Почему ребенок постоянно истерит. Истерики у ребенка (2 года). Детские истерики: что делать

Истерики у ребенка (2 года). Детские истерики: что делать?

Каждый родитель знаком с детской истерикой: одни наблюдают ее реже, другие – намного чаще. Такое поведение ребенка – это настоящее испытание для мам, пап, бабушек и дедушек. Особенно если скандал происходит в общественном месте, и людям приходится наблюдать эту неприятную картину. Но на самом деле довольно часто бывают истерики у ребенка. 2 года – это переломный период.

Возраст от одного года до трех лет отличается тем, что в жизни малыша происходят огромные изменения: он получает новые знания, учится говорить, все понимает и многое умеет. Но, несмотря на это, некоторые вещи остаются для ребенка недоступными, и получить их самостоятельно он не может. Поэтому каждый отказ воспринимается очень остро и болезненно, а эмоции малыш проявляет через истерики.

В этот период ребенок может чрезмерно упрямиться и все делать наоборот, а его характер становится просто неузнаваемым: из послушного и доброго малыша он превращается в плачущего капризулю.

Истерики – это этап развития ребенка

К такому выводу пришли детские психологи. Дети учатся самоконтролю, но в 2 года ребенку сложно сдерживать свой гнев и агрессию, а выражать чувства словами им еще не под силу. После трех лет, когда малыш научится выражать свои эмоции словесно, истерики должны пойти на спад.

Иногда родители жалуются на то, что ребенок капризничает и устраивает скандалы только в присутствии родителей. Это может быть связано с тем, что малыш проверяет границы дозволенного, но при этом не готов демонстрировать свои чувства тем людям, которым он не доверяет.

Причинами истерик могут стать элементарные мелочи, которые практически невозможно предугадать. Но психологи выделяют ряд факторов, которые провоцируют детские истерики.

Беспокойство или болезнь

Маленький ребенок не всегда может показать, что именно у него болит. И тем более он не знает, как объяснить взрослому, что плохо себя чувствует. Родители должны проявить бдительность и понаблюдать за малышом. Признаком недомогания может быть сниженный аппетит, чрезмерная возбудимость или плач без видимой причины.

Естественно, болеющий ребенок становится центром семьи, поэтому даже после выздоровления он может требовать такого же к себе внимания. Если родители уверены, что малыш чувствует себя хорошо, и он абсолютно здоров, то такие манипуляции необходимо «гасить» и не поддаваться.

Борьба за внимание

Нередко из-за недостатка родительского внимания случаются истерики у ребенка. 2 года – сложный период. Чтобы решить проблему, в первую очередь необходимо определить, насколько обоснованны эти требования. Возможно, это не просто капризы, и малыш действительно считает себя обделенным и одиноким.

Главная задача родителей – найти грань, когда заканчивается удовлетворение потребностей и начинается эгоизм. Если плачем малыш старается привлечь внимание, но взрослые и так постоянно находятся рядом с ним, не стоит идти на поводу у маленького командира при первом же крике.

Получить желаемое

Зачастую из-за того, что невозможно получить желаемое, бывают истерики у ребенка. 2 года – это период, когда малыш хочет получить желаемое любыми способами. Это может быть понравившаяся игрушка или нежелание покидать площадку, или что-то еще, что непременно следует получить «здесь и сейчас».

Родительские запреты не всегда понятны ребенку, и временами донести суть до малыша очень сложно в силу его возраста. Сейчас для него существует много искушений, с которыми ему невероятно сложно бороться. Поэтому родители не должны специально искушать малыша. Лучше убрать с его поля зрения все предметы, которые могут ему понравиться, и не брать его с собой в торговые точки с детским ассортиментом и сладостями.

Не стоит думать, что ребенок еще слишком мал и ничего не понимает. Детские истерики – это способ проверить грани дозволенного и протестировать родителей на стрессоустойчивость. Поэтому необходимо быть последовательным и непоколебимым, чтобы малыш понимал, что запрет не будет отменен. Противоречивые действия запутывают ребенка и побуждают его придумывать для взрослых новые испытания.

С малышом нужно разговаривать на равных и объяснять ему, почему его желание не может быть сейчас исполнено. Со временем ребенок уяснит, что родительское «нет» не подлежит оспариванию, и капризы в этом случае бесполезны.

Авторитарный стиль воспитания и детское самоутверждение

В большинстве случаев ребенок закатывает истерики, если пытается выразить родителям протест. Возможно, авторитарное воспитание не дает малышу выражать себя, поэтому он бунтует. Не стоит забывать, что дети – тоже люди, и им нужна определенная доля свободы.

Восторженное отношение родителей к ребенку приводит к тому, что малыш становится поблажлив к себе, но абсолютно нетерпим к окружающим. Отсутствие постоянного внимания вызывает у ребенка бурю негативных эмоций, которые находят выход в истерике.

Чтобы дети развивались гармонично, взрослые должны соблюдать правильный баланс опеки и свободы. Когда ребенок будет уверен, что его мнение ценят и уважают, он легче будет принимать запреты.

Капризы без причины

Иногда случаются без причины истерики у ребенка. 2 года – возраст, когда малыш не может объяснить, из-за чего он расстроился. Чтобы разобраться в ситуации, родители должны проанализировать последние события. Возможно, в семье напряженная обстановка или малыш просто не выспался. Все люди имеют разный характер и индивидуальные особенности, поэтому все дети по-своему реагируют на происходящее.

Как избежать истерик?

Родители, у которых 2 года ребенку, знают, что полностью избежать истерик не получится, но можно принять меры, чтобы уменьшить последствия.

  • Малыш должен хорошо высыпаться.
  • Необходимо соблюдать режим дня.
  • Не стоит планировать день так, чтобы ребенок получал большое количество новых впечатлений. Если это неизбежно, то следует позаботиться о том, чтобы было чем развлечь малыша.
  • Нужно учить детей выражать свои чувства. Необходимо мягко подсказывать им, как правильно это делать, и помогать подбирать слова.
  • По возможности надо предоставлять ребенку право выбора хотя бы в тех вопросах, которые не являются принципиальными.
  • Обо всех изменениях в распорядке дня необходимо предупреждать заранее, например, за пять минут до обеда малышу нужно сообщить, что скоро он будет кушать.

Если истерика уже началась…

Многие родители задаются вопросом: у ребенка истерика – что делать? Прежде всего, нужно запомнить, что нельзя угрожать малышу наказанием, если он истерит. В этом случае ребенок будет копить агрессию и обиду, которые разрушают его психологическое здоровье и провоцируют новые скандалы. Взрослые должны вести себя спокойно и уверенно, выражая понимание. Со временем дети учатся контролировать свои эмоции и следить за своим поведением.

Но не стоит всячески задабривать и поощрять ребенка только для того, чтобы он успокоился. Это даст ему уверенность в том, что так можно вести себя для того, чтобы получить желаемое. Не нужно что-то объяснять малышу в момент криков и плача, вряд ли он усвоит обращенные к нему слова. Лучше подождать, пока он успокоится.

Если часто наблюдаются истерики у ребенка, Комаровский советует родителям научиться говорить «нет». Принятое решение нельзя менять или смягчать, чтобы малыш не начал манипулировать взрослыми. Потакание детским капризам приведет к потере рамок дозволенного, поэтому малыш с новым упорством будет их искать.

Пока ребенок не успокоится, говорить необходимо тихо, но твердо. Свою позицию следует аргументировать и приводить доводы, которые будут понятны малышу в его возрасте.

Поиск компромиссов

В том случае, когда ребенок просыпается с истерикой, стоит убедиться, что его сон был полноценным и достаточно продолжительным. Возможно, следует укладывать его спать немного раньше. Но такое поведение может наблюдаться вследствие возбудимой нервной системы и индивидуальных особенностей малыша. Родители могут попробовать сделать утро более приятным и спокойным, предоставив ребенку самому решать, что ему съесть на завтрак: нелюбимую кашу или вкусный творожок. Иногда компромиссы творят чудеса, к тому же ребенок учится договариваться и уступать.

Истерика у ребенка в 2 года. Что делать и как реагировать на детские истерики

Истерики у детей раннего возраста — это довольно частое явление. Наверно, каждый родитель сталкивается с тем, что ребёнок закатывает истерики в той или иной степени.

Хорошо, если истерика у ребёнка проявляется только плачем. Некоторые ситуации доходят до того, что малыш даже начинает биться головой о стену или о пол. В такие моменты родители либо не обращают внимание на карапуза и его выходки, либо делают все что угодно, лишь бы ребёнок успокоился, либо в порыве гнева начинают выплескивать негативные эмоции на малыша, ругаясь и крича, тем самым ещё больше усугубляя ситуацию.

В этой статье мы поговорим о причинах детских истерик в 2 года, ведь именно в этом возрасте малыш уже осознает себя, как личность.

Наблюдая за родителями и их поведением, ребёнок начинает понимать, как можно манипулировать тем или иным близким человеком.

Как справиться с истериками ребёнка и как их предотвратить в будущем?

Читать еще:  Цитаты про благодарность. Спасибо! Красивый стих спасибо

Почему ребёнок закатывает истерики. Причины

Вообще, истерика у ребёнка -это явление нормальное. Таким образом маленький человечек хочет отстоять свою позицию, получить желаемое. Также возбужденное состояние малыша может свидетельствовать о заболеваниях, переутомлённости, голоде.

Специалисты называют истерикой состояние, в котором ребёнок не способен самостоятельно справиться со своими эмоциями, его нервная система возбуждена. В этот момент на него не действуют ни уговоры, ни слова, он не может успокоиться. В некоторых случаях врачи могут назначить успокоительное средство.

Что может стать причиной истерики двухлетнего малыша?

  • В двухлетнем возрасте у карапуза уже появляются определенные желания. Не всегда он может правильно объяснить своим родителям, что именно хочет. В результате возникает недопонимание между взрослыми и ребенком. Малыш осознает, что его не понимают и от собственного бессилия может закатывать истерики.
  • Малыши становятся очень капризными, когда заболевают или у них что-то болит: голова, ручки, ножки.
  • В случае, если ребенок голоден, устал или не выспался. Маленький человечек в таком возрасте может не понимать причину своего плохого самочувствия и начинает капризничать.
  • Нехватка внимания. В таких ситуациях малыш будет пытаться любыми способами привлечь внимание взрослых, в том числе и криками.
  • В период формирования личности, дети часто копируют поведение окружающих людей. В частности, пример для него являются родители. Если Мама и Папа часто пребывают в плохом настроении и раздражительны, не удивительно, что у малыша случаются капризы. Также дети подражают другим малышам. Например, когда маленький карапуз видит плачущего ребёнка, он может посчитать, что это нормально, таким образом копируя его поведение.
  • Истерики могут случаться у тех детей, от которых родные слишком много требует. В два года ребёнок ещё совсем маленький и многого может не понимать. В результате он начинает защищаться и плакать. И наоборот, родители, которые чересчур опекают своего ребёнка, лишая его самостоятельности, также могут стать причиной истерики маленького человечка.
  • С раннего возраста ребёнка нужно обучать нормам поведения. В противном случае, малыш не осознает, как правильно себя вести — за какие поступки его могут наказать, а за какие похвалить.
  • Малыш может устроить истерику, если его оторвать от какого-либо занятия.
  • Неправильная тактика воспитания. Например, если отнять у малыша какой-то предмет, но после продолжительных капризов этот предмет вернуть, то у ребёнка формируется определенная модель поведения. Он начинает понимать, что после его истерики, он получит желаемое.
  • Если ребёнок обладает определенным темпераментом (холерик или меланхолик). Такие детишки больше остальных могут быть склонны к истерикам.

2 вида детских истерик

Детские истерики можно разделить на два типа: контролируемые ребёнком и не контролируемые. Родителям важно понимать и отличать эти два вида, для того чтобы правильно помочь малышу в той или иной ситуации.

Истерика верхнего мозга.

Данный вид истерики полностью контролируется ребёнком. Она связана с тем, чтобы сиюминутно получить желаемое, либо с сильным недовольством чего-либо. К примеру, многим знакомая ситуация в магазине. Ваш ребёнок захотел новую игрушку, шоколадку, вещь или что-либо ещё.

На ваш отказ купить ему это, ребёнок закатывает истерику в магазине, не обращая внимания ни на что и ни на кого.

Такие капризы дети контролируют сами. Если же вы купите ему необходимую вещь, малыш тут же успокаивается и становится самым счастливым. Так дети учатся манипулировать взрослыми.

Что делать с контролируемой истерикой

Здесь существует только два варианта разрешения сложившейся ситуации:

  1. родители осуществляют желания ребенка, лишь бы их кроха перестал капризничать
  2. родители игнорируют истерику малыша

Если же мама и папа решили не становится объектом манипуляций своего чада, действовать следует аккуратно, без негативных эмоций, гнева или раздражения. В противном случае, есть вероятность усугубить данное положение. Необходимо всегда контролировать свои слова и эмоции, разговаривать с ребенком спокойным тоном.

Ни в коем случае не поддавайтесь истерикам малыша. Иначе он поймет, как следует действовать, чтобы все таки добиться своего.

С ребенком важно разговаривать. Объясните ему, почему именно в данный момент вы не можете осуществить его желание, либо купить требуемую вещь. Приводите аргументы! Малыш должен понять, что действительно существует весомая причина, а не просто потому что мама и папа так захотели.

Следуйте рекомендациям и, возможно, с такой истерикой вашего карапуза вы справитесь намного легче и быстрей:

  1. Ребенку нужно дать понять, что родители прекрасно понимают его и его желания
  2. Предоставьте малышу весомые аргументы вашего отказа
  3. Объясните малышу, что его поведение является совершенно ненормальным, предупредите о соответствующем наказании
  4. Пообещайте вашему крохе, что сможете приобрести ему желанную вещь, как только появится возможность.

Если ребенок не желает вас слушать и продолжает истерить, необходимо наказание привести в действие, как вы и обещали. А также по его собственной вине, он так и не получит того, что требует.

