Психологическая обстановка в полной семье. психологический климат семьи как средство воспитания детей””

Влияние семейного климата на психологическое развитие ребенка

Семья является одним из важнейших институтов становления личности человека. В ней ребёнок получает первый опыт общения, социального взаимодействия. Позже в жизнь человека включаются такие социальные институты, как детский сад и школа.

Психологический климат семьи – это устойчивый эмоциональный настрой, являющийся следствием семейной коммуникации. Он оказывает важное влияние на развитие, как детей, так и взрослых. Его создают члены семьи, и от их стараний зависит, каким он будет, благоприятным или неблагоприятным.

Для благоприятного психологического климата характерны сплоченность и доброжелательность. В семьях с благоприятным психологическим климатом все относятся друг к другу с любовью, уважением и доверием. Когда в семье чувствуется тревожность, эмоциональный дискомфорт, это говорит о неблагоприятном психологическом семейном климате. Основное условие нормального психосоциального развития ребёнка – спокойная и доброжелательная обстановка, которая создается родителями их внимательным отношением к эмоциональным потребностям ребёнка, беседами с ним, наблюдением и поддержанием дисциплины. Под влиянием определенных ситуаций у детей могут появляться нарушения эмоциональной сферы или поведения, такие, как беспричинные страхи, нарушения сна и пр., которые носят временный характер. У детей с некоторыми особенностями они проявляются часто, и приводят к социальной дезадаптации. Такие состояния могут определяться как психические расстройства.

Внутрисемейные отношения и благоприятный психологический климат семьи оказывают большое влияние на становление личности ребенка, который усваивает нормы поведения и отношений родителей. В соответствии с этими нормами дети начинают строить свои отношения с близкими людьми, а в дальнейшем переносят навыки этих отношений и на окружающих людей, товарищей, учителей. В семьях, не имеющих единства в воспитании ребенка и нарушающих важные педагогические принципы уважения и требовательности к нему, создается почва для неправильного становления характера человека.

Исходя из этого, можно сказать, что в воспитании ребенка важную роль играет семейный климат и личный пример родителей. Немалое значение оказывают воспитательные методы и приемы, с помощью которых родители воздействуют на ребенка. Холодное эмоциональное отношение к ребенку неблагоприятным образом отражается на его развитии, оно тормозит его и обедняет.

Дети нуждаются в поощрении, признании, или другой форме одобрения, если они поступают правильно, также как и в критике, несогласии, в случае неправильных поступков. Дети, которых хвалят за хорошее поведение, но не указывают на неправильные их действия, учатся всему более медленно, через множество своих ошибок. Следует помнить, что положительные эмоциональные переживания должны преобладать над отрицательными, поэтому ребенка следует чаще поощрять, чем бранить. Любой успех ребенка надо похвалить и не заметить его неудач, которые случаются с ним редко.

Естественно, наказания никогда не должны ставить под вопрос любовь родителей. Физические наказания лучше не применять, т.к. это свидетельствует о бессилии родителей. Они вызывают в ребенке чувство унижения и стыда и не способствуют развитию самодисциплины. Дети, которых наказывают физически, как правило, бывают послушными лишь под надзором взрослых, и ведут себя совсем по-другому, когда рядом с ними их нет.

Развитию сознательности лучше способствуют “психологические” наказания: если мы дадим ребенку понять, что не согласны с ним, мы на него сердимся и т. п., то чувство вины, пробужденное нами в ребенке, будет являться сильным регулятором его поведения и в тот момент, когда ребенок остается без надзора родителей.

Основная задача родителей – создание у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся. Ни при каких условиях у ребенка не должно возникать сомнений в родительской любви. Самая необходимая из всех обязанностей родителей – это относиться к ребенку в любом возрасте с любовью и вниманием.

Проявление любви к ребенку:

– говорить о любви;

– совместные занятия, помощь в его делах, внимание к его проблемам и т. д.

Правильное формирование психического мира человека возможно только при уверенности ребенка в родительской любви, на основе любви можно воспитать нравственное поведение, только любовь способна научить любви. Дети, которые не получили того объёма любви, в котором они нуждались, не умеют переносить жизненных нагрузок и трудностей. Они реагируют на них гораздо раньше и сильнее, чем дети более устойчивые, благодаря эмоционально-комфортному семейному климату. Из этого можно сделать вывод: “трудный” ребёнок нуждается только в помощи – ни в коем случае не в критике и наказаниях.

Причины стойкого непослушания ребёнка находятся в глубине его психики. Это на первый взгляд кажется, что он просто не слушается, а на самом деле причина иная. И, как правило, она является эмоциональной и не осознается ни взрослым, ни самим ребёнком. Следует вывод: такие причины необходимо знать.

Основные причины серьёзных нарушений поведения детей

1. Первая – борьба за внимание. Если ребёнок не получает нужного количества внимания, для его нормального развития и эмоционального благополучия, то он находит свой способ его получить: непослушание.

2. Вторая причина – борьба за самоутверждение, направленная против чрезмерной родительской власти и опеки. Если замечания и советы слишком часты, то ребёнок начинает противиться этому. Смысл такого поведения для ребёнка заключается в том, чтобы отстоять право самому решать свои дела, и показать, что он личность.

3. Третья причина – желание отомстить. Дети часто бывают обижены на родителей. Причины могут быть разные: разошлись мать с отцом, и в доме появился отчим. “Плохое” поведение в этом случае можно выразить так: “Вы сделали мне плохо – пусть и вам будет плохо. ” Здесь необходимо и себя и детей учить отношению к обидам. Нам выбирать: обижаться, нанося тем самым вред своей личности или не обижаться, прощая обидчика.

Читать еще:  Цитаты писателей о детях. Трогательные и мудрые цитаты про детей

4. Четвертая причина – потеря веры в собственный успех. Иногда случается так, что ребёнок переживает своё неблагополучие в какой-то одной области жизни, а неудачи у него могут возникнуть совсем в другой. Например, у мальчика не сложились отношения в классе, а следствием этого явится запущенная учеба, в другом случае неуспехи в школе приводят к вызывающему поведению дома и т.д.

Подобное “смещение неблагополучия” происходит из-за низкой самооценки ребёнка. Из-за накопленных неудач и критики в свой адрес, он теряет уверенность в себе. Ребенок приходит к выводу: “Нечего стараться, всё равно ничего не получится.” Своим поведением он показывает: “Мне всё равно”, “И пусть плохой”.

Очень важно знать, что основа самооценки закладывается в самые первые годы жизни ребёнка, и зависит от того, как с ним обращаются родители. Ребенок начинает видеть себя таким, каким видят его другие.

Таким образом, любое нарушение поведения ребёнка – это сигнал о помощи. Своим поведением он нам говорит: “Мне плохо! Помогите мне!”

Внешне разные причины могут проявляться одинаково. Например, плохая учеба может быть связана: с желанием привлечь внимание, с нежеланием подчиняться чужой воле, с неуверенностью в своих силах. Для выявления истинной причины непослушания и плохого поведения необходимо обратить внимание на собственные чувства:

– если мы испытываем обиду, то нужно спросить себя: что заставило ребёнка причинить её нам? Какая боль у него самого? Чем мы обидели его? Поняв причину, надо постараться её устранить.

Переживания родителей – являются своеобразным зеркалом скрытой эмоциональной проблемы ребёнка. Необходимо понять проблему своего ребёнка: с чем, против чего он “воевал”.

Помощь в каждом случае будет разная.

Если происходит борьба за внимание, необходимо найти способ показать ребёнку свое положительное отношение к нему. Это могу быть совместные занятия, прогулки, посещения музеев, кинотеатров. Ребенок благодарностью отзовётся на это.

