Педагогический совет Тема: «Правовое воспитание дошкольников. Тема: правовое воспитание дошкольников

Педсовет «Правовое воспитание дошкольников»

Елена Назарова
Педсовет «Правовое воспитание дошкольников»

Педсовет «Правовое воспитание дошкольников»

Цель: повышение правовой культуры педагогов ДОУ.

1. Уточнить, закрепить и углубить знания педагогов о правах детей;

2. Расширить знания о содержании документов, регулирующих права ребенка;

3. Систематизировать знания по осуществлению прав ребенка в ДОУ и в семье.

Разминка (разгадывание кроссвордов)

1. Нормативный акт высшего органа государственной власти, принятый в установленном порядке и обладающий высшей юридической силой. Закон.

2. Систематизированный свод законов. Кодекс.

3. Сознание своих человеческих прав, своей личностной ценности, уважение к себе. Достоинство.

4. Отдельный человек. Индивидуум.

5. Обещание, подлежащее непременному выполнению. Обязательство.

6. Взаимное согласие, достигнутое по какому (каким)-либо вопросу (вопросам). Соглашение.

7. Объединение отдельных общественных групп или государств, имеющее чёткую структуру и определённые задачи, программу действий. Организация.

8. Одна из сторон в судебном процессе. Защита.

9. Страна, народ. Нация.

Договор, соглашение между государствами по какому-либо официальному вопросу. Конвенция.

ПРАВОВАЯ АКАДЕМИЯ

1. До какого возраста человек считается ребенком? (18 лет)

2. К основным международным документам, касающимся прав детей, относятся… (Декларация прав ребенка (1959) – Конвенция ООН о правах ребенка (1989).

3. Какие права гарантирует государство в области воспитания детей дошкольного возраста?

4. Какие права ребёнка реализует дошкольное образовательное учреждение?

5. Какие права Конвенции доступны для понимания детьми-дошкольниками?

ДИСКУССИЯ «Правовое воспитание – миф или реальность?»

Воспитание правовой культуры — обязательная составляющая политики государства, ратифицировавшего Конвенцию о правах ребенка.

Правовому воспитанию дошкольников стали уделять большое внимание, так как дошкольное детство – наиболее благоприятный период для становления личности ребенка.

Для формирования у детей элементарных представлений о своих правах и свободах, развития уважения и терпимости к другим людям и их правам, важно не только давать знания, но и создавать условия их практического применения. То есть эту работу нельзя сводить к простому заучиванию статей документа и отдельных прав человека.

Организуя работу по данному направлению, необходимо опираться на ведущие для дошкольников виды деятельности: игровую и художественно-продуктивную. Это дидактические, ролевые и театрализованные игры; игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, эмпатии, коммуникативных навыков и умений.

В детях нужно воспитывать уверенность в себе, самоуважение и уважение к другим. Полнота самоощущения и толерантность — вот основа правового воспитания дошкольников.

Какие задачи мы ставим?

1. Создавать условия для развития у детей положительного самоощущения

2. Развивать социальные навыки, коммуникативную компетентность ребёнка

3. Воспитать уважение и терпимость, независимо от происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия; в том числе внешнего облика и физических недостатков.

4. Способствовать формированию чувства собственного достоинства; осознание своих прав и свобод; чувства ответственности за другого человека, за начатое дело, за данное слово.

5. Воспитывать уважение к достоинству и личным правам другого человека.

6. Разъяснять общественные нормы и правила поведения

7. Познакомить детей в соответствующей их возрасту форме с основными документами по защите прав человека.

Как организовать эту работу?

1. Организовать проблемно-поисковую деятельность детей (решение ситуаций).

2. Продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация).

3. Использование сказок, стихов, пословиц, поговорок, в качестве наглядных примеров, иллюстрирующих то или иное право или понятие. (Здесь нужно подходить к сказкам осторожно, при рассматривании правовой системы оценок, не искажать детского восприятия мира сказок, чтобы не прийти к осуждению героев и оправданию злодеев)

ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ (работа в подгруппах)

Возможные формы работы с детьми. Возможные методы и приёмы работы с детьми

Формы работы с детьми:

1. Специально организованное занятие. Форма занятий – подвижная и меняется в зависимости от поставленных задач.

Занятия включают нравственные задачи, так как любая учебная ситуация должна нести в себе момент воспитания. Основной принцип в работе – дать ребятам возможность познавать окружающий мир на их собственном опыте в конкретных делах, поступках.

Занятия проводятся 1 раз в месяц. Предварительная работа и работа по закреплению материала ведётся в повседневной самостоятельной или совместной деятельности, что позволяет избежать лишней заорганизованности детей.

2. Ролевые, театрализованные и дидактические игры

3. Игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, эмпатии, коммуникативных навыков и умений:

• использование сюжетов хорошо известных сказок (иллюстрации, видео, аудиокассеты, диафильмы, беседа о прочитанном/просмотренном

• решение проблемных задач, поиск решений от своего имени или имени героя: если бы я был гадким утенком., если бы я поймал золотую рыбку., если бы я вдруг превратился в. ;

• дидактические игры: “Чьи права нарушены?”, “Назови права героев”, “Выбери право»

• наблюдение. Например, предлагаем детям понаблюдать, как относятся близкие люди друг к другу, прощают ли они обиды, как их друзья относятся к обидчикам, что радует и что огорчает друзей и близких. Этот прием способствует развитию эмпатии и эмоциональной отзывчивости у детей, а значит, и реализации права на дружбу, внимание, заботу.

• Прием визуализации. Позволяет научить детей тонко ощущать изменение окружающего мира Так, закрыв глаза, дети представляют, что они уменьшились в размерах до муравья и ползут по камню. Ощущая себя маленьким беззащитным муравьишкой, ребенок пытается поделиться своими впечатлениями. Дошкольники тонко воспринимают, что все живое нуждается в защите, а значит и люди, окружающие тебя, тоже требуют сочувствия, тепла и помощи.

• метод драматизации упражняет детей в умении “вчувствоваться” в другого, войти в его положение. Каждому ребенку присущ “театральный инстинкт” – стремление посредством игры побывать в роли другого, расширив тем самым границы своего бытия. Это помогает острее реагировать на поведение окружающих людей и животных.

• Проблемно-поисковые методы: отгадывание загадок. Разгадывание ребусов, решение кроссвордов

• Продуктивная деятельность: создание альбомов, символов и пр. ; изготовление эмблем, плакатов

ИГРОТРЕНИНГ (примеры игр и игровых упражнений для детей)

«Я и мои чувства»

Цель: развитие чувства индивидуальности

Воспитатели встают в круг. Ведущий начинает фразу и бросает мяч:

• Слух помогает мне.

• Зрение помогает мне.

• Обоняние помогает мне.

• Осязание помогает мне.

• Пробуя пищу на вкус, я могу.

Воспитатели садятся в кружок. (это круг загадывания желаний).

• Если бы я мог быть каким-нибудь животным, то я бы. потому что.

• Если бы я мог быть птицей, то я бы. потому что.

• Если бы я мог быть насекомым, то я бы. потому что.

• Если бы я мог быть цветком, то я бы. потому что.

• Если бы я мог быть деревом, то я бы. потому что.

Читать еще:  Как встречать молодых с хлебом-солью, чтобы не нарушить традицию

• Если бы я мог быть одним из предметов мебели, то я бы. потому что.

• Если бы я мог быть музыкальным инструментом, то я бы. потому что.

• Если бы я мог быть автомобилем, то я бы. потому что.

• Если бы я мог быть улицей, то я бы. потому что.

• Если бы я мог быть государством, то я бы. потому что.

• Если бы я был другой страной, то я бы. потому что.

• Если бы я мог быть игрой, то я бы. потому что.

• Если бы я мог быть пластинкой, то я бы. потому что.

• Если бы я мог быть телевизионной передачей, то я бы. потому что.

• Если бы я мог быть кинофильмом, то я бы. потому что.

• Если бы я мог быть пищей, то я бы. потому что.

• Если бы я мог быть каким-нибудь цветом, то я бы. потому что.

Воспитатели встают на небольшом расстоянии в два параллельных ряда лицом друг к другу. Один воспитатель пройдет с одного конца между этими рядами («через мойку»). Каждый дружески похлопывает его или ее по спине или пожимает ему или ей руку, одновременно произнося слова похвалы, симпатии и поощрения. В результате этого из такой «мойки» появляется сияющий, счастливый человек. Он или она затем присоединяются к ряду, и эта процедура затем снова повторяется. (Ежедневное пропускание одного или двоих через такую «мойку» доставляет гораздо больше удовольствия, чем «мойка» всех за один раз.)

АДВОКАТСКАЯ КОНТОРА (работа с карточками по сказкам)

Сказка «Лиса и заяц»

Какие права были нарушены?

Сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Какие права нарушила ведьма в этой сказке?

Сказка «Гуси-лебеди». Какие права были нарушены?

Сказка «Морозко». Какие права были нарушены?

Кощей Бессмертный. Какие права он нарушил и в каких сказках?

Баба Яга. Какие права она нарушила и в каких сказках?

Решение педсовета.

Методическая разработка на тему «Правовое воспитание дошкольников» «Правовое воспитание дошкольников» “Знать свои права и уметь за них бороться– значит, быть сильным. Уважать права других – значит, быть.

Педагогический опыт «Правовое воспитание детей дошкольного возраста» Актуальность и перспективность. Последнее десятилетие характеризуется усилением внимания к ребенку как к личности, субъекту социально.

Педсовет « Использование современных педагогических технологий в обучении дошкольников» Цель: стимулирование активности и повышение компетентности педагогов ДОУ по вопросу использования современных педагогических технологий.

Педсовет «Поиск эффективных мероприятий по укреплению здоровья дошкольников» Дошкольный возраст обоснованно считается наиболее важным периодом в процессе формирования личности человека. В этом возрасте более интенсивно.

Педсовет «Совершенствование деятельности ДОУ по художественно-эстетическому развитию дошкольников» Тема: «Совершенствование деятельности ДОУ по художественно-эстетическому развитию дошкольников» Цель: совершенствовать работу в ДОУ по.

План работы «Правовое воспитание детей с учетом федеральных государственных образовательных стандартов» Сентябрь Диагностика определения уровня знаний и умений. Результаты диагностики Практические умения и знания детей 6-го года жизни Составление.

Правовое воспитание детей дошкольного возраста Из опыта работы. Правовое воспитание детей дошкольного возраста. В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения.

Родительское собрание «Правовое воспитание детей» Тема:«Правовое воспитание детей» Цель: Формировать у родителей понимание того, что права ребенка – это важно, значимо, что родители являются.

Педсовет «Воспитание патриотических чувств к родному городу посредством художественно-творческой деятельности» Возраст: 5-6 лет. Образовательная область: “Социально-коммуникативное развитие”, “Познавательное развитие”. Тема: “Воспитание патриотических.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ «ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» Автор: Старший воспитатель Красноперова Анна Валерьевна МБДОУ д/с 42 Удмуртская Республика. – презентация

Презентация была опубликована 5 лет назад пользователемВячеслав Фефелов

Похожие презентации

Презентация по предмету “Право” на тему: “ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ «ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» Автор: Старший воспитатель Красноперова Анна Валерьевна МБДОУ д/с 42 Удмуртская Республика.”. Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:

1 ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ «ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» Автор: Старший воспитатель Красноперова Анна Валерьевна МБДОУ д/с 42 Удмуртская Республика г. Сарапул

2 «Дети – будущее каждого народа, каждого государства. И от того, как мы о них заботимся, зависит завтрашний день всего общества».

3 В современном обществе каждый цивилизованный, образованный человек, а особенно педагог, родитель, обязан знать свои права, права своих детей, уметь отстаивать, защищать их, и уважать права других. Главной задачей правового воспитания является обеспечение каждому ребенку оптимальных условий развития индивидуальных способностей, возможности самореализации вне зависимости от его психофизических способностей.

4 ОСНОВНЫЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОКУМЕНТЫ, КАСАЮЩИЕСЯ ПРАВ РЕБЕНКА Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей»

5 Декларация прав ребенка- это первый документ по признанию и соблюдению прав детей путем законодательных и других мер, включающая в себя 10 принципов, раскрывающих основные права ребенка год

6 ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ РЕБЕНКА 1 ПРИНЦИП Ребенку должны принадлежать все указанные в настоящей Декларации права. 2 ПРИНЦИП Ребенку должны быть обеспечена специальная защита и предоставлены благоприятные условия, которые позволяли бы ему развиваться в условиях свободы и достоинства.. 3 ПРИНЦИП Ребенку должно принадлежать с его рождения право на имя и гражданство.. 4 ПРИНЦИП Ребенок должен пользоваться благами социального обеспечения. 5 ПРИНЦИП Ребенку с ограниченными возможностями здоровья, должны обеспечиваться специальные режим, образование и забота, необходимые ввиду его особого состояния.

7 6 ПРИНЦИП Ребенок для полного и гармоничного развития его личности нуждается в любви и понимании. 7 ПРИНЦИП Ребенок имеет право на получение образования, которое должно быть бесплатным и обязательным 8 ПРИНЦИП Ребенок должен при всех обстоятельствах быть среди тех, кто первым получает защиту и помощь. 9 ПРИНЦИП Ребенок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации. 10 ПРИНЦИП Ребенок должен ограждаться от практики, которая может поощрять расовую, религиозную или какую-либо иную форму дискриминации.

8 Декларация явилась смысловой основой нового важнейшего международного документа – Конвенции о правах ребенка. 44-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН приняла Конвенцию о правах ребенка в 1989 году Россия ратифицировала (подписала) Конвенцию 15 сентября 1990 года США – до сих пор не подписала Конвенцию о правах ребенка.

9 (приводится по Конвенции о правах ребенка) СОКРАЩЕННЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ПРАВ РЕБЕНКА (приводится по Конвенции о правах ребенка) Статья 2. У всех детей равные права независимо от национальности, пола, религиозных или политических убеждений. Статья 6. Право на жизнь. Выживание и свободное развитие. Статья 8. Право на сохранение своей индивидуальности. Статья 9. Право на общение с обоими родителями. Статья 12 и 13. Право свободно выражать свои взгляды и мнения. Статья 14. Право исповедовать любую религию. Статья15. Право на свободу ассоциации и мирных собраний. Статья 16. Право на защиту от посягательства на личную жизнь, тайну переписки, честь и репутацию. Статья 17. Право на доступ к информации. Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия.

Читать еще:  Пигментные пятна на теле от солярия. Что делать с белыми пятнами после загара. Пигментные пятна и солярий

10 Статья 27. Право на достойный уровень жизни. Статья 28. Право на образование. Статья 31. Право на отдых и досуг. Статья32. Право на защиту от экономической эксплуатации и выполнения опасной для жизни работы. Статья 37. Право на защиту от жестокого обращения. Статья 38. Дети, не достигшие 15-летнего возраста, не должны участвовать в военных действиях. Статья 40. Право на гуманное обращение с детьми при нарушении ими закона. Всего в Конвенции о правах ребенка 54 статьи

11 Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990) «Дети мира невинны, уязвимы и зависимы» План действий по облегчению тяжелого положения миллионов детей, которые живут в особенно трудных условиях, таких, сироты и дети- беспризорники, жертвы стихийных бедствий и катастроф, дети-инвалиды и дети, подвергающиеся жестокому обращению, живущие в неблагоприятных социальных условиях

12 Нормативные документы федерального уровня: Конституция РФ Согласно Конституции РФ материнство, детство и семья находятся под защитой государства. Семейный кодекс РФ ст.54 п.2 Право ребенка жить и воспитываться в семье ст. 56 Право ребенка на защиту своих законных интересов ст. 57 Право ребенка свободно выражать свое мнение

13 Федеральный закон “Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации” ст. 7 п. 3 В соответствии с законодательством Российской Федерации ответственность за работу по воспитанию, образованию, охране здоровья, социальной защите и социальному обслуживанию ребенка кроме родителей, также несут педагогические, медицинские, социальные работники, психологи и другие специалисты.

14 Закон “Об образовании в РФ” ст. 34 «Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования» ст. 45 «Защита прав обучающихся, родителей (законных представителей)» Уголовный кодекс РФ С 1 января 1997 г. в Российской Федерации была введена уголовная ответственность родителей за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию детей. ст. 156 В том случае, если родители жестоко обращаются с ребенком, они несут уголовное наказание.

15 Нормативные документы уровня ДОУ Устав ДОУ- нормативный документ, в котором представлены права и обязанности всех участников образовательного процесса: детей, педагогов, родителей. п. 6.3 Права воспитанников: МБДОУ д/с 42 обеспечивает права каждого ребёнка в соответствии с Конвенцией о правах ребёнка, принятой 44 сессией Генеральной Ассамблеи ООН и действующим законодательством.

16 МБДОУ д/с 42 создает условия, гарантирующие: – охрану и укрепление здоровья воспитанников; – защиту от всех форм физического и психического насилия; – защиту его достоинств; – удовлетворение потребностей в эмоционально – личностном общении; – удовлетворение физиологических потребностей (в питании, сне, отдыхе, и др.) ; – право на получение образования; – развитие его творческих способностей и интересов; – получение дополнительных (в том числе платных) образовательных и других услуг; – право на социальную поддержку, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

17 П РАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ В ДОУ Цель правового воспитания – развитие социально активной личности, правового мышления и сознания, привычки действовать в соответствии с законами. Цель достигается совместными усилиями педагогов и родителей.

18 ЭТАПЫ БАЗОВЫЙФОРМИРУЮЩИЙЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ Знакомство с нравственными нормами и правилами, в процессе которого дети начинают понимать преимущество их выполнения Расширение знаний за счет сведений о принципах и конкретных нормах, гарантирующих права ребенка, ознакомление с собственными правами Активизация деятельности детей, стимулирование их готовности отстаивать, защищать свои права и права других детей, применяя на практике как знания самих прав и свобод, так и умения их реализовывать.

19 Отбор передаваемых ребёнку знаний о его правах выстраивается на основе материала близкого, входящего в социальный опыт дошкольника. Эти права можно разбить на три блока.

20 1 БЛОК Права, с которыми дети встречаются постоянно: право на имя, право на любовь и ласку, право на игру, защиту от жестокого обращения и т.д. 2 БЛОК Права, которые наиболее часто нарушаются. К ним относятся: право на выражение своего мнения, право на собственность, на уединение, на выбор любимого занятия 3 БЛОК Права, знание которых может способствовать развитию интереса ребёнка к социальным явлениям, и которые доступны познанию на уровне обобщений: право на образование, на жильё и семью, на полноценное питание

21 МОДЕЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ЦЕЛЬ Формирование основ правового сознания дошкольников ЗАДАЧИ Ознакомление детей с основными документами по защите прав человека Формирование чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод, а также обязанностей и ответственности Воспитание уважения к достоинству и личным правам другого человека, формирование основ толерантности СИСТЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НОД Совместная деятельность Самостоятельная деятельность

22 СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Беседы, Мини-дискуссии Просмотр мультфильмов Сюжетно-ролевые игры, инсценировки Дидактические игры Игры на развитие коммуникативных умений и навыков Проблемно-поисковая деятельность (разрешение различных ситуаций) Продуктивная деятельность Чтение художественной литературы

23 САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Рассматривание иллюстраций, картинок по правам ребенка Продуктивные виды деятельности Решение проблемных ситуаций Дидактические, настольные, сюжетно-ролевые игры

24 В качестве наглядных примеров, иллюстрирующих то или иное право детей, правовое понятие, эффективнее использовать стихи, пословицы, поговорки, сказки. Например: За основу берем статью Конвенции, затем подбираем художественную литературу, сюжет которой отражает правовое понятие, определенные социальные явления. Подбираем и используем наглядные пособия, иллюстрации к сказкам, схемы. Далее читаем подобранное художественное произведение и обсуждаем, какое право героев произведения было нарушено. Прекрасной базой для изучения прав ребенка служат сказки: «Золушка» – статья об «Эксплуатации детского труда», «Дюймовочка» – «Ребенок имеет право жить вместе с родителями», «Приключения Буратино» – «Каждый ребенок имеет право на отдых, досуг», «Каждый ребенок имеет право выражать свои взгляды, мысли», «Каждый ребенок имеет право на бесплатное образование» и т.д. Итоговым мероприятием может быть викторина

25 ВИКТОРИНА для детей «ПРАВА ЛИТЕРАТУРНЫХ ГЕРОЕВ» 1. В какой сказке нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу? «Серая шейка»

26 2. Какие литературные герои могли бы пожаловаться, что нарушено их право на неприкосновенность жилища? «Заюшкина избушка»

27 3. Героиня какой сказки воспользовалась правом свободного передвижения и выбора местожительства?

28 4. В каких сказках подтверждается право работающего на справедливое вознаграждение?

29 В качестве наглядных примеров, иллюстрирующих то или иное право детей, правовое понятие, также эффективно использовать мультфильмы Предлагаю после просмотра мультфильма, определить о каком праве ребенка идет речь?

30 Для формирования у детей элементарных представлений о правах и свободах, чувства уважения и терпимости к другим людям важно не только давать знания, но и создавать условия для их практического применения. ЦЕНТР ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ «ПРАВА РЕБЕНКА»

35 СОТРУДНИЧЕСТВО С РОДИТЕЛЯМИ Согласно концепции начального правового воспитания С.А. Козловой, проблема правового воспитания детей может быть решена эффективно лишь в том случае, если подходить к ней с двух сторон: со стороны обеспечения правовой грамотности взрослых и со стороны способности ребенка осознавать свои права и обязанности.

Читать еще:  Коричневые выделения на ранних сроках. В каких случаях выделения на ранних сроках являются нормой? Что делать, если это произошло с вами

36 Презентация детско-родительских проектов «Генеалогическое дерево» или «Моя родословная», как реализация права на семью (подготовительные группы)

37 Презентация детско-родительских проектов – «Имя моего ребенка», как реализация права на имя, отчество, фамилию ( старшие группы)

38 Презентация детско-родительских проектов- «Мой ребенок, какой он?», как реализация права на индивидуальность (средние группы)

39 Презентация детско-родительских проектов «Книжка-раскладушка «Права ребенка в картинках» (группы раннего возраста и младшие группы)

40 «Уважение к человеку – вот пробный камень. Если уважение к человеку будет заложено в сердцах людей, они неизбежно придут к созданию такой социальной, экономической, политической системы, которая сделает то уважение непреложным законом». Антуан де Сент-Экзюпири

Опыт работы на тему “Правовое воспитание дошкольников”.

Работа с кадрами:

Педсовет “Правовое воспитание дошкольников – миф или реальность”

Правовому воспитанию дошкольников стали уделять большое внимание, так как дошкольное детство – наиболее благоприятный период для становления личности ребенка.

Успешность этой работы во многом зависит от подготовки педагогических кадров. Кроме того, сейчас наблюдается несоответствие между реальным уровнем готовности воспитателей к осуществлению правового воспитания и актуальной потребностью в нем.

Это делает необходимым планирование специальной методической работы с педагогическим коллективом для освоения содержания, методов и технологий по правовому воспитанию детей, а также повысить правовую культуру воспитателей, их педагогическую квалификацию в этой области.

Для формирования у детей элементарных представлений о своих правах и свободах, развития уважения и терпимости к другим людям и их правам, важно не только давать знания, но и создавать условия их практического применения.

Организуя работу по данному направлению, необходимо опираться на ведущие для школьников виды деятельности: игровую и художественную-продуктивную. Это дидактические, ролевые и театрализованные игры; игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, эмпатии, коммуникативных навыков и умений.

Как организовать эту работу?

• Организовать проблемно-поисковую деятельность детей (решение ситуаций).

• Продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация).

• Использование сказок, стихов, пословиц, поговорок, в качестве наглядных примеров, иллюстрирующих то или иное право или понятие. (Здесь нужно подходить к сказкам осторожно, при рассматривании правовой системы оценок, не искажать детского восприятия мира сказок, чтобы не прийти к осуждению героев и оправданию злодеев)

Также эту работу нельзя сводить к простому заучиванию статей документа и отдельных прав человека.

Какие задачи мы ставим перед педагогами?

• Познакомить детей в соответствующей их возрасту форме с основными документами по защите прав человека.

• Воспитать уважение и терпимость, независимо от происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия; в том числе внешнего облика и физических недостатков.

• Способствовать формированию чувства собственного достоинства; осознание своих прав и свобод; чувства ответственности за другого человека, за начатое дело, за данное слово.

• Воспитывать уважение к достоинству и личным правам другого человека.

• Разъяснять общественные нормы и правила поведения.

Для решения поставленных задач, наш детский сад организует работу по трем направлениям:

– с педагогами (учеба по разбору нормативных и правовых документов);

– с родителями (родительские собрания по теме);

Сейчас хотелось бы осветить третье направление, а именно – работу с детьми. Для начала проведем разминку, которая прозвучит под рубрикой:

“Правовая академия”

• До какого возраста человек считается ребенком? (18 лет)

• Как вы понимаете выражение: “Мой дом – моя крепость”?

• Как оно связано с правами человека?

• Государство гарантирует в области воспитания детей дошкольного возраста (какие права?)

• Какие права ребенка нарушаются в зонах вооруженных конфликтов?

Рубрика “Адвокатская контора”

Выбрать судью Н.В.

• Рассмотреть плакат по сказке “Серая шейка”.

Первая команда персонажей, чья жизнь в опасности. Вторая команда находит того, кто посягает на жизнь персонажей.

• Работа с карточками по мотивам сказок.

Рубрика “Домашнее задание”

Защита конспектов, бесед и занятий (по одному) и по одному называют.

Рубрика “Досуг – дело тонкое”

• Команды разбирают картинки и размещают их на соответствующих мольбертах.

• Команда представляет свои игры и называет, какие права закрепляются в них.

Вот мы в игровой форме разобрали некоторые моменты правового воспитания.

Теперь обратите внимание еще раз на плакат “Правовое воспитание детей – миф или реальность” и выскажите свое мнение по этому поводу.

Выберите редакторов для изготовления плакатов или рекламы, призывающих к активной защите прав детей.

Остальные участники вырабатывают предложения для принятия решения педагогического совета (можно использовать карточки).

Судья координирует и вносит решение педагогического совета.

Звучит музыка “Генералы песчаных карьеров” . Н.В. Читает стихотворение “Дайте детству состояться”.

А. По мотивам сказки “Лиса и заяц”

1. Какое право было нарушено? ( Право на жизнь, право на неприкосновенность жилища, право на труд).

2. Кто нарушает это право?

3. Нарисуйте схематично персонаж, который помог зайцу восстановить свои права.

А1. По мотивам сказки “Сестрица Аленушка и братец Иванушка”

1.Какое право нарушила ведьма в этой сказке? (Право на жизнь, право на получение образования, право на владение имуществом).

2. Чьи права были нарушены в этой сказке?

Б. По мотивам стихотворения Н. Некрасова “Дедушка Мазай и зайцы”.

1. Подсчитайте на рисунке, скольким зайцам дед Мазай помог сохранить жизнь, и обведите нужную цифру. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

2. Найдите в стихотворении стпочки, где говорится о жестоком обращении с зайцами. (Какие статьи?)

Б1. По мотивам сказки “Гуси-лебеди”.

1. Какое право нарушили гуси-лебеди, украв братца Иванушку?

2. Кто помог девочке спастись и выручит братца из неволи. (Схематично нарисовать).

Приготовить:

• Плакат “Правовое воспитание детей – миф или реальность”.

• Плакат по сказке “Серая шейка”.

• Карточки с заданиями по сказкам.

• Конспекты занятий, бесед, игр.

• Рубрики: “Я имею право:”, “Я не должен:”.

• Картинки по рубрикам.

• Другие виды по правам: “Кот, петух, лиса”, “Чиполлино”.

• Карточки для выработки решений.

• Магнитофон и кассета.

• Статьи по декларации.

• Декларация прав ребенка.

• Два мольберта, столы.

• Книгу “Дед Мазай и зайцы”.

Можно использовать:

• Чтение: “Дедушка и внучек” К.Д.Ушинский; “Цветик-семицветик”; “Скажи человеку, здравствуй” В. А. Сухомлинский

• Игры: “Семейный совет” (умение высказывать собственное мнение); “О чем рассказал семейный альбом”; “Я и моя семья”.

• Составление генеалогического дерева.

• Рисование “Моя семья” и составление альбома из рисунков.

• Поделки из природного материала с участием взрослых и детей.

• Досуг “Неразлучные друзья – взрослые и дети”.

Источники:

http://www.maam.ru/detskijsad/pedsovet-pravovoe-vospitanie-doshkolnikov.html
http://www.myshared.ru/slide/825416
http://www.moi-detsad.ru/metod11-32.htm

Ссылка на основную публикацию