Ребенок стал получать двойки что делать. Что делать, если получил двойку ваш ребенок

Ребенок стал получать двойки что делать. Что делать, если получил двойку ваш ребенок

Семейный психолог Борис Седнев рассуждает, стоит ли родителям обращать внимание на неуды.

«В школе когда-то были оценки две: успевает и не успевает», – вспоминал Роберт Рождественский в поэме «210 шагов». Сейчас все немножко сложнее. Одно неизменно: для некоторых родителей плохая оценка становится настоящей трагедией. «Ты можешь больше», «В кого ты такой ленивый», «Бездарь», «Твоя задача – учиться, а ты сидишь целыми днями в телефоне», «Пойдешь работать дворником» – часто в сердцах бросают родители, заглядывая в дневник.

Почему ребенок плохо учится

Некоторые мамы и папы применяют санкции к детям, другие бегут разбираться с учителями, требуя «справедливости». А как правильно реагировать на оценки, чтобы окончательно не отбить у ребенка желание учиться и не испортить отношения с педагогами?

Наш эксперт, клинический психолог, руководитель Психологического центра Седневых Борис Седнев считает, что есть несколько объективных причин, от которых зависит успеваемость детей. Например, насколько хорошо ученик выучил предмет, насколько он уверенно отвечает у доски, как справляется с волнением при выполнении письменных заданий.

Отношения со сверстниками и преподавателями тоже могут повлиять на учебу. Нередко бывает, что ребенок становится троечником, когда нет мотивации к обучению, он не понимает, ради чего стоит изучать конкретный предмет.

«Я – гуманитарий. Мне физика в жизни не пригодится, зачем я буду на нее время тратить», – типичный монолог ученика старших классов, который уже решил, что будет поступать на юридический факультет.

Конечно, нельзя забывать про атмосферу в семье. Именно родители часто становятся причиной того, что ребенок перестает интересоваться учебой.

© dolgachov/iStock/Getty Images Plus/Getty Images

Не конец света

Понятно, что вы расстроитесь, если ребенок начнет таскать из школы двойки и тройки одну за другой. Бороться с этим, наверно, все же стоит. Но надо знать, как – ругань тут точно не поможет.

Во-первых, надо понимать, что оценка не имеет никакого отношения к личности ребенка. От того, что он плохо учится, плохим человеком он не стал, любите его вы все равно по-прежнему.

Во-вторых, нельзя навешивать ярлыки: получил двойку, значит, ты неудачник, получил пятерку – герой и классный парень.

В-третьих, к оценкам нужно относиться последовательно. У родителей должна быть четкая позиция, основанная на объективных факторах. Допустим, вы точно знаете, что у ребенка есть способности к математике, но из-за собственной лени он стал получать двойки с тройками. Значит, стоит поднажать. А если вам всегда было неважно, какие у него оценки по предмету, то «вдруг» начать пилить ребенка за отметки не получится – он просто не поймет, чего это вы.

В-четвертых, не устраивайте разбор полетов из-за успеваемости, когда у вас самих проблемы на работе.

В-пятых, обойдитесь без страшных рассказов о собственных ученических годах. Ваш негативный школьный опыт, ваши воспоминания и страхи не должны повлиять на отношение ребенка к оценкам.

И еще: если вы переживаете, что ребенок непременно завалит контрольную, не сдаст и нахватает двоек, он может легко считать ваше внутреннее состояние. Считать – и отзеркалить. Тогда точно нахватает плохих оценок. Успокойте сперва себя, потом беритесь за учебу сына или дочки.

Что вы реально можете сделать

В первую очередь – выстроить доверительные отношения с ребенком. Этим, конечно, стоит заняться задолго до поступления в школу.

Ребенка нужно принимать и любить таким, какой он есть. Правда, здесь нужно разделить свое отношение к ребенку и к его достижениям. И дать понять это малышу: он отдельно, оценки – отдельно.

Гораздо легче учиться и получать по результатам положительные оценки, если относиться к ним проще. Убрать излишнюю важность и лишнее напряжение. Одним из эффективных приемов здесь будет отношение к получению оценок, как к игре. Подобное отношение можно сравнить с некоторыми спортивными, компьютерными играми, фильмами, мультфильмами или книгами, где необходимо проходить новые уровни, зарабатывать баллы. Только в случае с учебой, чтобы получить больше баллов, нужно сделать домашнюю работу.

Проявляйте неподдельный интерес к тому, чему научился ребенок. Постарайтесь побуждать ребенка к размышлениям. Например, в какой сфере можно применить полученные знания и т. д. Подобные разговоры могут помочь сформировать интерес к предмету или отдельным знаниям. Что может оказаться важным, особенно учитывая, что в самой школе далеко не всегда этому уделяют достаточно внимания. Оценки при этом воспринимаются как приятный бонус или как временная неудача.

Конфетка за отметку

Вознаграждение за пятерку – это первое, что приходит в голову всем родителям, мечтающим сделать из ребенка отличника или хорошиста.

Читать еще:  Какие есть ароматы духов. Gucci Bloom Acqua di Fiori – зеленый-презеленый аромат. Духи и окружающие

«Стоит различать нематериальные (время за компьютером или другими гаджетами, просмотр телевизора, прогулки с друзьями и т. д.) и денежные поощрения. У первого подхода есть определенные преимущества: ребенок выполняет домашние задания, старается приносить хорошие оценки, а параллельно регулируется время, проведенное за компьютером, просмотром телевизора и т. д. Правда, по мере взросления ребенка подобный контроль постепенно переходит в ссоры и конфликты», – говорит Борис Седнев.

Родители, не понимая, что перед ними подросток, стараются вводить еще больше ограничений, чем только усугубляют ситуацию.

Деньги – тоже популярный вид мотивации. Впрочем, даже несмотря на «оплату оценок», ребенок все равно может потерять интерес к учебе. Ведь при отсутствии истинной, внутренней мотивации к выполняемой деятельности даже взрослый человек постепенно теряет интерес к качеству работы.

«Рассматривать все достоинства и недостатки материального поощрения стоит не в отрыве, а скорее в совокупности с другими семейными ценностями, связанными с получением знаний, образования и отношением к ребенку в семье. А самым главным всегда должны оставаться безусловное принятие ребенка и неподдельный интерес к знаниям и саморазвитию», – заключает психолог.

Двойка в школе. Как реагировать родителям?

Родителей волнует не столько «рейтинг» ребенка по сравнению с другими детьми (хотя и это, конечно, тоже), сколько его внутренние ощущения, его самооценка, наличие или отсутствие желания и воли к преодолению препятствий и стойкость к неудачам. С первой пятеркой, пожалуй, все ясно. Это, конечно, радость, следствием которой становятся рост самоуважения маленького человека, его более уверенное поведение в детском коллективе, и это праздник для родителей. Но как начинающий ученик отнесется к первой двойке? Вообще-то тут стоит задуматься.

К сожалению, первой двойки никому не миновать — это может случиться в первом классе, а может и в шестом, но все равно когда-нибудь произойдет, ибо от «неудов» не застрахован даже гений. Ситуации возможны самые разные: учительница не слишком понятно изложила новый материал или была в плохом настроении, сердилась на весь класс, сам ребенок проявил нормальные, но не слишком полезные в школе человеческие качества, такие, как рассеянность, невнимание к тому, что говорят на уроке. Он может быть огорчен, у него может заболеть голова. Переживая свои личные неприятности, он способен пропустить мимо ушей объяснение или забыть записать домашнее задание. Он ведь живой человек!

В конце концов, знания и успеваемость — далеко не одно и то же. Успеваемость и успевать — однокоренные слова. Получает пятерки тот, кто успевает решать на уроках задачки, умеет быстро читать, писать, а также, не углубляясь в суть дела, в темпе выполнять домашние задания. Иногда бывает обидно: ребенок обладает глубокими знаниями об устройстве окружающего мира, много думает, читает энциклопедии, а ему ставят двойку за то, что он не выучил к сегодняшнему дню параграф номер пять. Но ведь он не робот. Его жизнь наполнена событиями и переживаниями. Он мог плохо себя чувствовать накануне или был занят (готовился к соревнованиям, играл на пианино, уезжал с родителями). Получается неприятная ситуация: таблицу умножения знает назубок, а упражнения номер двадцать в его тетради учительница не обнаружила. Высокая успеваемость «успевающих» — издержки несовершенства школьной системы, которая заставляет ребенка пребывать в постоянном стрессе в течение всех лет учебы.

Надо сказать, оценка эта — вещь страшная. Однако ставить перед ребенком задачу избежать двоек, во что бы то ни стало — цель более чем сомнительная, это постоянное нервное напряжение.

Двойка, пожалуй, — первое серьезное испытание, выпадающее на долю ребенка, первая его проверка на жизненную стойкость. Честно говоря, мало кто это испытание достойно выдерживает. Даже взрослый человек, окончивший школу, техникум и два вуза, получает психическую травму, не сдав экзамен в автошколе. Что же говорить о ребенке, для которого оценка является чем-то вроде сертификата качества его личности! «Пять» в восприятии ребенка означает: «Я хороший, умный, красивый, этот мир меня принимает». «Два балла» убивают наповал: «Я плохой, я неудачник, меня не любят, мир меня отвергает». К сожалению, в школе практикуется публичность выставления оценок. Ребенка позорят перед всем классом: «От семи не может отнять три! Нет, вы на него посмотрите! Ну, что? Сколько будет?» «Два!» — неуверенно произносит малыш. «Вот я тебе тоже ставлю два!» — объявляет учительница.

Или другая всем известная ситуация. Ребенка вызывают к доске отвечать. Пытаясь собраться с мыслями, он минуту молчит. «Спасибо за подробный рассказ!» — саркастически ухмыляется учитель.

Класс в восторге хохочет. Получив двойку, ребенок возвращается на место, а все пристально смотрят на выражение его лица. Заплачет? Улыбнется кривой улыбкой, скрывая отчаяние? Плакать неприлично — засмеют! Обычно дети краснеют и опускают глаза. Им хочется поскорее скрыться, затеряться среди сверстников, не привлекать к себе внимания. Надо сказать, после двойки ребенок следующие пятнадцать минут, а то и весь урок до конца сидит в оцепенении, ничего не слышит, не понимает, списывает с доски автоматически.

Читать еще:  Реферат: Обычаи и традиции русского народа. Русский народ: культура, традиции и обычаи

Позор был публичным, и теперь своим поведением ученик стремится доказать, что оценки — вовсе не главное. Неудовлетворительная оценка наносит ущерб дальнейшему обучению.

Помните о последствиях

Как подготовить ребенка к возможной двойке и как реагировать, если он ее уже получил. Что делать, чтобы не пропал интерес к учебе, не упала самооценка, не возникла стойкая обида на преподавателя? «А вот мой из-за двоек совсем не переживает!» — скажет кто-то. Да, ощущения, в конце концов, притупляются. Равнодушие к оценкам приходит по мере осознания того, что в сфере учебной деятельности ничего хорошего уже не светит и надо утверждаться каким-то иным способом. Такой ребенок пытается завоевать авторитет в сомнительной дворовой компании, демонстрирует силу, нарочито гордится благосостоянием семьи или стремится к власти над младшими и более слабыми.

Большая удача, если он компенсирует моральный ущерб, нанесенный двойками, полной отдачей творчеству или спорту. Обычно на своем интеллекте он сам ставит крест. Если при этом его родители придают особое значение интеллектуальному развитию, за двойки называют ребенка тупым и демонстрируют неприязнь, то вскоре он отдалится от них, станет равнодушным к их словам. Двойка способна не только помешать учебе, но и разрушить отношения в семье.

Оценки (по сложившемуся стереотипу восприятия) — это подтверждение первичного «социального статуса» ребенка, своего рода показатель того, к какому общественному слою, он будет принадлежать.

В детском саду все были равны, а в школе уже намечается перспектива: отличник = институт = карьера = начальственная должность; двоечник = неквалифицированный труд = унижение = ненависть к интеллигенции. В результате возможно полное отрицание ребенком духовных идеалов — назло учительнице, той самой зловредной представительнице интеллигенции, которая якобы несет «вечные духовные ценности» и унижает ребенка двойками за то, что он не успел их вызубрить в срок.

Воздействие двоек на психологию детей еще недостаточно исследовано. Проблема может скрывать много подводных камней. Возможно, в школах будущего откажутся от столь прямолинейного оценивания, постараются не подрезать ребятам крылья. Но сейчас двойки узаконены, и нашим детям с ними жить и им противостоять.

Наиболее вероятные причины двоек

  • Ошибки, непонимание материала

Иногда результат может быть и отрицательным. Родители должны сказать: «Пусть двойки корректируют ход твоей мысли, а не огорчают тебя!»

  • Безразличие к учебе, лень

Ситуация тяжелая — мотивации учиться нет. Следствие взаимного непонимания с учителем, плохой программы, пропуска материала. Следует выяснить, в чем дело, и попытаться создать ребенку мотивацию, хотя бы объяснив непосредственную связь успехов в учебе с будущим благосостоянием, как это практикуют на Западе. Человек должен уметь трудиться, выдерживать конкуренцию, стойко переносить неудачи.

