«Развитие сенсорных способностей посредством нетрадиционных форм изобразительной деятельности (лепка, рисование, аппликация) с детьми раннего и младшего дошкольного возраста. Развитие сенсорных способностей у детей дошкольного возраста при помощи игровых
«Развитие сенсорных способностей посредством нетрадиционных форм изобразительной деятельности (лепка, рисование, аппликация) с детьми раннего и младшего дошкольного возраста»
Предпросмотр страницы №1
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Детско-юношеский центр Заводского района» г. Кемерово
«Развитие сенсорных способностей посредством
нетрадиционных форм изобразительной деятельности (лепка, рисование, аппликация) с детьми раннего и младшего дошкольного возраста»
педагог дополнительного образования
Червова Юлия Николаевна
Приложение 1 Конспект комплексного занятия на тему «Курочка и цыплята» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Приложение 2 Информация для родителей о сенсорном развитии детей
Цель моей работы по выбранной теме – повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства.
Задачи, поставленные мной при работе по выбранной теме:
– Изучить психолого-педагогическую литературу по сенсорному развитию.
– Определить уровни развития сенсорных эталонов детей раннего и младшего дошкольного возраста.
– Выявить условия развития сенсорных эталонов детей раннего и младшего дошкольного возраста.
«Развитие сенсорных способностей посредством нетрадиционных форм изобразительной деятельности (лепка, рисование, аппликация) с детьми раннего и младшего дошкольного возраста»
Сенсорное развитие (от лат. sensus – чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и др., развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности.
Сенсорное воспитание развивает зрительное, слуховое, тактильное, кинетическое, кинестетическое и другие виды восприятий.
Восприятие представляет собой процесс непосредственного контакта с окружающей средой. Физиологической основой восприятия является условно-рефлекторная деятельность комплекса нервных связей, обеспечивающих целостность и предметность отражаемых явлений. Это необходимый этап познания, который связан с мышлением, памятью, вниманием, направляется мотивацией и имеет определенную эмоциональную окраску.
Отчёт (фото) по теме: «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством техник нетрадиционного рисования».
Зубатова Ольга Александровна
Отчёт (фото) по теме: «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством техник нетрадиционного рисования».
Уважаемые коллеги, хочу представить вашему вниманию отчёт проделанной работы по теме: «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством техник нетрадиционного рисования» и поделиться положительным опытом работы в данном направлении. Данная информация имеет ценность для педагогов, работающих с детьми от 2 до 4 лет.
Цель работы: формирование у детей младшего дошкольного возраста перцептивных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира в процессе рисования с помощью нетрадиционных техник.
Выявить уровень сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста.
Организовать систему работы по обогащению непосредственного чувственного опыта детей в изобразительной деятельности с помощью нетрадиционных техник рисования.
Совершенствовать восприятие, постепенно включая все органы чувств. Упражнять в обследовании предметов, выделяя их цвет, величину, форму; создавать условия для ознакомления детей с осязаемыми свойствами предметов, побуждать детей включать движения рук по предмету в процессе знакомства с ним.
Развивать аналитические способности: умение сравнивать, соотносить, группировать, устанавливать тождество и различие однородных предметов по одному из сенсорных признаков – цвет, форма, величина.
Для реализации поставленных целей и задач была разработана система работы, которая осуществлялась в три этапа:
1. Подбор литературы, изучение теоретических основ проблемы в отечественной и зарубежной педагогике и психологии.
2. Разработка содержания образовательно – воспитательного процесса, составление плана работы (постановка цели, задач; Организация соответствующей предметно пространственной развивающей среды в соответствии с ФГОС и возрастом детей; Поиск наиболее эффективных методов работы с детьми и с родителями в данном направлении).
3. Обмен опытом в профессиональных педагогических сетевых сообществах. Основной этап работы строился на:
Взаимодействии с детьми:
• Рисование ладошками
• Рисование пальчиками
• Рисование печатками из картофеля
• Тычок жёсткой полусухой кистью
• Рисование ватной палочкой
Взаимодействии с родителями:
• Оформление папок – передвижек
Взаимодействии с педагогами:
• Обмен опытом в социальных сетях
Взаимодействие с детьми предполагает организацию и проведение ООД по ОО «Познавательное развитие» (развитие познавательно – исследовательской деятельности). Основные методы и приёмы, которыми я руководствовалась в работе с детьми:
Рисование в воздухе
Совместное рисование
Дорисовывание ребёнком
Самостоятельное рисование
Зрительное обследование предмета
Игры руками в воздухе (обследование контура)
Дидактические игры, задания, упражнения
Использование предметов – заместителей
Накладывание фигуры на контур, прорисованный на образце
Учёт возрастных возможностей младших дошкольников позволил определиться с техниками, доступными для освоения детьми. Всего было отобрано 6 техник, указанных выше, в ходе которых дети познакомились с такими нетрадиционными материалами и средствами изображения как:
Детская ладошка
Печатки (штампы) из картофеля (разного по величине)
Пробки (разные по цвету и величине)
Жёсткие клеевые кисти
Система работы по ознакомлению младших дошкольников с нетрадиционными техниками рисования строилась по принципу «от простого к сложному». Работа началась со знакомства азов рисования ладошками, затем с техникой «пальцеграфия» (она сложнее и требует более целенаправленных движений, тычок жёсткой полусухой кистью, оттиск пробкой, рисование печатками из картофеля, рисование ватной палочкой. После знакомства с разными нетрадиционными материалами и освоения техники работы с ними, работа усложнялась на основе принципа «включения», т. е. сочетания разных техник в одном рисунке. Это позволило разнообразить практические познавательные действия, направленные на обогащение сенсорного опыта детей.
Как показала диагностика (сенсорного развития О. Л. Канонко, проведённая до организации работы с детьми (констатирующий эксперимент, дети имеют неплохие показатели по сенсорному развитию. Автор данной диагностики оценивает сенсорное развитие по следующим критериям:
4. Ориентация в пространстве, во времени
7. Тактильные возможности
С высоким уровнем – 23%, достаточным – 25%, средним – 15%, удовлетворительным – 17%, и низким – 20%.
Однако после организованной системы работы с детьми показатели (контрольный этап) значительно улучшились. Количество детей с низким показателем сократилось с 20% до 12% (8%, с удовлетворительным с 17% до 7% (10%, со средним с 15% до 20% (5%, с достаточным с 25% до 30% (5%, а высоким с23% до 31% (8%). Данная диагностика позволяет сделать вывод о положительной динамике и эффективности применения разработанной системы работы с детьми в данном направлении.
Вывод: использование разнообразных приемов, а также материалов различных фактур в процессе нетрадиционного рисования способствуют наиболее эффективному решению задач сенсорного развития младших дошкольников. Поэтому систематичное использование нетрадиционных техник рисования должно занять достойное место в воспитательно – образовательном процессе, направленном на познавательное развитие младших дошкольников.
Также хочу представить вашему вниманию фотоотчёт детских работ из системы работы.
1. Рисование по принципу «От простого к сложному», осваивание доступных техник:
Рисование ладошкой.
«Маме к празднику”
Рисование пальчиком.
«Платье для куклы Кати».
«Колосок для мышки»
«Зёрнышки и крошки»
«Платочек для матрёшки»
Рисование жёсткой полусухой кистью (тычок)
«Одуванчики в траве»
Рисование пробкой
Рисование печатями из картофеля
Рисование ватной палочкой
«Фонарики – золотые шарики»
2. Рисование по принципу «включения» (в одном рисунке сочетается несколько усвоенных техник):
Сенсорное развитие детей дошкольного возраста с ЗПР посредством создания коррекционно-развивающего пространства «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста с задержкой психического развития, посредством создания коррекционно-развивающего пространства.
Консультация «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр» К нам в детский сад поступают малыши в возрасте от полутора до двух лет. Я работаю на 1 мл. «А» группе в течение 2016-2017 учебного года.
Отчёт о проведении мастер-класса для родителей. «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста» Хочу предоставить вашему вниманию, отчёт о проведении мастер – класса для родителей по сенсорному воспитанию. Это мероприятие проходило.
Педагогический опыт «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста» МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад «Солнышко» Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия г. Ковылкино ул. Крылова д. 4а.
Развитие художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе нетрадиционного рисования Рисование – самое естественное и увлекательное занятие дошкольников. Это первый опыт выражения своего отношения к окружающему миру. В соответствии.
Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник изобразительной деятельности «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают.
Развитие творческих способностей посредством нетрадиционного рисования в группе раннего возраста Понятие «творчество» имеет многозначный характер и в литературе трактуется по- разному. В широком смысле творчество понимается, как деятельность,.
Сенсорная игра «Бизиборд». Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста Сенсорная игра “Бизиборд” 1. Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов:.
Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры «В игре, как в фокусе, собираются, в ней проявляются и.
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста с помощью нетрадиционного рисования Формирование творческой личности – одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе. Современное общество требует.
Развитие сенсорных способностей у детей дошкольного возраста через изобразительную деятельность
Обобщение опыта работы по развитию сенсорных способностй детей через изобразительную деятельность, а именно-лепку.
Просмотр содержимого документа
«Развитие сенсорных способностей у детей дошкольного возраста через изобразительную деятельность»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 19 «Родничок»
Тема: Развитие сенсорных способностей у детей
дошкольного возраста через самостоятельную
Апанасевич Наталья Викторовна
1. Обучение лепки в детскоя саду
1.1. Сенсорные основы лепки
1.2. Вторая младшая группа (3-4 года)
2. Организация развивающей среды
2.1. Методы и приёмы работы
3. Пятый год жизни (средняя группа)
Изобразительная деятельность как средство развития сенсорных способностей детей дошкольного возраста
«Истоки способностей и дарований у детей на
кончиках пальцев. От них, образно говоря,
идут тончайшие ручейки, которые
питают источники творческой мысли.
Чем больше уверенности в движениях
детской руки, тем больше взаимодействие
руки с орудием труда.
Сложнее движения, ярче творческая стихия детского
разума. Чем больше мастерства в детской
руке, тем ребенок умнее»
Ребенок открывает глаза и созерцает мир — незнакомый и таинственный. Малышу еще предстоит ощутить свою принадлежность к этому большому, прекрасному миру, раствориться в нем, но при этом остаться индивидуальностью и стать творческой личностью созидателем. Без помощи взрослого здесь не обойтись. Именно взрослые должны пробудить интерес к познанию, помочь усвоить опыт предшествующих поколений, научить приемам изучения и отображения окружающего мира.
Наиболее естественным выражением своих впечатлений об окружающем мире для малыша является изобразительная деятельность. Как легко и просто провести карандашом по листу бумаги — и вот перед тобой мяч или цветок. Но куда интереснее суметь сделать собственными руками все, что видишь, или то, что создала фантазия. Один из знаменитых скульпторов И.Я. Гинцбург говорил о лепке: «В семье изобразительных искусств лепка играет ту же роль, как и арифметика в математических науках. Это азбука представления о предмете. Это первое чтение изложение предмета». Трехмерность, объемность изображения дает огромный простор для фантазии, воплощения творческой мысли и развития воображения. Дети эмоционально переживают все, что видят и слышат. У них складывается определенное доброжелательное или отрицательное отношение к тому, что они восприняли. Этот эмоциональный подъем влияет и на результат изобразительной деятельности. Под влиянием своих чувств, они наделяют образы теми выразительными чертами, которые помогают окружающим понять отношение ребенка к тем или иным событиям и явлениям.
Считается, что ведущим в познаниях становления образа у детей, опорой является осязание предмета. И.М. Сеченов отвечал, что телесную форму предметов руки определяют иначе, чем глаза, и определяют ее полнее благодаря тому, что ладони рук мы можем прикладывать к боковым поверхностям предметов, всегда более или менее скрытым от глаз, и к задним, которые глазам уже совершенно не доступны. Что может дать лучшее представление о предмете, чем самому из невзрачного кусочка глины или пластилина создать этот предмет, сделать его узнаваемым и привлекательным. Этим объясняется огромный интерес малышей разного возраста к лепке. Именно на этой стадии очень важная роль взрослого.
Таким образом, я поставила перед собой следующую:
Цель: Обобщить опыт работы по развитию сенсорных способностей детей дошкольного возраста через совместную деятельность.
Поставленная цель определяет задачи:
1. Изучить литературу и опыт коллег по данной теме.
2. Создать необходимые условия в развивающей среде для организации совместной и самостоятельной деятельности.
3. Провести анализ эффективности выбранных форм организации совместной деятельности.
1. Обучение лепке в детском саду.
Влажный песок, глина, хлеб, мокрая бумага, пластилин — из всего этого, чуть поработав пальцами, можно что-нибудь слепить. Малыш еще плохо держит в руках ложку, но отведите его в песочницу, и он слепит вам такой пирожок или куличи, что вы подумаете: «Какой талантливый ребенок! Он умеет лепить». Лепка, пожалуй, самый естественный для человека изобразительный творческий процесс. Ведь и Бог, задумав человека, вылепил его.
Основой познания детьми реального мира является ознакомление их с окружающей жизнью, миром предметов явлений. «Дети учатся видеть и понимать прекрасное в природе, искусстве. Обучение в дошкольных учреждениях осуществляется на основе требований». Программы воспитания и обучения в детском саду.
Изобразительной деятельности в дошкольном воспитании отводится достаточно большое место, и это обоснованно исследованиями педагогов и психологов. Изобразительная деятельность — важнейшее средство эстетического воспитания. Это отличали еще древние греки, произведения которых до сих потрясают и радуют мир красотой и совершенством, много веков служат воспитанию в человеке чувств прекрасного. В процессе лепки создаются благоприятные условия для развития эстетического, эмоционально положительного восприятия искусства, которое способствует формированию определенного отношения к действительности. Однако важно помнить, что чувство прекрасного может быть сформировано лишь в том случае, когда красота предмета или явления предстанет перед детьми в силу их конкретного образного мышления в конкретном выражении. Поэтому в процессе наблюдения за детьми и разговора с ними о том, что они видели, воспитателю важно наполнить слово «красиво» конкретным содержанием, показать, что делает предмет красивым.
Например: рассматривая цветок, можно обратить внимание на плавно изогнутый стебель, тонкий изящный, склонившийся под тяжестью цветков, на великолепную форму бутона, созданную волшебницей — природой. Осознав, что значит красиво, малыш сам начнет искать и находить красоту в предметах и явлениях.
Взрослые формируют отношение детей к событиям и явлениям реального мира, учат понимать форму, цвета, числа, величину предметов, их пространственные соотношения, замечать характерные признаки предметов, понимать и определять сходство и различия, разнообразие форм.
Создавая собственную маленькую скульптуру, ребенок непосредственно познает реальную действительность, поскольку скульптура, как и окружающий нас мир, трехмерна. Занимаясь лепкой, малыш изображает все стороны предмета, что невозможно в рисовании или аппликации. Однако не стоит рассматривать виды изобразительной деятельности совершенно изолированно друг от друга.
Чтобы научить более точно передавать форму и строение предметов, ребенок должен обучаться многим техническим приемам лепки, способам строения предметов. Задача взрослых — педагогов, воспитателей, родителей — облегчить этот путь изучения нового материала, помочь детям освоить основные приемы работы с ним, научить лепить знакомые предметы реального мира, выражать свое отношение к миру и его явлениям.
Чтобы научить ребенка лепить, воспитатель должен сам тренироваться в лепке, освоить все технические приемы работы с глиной, пластилином и т.д. Самостоятельная неоднократная лепка воспитателем предмета позволяет ему продумать всю методику обучения, избежать серьезных затруднений в работе, заранее предусмотреть, какая помощь может понадобиться детям и быть в состоянии помочь каждому. Там, где воспитатель часто лепит сам, умеет вылепить для детской игры несложную игрушку, провести последовательный показ действий, дать четкие указания, детские работы всегда содержательны, интересны, выразительны, сходны с оригиналом, там дети часто лепят и в часы игр, обогащая содержание творческих игр, расширяют их тематику.
Если результаты лепки связаны с игрой, занятия становятся интересными, обогащаются новыми темами, дети многое придумывают для своих игр и прилагают больше усердия к работе. Для детей, которые привыкли лепить не только по заданию и указаниям воспитателей, но умеют при случае и сами сделать для себя нужные игрушки из глины, пластилина, соленого теста, не представит трудности и в школе изготовить модель, макет, самостоятельно и творчески подойти к выполнению задания.
Источники:
http://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/doshkolnoe-obrazovanie/stati/199932-razvitie-sensornyh-sposobnostej-posredstvom-n.html
http://www.maam.ru/detskijsad/otchyot-foto-po-teme-sensornoe-razvitie-detei-mladshego-doshkolnogo-vozrasta-posredstvom-tehnik-netradicionogo-risovanija.html
http://kopilkaurokov.ru/izo/prochee/razvitiie_siensornykh_sposobnostiei_u_dietiei_doshkol_nogho_vozrasta_chieriez_iz