Работа с семьей в рамках школы. Организация работы с семьей

Организация взаимодействия с родителями учащихся

Важнейшей проблемой нашего времени является духовно- нравственное воспитание детей. Особую тревогу сегодня вызывает психическое и духовное здоровье подрастающего поколения. Размытые и искаженные этические ориентиры в обществе, пропаганда насилия, жестокости в СМИ, тяжелые социальные условия, разрушение семейного уклада нелегким бременем легло на неокрепшее детское сознание.

Очевидно, что процесс образования и воспитания в школе должен основываться на организацию взаимодействия с родителями. Семья, школа, детский коллектив – посредники, которые передают новым поколениям нравственные ценности, накопленные прежними поколениями. К сожалению, в наше время существует достаточно много проблем в организации эффективного взаимодействия семьи и школы. Наиболее распространенными проблемами являются:

  • занятость родителей, ведущая к сокращению времени на воспитание детей;
  • наличие своих собственных убеждений и взглядов на постановку воспитания, отличающихся от принятых в обществе;
  • неудовлетворительная оценка школьного воспитания;
  • невысокий уровень образования и культуры родителей.

В силу обозначенных проблем работа педагога с родителями очень важна и нужна современной школе.

Какую бы сторону развития ребенка мы не взяли, всегда обнаружится, что решающую роль в его социализации на том или ином возрастном этапе играет семья. Итак, главными компонентами семейного воспитания являются:

  1. уклад семейного воспитания (традиции, уют, отношения);
  2. режим семейной жизни;
  3. содержание деятельности (отца, матери, дедушки, бабушки, детей).

“Все мы родом из детства”, “Все – и хорошее, и плохое – человек получает в семье”. Эти педагогические мудрости известны всем. Именно семья была, есть и, наверное, всегда будет важнейшей средой формирования личности и главнейшим институтом воспитания, отвечающим не только за репродуктивные функции, но и за воссоздание определенного образа жизни. Организация взаимодействия с родителями учащихся является составной частью системы воспитательной работы.

Система воспитания “От сердца к сердцу” по всестороннему развитию детей, формированию их творческих способностей и созданию условий для самореализации личности каждого ребенка разработана в соответствии с законами РФ “Об образовании”, “Об основных гарантиях прав ребенка в РФ”, “О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений”, целевой программой “Дети Кубани” на 2006-2010 гг., районной целевой программой развития воспитания в Брюховецком районе. Подпрограмма работы с родителями учащихся “Я и семья” разработана в соответствии с методическими рекомендациями о взаимодействии образовательного учреждения с семьей (письмо Минобразования России от 31.01.2001г. №90/30-16).

Семья вместе со школой создает тот важнейший комплекс факторов и условий воспитывающей среды, который определяет эффективность всего образовательного процесса.

Основными целями организации взаимодействия с родителями учащихся начальных классов на разных этапах в рамках подпрограммы “Я и семья” являются повышение роли семьи в воспитании и развитии детей, социализации подрастающего поколения, создании сплоченного и дружного коллектива, а также организация сотрудничества родителей и школы в деле воспитания на основе единой педагогической позиции.

Задачи классного руководителя – убедить каждого родителя в ценности личности ребенка, его уникальной индивидуальности, помочь в определении личностной направленности воспитания детей. Задачи раскрываются и реализуются соответствующими программами и планами мероприятий, которые учитывают особенности конкретного коллектива детей и родителей.

Подпрограмма работы с родителями учащихся “Я и семья” отличается от других программ, реализуемых в условиях школы, гибкостью и адресностью, тем, что основывается на результатах диагностики взаимоотношений родителей и детей, совместном планировании воспитательного процесса с учетом общих интересов, потребностей.

Задачи организации взаимодействия:

  • формирование активной педагогической позиции родителей;
  • вооружение родителей педагогическими знаниями и умениями;
  • активное участие родителей в воспитании детей.

Организация взаимодействия классного руководителя и семьи предполагает:

  • изучение семьи с цель выявления ее возможностей по воспитанию своих детей и детей класса;
  • группировку семей по принципу возможности их нравственного потенциала для воспитания своего ребенка, детей класса;
  • анализ промежуточных и конечных результатов их совместной воспитательной деятельности.

Взаимодействие школы и семьи начинается с изучения условий и микроклимата семейного воспитания, индивидуальных особенностей детей и родителей. Изучение семьи ученика позволяет ближе познакомиться с ним, понять стиль жизни семьи, ее духовные ценности, воспитательные возможности, взаимоотношения ученика с родителями. При этом используется комплекс традиционных методов психолого-педагогической диагностики: наблюдение, беседа, тестирование, анкетирование, деловые игры, материалы детского творчества и др.

Изучение семьи – дело тонкое, требующее от педагога проявления уважения ко всем членам семьи, искренности, желания оказать помощь в воспитании детей. Важно соблюдать следующие правила:

  1. Родители и дети не должны чувствовать себя объектами изучения.
  2. Изучение должно быть целенаправленным, планомерным и систематическим.
  3. Методы изучения должны быть взаимосвязаны с методами воспитания.
  4. Психолого-педагогические методы должны быть разнообразны, применяться в комплексе.

При изучении семьи прежде всего интересуют следующие данные: Общие сведения о родителях, других членах семьи. Жилищные условия, материальная обеспеченность. Интересы к делам школы. Общие сведения о детях. Возраст, интересы, уровень воспитанности. Воспитательные возможности семьи. Микроклимат в семье. Семейные традиции. Дифференцированный подход в работе с родителями строится на выделении 5 основных типов семей, сгруппированных по принципу возможности использования их нравственного потенциала для воспитания своего ребенка, детей класса. Семьи делятся на 5 типов:

1-й тип: семьи с высоким уровнем нравственных отношений. В них здоровая моральная атмосфера, дети получают возможность для развития своих способностей. Частое вмешательство педагога здесь не нужно, хотя отдельные советы и предостережения, связанные с особенностями воспитания в определенном возрасте, не исключаются.

2-й тип: семьи, характеризующиеся нормальными отношениями между родителями, но при этом не обеспечивающие положительную направленность в воспитании детей. Дети могут быть в центре “особых” забот родителей, в связи с чем у ребенка развиваются эгоистические тенденции, что безусловно требует внимания педагога.

3-й тип: конфликтные семьи. В таких условиях родителям не до детей, они сами не могут разобраться в своих отношениях. Ни о каком разумном воспитании нет и речи, все пущено на самотек. Нужно активное педагогическое воздействие, чтобы изменить микроклимат в семье, не потерять растущего в ней человека.

4-й тип: внешне благополучные семьи, в которых процветает бездуховность, отсутствуют истинные нравственные ценности, эмоциональная связь поколений часто нарушена. Но некоторые дети хорошо усваивают семейную психологию внешнего благополучия, поэтому воспитательная работа с такими семьями особенно трудна.

5-й тип: неблагополучные семьи, для которых характерны грубость, скандалы, аморальное поведение. Такие семьи требуют постоянного внимания педагога, общественности, а иногда и активного вмешательства, чтобы защитить интересы детей. Указанные типы семей целесообразно знать и особенности их учитывать в работе с родителями.

Создание системы массовых мероприятий с родителями осуществляется через внедрение различных форм и методов и организацию взаимодействия с заинтересованными учреждениями и ведомствами.

Читать еще:  Как понять, что у собаки глисты и что делать, чтобы вылечить питомца. Глисты у собак

Содержание работы:

  • ознакомление родителей с методикой воспитания, с этапами физиологического и психического развития детей;
  • ознакомление родителей с нормативными актами и документами в области образования;
  • совместные занятия родителей с детьми (кружки, секции, клубы, тренинги, походы, экскурсии, КТД);
  • совместное оценивание уровня воспитанности детей;
  • совместная оздоровительная работа семьи и школы (Дни здоровья, спортивные мероприятия);
  • забота о многодетных и малообеспеченных семьях;
  • участие в школьном самоуправлении (через организацию работы Созвездия старейшин в классе, участия в работе родительского Совета школы);
  • материально-финансовая помощь школе, классу (ремонт, благотворительность, спонсорство);
  • совместное планирование и анализ работы.

Используемые формы взаимодействия классного руководителя с родителями учащихся.

Формы работы – это способы организации совместной деятельности и общения педагогов и родителей. Целесообразно сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм взаимодействия. В практике организации взаимодействия с родителями используются массовые, групповые и индивидуальные формы и методы работы с родителями. Все они направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия школы и семьи, на усиление ее воспитательного потенциала, а также на привлечение родителей к воспитанию детей класса.

Наиболее распространенные коллективные формы: родительские собрания (классные и общешкольные); дни открытых дверей; “круглые столы”; конференции по обмену опытом воспитания; родительский лекторий; родительские недели; вечер вопросов и ответов; диспут; встречи с администрацией, учителями класса.

Групповые формы: взаимодействие с родительским комитетом; групповые консультации; практические занятия с родителями; тренинги; встречи с отцами.

Индивидуальные формы: беседа; разговор; консультация; выполнение индивидуальных поручений; совместный поиск решения проблемы; переписка.

Организация взаимодействия с родителями осуществляется через:

  • формы познавательной деятельности (смотры знаний, творческие отчеты по предметам, дни открытых уроков, турнир знатоков, недели наук и др.);
  • формы трудовой деятельности (оформление кабинета, трудовой десант, создание классной библиотеки и леготеки);
  • формы досуга (праздники, концерты, спектакли, просмотр кинофильмов и спектаклей, соревнования, конкурсы, КВН-ы, семейные конкурсы, поездки и походы).

Открытые уроки обычно организуются с целью ознакомления родителей с уроками, новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя. В начальной школе необходимо хотя бы один – два раза в полугодие давать возможность родителям присутствовать на открытом уроке. Это позволяет избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями всей сложности и специфики учебной деятельности в сегодняшней школе. В классе родители частые гости и на внеклассных мероприятиях. Это и спортивные соревнования “Папа, мама, я – спортивная семья”, и “Детские концерты”, посвященные различным праздникам, и Дни коллективного отдыха детей и родителей. Все это позволяет лучше узнать своих детей родителям, а учителю – родителей и их взаимоотношения со своими детьми.

Методы и формы совместной роботы с родителями, наиболее часто используемые в классе: методы изучения семьи (наблюдение; беседа; посещение семей, тестирование; анкетирование; деловая игра; анализ детских рассказов, рисунков о семье, других предметов творчества); методы просвещения родителей (университет, лекция, конференция, практикум, родительские тематические часы и недели и др.); коллективные праздники и занятия по интересам и др.; информирование, обмен опытом, индивидуальная деятельность родителей, исследование, взаимопосещение занятий родителей с учащимися, стимулирование родителей за индивидуальное воспитание и совместную работу со школой.

Механизм реализации мероприятий в рамках подпрограммы воспитательной работы “Я и моя семья”.

Реализация поставленных задач осуществляется поэтапно в течение учебного года. Работа проводится как с родителями, так и с учениками. Ведущая роль в реализации избранной цели и конкретизированных на ее основе задач принадлежит классному руководителю. Именно он проводит с родителями и учащимися работу по различным методикам, вносит элементы творчества, принимает самостоятельные решения в конкретных ситуациях, отслеживает результаты, осуществляют их анализ.

Реализация мероприятий, направленных на организацию взаимодействия с родителями в воспитании подрастающего поколения позволит:

  • сформировать активную позицию родителей в организации эффективного взаимодействия семьи и школы;
  • создать комфортную обстановку для развития творческих способностей, познавательной активности, позитивной школьной мотивации детей;
  • укрепить и расширить рамки взаимодействия семьи, школы, учреждений дополнительного образования и культуры в деле воспитания;
  • добиться стабильной динамики позитивного изменения психологического климата в родительском и детском коллективах.

Реализация мероприятий в рамках специальной подпрограммы “Я и моя семья” обеспечит наличие учебно-воспитательной микросреды, способствующей формированию у родителей, детей и педагогов опыта эффективного планирования своей деятельности и успешной самореализации в учёбе, в творчестве и в жизни.

Критерии оценки эффективности выполнения мероприятий в рамках подпрограммы воспитания “Я и моя семья”:

Количественные и качественные показатели:

– количество детей и родителей, изъявивших желание участвовать в мероприятиях;

– мотивы участия родителей в мероприятиях в рамках программы воспитательной работы:

а) принуждение (сила власти),
б) убеждение (сила примера),
в) желание (сила желания);

– степень удовлетворенности родителей участием в различных программах;

– кто и в какой степени оказывал помощь в выполнении различных программ; – заметили ли родители в ребёнке позитивные изменения;

– какие изменения произошли в детском коллективе за отчетный период;

Критерии оценки эффективности совместной работы школы с родителями:

  • наличие организационной структуры в работе с родителями;
  • конкретные дела родителей, помощь школе и классу;
  • наличие традиций сотрудничества школы с родителями;
  • обеспечение с помощью родителей социальной защиты детей;
  • позитивный уровень сохранности здоровья детей;
  • высокая скорость реакции родителей на запросы школы и наоборот.

Доклад на тему “РАБОТА ШКОЛЫ С СЕМЬЁЙ. ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ.”

Для дошкольников и учеников 1-11 классов

16 предметов ОРГВЗНОС 25 Р.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гвардейская школа-гимназия № 3»

Симферопольского района Республики Крым

ул. Володи Ефимова, 25, пос. Гвардейское, Симферопольский р-н, РК, 297513

тел : (0652)323844, e-mail: gwardeiskaya3@yandex.ru

«РАБОТА ШКОЛЫ С СЕМЬЁЙ.

ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ.»

Иванова Галина Владимировна –

учитель начальных классов

Стаж работы: 19 лет

Важным звеном в построении воспитательной работы является взаимодействие педагога с родителями школьника. Семья – та естественная среда жизни и развития ребенка, в которой закладываются основы личности. Какую бы сторону развития ребенка мы не взяли, всегда окажется, что решающую роль на том или ином возрастном этапе играет семья.

Современные семьи развиваются в условиях качественно новой и противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи, разрабатываются и реализуются комплексные целевые программы по укреплению и повышению ее значимости в воспитании детей. С другой стороны, наблюдаются процессы, приводящие к обострению семейных проблем. Это прежде всего падение материального уровня большинства семей, рост числа разводов, отрицательно влияющих на психику детей, увеличение числа неполных семей.

Следовательно, в сложных современных условиях семье требуется квалифицированная помощь со стороны школы. Только в процессе взаимодействия педагогов и родителей можно успешно решать проблему развития личности школьника.

Читать еще:  Система воспитания по японски с 11 лет. Японское воспитание: ребенку можно все? Роль ребенка и матери в японских семьях

Работа с семьёй – неотъемлемая часть системы работы классного руководителя. По своему статусу классный руководитель в школе – основной субъект воспитательной работы с родителями учащихся. Он вырабатывает основную стратегию и тактику взаимодействия школы и семьи в воспитании личности школьника; будучи специалистом в области педагогики и психологии, помогает родителям в разрешении противоречий семейного воспитания, в корректировке воспитательных воздействий окружающей социальной среды. Классный руководитель должен выступать в роли советчика, консультанта-специалиста, непосредственного представителя учебно-воспитательного процесса, осуществляемого школой.

Формы работы с родителями

Посещая учащихся на дому, выясняются условия семейного воспитания. Информация о микроклимате в семье, об особенностях отношения к ребенку, об ориентации родителей в вопросах воспитания позволяла индивидуально работать с семьей, а также более точно определить направления и средства коррекционного воздействия на ребенка в школе. Нас интересуют условия жизни ребенка, отношение к нему родственников, отношение ребенка к членам семьи. Не имея этих сведений, нельзя оказать ученику необходимой поддержки.

Очень важно, чтобы родители были уверены, что учитель приходит в семью не для выговора ученику, не с жалобами на него, а как помощник в деле воспитания ребенка. Жалобы учителя на ученика или обвинения родителей только удручают родителей и вызывают нередко жестокое и несправедливое отношение к ребенку, а со стороны ученика – озлобленное конфликтное отношение к учителю и потерю интереса к учению.

Родители заранее предупреждаются о приходе.

При посещении учащегося на дому соблюдаются следующие правила:

проявлять высокий такт в разговоре с родителями, всегда начинать с похвалы и комплиментов;

исключать жалобы на ученика, говорить о проблемах, подсказывать пути их решения;

беседовать в присутствии учащегося, только в исключительных случаях требовать конфиденциальной встречи;

не предъявлять претензий к родителям;

всячески подчеркивать свою заинтересованность судьбой воспитанника;

советы и рекомендации давать ненавязчиво, взвешивать уровень своих требований и возможности семьи;

договариваться о конкретных совместных делах;

не давать беспочвенных обещаний, быть крайне сдержанным в сложных случаях, выражать осторожный оптимизм.

2. Приглашение в школу.

Родители приглашаются в том случае, когда надо поделиться радостной новостью, например, ребенок овладел тем учебным материалом, который ему долго не давался. Для участия ребенка в театральной постановке, надо помочь ему изготовить костюм, поучить с ним слова роли и т. д.

Нужно стараться не приглашать родителей в школу для того, чтобы нажаловаться на плохое поведение ребенка или низкую успеваемость. Подобные приглашения вызывают у родителей негативное отношение к школе.

3. Индивидуальные консультации педагога .

Это одна из важнейших форм взаимодействия классного руководителя с семьей. Консультации проводятся для того, чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке. Они способствуют созданию хорошего контакта между родителями и учителем.

Консультации проводятся по мере необходимости, часто по инициативе родителей. В процессе бесед с родителями в неофициальной обстановке выясняются необходимые для профессиональной работы сведения (особенности здоровья ребенка; его увлечения, интересы; поведенческие реакции; особенности характера; мотивации учения и т.д.).

В работе с родителями переписка используется довольно широко. Особенно часто эта форма работы применяется к тем родителям, которые не в состоянии часто посещать школу, много работают или очень далеко живут.

Задачи лектория многообразны: познакомить родителей с системой коррекционно-воспитательной работы в школе, дать практические советы и рекомендации по воспитанию ребенка в семье и т.д.

Примерная тематика родительских лекториев на учебный год.

“ Причины возникновения осложнений во взаимопонимании”.

“ Трудовая деятельность – основа воспитания детей. Воспитание у детей потребности трудиться”.

“ Внимание школьников. Пути повышения уровня внимания”.

Такая планомерная и целенаправленная работа дает возможность родителям глубже изучить индивидуальные психофизические особенности детей, выявить источники отклонения от норм поведения, более правильно подойти к решению педагогических задач, использовать рекомендованные формы и методы для их решения.

2. Тематические консультации.

Тематические консультации рекомендуется проводить 1 раз в четверть для всех желающих. Их проводят специалисты, которые могут помочь найти оптимальный вариант решения конкретной проблемы. Это социальный педагог, психолог, представитель правоохранительных органов и т.д.

Примерная тематика консультаций для родителей.

3. Родительские вечера.

Родительский вечер – это праздник общения родителей.

Свободная беседа родителей друг с другом, обмен опытом разрешения различных ситуаций в своих семьях помогает иначе воспринимать трудности, лучше понять индивидуальные особенности ребенка, расширить возможности воспитания.

4. Классные детские мероприятия.

В течение учебного года внутри класса обычно проводятся различные мероприятия (дни именинников; чаепития, приуроченные к каким-либо праздникам и т.д.).

Подобные мероприятия способствуют сближению родителей между собой, налаживанию контакта между учителем и родителями.

Наиболее распространенной формой работы с родителями является классное родительское собрание. Главным ее предназначением является согласование, координация и интеграция усилий школы и семьи в создании условий для развития личности ребенка.

Родительское собрание – одна из основных универсальных форм взаимодействие школы с семьями учащихся.

На собрании обсуждаются проблемы жизни класса и родительского коллектива. По тем конкретным задачам, которые решаются на собраниях, их можно разделить на несколько видов:

Организационные собрания (выбор классного родительского комитета; выбор деятельности по направлениям; выбор представителей в совет школы; разборка и утверждение плана работы родительского комитета и т.п.).

Аналитические собрания (ориентированные на разрешение возникающих проблем педагогического просвещения родителей).

Итоговые собрания (направленные на подведение итогов работы класса за определенный период времени: четверть, полугодие, год).

Комбинированные собрания (включающие в себя задачи всех предыдущих видов собраний). Практика свидетельствует о том, что этот вид собраний наиболее часто встречается в работе классных руководителей.

Организуя родительские собрания, можно придерживаться следующих принципов:

родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей в учебе;

тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей;

собрание должно носить как теоретический, так и практический характер (разбор ситуаций, тренинги, дискуссии);

классный руководитель должен не назидать, а общаться с родителями. Давая им возможность высказать свое мнение в ходе собрания, а не после него;

родительское собрание не должно быть длительным, главным в его содержании является четкость, лаконичность, системность;

каждое родительское собрание должно давать родителям пищу для размышлений и полезную информацию, которую можно использовать во благо ребенку.

Общешкольные родительские собрания .

Общешкольные родительские собрания проводятся 1-2 раза. Тематика таких собраний носит характер отчета работы школы за определенный период времени. На них выступают директор, заместители, отчитывается о работе родительский комитет школы. В конце учебного года награждаются семьи, активно участвующие в жизни школы.

“ День открытых дверей” предлагаю проводить один раз в году. Родители могут посетить любые уроки. Организовывается школьная выставка, которая отражает результаты работы кружков, труд школьников в мастерских. В заключении участники художественной самодеятельности организовывают для родителей творческий отчет.

Читать еще:  Оригами лев схема. Лев из бумаги своими руками. Мастер-класс с пошаговыми фото

Такая форма работы с родителями дает им возможность увидеть реальные успехи своих детей в учебе и труде. У них укрепляется вера в возможности детей.

Подобная форма работы также используется в основном, как сопутствующая другим формам, а не самостоятельная.

Так, например, выставки организовывают во время проведения дня открытых дверей, концертов, родительских собраний и т.д.

Выставки являются своеобразным стимулом для детей, желающих, чтобы родители похвалили и оценили по достоинству их труд.

Следует особо выделить такую форму связи школы с семьей, как работа родительского комитета . Он вырабатывает план совместных действий по оказанию помощи семьям в воспитании детей, организовывает обмен опытом отдельных родителей, решает целый ряд вопросов, касающихся случаев, когда в той или иной семье воспитание ребенка поставлено не на должном уровне, решает другие вопросы. Комитет помогает в проведении различных внеклассных и оздоровительных мероприятий.

В школе можно оформить “Уголок для родителей” , из которого они могут узнать, как проводится учебно-воспитательная работа в школе.

Известные трудности возникают в работе с родителями, которые сами нуждаются в перевоспитании, а также с родителями, дети которых являются правонарушителями. Школа ведет строгий учет таких неблагополучных семей, поддерживает постоянную, деловую связь с работниками детской комнаты милиции.

Таким образом, все индивидуальные, групповые и коллективные формы работы с родителями призваны наладить взаимодействие между школой и семьей, повысить эффективность процесса воспитания детей.

Работа с семьёй – одно из самых сложных направлений в профессиональной деятельности педагога.

Первым и решающим условием положительного взаимодействия считаем доверительные отношения между школой и родителями. Необходимо, чтобы у родителей возник интерес к процессу воспитания, уверенность в своих силах.

Важен диалог между родителями и педагогами, обмен мнениями, поиск совместных решений, общие усилия, необходимые для развития ребенка. Родителям нужна от вас поддержка, помощь и просто добрый совет.

Работа с семьей в рамках школы

Раздел 6. Социально-педагогическая работа с семьей

В образовательной учреждении 116 детей из них 12 детей сирот, 3 -воспитываются в социально реабилитационном центре, 24 ребенка из многодетных семей, 18 детей воспитываются в социально неблагополучных семьях, 27 детей в малобюджетных, 7 детей состоят по делам несовершенно летних на учете, 5 в отделении по делам несовершеннолетних, 14 детей воспитываются в семье группы риска, 11 опекаемых семей, 35 детей инвалидов.

Работа с родителями воспитанников является важным направлением деятельности педагогического коллектива РСКОШ. Только в тесном контакте с родителями, повышая их педагогическую культуру и социально-правовую культуру, педагоги могут добиться положительных результатов в подготовке детей к жизни и труду. Вместе с тем, в виду специфических условий работы связанных с психофизическими особенностями контингента учащихся, особенности социального положения и недостаточного культурного уровня семей, в коррекционной школе не может быть использован полном объеме опыт работы с родителями учащихся, накопленный в массовой школе.

Большинство родителей детей имеют низкий уровень образования. Отношение их ребенку во многих случаях отличается неустойчивостью. У многих родителей существует предубеждение против школы 8 вида. Они препятствуют переводу детей их детей из массовой школы в коррекционную школу, сохраняют негативное отношение к ней, что несомненно, влияет и на отношение детей к школе.

Благоприятные предпосылки для успешного осуществления воспитания ребенка могут быть созданы только на основе оздоровления семейной обстановке, нормализующей отношение а семье, отношение к своему ребенку, учителям, воспитателям и коррекционной школ.

При организации с семьями воспитанников коррекционной школы нужно учитывать: психофизические особенности учащихся, их положение в семье, особенности методов воспитания и обучения детей с проблемами в развитии, социальное положение, культурный уровень и бытовые условия каждой семьи. В процессе исследования учитель может получить следующие данные:

1) Общие сведенья о семье (состав семьи, место работы и род занятий родителей, жилищно – бытовые условия.

Источники: личное дело, беседа с ребенком, беседа с соседями, беседа с родителями, патронаж.

2) Культурный уровень образование родителей, их интересы

3) Положение в семье, отношение к нему родителей, их влияние на него, внутрисемейное отношение

Источники: психолог, социальный педагог, опека, беседа с ближайшие родственники, ОДН, беседа с ребенком, диагностика стояний ребенка и атмосферы в семье.

4) Отношение семьи к коррекционной школе (мнение родителей о пребывание ребенка в этой школе, как родители представляют будущее своего ребенка по окончанию школы, ориентированы ли родители на взаимодействие с учителями)

Источники: беседа, анкетирование,

5) Наличие вне семейного влияния на ребенка(соседи, одноклассников…)

Источники: наблюдение за ребенком в классе , на прогулке, в столовой; беседа с родителями, ребенком, ближайшими родственниками; анкетирование; специалисты школы (психолог, социальный педагог)

Для нормализации взаимоотношений между родителями и детьми с проблемами в развитии, осуществляется нормирующее воспитательное воздействие на семью и в первую очередь ознакомление родителей с особенностями развития, воспитания и обучения детей с ОВЗ:

· С особенностями их психического развития

· С индивидуальными особенностями каждого ребенка, обусловленный характер его дефекта

· С особенностями вторичных отклонений в развитии, которые могут возникнуть в неблагоприятных условиях под воздействие первичных дефектов

· Со специальными задачами коррекционной школы

· С методами и содержанием воспитательной работы коррекционной школы

В своей работе педагогический коллектив стремится использовать различные формы работы с родителями. Работа направлена как на профилактику, так и на коррекцию не правильных , травмирующих ребёнка стилей воспитания. И не сомненно одним из приарететных направлений работы с родителями, является работа направленная на повышение их педагогического потенциала.

В методике воспитательной работы выделяется 4 форма совместной деятельности семьи и школы:

1. Индивидуальная (беседы, консультации, анкетирование)

2. Общеклассные формы работы (родительские собрания, тренинги, анкетирование, совместные мероприятия, дасуговые мероприятия)

3. Общешкольные формы работы (общешкольные родительские собрания, открытые уроки, день открытых дверей)

4. Работы с родительским активом(родительский комитет, попечительский совет, экспертные группы)

Таким образом все индивидуальные, групповые и коллективные формы работы с родителям призваны наладить взаимодействие между школой и семьей, повысить эффективность процесса воспитания детей с ОВЗ в семье и школе. Идя по такому пути, школа сможет привлечь родителей к воспитательной работе, расширяя уровень их педагогических знаний, создать единую коррекционно- воспитательную систему школы и семьи.

178.62.190.222 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Источники:

http://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/507018/
http://infourok.ru/doklad-na-temu-rabota-shkoli-s-semyoy-formi-raboti-s-roditelyami-3500880.html
http://studopedia.ru/12_19115_rabota-s-semey-v-ramkah-shkoli.html

Ссылка на основную публикацию