Правила общения в семье. Семейные правила – не требуем невыполнимого

Правила семьи для счастливой жизни

Только после этого люди начинают допускать мысль, что несколько миллиардов семей просто математически не могут создать такое же число уникальных правил семьи. И чтобы все они были правильными и работали. Так же как на дороге, проверенных миллионами трагедий правил правильного вождения не может быть много, так и в семейной жизни: правила все-таки есть, их сравнительно немного, они равно применимы для всех. Тех же, кто желает выделяться от всех и двигаться в семейной жизни по собственным правилам, какие бы они не проявляли своеобразие и уникальность, ждет судьба аналогичная, что у тех, кто уникально чудит на автомобильной дороге:

Вариантов экстравагантности много – итог один: авария и трагедия.

Каковы же эти правила счастливой семьи в самом общем виде? Примерно такие же, как и на автомобильной дороге. Их философия, их суть – проста: Взаимное уважение, прозрачность намерений, понятность и предсказуемость всех действий для близких людей, равный набор прав и обязанностей.

Не претендуя на полноту изложения, приведу хотя бы те сорок правил, которыми я всегда руководствуюсь при улучшении отношений в тех кризисных семьях, что обращаются ко мне на семейное консультирование за психологической помощью.

40 правил счастливой семьи (по Зберовскому):

Семья является семьей в полном смысле этого слова при наличии жилищной, финансовой и психологической независимости от родственников, друзей и иных лиц, при полной физической и психологической комфортности в общении. Соответственно, базовые цели семьи должны быть направлены на достижение полной независимости семьи от других лиц и полноты комфортности в общении между супругами (в дальнейшем – и с их детьми).

Как видите, это – далеко не самый полный, а лишь некий базовый список правил семейной жизни. Но, поверьте мне: уже даже его, обычно, оказывается достаточным, чтобы семья двигалась к супружеской гармонии!

Если желаете, можете расширять это список своими пунктами и высылать мне на электрнную почту [email protected] Но, еще важнее, было бы обсуждение данных пунктов и принятие их в вашей семейной паре!

Потому что, уверяю вас, как специалист со стажем работы семейным психологом в долгие двадцать пять лет:

Большая часть семейных проблем возникает из-за того,

что супруги имеют различное представление о правилах семьи,

правах и обязанностях в ней самих себя и второй половины,

или признавая их на словах, по факту просто не выполняют.

Правила общения с родителями. Культура общения и поведения

Взаимоотношения взрослых и подрастающего поколения иногда складываются достаточно болезненно и трудно. Глубоко и детально проблему описал ещё Иван Тургенев в известной повести «Отцы и дети». Непонимание и обиды, разный взгляд на вещи и неумение идти на компромисс – то, с чем сталкивается большинство семей, воспитывающих потомство. Несмотря на сложность ситуации, наладить контакты родные люди всегда могут. Главное – иметь огромное желание и стараться приложить к такому важному делу максимальное количество сил.

Основные «семейные» периоды

Правила общения с родителями у детей складываются по-разному. Очень многое зависит от возраста малыша, особенностей его характера и стиля воспитания, которого придерживаются взрослые. Психологи выделяют четыре важных этапа формирования таких отношений:

  • Зависимость (от рождения до 11 лет). В этом возрасте обычно не возникает серьёзных проблем. Если взрослые любят малыша, он с удовольствием проводит время с мамой и папой, любит им рассказывать о своих делах.
  • Противостояние (12–20 лет). Почувствовав себя взрослым, наследник во всём пытается противоречить отцу и матери, добиваясь собственной свободы.
  • Независимость (21–40 лет). Появляется в процессе взросления, достигая апогея в среднем возрасте.
  • Взаимозависимость. Взрослый человек вновь сближается с родителями, осознавая ценность этой связи.

Стили общения в семье

Они напрямую влияют на ребёнка и его отношение к родителям:

  1. Авторитарный. Подразумевает жёсткое руководство и подавление инициативы малыша. Он или замыкается в себе, или бунтует против старшего поколения.
  2. Либерально-попустительский. Это общение на принципе вседозволенности. Сын или дочка перестают считаться с мнением родителей.
  3. Гиперопекающий. Ребёнок вырастает несамостоятельным эгоистом. Он постоянно обращается за советами к взрослым, вешает на них свои проблемы.
  4. Отчуждённый. Старшее поколение не интересуется жизнью младшего. Дети становятся безразличными и чужими. Общения как такового нет.
  5. Демократический. Правильное построение отношений в семье, где доминирующим фактором является возможность компромисса.

Стили общения с родителями у малышей выстраиваются на основе вышеназванных поведенческих моделей. В любом случае многое зависит от старшего поколения: какой стиль отношений они зададут в раннем детстве крохи, такие плоды пожнут и в недалёком будущем.

Дружная семья

Все стремятся её иметь, но не каждый прикладывает для этого достаточно усилий. Нередко обе стороны – дети и родители – обвиняют друг друга в неуступчивости и отчуждении. Бросив все силы на противостояние, они не понимают: стоит им только остановиться от ненужной “гонки вооружений”, как проблема решится сама собой. Важно вовремя спохватиться и сделать шаг навстречу: даже если отношения раньше были не самыми лучшими, их всегда можно приблизить к идеалу. В глубине души оба поколения пытаются найти точку соприкосновения: это заложено на генетическом уровне.

  • Понимание чувств и мотивов друг друга.
  • Уважение.
  • Взаимное принятие – без критики и стремления изменить что-то в близком человеке.
  • Ответственность за поступки и слова.

Следуя этим нехитрым правилам, утверждают психологи, можно сделать свою семью настоящим образцом для подражания.

Общение подростка и родителей

Часто оно очень напряжённое. Причина кроется в переходном возрасте наследника: он чувствует себя взрослым, пытается доказать собственную независимость. Родители же часто не осознают, что их маленькая кроха выросла и продолжают диктовать своё мнение, навязывать позиции и решения, контролировать отпрыска во всех его поступках и начинаниях. Парню или девушке стоит проявить максимальную тактичность: они должны понять, что мама и папа их любят, пытаются оградить от тяжёлых жизненных проблем и ошибок, поэтому и ведут себя соответственно. Правила общения с родителями на этом периоде должны основываться на послушании, но с возможностью обсудить ситуацию, поделиться точками зрения и общими усилиями прийти к правильному решению.

Читать еще:  Цитаты про благодарность. Спасибо! Красивый стих спасибо

Рекомендации для взрослых детей

Если в переходном периоде проблемы обычно возникают на почве непонимания, то в более старшем возрасте их причинами могут стать отсутствие интереса друг к другу, банальная нехватка времени, несовпадение точек зрения на природу вещей и поступки людей. Поэтому взрослые дети должны знать, как разговаривать с родителями, чтоб достичь желаемой гармонии в отношениях:

  1. Воспринимайте отца и мать такими, какими они есть – без ложных ожиданий. Они обычные люди, которым присущи недостатки.
  2. Научитесь слушать. Даже если вы ненавидите сериалы, мужественно переживите пересказ очередного фрагмента. Ваша мама от него без ума, поэтому проявите толерантность: неизвестно, что будете смотреть вы на старости лет.
  3. Говорите «на одном языке». То есть пытайтесь поставить себя на их место в той или иной жизненной ситуации.
  4. Осознавайте, что родители нуждаются в общении с вами.

Взаимное уважение

О нём сказано уже достаточно много. Теперь давайте детально разберёмся в том, что является его сутью. Психологи констатируют: уважение – это тот основной столб, опора, фундамент, на котором строятся ваши отношения с родителями. Особенности общения людей разных возрастов принципиально отличаются: молодёжь любит обсуждать новинки моды, популярные гаджеты, ночные клубы, люди старшего поколения – политику и религию, цены на продукты и собственные болезни. Часто нам не хочется слушать о тяжёлой экономической ситуации в стране: мы каждый день с ней сталкиваемся, поэтому в свободное от работы время пытаемся освободить голову от невесёлых мыслей. Но если отец желает обсудить инфляцию, поддержите разговор. Вспомните, как в детстве он учил вас езде на велосипеде или рыбалке – теперь ваша очередь порадовать папу.

Правила общения с родителями заключаются также в вашей выдержке, когда старшее поколение вас поучает, терпении – в случае критики, невозмутимости – если мнения диаметрально противоположные. Будьте вежливы и аккуратны, фильтруйте высказывания, не судите строго и не ведите себя поверхностно – эти качества общения также очень важны при диалоге с родными людьми.

Подчас она самая основная среди калейдоскопа других чувств и ощущений. Не лишайте родителей уверенности, что вы их любите. Поверьте, им очень трудно осознавать, что их малыш вырос и больше не нуждается в помощи. Создайте иллюзию того, что вам действительно необходима их поддержка: дочь может советоваться с мамой насчёт воспитания внуков или приготовления нового блюда, сын вправе обратиться к отцу, если поссорился с женой или столкнулся с неприятностями на работе. Милая дружеская беседа в непринуждённой домашней обстановке даст почувствовать старшему поколению вашу любовь и глубокую привязанность.

Советы родителям

Хочется обратиться и к старшему поколению. Иногда, даже будучи опытными и умными, в силу нетерпимости, самоуверенности или честолюбия они допускают элементарные ошибки, которые крушат все попытки сына или дочери наладить общение. Чтоб избежать этого негативного явления, психологи дают следующие рекомендации:

  • Не бойтесь менять отношение к ребёнку, ориентируясь на степень его взросления. Вспоминайте себя в молодости: скорее всего, вы поступали и думали идентично.
  • Примите тот факт, что наследник стал зрелым и самостоятельным. Стройте отношения на равных.
  • Перестаньте контролировать и критиковать. Дайте свободу ребёнку: пусть самостоятельно принимает решения, ведь у него есть своя точка зрения. Не бойтесь, что он может ошибиться – это даже полезно время от времени.
  • Будьте дружелюбными и добрыми. Припомните собрания в школе и общение педагога с родителями. Так вот, ваш диалог выглядит таким же сухим и официальным, если вы не проявляете тёплых чувств.

Когда отношения налажены

Как определить, что правила общения с родителями принесли желанный результат? Это на самом деле очень просто. Позитивными «звоночками» станут следующие моменты:

  1. Мать или отец вас не раздражают. Они тоже рады вас видеть и не чувствуют дискомфорта от диалога.
  2. Формируется уверенность в себе во время общения.
  3. Вы способны довериться, говорить на равных, как с другом.
  4. Обиды забыты, вместо них вашу душу греет любовь.
  5. Желание спорить и конфликтовать улетучилось. Вы чувствуете гармонию и взаимопонимание.

Обсуждения

Как и зачем устанавливать правила в семье!

5 сообщений

Как устанавливать правила для детей?
Часть 1

Зачем нужны правила? Правила в семье, как и в обществе, нужны для благополучия и безопасности всех членов семьи. Иногда установленные в обществе ограничения и запреты бывают неудобны. Но мы понимаем, что без уголовных и административных наказаний, без правил дорожного движения, без этических норм мир мгновенно превратится в невыносимый хаос.
Так и семья без правил не может быть комфортным местом ни для одного из её членов. Правила – это необходимость. Какими должны быть правила?
Правило, как и SMART-задача должно быть конкретным, измеримым, достижимым, значимым и соотносимым с конкретным сроком. Правило должно быть деловым, безличным, а не эмоциональным. Никаких претензий, нападок, обид и недовольств. Ничего личного. Желательно формулировать правила в утвердительной, положительной форме, а не отрицательной. Нужно говорить, что вы хотите, а не чего не хотите. Ребёнка нужно мотивировать на соблюдение правил. Нужно объяснить, в чём лично для него заключается выгода от правила. Ведь любое правило вводится в интересах ребёнка. В чём эта выгода? Ребёнок должен чётко это понимать. Пример правила: «ребёнок должен ложиться спать в 22:00. Можно раньше, позже нельзя». Зачем ребёнку ложиться спать в 22:00, а не позже? Это не прихоть родителей. Это нужно? чтобы выспаться и хорошо себя чувствовать.
Правило должно быть справедливым. Например, я, общаясь с ребятами как детский психолог, обращаюсь к ним на «ты». Они ко мне – на «вы». Но если однажды подросток скажет мне «ты», то я не стану его поправлять и внутри у меня не будет возмущения. Если я говорю человеку «ты», значит, я и ему даю право так обращаться ко мне. Это справедливо. Двойные стандарты недопустимы. Правила должны быть согласованы между родителями и другими взрослыми, участвующими в воспитании. Иначе ребёнку придётся выбирать, чьи требования выполнять.
Правила должны быть гибкими, Помимо двух крайностей «можно» и «нельзя», нужно использовать ещё как минимум две промежуточных формы: «можно, но в определённых границах» и «нельзя, но в исключительных случаях можно». Это позволяет сделать правила более гибкими, а, значит, более эффективными. Например: «Нельзя»: нельзя играть со спичками и ножницами, нельзя садиться в машину к незнакомым людям. «Нельзя, но в исключительных случаях можно»: домой нужно приходить до 20:00, но в день рождения лучшей подруги можно прийти в 22:00. «Можно, но в определённых границах»: посуду можешь мыть, когда хочешь, но к приходу родителей домой с работы посуда должна быть вымыта.
«Можно»: можно самостоятельно выбрать своё хобби, вид спорта, вид искусства, друзей.
Такая гибкость в установлении правил позволяет добиваться и большего послушания, и одновременно приучает детей к самостоятельности и ответственности. В воспитании крайне важно соблюдать баланс между опекой над ребёнком и его независимостью от родителей. Ведь задача воспитания не только – послушание, но и благополучие ребёнка. А для достижения благополучия ребёнка родители обязаны научить его думать, анализировать, принимать решения, реализовывать решения и нести ответственность за последствия.

Читать еще:  Советы психолога: Муж изменяет но не уходит? Что делать жене, если она узнала, что муж ей изменяет: советы психолога

Как устанавливать правила для детей?
Часть 2

Тёплые отношения – залог успеха. С любящими, тёплыми родителями хочется быть рядом. Выше я сказал, что правила должны быть деловыми, безличными. А вот отношения должны быть эмоциональными, дружескими, приятельскими, тёплыми. Мы охотно выполняем просьбы приятного нам человека. И автоматически отказываем тем, кто нам неприятен, с кем мы в состоянии конфронтации и противостояния. В большинстве случаев конфликты в семье, как и в деловой сфере, создаются на пустом месте, на эмоциях. Обычно у родителей и детей нет предмета для конфликта, нет столкновения интересов. У родителей и детей как членов одной семьи общие цели и общие интересы. Родители должны первым делом добиться доброжелательных отношений с детьми и лишь потом устанавливать правила и следить за их выполнением.
Как вводить правила? Человеческое общество иерархично. Иерархия, система подчинения, единоначалие позволяет добиваться многого. В семье тоже должен быть лидер – человек, которому подчиняются, который единолично устанавливает правила, и все их соблюдают.
С другой стороны, демократия – это лучшая форма устройства общества. Человек, который реализует своё желание, своё решение, обычно гораздо успешнее человека, который делает то же самое, но по принуждению. Следовательно, при введении правил нужно проявлять гибкость и баланс. В некоторых случаях нужно проявить жёсткость и требовательность. В других случаях нужно дать ребёнку возможность сделать свой выбор. Этого не стоит пугаться. Нормальный ребёнок в нормальной семье хочет вполне банальных вещей: любви, труда и добра. Родители, естественно, должны позаботиться о том, чтобы предоставить детям необходимую информацию для принятия правильного решения и ненавязчиво подтолкнуть в нужном направлении. При этом ребёнку нужно объяснить, что когда он делает выбор, принимает решение, он несёт за это решение ответственность и берёт на себя обязательства.
Пример установления правила Стивен Кови описывает гениальную историю, как он научил своего семилетнего сына поддерживать порядок во дворе дома. Всё началось с семейного совета, на котором распределялись семейные обязанности. Сперва родители спросили детей: все ли согласны, все ли разделяют миссию и цели семьи? Каждый ребёнок согласился, что он добровольно соглашается с миссией и целями семьи, что это его личный выбор.
«Доверие – это высшая форма мотивации человека» – Стивен Кови
Далее родители предложили список дел, которые должны выполняться для достижения целей семьи. Всем членам семейного совета было предложено взять на себя обязанность выполнять некоторые задачи. Папа взял на себя обязанность оплачивать страховки, кредиты, продукты питания, одежду, автомобили. Часть сложных задач взяла на себя мама.
Родители взяли на себя много дел и очень важных. В этой ситуации дети тоже загорелись желанием принести максимальную пользу семье, быть значимыми членами семьи. Семилетний Стивен попросил поручить ему уборку двора.
Чтобы малыш справился с этой задачей, папа подробно объяснил ребёнку, что такое «чистый двор». В частности, он обратил внимание малыша на состояние двора соседей, который они оба оценивали как идеально чистый. Обучив ребёнка уборке и оценке качества состояния двора, отец сказал сыну, что двор отныне является полностью его ответственностью, что в этом деле он босс, а папа – его подчинённый. С этого дня отец не будет напоминать об уборке двора, просить, требовать и тем более наказывать за грязь во дворе. Это дело маленького Стивена. Отец лишь будет теперь дважды в неделю обходить с сыном двор, чтобы выслушать оценку состояния двора сыном. Оценивает двор именно ребёнок, потому что в этом деле он – босс. Также сын может иногда просить отца помочь с уборкой двора и, если у отца есть время – он поможет.+Двор стал зеленее и чище, когда им стал заниматься ребёнок. И малыш за следующий год всего дважды попросил отца о помощи.
Литература
1. Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребёнком. Как?
2. Гиппенрейтер Ю. Б. Продолжаем общаться с ребенком. Так?
Источник
Карпенко Кирилл Евгеньевич педаго

Читать еще:  Кукла из пластиковой бутылки своими руками: материалы, идеи, рекомендации для начинающих мастеров, видео и мастер класс от опытных рукодельниц. Кукла из пластиковой бутылки, шкатулка

“ПРАВИЛА И ТРАДИЦИИ” – опыт одной семьи
Часть 1

В детстве в моей семье были правила. Например, не заходить в чужую комнату без стука. Или ужинать всем вместе в одно время, за одним столом. Нельзя было смотреть телевизор во время еды и выносить продукты из кухни. И тому подобное.

Я не могу сказать, что я любила эти правила или не любила. Они просто были и все им следовали. Если кто-то забывал правило, то другие члены семьи ему напоминали, и нарушитель быстро исправлял ситуацию.

Когда у меня появилась своя семья, то поначалу не было необходимости в каких-то правилах. Мы жили вполне комфортно вдвоём с мужем. Да и, когда у нас родилась первая дочка, тоже. Все эти правила казались мне в тот момент искусственными, ограничивающими нашу свободу

Но чем старше вырастали дети и чем их становится больше, тем более явно проявилась потребность в определенном семейном порядке. Чтобы не бодаться друг с другом каждый раз, проще один раз обсудить и установить правило.

Я окончательно убедилась в этой потребности, когда ко мне в душ забурилась вся семья с криками: “Мама, ты скоро?” Я выставила всех за дверь и заявила, что теперь у нас есть правило – Мама ходит в душ одна! И если кому-то что-то от мамы нужно, то он спокойно ждёт её выхода из душа и не ломится к ней в дверь!

Когда меняешь обычный уклад семьи какими-либо нововведениями, то поначалу бывает очень непросто. Напоминать, о том, что теперь у нас так не принято, приходится по 20 раз в день! Зато, когда все привыкают к новшествам, жизнь становится до удивления легкой) Не нужно по 10 раз звать ребёнка на ужин. Все знают – это семейное время и в 19:00 сами приходят и садятся за стол. Не нужно выслушивать нытьё про мультики каждый день, потому что все знают – мультики у нас смотрят один раз в неделю в выходной по полчаса.

“ПРАВИЛА И ТРАДИЦИИ” – опыт одной семьи
Часть 2

Итак, вот некоторые семейные правила, которые с тех пор появились в нашей семье:

1. Границы личности и пространства:
1.1. Заходим в кабинет папы и в родительскую спальню только со стуком и разрешением.
1.2. Нельзя беспокоить маму или папу в душе.
1.3. Если хотим с кем-то поговорить, то подходим и разговариваем. Кричать из другой комнаты можно только в экстренных случаях, когда срочно нужна помощь.
1.4. Если в детской закрыта дверь, то родители стучатся при входе.
1.5. Если кто-то хочет покричать – уходит в свою комнату или на улицу. Если хочет поговорить, то делает это спокойным голосом.
1.6. Каждый спит в своей постели. Если хочет пообниматься, то делает это перед сном.
1.7. Нельзя будить человека, если у него не запланирован подъем. Ни утром, ни днем, ни ночью.
1.8. Если кто-то в доме спит, то все члены семьи ведут себя тихо. А кричать ходят на улицу.
1.9. Все ездильные аппараты, мячики и шарики живут в детской или на улице. На кухню и в зал въезд-внос для них запрещен!

Для родителей:
1.14. Ругаться и выяснять отношения можно только в отсутствии детей.
1.15. Если один родитель считает, что другой не прав, то говорит об этом в отсутствии детей.
1.16. Запрещено требовать объяснений и отчитывать друг друга при детях.

2. Вещи:
2.1. Нельзя брать вещи в папином кабинете и родительской спальне без разрешения. Даже просто посмотреть.
2.2. Любыми игрушками может играть любой ребенок. Если есть вещи, которые давать не хочется – убрать их на специальную полку.
2.3. Нельзя брать вещи с личных полок детей. Даже просто посмотреть.
2.4. Нельзя лазить в чужих сумках, портфелях и карманах.

3. Уборка:
3.1. Каждый сам убирает свои тарелки и стаканы после еды в мойку.
3.2. Снимая одежду – сразу убрать ее на место. Не получилось сразу, при первой же возможности.
3.3. Перед сном наводим порядок на кухне, в зале и детской.
3.4. Полотенца после купания и умывания аккуратно вешаем на место.
3.5. После просыпания застилаем постели. Ну и так далее.

Есть ещё правила о питании, здоровье, об уходе за животными в доме, про приём гостей.

Когда читаешь весь этот список, кажется, что слишком уж много всего! Но на самом деле, всё это быстро входит в привычку и совсем не замечаешь, как используешь правило.
Зато каков результат! Уже через 3-4 дня в разы уменьшается количество ссор между детьми, реже дети спорят с родителями, меньше уборки и стирки. Больше становится радости и смеха, спокойного общения, личного пространства и времени.
У каждой семьи свои условия жизни, свои потребности. Поэтому и правила в разных семьях могут быть разными.
Очень важно, чтобы правила были не глупыми условностями, а именно организацией порядка. Их задача оберегать комфорт каждого члена семьи, сохранять уважительное отношение друг к другу. Но никак не для того, чтобы ограничить кого-то в правах или просто потешить родительское самолюбие.
Правила должны быть справедливыми!

А какие правила и традиции есть в вашей семье?

Мария Горн
“Секреты счастливого материнства”

Источники:

http://www.b17.ru/article/144767/
http://fb.ru/article/184605/pravila-obscheniya-s-roditelyami-kultura-obscheniya-i-povedeniya
http://vk.com/topic-151257899_36086689

Ссылка на основную публикацию