Право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на жилище и его зависимость от статуса несовершеннолетних. В каких случаях дети считаются сиротами или оставшимися без родительского попечения: понятие, статус и защита прав

Глава 1. Дети-сироты и дети, оставшихся без попечения родителей как юридическая категория

Дети-сироты и дети оставшиеся без попечения родителей как социальный феномен появились не сегодня. Данное явление существовало с возникновения человеческого общества и, вероятно, будет существовать всегда. В разные периоды истории к детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, общество относилось по-разному от полного игнорирования и безразличия до всеобщего участия и заботы.

По мнению современных исследователей «Россия сегодня переживает третью волну социального сиротства (после гражданской и Великой Отечественной войн)»[4] причин тому несколько: это и кризис культуры, охвативший различные страны и слои общества, повлекший за собой переоценку духовных ценностей и как следствие предопределил кризисные явления в семье выразившееся в росте числа разводов; резкое падение жизненного уровня основной массы населения в России приведший к асоциальному образу жизни родителей (алкоголизм, наркомания). На сегодняшний день общая численность детей, оставшихся без попечения родителей, учтенных на конец 2010 года в Российской Федерации составляет 665987 человек[5].

Обращаясь к этимологии слова «сирота»: в русском языке этим словом назывался ребенок, лишившийся одного или обеих родителей. В.И. Даль в своем словаре, так определяет слово сирота – «вообще беспомощный, одинокий, бесприютный, бедняк; в этом значении и старики, и старухи зовут себя сиротами, и так же зовут нищих и побирушек»[6].

Однако, на сегодняшний день в научной литературе отсутствует единый подход в понимании термина «сирота».

Л.С. Кочкина предлагает использовать два понятия «натуральное сиротство» и «социальное сиротство». Первое определяется ею как «случай, когда родителей у ребенка нет или они неизвестны» (дети-сироты или подкидыши). Второй термин предлагает использовать, в отношении «детей, оставшихся без попечения родителей в случае, когда общество проявляет функциональное неудовлетворение тем, как родители их воспитывают, и берет эти функции на себя»[7].

Для другого исследователя, Е.Б. Бреевой, решающим фактором для отнесения ребенка к категории детей-сирот является его проживание в учреждении интернатного типа и в тоже время она определяет понятие социального сиротства следующим образом: «Это дети, имеющие родителей, но вынужденные жить вне своего дома – в детских домах, приютах, интернатах»[8]. Как мы видим налицо терминологическая путаница когда «классические» сироты не попадают под определение детей-сирот.

Более подробной является классификация детей-сирот О.А. Дорожкиной, в которой она выделяет следующие категории: «Отказные дети; дети-подкидыши; дети, чьи родители находятся продолжительное время в местах лишения свободы или неизлечимо больны; дети, родители которых безвестно отсутствуют»[9]. Безусловно, эти дети чаще всего оказываются воспитанниками интернатных учреждений. Но в детский дом может попасть не только ребенок-сирота, но и беспризорник. Но беспризорник может иметь родителей или опекунов, т.к. беспризорник – безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания[10].

В своей работе мы будем исходить из понимания детей-сирот как детей, физически лишенных своих родителей, или полностью лишенных родительской (опекунской) заботы, по какой бы причине это лишение не наступило.

Этот смысл более всего соответствует законодательному определению категории «сирота». Так в ст. 1 ФЗ № 159-ФЗ[11], основанное на положениях ст. 121 Семейного кодекса Российской Федерации (далее – СК РФ)[12] установлено, что дети-сироты – дети-сироты — лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.

Однако в данном законе стали использоваться и новые термины, определяющие другие категории детей – дети, оставшиеся без попечения родителей и лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Дети, оставшиеся без попечения родителей – это лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи со следующими обстоятельствами: отсутствием таковых или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях; объявлением их умершими; отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или защиты их прав и интересов; отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных заведений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.

Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Различая понятия дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, законодатель, тем не менее, определяет им равные дополнительные права и гарантии в получении образования (ст. 6), медицинского обслуживания (ст. 7), жилого помещения (ст. 8), дополнительные гарантии права на труд (ст. 9).

В научной и публицистической литературе часто используется термин, не закрепленный законодательно – социальный сирота – это ребенок, который имеет биологических родителей, но они по каким – то причинам не занимаются его воспитанием и не заботятся о нем[13]. В этом случае заботу о детях берет на себя государство. Это и дети, родители которых юридически не лишены родительских прав, но фактически не заботятся о своих детях (брошенные родителями, родители судом лишены родительских прав, родители находятся в местах временного лишения свободы и др.).

Социальное сиротство – социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения их родительских прав, признания родителей недееспособными, безвестно отсутствующими и т.д.

Очень близкими, но не тождественными этой категории, согласно российскому законодательству является понятие, содержащееся в Федеральном законе от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (далее ФЗ № 124-ФЗ)[14]: дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, – дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии; дети-жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети-жертвы насилия; дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях; дети, проживающие в малоимущих семьях; дети с отклонениями в поведении; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.

Читать еще:  Как удивить мужа в день рождения. Оригинальные идеи и способы удивить мужа

Этот же закон дает определение таким детям: безнадзорные и беспризорные:

безнадзорный – несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц; беспризорный – безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания. Как видим эти два определения терминов «безнадзорный» и «беспризорный» очень похожи на определения «сирота» и «оставшийся без попечения родителей», но законодатель не предоставляет им гарантий защиты жилищных прав.

Для нашего исследования важно определить такие категории как опека и попечительство. Так, законодатель в ФЗ № 159-ФЗ[15] под опекой и попечительством понимает – форму устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов; опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет; попечительство устанавливается над детьми в возрасте от 14 до 18 лет.

Вместе с тем термин попечительство (англ. guardianship) –форма защиты личных и имущественных прав и интересов несовершеннолетних (и некоторых других категорий) граждан[16]. Согласно ст.26 ГК РФ попечительство устанавливается над несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет[17].

Опека – это форма охраны личных и имущественных прав недееспособных лиц (детей, лишившихся родителей, душевнобольных)[18].

Под опекой понимают лица и учреждения, на которые возложено такое наблюдение. Лицо, которому поручена опека, называют опекуном, а его обязательства опекунством. Лицо, которому поручено попечение называют попечителем, а его обязательства — попечительство. Под попечением, по сравнению с опекой, может попадать значительно более широкая категория детей. К ним относятся дети, родители которых:

– лишены родительских прав;

– ограничены в родительских правах;

– недееспособны (ограниченно дееспособны);

– отбывают наказание в исправительных колониях;

– обвиняются в совершении преступлений и находятся под стражей;

– уклоняются от воспитания детей;

– отказываются забрать детей из лечебных, социальных учреждений, куда ребенок помещен временно;

– признаны безвестно отсутствующими;

Согласно ФЗ № 159-ФЗ [19] опека и попечительство – устройство таких детей для содержания, воспитания, образования, защиты их прав и законных интересов. Опека устанавливаются над детьми, не достигшими возраста 14 лет, попечительство устанавливается над этой категорией детей в возрасте от 14 до 18 лет.

178.62.190.222 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Понятие и особенности правового статуса детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Дата публикации: 06.05.2018 2018-05-06

Статья просмотрена: 2474 раза

Библиографическое описание:

Святкина Т. П. Понятие и особенности правового статуса детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Молодой ученый. — 2018. — №18. — С. 266-269. — URL https://moluch.ru/archive/204/49970/ (дата обращения: 16.10.2019).

Права всех детей, в том числе оставшихся без попечения родителей, определяются, прежде всего, Конвенцией о правах ребенка, в которой провозглашено, что дети имеют право на особую защиту и помощь. Статья 1 Конвенции ООН гласит, что ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее [1]. Конвенция считает ребенка как самостоятельного субъекта права человека и гражданина. Речь идет о следующих правах:

‒ неотъемлемое право на жизнь, выживание и здоровое развитие;

‒ право знать своих родителей и право на их заботу;

‒ право ребенка быть вместе с родителями, за исключением того, когда органы, на которых возложены полномочия, согласно судебному решению, определяют, что разъединение несовершеннолетнего с родителями необходимо в интересах ребенка. Такое решение возможно, например, когда родители уклоняются или не исполняют родительские обязанности по воспитанию и содержанию ребенка, установлено жестокое обращение с ребенком, отказываются забрать своего ребенка из родильного отделения, больны хроническим алкоголизмом или наркоманией и т. д.;

‒ обеспечить ребенку, который может выразить свои собственные взгляды, на вопросы, затрагивающие его права, причем взглядам ребенка уделяется должное внимание в соответствии с возрастом и зрелостью ребенка. С этой целью несовершеннолетнему, в частности, представляется возможность выразить свое мнение в ходе любого судебного или административного разбирательства, затрагивающего ребенка;

‒ признание принципа солидарной ответственности обоих родителей за воспитание, содержание и развитие ребенка. Родители или в соответствующих случаях законные опекуны несут основную ответственность за воспитание и развитие ребенка. Защита прав и интересов ребенка являются предметом их основной заботы;

‒ ребенок, который временно или постоянно лишен родительского попечения, имеет право на особую защиту прав и интересов со стороны государства.

Поддержка материнства и детства является одним из приоритетных направлений современной семейной и демографической политики. Действующая ранее Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012–2017 годы [3], в которой была выстроена система стратегических приоритетов, целей и мер для обеспечения решения наиболее актуальных проблем детства показала положительные результаты и нашла свое продолжение — в соответствии с Указом Президента Российской Федерации № 240 от 29 мая 2017 года 2018–2027 годы объявлены Десятилетием детства [2]. За пять лет действующей ранее стратегии снизилось количество детей, оставшихся без попечения родителей по всей России.

Это говорит о том, что социальными службами и учреждениями на ранних этапах выявления неблагополучных семей, семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, активно проводилась индивидуальная профилактическая работа с семьей, социальный патронаж семей с детьми, направленный на реабилитацию ребенка и семьи в целом.

Но не всегда работа с семьей, организация социальной поддержки семей с детьми в целях предупреждения семейного неблагополучия, профилактики безнадзорности и жестокого обращения с ребенком позволяет сохранить кровную семью и ребенка в ней.

В связи с тем, что проблемы сиротства, детской беспризорности, социального сиротства — чьи родители живы, но не заботятся о своих детях, остаются глобальными, защита прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приобрело общегосударственные масштабы.

Дети, чьи родители ограничены (лишены) родительских прав, или же в силу других причин вынуждены покинуть семью, пополняют ряды беспризорников, предрасположены к противоправным действиям. Органы опеки и попечительства совместно с другими органами государственной власти (комиссией по делам несовершеннолетних, органами внутренних дел и др.), обязаны выявлять таких несовершеннолетних и устраивать их дальнейшую судьбу, но чаще всего такие дети попадают в поле зрение органов системы профилактики после совершения преступлений, административных правонарушений и других аморальных действий.

Для эффективного правового регулирования отношений с участием детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, необходимо четко определить особенности правового статуса этих лиц как субъектов права.

Правовой статус детей-сирот — это достигнутый обществом объем свобод и социальных гарантий для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выраженный в нормах объективного права.

Главный признак ребенка как носителя специального статуса — возрастные границы, обусловливающие психофизические особенности несовершеннолетних и определяющие специфику их право- и дееспособности. Специфика статуса ребенка, особенно малолетнего, определяется его физической и социальной беспомощностью, в силу чего многие его права, не могут быть реализованы им лично. Ответственность за их реализацию лежит на представителях, других субъектах: родителях, опекунах, государстве и обществе в лице специальных учреждений и органов.

Читать еще:  Что такое мизогиния и почему женщины не любят других женщин. Ее любовь безусловна. Почему мужчина не хочет женщину

Согласно Семейному кодексу РФ ребенком признается лицо, не достигшее возраста 18 лет (совершеннолетия). В Гражданском кодексе РФ дополнительно выделяется понятие «малолетний» — несовершеннолетний, достигший 14 лет.

В Федеральном законе «Об опеке и попечительстве» понятие «несовершеннолетний гражданин» трактуется как «не полностью дееспособный гражданин» [4].

Действующее законодательство к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, разделяет несовершеннолетних в возрасте до 18 лет на две категории:

1) дети-сироты — это дети в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель;

2) дети, оставшиеся без попечения родителей — это дети, которые остались без попечения единственного или обоих родителей по одной из следующих причин:

‒ в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав;

‒ ограничением родителей в родительских правах;

‒ признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными или ограниченно дееспособными, находящимися в лечебных учреждениях;

‒ объявлением родителей умершими;

‒ отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений;

‒ уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов;

‒ отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений [5].

Этот перечень причин также может быть расширен иными случаями признания ребенка, оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, могут быть не только гражданами Российской Федерации, но и иностранными гражданами и лицами без гражданства. Так как в Российскую Федерацию попадают дети иностранных граждан и лиц без гражданства различными способами, они пополняют число беспризорных, попадающих в специализированные учреждения.

Анализируя действующее законодательство при определении статуса ребенка, в отношении которого родители ограничены в родительских правах, считаю необходимым реформировать статью 73 Семейного кодекса РФ, с целью повышения актуальности института ограничения родительских прав.

Так, Решением Черняховского городского суда от 25.12.2015 года [6] гражданка Ч. ограничена в родительских правах в отношении несовершеннолетней Ч., 10.02.1998 года рождения. Судом было установлено, что истцом по делу выступает бабушка несовершеннолетней. В обосновании своих требований истица привела доводы о том, что ее дочь (ответчик по делу) осуществляет свои родительские права в ущерб здоровью, правам и интересам ребенка. Отец ребенка умер. С 2014 года девочка проживает с бабушкой и находится на ее содержании. Мать ребенка злоупотребляет спиртными напитками, не имеет постоянного места работы и места жительства.

Ответчик иск не поддержала, мотивируя тем, что в настоящее время ее материальное положение не позволяет создать хорошие условия для жизни своей дочери, в настоящее время она не злоупотребляет спиртными напитками, постоянного места жительства не имеет, но проживает в съемном жилье, работает по срочному трудовому договору. Контакт с дочерью утерян. Мать ребенка не оспаривала тот факт, что девочка проживает у бабушки и находится на ее содержании, но карточка, на которую перечисляется пенсия по случаю потери кормильца находится у истицы. В суде мать обещала исправиться и изменить свое поведение к дочери. Согласно представленной характеристики с места работы, нарушений трудовой дисциплины не имеет, ответственно относится к работе. На учете у врачей нарколога, психиатра, фтизиатра не состоит. Из представленной информации ОМВД ответчица на профилактическом учете не состоит и не состояла.

Несовершеннолетняя Ч. высказала нежелание проживать с матерью, которая злоупотребляет спиртными напитками, не проявляет по отношению к ней заботу и внимание, не общается. Всю заботу о ней взяла на себя бабушка.

Органы опеки и попечительства иск не поддержали, поскольку истцом не представлено доказательств тому, что ответчик умышленно уклоняется от выполнения своих родительских обязанностей. Соседи характеризуют ответчика положительно, в употреблении спиртных напитков замечена не была. Из акта обследования условий проживания матери ребенка следует, что в съемном жилье созданы условия для проживания несовершеннолетней.

В данном случае считаю, что суд не учел того момента, что ограничение родительских прав допускается в случае, если оставление ребенка с родителями (одним из них) вследствие их поведения является опасным для ребенка. Доказательств на момент рассмотрения дела в суде представлено не было. Судом не было также учтено, что обращение в суд истца предшествует достижению ребенком совершеннолетия. 30 января 2016 года решение суда вступило в законную силу, а через 10 дней девочке исполняется 18 лет. Понятно, что законодательством не трактуется, когда родственники имеют право обратиться в суд с иском об ограничении в родительских правах, но что касается данного случая, возникает много вопросов, почему бабушка не обратилась еще в 2014 году, когда действительно имело место быть постоянные «запои» матери ребенка, безработица, отсутствие жилья, пенсия по потере кормильца тратилась на нужды не ребенка, а ответчицы.

Несовершеннолетняя приобретает статус ребенка, оставшегося без попечения родителей и при этом гарантированные государством права: право на образование, на имущество и жилое помещение, на социальную защиту от безработицы.

Считаю, что родственники, имеют право обратиться в суд и ограничить в родительских правах родителей, если оставление ребенка с родителями (одним из них) опасно для ребенка по обстоятельствам, от родителей (одного из них) не зависящим (психическое расстройство или иное хроническое заболевание). В остальных случаях ограничение родительских прав должно рассматриваться только как мера защиты прав ребенка. В этом случае, когда вина родителя не достаточна для лишения родительских прав, необходимо не ограничивать родительские права родителей (одного из них), а рассматривать дело в рамках процедуры лишения родительских прав и применять к родителям (одному из них) предупреждение и в обязательном порядке направить семью на социальное сопровождение для проведения индивидуальной профилактической работы.

В то же время повторность деяний родителя в течение одного года со дня вынесения в его адрес предупреждения и отказ в течении этого времени от всех видов профилактики, должны рассматриваться как основание для удовлетворения вновь предъявленного иска о лишении родительских прав.

Таким образом, правовой статус детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должен иметь следующее значение — в юридической практике понятие «дети, оставшиеся без попечения родителей» является более содержательным и включает в себя понятие «дети-сироты», предусматривая единый перечень государственных льгот и правовых гарантий для обеих категорий детей. Из юридического определения следует, что оно существенно расходится с социологической трактовкой социального сиротства. Поэтому под социальным сиротством следует понимать социальное явление, которое заключается в существовании в обществе детей, в силу всевозможных причин, не имеющих возможности находиться в «кровной» семье, и забота об их жизни и устройстве требует вмешательства со стороны общества и государства в целом.

Защита прав детей, оставшихся без попечения родителей

Дети, оставшиеся без попечения родителей, являются представителями слабо защищенной социальной группы населения, поэтому они нуждаются в особой государственной поддержке. Права детей сирот регулируются Федеральным законом №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12 1996 г. В соответствии с законодательным актом к категории лиц, имеющих право на получение основных мер соцподдержки, относятся:

  1. дети в возрасте до 18 лет, оставшиеся сиротами в результате смерти одного или обоих родителей;
  2. дети в возрасте до 18 лет, оставшиеся без попечения родителей в результате лишения последних родительских прав, ограничении их в родительских правах, признания безвестно пропавшими или недееспособными, нахождения родителей в местах лишения свободы, находящихся под стражей, в специализированных лечебных учреждениях;
  3. дети в возрасте до 18 лет, оставшиеся без попечения родителей в результате уклонения родителями от воспитания и защиты прав и интересов несовершеннолетних детей, отказа родителей забрать своих детей из лечебных, воспитательных, социальных и других подобных учреждений;
  4. дети, оставшиеся без попечения родителей в возрасте от 18 до 23 лет.
Читать еще:  Человек теряет память что делать. Ухудшение памяти

Отметим, что кроме мер федеральной социальной поддержки, субъекты федерации обладают правом разрабатывать и реализовывать собственные программы социального обеспечения детей, оставшихся без попечения родителей.

Виды социальной помощи детям сиротам

Меры государственной поддержки для детей, оставшихся без попечения родителей, делятся на: материальные (обеспечение государством бесплатного проживания в учреждениях интернатного типа, одеждой, питанием, предметами обучения, определенными средствами для устройства жизни и жильем после выпуска из социального госучреждения, обеспечение бесплатным проездом во всех видах транспорта) и нематериальные (право на образование, жилищные права детей сирот, право на медицинское обслуживание, право на трудоустройство). Права детей сирот, которые находятся под опекой (или попечительством), делятся на: Личные права детей сирот:

  • право на уважение собственного достоинства;
  • право на защиту от злоупотреблений опекуном (попечителем);
  • право на воспитание в семье опекуна (попечителя) и совместное с ним проживание (после достижения подопечным 16-тилетнего возраста допускается раздельное проживание с опекуном по разрешению органов опеки и попечительства);
  • право на общение с родителями и родственниками;
  • право на выражение своего мнения при решении вопросов, касающихся его интересов, в том числе, право быть заслушанным в ходе административного или судебного разбирательства;
  • право на обеспечение необходимых условий для проживания, воспитания, образования и разностороннего развития за счет средств, выделяемых государством.

Имущественные права детей сирот:

  • право на социальные выплаты, пенсии, алименты и пособия;
  • право на сохранение права собственности на закрепленное за ним жилье;
  • право на доходы, получаемые подопечным из средств федерального фонда, а также на имущество, полученное в дар или по наследству;
  • право на внеочередное получение жилья по окончании проживания у опекунов (попечителей) в случаях отсутствия раннее закрепленного за ним жилого помещения.

Остановимся более подробно на нематериальных видах социальных гарантий.

Право детей сирот на образование

В соответствии с ФЗ №159-ФЗ дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право на обучение за счет средств федерального бюджета в госучреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования. Законом предусмотрены следующие моменты в вопросах образования:

  • дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право на прохождение курсов по подготовке к поступлению в средние и высшие профессиональные учебные учреждения на бесплатной основе, при этом они должны иметь оконченное основное общее или среднее общее образование;
  • дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право на бесплатное получение второго начального профобразования;
  • предоставление академического отпуска в случаях медицинских показаний за данной категорией лиц полное гос.обеспечение сохраняется весь период отпуска с выплатой стипендии в полном объеме;
  • дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право на бесплатный (льготный) проезд на некоторых видах транспорта;
  • дети, получающие образование в другом городе, имеют право на возмещение оплаты проезда к дому и обратно 1 раз в год;
  • выпускники в лице детей сирот, за исключением тех, кто продолжает обучение по очной форме, обеспечиваются единовременным денежным пособием, одеждой, оборудованием (либо компенсацией) за счет средств образовательного учреждения, в котором они обучались.

Дети сироты и дети, оставшиеся без попечения одного или обоих родителей в период обучения, зачисляются в образовательные учреждения на полное государственное обеспечение.

В свою очередь, полное государственное обеспечение предполагает бесплатное питание, бесплатное проживание в общежитии и медицинское обслуживание, бесплатная одежда и обувь, повышенная стипендия независимо от оценок, ежегодное пособие на приобретение учебной литературы и всех необходимых принадлежностей, а также получение в полном размере заработной платы, которая начисляется в период прохождения производственной практики. В случаях, когда возраст вышеназванных лиц достиг 23 лет в период получения профессионального образования, за ними сохраняется право на полное гос.обеспечение и дополнительные меры социальной поддержки до конца обучения.

Право детей сирот на медицинское обслуживание

Дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право на бесплатное медицинское обслуживание, в том числе с оперативным лечением в муниципальном лечебном учреждении или имеющим государственную аккредитацию. Кроме основных категорий, полное медицинское обслуживание включает в себя регулярные медицинские осмотры, оздоровление, предоставление бесплатных путевок в спортивно-оздоровительные лагеря, при наличии медицинских показаний предоставляются бесплатные путевки в санаторно-курортные учреждения. Кроме того, при необходимости прохождения лечения в специализированном медучреждении данной категории лиц в полном размере оплачивается проезд к месту прохождения курса лечения и обратно.

Право детей сирот на трудовую деятельность

В сфере труда дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обладают следующими правами:

  • право на получение пособия по безработице в период 6 месяцев в размере, равном среднему уровню заработной платы в конкретном регионе, при этом вышеназванные лица должны искать работу впервые, быть зарегистрированными в органах службы занятости и иметь статус безработного;
  • право на необходимое дополнительное профессиональное обучение с последующим трудоустройством за счет средств работодателя в случаях ликвидации организации, в которой работали лица из числа детей сирот и оставшихся без попечения родителей.

Права детей сирот на жилье

Отдельного вопроса заслуживает социальная гарантия на жилищные права детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Ранее в статье мы уже знакомили читателей с условиями предоставления жилья детям сиротам. В сегодняшнем законодательстве произошли некоторые изменения, которые мы рассмотрим более детально. В первую очередь, напомним, что согласно действующего закона, дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеющие в распоряжении на правах собственности закрепленное за ними жилье, сохраняют право на это жилое помещение даже при нахождении их в государственных социальных учреждениях. В случаях отсутствия закрепленного жилья, последнее предоставляется вышеназванной категории лиц из специализированного жилищного фонда на основании договора спецаилизированного найма, срок действия которого составляет 5 лет (ранее на такое социальное жилье можно было сразу оформить право собственности). То есть, в течение этого срока, лицо, получившее социальное жилье, не вправе его сдавать, продавать, приватизировать и передавать во владение третьим лицам. По истечению пятилетнего срока, орган исполнительной власти субъекта РФ принимает решение об исключении данного жилого помещения из специализированного жилищного фонда, с владельцем заключается договор социального найма. Минимальный размер общей площади жилого помещения рассчитывается на основании установленных норм в данном субъекте. Кроме вышеназванных категорий лиц, жилищные права детей сирот предоставляются и тем детям, которые имеют закрепленное жилье с невозможностью проживания в нем (ст.8 ФЗ-№159): если в этой же квартире проживают родители, раннее лишенные родительских прав, лица, страдающие тяжелыми формами заболеваний, если жилое помещение не соответствует санитарно-техническим нормам.

Право на жилье детям сиротам сохраняется за детьми, оставшимися без попечения родителей, до достижения ими 23-летнего возраста.

Источники:

http://studopedia.ru/15_27891_glava—deti-siroti-i-deti-ostavshihsya-bez-popecheniya-roditeley-kak-yuridicheskaya-kategoriya.html
http://moluch.ru/archive/204/49970/
http://pravovedus.ru/practical-law/family/zashhita-prav-detey-ostavshihsya-bez-popecheniya-roditeley/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector