Праздник курбан байрам как празднуют. Каких животных нельзя приносить в жертву? Понадобятся такие продукты

Жертвоприношение в праздник Курбан-байрам имеет особое значение для мусульман

Сегодня мусульмане по всему миру отмечают один из главных праздников ислама – Курбан-байрам или День жертвоприношения. Он знаменует окончание хаджа и наступает через 70 дней после поста в месяц Рамадан. По традиции утро у верующих началось с ритуального омовения, а затем необходимо надеть свою лучшую одежду и отправиться в мечеть на молитву. В этот день у мусульман также принято ходить в гости, дарить подарки и навещать могилы близких. Только в Москве Курбан-байрам сегодня отметят более 250 тысяч верующих. Торжественные молитвы пройдут во всех столичных мечетях и на подготовленных площадках в парках. При этом обряды жертвоприношения на территории Москвы проводить запрещено, для этого власти выделили 13 специальных мест за МКАДом.

Ну а после торжественных мероприятий верующих ждут праздничные столы с традиционными блюдами. Жители Дагестана, Адыгеи, Кабардино-Балкарии и других регионов сегодня на работу не собираются. В республиках Северного Кавказа этот день объявлен выходным – можно отпраздновать Курбан-байрам в кругу родных и близких, не думая о заботах.

Только что завершился праздничный утренний намаз в Центральной мечети Махачкалы. Но верующие не расходятся – приглашают друг друга в гости.

Ключевая часть Курбан-байрама – ритуальное жертвоприношение. Здесь, вдали от городских улиц, сегодня будет бойкая торговля. Тут продают животных на убой. В основном баранов, хотя мусульманам разрешается закалывать и бычков, и даже верблюдов.

О происхождении жертвоприношения (курбан)

Обряд жертвоприношения связан с именем пророка Ибрахима (мир ему) занимающего особое место в истории Ислама. Пророк Ибрахим (мир ему) всегда демонстрировал безграничное доверие и любовь к Аллаху, готовность выполнить любое Его повеление. Серьёзным испытанием, проверкой преданности пророка Милостивому Аллаху стала история с его долгожданным первенцем – Исмаилем (мир ему). Ибрахим (мир ему), достигнув преклонного возраста, но ещё не имея детей, обратился с мольбой к Аллаху: «Господи, одари меня потомством из числа праведников!» (сура 37, аят 100). Приняв молитву Ибрахима (мир ему), Всевышний одарил его сыном, которого назвали Исмаилем.

Прошли годы. Сын Ибрахима (мир ему) Исмаил достиг возраста, когда уже мог стать опорой и поддержкой своему отцу. Но Всевышний подверг Своего пророка серьёзному испытанию. После того как Ибрахим (мир ему) оставил владения Намруза и переселился в Шам, он тайно обязал себя принести в жертву ради Аллаха сына, если он у него родится. Но Ибрахим (мир ему) запамятовал свой обет и жил спокойно, пока не забывающий ничего Всевышний Аллах не напомнил ему об этом, повелев ему во сне принести сына в жертву.

Этот сон он видел семь ночей подряд и убедился, что это вещий сон от Всевышнего Аллаха. Вспомнив о своём обете, он решил исполнить его. Тогда пророк Ибрахим (мир ему) сказал сыну, чтобы тот взял верёвку и нож и отправился с ним в сторону Мины. Исмаил взял всё это и пошёл вслед за отцом, словно ягнёнок. В пути он спросил отца: «А зачем нам верёвка и нож?» Ибрахим (мир ему) сказал, что идут совершить жертвоприношение. Иблис, увидев твёрдое намерение Ибрахима (мир ему) выполнить повеление Аллаха, позавидовал ему. Он явился к матери Исмаила в облике человека и спросил её: «Куда отправились Ибрахим с сыном?» Она ответила, что они пошли за дровами. Иблис сказал ей, что Ибрахим собирается резать Исмаила, но она этому не поверила. Тогда иблис сказал: «Ибрахим говорил, что у него на это есть повеление Аллаха». Жена Ибрахима (мир ему) сказала: «Если таков приказ, то мне этого предостаточно».

Проклятому иблису козни не помогли. Не достигнув цели, охваченный печалью, он отправился к Исмаилу и спросил: «Куда вы идёте?» Исмаил твёрдо ответил иблису, что они идут резать курбан, но проклятый иблис спросил: «А знаешь ли ты, кого принесут в жертву?». Ответив отрицательно, Исмаил засмеялся. Иблис открыл ему намерение отца и сказал: «На горе будут резать тебя». Исмаил поинтересовался: «А почему отец решил принести меня в жертву?» Тот ответил: «Ибрахим говорит, что на это есть повеление Аллаха». Исмаил сказал: «Если таково повеление, я согласен быть жертвой ради Аллаха».

Увидев его покорность Всевышнему, иблис потерял надежду и оставил его. Тогда шайтан решил испытать ещё и Ибрахима (мир ему) и спросил его: «Куда идёшь?» Тот проклял и прогнал его, но шайтан снова побежал за ним. Когда Ибрахим (мир ему) доходил до Джамрат аль-Акаба, Джамрат аль-Вуста, Джамрат аль-Сугра (места кидания камней в Мине), шайтан всякий раз преграждал путь Ибрахиму (мир ему), и каждый раз тот бросал в проклятого по семь камней. Благодаря Аллаху шайтан не смог сбить Ибрахима (мир ему) и его близких с правильного пути, зависть врага не принесла результатов, его хитрость и коварство обернулись против него же.

Читать еще:  Вязаные куклы и разная одежда для них крючком. Схемы вязания одежды для кукол

Затем Ибрахим (мир ему) поделился с сыном и рассказал об указании Всевышнего: «Мы здесь, чтобы принести тебя в жертву, подчиняясь воле Аллаха». Выразив свою покорность и согласие стать жертвой, Исмаил ответил: «Отец, выполни повеление Всевышнего – коли угодно Аллаху, в этом ты найдёшь моё смирение и терпение». Ибрахим (мир ему) связал сыну руки и ноги и уложил его на правый бок. Ангелы на небесах наблюдали за покорными Всевышнему отцом и сыном. «Отец, некрасиво привязывать меня как овцу, лучше развяжи меня», – сказал Исмаил. Ибрахим (мир ему) развязал верёвку, освободил руки и ноги сыну, после чего тот остался лежать, словно отдыхающий жених. На прощание он попросил передать любимой матери салам (приветствие).

Попрощавшись с сыном, Ибрахим (мир ему) взял нож и провёл им по шее Исмаила, но нож даже не оставил следа. Исмаил сказал отцу: «Может, тебе трудно видеть моё лицо? Режь без жалости!» – и лёг смиренно лицом вниз. Но как бы Ибрахим (мир ему) ни старался, нож отказался резать и нисколько не повредил телу Исмаила. Оказавшись в безвыходном положении, рассерженный отец отшвырнул нож, и тот (нож) сказал ему: «Могущественный Аллах запретил мне резать, а Ибрахим настаивает, чтобы я резал. Поскольку из двух требований достойной исполнения является воля Всевышнего, я следую ей. Как же я могу резать шею Исмаила, когда на его лбу сияет яркий нур Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха)? Мне не под силу делать то, чего ты желаешь, без повеления Всевышнего».

Наблюдая за всем этим, всё живое: земные и небесные ангелы, звери, птицы, насекомые, даже обитатели морей и океанов – все стали просить Аллаха о милости отцу и сыну. В тот же час Джибриль (мир ему) привёл из Рая барана величиной с верблюда. Когда вместо Исмаила было велено зарезать этого барана, все от радости произнесли такбир («Аллаху акбар!» – «Аллах велик!»).

Так Исмаил спасся и получил высшую награду. Сказано, что тот баран был жертвой Хабила, которая была принята Всевышним, и Могущественный Аллах держал его в Раю, чтобы подарить Ибрахиму (мир ему).

О Аллах, нас, следующих религии Ибрахима (мир ему) и разделяющих вероубеждение аль-Ашари, сделай искренними последователями Сунны Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), не лишай нас их бараката и шафаата и в День Суда подними нас вместе с ними. Амин!


Виды животных, разрешенных приносить в жертву:

Разрешается приносить в жертву верблюдов, крупный рогатый скот (коров, быков, буйволов), овец и коз. В священном Коране говорится: » …и чтобы в день жертвоприношения и три дня после него поминали имя Аллаха над жертвенным скотом — верблюдами, коровами, овцами, — который Он им даровал. Так ешьте из них, что хотите, и кормите несчастных бедняков!» (Хадж: 28). Другие виды животных не разрешается приносить в жертву.

Условия пригодности животного для жертвоприношения:

Возраст верблюда должен быть не менее пяти лет, а крупного рогатого скота — 2 лет. Возраст овец и коз должен быть не менее одного года (в мазхабе имама Шафии возраст коз должен быть не менее 2 лет).

2) Чтобы животное было здоровое, без изъянов и недостатков, которые приводят к уменьшению веса животного.

К таким недостатком относятся, например:

— слепота, полная или одного глаза.
— хромота, в таком виде, что животное отстает от стада.
— болезнь, при которой животное теряет вес и худеет.
— худощавость и истощенность, в таком виде, что на ней не остается жира.

На все эти изъяны пророк (да благословит его Аллах и приветствует) указал в хадисе: «Четыре вида (животных) не подходят для жертвоприношения: Одноглазое — с явной слепотой (глаза), больное с явной болезнью, хромое с явной хромотой, худое, на которой не осталось жира. (Tирмизи). Также не подходит животное больное чесоткой, паршой или бешенством, безухое и у которой отрезан курдюк.

Читать еще:  Приятные слова любимому мужчине, своими словами. СМС в прозе — «Скучаю. Красивые, ласковые, нежные, приятные слова и признания любимому мужчине

Кастрация, холощение или безрогость не относятся к изъянам, так как они не влияют на качество или количество мяса животного. И нет разницы между самкой и самцом, хотя мясо последнего считается более приятным.

При соблюдении вышеперечисленных условий животное считается пригодным для обряда жертвоприношения. Верблюда можно закалывать за семерых, также как и крупный рогатый скот. А вот овец и коз — только за одного человека.

Обязательные и желательные действия при жертвоприношении:

1) Упоминание имени Всевышнего. Обязательно в мазхабе Абу Ханифы, Ахмада и Малика (да будет Аллах доволен ими) и желательно в мазхабе имама Шафии (да будет Аллах доволен им).
В сборниках хадисов Бухари и Муслима приводится, что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) произносил во время закалывания: «С именем Аллаха» («Бисми Ллагь»).

2) Желательно повернуть животное в сторону Киблы и произнести такбир (Аллаху Акбар), так как пророк (да благословит его Аллах и приветствует) произнес имя Аллаха и сказал Аллаху Акбар. (хадис приведен в сборниках Бухари и Муслима от Анаса (да будет Аллах доволен им).

3) Произнесение молитвы (дуа), чтобы Аллах принял жертву.

4) Желательно, чтобы тот за кого режут, сам зарезал, если он умеет, следуя сунне пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Тому, кто не умеет, желательно присутствовать при закалывании.

5) Для того, кто намеревается принести жертву, желательно не трогать волосы (брить или укорачивать) и резать ногти.

Распределение мяса:

Желательно распределить мясо в таком порядке: треть подарить друзьям или родственникам, другую треть дать бедным и нуждающимся, а оставшуюся треть оставить себе и своей семье.

Животное, предназначенное для закалывания, не разрешается продавать. Также нельзя продавать его шкуру или делать платой тому, кто зарезал, но можно сделать её милостыней или использовать в своих нуждах. Мясо желательно распределить на месте закалывания животного.

Праздник курбан байрам как празднуют. Каких животных нельзя приносить в жертву? Понадобятся такие продукты

Основные ошибки в Курбан-байрам

Мусульмане совершают жертвоприношения по-разному: кто-то закалывает животных у себя на приусадебных участках, кто-то пользуется для этого специально подготовленными для этого случая участками рядом с мечетями. Иногда мусульмане просто жертвуют необходимую сумму в пользу благотворительных организаций, которые затем совершают от их имен жертвоприношение и раздают мясо среди нуждающихся.

Ислам требует от нас совершенства во всех делах, включая жертвоприношение. Этот глубокий по своим смыслам ритуал не должен превращаться в формальность. К сожалению, не все мусульмане придерживаются всех правил шариата, совершая жертвоприношение. Иногда животные закалываются без должного уважения к творению Аллаха. Более того, иногда они доставляются к месту заклания в ужасных условиях, многие из этих животных в пути травмируются. Подобное отношение к животным часто ставит под вопрос безупречность курбана.

Достаточно ли просто произнести: «Бисмиллях. Аллах акбар», чтобы курбан был принят Всевышним?

Мусульманам хорошо известны требования Ислама к жертвенным животным: животное не должно быть слишком худым, больным, хромым и не должно иметь каких-либо внешних недостатков. Нельзя приносить в жертву слепых, беззубых, с отрезанными языками, хвостами и выменем животных.

Если ваш выбор остановился на баране или козе, то животное должно быть не менее годовалого возраста. А вот коровы и быки должны быть не менее двух лет отроду. Что касается верблюдов, то они должны быть не моложе пяти лет.

Желательно осуществить жертвоприношение самостоятельно. Однако, если человек не в состоянии осуществить заклание, то можно доверить это подготовленным людям. Человек, осуществляющий заклание, должен обладать достаточным уровнем мастерства. Жертвенному животному до заклания и во время процесса недопустимо причинять физическое и психологическое страдание. Перед жертвоприношением обязательно нужно вознамериться и произнести: «Бисмилляхи .Аллаху Акбар».

Желательно закалывать животное быстро. Необходимо вместе с горлом перерезать две сонные артерии. Чтобы не причинять животному страданий, не следует приступать к снятию шкуры до тех пор, пока животное полностью не испустит дух.

По Сунне животное необходимо уложить животное на левый бок, повернув его в сторону киблы. Нельзя закалывать животное на виду у других животных, а также нельзя точить нож на виду животных. Следует привести животное на место заклания без насилия, не следует также тащить животное силой.

Читать еще:  Идеи для открыток на 8 марта бабушке

Пророк (мир ему) сказал: «Когда вы закалываете животное, то делайте это красиво, аккуратно» (Муслим).

К сожалению, некоторые люди не соблюдают эти условия полностью. Животные забиваются на глазах друг у друга, транспортируются к месту забоя в плохих условиях или долгое время содержатся без воды и еды. Все это, конечно, лишает жертвоприношение чистоты и безупречности, ибо уважительное отношение к животным должно быть всегда, а не только в день праздника.

Всевышний Аллах сказал: «Ни мясо, ни кровь их не доходят до Аллаха. До Него доходит лишь ваша богобоязненность» (Сура “аль-Хадж”, аят 37).

Искренне ли мы совершаем Курбан или просто следуем традициям?

Если вы совершаете Курбан исключительно ради Аллаха, то совершать его следует непременно в соответствии с положениями шариата и Сунны посланника Аллаха (мир ему). Никаких отговорок или оправданий в этом вопросе быть не может. Если заклание за вас будет совершать другой человек, то отнеситесь к выбору этого человека или организации со всей серьезностью. Перед праздником Курбан-байрам местные духовные управления предоставляют населению список пунктов заклания животных, которые прошли специальные проверки.

Пусть Всевышний Аллах примет от нас наше жертвоприношение и сделает его причиной прощения наших грехов и средством приближения к Нему!

Также по этой теме читайте:

Как распорядиться мясом курбана?

Случай, при котором жертвоприношение перестает быть обязательным

Почему Али (р.а.) всегда совершал Курбан дважды?

Курбан-байрам: история и традиции мусульманского “праздника жертвоприношения”

В воскресенье, 11 августа, мусульмане празднуют один из двух своих главных праздников – Курбан-байрам (по-арабски Ид аль-Адха — “праздник жертвоприношения”). В этот день верующие собираются в мечетях на молитву, а также совершают обряд жертвоприношения.

Праздник длится три дня, в течение которых читаются молитвы и специальные восхваления. Тем самым верующие в какой-то мере подражают отправившимся в хадж паломникам, которые читают такбир — молитвенные восхваления Всевышнему.

Этот случай произошел недалеко от Мекки. С тех пор, отдавая дань подвигу пророка Ибрахима, явившего высочайшую степень праведности и любви к Аллаху, в качестве обряда поклонения господу мусульмане совершают заклание жертвенного животного. Не все мусульмане могут совершить хадж в Мекку, участвовать в главном празднике мусульман и лично в священном месте принести жертву, поэтому каноны ислама предписывают верующим исполнять кульминационную часть обряда не только в Мекке, а всюду, где они могут оказаться. Наиболее правоверные и благочестивые мусульмане добровольно постятся десять дней до наступления праздника жертвоприношения.

Жертвенное животное должно быть взрослым, то есть овца старше полугода, коза — старше года; буйвол и корова (бык) — от двух лет; верблюд — старше пяти лет. Животное должно быть здоровым, без существенных изъянов. Допускается отсутствие нескольких зубов или небольшой части (менее одной трети) уха. Хвост, глаза и другие органы тела животного также должны быть целыми. Желательно, чтобы животное заколол тот, кто приносит его в жертву. Если, по каким-либо причинам, человек этого совершить не в состоянии, то он может выбрать доверенное лицо, которое сделает это по всем нормам ислама, халяльным образом.

Согласно мусульманским представлениям, принесенные в жертву для Аллаха и ради заботы о бедных животные будут в судный день помогать людям переправляться через адскую бездну в рай по тонкому мосту — Сирату. Поэтому перед жертвоприношением каждый владелец помечает собственное животное (украшениями, специальными знаками), чтобы быстрее отыскать его в день прихода Махди, то есть Мессии, и воскресения мертвых, когда стада жертвенных животных будут толпиться у входа на Сират.

После заклания животного устраивается ритуальная трапеза, на которую нужно пригласить как можно большее количество людей, в первую очередь бедных и голодных. Из мяса принесенного в жертву животного в различных странах готовят традиционные блюда, в соответствии с местными вкусами, с применением различных специй и ароматизаторов. Большое внимание уделяется праздничному оформлению стола, а также приготовлению многочисленных сладостей. В праздник Курбан-байрам категорически запрещается употребление алкоголя, в этот день такое поведение считается особым кощунством, глумлением над самими принципами ислама. В дни этого праздника посещают могилы предков, а также родственников, друзей, принимают гостей. Близким друзьям и родственникам стараются сделать подарки.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Источники:

http://pronedra.ru/zhertvoprinoshenie-v-prazdnik-kurban-bajram-imeet-osoboe-znachenie-dlya-musulman-276381.html
http://m.islam-today.ru/veroucenie/osnovnye-osibki-pri-soversenii-zertvoprinosenia-v-kurban-bajram/
http://m.crimea.ria.ru/society/20190811/1117132758.html

Ссылка на основную публикацию