свете без общения с другими людьми.

Приложение 2 (Ребус «7я» )

– Что такое семья?

– Как ты общаешся в семье?

– Как проходят у тебя в семье праздничные дни?

– Что вы дарите друг другу?

– Где ты проводишь свободное время?

– Читаете ли вы всей семьей
книги?

Познавательные: общеучебные – используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа информации; логические – решают практические задачи с помощью наблюдения.

Регулятивные: осуществляют констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и способу действия; ставят новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.

Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют её с позицией партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения, в совместной деятельности; слушают собеседника

– Потому, что его не стал спрашивать учитель на уроке

– Потому, что его никто не замечал, ему не хватало общения с ребятами и мамой

– Что для любого человека очень важно общение с друзьями и близкими

III. Изучение нового материала

Знакомство с целями и задачами раздела. Презентация на тему «Наша дружная семья»

Демонстрирую слайды № 4

Познавательные: общеучебные – используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа информации; извлекают информацию из просмотренной презентации; логические – осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника, из рассказа учителя, по воспроизведению в памяти).

Читать еще:  Особенности договорного регулирования приемной семьи

Личностные: осознают свои возможности в учении; адекватно воспринимают причины своего успеха/ неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Регулятивные: осуществляют констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и способу действия; ставят новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем

Работа с учебником (ч. 2,
с. 42–45).

Составление рассказа по картинке на с. 42 учебника

Организую работу с учебником.

– Что же обозначает слово семья?

Семья — группа родственников, живущих вместе ( Словарь С.И. Ожигова).

– Сколько человек в твоей семье?

– Назови имена членов твоей
семьи.

Тема нашего урока «Наша дружная семья»

– Открой с. 42 учебника

– Рассмотрите картинки в учебнике и сделай вывод.

– Как ты думаешь, что такое культура общения ?

– Рассмотри фотографии и поработай с фишками (учебник с. 43).

– А как ты ещё помогаешь взрослым?

– Как члены твоей семьи заботятся друг о друге?

– Прочитай статью в учебнике с. 44 и ответь: с какими семейными традициями ты познакомился?

IV. Первичное осмысление и закрепление изученного

Выполнить задания в рабочей тетради (ч. 2,
с. 23–25)

Открой рабочую тетрадь на с. 24 задание № 1

– Какие домашние обязанности ты выполняешь?

Рабочая тетрадь с. 25 задание № 3

– Какие традиции в твоей семье тебе по душе?

Предлагает учащимся записать традиции своей семьи

Познавательные: общеучебные – самостоятельно выделяют и формулируют цели; логические – осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника, из рассказа учителя, по воспроизведению в памяти).

в рабочей тетради и в учебнике

Устные
и письменные ответы

V. Итоги урока. Рефлексия

Обобщить полученные на уроке сведения.

Подведём итог урока :

Учебник с. 45 — вывод Мудрой черепахи

– Какие традиции есть в твоей семье?

– Когда они появились?

– Чем они обогащают вашу
совместную жизнь?

– Какой вклад вносят старшие поколения твоей семьи в поддержке этих традиций?

– Как ты поддерживаешь семейные традиции?

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.

Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют её с позицией партнера в сотрудничестве при выборе общего решения в совместной деятельности

Определить свое эмоциональное состояние на уроке

VI. Домашнее задание

При выполнении домашнего задания необходимо пообщаться с взрослыми, спросить у них о родственниках, просмотреть фотографии.

Учебник с. 42 — 45

Рабочая тетрадь с. 25 № 4, 5

– Подобрать пословицы и поговорки о семье

Жил-был мальчик Толя. Как и все дети, он учился в школе. Однажды Толя пошел в школу, не выучив урока, и очень боялся, что учитель вызовет его к доске отвечать. – Ах, если бы я смог стать невидимкой, чтобы меня никто не видел и не слышал, — подумал он. Учитель начал урок с переклички: Когда очередь дошла до Толи, услышав свою фамилию, мальчик ответил: «Я здесь». Но учитель, вздохнув, сказал: «Жаль, что Толя не пришел сегодня в школу. Я как раз хотел вызвать его к доске отвечать». Тут Толя понял, что стал невидимкой, и очень этому обрадовался. После урока ученики выбежали на улицу. Они весело разговаривали друг с другом, смеялись, играли в разные игры. Вместе с ними выбежал Толя. Но ребята не видели мальчика. Толя напрасно старался обратить на себя внимание. Ему очень хотелось похвастать, что он невидимка. Он подбегал то к одному, то к другому мальчику, говорил им что-то смешное, даже конфеты предлагал. Но ребята попросту не замечали его. Толе стало скучно, и он побежал домой. Во дворе он увидел, что мама стоит на балконе и ждет его. – Мама, вот он я! — закричал Толя. Но мама не видела и не слышала его, поэтому ничего не ответила сыну. – Я не хочу быть невидимкой, – заплакал Толя. – Хочу, чтобы мама меня видела, хочу разговаривать с ребятами, хочу, чтобы учитель вызвал меня отвечать урок! Очень плохо быть невидимкой! Очень плохо быть одному! И Толя снова стал обыкновенным мальчиком.

Источники:

http://obrazovaka.ru/okruzhayushhiy-mir/nasha-druzhnaya-semya-2-klass.html
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/2018/02/24/nasha-druzhnaya-semya
http://infourok.ru/tehnologicheskaya-karta-po-okruzhayuschemu-miru-nasha-druzhnaya-semya-klass-3571618.html

Ссылка на основную публикацию