Приобщение детей к народным традициям

Приобщение детей к народной культуре через народные традиции и праздники

Тип проекта: познавательный.

Продолжительность: январь – апрель.

Участники проекта: дети, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.

Актуальность проекта:

В последнее время интерес к национальным традициям возрос. Это связано не только с возрастанием национального самосознания, но и с тем, что становится всё более очевидным, что человек есть продукт той культуры, в которой он вырос. Его мировоззрение, поведение, привычки, способы взаимодействия с другими и многое другое есть результат прямого влияния образа жизни, традиций, обычаев, норм и ценностей того общества, которое окружало с первого дня рождения.

С первых лет жизни ребёнка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нём фундамент нравственности, патриотизма, формирует основы самосознания и индивидуальности.

Приобщение детей к русской культуре в нашем детском саду происходит на основе интегрированного подхода. Знакомя дошкольников с народными традициями и праздниками, формируем представление детей о взаимосвязи устного народного творчества, музыкального фольклора и декоративно-прикладного искусства. Проект «Приобщение детей к народной культуре через народные традиции и праздники» основан на интеграции художественно-речевой, музыкальной, игровой, изобразительной и театрализованной деятельности. Ведущее место в процессе приобретения детьми первых этнокультурных знаний мы изначально отвели детскому фольклорному празднику. Стараемся создавать у ребёнка радостное настроение, эмоциональный подъём и формировать праздничную культуру. Подготовка к празднику всегда вызывает у детей интерес. Мы, взрослые, должны дать выход детским стремлениям, способствовать удовлетворению их желания участвовать в играх, танцах, инсценировках, оформлении группы, зала. Это способствует социализации ребёнка, формирует его активную позицию и вызывает стремление сохранить традиции и обычаи русского народа.

Приобщая детей к истокам русской народной праздничной культуры, мы развиваем личность каждого ребёнка, который, надеемся, будет носителем черт русского характера, русской ментальности.

Цель: создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации проекта.

Задачи:

  • Знакомить детей с народными праздниками, обычаями, традициями, народными промыслами.
  • Активизировать речь, расширять словарный запас детей.
  • Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре.
  • Воспитывать патриотическую гордость за богатую народными талантами Россию.

Прогнозируемый результат:

  • Осмысленное и активное участие детей в русских народных праздниках;
  • Использование детьми в речи произведений народного фольклора ( потешек, считалок, загадок, закличек и приговорок, пословиц и поговорок);
  • Развивать у детей умение играть в русские народные игры, используя считалки;
  • Расширение у детей представления о особенностях народной росписи;
  • Знание сказок и сказочных героев;
  • Создание мультимедийных игр ( «Россия – Родина моя», «Четвёртый лишний», «Широкая масленица» и т.д.) для формирования гражданственно – патриотического отношения и чувства сопричасности к культурному наследию нашего народа.

Планируемое время на реализацию проекта по этапам

Консультация для родителей «Приобщение детей к народным традициям»

Консультация для родителей

«Приобщение детей к народным традициям»

«…воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа…»

Не секрет, что помимо экономических трудностей Россия сейчас переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали старшее и младшее поколения. Поэтому очень важно возродить преемственность поколений, дать детям нравственные устои, научить уважительно относиться к своим древним корням, памяти предков.

Особенно актуальной сегодня является задача привить детям любовь к русской культуре, познакомить с ее истоками, обычаями, традициями, обрядами, воспитывать патриотические чувства.

Давайте постараемся разобраться, что такое народные тра­диции, что можно к ним отнести.

«Традиция» – слово не русское, переводится с латинского языка как «передача», т.е. традиция – это то, что передается от одного поколения другому.

В качестве традиции выступают определенные общественные установки, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды, праздники и т.д.

Русские народные традиции — одна из состав­ных частей культурного наследия русского народа, они открывают огромные возмож­ности для детей, давая им знания и опыт организации и саморегуляции своей деятельности, помогают выработать спо­собность управлять собственными действиями, переживани­ями и состояниями, поступками в соответствии с интересами других людей, требованиями общественного долга.

К народным традициям относятся праздники, обряды, обычаи, игры.

В качестве основных средств воспитания народная педа­гогика использует все компоненты народной культуры: фоль­клор, песни, сказки, пословицы, поговорки, праздники. Именно они раскрывают содержание воспитания и обучения детей, основные нравственные правила и идеалы, понимание добра и зла, нормы общения и человеческих отношений; отражают мировоззрение человека через мифологию, религию, преда­ния и поверья; описывают историю народа в виде эпоса, лето­писей и устного творчества. Благодаря им раскрываются эсте­тические воззрения народа, они украшают повседневную жизнь, труд и отдых.

Читать еще:  Как самому сделать новогоднюю игрушку на елку. Новогодние игрушки своими руками: оригинальные идеи

Народные игры ярко отражают образ жизни людей, их быт, труд, устои, представления о чести, смелости, мужестве, желании быть сильными, ловкими, выносливы­ми, быстрыми красиво двигаться, отличаться смекалкой, выдержкой, творческой выдумкой, находчивостью, волей и стремлением к победе. Игра всегда была естественным спут­ником жизни ребенка, источником радостных эмоций, обла­дающим великой воспитательной силой.

В русских народных играх сохранился колорит обычаев, ори­гинальность самовыражения народа, своеобразие языка, фор­мы и содержания разговорных текстов.

Дети любят веселые считалки, жеребьевки, сопровождаю­щие игры.

— Заяц белый, куда бегал?

Таким образом, игра издавна занимала в жизни ребенка важное место. Благодаря ей дети приучались самостоятельно находить выход из критического положения, быстро прини­мать решения и осуществлять их, проявлять инициативу, то есть приобретали важные качества, необходимые им в буду­щей жизни. Народные игры способствовали формированию гармонически развитой личности, сочетающей в себе духов­ное богатство и физическое совершенство.

Глубокая народная мудрость, оттачиваясь веками, сконцентрировалась в произведениях русского фольклора. Эта область устного народного творчества представляет собой одно из важнейших средств народной педагогики.

Русские люди были убеждены, что слово обладает особой силой воздействия на человека и природу.

Так, например, приговаривали дети, проходя мимо ульев и заговаривая обильный сбор меда пчелами.

Слово, соединенное с музыкой и движением, обладало еще большей силой. Поэтому огромную роль в народных традициях играли песня, музыкальный инструмент, ритмические пляски, притопывания.

Обрядовые песни описывали благополучие, довольство, изобилие, а сопровождавшие их действия изображали желае­мое, чтобы обеспечить его в реальной жизни.

Весна, весна красная!

Приди весна с радостью,

С радостью, с радостью,

С великою милостью:

Со льном высоким,

С корнем глубоким,

С хлебами обильными!

С первых дней жизни ребенок оказывался во власти слова и музыки. Колыбельные песни, потешки настраи­вали его на гармоничный музыкально-поэтический лад.

Где вы, где вы гуленьки?

Прилетайте на кровать,

Сели в изголовьице…

Спи-ка на здоровьице!

Стали гули ворковать

Стал Ванюша засыпать.

А сколько детских сказок, былин, загадок, скороговорок, пословиц и поговорок в народном творчестве.

Сказки являются важными воспитательными средствами, в течение столетий жизнь, народная практика воспитания, убедительно доказала педагогическую ценность сказок. Дети и сказка – неразделимы, они созданы друг для друга и поэтому знакомство со сказками своего народа, должно обязательно входить в курс образования и воспитания каждого ребенка.

Многие народные сказки внушают уверенность в торжестве правды, в победе добра над злом. Оптимизм сказок особенно нравится детям и усиливает воспитательное значение.

Важная особенность сказок — образность. В герое обычно весьма выпукло и ярко показываются главные черты характера: отвага, трудолюбие, остроумие; такие черты как физическая сила, смелость, мужество. Образность добавляется забавностью сказок – тонким и веселым юмором.

Также детям очень нравятся загадки. Загадка — это замысловатое краткое поэтическое образное описание какого-либо предмета или явления, сделанное с це­лью испытать сообразительность человека, развить догадливость, равно как и с целью раскрыть ему глаза на красоту и богатство окружающего мира.

Два убегают, два догоняют, отдыхают вместе. (Колеса)

Не ездок, а со шпорами, не будильник, а всех будит. (Петух)

Задачу по развитию фонематического слуха ребенка, обучению его точно воспроизводить трудные словосочетания – выполняют скороговорки.

На горе, на пригорке

Жили тридцать три Егорки.

Из-за леса, из-за гор

Едет к ним еще Егор.

Ни в одном другом жанре фольклора народная жизнь не отражена так широко и многогранно, как в пословицах и пого­ворках, в них много материала практического характера: житейские советы, трудовое воспитание, осуждение праздности, лености: «Не рой другому яму – сам в нее попадешь», «Землю красит солнце, а человека труд» , «Готовь сани летом, а телегу зимой», «Поспешишь – людей насмешишь».

Пословицы и поговорки пронизаны чувством глубочайшей любви и преданности Родине: «Родина — мать, умей за нее постоять», «Человек без родины — соловей без песни».

Большая часть пословиц обращена к нравственной сути человека: добру, злу, правде, жалости, состраданию: «Не одежда человека красит, а его добрые дела», «Как аукнется, так и откликнется», «Жизнь дана на добрые дела»

Песни, танцы, игры и загадки объединялись в народных празд­никах.

Каждый народный праздник в России сопровождался обрядами и песнями. Большая их часть возникла еще во времена язычества, и сохранились они в виде увеселений, обычаев. Такие праздники содействовали сплочению людей, соединяли поколения. Через обряды передавали значительный объем знаний о мире: о причинных зависимостях, о свойствах природных явлений и др. Многие языческие праздники, обряды были восприняты церковью и переплелись с событиями, отмечаемыми ею, например Святки, праздник Ивана Купалы.

Праздничный день начинался с торжественной службы в церкви, а продолжался на улице, в поле, на лужайках. Под музыку свирелей, балалаек, гармоней водили хороводы, пели, плясали, затевали игры. Большой любовью в народе пользовались следующие праздники: Пасха, Рождество, Новый гол, Масленица. У детей не было каких-то особых детских праздников, но они чувствовали общую праздничную атмосферу и веселились вместе со всеми.

Читать еще:  Что такое любовь. Куда и почему уходит любовь. Что такое страсть и как ее распознать

Ценность народных традиций огромна, а их утрата невос­полнима какими бы то ни было материальными благами. Тра­диции — хранители народной культуры, заветов народа. Если полностью утеряны все народные традиции, может встать под сомнение само существование народа.

Автор консультации: воспитатель Ротарь Ирина Валерьевна

Приобщение дошкольников к народным традициям через игру

Ложкова Наталья Фёдоровна,

МАДОУ «Детский сад №40-ЦРР» г. Тобольска

«…О, радость жизни, детская игра!

Век не уйти с соседского двора…»

Дети — самый доброжелательный народ: им даешь – они берут. Наша задача – дать именно то, что нужно. Современные дети живут в то время, когда рушатся традиции, передаваемые веками о поколения к поколению. К счастью, десятилетиями внушаемое «отречение от старого мира» кануло в лету. И хочется надеяться, что та, уцелевшая «старина», что осталась жить в танцах, играх, песнях, воспоминаниях, — сохранится для потомков. Тогда молодому поколению будет легче разобраться во всем и выбрать нужные ориентиры для воспитания своих детей, ориентиры, которые помогут любить Родину – такой, какая она есть…

Я работаю над темой «Приобщение дошкольников к народным традициям через русскую народную игру». Свою деятельность я построила так, чтобы максимально приобщить детей и их родителей к истокам русской народной культуры. Поставив цель: знакомство детей с историей и культурой русского народа посредством народных игр, я хорошо понимала, что это будет знакомство с важной частью духовной культуры народа, его бытом, традициями и объективными законами красоты.