Если конфликтные ситуации являются борьбой за самоутверждение, то необходимо уменьшить свой контроль над делами ребёнка. Для детей важно накапливать свой опыт решений и даже неудач.

Важно понимать, что упрямство и своеволие ребёнка – это лишь раздражающая нас форма поведения и его желание начинать учиться жить своим “умом”.

Важно отметить, что наши старания наладить мир и дисциплину в семье потребуют от нас большого терпения. Нам надо переключать отрицательные эмоции (раздражение, гнев, обиду и отчаяние) на конструктивные действия, т.е. менять себя. Это является единственным путем воспитания нашего любимого “трудного” ребёнка.

Определение “трудный” ребёнок показывает, как трудно ему достучаться до нас, а потом поверить нам, ведь мы первые показали свое недоверие ему. Мы должны понимать, что решение любой проблемы в воспитании необходимо начинать с себя: со своих отрицательных качеств и ошибок. Улучшая себя, мы улучшим и мир вокруг нас.

“ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ СЕМЬИ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ”

Предварительный просмотр:

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ СЕМЬИ КАК СРЕДСТВО

ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ

Семья – сложная система взаимоотношений между супругами, родителями, детьми, другими родственниками. В совокупности эти отношения составляют микроклимат семьи, который непосредственно влияет на эмоциональное самочувствие всех ее членов, через призму которого воспринимается весь остальной мир и свое место в нем. В зависимости от того, как ведут себя с ребенком взрослые, какие чувства и отношения проявляются со стороны близких людей, малыш воспринимает мир притягательным или отталкивающим, доброжелательным или угрожающим. В результате у него возникает доверие или недоверие к миру (Э.Эриксон) [3.С.50].

Психологический климат семьи можно определить как совокупность психологических установок, настроения, отношений между родителями и детьми. В качестве показателей состояния психологического климата семьи выделяются следующие: степень эмоционального комфорта, уровень тревожности, степень взаимного понимания, уважения, поддержки, помощи, сопереживания и взаимовлияния; место проведения досуга (в семье или вне ее), открытость семьи во взаимоотношениях с ближайшим окружением.
Д.В. Винникотт выделяет две категории психологического климата: благоприятный и неблагоприятный. Благоприятный психологический климат в семье определяется следующими особенностями внутрисемейных отношений: взаимопонимание и устойчивость, сплочённость, положительное эмоциональное состояние, нравственные семейные ценности. Важное влияние на психологический климат семьи оказывает культура общения супругов между собой и с детьми, совместное семейно-бытовое самообслуживание семьи, создание семейной субкультуры. Стабилизация эмоциональных отношений зависит от равноправности её членов, индивидуальных потребностей, которые удовлетворяет брак и семейная жизнь в целом [1.С.142].

Благоприятная домашняя обстановка положительно сказывается на отношениях с друзьями, одноклассниками, формирует у ребёнка чувство коллективизма. Неблагоприятный же психологический климат в семье определяется в том случае, когда в одной или нескольких сферах семейных взаимоотношений существуют хронические трудности и конфликты; члены семьи испытывают постоянную тревожность, эмоциональный дискомфорт; в отношениях господствует отчуждение. При этом дети отличаются конфликтностью и в других сферах общения — в школе, неформальных объединениях, а впоследствии и в трудовых коллективах.

Необходимо отметить, что одним из факторов формирования психологического климата семьи является характер. Устойчивость, стабильность черт характера дает нам возможность предположить, как человек будет вести себя в определенной ситуации, его реакции на житейские трудности и т.п.

Другой важный фактор психологического климата в семье – супружеская совместимость, которая является одним из наиболее сложных феноменов семейно-брачных отношений людей. Степень этой совместимости определяет не только ее психологический климат, но и стабильность семьи, ее социальную эффективность в плане выполнения важнейшей функции – репродуктивной и воспитательной, а также психотерапевтической [2.С.96].

Особенность родительско-детских отношений в семье состоит в том, что они отличаются особой эмоциональной значимостью, как для ребенка, так и для родителей, следовательно, формируют определенный психологический климат в семье. Важнейшими проявлениями родительского отношения являются нежность, забота, чувствительность к потребностям ребенка, надежность, обеспечение безопасности, предсказуемость, последовательность. Эти отношения включают в себя две противоположные тенденции. Одна из них – стремление к познанию, риску, волнующим ситуациям, а другая – стремление к защите и безопасности. Одна тенденция побуждает ребенка к отделению от родителей и стремлению во внешний мир, в то время как другая возвращает его обратно. Умение родителя правильно поощрять эти тенденции определяет полезность родительского отношения для развития ребенка.

Читать еще:  Хранение желудей. Четыре секрета хранения желудей и каштанов, семян яблонь, груш и др. в холодильнике

Существует многообразие типов психологического климата в семье каждый из которых характеризует внутрисемейные отношения, составляющими которых являются и родительско-детские отношения, отражающие содержание семейных ценностей и следовательно воспитательный потенциал семьи.

В.М. Соколов выделяет следующие типы психологического климата в семье:

1) устойчивый отрицательный психологический климат семьи является противоположностью положительного климата. Обычно данный вид психологического климата свидетельствует о проблемах внутри семьи. Негативный климат характеризуется отсутствием преданности семьи со стороны супругов, низкой степенью взаимной поддержки, недостаточной заботой о благе каждого ее члена. При отрицательном психологическом климате семьи можно наблюдать негативное отношение между супругами, в том числе к детям, раздражительность, подозрительность, такой семье постоянно вспыхивают мелкие ссоры, которые зачастую вырастают в крупные затяжные конфликты;

2) неустойчивый, переменный психологический климат в семье проявляется в недостаточно доброжелательном отношении супругов друг к другу. Часто атрибутами переменного психологического климата являются и мелкие ссоры, невнимательное отношение друг к другу, «формальные» или «дежурные» улыбки, шутки и даже смех.

3) неопределенный психологический климат, проявляется в семьях, где супруги, частично разочарованные в совместном проживании, испытывающие некоторое напряжение. Это препятствует выполнению семьей одной из главных своих функций – психотерапевтической, снятия стресса и усталости, а также ведет к депрессиям, ссорам, психической напряженности, дефициту в положительных эмоциях . Если члены семьи не стремятся изменить такое положение к лучшему, то само существование семьи становится проблематичным;

4) устойчивый положительный психологический климат. В семье с благоприятным психологическим климатом каждый ее член относится к остальным с любовью , уважением и доверием, к родителям – еще и с почитанием, к более слабому – с готовностью помочь в любую минуту. Важными показателями благоприятного психологического климата семьи являются стремление ее членов проводить свободное время в домашнем кругу, беседовать на интересующие всех темы, вместе выполнять домашнюю работу, подчеркивать достоинства и добрые дела каждого. Такой климат способствует гармонии, снижению остроты возникающих конфликтов, снятию стрессовых состояний, повышению оценки собственной социальной значимости и реализации личностного потенциала каждого члена семьи [4.С.263].

Характер семейной атмосферы определяется, прежде всего, тем, как члены семьи общаются друг с другом. Есть дружные семьи, в которых никто не остается в стороне, где нет тех, кто подавляет инициативу и активность других. Родители здесь уважают и поддерживают друг друга – не очерняют друг друга в глазах ребенка, не подрывают авторитет. Семья, таким образом, превращается в мир, в котором отражается вся жизнь и где все трудности преодолеваются с помощью всех членов семьи.

Конечно, климат в семье может меняться. Многое меняется по мере того, как дети подрастают. Как в природе меняется погода, так меняется и семейная атмосфера – один день может быть ясным и солнечным, а другой – пасмурным, иногда может разразиться и гроза. Существование определенного климата, характерного для той или иной семьи, составляет то главное, что в большей мере определяет эмоциональное, социальное и другие виды развития ребенка.

  1. Винникотт, Д.В. Разговор с родителями /Д.В. Винникотт. – М.: ДиК, 2012. – 296 с.
  2. Кларина, Л.М. Развитие дошкольника в детском саду и дома /Л.М. Кларина. – СПб: Детство-Пресс, 2011. – 183 с.

Психологический климат в семье

Динара Денисова
Психологический климат в семье

Все начинается с семьи.

Становление ребенка, его развитие, формирование личности, как известно, во многом зависит не только от материального положения, но и состояния нравственно – психологического климата той семьи, в которой он живет. Семья – первичная ячейка общества, один из важнейших его социальных институтов. Именно в ней ребенок подготавливается к жизни, приобретает первые и самые глубокие социальные идеалы, здесь закладывается характер человека, его привычки, мировоззрение, именно там закладывается фундамент его гражданственности. Семья традиционно передает детям социальные, культурные и нравственные ценности и опыт, воспитывает в них трудолюбие и духовность. Здесь познаются такие понятия, как отцовство и материнство, семейные отношения и традиции. Наша жизнь не всегда стабильна и спокойна, иногда в нее вторгаются отчаяние, трудности. Любые испытания становятся легче, если человека поддерживают близкие и родные ему люди.

Психологический климат в семье определяет устойчивость внутрисемейных отношений, оказывает решительное влияние на развитие, как детей, так и взрослых. Он не является чем-то неизменным, данным раз и навсегда. Его создают члены каждой семьи и от их усилий зависит, каким он будет, благоприятным или неблагоприятным и как долго продлится брак.

Так для благоприятного психологического климата характерны следующие признаки:

2. возможность всестороннего развития личности каждого её члена,

3. высокая доброжелательная требовательность членов семьи друг к другу,

4. чувство защищённости и эмоциональной удовлетворённости, гордость за принадлежность к своей семье,

В семье с благоприятным психологическим климатом каждый её член относится к остальным с любовью, уважением и доверием, к родителям — ещё и с почитанием, к более слабому — с готовностью помочь в любую минуту. Важными показателями благоприятного психологического климата семьи являются стремление её членов проводить свободное время в домашнем кругу, беседовать на интересующие всех темы, вместе выполнять домашнюю работу, подчёркивать достоинства и добрые дела каждого. Такой климат способствует гармонии, снижению остроты возникающих конфликтов, снятию стрессовых состояний, повышению оценки собственной социальной значимости и реализации личностного потенциала каждого члена семьи. Исходной основой благоприятного климата семьи являются супружеские отношения. Совместная жизнь требует от супругов готовности к компромиссу, умения считаться с потребностями партнёра, уступать друг другу, развивать в себе такие качества, как взаимное уважение, доверие, взаимопонимание.

Когда члены семьи испытывают тревожность, эмоциональный дискомфорт, отчуждение, в этом случае говорят о неблагоприятном психологическом климате в семье. Всё это препятствует выполнению семьёй одной из главных своих функций — психотерапевтической, снятия стресса и усталости, а также ведёт к депрессиям, ссорам, психической напряжённости, дефициту в положительных эмоциях. Если члены семьи не стремятся изменить такое положение к лучшему, то само существование семьи становится проблематичным.

Почему важно говорить о взаимоотношениях в семье:

Во-первых, развитие ребенка с первых дней жизни протекает в семье, где уже установился или устанавливается психологический климат.

Во-вторых, каждая семья имеет свою численность и состав, что способствует многогранности, постоянству и длительности воспитательного влияния.

Связь поколений обеспечивает создание и развитие семейных традиций, обращение к истокам народной культуры. Именно при наличии таких связей происходит социально-нравственное развитие ребенка.

В-третьих, в семье создаются условия для включения детей в разнообразные внутрисемейные отношения и деятельность, а также ребенок получает информацию о себе – Я-Концепция, – где он принимает первое решение относительно себя и где начинается развиваться его социальная природа.

В-четвертых, взаимодействие между родителями, взаимоотношения между родителями и детьми, модели поведения, деятельности влияют на осознание дошкольниками правил, стиля общения с другими людьми, а затем переносятся в собственное поведение, и в будущем проецируются в семье.

Д. С. Макаренко, «Ваше собственное поведение – самая решающая вещь. – писал он. – Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы общаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеетесь, читаете газету – все это для ребенка имеет большое значение. Малейшие изменения в тоне ребенок видит или чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями, вы их не замечаете. А если дома вы грубы, или хвастливы, или пьянствуете, а еще хуже, если вы оскорбляете мать, вы уже причиняете огромный вред вашим детям, вы уже воспитываете их плохо, и ваше недостойное поведение будет иметь самые печальные последствия.

Только человек, предъявляющий высокие требования, прежде всего к самому себе, может надеяться, что его требования по отношению к другим будут восприниматься как правильные и справедливые. Вначале надо изменить свое поведение, а потом требовать этого от другого.

Детей учит то, что их окружает.

•Если ребёнка часто критикуют – он учится осуждать;

•Если ребёнку часто демонстрируют враждебность – он учится драться;

•Если ребёнка часто высмеивают – он учится быть робким;

•Если ребёнка часто позорят – он учится чувствовать себя виноватым;

•Если к ребёнку часто бывают снисходительны – он учится быть терпимым;

•Если ребёнка часто подбадривают – он учится уверенности в себе;

•Если ребёнка часто хвалят – он учится оценивать;

•Если с ребёнком обычно честны – он учится справедливости;

•Если ребёнок живёт с чувством безопасности – он учится верить;

•Если ребёнок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным – он учится находить в этом мире любовь.

«Мама, это ты?» Психологический рассказ В детстве эти края Ему всегда напоминали кадры из фильма «Женя, Женечка и Катюша». Или наоборот, Он всегда в этом фильме вспоминал родные.

Дидактическое пособие «Психологический мини-уголок» Направленность: эмоциональное развитие детей Цель: нормализация эмоционального состояния детей Задачи: – обучать детей способам снятия негативных.

Физкультурно-психологический досуг «Наш цирк» Предварительная работа: Чтение стихов о цирке. Беседы о цирке с показом иллюстраций. Прослушивание песен о цирке: «Цирк Шапито», «Клоун.

Психологический тест для дошкольников «Моя семья» Дети с интересом относятся к тестированию. Для них тесты – новый вид увлекательной игры. Пока ребенок увлечен этой игрой, психолог проводит.

Психологический тренинг для родителей: «Если что, я с тобой!» Цель: Актуализация чувства единения во взаимоотношениях родителей и детей. Задачи: 1. Совершенствовать умение согласовывать свои действия.

Психологический уголок доверия , в нашем Центре организовала психологический уголок доверия для родителей. Стенд описан подробной информацией, которой пользуются родители.

Психологический уголок в группе Задачи психологического уголка в группе: – снять психологическое напряжение, усталость; -помочь успокоиться; -снять агрессивное состояние;.

Эколого — психологический проект «Мир прекрасный и удивительный» Вид проекта: познавательно – творческий. Длительность проекта: долгосрочный (с 24 февраля по 24 декабря 2016г). Возрастная группа: старший.

Эколого-психологический тренинг «Мы — гусеницы» Эколого – психологический тренинг «Мы – гусеницы» Цель игры: Знакомить детей с разными насекомыми, с их образом жизни в природе, с их.

Эколого-психологический тренинг «Прогулка в лес» Эколого – психологический тренинг «Прогулка в лес» Цель – используя дополнительный материал, расширять природоохранительный кругозор и.

Источники:

http://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/658499/
http://nsportal.ru/vuz/pedagogicheskie-nauki/library/2015/01/18/psikhologicheskiy-klimat-semi-kak-sredstvo-vospitaniya
http://www.maam.ru/detskijsad/psihologicheskii-klimat-v-seme.html

Ссылка на основную публикацию