Малышу нужно понять, что не все его требования должны сиюминутно выполняться. Но в случае, когда он научится быть терпеливым и контролировать свое поведение, он все же сможет получить желаемое.

Истерика нижнего мозга.

Такой тип истерики противоположен вышеописанному, и ребенок не способен контролировать свои эмоции. У малыша возникают настолько сильные эмоциональные ощущения, что он просто не может с ними совладать.

Данное состояние схоже с состоянием аффекта, в котором ребенок не способен мыслить адекватно. В это время мозг малыша работает по-другому, и он любая речь родителей просто не доходит до сознания.

В данном случае существует только один способ успокоить кроху — облегчить нервное напряжение.

При такой истерики повышать голос на ребенка без толку, он все равно вас не понимает.

Что делать с неконтролируемой истерикой

Ни в коем случае нельзя пускать данную ситуацию на самотек, игнорировать малыша, оставлять одного.

Если в данном случае разговоры бессмысленны, то следуйте этим рекомендациям:

  1. Необходимо взять малыша на руки, обнять
  2. Разговаривайте ласковым и нежным тоном, пытаясь успокоить кроху. Говорите ему, что все хорошо.
  3. Прикосновения близкого человека способны остановить истерику ребенка. Поглаживайте его, нежно обнимайте.
  4. Отойдите подальше от места, где началась истерика.

После того, как ребенок успокоился, пробуйте с ним разговаривать. Ни в коем случае не ругайте малыша! В противном случае истерика может вспыхнуть снова. Родителям необходимо понять, почему случился приступ истерии.

Если вам удалось выяснить причину, которая вызвала такое состояние у ребенка, нужно провести беседу, разъяснить малышу, в чем и почему он был не прав и как следует себя вести. Воспитательный разговор должен быть очень мягким и тактичным.

Самое важное в истерики нижнего мозга — родительское тепло и способность утешить свою кроху!

Как реагировать на истерики ребенка и как успокоить

Мы разобрали основные причины, по которым ребёнок устраивает истерики. Поняв, почему конкретно малыш в настоящий момент капризничает, родителю следует предпринять меры.

Самое главное в этот момент -сохранить самообладание. Попытаться успокоиться, не срываясь на малыша, не применяя физическую расправу. Это только усугубит ситуацию. Как говорилось в данной статье, в двухлетнем возрасте могут случаться истерики, которые ребёнок не в состоянии контролировать. А гнев родителя только вызовет ещё больший плач карапуза.

  • Уведите ребёнка подальше от того места, где произошёл такой всплеск эмоций
  • Часто малыши показывают свои негативные эмоции перед мамой или папой, разигрывая спектакль. Достаточно просто уйти на некоторое время, затем вернуться. Ребёнок успокоиться и вскоре забудет причину своего бурного эмоционального состояния.
  • Поговорите с малышом. Если истерика случилась из-за того, что вы не купили желаемую вещь, четко объясните причину вашего отказа. При таких капризах ваш тон должен быть спокойным, но в то же время строгим. И ни в коем случае не идите на поводу у ребёнка, соглашаясь на все его прихоти. Дети очень хорошо чувствуют такие моменты, и в дальнейшем вы рискуете стать объектом для манипуляций карапуза.
  • Попробуйте отвлечь ребёнка. В двухлетнем возрасте детки быстро переключают своё внимание с одного предмета (действия)на другой.
  • В момент разговора с малышом, следует находится на уровне его глаз
  • Обнимите вашу кроху. Если малыш отказывается, не настаивайте, скажите ему, что он сам сможет подойти и обнять вас, когда захочет. Желательно, чтобы истерика закончилась в объятиях родного человека тихим плачем
  • Однократное игнорирование. Если, по вашему мнению, ребёнок закатил истерику из-за пустяка, можно просто не обращать внимание на его поведение в данный момент. Малыш, видя, что на него никто не реагирует , быстро теряет интерес к капризу. Только не злоупотребляйте таким игнорированием. В противном случае, маленький непоседа может почувствовать себя никому не нужным.

Помните, что занимаясь воспитанием малыша, важно уметь запрещать ребёнку, не поддаваясь никаким его капризам. С возрастом кроха уже должен понимать, что значит можно, а что — нельзя.

Как предотвратить истерику

Для того, чтобы ребёнка как можно реже охватывали приступы истерического состояния, необходимо соблюдать некоторые правила.

  1. у ребёнка должен быть правильный распорядок дня.
  2. Малыша необходимо обеспечить здоровым сном
  3. Уделяйте своему крохе как можно больше свободного времени
  4. Позвольте малышу быть самостоятельным в рамках разумного. Если ваше чадо хочет помочь вам помыть полы, дайте ему эту возможность.
  5. В течении дня не допускайте слишком ярких эмоций. Например, если вы собрались сходить в зоопарк, не следует перед этим слишком долго и активно проводить время на улице
  6. Научитесь договариваться с вашим малышом. Предвидя начало истерики, сразу же предложите какую-либо альтернативу
  7. Помните, что маленький человечек развивается, подражая окружающим его людям. Старайтесь быть всегда добры, вежливы в общении, терпеливы
Читать еще:  Любовь из прошлой жизни. Кармический брак: феномен узнавания бывших «половинок

Помимо повседневных капризов, многие родители сталкиваются и с ночными истериками ребёнка.

Начинаются они с не громких криков. Если в этот момент подойти к малышу, взять его на руки, то можно предотвратить возникновение истерического всплеска.

Для того, чтобы избежать истерики по ночам, необходимо:

  1. не переутомлять ребёнка вечером, не играть в активные игры. Достаточно будет спокойной вечерней прогулки, принятия ванны с прохладной водой, чтение книг.
  2. Не включайте телевизор, особенно мультфильмы с чудовищами или непонятными существами.
  3. Не переедать на ночь. Перед сном достаточно выпить стакан кефира.

Ошибки родителей: что нельзя делать во время детских истерик

Многие родители теряются, когда у малыша начинается истерика. Особенно, если это произошло в общественном месте. Молодые мамы и папы начинают действовать интуитивно, чувствуя себя некомфортно перед взглядами незнакомых людей.

В воспитании детей все действия должны быть последовательными и не противоречащими. Главные ошибки молодых родителей как раз именно в этом. Если вы ребёнку в чем-то отказали, то никакие уговоры и капризы не должны изменить ваше решение. Ваша позиция должна быть твёрдой до конца.

Малыша с раннего возраста следует приучать к словам «нет», «нельзя». Например, у вас есть определенное правило: вы не разрешаете своему крохе кушать сладкое до приема пищи. Этого правила должны придерживаться и другие родственники. Не допустима ситуация, где бабушки и дедушки нарушают данные уставы семьи.

Различные запреты никак не должны повлиять на взаимоотношения с ребёнком. Наказания и ограничения должны быть обоснованными и понятными малышу.

Другая типичная ошибка родителей — грубость, повышенный тон или физическая расправа в ответ на истерику малыша. Часто родители сами не могут совладать с негативными эмоциями и начинают кричать, ругаться на малыша. Такое поведение способствует новому и ещё большему всплеску истерики. Таким образом, у малыша страдает гаражная система.

Запомните: всегда нужно держать себя в руках! Вы взрослый, вы — самый главный пример для своего ребёнка!

Как предотвратить истерику у ребенка 2-3 лет: 7 приемов

Как избежать истерик. Что делать при капризах ребенка

Анна Быкова педагог, практикующий психолог, арт-терапевт и мама двух сыновей

Капризы и истерики детей доставляют много неудобств родителям. Но часто взрослые сами виноваты, считает психолог Анна Быкова: вместо дневного сна тащат малыша в торговый центр, или не предупреждают, что скоро пора заканчивать игру, или не умеют переключать внимание. Вот способы, которые работают, когда истерика еще не началась, но вскоре может случиться.

Это скорее даже не именно про истерику, когда ребенок падает на пол, бьет руками, ногами, а бывает, что и головой, а про любой громкий детский плач, вызванный двумя причинами: “Хочу!” или “Не хочу!”, который трудно выдержать взрослой психике.

Такой плач я делю на три типа: капризы, требования, протест. Критерием выступает осознанность ребенком своего желания.

Если ребенок точно знает, чего он хочет, и плачем добивается, чтобы ему это предоставили, — это требование.

Если ребенок точно знает, чего он не хочет, — это протест.

Если ребенок не знает, чего хочет, если он ничего не хочет, его просто все раздражает, — это капризы.

Причины капризов у детей

Причины, по котором “капризка” посещает ребенка:

  • Переутомление (к этому может привести нарушение распорядка дня, смена обстановки, обилие новых впечатлений).
  • Недомогание.
  • Чужое плохое настроение (дети хорошо считывают эмоциональное состояние близких).

Если это капризы, то бесполезно оказывать воспитательные воздействия в этот момент. Надо постараться успокоить себя, успокоить ребенка, накормить, спать уложить — что там по ситуации.

У ребенка истерика: что делать?

Сашке было два с половиной года, когда он закатил свою первую и, пожалуй, самую яркую истерику. Случилось это в магазине ИКЕА. Детский отдел. Деревянная железная дорога в собранном виде прибита, как экспонат, к вертикальному щиту. Сашка хочет яркие деревянные паровозики.

Я подаю ему коробку с паровозиками, но Сашка хочет именно те, прибитые гвоздями. Объясняю, что те — не отрываются. Даю Сашке самому попробовать оторвать от стены приколоченный экспонат. Снова предлагаю паровозики в коробке. Но Сашка хочет именно паровозики со стены. Падает в истерике на пол.

Поднимаю и сажаю его в тележку, надеясь, что сейчас быстро докачу орущего сына до кассы, оплачу выбранный товар, а потом переключу внимание сына с истерики на мороженое. Он, продолжая орать, выгибается и пытается вылезти из тележки, швыряет на пол паровозики в коробке.

И в этот момент посторонняя женщина начинает вопить в мой адрес: “Что за мать?! У ребенка истерика!” (Ну конечно, а то я без нее не заметила. ) Придерживая Сашку в тележке, выруливаю на финишную прямую. Странная женщина преграждает мне путь. Видимо, чтобы я могла дослушать ее тираду: “Понарожают, а воспитывать не умеют!”.

Анализирую ситуацию. Если я сейчас вступлю с ней в полемику, то уже не смогу сохранять спокойствие: риск эмоционального заражения слишком высок. Двух орущих моя психика не выдержит. В результате я удаляюсь от женщины, бросив тележку с товаром. Сашка выгибается у меня в руках, бьет ногами.

Покидаю магазин, сажусь на ближайшую лавочку, беру ребенка на колени. Одной рукой, обнимая, фиксирую Сашкины руки, второй рукой фиксирую ноги. И начинаю его тихонько покачивать. Через две минуты Сашка уснул.

Это была моя ошибка — ехать с ребенком в магазин во время дневного сна. Если бы он не был переутомлен, мы бы с ним смогли спокойно договориться. Лучше всего получается справляться с истериками у тех, кто их просто не провоцирует. Если бы у меня хватило ума объехать отдел игрушек, Сашка не увидел бы паровозик.

Прием “с глаз долой — из сердца вон” очень эффективен для предупреждения истерики-требования “Хочу то, чего нельзя”. Убираем с глаз ребенка то, что ему нельзя брать. Чем меньше ребенок, тем настоятельней я рекомендую соблюдать это правило. Вспоминаю, как я водила из садика своего двухлетнего сына более длинной дорогой, но зато нам на пути не встречались провокаторы: качели, ларьки с конфетами и магазин игрушек.

Детские истерики и переключение внимания

— Как объяснить дочери, что сладкое нельзя? У нее аллергия. Мы ей объясняем, говорим, что животик заболит, а она все равно кричит и требует.

— Сколько лет дочери?

— Два с половиной.

— Почему бы просто не убрать из дома сладкое? Не будет соблазна — не будет и слезных требований.

— Муж не может без сладкого. От конфет он готов отказаться, но ему надо, чтобы дома были печенье и вафли. Да и я тоже их люблю.

Я в красках представила картину: маленькая девочка в слезах наблюдает, как папа отправляет себе в рот одну вафлю за другой. Вообще странно, сами взрослые не готовы отказаться, но почему-то ждут, что двухлетняя дочь легко откажется от сладкого.

Можно, конечно, и дальше объяснять ребенку, что ей сладкое нельзя, а маме с папой можно. Рано или поздно она примет этот факт. Это если хватает сил выдерживать ее плач. А можно просто не провоцировать. Есть вафли, когда дочь спит, например.

Можно еще в этой ситуации использовать прием “Переключение внимания”. Предложить вместо запрещенной вафли разрешенное лакомство. Сработает, если продукт действительно воспринимается ребенком как лакомство, если появляется внезапно, как приятный сюрприз, и если “М-м-м, как тебе везет, а вот папе такое нельзя”.

“Переключение внимания” особенно эффективно в применении с малышами. Чем меньше ребенок, тем действенней прием. Показываем ребенку новый яркий раздражитель, обещаем другую, более интересную деятельность, отвлекая от того, что нельзя брать. Внимание с возрастом становится все более устойчивым, соответственно, переключать все сложнее.

Для того чтобы всегда было на что переключить внимание, хорошо бы иметь запас “антикризисных игрушек”, к которым у ребенка нет доступа. Это могут быть небольшие игрушки с заводным механизмом. Игрушка, которая сама движется, легко привлекает внимание.

На прогулку в детском саду в период работы воспитателем я обычно брала мыльные пузыри и надувные шарики. Почему-то всегда срабатывало. В ситуации, когда на двадцать детей десять совочков, плач “хочу этот совок, а он не отдает” практически неизбежен. Но стоило сказать “Смотрите, что у меня есть!” и начать надувать пузыри, сразу образовывалось несколько никому не нужных совочков.

Читать еще:  Фразы ко дню всех влюбленных. Афоризмы про любовь

Как избежать истерики? Согласиться

Есть еще прием, помогающий избежать истерики, — “Условное соглашение”. Формула такая: “Да, конечно, только потом” или “Да, но. “

“Да, конечно, он даст тебе совочек. Сейчас немного покопает, а потом тебе даст” Это фраза воспринимается с меньшим эмоциональным всплеском, чем “Нет, он первый взял”. Когда ребенок слышит “нет”, у него начинается протест, и все последующие доводы от него отскакивают. Когда он слышит “да”, есть шанс договориться.

“Да, конечно, мы будем играть, только сначала чуть-чуть поспим, а потом будем играть”.

“Да, я понимаю, что ты хочешь еще гулять, но уже пора возвращаться. Давай подумаем, чем интересным дома займемся?”

Ребенку важно, что его услышали, что его поняли и что с ним согласились.

“Да, я понимаю, что ты хочешь компот прямо сейчас. Но он еще очень-очень горячий. Давай вместе подуем на него”.

“Да, я понимаю, что тебе хочется зайти в магазин, но сегодня совсем-совсем некогда. Давай завтра”.

(На всякий случай напомню, что обещания, данные ребенку, необходимо выполнять. Неправильно обещать что-то, что вы не собираетесь делать, только для того, чтобы прямо сейчас ребенок не плакал.)

Прием не универсальный, не всегда и не со всеми детьми срабатывает. Но может быть, вам когда-нибудь пригодится.

Прием “Перетаскивание”. Часть игровой ситуации перетаскиваем в новую обстановку. Чтобы накормить юного строителя, вместо “Оставь кубики, пошли есть суп” можно объявить, что у бригады обеденный перерыв. А если хотите вывести гулять ребенка, который из подушек сооружает пещеру для динозавров, предложить ему накормить травоядных свежей зеленью.

Чтобы не было истерики, предупреждайте заранее

Много слез бывает, когда ребенок увлечен игрой, а взрослым надо по какой-то причине эту игру прервать. То ли обедать пора, то ли домой идти, то ли спать. Мгновенно прекратить игру бывает сложно, и здесь подойдет прием “Предупреждение”.

Ребенка лучше предупредить заранее, дать время закончить, помочь довести сюжет игры до логического завершения. Чтобы пирамидка была собрана, паровозик успел закончить свой маршрут, все феечки благополучно вернулись в свои кроватки, а в поединке роботов определился победитель.

Нам ведь, взрослым, тоже бывает сложно резко переключиться с одного вида деятельности на другой. Необходимо какое-то время, чтобы поставить дело на паузу, доведя до логической точки. Дочитать главу, дописать письмо, досмотреть новостной сюжет, закончить уборку. Понятно, что если случится что-то экстренное, мы все бросим и побежим. Но это будет стресс.

Для ребенка резкое переключение на другую деятельность — это тоже стресс. На стресс он реагирует слезами. Если не случилось ничего экстренного, считаю возможным проявить уважение к деятельности ребенка, помочь завершить дело, которым он в данный момент занят.

Со старшими детьми этот прием тоже работает. Был период, когда я очень сильно раздражалась на то, что приходится долго ждать детей к столу, звать по нескольку раз. Прибегали обычно после ультиматума: “Если сейчас не придете — кормить не буду!”.

Однажды в гостях у мамы я сама оказалась в роли такого ребенка. Мама позвала к столу, а мне было очень важно дописать главу, пока мысль не вылетела. Я так увлеклась процессом завершения, что очнулась только на вопросе: “Почти остыло. Тебе подогреть? Или уже в холодильник убрать?”. С тех пор я стала с детьми договариваться, когда (во сколько) ужинаем, чтобы они к этому времени старались все дела завершить.

Как понять, что ребенок вырос

Прием “Альтернативный вопрос”. Этот прием встречается во всех учебниках по продажам и переговорам. И считается самым примитивным. Его еще называют “выбор без выбора”.

Объясняю. Взрослый принимает решение, но предлагает ребенку выбрать сопутствующие условия: “Мы возьмем на прогулку мяч или велосипед?”. Работает это так: ребенок вопросом включается в выбор и при этом автоматически соглашается с решением. “Ты сначала соберешь машинки или солдатиков?” — ключевое слово здесь “соберешь”.

Правда, работает прием недолго. От того возраста, когда ребенок способен сделать выбор, до того, когда он способен отклонить оба варианта. И тогда мама услышит: “Я не хочу сегодня гулять!”, “Я не буду ничего собирать!”. Вот тогда мы радуемся, что ребенок вырос, и без заигрываний ставим его перед фактом: “Я так решила, мы сейчас выходим на улицу”. Значит, пришло время учиться выдерживать фрустрацию.

Но есть и еще одна стадия взаимодействия ребенка с этим приемом: когда ребенок использует его против вас. Будьте готовы услышать: “Мама, выбирай, ты мне купишь пони или единорога”, “Мама, выбирай, я сейчас съем одну конфету или две”.

Прием “Подмена понятий”. Классический пример из известного кинофильма: “Завтрак в детском саду отменяется! Вместо завтрака летим в космос! Взяли космический инструмент!”.

Использовать прием хорошо в возрасте примерно трех лет. Это такой милый возраст, когда ребенок очень часто говорит “Нет!” и “Не буду!”, отстаивая свое право на собственное мнение. Через “нет” он отделяет себя от взрослых, чувствует себя отдельной личностью. (“Если я говорю „нет“ маме, значит, я не мама”.)

Почувствовать автономию настолько важно, что он может говорить “нет”, даже если в принципе согласен или очень, очень хочет. Но еще больше он хочет сказать “нет”.

Представьте детский сад и целую группу “неток”-трехлеток. На прогулку все равно вывести надо всех, за стол усадить всех и потом в кровать уложить тоже всех, несмотря на их “нет”.

— Нет! Я не буду надевать ботинки!

— Хорошо, давай тогда они сами на твои ножки прыгнут! (Интонация эмоционально-игривая.) Ботиночки разбегаются, правый обгоняет левый и — оп! — запрыгивает на ножку!

— Нет, я не буду кушать!

— Хорошо, кушать не будем. Давай просто посидим за столом, посмотрим, как ребятки едят. Смотри, в супе макарошки плавают! Давай их ловить.

Ложкой вылавливаем по очереди все макароны (естественно, отправляем в рот). А потом ловим картошку. Можно назвать обед рыбалкой — подменили одно понятие на другое, и цель достигнута.

Примечание для тех, кто сомневается в этичности применения этого приема, считая его обманом, а детей обманывать нехорошо. Конечно, обманывать нехорошо, и не только детей. Только в данном случае это не обман, это игра.

Игра — ведущий вид деятельности ребенка. Для ребенка естественно играть, поэтому он с гораздо большим энтузиазмом вовлечется в ту деятельность, которая представлена как игра. Это подстройка под картину мира ребенка, а не обман. Обман — это когда взрослый говорит: “Съешь суп, я тебе конфетку дам”, а потом: “Ой, а конфетки нет, убежала”.

— Нет! Я не буду спать!

— Хорошо, не спи. Спать не будем. Будем просто лежать на кроватке и ждать, когда придет мама.

Ребенок соглашается, а через пять минут засыпает, потому что спать на самом деле он хочет. Но он “не спал” в садике. Он так “ждал маму”.

— Хорошо, можешь не спать. Только помоги зайке уснуть. Зайка хочет спать, но один засыпать боится. Ты зайку обними и полежи с ним рядом. Покажи зайке, как нужно глазки закрывать.

Через пять минут ребенок спит, а выполнивший свою миссию заяц валяется на полу под кроватью.

— Нет! Я не буду раздеваться!

— Хорошо, не раздевайся. Не надо. Ложись так. Давай только животик освободим. Животику надо отдохнуть от резиночек и пуговок на штанах. Пусть животик отдохнет, штанишки снимем, а раздеваться не будем.

— Нет! Я не пойду гулять!

— Хорошо. Гулять сегодня не пойдем. Мы пойдем искать клад! У тебя есть лопатка? Бери лопату и пошли скорей, пока другая группа клад не выкопала.

— Мама, вставай! Вставай! Пошли играть!

А мама не то что играть — глаз открыть не может. На мольбы: “Давай еще пять минуточек полежим” — ребенок отвечает бойким нетерпеливым отказом.

Тут приходит спасительная идея:

— Давай играть в медведей. Я — мама-медведь, а ты мой медвежонок. Это наша берлога. У нас зимняя спячка.

Получилось, кстати, даже не пять минут, а существенно дольше. Затрудняюсь сказать, сколько времени прошло, прежде чем я услышала тихое: “Мама, мне что-то уже надоело в медведей играть”, но глаза открылись без всякого усилия.

Прием тоже работает недолго. Но не стоит расстраиваться, если ребенок этот прием перерос. Это значит, он уже достаточно большой, чтобы встретиться с реальностью, в которой родители могут без всяких заигрываний потребовать от ребенка что-то сделать.

Источники:

http://fb.ru/article/161703/isteriki-u-rebenka-goda-detskie-isteriki-chto-delat
http://vdecrete.ru/psihologiya/detskaya-psihologiya/isterika-u-rebenka-v-2-goda-chto-delat-i-kak-reagirovat-na-detskie-isteriki
http://www.7ya.ru/article/Kak-predotvratit-isteriku-u-rebenka-2-3-let-7-priemov/

Ссылка на основную публикацию