Развитие мелкой маторики у младших школьников на уроках логопедии. Обобщение опыта. Развитие мелкой моторики младших школьников в процессе обучения технике вязания

В.А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарований детей — на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…».

Развитие и совершенствование мелкой моторики кисти и пальцев рук является главным стимулом развития центральной нервной системы, всех психических процессов, речи.

Анализ и синтез при обработке информации в центральной нервной системе обеспечивает сознательный отбор наиболее отточенных моторных функций. Ребенок осознает, что при улучшении моторных функций он чувствует себя более комфортно в любой ситуации, в любой среде.

Л.В. Занков, А.Р. Лурия, М.С. Певзнер, Г.Е. Сухарева и другие специалисты считают, что нарушения в развитии мелкой моторики является одним из характерных симптомов умственной отсталости. Данные специалисты отмечают, что движения пальцев рук у умственно отсталых школьников неуклюжи, некоординированы, их точность и темп нарушены. По данным исследований проведенных Л.В. Антаковой-Фоминой, М.М. Кольцовой, Б.И. Пинским была подтверждена связь интеллектуального развития и пальцев моторики. Уровень развития речи детей также находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. Проявления нарушений моторики детей в логопедическом и психолого-педагогическом аспекте изучались многими авторами (Левина Р.Э., Филичева Т.Б., Чиркина Г.В)

Исследования Л.А. Венгера, А.В. Запорожца, В.П. Зинченко, Н.П. Сакулиной и др. убедительно доказывает, что одними из факторов для развития высших психических функций у детей являются: усвоение сенсорных эталонов (системы геометрических форм, шкалы величины, цветового спектра, пространственной ориентировки и т.д.), а также развитие мелкой (или ручной) моторики. Исследования Т.С. Комаровой, направленные на определение содержания ручной умелости применительно к дошкольникам, выявление возможности и способов ее формирования, показали, что компонентами этой умелости являются технические навыки и умения. Точность движений достигается путем упражнения и развития мелкой моторики рук, формирования зрительно-моторных координаций. Овладевая компонентами ручной умелости, дети приобретают свободу движений, что положительно сказывается на формировании творчества у детей. Недостаточное сенсомоторное развитие в дошкольном возрасте может привести к замедленному темпу формирования психических процессов, а в дальнейшем — к затруднениям в освоении учебной деятельности в школе.

Продуктивная деятельность, являясь одним из эффективных средств эстетического воспитания, несет в себе огромный потенциал для формирования художественно-творческих способностей детей и сенсомоторного развития, помогает ребенку познать духовный и материальный мир.

Современная концепция начального воспитания и образования, изменение требований к содержанию и характеру начального образования определяют необходимость совершенствования развития ребенка дошкольного возраста, как многоаспектного целостного процесса, важным направлением которого является целостное развитие. В то же время, в начальной школе многие учащиеся сталкиваются с трудностями письма, что обусловлено недостаточным развитием у них мелкой моторики. Нарушения мелкой моторики, в свою очередь, влияют на развитие речи.

Но всему этому резко противопоставлена наблюдаемая сегодня картина. Поступающие в первый класс дети имеют резко ограниченный словарный запас, недоразвитую моторику руки неадекватные эмоции, орфоэпические дефекты. По многочисленным исследованиям ряда регионов страны картина, характеризующая готовность детей к обучению в школе, выглядит драматически: низкий уровень подготовки детей к начальному обучению достигает 25% и более, и эта ситуация продолжает ухудшаться.

Сегодня вопрос о детском художественном творчестве решается с точки зрения необычайной педагогической ценности. Как справедливо заметил выдающийся Л. С. Выготский: «Детское творчество научает ребенка овладевать системой своих переживаний, побеждать и преодолевать их и учит психику восхождению», — тем самым оказывая коррекционное воздействие на отстающие стороны личности. Так, В.В.Давыдов в послесловии к книге Л.С.Выготского «Воображение и творчество в детском возрасте» указывает на то, что творчество является постоянным спутником детского развития.

В многочисленных исследованиях подчеркивается важность художественно-творческой деятельности, способствующей развитию ручной умелости, регуляции движения и микродвижения кистей рук.

Процесс развития мелкой моторики в дошкольном возрасте довольно длительный. Поэтому необходимо соблюдать определенную систему в организации деятельности ребенка. Психологи утверждают, что развитие мелкой моторики эффективнее проходит в определенных видах детской деятельности. Занятия рисованием, лепкой, аппликацией, конструированием способствуют развитию руки ребенка, особенно мускулатуры кисти и пальцев, что так важно для дальнейшего обучения письму в школе.

Анализ современного состояния теории и практики эстетического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях и в системе дополнительного образования в общеобразовательных учебных заведениях показал, что приоритеты в детской продуктивной деятельности отданы таким видам, как рисованию, лепке, аппликации и конструированию.

Е.Г Шумилина, предложила в своём исследовании следующую коррекционную работу. Необходимо использовать самые разнообразные упражнения, направленные на развитие мелких движений рук: мозаика; вышивание; лепка и перебирание мелких деталей; вязание; склеивание мелких деталей; нанизывание пуговиц и бусин на шнурок.

Однако в образовательных учреждениях меньше обращено внимания на декоративно-прикладные виды деятельности: вышивку, макраме, художественную керамику. И совсем редко используется один из древних декоративно-прикладных видов народного искусства — вязание.

Вязание — один из самых старинных видов декоративно-прикладного искусства, который существует более трех тысяч лет. Издавна, стараясь украсить свой быт, люди стремились использовать самые простые материалы для сочетания несложных форм и средств с неприхотливыми узорами, достигнув при этом высокого мастерства. Ручное вязание изначально появилось как простая утилитарная необходимость, в дальнейшем превратилось в настоящее искусство. Вязаные изделия всегда ценились очень высоко.

Актуальность вопроса исследования обусловлена несколькими аспектами:

  • -успешность ребенка в начале обучения в школе определяется сформированностью мелкой моторики и графических умений у ученика в соответствии с возрастом младшего школьного возраста. Однако, более 30% детей 6-7 лет имеют несформированность сложноскоординированных движений руки и графических движений.При этом наиболее вероятен комплекс трудностей при обучении письму и медленный темп деятельности при выполнении любых письменных заданий;
  • -мелкая моторика развивается благодаря физиологическому созреванию организма и приобретению опыта, т.е. благодаря непосредственному деланию, выполнению разного рода действий, движений;
  • -в педагогике и психологии накоплен опыт организации развивающих занятий с детьми раннего, дошкольного и младшего школьного возраста, способствующий развитию мелкой моторики ребенка с учетом его возрастных особенностей и особенностями развития мелкой моторики в целом. Наиболее широко представлены пальчиковая гимнастика, игры -манипуляции с предметами, графические упражнения разного рода, разновидности художественно-творческого труда (рисование, лепка, конструирование, рукоделие и т.д.);
  • -для развития определенных умений ребенка важным является соблюдение последовательности и индивидуальности в его обучении, опора на уже сформированные навыки и работа в зоне ближайшего развития ребенка в атмосфере многообразия и индивидуального выбора ребенком интересного ему занятия;
  • -рукоделие, в данном случае вязание, как освоение технических навыков и умений, является эффективным средством развития мелкой моторики, однако психолого-педагогических и методических разработок по обучению вязанию младших школьников в целях развития мелкой моторики младших школьников представлено недостаточно.

Таким образом, противоречие состоит в том, что техника «вязание», являющаяся разновидностью художественно-творческой деятельности и специального набора ручных умений, является эффективным средством развития мелкой моторики младших школьников, однако тема обучения младших школьников вязанию в качестве средства развития мелкой моторики младших школьников не разработана методически и не имеет широкого применения в практике в качестве обеспечения вариативности и индивидуальности при работе над развитием мелкой моторики младших школьников.

Методическая проблема состоит в том, как эффективнее использовать технику «Вязание» с целью развития мелкой моторики младших школьников.

Исходя из этого, определена следующая тема дипломной работы: «Развитие мелкой моторики младших школьников в процессе обучения технике вязания».

Объект исследования: особенности развития мелкой моторики младших школьников.

Предмет исследования: особенности (структура и содержание) построения занятий по обучению технике вязания, как средства развития мелкой моторики младших школьников.

В качестве рабочей гипотезы было выдвинуто предположение о том, что при специальной организации обучения вязанию, построенной с учетом особенностей развития мелкой моторики младших школьников, у школьников будет быстрее развиваться мелкая моторика.

При организации обучения вязанию, построенной с учетом особенностей развития мелкой моторики младших школьников, у школьников будет быстрее развиваться мелкая моторика. При организации занятий по вязанию определенными условиями являются:

  • 1. Создание развивающей среды.
  • 2. Подбор специальных методов.
  • 3. Отбор наиболее эффективных приемов.

Цель: разработать серию занятий по обучению технике «вязание», направленных на развитие мелкой моторики младших школьников.

  • 1. Проанализировать теоретические аспекты проблемы развития мелкой моторики в работах специалистов. Определить критерии и уровни развития мелкой моторики у младших школьников. Выявить особенности развития мелкой моторики у младших школьников.
  • 2. Выявить особенности формирования мелкой моторики младших школьников в процессе художественно-творческой деятельности и развивающих упражнений.
  • 3. Разработать серию занятий по обучению технике «вязание».
Читать еще:  Почему парни врут. Что делать, если муж постоянно врет

Практическая значимость заключается в изучении особенностей развития мелкой моторики и разработке методических рекомендаций по построению занятий по обучению вязанию с целью развития мелкой моторики у младших школьников

Для решения поставленных цели и задач исследования, проверки выдвинутой гипотезы использовались следующие методы: анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение, беседы, психолого-педагогический эксперимент, количественный и качественный анализ результатов.

Предполагается, что дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Во «Введении» определены актуальность проблемы исследования, цель, задачи, предмет и объект исследования, сформулирована гипотеза, раскрыта практическая значимость.

В первой главе «Теоретические проблемы развития мелкой моторики младших школьников» на основе анализа психолого-педагогической литературы освещены основные проблемы развития мелкой моторики младших школьников, формы и методы ее развития.

Во второй главе «Методические рекомендации по развитию мелкой моторики младших школьников в процессе обучения технике вязания» показаны результаты экспериментального исследования особенностей развития мелкой моторики у младших школьников на занятиях по вязанию, разработаны методические рекомендации для педагогов по построению занятий по обучению вязанию с целью развития мелкой моторики у младших школьников.

В заключении приведены общие результаты данного исследования, подтверждающие положения гипотезы.

Прилагается список литературы по теме исследования.

  • 1. Результаты формирующего эксперимента.
  • 2. Методические разработки занятий.
  • 3. Фотографии занятий и работ детей.
  • 4. Результаты констатирующего эксперимента

Базой исследования является Центр реабилитации несовершеннолетних, с. Пировское.

В исследовании планируется задействовать 2 группы детей (12 человек) младшего школьного возраста (6-7 лет).

Развитие мелкой моторики у младших школьников с использованием нестандартного оборудования.
статья по логопедии (1 класс) по теме

Совершенствование мелкой моторики-это совершенствование речи.

Предварительный просмотр:

Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования и их роль в развитии речи младших школьников.

С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым, но и к детям: неуклонно растет объем знаний, которые нужно им передавать. Мало того, педагоги хотят, чтобы усвоение этих знаний было не механическим, а осмысленным. Для того, чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи. Это-основное условие успешного обучения, ведь посредством речи совершается развитие отвлеченного мышления, с помощью слова мы выражаем свои мысли. Что же следует делать для того, чтобы речь ребенка развивалась правильно, вовремя, чтобы он рос существом социальным?

Ответы на эти вопросы ищут специалисты разных областей знаний -психологи, физиологи, логопеды, дефектологи.

М.М. Кольцова в работе «Ребенок учится говорить» указывает на то, что речевые области головного мозга человека формируются под влиянием импульсов от пальцев рук. Это значит, чем больше ребенок умеет, хочет и стремится делать руками, тем он умнее и изобретательнее. Ведь на кончиках пальцев — неиссякаемый источник творческой мысли, который питает мозг ребенка. Вся история развития человечества доказывает, что движения руки тесно связаны с речью. Функция руки и речь развиваются параллельно. Естественно, это должно использоваться в работе школьного логопеда с детьми, особенно с теми у которых имеются различные нарушения развития речи. Совершенствование мелкой моторики – это совершенствование речи.

Большое стимулирующее влияние функции руки отмечают все специалисты, изучающие деятельность мозга, психику детей.

Выдающийся русский просветитель Н.И. Новиков еще в 1782 году утверждал, что «натуральное побуждение к действию над вещами детей есть основное средство не только для получения знаний об этих вещах, но и для всего умственного развития».

И.П. Павлов внес большую ясность в этот вопрос. Он придавал тактильным ощущениям огромное значение, поскольку они несут в речевой центр, в его двигательную часть, дополнительную энергию, способствующую его формированию. Чем совершеннее кора головного мозга, тем совершеннее речь, а значит, и мышление. В коре головного мозга речевая область расположена совсем рядом с двигательной. Собственно, она является ее частью. Именно близость моторной и речевой зон навели ученых на мысль, что тренировка тонкой (мелкой) моторики пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка.

Мелкая моторика-это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка «пользоваться» этими движениями. Головной мозг (его высшие корковые функции), руки (кончики пальцев) и артикуляционный аппарат (движения губ, нижней челюсти и языка при речи) связаны между собой теснейшим образом. Ребенок со скованными движениями неумелых пальцев отстает в психомоторном развитии, у него возникают проблемы с речью.

Пальчиковые игры и упражнения -уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи.

Я хотела бы предложить ряд игр для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования, которые использую на логопедических занятиях.

Основной целью представленных игр является развитие координации движений мелкой моторики рук через нетрадиционное использование различных предметов.

1.Формирование познавательной активности и творческого воображения детей.

2.Закрепление проговаривания стихов одновременно с движениями пальцев рук.

1.Развитие артикуляционной и мелкой моторики.

2.Развитие зрительного, слухового восприятия, творческого воображения.

3.Развитие тактильной чувствительности рук.

4.Развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления, воображения.

5.Развитие восприятия и переключения на разные виды деятельности.

6.Упражнение в умении выражать свое эмоциональное состояние, используя мимику и выразительные движения пальцев рук.

7.Совершенствование двигательной памяти.

8.Развитие речемыслительной деятельности.

9.Развитие мимической мускулатуры.

10.Развитие просодической стороны речи: чувства темпа, ритма, силы голоса, дикции, выразительности речи.

1.Создание положительного эмоционального фона, радости, ожидания праздника.

2.Создание у детей эмоционально-приподнятого настроения, увлечение детей сказочным сюжетом.

3.Воспитание усидчивости, умения доводить начатое дело до конца.

4.Формирование дружеских взаимоотношений.

5.Воспитание внимания к обращенной речи.

6.Развитие чувства уверенности в себе.

7.Формирование положительной мотивации на занятии.

8.Воспитание самоконтроля за речью, желания заниматься.

9.Формирование умения радоваться, достигая цели.

10.Формирование коммуникативных навыков.

Общие рекомендации по организации и проведению пальчиковых упражнений.

Комплексы упражнений предназначены для детей 6-8 лет и имеют свои отличительные особенности.

1.Логопед создает мотивацию перед разучиванием блока упражнений.

2.Предмет во время гимнастики для пальцев временно превращается в игрушку или занимательную вещь.

3.Умеренная дополнительная нагрузка при удержании предмета во время упражнений положительно влияет на систему кровообращения, воспитывает дополнительный навык управления мышцами и координации движений.

4.Присвоение каждому упражнению названия, которое дети должны запомнить и соотнести его со зрительным образом (картинкой), служит средством для более легкого запоминания упражнения.

5.Зрительный образ служит раздражителем, побуждающим осуществлять соответствующий стереотип движений какого-либо упражнения.

6.Пальчиковая гимнастика с использованием нестандартного оборудования начинается с разогрева и разминки мышц кистей рук, повышения подвижности суставов с помощью самомассажа, который помогает снять усталость, напряжение мышц от процесса письма и оказывает тонизирующее воздействие на биологическую активность кровообращения, состояние мышц и суставов кистей рук.

7.Массажером служит предмет, с которым осуществляется пальчиковая гимнастика.

8.Установка логопеда прилагать усилие при разучивании и повторении упражнения создает ощущение напряжения в мышцах, что способствует выработке их силы, а повторное сокращение мышц при дублировании упражнений умножает ее.

9.Установка логопеда на отведение пальцев до упора способствует повышению эластичности мышечных волокон.

10.Удерживание предмета во время выполнения упражнения способствует развитию произвольности (осознанности) и повышает координацию движений.

11.Число упражнений и их продолжительность логопед регулирует самостоятельно, учитывая индивидуальные особенности ребенка.

12.Проведение пальчиковой гимнастики на логопедическом занятии является его фрагментом и должно быть подчинено единым законам построения.

13.Компоновка упражнений комплексов пальчиковой гимнастики может быть произвольной, так как они все направлены на развитие объема движений, их силы, координации, переключаемости, точности, удержания позы.

Игры с платочками.

Стираем вместе с мамой.

Дети кладут платочек на колени или на любую ровную поверхность.

Мама вечером стирала, Берут платочек в обе руки и

А я рядышком стояла, имитируют стирку белья.

Не стирала – охала- Покачивают головой вправо,

Ох, ох, ох. Голосовое включение.

Да глазами хлопала – Дети разводят в разные

стороны пальцы обеих рук,

подносят их к лицу и

Хлоп, хлоп, хлоп. Голосовое включение.

Да ногами топала – Дети топают ногами.

Топ, топ, топ. Голосовое включение.

Лучше б было не стоять, Дети берут платочек в обе

А взять и маме помогать! руки и имитируют стирку

Дети кладут платочек на колени или на любую ровную поверхность.

Паучок ползет. Все пальцы правой и левой

руки «бегут» по платочку.

Зацепился паучок Дети крепко сжимают в

Тонкой ниткой за сучок. кулаки пальцы обеих рук.

Лапками перебирает, Разжимают пальцы обеих

рук, двигают ими.

Паутинки сплетает, Водят круговыми

Мух поджидает. движениями

обеих рук по платочку,

затем собирают платочек

Дети кладут платочек на колени или на любую ровную поверхность.

Улитка-недотрожка Ставят кулак правой

Высунула рожки. или левой руки на

указательный и средний

пальцы – «рожки улитки»,

Читать еще:  Почему ребенок плохо ест. Детский аппетит. Что делать, если ребенок мало ест

Медленно ползет, Пальцы («рожки»)

Домик везет, медленно «передвигаются»

по поверхности платочка.

Листики жует! Пальцы обеих рук

Игры со счетными палочками.

У Лариски две редиски.

У Лариски – две редиски, Дети ставят счетную

палочку на большой

палец правой руки

и держат указательным

пальцем правой руки.

У Алешки – две картошки, Ставят счетную палочку на большой палец правой руки и держат средним пальцем правой руки.

У Сережки-сорванца – Ставят счетную палочку

два зеленых огурца, на большой палец

правой руки и держат

А у Вовки – две морковки. Ставят счетную палочку

на большой палец правой

руки и держат мизинцем

Овощи с грядки – Убирают счетную палочку

Все у нас в порядке! за спину.

Птицы в небе тают, тают, Дети машут руками,

Птицы к югу улетают. постепенно поднимая

Все, растаяли вдали — Подносят ладонь

«козырьком» ко лбу.

Аист, Берут в руки счетную

палочку, ставят ее на

большой палец правой

Цапли, Ставят счетную палочку на большой палец

правой руки и держат

Журавли. Ставят счетную палочку на большой палец

правой руки и держат

Цапля ходит по болоту.

Цапля ходит по болоту, Дети ставят счетную

палочку на большой палец

правой руки и держат

Будто ищет там кого-то. Ставят счетную палочку

на большой палец правой

руки и держат средним

пальцем правой руки.

Ой, боюсь, что эта цапля Ставят счетную палочку

на большой палец правой

Лягушонка хочет… Ставят счетную палочку на большой палец

правой руки и держат

мизинцем правой руки.

Сцапать! Убирают счетную палочку

Игры с зубными щетками.

Я возьму зубную щетку, Растирают щеткой

Чтоб погладить пальчики. подушечки Станьте ловкими скорей, пальцев правой, Пальчики-удальчики! затем левой руки,

начиная с большого

пальца и заканчивая

Дети берут в руки зубную щетку.

Раз, два, три, четыре, пять — Под счет растирают

пальцев правой или

левой руки, начиная

с большого пальца

и заканчивая мизинцем,

затем меняют руки.

В лес идем мы погулять! Растирают щеткой ладонь, За черникой, большой палец,

За малиной, указательный,

За брусникой, средний,

За калиной, безымянный,

Землянику мы найдем мизинец.

Убирают зубную щетку

И братишке отнесем! Вытягивают руки вперед-

Подарки Деда Мороза.

Дети берут в руки зубную щетку, растирают подушечки пальцев правой или левой руки, начиная с большого пальца и заканчивая мизинцем.

Дед Мороз принес подарки! Растирают щеткой

Буквари, большой палец,

И машины, Растирают зубной

И пингвина, средний,

Шоколадок полмешка безымянный,

И пушистого щенка! мизинец.

Игры с резиночками для волос.

Руки с мылом мы помыли — Дети потирают ладонями обеих рук.

Нас обедать пригласили. Делают манящие движения кистями

обеих рук. Надевают резиночку для волос на каждый палец руки, начиная с большого пальца и заканчивая мизинцем, затем меняют руки.

Ели супчик Надевают резиночку

на большой палец,

И котлету, на указательный,

Ели дыню на средний,

И конфету, на безымянный,

Ели маковый рулет. На мизинец.

Очень вкусный был обед! Облизывают губы языком, показывают,

как было вкусно.

Ночью тихо –«Ц-ц-ц!» Дети подносят

ко рту и произносят

Только ветер – «С-с-с!» Протяжно, на одном

Надевают резиночку для волос на каждый палец руки, начиная с большого пальца и заканчивая мизинцем, затем меняют руки.

Спит белочка, Надевают резиночу

на большой палец,

Спит зайчик, на указательный,

Спит ежик, на средний,

Спит кабанчик. на безымянный,

Одна сова не спит, на мизинец.

А все вокруг глядит! Большой палец любой

сжимают в кулак.

в разные стороны.

Игры с крупными бигуди.

На ладошке ехали, Дети катают бигуди

До угла доехали. между ладонями вперед назад, руки держат

Сели на машину, Дети кладут бигуди

на колени или на любую

Налили бензину. Выполняют

логопедическое упражнение «Индюк». На машине ехали, Катают бигуди между

До реки доехали, ладонями вперед-назад, руки держат перед собой.

Тр-р-р. Стоп. Разворот. Перестают катать и

На реке – пароход! Катают бигуди между

Пароходом ехали, ладонями вперед-

До горы доехали. назад, руки держат

Пароход не везет. перед собой. Надо сесть в самолет, Катают бигуди между

Самолет летит ладонями вперед-назад, В нем мотор гудит- руки направляют вверх

У-у-у-у-у-у-у! над головой.

Дети кладут бигуди на колени или на любую ровную поверхность.

Вот на небо самолет Прямая кисть «взлетает»

Отправляется в полет! вверх.

Вот кораблик подплывет, Берут бигуди в руки

Носом волны разведет! и катают их между

А от самого порога ладонями вперед-назад,

Для машин идет дорога! руки держат перед собой.

Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования.- Автор-сост. О.А. Зажигина. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС». (Серия «Кабинет логопеда»). 2013.

Бачина О.В., Коробова Н.Ф. Пальчиковая гимнастика с предметами. Определение ведущей руки и развитие навыков письма у детей 6-8 лет: Практическое пособие для педагогов и родителей. – М.: АРКТИ, 2009.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детский церебральный паралич (ДЦП) — одна из форм нервно-психической патологии сложного генеза при ведущем поражении двигательных зон и двигательн.

Материал о возможности и важности использования ИКТ в ГПД для развития творческих способностей детей.

Федеральный Государственный Образовательный стандарт выдвинул новые требования к результатам освоения основных образовательных программ. Главная цель образования состоит не в передаче знаний и социаль.

Аппробировано на собственном опыте.

Презентация для учителей начальных классов.

Данная статья раскрывает способы развития у детей мелкой моторики через различные виды деятельности.

Педагоги в школе часто отмечают проблемы в координации движений пальцев рук у детей первых и вторых классов .

Вязание крючком как один из способов развития мелкой моторики младших школьников

Обобщение педагогического опыта. Тема «Вязание крючком как один из способов развития мелкой моторики младших школьников». Содержит примерную рабочую программу кружка или внеурочной деятельности в начальной школе.

Содержимое разработки

Управление образования администрации

Прохоровского района Белгородской области

«Вязание крючком как один из способов развития мелкой моторики младших школьников».

Засядько Ольга Анатольевна

учитель начальных классов

МБОУ «Призначенская СОШ»

Результативность опыта………………………………. 9

Информация об опыте.

Условия возникновения и становления опыта.

Мелкая моторика играет огромную роль в развитии любого ребенка. Нервные импульсы, которые поступают от пальцев в головной мозг, способствуют его скорейшему созреванию. Именно с мелкой моторикой связаны многие важные навыки ребенка: письмо, одевание одежды и шнуровка обуви, еда при помощи столовых приборов, многие ремесла. Нервные окончания в коже правой кисти имеют непосредственную связь с зонами левого полушария головного мозга, отвечающими за письменную и устную речь, чтение.

Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Начало эксперимента (2012-2013 учебный год) было организовано с детьми 1 «Б» класса на базе МБОУ СОШ №4 г. Белгорода. Состав класса 20 чел: 10 девочек и 10 мальчиков. Контингент учащихся неоднороден по своей подготовленности и развитию. Дети из социально благополучных семей (60%) и неполных (40%) (матери-одиночки или родители в разводе). Преобладают семьи, где родители имеют высшее образование — 46%, средне — специальное имеют 39%, а среднее — 15 %.

Основной и заключительный этап проведен с этим же классом.

В 2017 — 20178 учебном году я провожу внедрение апробированного опыта на базе МБОУ «Призначенская СОШ» в 1 классе. Состав класса 16 чел: 9 девочек и 7 мальчиков.

Обучение учащихся в обоих классах осуществлялось по УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н. Ф. Виноградовой.

Диапазон опыта охватывает систему внеклассной работы.

Диагностическим инструментарием были избраны методики из теста «Школьной зрелости» Керна – Йерасека и методика «Вырезывание круга» (тест Озерецкого).

В образовательных учреждениях широко представлена работа с обучающимися по развитию мелкой моторики в процессе художественно-творческой деятельности детей. Однако меньше обращено внимания на декоративно-прикладные виды деятельности: вышивку, макраме, художественную керамику. И совсем редко используется один из древних декоративно-прикладных видов народного искусства — вязание.

Вязание — один из самых старинных видов декоративно-прикладного искусства, который существует более трех тысяч лет. Основы его заложили

кочевники-бедуины. Попав в Европу, искусство вязания оставалось поначалу привилегией мужчин. С XIII века во Франции вязание становится уже весьма доходным занятием. Стать вязальщиком было совсем не просто. Учеников набирали из наиболее смышлёных мальчиков, которые 6 лет постигали секреты будущей профессии.

Веками отточенное мастерство вязания крючком актуально и по сей день. Владение им даёт возможность не только прикоснуться к настоящему искусству, но и подчеркнуть собственную индивидуальность. Этот вид декоративно-прикладного творчества характеризуется изяществом, красотой

Читать еще:  Мой ребенок стал нервным и непослушным. Что делать? Непослушные дети. Что делать, если ребенок нервный и непослушный

и возможностью изготовить разнообразные изделия: салфетки, скатерти, шторы, одежду и элементы её украшения.

Актуальность данной темы обусловлена несколькими аспектами:

-успешность ребенка в начале обучения в школе определяется сформированностью мелкой моторики и графических умений у ученика в соответствии с возрастом. Однако, более 30% детей 6-7 лет имеют несформированность сложно скоординированных движений руки и графических движений. При этом наиболее вероятен комплекс трудностей при обучении письму и медленный темп деятельности при выполнении любых письменных заданий;

-мелкая моторика развивается благодаря физиологическому созреванию организма и приобретению опыта, т.е. благодаря непосредственному деланию, выполнению разного рода действий, движений.

Технике вязания крючком возможно обучать детей уже со старшего дошкольного возраста. Однако чаще всего практикуется обучение вязанию с 7-10 лет. Это обусловлено возрастными и физиологическими особенностями младших школьников. Формирование кисти рук к 7 годам не заканчивается. Окостенение костей запястья и фаланг пальцев завершается лишь в 10-13 лет, поэтому в работе с детьми младшего школьного возраста необходимо строго дозировать двигательные нагрузки.

В целом считается, что средний возраст учащихся, обучающихся технике вязания крючком — 10-15 лет. У детей этого возраста хорошо развита механическая память, произвольное внимание, наглядно-образное мышление, зарождается понятийное мышление на базе жизненного опыта, неподкреплённое научными данными, развиваются познавательные и коммуникативные умения и навыки.

Кроме того, практика показывает, что чаще успешнее всего обучаются вязанию учащиеся с достаточно развитой мелкой моторикой и в частности девочки.

Когда я решила организовать занятия с детьми по обучению техники вязания крючком, то на личном опыте я столкнулась с рядом трудностей, как со стороны детей, так и со стороны родителей. Зачастую папы мальчиков выступали против того, чтобы их сын учился вязать, ссылаясь на то, что это «женское дело». Дети, не уверенные в своих возможностях, считали, что это слишком трудно и «у меня ничего не получится». Очень активным, непоседливым ребятам было сложно длительное время выполнять однообразную работу, и они быстро теряли интерес.

Ведущая педагогическая идея

Ведущей идеей моей работы стало убеждение в том, что для развития определенных умений ребенка важным является соблюдение последовательности и индивидуальных особенностей в обучении, опора на уже сформированные навыки и работа в зоне ближайшего развития ребенка в атмосфере многообразия выбора ребенком интересного ему занятия.

Сущность опыта заключалась в создании условий, благодаря которым можно пробудить интерес к этому виду деятельности, поддерживать благоприятную эмоциональную обстановку, определить индивидуальные предпочтения и темп работы каждого участника группы.

Помимо развития мелкой моторики и тонких дифференцированных движений пальцев возможно достижения следующих результатов:

— формирование познавательной активности и творческого воображения;

— развитие зрительного, слухового восприятия;

— развитие психических процессов: концентрации внимания, памяти, мышления, воображения;

— воспитание у детей аккуратности, усидчивости, самоконтролю, добросовестного отношения к работе.

При организации занятий важно учитывать, что от условий, в которых занимаются дети, во многом зависит успех обучения.

1.4. Длительность работы над опытом

Работа по разрешению выявленных противоречий велась в течение трех лет.

Начальный период (2012-2013 учебный год), предполагал изучение психолого-педагогической и методической литературы, подбор дидактических пособий и наглядного материала, диагностического инструментария и выявление уровня развития мелкой моторики.

На основном этапе (2013-2014 учебный год), – отработка и систематизация накопленного материала, корректировка программы.

На заключительном этапе (2014-2015 учебный год) выявление результативности занятий вязания крючком как способа развития мелкой моторики, обработка и анализ полученных данных.

Теоретическая база опыта

Исследования Л.А. Венгера, А.В. Запорожца, В.П. Зинченко, Н.П. Сакулиной и др. убедительно доказывает, что одними из факторов для развития высших психических функций у детей являются: усвоение сенсорных эталонов (системы геометрических форм, шкалы величины, цветового спектра, пространственной ориентировки и т.д.), а также развитие мелкой (или ручной) моторики.

Ученые доказали, что величина проекции кисти руки и ее близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как «орган речи», такой же, как артикуляционный аппарат. В связи с этим, было выдвинуто предположение о существенном влиянии тонких движений пальцев.

Рассматривая мелкую моторику как психомоторное качество, имеет смысл основываться на работах, посвященных исследованию двигательного акта как иерархической многоуровневой системы управления произвольными движениями (М.А. Бернштейн), как двигательного стереотипа моторного развития человека (А.С. Болшев, Л.M. Веккер, Ю.А. Лебедев, Б.Ф. Ломов, Ю.Р. Сидкин, Л.В. Филиппова, И.К. Шилкова).

Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость.

Обучение технике вязания крючком возможно рассматривать как эффективное средство развития мелкой моторики младших школьников, однако психолого-педагогических и методических разработок по обучению вязанию младших школьников в целях развития мелкой моторики младших школьников представлено недостаточно.

1.6. Характеристика условия реализации опыта

Развитие мелкой моторики младших школьников в процессе обучения технике вязания крючком будет осуществляться более эффективно при соблюдении общих методических требований, а также в следующих условиях:

целенаправленное вовлечение детей младшего школьного возраста в художественно-творческую деятельность, основанную на приобщении детей к искусству вязания, включающую расширение кругозора, обогащение эмоционально-чувственного опыта, развитие сенсомоторной сферы и позитивного отношения к искусству через многообразные формы и методы, используемые в традиционной педагогике;

применения методов и приемов обучения ребенка в зависимости от его умений, степени его активности;

организация взаимодействия взрослого и учащихся друг с другом в процессе обучения.

Технология описания опыта

Цель работы: развитие мелкой моторики у детей младшего школьного возраста с помощью обучения вязания крючком.

Для решения этой цели я поставила перед собой следующие задачи:

— мониторинг развития мелкой моторики рук;

— экспериментальная проверка выбранного способа.

Предполагаемый результат: положительная динамика развития мелкой моторики у каждого ребенка.

Чтобы сформировать у детей определенную систему знаний по данной теме необходимо использование следующих принципов:

Принципы доступности и индивидуальности.

Каждому ребенку присущи свои качества, у каждого свой индивидуальный уровень развития, свой имеющийся первоначальный сенсорный опыт. Считаю своей главной задачей — знать личностные особенности каждого ребенка, искать методы индивидуальной работы с каждым из них.

Принципы последовательности и систематичности.

К.Д. Ушинский писал: «Только система, выходящая из самой сущности предметов, дает нам полную власть над нашими знаниями. ». Важным фактором для развития мелкой моторики является последовательность и систематичность.

Принцип связи с жизненным опытом.

От умелой реализации этого принципа зависит конкретный результат, успех и качество обучения ребенка. Существенным фактором в методике проведения дидактических игр является взаимосвязь обучения в дидактической игре с закреплением знаний и умений в повседневной жизни: на прогулках, во время самостоятельной деятельности, во время игры и т.д. Во время одевания и раздевания закрепляем умения застегивать и расстегивать пуговицы, развязывать шнурки.

Учитывая психологию, возрастные особенности детей младшего возраста, наглядность играет большую роль в сочетании со словами. При этом образуется связь между предметами и явлениями действительности и обозначающими их словами. Правильно подобранные дидактические пособия несут в себе большой эмоциональный заряд.

Правильно подобранные методы и приемы обучения, способствуют развитию мелкой моторики у детей. Во время проведения дидактических игр и с игрушками использую следующие методы:

Словесные обращения воспитателя к детям — объяснения при рассматривании наглядных объектов, рассказы о них, вопросы и другие формы речи служат для развития понимания речи взрослого. Поскольку на этапе становления речевого развития сложно одновременно воспринимать показ предметов, действий с ними и речевую информацию, то объяснение должно быть предельно кратко: каждое лишнее слово отвлекает малыша от зрительного восприятия.

Наглядно-действенный метод обучения.

В младшем возрасте, как известно, дети знакомятся с окружающими их предметами путем наглядно-чувственного накопления опыта: смотрят, берут в руки, щупают, так или иначе, действуют с ними. Учитывая эту возрастную особенность, я стараюсь широко использовать приемы наглядности: показываю изделие, даю возможность потрогать его, рассмотреть.

Чтобы знания были усвоены, необходимо применение их в практической деятельности. После общего показа и объяснения, я предлагаю выполнить под непосредственным руководством несколько элементов вязания каждому ребенку, оказывая по мере необходимости дифференцированную помощь, даю единичные указания.

Цель: выявить уровень сформированности мелкой моторики руки детей младшего школьного возраста.

Диагностическая методика с вариантами заданий из теста «Школьной зрелости» Керна – Йерасека:

копирование фразы «Он ел суп»;

срисовывание группы точек;

По результатам проведения диагностик сделала вывод о том, что не все ученики имеют высокий уровень развития мелкой моторики. К сожалению, нет детей, кто был бы готов по всем выполненным заданиям. Некоторые показали хорошие результаты в копировании фразы (хорошо развита аналитико-синтетическая деятельность, подчинение руки глазу), кто при выполнении диагностических заданий по выявлению уровня развития мелкой моторики.

Динамика развития мелкой моторики за 3 года

Источники:

http://vuzlit.ru/7967/vvedenie
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/logopediya/2015/03/22/igry-dlya-razvitiya-melkoy-motoriki-ruk-s-ispolzovaniem
http://videouroki.net/razrabotki/viazaniie-kriuchkom-kak-odin-iz-sposobov-razvitiia-mielkoi-motoriki-mladshikh-sh.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector