Почему казахи «дарят» детей бабушкам и дедушкам — традиция «Немере алу. Новые казахи. «Имя своему ребенку я давал сам

ДЕТСКИЕ ТРАДИЦИИ И ОБЫЧАИ ПРИ РОЖДЕНИИ РЕБЕНКА У КАЗАХОВ

Для казахов рождение ребенка всегда было значительным и радостным событием. До сих пор сохранилась пословица “Балалы уй базар, баласыз уй мазар”, что значит «Дом с ребенком — веселье и счастье, без ребенка подобен могиле»

У казахов существует множество традиций и обычаев, связанных с рождением ребенка и его воспитанием. В детских традициях и обычаях заложен многовековой опыт и различные древние верования.До 5–6 лет и мальчики, и девочки воспитывались вместе. Все обряды, совершаемые над детьми в младенчестве, не несут половой специфики. Некоторые особенности обрядов младенческого цикла для мальчиков и девочек касаются не сути выполняемого ритуала, а деталей. Каждая семья не представляет своего счастья без детей, особенно мальчиков – продолжателя рода по отцовской линии. Свекровь делилась жизненным опытом с молодой невесткой, чтобы она легко могла перенести всевозможные трудности. Каждый, кто узнавал о рождении ребенка, особенно если это был сын – продолжатель рода, спешил первым оповестить родных и близких криком суюнши (известие). Все сразу понимали, что он пришел с добрыми известиями. За это, согласно традиции давали подарок.

У казахов, как и у многих других народов, сохранились представления о том, что ребёнок подвергался наибольшей опасности в первые сорок дней жизни, так как согласно домусульманским представлениям, ребенка надо было оградить от злых духов, которые могли подменить ребенка.Поэтому в течение 40 дней ночами возле люльки горел светильник (шыра?), поскольку по народному пониманию всякая нечисть боялась огня и света.Младенческая одежда, даже обереги, пришивающиеся на нее, не имели различий для мальчиков и девочек. Сразу после рождения ребенка заворачивали в чистую ткань. Материю старались брать от одежды пожилых людей или от пеленки ребенка из многодетной семьи.Затем, до обряда сорокадневия, ребенка вне зависимости от пола одевали в ритуальную рубашку “ит койлек”, которую после выполнения всех обрядовых процедур заменяли обычной младенческой рубашкой.

В этот период у казахов обычно отмечались первый, третий, и пятый, седьмой и сороковой дни. В первый день молодежь без приглашения собиралась на шилдехана, чтобы отменить по традиции рождение ребенка. Наиболее важную роль в праздниках играла “кындык шеше”. Она становилась для ребенка как бы второй матерью, “кындык шеше”, буквально пуповинная мать,т.е.крестная мать. Она играет наиболее важную роль в первые сорок дней жизни ребенка и является наиболее почетным гостем. Крестная мать обязательно должна быть энергичной, благовоспитанной, честной , так как согласно магическим верованиям, бытующим у казахов, ее качества передаются ребенку. Она была наиболее почетным гостем, в каждый из упомянутых дней приносила ребёнку и его матери подарки.

Затем на сороковой день от рождения ребенка проводилcя детский обычай колжа. Колжа – ритуальное угощение матери после родов. Блюда предназначались главным образом для восстановления сил роженицы. Именно ей, в первую очередь, подавался горячий бульон и только потом угощались остальные. Для такого случая приносили в жертву молодую овцу и отваривали её. Большое значение придавали шейному позвонку. Участники трапезы откусывали мясо зубами. Причем первая это делала роженица, а последняя киндик шеше (вторая мать). После трапезы кость не выбрасывали, а насаживали на палочку сквозь спинномозговой канал и вешали на женской половине юрты. Снимали его только тогда, когда ребенок умел держать голову.

На сороковой день также осуществлялся другой детский обычай кыркынан шыгару, что в переводе означает “вывести из сорока дней”. Особенностью обряда сорокадневия (кыркынан шыгару) является срок его исполнения: для мальчиков на один день раньше (чтобы был сильный и смелый), а для девочек — на один день позже (чтобы была прилежная, спокойная и послушная. Ребенка купали в соленой воде, и после купания поливали младенца сорока ложками ритуальной воды. В чашу предварительно клали монеты и серебряные украшения – подарок женщинам, которые участвовали в священнодействии. В этот же день ребенку в первый раз стригли волосы и ногти. В этих обычаях участвовали только женщины, которые одаривались подарками. Обязательным ритуалом была раздача лепешек, испеченных к этому событию.

Из традиционных детских обрядов у казахов наиболее интересным был тусау кесу (разрезание пут). Ребенку начинающему ходить перевязывали ноги черно-белым шерстяным шнуром, который затем перерезала многодетная, энергичная, подвижная женщина, передавая ему тем самым свои качества. Разрезанный шнур затем сжигали. Этот детский обычай очень символичен:для ребенка как бы открывалась новая жизнь, а черно-белый шнур символизировал жизнь с ее непостоянством, впереди было много испытаний и их надо пройти достойно.

Наши предки особое значение придавали такому детскому обряду, как ат кою (наречение) или Азан Шакыру (зов). Суть этого обряда заключалась в том, что через сорок дней после рождения ребенка собирались аксакалы аула и с утренней молитвой давали ему имя. Обычно имя давал старший из родственников. Мулла произносил молитву и три раза произносил в ухо ребенку его имя.

Также у казахов существовал обычаи бесик салу (класть в колыбель). Этот обычай доверяли киндик шеше (вторая мать). Она накрывала младенца семью вещами: специальным одеялом, халатом, кибинеком, шубой и сверху, если младенец мальчик, клали узду и нагайку, чтобы был хорошим наездником, а также нож, чтобы защитить от злых духов, а если младенец девочка, в колыбель клали зеркальце и раческу, чтобы выросла красавицей.

Среди казахского народа до настоящего времени бытуют приметы и обычаи, связанные с рождением ребенка, которые интересны, не оставляют никого равнодушным. Вот некоторые из тех, которые складывались с незапамятных времен и передавались от поколения к поколению:

  • у казахов запрещено изумляться новорожденному и говорить при этом: “Какой красивый!” Если такие слова ненароком сказаны, то затем нужно трижды сплюнуть. Некоторые родители начали делать метки (танба) на лбу, чтобы не сглазили ребенка;
  • нельзя качать колыбель – бесык, в которой нет ребенка. Ибо так свойственно вести себя несчастной матери, потерявшей разум из-за смерти ребенка. Качать пустую люльку – накликать подобное горе;
  • добрая примета и повод для радостной встречи, когда младенец, наклонив голову, смотрит назад промеж своих расставленных ног. В таких случаях говорят, что он высматривает дорогу, путник приближается, издалека прибывают сородичи;
  • ребенка, оказавшегося у кого-то дома, не отпускают без гостинца. Это делается для того, чтобы у него не пропадали интерес к жизни, любознательность, не постигло разочарование, не охладело сердце и, чтобы приветивший его очаг, согревался приятным впечатлением и желанием ребенка вновь навестить своих добрых знакомых. Казахи считают, что если ребенок испытал холодный прием и ушел разочарованным, то с потолка негостеприимного дома уходит счастье, с престола – успех, а со стола – достаток.
Читать еще:  Течет молоко между кормлениями что делать. Мало молока или течет из груди молоко — что делать

Таким образом, вышеизложенные детские традиции и обычаи играли и играют немаловажную роль в воспитании ребенка и его дальнейшей жизни.

Форум города Уральск

По казахской традиции

LittleMan 22 Апр 2009

я говорил тока о первенце, если бы я побоялся какашек то и других отдал бы ..хех
главное для меня чтоб были счастливы предки, радовались внуками

Не боишься, что за год родители так сильно привяжутся к младенцу, что отдавать не захотят? И потом, первый год жизни ребенка самый тяжелый. После всего перенесенного точно отдавать не захотят!

PS прикольно отвечать в теме, в заголовке форум выдает” Ответ По казахской традиции”

KazAXC 22 Апр 2009

Не боишься, что за год родители так сильно привяжутся к младенцу, что отдавать не захотят? И потом, первый год жизни ребенка самый тяжелый. После всего перенесенного точно отдавать не захотят!

возможно. Но пока еще отцовские инстинкты не проснулись, рано судить . хех

пока у меня тока здравые мысли, посмотрим когда действительно стану отцом .

Жестокова 22 Апр 2009

По казахской старинной традиции первого родившегося сына
отдают на воспитание Дедушке с Бабушке (родителям отца)!

Тему завел про традицию, а где же объяснение?
Итак вопросы:
1.Почему первого сына?
2.Почему отдают родителям отца?
3.Когда возникла такая традиция и почему?

Mango 22 Апр 2009

merkhat 23 Апр 2009

Тему завел про традицию, а где же объяснение?
Итак вопросы:
1.Почему первого сына?
2.Почему отдают родителям отца?
3.Когда возникла такая традиция и почему?

ОТвечаю:
Это все веками сложивщаяся традиция!
Щаче всего родителям отца! в современном Казахстане иногда и родителям матери!, как в моем случае!
Так же у казахов есть закалка: Внуки о тдочерей – это не ВНУКИ от СЫНОВЕЙ.
ВНУКИ от СЫНОВЕЙ – всегда теплее!
т.к. Кыз максаты кету (поговорка), перевод – Цель дочери покинуть очаг, что то вроде так.

ЕЩЕ ОДНА ТРАДИЦИЯ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ.
Самый младший сын либо дочь если нет сыновей практический ОБЯЗАН ЖИТЬ С РОДИТЕЛЯМИ ДО КОНЦА ИХ ЖИЗНИ.
ЭТО ТРАДИЦИЯ сложилась дабы не бросали дети родителей!
Если сын или дочь единственный то тут уже даже выбора нету!
А если случается так: жених и невеста оба единственные дети, то решают савместно их родители при сватовстве с кем будут жить!

KazAXC 23 Апр 2009

U_Shlepak 23 Апр 2009

ArtMind 23 Апр 2009

merkhat 24 Апр 2009

Имхо, глупо внуков от дочерей любить меньше внуков от сыновей. Ой как глупо и обидно для самих внуков.
Не раз убеждался в том, что в подобных случаях детям обидно видеть, как ими пренебрегает их собственная бабушка чуть ли не в глаза говорит, что это “другие” внуки и поэтому любит она их меньше.

Вообще гонево!
Хорошо у меня семья космополитичная, а так бы женился на троюродной сестре ))

Это серьезно, не гонево.
Взято из жизни!
примерчик: поселок, многодетная семья, бабка с дедом: у них на руках несколько внуков, из них все кроме одной со стороны дочерей!
Бабка с дедом утром всех собирают в детсад, родители детей все на работу!
по пути в сад внучка от сына заявляет что не хочет сегодня в садик, дальше бабка с дедом доводят всех остальных в сад, а внучку от сына обратно забирают домой. объясняя тем что немере ыстык кой(немере теплее). (немере – внуки от сыновей, жиен – внуки от дочерей) :new_russian:

U_Shlepak 24 Апр 2009

ArtMind 24 Апр 2009

Это серьезно, не гонево.
Взято из жизни!
примерчик: поселок, многодетная семья, бабка с дедом: у них на руках несколько внуков, из них все кроме одной со стороны дочерей!
Бабка с дедом утром всех собирают в детсад, родители детей все на работу!
по пути в сад внучка от сына заявляет что не хочет сегодня в садик, дальше бабка с дедом доводят всех остальных в сад, а внучку от сына обратно забирают домой. объясняя тем что немере ыстык кой(немере теплее). (немере – внуки от сыновей, жиен – внуки от дочерей) :new_russian:

Что тут серьезного? это полный отстой )))

бабка с дедом живут по мануалам! )

Жестокова 24 Апр 2009

ОТвечаю:
Это все веками сложивщаяся традиция!
Щаче всего родителям отца! в современном Казахстане иногда и родителям матери!, как в моем случае!
Так же у казахов есть закалка: Внуки о тдочерей – это не ВНУКИ от СЫНОВЕЙ.
ВНУКИ от СЫНОВЕЙ – всегда теплее!
т.к. Кыз максаты кету (поговорка), перевод – Цель дочери покинуть очаг, что то вроде так.

То,что традиция складывалась веками и так всем известно.Традициям,вообще,свойственно формироваться не один день. :smile3:
У многих народов,опять же сложилось исторически, власть и наследство передают старшему сыну по отцу.Дочери считаются обузой,так как не могут быть воинами или охотниками, следовательно их цель рожать воинов,кормильцев,защитников.Это ,так скажем, устой патриархата.
Традиция жива не только у казахов. Татары так же поступают,у киргизов есть такой же обычай.
Я вопрос задала : Когда и почему такая традиция возникла. Вы,merkhat,так и не ответили на этот вопрос.
Собственно к чему я веду:с течением времени многие традиции,продиктованные практичностью определенного уклада жизни, теряют целесообразность.Для того, чтобы не задаваться вопросом хорошая традиция или плохая, нужна она или нет, нужно знать почему традиция появилась и решить уже следовать ей или нет.
Лично мое мнение как матери:
1) моему ребенку прежде всего нужно мое молоко,бабушка ,где его возьмет,если живет отдельно от меня?Хорошо, я буду приносить его в бутылочках, но чем чаще я буду это делать, тем быстрей у меня молоко кончится и мой ребенок потеряет много ценного,в том числе и общение со мной.Новорожденному кроме мамы,по большому счету,никто и не нужен.
2)Я рожала для того,чтобы иметь смысл жизни, чтобы было ради кого жить, кому передать свои знания и опыт,так почему же я должна отдать ребенка и как арестантка ходить к нему на свидания?
3)Войны нет, прятать,защищать ребенка нет нужды.
4)Бабушка и дедушка уже пожилые люди.У них нет сил и энергии 24 часа в сутки уделять время маленькому сорванцу.
5)Бабушка и дедушка всегда балуют, позволяют кушать что угодно и вести себя как угодно,лишь бы ребенок не плакал.
Для меня такая традиция не приемлема.Я считаю, что она вредит и моей психике и психике ребенка.

Читать еще:  Лучше не молчать. Цитаты про молчание

Взято из жизни!
примерчик: поселок, многодетная семья, бабка с дедом: у них на руках несколько внуков, из них все кроме одной со стороны дочерей!
Бабка с дедом утром всех собирают в детсад, родители детей все на работу!
по пути в сад внучка от сына заявляет что не хочет сегодня в садик, дальше бабка с дедом доводят всех остальных в сад, а внучку от сына обратно забирают домой. объясняя тем что немере ыстык кой(немере теплее). (немере – внуки от сыновей, жиен – внуки от дочерей) :new_russian:

Во-первых : родители и сами могут по пути на работу отвести детей в садик
Во -вторых:внучка эта избалована уже хуже некуда, дома не могла сказать , что не пойдет?
В-третьих :остальные значит так никто, а эта родная? И на хрена мне такие бабушка с дедушкой, которые не умеют разделить по ровну свою любовь на всех внуков и детей?

Каждый, конечно , сам принимает для себя решение, но все же думать нужно прежде всего о благополучии ребенка.

merkhat 24 Апр 2009

когда и почему эта традиция возникла я не знаю, не углублялся в историю возникновения.
в самом начале я привел пример из собственной жизни, из жизни моих родителей, и я задался вопросом почему так было?
в ответ я услышал – что это традиция сынок!

я не склонник того чтобы, дед и бабка больше любили внуков от сыновей, но таков пример жизни.
но я воспитывался и родителей матери, т.к. жили рядом.
а мои родители воспитывались у родителей отцов!

merkhat 24 Апр 2009

KazAXC 24 Апр 2009

to Жестокова

1) у казахов испокон веков многодетные семья (именно по этому они отдавали без проблем первенца, как так они сразу же берутся за второй)
2) речь не идет о разлуке от материнской груди, ребенка обычно отдадут когда молоко закончится (8-9 мес.)
3) насчет разницы внуков – да оно есть, но со веременем вляние этой концепции слабеет (но все таки хоть ради шутки деды и бабушки говорят что внук от сына – это внук)
4) дед и бабушка может быть не такими уж старыми (50 лет ныне нормальные деды . хех)
5) согласен что они очень балуют сорванца, но есть и такие родитель которые не меньше балуют своего чада

Для казахов и для меня в том числе долг перед РОДИТЕЛЯМИ (АТА-АНА АЛДЫНДАГЫ КАРЫЗ) превыше всего

Жестокова 24 Апр 2009

merkhat 27 Апр 2009

ЕЩЕ ОДНА ТРАДИЦИЯ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ.
Самый младший сын либо дочь если нет сыновей практический ОБЯЗАН ЖИТЬ С РОДИТЕЛЯМИ ДО КОНЦА ИХ ЖИЗНИ.
ЭТО ТРАДИЦИЯ сложилась дабы не бросали дети родителей!
Если сын или дочь единственный то тут уже даже выбора нету!
А если случается так: жених и невеста оба единственные дети, то решают савместно их родители при сватовстве с кем будут жить!

давайте обсудим эту тему

27 Апр 2009

Самый младший сын либо дочь если нет сыновей практический ОБЯЗАН ЖИТЬ С РОДИТЕЛЯМИ ДО КОНЦА ИХ ЖИЗНИ.

надо бы в отельную тему вынести я думаю будет.

у меня коллега так живет с женой и родителями. родители его как кошелек используют и еще думают что детей аисты приносят. ему уже за далеко 30, а детей все нет. оформил ипотеку, так мама с папой сказали что к нему поедут, а старую в аренду сдадут. мучается он пипец, даже машину до сих пор не может купить. а зарабатывает неплохо.

Ukraino4ka 27 Апр 2009

Matilda 30 Апр 2009

давайте обсудим эту тему

Да это вообще дибилизм. Если есть возможность жить отдельно – надо жить отдельно. Иначе все может просто к разводу привести.

Почему казахи «дарят» детей бабушкам и дедушкам — традиция «Немере алу»

Казахи к воспитанию детей относятся очень серьезно. «Бала үйдің патшасы» («Ребенок — царь семьи») — это неписаный закон, который появился много веков назад и сегодня выполняется беспрекословно. Любить детей такое же незыблемое правило, как и уважать старших. Все это находит свое отражение в обычаях и традициях народа.

У казахов существовали магические приемы, которые, как считалось, были направлены на защиту жизни и здоровья ребенка, нейтрализацию отрицательного внешнего влияния и формирования его счастливой жизни.

Читать еще:  Как правильно убрать кутикулу в домашних условиях: практические советы. Как убрать кутикулу в домашних условиях. Обзор эффективных методов удаления

Например, после рождения малыша у изножья ставили адалбақан (дословно переводится как честный шест, столб). Адалбақан воспринимался как древо жизни, считалось, что он его способствует выживанию.

Этнограф Акселеу Сейдимбек описывает интересную традицию. Прежде чем впервые приложить новорожденного к груди матери, к малышу прикасались языком сороки, чтобы он обучился семи иностранным языкам. Если же прикасались домброй, то прочили будущее музыканта, а если куском курдючного сала — хотели, чтобы ребенок стал богатым.

Слабого или недоношенного ребенка называли шақалақ. Такого младенца для обеспечения тепла и во избежание опрелостей клали в меховой зимний головной убор – тымақ. Он заменял ему колыбель до достижения 9-месячного возраста.

Тымақ летом подвешивали на зазубрины кереге юрты в разных местах, а зимой – на гвоздь, вбитый в стену қыстау (зимовки). При этом количество гвоздей должно было равняться числу дней, которые мать не доносила ребенка.

Согласно этикету, при кормлении малыша при посторонних женщине следовало прикрывать грудь во избежание сглаза. 40 дней после рождения матери запрещалось мыть руки холодной водой. Считалось, что иначе младенец мог вырасти жестоким.

Еще одна примета:

если при кормлении ребенок крепко держится за грудь, он вырастет жадным, если нет — щедрым

Сразу после рождения проводили той «Шілдехана», куда приглашали только молодых.

В те времена дети часто умирали в младенчестве, поэтому обязательно проводился обряд «үзеңгіден өткізу» (проведение через конский стременной ремень).

Ребенок дедушки и бабушки

Примет, обрядов и традиций, касающихся детей, у казахов очень много.

Первого ребенка называют «тұңғыш» (первенец), последующих – ортаншы (средний), а самого младшего – кенже.

У казахов не принято называть количество детей. Также нельзя интересоваться, сколько детей в семье

Можно только поинтересоваться, есть ли дети, на что дается ответ — «жаратушының бергені бар» (есть, подаренные Создателем).

Согласно этикету, при старших родственниках и родителях молодая чета не ласкала своих детей, говоря им, что они атасының баласы, апасының баласы (дети дедушки и бабушки).

Признание внука младшим ребенком дедушки и бабушки — древняя казахская традиция

Причину ее появления хорошо описал Аип Нусипокасулы в своей книге «Тал бесіктен жер бесікке дейін» («От деревянной до земляной колыбели»):

«Казахский народ создал эту традицию в силу того, что более старшие имеют большой жизненный опыт в воспитании детей. Поэтому они и брали себе на воспитание первых, вторых и даже третьих внуков сразу после окончания кормления их грудью. Внука они называли «кенже» (младший). Бабушки-дедушки заботились о них и делали все, чтобы ребенок вырос достойным членом общества.

Ата и әже забирали внуков, зная, что молодые родители еще не имеют необходимого опыта в воспитании

Среди казахов до сих пор бытует древняя пословица «Екі баланың ортасындағы кәрі – бала болады, екі қарияның ортасындағы бала – дана болады» (Старец среди двух детей становится ребенком, а ребенок среди двух старцев – мудрецом).

Дети, получившие воспитание дедушки и бабушки, обычно вырастают людьми, которые прекрасно знают и чтят традиции. Считается, что они более человечны и справедливы».

Кенже-современники

Казахи и сейчас придерживаются этой традиции.

Певца Димаша Кудайбергена воспитали дед Кудайберген и бабушка Миуа

Казахи всегда относились с открытым сердцем к представителям других национальностей. Нередки случаи, когда они становились родителями для детей других наций. В Алматы живет Клара Александрқызы — так по-казахски себя именует дочь корейского народа, президент «Общества дружбы «Казахстан – Корея» Клара Александровна Хан, свободно владеющая казахским языком.

В Казахстан она приехала с родителями Александром Ханом и матерью Марией Ким 10 декабря 1937 года в вагонах для скота. Тогда ей было 2 года. Депортированных корейцев казахи приняли как своих близких и делились всем, что у них было. Семья Ханов начала новую жизнь среди казахов Кзылординской области.

Александр учился в педагогическом институте, там подружился с Байшаковым Абжамилем, который был 17-м ребенком в семье. К большому несчастью, 16 детей его родителей умерли еще в младенчестве.

Когда Александр с женой приехали в аул своего друга, родители Абжамиля приняли его как родного сына и сказали: «Бог нам дал еще одного сына. Ты будешь нашим старшим сыном. У нас, казахов, по традиции первый внук считается младшим ребенком дедушки и бабушки, поэтому Клару мы берем себе».

Так девочка стала жить с казахскими дедушкой и бабушкой.

Продолжая традиции

Новые дедушка и бабушка души не чаяли в Кларе. В ауле тоже все полюбили маленькую девочку. Вскоре она заговорила на казахском.

Клара Александркызы с удовольствием рассказывает, как ей было хорошо жить с дедушкой и бабушкой, как они любили ее и баловали. Самое вкусное они отдавали Кларе, всегда брали с собой в гости, на тои и другие торжества.

Спать она ложилась между дедом и бабушкой, а поскольку усы и борода деда кололись, девочка отворачивалась от него и обнимала бабушку. А та просила внучку: «Пожалуйста, обними дедушку», тогда маленькая Клара поворачивалась к деду, который тут же спешил ее обнять.

До школы Клара говорила только по-казахски. В Кызылорду ее привез отец и отдал в первый класс школы с русским языком обучения. В первое время девочка не понимала, о чем говорила учительница. Она часто спрашивала у одноклассников на привычном для нее казахском языке: «Ана кемпір не деп қақсап жатыр?» (О чем говорит эта старушка?). Одноклассники громко смеялись, но вскоре она выучила и русский.

Казахский язык Клара считает родным и знает множество казахских народных традиций

В настоящее время Клара Александркызы живет со старшим внуком. Говорит, взяла к себе на воспитание, как и полагается по казахской традиции.

«Немере алу» – признание внука младшим ребенком — и сегодня является одной из самых популярных казахских народных традиций.

Источники:

http://studopedia.ru/15_35865_detskie-traditsii-i-obichai-pri-rozhdenii-rebenka-u-kazahov.html
http://forum.uralsk.info/topic/21374-%D0%BF%D0%BE-%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D1%85%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9-%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D1%86%D0%B8%D0%B8/page-3
http://365info.kz/2018/11/pochemu-kazahi-daryat-detej-babushkam-i-dedushkam-traditsiya-nemere-alu

Ссылка на основную публикацию