Развитие позитивного мышления. Советы и упражнения. Тренинг, направленный на развитие позитивного мышления

Тренинг «Формирование позитивного мышления»

Тренинг для педагогов по формированию позитивного мышления

Предварительный просмотр:

Департамент образования Иркутской области

Областное государственное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детский дом «Гармония»

Тренинг «Формирование позитивного мышления»

Никто не ответственен за проблему,

но каждый ответственен за решение.

  1. Проблема формирования позитивного мышления (вступительное слово психолога).
  2. Просмотр отрывка из фильма «Секрет».
  3. Упражнение «Свежие мысли» (арттерапия).

Делим лист на две половины. Субдоминантной рукой рисуем увядший букет цветов на левой половине листа.

Закрываем глаза, представляем, что символизирует для нас этот букет.

Не открывая глаз, представляем, что купаемся в чистой воде (плаваем в реке, стоим под душем и т.п.).

Открываем глаза, на правой стороне листа субдоминантной рукой рисуем оживший букет, освеженный водой, обновленный.

Свежая вода освежает цветы, свежие мысли – нашу жизнь. Делаем вывод для себя – что в нас самих нуждается в обновлении. Субдоминантная рука (нетренированная) связана с душой, с сердцем, выводит наружу бессознательное.

(Данный прием используется в работе с немотивированными клиентами).

На каждом из восьми листочков пишем ответ на вопрос: «Кто я?».

Располагаем их сверху вниз – от самых важных к второстепенным.

Психолог дает по одной минуте, чтобы участники, глядя на каждый листочек, начиная снизу, поразмышляли, чем для них является данная часть их личности и что случилось бы, если бы они ее утратили.

Если после этого возникло желание переложить листочки, то перекладываем.

  1. Упражнение «Позитивное будущее».

(Это очень тонкий психотерапевтический прием).

Участники произвольно делятся на группы, главное условие – высокий уровень эмпатии в каждой подгруппе. Неважно, знакомы они между собой или нет.

Задание: представить («увидеть») позитивное будущее любого члена подгруппы.

Свободное высказывание в кругу членов подгрупп о представленном («увиденном») позитивном будущем каждого из подгруппы. Тот, про кого говорят, никак не должен комментировать сказанное, а просто поблагодарить.

  1. Упражнение «Образ моего счастливого будущего».

Упражнение проводится в свободной форме.

а) нарисовать в виде карты, или перекрестка дорог, либо – в свободной абстрактной форме, в виде какого-либо образа (арттерапия);

б) сделать «доску визуализации» (см. фильм «Секрет»);

в) написать проект своей будущей жизни. Указать те сферы своей жизни, где хотели бы улучшений: – что имеем на данный момент; – чего мы хотим; – наши ресурсы (делаем на них акцент; что не можем изменить – принимаем как есть);

г) написать письмо «Я через … лет»;

д) представить, что ваша жизнь – роман, в которой следующая глава – счастливая; написать эту главу;

е) завести записную книжку или тетрадь, в которую будем записывать стихотворные цитаты, помогающие нам в нашей жизни, вдохновляющие нас, помогающие осуществить задуманное.

Помним: написанное слово усиливается многократно.

  1. Упражнение «Шкала оценки ситуации».

Это упражнение – из когнитивной психотерапии, но в нем мы идем от противоположного к позитиву.

-100 баллов 0 +100 баллов

Школа, где в точке -100 баллов мы представляем себе самое ужасное, что может произойти с человеком (но он при этом жив). Затем, не меняя ситуации, уменьшаем придуманные нами «ужасы» наполовину (-50 баллов).

По этой шкале проставим оценку своей ситуации.

  1. Упражнение «Рисуем конфликт» (арттерапия).

Выбираем реальную конфликтную ситуацию с конкретным человеком.

На одном листе рисуем схематично, линиями наш конфликт. Рисовать надо одновременно двумя руками, правая рука – это «я», левая – «мой оппонент». Отложили лист, перевернули.

На другом листе – меняем руки, и снова прорисовываем этот же конфликт.

Далее – пишем биографию своего оппонента – только факты из его жизни.

Читаем эту биографию от первого лица.

Если после этого возникло желание изменить рисунок – меняем.

На новом листе рисуем символ – как бы мы хотели, чтобы эта ситуация разрешилась, чем бы закончился конфликт – обязательно на позитиве.

Далее делаем этот или любой другой символ из фольги или лепим его из пластилина. Это наш образ благоприятного разрешения ситуации.

Это наш социальный тренинг. Вывод: в конфликте надо проявлять терпимость, снисходительность.

  1. Упражнение «Вопрос сердцу» (арттерапия).

Расслабились, задали вопрос, волнующий нас в данное время больше всего, самому себе. Адресуем его своему разуму.

Нарисуем или напишем полученный ответ (субдоминантной рукой).

Тот же вопрос адресуем уже нашему сердцу. Обратимся к нашему сердцу как к источнику мудрости.

Рисуем или пишем ответ на другом листочке.

Прописываем субдоминантной рукой фразу: «Я принимаю себя такой (таким), какая (какой) я есть!»

Сердце имеет свой мозг. Сигналы, полученные от сердца, многократно сильнее, чем от ума.

  1. Алгоритм позитивного мышления.

1). Полезное название ситуации (можно с юмором; цитату; метафору– все, что угодно. Главное условие: название должно быть позитивным.)

Читать еще:  Что делать если девушка предложила встречаться. Как предложить девушке встречаться вконтакте (в ВК) фразы и примеры. Как встречаться с девушкой если у нее есть парень, ребенок и было много парней

2). Полезное объяснение ситуации: выясняем причины нашей проблемы. Подходят любые объяснения – даже самые невероятные.

Этого этапа может и не быть.

3). «Воспоминания из будущего».

Представим, что проблемы нет. Что будете чувствовать при этом?

4). Выявление ресурсов.

Что хорошо помогало в таких или подобных ситуациях? Какие имеем для этого ресурсы, качества и т.п.

Записать их в столбик.

5). Проблема как учитель.

Например, вы уже состарились. Как бы вы рассказали своим внукам об этой ситуации. Чему она вас научила?

Представим, что наша ситуация благополучно разрешилась. По этому поводу мы устраиваем праздник (можно придумать ему название). Мы приглашаем на праздник всех, кто имел какое-либо отношение к нашей ситуации, усаживаем всех за накрытые столы и искренне благодарим каждого из них за что-либо (надо найти, за что можем поблагодарить тех, кто был в нашей ситуации «отрицательным героем»). От всей души желаем всем здоровья, счастья и т.д.

7 упражнений для развития позитивного мышления

Позитивное мышление – это дорога к свободе, к новому уровню жизни, к успеху и личностному росту. Каждый человек может стать успешным творцом своего будущего. Ведь наше будущее это только мысленный образ, идея, которая пока не имеет реализации и формы в материальном мире. Каждый человек изначально обладает всем необходимым, чтобы быть счастливым, любимым и успешным. Наше будущее – это результат нашего мышления сегодня. Поэтому практика позитивного мышления – это тот самый инструмент формирования реальности, который способен изменить нашу жизнь к лучшему.

Почему позитивное отношение к жизни так важно?

  • позитивное мышление вызывает позитивные чувства и эмоции: счастье, радость, удовлетворенность собой, умиротворение, в то в время как негативное мышление вызывает в основном, негативные эмоции: страх гнев, ревность, разочарование, уныние;
  • положительные эмоции влияют не только на на психологическое здоровье, они укрепляют иммунитет, повышая устойчивость к болезням; практикуя упражнения позитивного мышления вы сможете избавиться от ряда заболеваний, вызванных негативными установками и переживаниями;
  • оптимизм заразителен – вы сумеете легче привлекать в свою жизнь нужных и более позитивно настроенных людей, что приблизит вас к достижению целей;
  • позитивный настрой повышает вашу энергетику и приближает к осуществлению ваших желаний, в том время как негативное мышление запускает противоположные процессы.

Позитивное мышление: самые эффективные упражнения.

Тут важно понимать, что негативные мысли – это наш выбор, наша вредная привычка, которую можно заменить на полезную. Упражнения на формирование позитивного мышления действуют по тому же принципу, что и физические упражнения. Для того чтобы быть в хорошей физической форме – важны регулярные, желательно ежедневные тренировки. Точно также обстоят дела и мышлением. Позитивное мышление – результат ежедневной работы над собой. По разным данным на формирование новой привычки нашему мозгу требуется от 21 до 60 дней. Практикуя упражнения, направленные на формирование позитивного мироощущения ежедневно в течение не менее месяца, позитивный настрой станет для вас привычкой.

Избавляемся от негативных слов

Проследите за своим и мыслями и высказываниями. Если вы часто повторяете вслух, или про себя фразы: «…я не сомневаюсь», «…у меня не получиться», «мне не везет» — это явный признак преобладания негативных установок. Старайтесь менять каждое негативное утверждение на позитивное. Для этого отлично подойдут аффирмации.

Будьте благодарны!

Это пожалуй, одно из самых мощных и эффективных упражнений. Благодарность обладает колоссальной силой. Благодарите абсолютно за все что, есть в вашей жизни, даже за трудности и разочарования, ведь они делают вас сильнее, обогащают ваш жизненный опыт. Посмотрите на свою жизнь с точки зрения того, что у вас уже есть, а не с точки зрения того, что чего не хватает. Ежедневно находите и записывайте 5 положительных моментов своей жизни, за которые вы испытываете благодарность. Такое простое упражнение научит вас держать фокус на положительных сторонах происходящего.

Упражнение «Мой идеальный день»

Эта методика была предложена Мартином Селигманом, американским психологом, основателем позитивной психологии. Чаще всего это техника используется при постановке целей. В то же время она отлично помогает удерживать фокус внимания на позитиве, на том, что вы хотите, а не на том, чего не хотите.

Выделите время и опишите в подробностях свой идеальный день. Уделите особое внимание вашим личным предпочтениям и жизненным ценностям, определите, что важно лично для вас, например:

  • провести время с близкими;
  • найти время для любимого хобби;
  • отдохнуть на природе;
  • поработать над интересным проектом;
  • побездельничать, ничего не делать, полистать журнал;
  • таким образом, это может быть любой вид деятельности, который приносит вам радость и удовольствие.

Следующий этап – воплощение в жизнь, т.е. нужно просто прожить ваш «идеальный день» и отметить для себя что получилось, а что нет. Какие эмоции вы при этом испытали? Радость, удовлетворение, умиротворение…? Если что-то не вышло, просто нужно написать новый «идеальный день» и опять прожить его в реальной жизни. Упражнение выполняется до тех пор, пока вы не почувствуете удовлетворение от происходящих изменений в вашей жизни.

Читать еще:  Сотрясение мозга у трехлетнего ребенка. Признаки сотрясения мозга у ребенка и лечение

Упражнение «+5»

Суть этого упражнения очень проста: необходимо сделать ревизию всех негативных событий, который занимают ваш разум. Для каждого негативного события нужно найти 5 выгод, 5 положительных сторон конкретной проблемы, например, вас уволили с работы (тьфу-тьфу). Выгоды от сложившейся ситуации:

  • появилась прекрасная возможность отдохнуть немного;
  • работа все равно не приносила удовлетворения, поэтому появилась возможность найти что-то более интересное;
  • можно отоспаться;
  • отличный шанс устроится более высокооплачиваемую должность и добиться успеха на новой работе ;
  • отсутствие зарплаты – замечательный повод научиться более рационально вести личный бюджет.

Упражнение «Мирный договор с прошлым»

Вы когда-нибудь замечали, сколько времени вы тратите на переживание негативных событий прошлого, постоянно прокручивая их в вашей голове. Это просто огромный поглотитель жизненной энергии и драгоценного времени. Вместо того, что созидать свое будущее, ваша энергия уходит на переживание минувшего, которого уже не существует. Негативные образы прошлого вызывают негативные эмоции в настоящем, а те, в свою очередь вызывают новые неприятные воспоминания. Помните, что эмоции всегда генерируются мыслями, и только вы можете изменить ваши модели мышления. Для этого нужно:

  • простить ваших обидчиков, как в прошлом, так и в настоящем;
  • концентрировать внимание на текущем моменте, находить радость в том, что вы делаете сейчас в данную минуту времени;

Визуализация

Не смотря на то, что про визуализацию уже очень много написано, от этого её эффективность ни капельки не снижается. Не секрет, что наш разум работает и мыслит посредством образов. Образы влияют на все, что нас окружает: на то, что чувствуем, что мы делаем, как достигаем своих целей, как строим отношения с окружающими людьми.

«Воображение важнее знания» — слова Эйнштейна. Чем более позитивные картины вы будете рисовать в своем воображении, тем больше хорошего ста нет проявляться в вашей жизни. Сначала идея, потом воплощение. Секрет визуализации прост – создавая в своем уме позитивные образы своей жизни и самих себя, мы влияем на свое сознание.

Есть еще одно условие – только регулярные, ежедневные занятия визуализацией дают ощутимый эффект, помогают настроиться на позитивное мышление в будущем и навсегда. Правда в том, что визуализация не работает только у тех, кто делает ее от случая, к случаю, и ждет мгновенных результатов: сегодня помедитировал – завтра стал миллионером.

Медитация

Техника медитации – отличное средство для концентрации и успокоении ума. Регулярная медитативная практика способствует духовному и физическому здоровью, учит ментальному самообладанию. Преимуществ медитации много, и одно из них это развитие позитивного мироощущения. В медитативном состоянии легче избавиться от большого количества негатива, который вас беспокоит. Медитацию можно сочетать с визуализацией и аффирмациями – так эффект получиться еще сильнее. Изменить негативное отношения к деньгам поможет денежная медитация .

Итак, как только вы станете хозяином своего сознания, и сможете превращать каждое событие жизни в положительный, вдохновляющий опыт, вы навсегда избавитесь от волнений, сомнений, разочарований. Вы больше не будете заложником своего прошлого – вы станете творцом своего прекрасного будущего.

Тренинг, направленный на развитие позитивного мышления.

Упражнения тренинга направлены на развитие позитивного мышления подростков. Задания данного тренинга могут использоваться блоком или включаться в тренинги профилактики кризисных состояний подростков в качестве фрагмента.

Просмотр содержимого документа
«Тренинг, направленный на развитие позитивного мышления.»

Тренинг развития позитивного мышления

«Радость и счастье подобны зерну, брошенному в землю. Нужно обильно полить её, прежде чем взойдёт росток, и неустанно трудиться, чтобы этот росток не увял, а вырос и дал плоды».

Задания данного тренинга могут использоваться целым блоком или включаться в тренинги профилактики кризисных состояний подростков в качестве фрагмента.

Цель тренинга – открыть, привести в действие, автоматизировать позитивно окрашенные реакции на различные, в том числе стрессовые ситуации в жизни под-ростков.

Задача тренинга – научить подростков самостоятельно находить и использовать резервы положительных эмоций, позитивные вербальные и действенные формы общения в трудные моменты жизни; научить некоторым приёмам саморегуляции эмоциональных состояний.

1 этап – знакомство. Для целевого позитивного тренинга предлагается придумать себе тренинговое имя, заключающее в себе какую-то положительную характеристи-ку, например «Весельчак» или «Затейник». Далее в течение всего тренинга обраща-ться друг к другу именно так.

2 этап – упражнения.

«Словарь хороших качеств». По кругу вспомнить и назвать все синонимы и оттен-ки качеств «хороший» и «красивый» (или «радостный»). К каким жизненным явлениям приложимы данные качества? Постараться найти как можно больше объектов для применения этих синонимов. Рефлексирование: какие чувства, ассоци-ации, воспоминания возникают при произнесении слов «великолепный», «очарова-тельный», «прелестный» и т. д. Как влияет этот словарь на настроение и состояние души?

Читать еще:  Как красиво предложить девушке встречаться: практические советы и рекомендации. А вы знаете, как правильно предложить встречаться девушке

Упражнения на двигательную активность. Можно использовать какую-либо подвижную игру, например «Паровозик», «Путаница» или подобную.

Обоснование. Один из самых эффективных способов самозащиты – «выведение» стрессов по мышечным каналам. Как минимум, в период нервно-психологического перенапряжения необходимо искать различные поводы для того, чтобы увеличить двигательную активность: бег, спорт, отказ от транспорта, различные игры. Кроме того, терапевтический эффект игр, например, увеличивается от присутствия в них коммуникативного компонента, тренирующего навыки взаимодействия.

Первый шаг: одно-два предложения пускаем по кругу, и они обрастают снежным комом предложений. Второй шаг: несколько предложений (4-5) на листочках разда-ются участникам тренинга для завершения в письменном виде. Затем ведущий соби-рает варианты неоконченных предложений (позитивная индукция):

– Хочу поделиться своей радостью…

– Мне пришла в голову отличная мысль…

– Мне нравится в себе, что я …

– Мне хочется доставить радость …

– Всякая погода – благодать, даже вот и сегодня на улице …

– Больше всего удовольствия я получаю от …

– У меня теплеет на душе, когда я думаю о …

– Мне очень помогает в жизни …

– Когда мне трудно, я утешаюсь мыслью о …

– Чтобы доставить радость родителям, я мог бы …

«Успокойте Бирбала». Индийская легенда рассказывает о Бирбале, нерадивом советнике царя Акбара, который однажды опоздал к царю на целых 3 часа – проспал. Чтобы оправдаться перед царём, Бирбал сказал, что никак не мог успоко-ить ребёнка. Акбар не поверил, что ребёнка нельзя было успокоить быстрее. Тогда Бирбал предложил царю выступить в роли утешителя, а сам «заплакал», изображая неутешное горе. Через час бесплодных попыток Акбар сдался и простил своего советника.

Участники тренинга выбирают «Бирбала», которого по очереди пытаются успоко-ить, используя различные способы утешения: слово, прикосновение, какие-либо стимулы. Затем Бирбал выбирает, чьё утешение было самым убедительным и эффективным.

«Портрет в розовых тонах». Предлагается вспомнить человека к которому испы-тываешь неприязнь. Нужно попытаться написать его словесный портрет, используя только позитивную лексику, то есть, оставляя «в уме» негативные качества, писать только о тех, что можно оценить как положительные. Можно несколько изменить задание, предложив написать портрет неприятного человека с позиции тех, кто его любит.

Для более младших подростков в качестве объекта предлагается выбрать кино-героя или литературного персонажа, и так же написать его «портрет». Обсудить, меняется ли отношение к человеку после такого сочинения.

«Цепочка». Упражнение, направленное на тренировку невербальной передачи эмоционально-положительной информации. Все строятся в колонну, в затылок друг другу. Ведущий показывает последнему написанное на листочке ласковое слово («зайка»), или фразу («Ты мне нравишься»). Тот поворачивает к себе стоящего перед ним и жестами и мимикой пытается передать смысл написанного. По цепочке невербальная информация передаётся до конца. Последний в колонне должен произнести то, что до него донесли предыдущие игроки.

«Неприятность эту мы переживём …». Выбирается какая-то неприятная ситуа-ция, которая случается, как правило, внезапно. Например, разбилась ваза, пропали ключи, вы споткнулись. Обычно в такой ситуации мы бессознательно употребляем не совсем нормативные высказывания, в лучшем случае чертыхаемся. В присутст-вии посторонних эти наши словечки могут нас очень подвести. Поэтому необходимо потренироваться реагировать на внезапные неприятности по другому, используя позитивные словесные формулы. Например: «Отлично, посмотрим, что можно сде-лать…», или «Подумаешь, важность какая …», или «Вот так фокус …». Участники сами придумывают варианты реакций. Конечно, эти формулировки звучат с интонацией досады, иронично, даже раздражённо, но здесь включается цепочка зависимости: слово – действие – состояние, перенастраивающая с переживания на поиск выхода.

«Зеркало». Та же цепочка зависимости включается, когда мы сознательно задаём своему лицу то или иное выражение. Перед зеркалом отрепетируйте непринуждён-ную улыбку, утвердитесь в ней, привыкните. Представьте, что вы позируете фото-графу для обложки журнала. Затем, контролируя улыбку, вспомните какую-либо не-приятную ситуацию, случившуюся с вами. «Держите улыбку».Отбросьте воспоминание, переключитесь на что-то хорошее. Отрефлексирование: трудно ли контролировать выражение лица, если оно противоречит вашим мыслям; повлияла ли внешняя благость на восприятие и оценку былой неприятности?

«Необитаемый остров». Вы попали на необитаемый остров. Кто будет больше всего ждать вашего возвращения домой? О ком сильнее всего будете беспокоиться вы? Какое дело кроме вас, не сможет завершить никто? Представьте, что в вашем распо-ряжении оказались обученные почтовые голуби. Кому из участников тренинга вы написали бы письмо с призывом о помощи? Почему?

Заключительный этап посвящается обсуждению своих впечатлений от тренинга. Упражнение «Комплименты» завершает общение. Поинтересуйтесь, повлияло ли на самочувствие ребят их тренинговое имя.

Источники:

http://nsportal.ru/vuz/psikhologicheskie-nauki/library/2014/10/11/trening-formirovanie-pozitivnogo-myshleniya
http://multiurok.ru/blog/7-uprazhnienii-dlia-razvitiia-pozitivnogho-myshlieniia.html
http://kopilkaurokov.ru/psihologu/meropriyatia/trieningh_napravliennyi_na_razvitiie_pozitivnogho_myshlieniia

Ссылка на основную публикацию