Работу я начала с опроса детей о традициях русской народной культуры. Мы говорили о том:

— в каких домах раньше жили люди?

-какой самый главный предмет обихода в русской избе?

-в каких русских сказках упоминается о печи?

-как служила печь человеку?

Я старалась выяснить:

— что дети знают о русском народном костюме?

— какие народные праздники они знают?

— в какие народные игры вы играете дома?

Проведенное анкетирование среди родителей показало, что в каждой семье так или иначе знакомят детей с русским народным творчеством: поют колыбельные песни, загадывают загадки, посещают народные гуляния и даже рассказывают о некоторых русских народных традициях. Многие родители поддержали моё желание работать с детьми по данной теме, выразили желание участвовать и помогать в этой работе.

Чтобы привлечь внимание детей,пополнить и расширить знания о русском быте, мы вместе с родителями создали в группе центр «….»: оформили горницу для наших кукол, нарядив их в национальные костюмы; подобрали иллюстрации о русской семье, собрали предметы народно-прикладного искусства. Обновление среды сопровождалось рассматриванием, беседами и проведением интегрированных занятий на темы «Русская народная сказка», «Русская народная песня», «Русский народный костюм», «Русские народные игры», «Знакомство с колыбельной», «Русское декоративно-прикладное искусство»…

Исключительно важное значение в жизни ребенка имеет игра. Всякая игра для ребенка серьезна, играя он живет. Разучивая с детьми новую народную игру, мы начинаем с разучивания считалки или жеребьевки, исключительно старинной:

Раз, два, три – нос утри;

Раз, два, три, четыре, пять –

Будем прыгать мы опять.

Дети наперебой предлагают выбрать ведущего вновь разученной считалкой. Каждая новая считалка пополняет активный словарь детей, способствует выразительности речи.

Стакан, лимон,выйди вон,

Стакан воды, выйди ты.

Народная игра – это наше детство, забавы старшего поколения – наших бабушек и дедушек, практическое ознакомление ребенка с окружающей действительностью.

Игра служит носителем социального аспекта: традиций, культуры, она является формой преемственности между поколениями. С детьми мы изготовили альбом с рисунками и фотографиями полюбившихся народных игр – «Жмурки», «Горелки», «Гуси-лебеди», «Золотые ворота», «Цепи кованные», «Бабушка Лариса», «Штандер»…

Рассматривая альбом, дети узнают о любимых играх мам и пап, бабушек и дедушек. По рисункам и фотографиям дети вспоминают ранее разученные игры, обсуждают, что больше всего понравилось и запомнилось.

Игра сродни творчеству, часто она носит поисковый, познавательный характер. Одной из любимейших словесных игр старших дошкольников являются скороговорки – быстрое произнесение трудноговоримых слов. Играя, дети одновременно развивают органы артикуляции. Я часто использую скороговорки в работе с детьми : в играх, развлечениях, драматизациях, в познавательно-коммуникативной деятельности.

Добр бобр для бобрят.

У Саши в кармашке шишки да шашки.

Вы малину мылили? Мыли, но не мылили.

Совершенные образцы русского языка: пословицы, поговорки, сказки, загадки, частушки; дети не только слышат, но и повторяют, усваивают. Невозможно передать ту напевность, лиричность, с какой ребенок рассказывает или драматизирует сказку. Сказочная тематика настолько близка детям, что легко проникает в их игры.

Читать еще:  Вязание крючком схема игрушки без амигуруми. Как вязать техникой амигуруми

Я начала ставить спектакли со своими воспитанниками со 2 младшей группы, тем самым развивая у детей творческую самостоятельность, эстетический вкус. Драматизация сказок способствует развитию памяти дошкольников, формируется желание действовать сообща, совершенствуется речь как средство общения, усваивается нужная форма речи.(фото)

Повторяя игру-драматизацию раз за разом, дети все меньше нуждаются в помощи воспитателя. У малышей развивается самостоятельность в организации всех видов игр, в выполнении правил и норм поведения. Вместе с детьми мы драматизировали такие сказки как: «Дружная семейка», «Зайкина тётя», «Солнце ясное да лето красное», «Репка» и другие.(фото)

Определенным итогом каждого этапа являются народные праздники и гулянья (игрища) «Рождество Христово», «Масленица», «Пасха», «Семик- праздник березки», «Осенины», в которых участвуют родители.

Традиционная игровая культура немыслима без игрового инвентаря. Папы охотно помогают в изготовлении атрибутов для русских народных игр, таких как «Лапта», «Колышки», «Бабки»…( фото атрибутов). Мамы для детей сшили русские народные костюмы: рубахи-косоворотки, сарафаны и кокошники.(фото) В группе был проведен показ костюмов, которые поразили всех своей оригинальностью, даже девочки других национальностей ( а у нас есть татары, узбеки) были одеты в русские сарафаны. Они с большим удовольствием рассказывали о совместной работе с мамой по изготовлению костюмов.

Одной, из эффективных форм сотрудничества с родителями является вовлечение их в подготовку игры-драматизации по народным сказками. Родители стали участниками бесед о старинных песнях и играх, вместе с детьми готовили декорации, костюмы, а некоторые стали участниками драматизации. Совместное участие в творческих мероприятиях помогает объединить семью и наполнить её досуг новым содержанием. Наравне с родителями в наших мероприятиях участвовали бабушки, они знакомили детей с колыбельными песнями, рассказывали о своем детстве и пели старинные песни.

Создание условий для совместной творческой деятельности, сочетание индивидуального и коллективного творчества детей и родителей способствовало единению педагогов, родителей и детей, формированию положительного отношения друг к другу.

В родительских уголках я всегда помещаю информацию о предстоящем народном празднике, о событиях по народному календарю, выражаю благодарность родителям, которые помогают в подготовке к мероприятиям.(фото)

Итог: Я считаю, что эта тема актуальна для нашего времени, потому что народная игра способствует формированию нравственных качеств, влияет на поведение ребенка и его характер. Русская народная игра является способом познания окружающего мира.

Объяснить детям современную жизнь невозможно без прошлого. Со старинных слов, потешек, сказок и колыбельных начинается сегодняшнее познание мира ребенком. И кто же, как не мы взрослые, должны помочь детям понять , что происходит на свете.

Возрождение народных праздников с применением игр положительно влияет на взаимоотношения сверстников, помогает в установлении эмоциональных контактов.При таком комплексном подходе к ознакомлению дошкольников с русскими народными играми становится результатом работы всего коллектива. Дети на праздникахне просто исполняют песни, игры, частушки – они проживают определенный сюжет жизни, а использование народных костюмов, оформление зала, музыкальное сопровождение создают повышенный эмоциональный настрой у детей и зрителей.

При таком подходе к работе можно добиться у детей тех черт характера, которые присущи русскому человеку: удали, широты души, личности, любви к родному краю – а, это является важнейшей задачей воспитания подрастающего поколения, начиная с дошкольного возраста.

Народные игры вызывают активность мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире. Кроме того они совершенствуют все психические процессы – внимание, память, воображение, стимулируя переход детского организма на более высокую ступень развития. Они являются неотъемлемой частью художественного, физического, эмоционального формирования дошкольника. Народные игры обогащают эмоции детей, воспитывают воображение, дают прекрасные образцы русского литературного языка, насыщенные сказочной «обрядностью», вместе с тем простым и богатым насыщением юмора.

К.Д.Ушинский считал народные игры материалом наиболее доступным, понятным для малышей благодаря близости их образов и сюжетов детскому воображению, благодаря самостоятельности и активности, заложенных в них.

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
— Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
— Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. 1. «Детские сады Тюменской области» официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 — 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем «Свидетельство о публикации» в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись. 5. «Свидетельство о публикации» в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте. Подробно Подробно >>>
Образец «Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ».pdf

Источники:

http://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/658104/
http://infourok.ru/konsultaciya-dlya-roditeley-priobschenie-detey-k-narodnim-tradiciyam-1731710.html
http://tmndetsady.ru/metodicheskiy-kabinet/news7901.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector