Причины кризиса современной российской семьи. Кризис института семьи как зеркало демографической катастрофы

Понятие кризиса семьи как социального института

Исторические тенденции, присущие процессу модернизации общества, привели к отмиранию в современном обществе расширенной стабильной многодетной семьи, ее ритуалов и традиций. Рыночный капитализм и коммерческая цивилизация, ориентированные на благополучие и комфорт, на извлечение максимально возможных благ в жизни, оказались в противостоянии и противоборстве с институтом семьи. Однако в последние десятилетия в развитии социального института семьи вновь появились тревожные признаки, свидетельствующие о том, что и современная нуклеарная семья находится в кризисном состоянии.

Семьи уменьшаются в размере, лишаются стабильности, срок их существования сокращается. Растущий процент разводов, падение числа браков, увеличение количества одиноко живущих и подобных браку сожительств сигнализируют о тенденции, которая в предварительном порядке, с осторожностью, может быть оценена как утрата законным браком его значения.

С увеличением числа женщин на рынке рабочей силы экономическое единство супругов ослабло. Это приводит в целом к ослаблению, если не сказать ненужности, супружеских союзов, измеряемому ростом разводов и числа одиноко живущих людей.

Разрушаются узы не только между супругами, но и между родителями и детьми. В ХХ в. происходило снижение возможностей матерей и отцов воспитания своих детей, упадок родительского влияния и авторитета. Ежедневное пребывание всех членов семьи вне дома крайне сужает совместное бытовое самообслуживание, оставляет мало времени на воспитание детей, воздействие родителей на них. Внесемейная работа родителей вынуждает их передоверять уход за детьми и их воспитание общественным учреждениям (детским садам, школам). В связи с этим воспитательный процесс в нуклеарной семье нарушается: родители все больше отстраняются от своего потомства. Уровень абсентеизма (отсутствия) отцов, уменьшение количества времени, которое родители проводят со своими детьми, увеличение продолжительности одиночества ребенка и времени, проводимого в школе или с ровесниками «на улице», служат количественным выражением неэффективности семейной социализации детей.

Упадок семейного регулирования сексуального поведения является отличительным признаком последних лет. Молодые люди все чаще вступают в добрачные половые отношения, причем во все более раннем возрасте.

В современной семье родство отделяется от экономических дел семьи, максимизация индивидуальной выгоды и экономическая эффективность перевешивают ценность родственных уз.

Эти глобальные тенденции в изменении брачно-семейных отношений привлекают все большее внимание исследователей. В современной Российской фамилистике выделились два основных подхода, диаметрально противоположно трактующих сущность семейного кризиса. Представители одного из них рассматривают кризис семьи исключительно как процесс полного разрушения, гибели семьи вообще, а не только «традиционной семьи»..

А.И. Антонов и В.А. Борисов в рамках процесса кризиса семьи выделяют следующие этапы: дезорганизацию, кризис и крах семьи как стадии одного и того же исторического процесса – исчезновения социального института семьи в результате определенной специфики развития промышленной цивилизации. Свидетельством разгара кризиса семьи, является тот факт, что она не способна выполнять свои основные социальные функции по воспроизводству и социализации детей, экономическому сотрудничеству, организации совместного ведения домашнего хозяйства и сексуальной регуляции.

Дезорганизация семьи, по мнению А.И. Антонова, проявляется в невыполнении ею основных функций по рождению и воспитанию детей. Автор считает, что если этот процесс пойдет вглубь и выразится в прекращении деторождения, выращивании правонарушителей и преступников, то тогда речь будет идти не о семейной дезорганизации, а фактически о крахе семьи как социального института, так как общество в целом ждет от семьи новых поколений, и не простого восполнения их, а такого, когда воспроизводятся общечеловеческие, национальные и прочие общезначимые ценности .

Семья утрачивает свои функции, социальную привлекательность и силу. В эпоху, когда главные функции производства и сферы услуг переданы внешним институтам, семья не может обеспечить эмоциональную поддержку своим членам. Невыполнение такой функции семьи, как экономическое единство, характеризующееся разделением дома и работы, внесемейной занятостью родителей в системе наемного труда с индивидуальной заработной платой, может становиться источником раздражения и конфликтов. Изменение социальных условий существования семьи вместе с естественным процессом кризисного изменения структуры семейных отношений приводит к образованию и распространению новых моделей семьи. Нерасторжимый брак уступает сейчас место расторжимому, зачастую бывают затруднены брачные знакомства, происходит значительное увеличение числа пар, сожительствующих вне брака. Отмечается разнообразие форм как моногамной, так и полигамной семьи. Встречаются и различные альтернативные модели семье и браку. В то время как монополия брака на сексуальные отношения взрослых людей в «постиндустриальном» обществе значительно ограничилась, сильнейшим аргументом в пользу брака еще остаются интересы детей. Тем не менее увеличение возможности расторжения брака и появившиеся к настоящему времени альтернативы влияют и на тех, кто живет в традиционном супружестве. Модель их жизни представляется менее прочной, менее безальтернативной и менее само собой разумеющейся, чем прежде. Толерантность в отношении меньшинства, которое не живет в браке и семье, значительно возрастает. Вместе с нею повышаются требования к качеству собственной супружеской и семейной жизни у большинства. Невыполнение семьей социальных функций: репродуктивной функции и функции социализации привело в России к депопуляции населения и ухудшению воспитания подрастающего поколения, следствием чего явился беспрецедентный рост детской и подростковой преступности, алкоголизма и наркомании.

Однако вторая точка зрения, представленная такими исследователями, как Т.В. Свадьбина, Ю.А. Гаспарян и др. считают, что о полном крахе семьи говорить не приходится, речь идет лишь об эволюции, преобразовании патриархальной семьи в ходе изменения общественных отношений. Длительный исторический период Россия по целому ряду причин представляла собой ярко выраженный тип патриархатного общества с господством мужчин и подчинением женщин. Институт брака укреплялся соединенными усилиями истории, церкви и государства, его поддерживали общественные запреты и общественное мнение, обычаи и предрассудки. Патриархальные устои брачно-семейных отношений были крепкими и имели глубокие корни.

С развитием производства социальный институт семьи в своей эволюции достиг такой ступени, когда женщина обрела право на выбор работы и получение образования, право выходить замуж или остаться одинокой, иметь детей или не иметь и т.д. Стали иными или получили расцвет предпосылки для этого, потребности и социально-психологические установки. У женщин утвердилась возможность устраивать судьбу по своему желанию. Вовлечение женщин в профессиональную и общественную деятельность существенно изменило их объективные возможности для выполнения семейных функций.

Читать еще:  Камень бирюза: кому помогут его целебные и магические свойства? Полудрагоценный камень бирюза

Равное участие в производственной деятельности и сохранение традиционного ролевого разделения в семье привело к кризисным явлениям в отношении между полами. Кризисообразующим фактором в семье стало отчуждение членов семьи друг от друга. Потребительское отношение к жизни порождало и прагматическое отношение к браку.

Патриархально-традиционный образ жизни, который в первую очередь характеризовался подчиненным положением женщины и ярко выраженным главенством мужа, почти нерегулируемым уровнем рождаемости и, как правило, наличием нескольких поколений в семье, начал заменяться эгалитарным. В основе его – равноправие супругов, сознательное регулирование деторождаемости, усиление роли межличностного общения и отчетливое стремление молодых супругов проживать отдельно от родителей.

Семья перестает быть основным фактором включения молодого поколения в культурную традицию, единственной и главной воспитательницей, школой, опекуном детей. Родительская опека все больше стала заменяться опекой общества и государства. Повышение доли материнского участия в жизнедеятельности семьи на фоне утраты отцом своего традиционного авторитета приводит к потере родительского авторитета в целом. Патриархальные отношения с непререкаемым главенством мужа уступили место отношениям между супругами, строящимся на демократических началах.

Свобода личности в целом и эмансипация женщины в частности серьезно изменили характер отношений между обществом и семьей. Получив право самостоятельно регулировать семейные отношения без вмешательства государства, церкви и т.д. и принимать решение по таким важным вопросам, как количество детей в семье, целесообразность вступления в брак или его сохранения, воспитание детей и пр., семья вместе с тем взяла на себя и огромную ответственность за собственное выживание и воспитание необходимых обществу полноценных граждан. Например, на Западе этот процесс происходил эволюционно, когда между семейными и общественными интересами, возможностями и потребностями постепенно складывался своего рода консенсус. В России же позже других стран принявшей эстафету демократизации, он принял форму революции, которая «ударила» по обществу и семье, нарушив тем самым и без того хрупкий баланс сложившихся между ними отношений

К сожалению, в БЕЛАРУСИ, процесс депопуляции представлен очень явственно. По словам главного акушера-гинеколога Минздрава Владимира Силявы, Беларусь впитала в себя самые отрицательные стороны современно-го демографического кризиса». У нас один из самых высоких в мире показа-телей смертности — ежегодно 14,1 умерших на тысячу населения и самый низкий уровень рождаемости — 9,1 родов на все ту же тысячу населения. Кроме того, женщин старше 70 лет в Беларуси в три раза больше, чем дево-чек пятилетнего возраста[10].
Называются различные причины такого положения дел. Одни авторы во главу угла ставят экономический кризис 90-х, другие –влияние катастрофы на Чернобыльской АЭС, третьи- социальную нестабильность, неуверенность людей в завтрашнем дне и т.п. Однако, так или иначе подчеркивается факт кризисного положения института семьи в нашем государстве, где семейные ценности начинают уходить на другой план.
Таким образом, актуальность данной проблемы можно считать перво-очередной в государственном масштабе. Это связано с тем, что, депопуляция приводит к нагрузке на социальный сектор в сфере экономики (очень мало работоспособного населения и много людей, находящихся на государствен-ном обеспечении), что еще больше усилит экономический кризис в стране. В конце концов, при усугублении данной тенденции белорусы могут исчезнуть с лица земли как нация.
Ввиду сказанного выше рассмотрим более подробно проблематику де-популяции применительно к Республике Беларусь, а также наиболее общие пути ее решения.

Кризис семьи как один из факторов демографической катастрофы в России

Россия ежегодно теряет 1 миллион жителей, так как сохраняются высокий коэффициент смертности (вследствие крайне неудовлетворительного состояния индивидуального здоровья граждан) и низкий уровень рождаемости. О причине резкого снижения уровня здоровья россиян написано много. Мы сделаем акцент на низком уровне рождаемости, который свидетельствует о кризисе семьи как социального института, с нарушением главной функции общества – биосоциального воспроизводства.

На протяжении всей человеческой истории семья остается основным институтом, обеспечивающим этот процесс, но в России репродуктивное здоровье населения критично, поскольку 15– 18% семейных пар бесплодны. Существуют серьезные проблемы, появляющиеся уже в детском и подростковом возрасте будущих родителей, которые несут потенциальную угрозу репродуктивной функции семьи.

Остановимся на некоторых из них. Мы рождаемся с определенными половыми признаками мужчин или женщин. Пол – это биологически обусловленные переменные: гонадные, гаметные, гормональные, морфологические. Эти репродуктивные признаки – хромосомные, врожденные. Нас учат соответствующему поведению, установкам, ролям, отношениям, которые приняты в данном обществе и культуре для мужчин и женщин. Поведение, усвоенное в социуме, формирует гендерную идентичность (признание себя человеком определенной сексуальной ориентации и гендерной специфики) и гендерные роли (ожидания, сформированные социумом в отношении мужчин и женщин).

Эти роли находятся под влиянием большого количества переменных и варьируют внутри различных субкультур и исторического времени, но прежде всего обусловлены традициями семейного воспитания. В современных российских семьях не уделяется должного внимания гендерному воспитанию детей, которое связано с сохранением как соматического, так и репродуктивного здоровья подрастающего поколения. Поскольку именно семья является ведущим социальным институтом, где формируются гендерная идентичность мальчика-юноши-мужчины и девочки-девушки-женщины и гендерные роли мужа и жены, постольку опасно, когда роли отца и матери в семье не имеют четких разграничений. Воспитание ребенка в такой среде трудно назвать гармоничным, так как в процессе половой идентификации и принятия гендерной роли он перенимает смешанный набор функций, соответствующий больше среднему роду, чем определенно мужскому или женскому. На наших глазах совершаются гендерные «перевертыши».

Родителями начали формироваться ценности социального положения женщины. Дочь, по их мнению, прежде всего должна получить высшее образование, а уже потом может выходить замуж. Таким образом, самый благоприятный период для зачатия и рождения ребенка может быть упущен. Далее перед девушкой ставится задача карьерного роста, поэтому создание семьи отодвигается на неопределенное время, таким образом, папы и мамы единственного ребенка – девочки, хотят, чтобы она была эффективна в гендерной роли мужчины – добытчика и могла их в будущем содержать.

Читать еще:  Как вывести пятно от краски на одежде. Как отчистить краску с одежды в домашних условиях

Поэтому изменилось и психологическое отношение к особенностям женской и мужской одежды, которая во все времена выполняла не только функцию поддержания и сохранения репродуктивного здоровья, но и являлась гендерным признаком. Брюки – четко связанный с половыми особенностями атрибут мужской одежды, нарушающий функционирование женского организма, как с позиций анатомофизиологических, так и психологических.

В частности, ношение брюк приводит к формированию узкого таза у девушки, нарушению менструального цикла, развитию у нее ранней сексуальной озабоченности и агрессивного стиля поведения и др. Все чаще женщина выбирает социальную роль не матери, а успешной леди, у которой может быть один ребенок – для себя, коекак выношенный, а потому и зачастую больной. Среди молодых дам, зачастую очень «продвинутых» в профессии, все реже ценятся традиционные семейные ценности: супружеская верность, мудрость и терпение женщины, многодетность.

Стремление женщины к социальной активности, становится препятствием для выполнения репродуктивной функции, поскольку быть мамой – это не только иметь колоссальную любовь к детям, но во многом жертвовать ради них личным временем и карьерой. Почти 80% будущих матерей в периоды зачатия, вынашивания и рождения ребенка имеют отклонения в состоянии собственного здоровья.

Один из факторов ухудшения здоровья девушек связан с тем, что все чаще в родительской семье акцент в воспитании делается на внешнем виде (привлекательности) девочки, следовании моде (обнаженные животы, пирсинг, брюки, мини-юбки и др.), а не на здоровом функционировании организма будущей матери. Это порождает целый ряд специфических проблем, связанных со здоровьем женщины, которые в дальнейшем могут препятствовать рождению здоровых детей: по оценкам многих ученых в России сейчас здоровых детей, не имеющих каких-либо отклонений, рождается не более десяти или даже пяти процентов.

В настоящее время можно услышать, что старшее поколение было лишено такого важного компонента воспитания как половое. Но у русского народа была система воспитания, ориентированная, прежде всего, на нравственные идеалы. Половое воспитание было преимущественно духовным. Молодым людям внушали, что самое главное для счастливой семьи – это правильно к ней подготовиться в духовном плане, брать ответственность за семью, быть настоящими отцами и матерями, умелыми хозяином и хозяйкой. Первоосновой семьи было целомудрие вступающих в брак. Именно целомудрие давало чистоту отношений, доверие, понимание, взаимоуважение, преданность и верность, являлось цементирующим фактором для создания счастливой здоровой семьи. На сегодняшний день широко известно о феномене телегении (телегонии) – влиянии первого самца на билогические особенности будущего потомства. Столкнулись впервые с этим явлением животноводы, когда 150 лет назад производились опыты по скрещиванию кобыл и зебр-самцов.

Не произошло ни одного зачатия, но через несколько лет, после скрещивания этих кобыл с породистыми жеребцами стали появляться на свет полосатые жеребята. Впоследствии учеными было доказано, что эффект телегении имеет место и у людей. Генетики утверждают, что именно первый мужчина закладывает генофонд (биологическую основу) каждой женщины вне зависимости от того, через сколько лет и от какого мужчины она впоследствии родит детей. А если первый мужчина окажется не лучшим по набору физиологических, нравственных, интеллектуальных качеств? К тому же считается, что в большей степени передаются по наследству прежде всего отрицательные качества. Человек изначально предназначен для жизни в браке, так как возможность создать семью – это возможность открыто любить друг друга. Семья – это основа счастливой здоровой жизни. А понятие любви (не секса) предполагает самопожертвование, желание помочь друг другу, жить его жизнью, его страданиями и радостями, заботиться о его здоровье и здоровье детей. Вспомним, как говорил о любви Апостол Павел: «Любовь долго терпит, милосердствует, любовь не завидует, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине, все покрывает, всему верит, всего надеется, все превозносит» (1 Кор. 13; 4–8).

А вот ставшая популярной форма отношений, называющаяся «пробный брак», инфантилизирует ее приверженцев: вместо того, чтобы углублять и совершенствовать высоконравственные связи и отношения с любимым человеком, молодые люди выбирают совместную жизнь без взаимных обязательств. Готовность к браку, то есть к регулируемой обществом форме отношений, порождающей определенные права и обязанности супругов по отношению друг к другу и будущим детям, – явление сложное, комплексное. Создать семью – значит шагнуть во взрослую самостоятельную осмысленную жизнь. И этот решающий шаг должен быть осознанным, желаемым и перспективным. Чтобы быть готовым к созданию семьи, человеку в первую очередь необходимо ощущать уверенность и безопасность, поэтому демографическая ситуация может зависеть от материального положения, что подтверждается следующим обстоятельством: Тюменская область – одна из территорий России со сравнительно высоким уровнем жизни, поэтому и демографическая картина представлена в этом регионе оптимистичнее.

Но современные молодые люди настолько озадачены материальной обеспеченностью, что это становится основной целью достижения, базовой площадкой для дальнейшей достойной жизни. В итоге семья воспринимается как конечный пункт процесса достижения материального благополучия, а брак как роскошь, которую нужно заработать. Если благополучие недостижимо – не достижим и брак. Казалось бы, с одной стороны такой выбор приоритетов говорит об ответственном подходе молодежи к созданию семьи. Но за обеспечением собственной материальной безопасности и независимости забываются и отходят на задний план другие не менее важные составляющие семейного счастья: супружеская любовь, взаимопонимание, эмпатия, чувство родительства.

Проблема еще и в том, что на подготовку к браку, которая определяется исключительно достижением материальной обеспеченности, молодые люди концентрируют всю свою энергию, и на раздумья, как жить в браке, сил уже не остается. Таким образом, когда наступает момент для качественного изменения отношений по завершению первого (романтического) этапа, супруги отмечают «пресыщение» друг другом, не зная, что делать дальше для эффективного развития отношений. В итоге приходят к выводам, что большинство людей обманываются в своих ожиданиях относительно брака, потому что полученные результаты не приносят удовлетворения. Кроме того, в современном обществе, нацеленном на выживание, остро проявляется потребность в самоутверждении, что проецируется и на семейные отношения, где схема «Я+Я» вытесняет схему «МЫ». В итоге искажается сама модель семьи.

Читать еще:  Если парень не пишет первым но отвечает. Парень перестал писать первым, что делать

Девушки наравне с юношами чувствуют себя ответственными за материальное обеспечение. В браке стираются гендерные роли: отца, матери, жены и мужа, остаются только роли деловых партнеров, имеющих общие цели и задачи. Безусловно, на формирование интересов и потребностей молодежи огромное влияние оказывают СМИ, видео – и киноиндустрия, Интернет, которые кроме идей жесткой ориентации молодежи на материальные ценности (когда делается откровенная попытка подменить понятие счастья понятием материального успеха, под которым понимается обладание виллами, машинами, модными вещами и др.), несут в молодежные ряды идею сексуальной революции. Последствия сексуальной революции в странах Запада известны: гигантский рост венерических болезней, СПИДа, аборты, разводы, неполные семьи (чаще всего – дети без отцов), бесплодие, депрессия. Выпускаются пособия по контрацепции для подростков, программы сексуального обучения для старшеклассников, что является косвенной пропагандой бездуховности, сексуальных связей вне брака, без любви, без чувства ответственности за полового «партнера», за судьбу и здоровье возможных детей.

В процессе становления семьи как общности важную роль занимает стремление супругов к созданию единства ценностных ориентаций. От ценностно-ориентационной направленности супругов зависит нравственно-психологическая атмосфера в семье. С ростом брачного стажа наблюдается тенденция увеличения доли общих интересов, целей и установок в ориентациях и поведении супругов, формирования ценностной семейной общности. В семьях, не имеющих такой общности, дисфункциональных, ригидных, псевдосолидарных, симбиотических и т.п. нередко наблюдаются жесткие стереотипы поведения, создаются коалиции между отдельными членами семьи. Ребенок в такой семье чаще всего оказывается психологически зависимым, эмоционально незрелым. В результате, не обладая навыками эффективного общения, способностью брать на себя ответственность не только за чужую, но и за свою собственную жизнь – ведь она принадлежит если не целиком, то большей частью его родителям, – молодой человек или девушка, принимая решение о вступлении в брак, руководствуется далеко не самыми оптимальными мотивами. Это может быть стремление уйти из-под родительской опеки или желание легализовать сексуальные отношения; иногда брак используется в качестве средства разрешения затянувшегося конфликта с родителями – в этом случае нередко наблюдается рекапитуляция первичной семейной ситуации, то есть наследование молодыми супругами конфликтов родительской семьи.

Все это дестабилизирует межличностные отношения в молодой семье и, столкнувшись с первыми трудностями, семья может прекратить существование. У детей из конфликтных семей чаще отмечаются психастении, психопатии, подозрительность, нетерпимость, депрессивные состояния. Именно в недрах такой психологически дискомфортной среды складываются источники алкоголизма, наркомании, неврозов, различных форм асоциального поведения. Все это отражается на процессе социализации детей. Результаты многочисленных исследований показывают, что, количество несовершеннолетних правонарушителей из конфликтных семей в 7–8 раз больше, чем из семей, в которых отношения между родителями достаточно ровные. Таким образом, кризис семьи связан со следующими факторами: – изменениями в гендерном воспитании девочек, что приводит к активной социализации женщины, а это может быть причиной ухудшения ее репродуктивного здоровья; – стереотипами, укоренившимися в обществе, которые играют против семейной политики, заставляя, например, молодого человека выбирать между семьей и карьерой. Наблюдается тенденция откладывания браков ради достижения лучшего материального или социального положения.

Кроме того, сегодня молодых беспокоит не только неуверенность в завтрашнем дне с материальной точки зрения, но и неуверенность в прочности собственного брака, неуверенность в своих силах из-за низкой мотивации создания семьи, из-за отсутствия навыков выстраивания эффективных межполовых отношений и определения своей половой роли в семье; – характером воспитательного воздействия со стороны родителей, поскольку от него во многом зависит то, насколько гармонично будет развиваться личность ребенка, насколько он будет подготовлен к будущей самостоятельной семейной жизни.

7. Современная демографическая ситуация. Кризис семьи

Демографическая ситуация – самая острая проблема современной России. Неслучайно этой проблеме уделил значительное внимание в своём Послании Федеральному собранию Президент России Владимир Владимирович Путин. «В среднем число жителей нашей страны ежегодно становится меньше на 700 тысяч человек», — сказал он. Для решения этой проблемы предложено следующее:

1) снижение смертности за счёт:

усиления контроля безопасности дорожного движения;

пресечения ввоза в страну суррогатной алкогольной продукции;

выявления, профилактики и лечения сердечно-сосудистых

2) осуществление эффективной миграционной политики за счёт привлечения из-за рубежа наших соотечественников, лучше, если это будут квалифицированные, образованные и законопослушные граждане;

3) повышение рождаемости за счёт:

увеличения размера денежных пособий матерям до достижения ребёнком возраста до полутора лет, причём размер пособия увеличивается при увеличении числа детей;

компенсации затрат на детское дошкольное воспитание, причём также, как и в первом случае размер компенсации увеличивается при увеличении числа детей;

материальной поддержка семей, берущих на воспитание детей-сирот;

увеличения стоимости родовых сертификатов;

выплаты единовременного пособия матерям в размере 250 тыс. руб

Для реализации всего вышесказанного потребуется большая работа и большие деньги.

В современных условиях все заметнее становится кризис семьи как социального института общества, пути выхода из которого пока неясны. Кризис выражается в том, что семья все хуже реализует свои основные функции: организацию супружеской жизни, рождение и воспитание детей, воспроизводство населения и рабочей силы. Причины такого кризиса имеют общий характер для всех индустриальных государств, есть порождением индустриальной цивилизации.

Семья особо чувствительна ко всякого рода реформаторским изменениям государственного масштаба, например безработице, росту цен и т. д.

Помимо падения рождаемости отмечается и такой негативный: факт в институте семьи, как увеличение числа разводов. Рассматриваются отрицательные последствия разводов: ухудшение воспитания детей, увеличение случаев их психических заболеваний, алкоголизм родителей, разрушение кровнородственных связей, ухудшение материального положения, дисгармония воспроизводства населения.

Источники:

http://studopedia.ru/11_20453_ponyatie-krizisa-semi-kak-sotsialnogo-instituta.html
http://politinform.su/49823-krizis-semi-kak-odin-iz-faktorov-demograficheskoy-katastrofy-v-rossii.html
http://studfiles.net/preview/5850428/page:5/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector