Пет-терапия. Пет-терапия – лечение домашними животными

Пет — терапия: лечение животными

Пет — терапия (от английского pet — домашнее животное, питомец) или зоотерапия — это психотерапевтический метод воздействия на человека с помощью животных.

Впервые собаки — терапевты появились в больнице для душевнобольных, которую в 1796 году открыл британский филантроп Уильям Тьюк.

Лечение там было основано на принципах гуманизма, и присутствие собак, как отмечали врачи, положительно влияло на больных: у них снижались проявления агрессии и частота приступов.

Но как метод пет — терапию открыли только во второй половине XX века. Идею предложил психотерапевт из Нью — Йорка Борис Левинсон (Boris Levinson). Среди его пациентов был Джонни, 9-летний мальчик с аутизмом, который с большим трудом шел на контакт. Однажды в кабинет неожиданно забежала собака Левинсона, Джингл. Ребенок вдруг подошел к ней и начал гладить. Родители Джонни попросили, чтобы собака присутствовала и на следующих сеансах.

Левинсон был удивлен, насколько успешней пошла работа. Это навело его на мысль использовать собак и кошек в детской психотерапии. Сначала коллеги поднимали Бориса Левинсона на смех.

Критика стихла, когда из опубликованных документов стало известно, что Фрейд нередко позволял своей чау — чау Йофи присутствовать на сеансах и считал, что она помогает установлению доверия с пациентом. Спустя 10 лет Левинсон провел опрос среди коллег и выяснил, что из 319 психологов 16% используют в работе «ассистентов» — животных…

Цель пет — терапии

Любой владелец домашнего животного знает, какое положительное влияние тот оказывает на психологическое и физическое состояние хозяина. Это сугубо направленная пет — терапия.

А вот профессиональную пет — терапию оказывают подготовленные специалисты с обученными, уникальными животными по разработанным программам. Уникальными, потому что не все виды животных могут оказывать пет — терапевтическое воздействие на человека, да и не все животные.

В пет — терапии зачастую используют кошек, кроликов, лам, лошадей и дельфинов. Бесспорное лидерство среди животных — терапевтов принадлежит собакам. Пет — терапия с их участием называется канистерапией.

Спектр показаний для канистерапии очень широк. Пет — терапией пользуются люди с ограниченными физическими возможностями, с аутизмом и ДЦП, нервно — мышечными, психическими и другими заболеваниями. Собаки способствуют быстрейшему выходу из депрессивных состояний. Актуальной остается пет — терапия в реабилитации людей после психологических травм и страхов.

Канистерапия как метод пет — терапии

Пет — терапевтические методы часто выступают как вспомогательные в работе специалистов психологов или психотерапевтов. Значение цвета в одежде

Среди прочих методов пет — терапии канистерапия является самой эффективной. Почему? Оказывается в нашей генетической памяти собака ассоциируется с доверием, защитой и заботой. В одном исследовании детям от года до двух лет показывали фото разных симпатичных животных. Улыбку у всех без исключения детей вызвала только собака.

Общение с собакой помогает человеку восстановить утраченные ресурсы, приобрести внутреннее равновесие и гармонию

Для пет — терапии тренеры выбирают животных определенного психотипа. Если говорить о собаках, то терапевтами становятся только устойчивые к внешним раздражителям собаки. Они должны спокойно реагировать на большое количество людей, на резкие движения и звуки, они также должны уметь быстро выходить из стресса. Наконец, собаки — терапевты просто любят людей.

Собаку для пет — терапии подбирают индивидуально

Для детей с ДЦП более эффективно терапия пройдет с флегматичной собакой, на которую можно поставить ногу или даже полежать на ней. В случаях, когда ребенок боится собак лучше использовать маленькую и спокойную, которая не будет прыгать и лаять. Гиперактивным детям для пет — терапии подходят веселые, активные и игривые собаки, с которыми они могут выпустить энергию.

Более взрослым людям предлагают пообщаться с собакой, для того, чтобы поделиться с ней всеми мучительными мыслями, о которых они не могут рассказать психотерапевту.Такие люди воспринимают большую собаку как партнера и друга. И становятся более откровенными и открытыми.

На терапии с ребенком могут работать двое взрослых — психолог и тренер собаки, канистерапевт. Встречаются психотерапевты со своей обученной собакой — терапевтом.
Со взрослым клиентом сеанс пет — терапии может проходить без сопровождения тренера собаки. На сеансе собака или любое другое животное, по существу, выступает посредником или связующим звеном между клиентом и психологом. Как стать хорошей и счастливой мамой?

Человеку собака помогает расслабиться, получить поддержку и открыться. В свою очередь психологу работа с пет — терапевтом позволяет, минуя рациональные, часто ложные, рассуждения, сразу идти вглубь проблемы клиента.

Другие виды пет — терапии, лечения животными

Иппотерапия
Метод пет — терапии и реабилитации людей с помощью лошадей. Рекомендуется такая терапия людям, страдающим психическими и поведенческими расстройствами. Она повышает психологическую устойчивость, снижает проявления депрессии и тревоги.

Фелинотерапия
Не секрет, что кошки прекрасно снимают стресс и восстанавливают наше душевное равновесие. Открыл фелинотерапию или терапию с помощью кошки ветеринар из Тулузы Жан-Ив Гоше (Jean-Yves Gauchet).

Он утверждает, что мурлыканье кошки способствует выработке «гормона счастья» — серотонина. Однако фелинотерапия не получила широкого распространения в связи с тем, что кошки на новом месте могут вести себя непредсказуемо.

Дельфинотерапия как метод пет — терапии показана детям с аутизмом, синдромом Дауна и ДЦП. Плавание с дельфинами способствует восстановлению клеток и функций мозга, которые отвечают за те или иные нарушенные физиологические процессы.

Пет-терапия: как животные нас лечат

Мы недаром их приручили. Они могут не только быть нашими друзьями и компаньонами, но и учить нас, поддерживать и открывать доступ к нашим внутренним ресурсам.

Пет-терапия (от английского pet – домашнее животное, питомец), зоотерапия, анималотерапия – разные названия метода, смысл которого состоит в терапевтическом воздействии на человека с помощью животных. С каждым годом он становится все популярнее. Животные «учат» детей читать и общаться, дают поддержку старикам, помогают взрослым разобраться в себе.

Читать еще:  Подводим глаза подводкой. Как правильно подводить глаза подводкой и карандашом брюнеткам, блондинкам, шатенкам. Пошаговая инструкция с фото. Миндальная форма глаз

Джонни и Джингл: рождение метода

Впервые собаки-терапевты появились в больнице для душевнобольных, которую в 1796 году открыл британский филантроп Уильям Тьюк. Лечение там было основано на принципах гуманизма, и присутствие собак, как отмечали врачи, положительно влияло на больных: у них снижались проявления агрессии и частота приступов. Но как метод пет-терапия сложилась только во второй половине ХХ века. Идею предложил психотерапевт из Нью-Йорка Борис Левинсон. Среди его пациентов был Джонни, 9-летний мальчик с аутизмом, который с большим трудом шел на контакт.

Однажды в кабинет неожиданно забежала собака Левинсона, Джингл. Ребенок вдруг подошел к ней и начал гладить. Родители Джонни попросили, чтобы собака присутствовала и на следующих сеансах. Левинсон был удивлен, насколько успешней пошла работа. Это навело его на мысль использовать собак и кошек в детской психотерапии.

Сначала коллеги поднимали Бориса Левинсона на смех. Критика стихла, когда из опубликованных документов стало известно, что Фрейд нередко позволял своей чау-чау Йофи присутствовать на сеансах и считал, что она помогает установлению доверия с пациентом. Спустя 10 лет Левинсон провел опрос среди коллег и выяснил, что из 319 психологов 16% используют в работе «ассистентов»-животных.

Другие виды зоотерапии

Иппотерапия

Метод реабилитации с помощью лошадей рекомендуется людям, страдающим психическими и поведенческими расстройствами. Повышает психологическую устойчивость, снижает проявления депрессии и тревоги.

Фелинотерапия

Кошки прекрасно снимают стресс и восстанавливают наше душевное равновесие. «Отец» фелинотерапии, ветеринар из Тулузы Жан-Ив Гоше утверждает, что мурлыканье кошки способствует выработке «гормона счастья» серотонина.

Однако фелинотерапия не получила широкого распространения: кошки – домоседы и на новом месте, например, в психологическом центре, могут повести себя непредсказуемо.

Дельфинотерапия

Считается, что плавание с дельфинами показано людям с аутизмом, синдромом Дауна, детским церебральным параличом.

Что это такое?

Любой владелец домашнего питомца знает, как благотворно тот влияет на психологическое (а иногда и физическое) состояние хозяина. В некотором смысле все мы, хозяева животных, подвергаемся их воздействию. Такую спонтанную анималотерапию называют ненаправленной. Однако о терапии в полном смысле мы говорим, когда ее проводит профессионал по разработанным программам с участием специально отобранных животных: кошек, кроликов, лам, лошадей, дельфинов. Бесспорное лидерство среди животных-терапевтов принадлежит собакам. Терапия с их участием называется канистерапией.

Собак используют в лечении депрессий, расстройств пищевого поведения, психологических травм и страхов

«Она находится на стыке реабитологии, психологии и педагогики, – объясняет канистерапевт Ника Могилевская. – Например, ребенку после операции нужна лечебная физкультура, а он отказывается. В компании с собакой-терапевтом он будет заниматься с удовольствием». Канистерапевты приезжают в школы и библиотеки, чтобы помочь детям научиться читать: ребенок охотно читает вслух собаке, которая его терпеливо «слушает», «не замечает» ошибок и никак не оценивает.

Спектр показаний для канистерапии очень широк. Это люди с ограниченными физическими возможностями, с аутизмом и ДЦП, нервно-мышечными и психическими заболеваниями. Собак используют в лечении депрессий, расстройств пищевого поведения, психологических травм и страхов.

В чем их сила?

Когда речь идет о психологии или психиатрии, зоотерапия выступает как вспомогательный метод: специалист использует животных как дополнительный инструмент в работе. Почему эти помощники эффективны?

«В аналитической психологии архетип собаки воплощает мужское начало, преданное служение, забвение собственных интересов ради чужих, чувство долга, – объясняет Ника Могилевская. – В нашей генетической памяти она ассоциируется с доверием, защитой, заботой». Она рассказывает об исследовании, в котором детям от года до полутора показывали симпатичных животных и различные предметы. Улыбку у всех без исключения детей вызвала только собака.

«Собака принимает нас такими, какие мы есть, не оценивая, – продолжает аналитический психолог Галина Черкасова, организатор программы обучения пет-терапии для психологов. – Этот искренний контакт помогает нам восстановить связь с собой, получить доступ к своим ресурсам, к источнику силы внутри себя».

Как их выбирают?

«Терапевтами могут стать только собаки определенного психотипа, – рассказывает Ника Могилевская. – Они устойчивы к внешним раздражителям, спокойно реагируют на большое количество людей (ведь они работают и в группах), на резкие движения и звуки, умеют быстро выходить из стресса (например, если их что-то напугало). Наконец, они любят людей». В процессе терапии собака тоже испытывает переживания и устает, и после сессии или группового занятия ей требуется реабилитация.

Иногда о чем-то мучительном клиент не в силах рассказать психотерапевту, но он может сделать это, обращаясь к собаке

Собаку подбирают под конкретного клиента. «Например, для детей с ДЦП мы берем флегматичную собаку, на которую можно поставить ногу, полежать на ней. Если ребенок боится собак – выбираем маленькую и спокойную, которая не будет прыгать и лаять. Гиперактивные дети не обратят внимания на смирное животное, им подходят веселые, игривые, с которыми они могут попрыгать, выпустить энергию».

Взрослые клиенты воспринимают большую собаку как компаньона, друга. Иногда о чем-то мучительном клиент не в силах рассказать психотерапевту, но он может сделать это, обращаясь к собаке. А маленькие собаки, которых так и тянет потискать, подходят женщинам, которые не реализовали свой материнский инстинкт.

Как они работают?

Когда на терапию приходит ребенок, на сеансе могут работать двое взрослых – психолог и хозяин собаки, канистерапевт. Есть и психологи, работающие со своей собакой.

Со взрослым клиентом психолог работает один: здесь третий будет лишним. «Нередкая ситуация: клиент приходит с одним запросом, а истинный запрос у него другой, – добавляет Ника Могилевская. – И присутствие собаки помогает ему это увидеть. Описан случай, когда клиентка обратилась с проблемой, связанной с работой. В какой-то момент шпиц, находившийся в кабинете, подбежал к зеркалу и стал на него лаять. Увидев эту сцену, клиентка поняла, как много у нее внутри агрессии, которую она не может высказать. Пес как будто сделал это за нее».

Читать еще:  Женатый мужчина, советы по употреблению. Женатый мужчина: правила охоты

«Сложность для психолога в том, что ему нужно уметь направить внимание как на клиента, так и на собаку, он должен разбираться в ее психологии и уметь расшифровывать ее поведение», – говорит Галина Черкасова. Собака, по существу, выступает как посредник между клиентом и психологом. «Клиенту она помогает расслабиться, получить поддержку и открыться, психологу дает важную информацию о клиенте, – продолжает эксперт. – Например, если она вдруг начнет скулить, тявкать или метаться, для нас это может быть знаком, что клиент испытывает тяжелые переживания».

Собака позволяет психологу, минуя рацио­нальные, часто ложные, рассуждения, сразу идти вглубь проблемы.

Чему нас учат животные

Домашние животные спасают нас от одиночества и стресса. А еще они способны преподать нам важные уроки. жизни – разумеется, при условии, что мы наблюдаем за ними внимательно и любим их такими, какие они есть.

Ксения Собчак: «Я буду очень ответственной мамой»

«18.11.16 теперь самый счастливый день, – написала телеведущая в своем Instagram. – Я – мама прекрасного мальчика». Вспоминаем, как менялось представление Ксении о себе, любви и детях.

Домашние животные: мы любим их слишком сильно?

Между нами – долгая история любви. В нашем чувстве к ним есть восхищение, проекции, страхи, нежность. Рассмотрим с пристрастием, чем необычны эти отношения.

Я не люблю животных

Они не заводят домашних питомцев и избегают общения с любимцами своих друзей. «Животные плохо пахнут, от них много грязи», – говорят они. С чем на самом деле связана такая неприязнь?

Терапия животными: эффект и примеры лечения

Иначе терапия животными называется пет-терапией, или анималотерапией. Эти объединяющие термины содержат еще до десяти разных названий, характеризующих отдельные группы животных.

Направление лечения психических расстройств и различных нарушений физического и личностного характера путем «общения» человека со специально обученным животным, было разработано еще в 18-м веке.

Происхождение метода

Терапия животными начиналась с использования в качестве первых лекарей обыкновенных прирученных собак. Появились неожиданные помощники впервые в 1796 году в филантропической клинике для психически больных людей, организованной усилиями британского гуманиста Уильяма Тьюка.

Подобный метод лечения не перекликался с общепринятыми научными стандартами и встретил бурное сопротивление со стороны общественности. Однако изучение психического состояния пациентов клиники спустя непродолжительное время после введения в состав персонала четвероногих помощников значительно поубавил агрессивные нападки противников из числа консерваторов.

Было доказано, что, общаясь с животными на примитивном тактильном уровне и получив возможность оказывать минимальный уход за собаками (выгуливая их, расчесывая, участвуя в кормлении), больные стали спокойнее реагировать на окружающие раздражители. Появились даже случаи возвращения бывших пациентов клиники к полноценной социальной жизни.

Но влияние консерватизма того времени оказалось слишком сильным, и методу не позволено было развиться в официальное направление медицины.

Произошло это только в середине 20-го века. Американский психиатр Борис Левинсон, проводивший сеансы терапии у себя на дому, был поражен, увидев реакцию одного из своих маленьких пациентов, девятилетнего аутиста, на внезапно вошедшую в кабинет собаку врача, которую обычно держали взаперти. Не шедший ни с кем на контакт, ребенок стал играть с большим псом и позволять тому прикасаться к себе, что означало уже беспрецедентный прорыв в лечении.

С этого момента Джингл стал участвовать в большинстве встреч доктора с пациентами и душевное состояние многих из них заметно улучшалось.

Коллегам Левингстона, встретившим новый метод терапии животными с насмешками, пришлось унять критику, когда стало известно, что сам Фрейд использовал своего пса Йофи в качестве основного помощника во время сеансов психиатрической помощи.

Суть зоотерапии

Основное направление терапии животными – работа с детьми и подростками, имеющими трудности в общении или нарушения моторно-двигательных функций. Последнее, ставшее очень важным, использование метода – это адаптивная терапия детей с синдромом Дауна. Животные, как будто перенимая на себя возможности больного ребенка и двигаясь всегда на шаг впереди, вместе с ним преодолевают важные шаги в социализации личности и физическом развитии.

Психологический аспект метода составляет 90 % положительного результата терапии с помощью животных. Ребенок, уставший от серьезного лечения, воспринимает сеансы общения с четвероногим другом как поощрение, радостное событие, игру, которая позволяет ему примерить на себя новые роли.

Животное не способно ответить, но оно чутко реагирует на любые звуки и прикосновения, поэтому пациент не испытывает стресса от чувства непонимания, не волнуется от того, что встретит агрессию или насмешки. Он раскрывает себя наиболее полно и сам инициирует побуждение к действию – к началу диалога с людьми или к первым самостоятельным шагам.

Нередки случаи, когда серия из 10-15 сеансов терапии животными сопоставляется по значению с полным курсом сильных антидепрессантов или ноотропов, но при этом лишена огромного количества побочных эффектов и противопоказаний.

Следующие 10 % успеха зависят от стимуляции на физиологическом уровне. Например, в процессе дельфинотерапии тело ребенка погружается в воду и на рефлекторном уровне начинает взаимодействовать со стихией, выполняя простейшие движения. Находящийся рядом специально обученный дельфин усиливает это взаимодействие, вынуждая пациента проявлять усиленную моторику для удобства взаимной игры.

Приблизительно тот же эффект, но с небольшими нюансами, наблюдается при общении с другими животными – везде используется всесторонняя стимуляция.

Формы анималотерапии

Терапия животными не всегда имеет преднамеренный характер. Такая ситуация возможна, если дома имеется собственный домашний питомец, общение с которым приносит членам семьи удовольствие. Эту роль могут исполнять и экзотические животные, но чаще всего можно услышать о целебном воздействии на человека кошки или собаки. Такая форма непреднамеренного лечения называется «ненаправленной терапией домашними животными».

Другая форма – направленная терапия – подразумевает вовлечение в процесс обученного четверолапого лекаря. Животные, прежде чем получить допуск к нуждающимся в лечении людям, проходят многократные испытания на стрессоустойчивость, терпеливость, отсутствие агрессии. С ними постоянно занимаются специалисты, а сами животные содержатся в условиях повышенного комфорта.

Читать еще:  Как научить взрослую собаку ходить рядом. Как научить собаку команде Рядом!": советы кинологов"

Основные функции метода

Животная терапия (иппотерапия, ихтиотерапия и т. д.) преследует основные цели, которые необходимо достичь в течение одного или нескольких курсов лечения. Условно общий эффект анималотерапии можно разделить на ряд узконаправленных функций, однако следует понимать, что даже при выборе только одного направления пациент так или иначе получает весь «спектр услуг», поскольку животное будет «выкладываться» полностью.

  • Взаимодействие на психофизиологическом уровне. Формируется на базе тактильного контакта с питомцем, в играх, в процессе ухода за любимцем.
  • Психологическое воздействие. Складывается из разных ситуаций, но чаще всего используется для развития в пациенте чувства ответственности, для отвлечения от серьезных проблем, для повышения самооценки и ощущения собственной значимости.
  • В целях реабилитации после травм или для частичного устранения врожденных физических и умственных патологий.
  • Расширение зоны комфорта для людей, имеющих фобии и серьезные комплексы, мешающие социальной адаптации.

Доказано, что общение с домашним животным как с членом семьи помогает людям справиться с депрессиями и чувством одиночества. Для многих пациентов, страдающих антропофобией (боязнью людей), безгласный собеседник даже стал пропуском в активную полноценную жизнь в обществе.

Терапия животными может быть рекомендована всем без исключения, но так как центров, занимающихся воспитанием специальных животных и реализующих их возможности в целебных целях, не так много, попасть на лечение можно только по показаниям:

  • диагнозы ДЦП, аутизм;
  • психические расстройства, неврозы;
  • нарушение работы органов речи, слуха и зрения;
  • недоразвитие двигательных, умственных, психических функций;
  • синдром Дауна;
  • врожденные или приобретенные пороки сердца и сосудов;
  • родовые и прочие травмы.

Отдельно направляют на дельфино- и иппотерапию детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Виды терапевтического воздействия животными

Как называется терапия животными с указанием конкретного вида особи? На территории Российской Федерации официально применяются следующие виды лечения с помощью животных:

  • Ихтиотерапия – общение с дельфинами в их родной, водной среде.
  • Канистерапия – работа с собаками различных пород.
  • Иппотерапия – общение с лошадью и верховая езда.
  • Фелинотерапия – взаимодействие с кошками. Чаще всего используется в виде ненаправленного лечения.

Наиболее универсальной и распространенной считается канистерапия, однако в процессе длительного лечения детей с врожденными пороками различной этиологии, стараются воспользоваться всеми видами терапии с животными. В работе с детьми, лишенными возможности передвижения, могут использоваться также реалистичные изображения животных и записи издаваемых ими дружелюбных звуков (например, песни дельфинов).

Канистерапия

Для каждого отдельного случая канистерапевт подбирает особую собаку в соответствии с характером пациента и назначением врача. Для подростка или взрослого человека, имеющего проблемы с социализацией, выбираются крупные особи спокойных, флегматичных пород. Такого же пса порекомендуют родителям малоактивных детей – на него можно будет лечь, подолгу его гладить и ощупывать.

Веселых, активных собачек, используют для групповых и индивидуальных занятий с подвижными, энергичными детьми. Один час такой игры поможет выплеснуть ребенку накопившуюся энергию, наполнить его положительными эмоциями, снять агрессию, плаксивость, угрозу истерических припадков.

Нередко собак используют для снятия ранних страхов, связанных с неприятным опытом общения с другими животными. Подсознательно именно образ собаки ассоциируется у человека с верностью, беззаветной преданностью, надежной дружбой, поэтому даже глубина детской фобии, как правило, не выдерживает нескольких сеансов подобной терапии.

Дельфинотерапия

На ихтиотерапию направляются не только люди с неутешительными диагнозами, но и беременные женщины, и даже те, кому не удается зачать ребенка. Все дело в ультразвуках, которые дельфины издают в виде отрывистых, клекочущих криков или протяжных, щелкающих песен – сила их воздействия настолько велика, что в дельфинарии с несколькими переговаривающимися животными может выйти из строя чувствительная аппаратура! На человеческий организм дельфиньи беседы производят только положительное воздействие, и особо тонко это чувствуют дети.

Дельфинотерапия подразумевает короткие, не более 25 минут, сеансы общения с животными. И этого времени, помноженного на 8-10 встреч, хватает для длительного положительного эмоционального запаса. Тактильная терапия с животными только усиливает эффект, а дети охотно гладят бока и плавники этих необычных лекарей.

Иппотерапия

Кроме уникального воздействия на тазовые мышцы от неторопливой поездки верхом в специально оборудованном седле лошади, общение с этим удивительным животным наполнено позитива и спокойного умиротворения.

Для детей и подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата ощущение движения, связанное с непосредственной близостью могучего животного, является уроком безграничного доверия и открытием новых возможностей. Постепенно уверенность в собственных силах и чувство защищенности в процессе общения с лошадью перерастает в бесценный опыт общения в социуме.

Фелинотерапия

Об энергетическом потенциале домашней Мурки, знают все. Так же как и о невероятной способности кошки распознавать слабые места человеческого организма. Кошка улавливает психоэмоциональный фон контактирующего с ней человека, при получении тревожных импульсов своими ласками вынуждает хозяина к тактильному ответу в виде поглаживания. В эти минуты организм человека неконтролируемо посылает ответную реакцию – усиленный синтез окситоцина, который при попадании в кровь вызывает психоэмоциональное ощущение нежности, любви, желания делать добро.

Люди, имеющие в анамнезе болезни сердца и сосудов, замечают, что после общения с кошкой показатели АД часто приходят в норму, тахикардия прекращается, уходят сердечные боли. Инсулинозависимые диабетики ощущают меньшую потребность в препаратах для снижения сахара, так как основная причина повышения уровня глюкозы – стрессы – подавляется в присутствии питомца.

В доме, где есть маленькие дети и одновременно проживает кошка, реже сталкиваются с педиатрическими и ЛОР-заболеваниями, аллергиями, желудочными расстройствами.

Противопоказания к проведению метода

Противопоказаниями к зоотерапии выступают как общие, так и местные факторы. Общими считаются:

  • острые инфекционные заболевания у человека;
  • заведомо отрицательный настрой к подобному лечению;
  • тяжелые расстройства психики.

К местным противопоказаниям можно отнести индивидуальную непереносимость шерсти, слюны, перхоти животного, а также негативную реакцию конкретной особи, с которой предполагается проводить лечение. В последнем случае специалисту придется заменить животное, так как хорошего результата при отрицательном отношении пациента к животному добиться невозможно.

Источники:

http://psylive.com.ua/pro-psihologov/pet-terapiya.html
http://www.psychologies.ru/wellbeing/pet-terapiya-kak-jivotnyie-nas-lechat/
http://formulazdorovya.com/1332508738513012739/terapiya-zhivotnymi-effekt-i-primery-lecheniya/

Ссылка на основную публикацию