  • Неуспеваемость в прямом смысле учебный процесс идет быстро, не все дети могут за ним угнаться. Не успели пройти буквы, как уже надо бегло читать и т. д. Двойки возможны из-за недостаточной скорости работы. Не везет флегматикам: они часто способны, но медлительны. Темперамент, как известно, не переделаешь, поэтому надо предупредить учителя, что ребенок проявит себя скорее в сложных домашних заданиях, чем в блиц-опросе.
  • Слишком сложная программа

Часто родители предъявляют завышенные требования к ребенку, отдают его в престижный лицей со множеством сложных предметов, ведут в школу слишком рано. После занятий у ребенка болит голова, он устает и нервничает. «В этом лицее надо весь вечер мучиться, чтобы получить хотя бы тройку!» — потом переживают родители. Следует выбрать школу, где учиться хотя и сложно, но приятно, где трудности вполне преодолимы и получать пятерки можно адекватными усилиями.

Бывают двойки из-за поведения. Есть черты характера, «способствующие» получению двоек: рассеянность, невнимание, задумчивость, неуверенность в себе, тревожность. Помочь ребенку стать уверенным, сильным, собранным — вот задача родителей в данном случае.

Учитель может вызвать как любовь к предмету, так и ненависть. От отношений ребенка и преподавателя зависит очень многое. Учитель не всегда объективно ставит оценки, а ребенок даже при хороших знаниях может бояться отвечать ему урок. Если выяснится, что на оценки влияют не только знания, но и отношения с учителем, родители должны чаще встречаться с преподавателем, показывая, что они знают, что происходит, и готовы отстаивать права ребенка. Не надо позволять учителю диктовать свою волю, надо постараться установить отношения сотрудничества — ради ребенка. Бывают случаи явной несовместимости учителя и ученика. Если такая ситуация сложилась в младшей школе, ребенка лучше перевести в другой класс.

Читать еще:  Как нарисовать профессию дизайнера одежды. Дизайнер одежды

Какой-то процент случайных двоек всегда допустим — лишь бы он не превышал нормы.

  • Сознательный отказ учиться

Некоторые дети, решив, что инженерами не будут, могут отказаться учить математику, химию и пр. В этом случае надо говорить о пользе общего образования, о том, что даже сугубо гуманитарным профессиям (журналист, психолог, юрист) технические знания принесут неоценимую пользу.

Рекомендации тем, у кого дети уже получали или могут получить двойки

Когда вы смотрите дневник, уделяйте максимум внимания положительным оценкам. К двойкам можно остаться равнодушным. Просто спросите: «Почему мало пятерок? Если ты чего-то не знаешь, я тебе помогу!» Если же родитель не слишком хорошо разбирается, например, в замысловатой химии и вряд ли способен помочь, он может, напротив, попросить ребенка: «Давай, я с тобой посижу, а ты мне объяснишь новый материал. Я бы тоже хотел это знать». Одним словом, больше внимания уделяйте научной истине, а не оценкам! Если обсуждаете с ребенком двойку, то говорите по-деловому, без эмоций. Нельзя делать из двойки обобщенных выводов, таких, как «ты дурак» или «ты не знаешь физику». Напротив, надо локализовать область, за которую получена оценка, как можно точнее: физика — механика — второй закон Ньютона. Вот этот второй закон Ньютона со всеми вариантами задач и надо как следует изучить и понять.

Следует объяснить ребенку, что даже при его неплохом уме двойки все равно могут случаться и надо уметь их спокойно исправлять, а не впадать в панику или в ярость. Умение мужественно преодолевать трудности и не сдаваться очень полезно для дальнейшей жизни.

Что делать, если получил двойку ваш ребенок?

Многих родителей волнует вопрос: “Что делать, если получил двойку ребенок?”. Ругать его или простить? Как вести себя в этой непростой ситуации, читайте ниже.

Как вести себя ребенку?

Какие чувства должна вызвать двойка в детской душе? Чувство стыда. Вот и все. Нормально воспитанные дети не будут скрывать плохую оценку от родителей, ведь они знают, что их за нее не отругают. Ребенок должен понимать – главная задача, которую возложили на него взрослые – это хорошо учиться. И он будет всеми силами стараться не подвести. Откровенно говорить о своих ошибках и промахах может только сильная личность. Поэтому цените, если ваш ребенок рассказывает вам о неудачах.

Как вести себя родителям?

Сложно понять, что школьник – это уже большой человек. Поэтому многие родители впадают в панику, когда их дети приносят плохие оценки. Что делать, если получил двойку ребенок? Попытайтесь понять: ваше чадо уже довольно большое для того, чтобы уметь брать ответственность за свои действия.

Если уж решили ругать, то делать это нужно правильно

Что делать, если в школе получил двойку ваш ребенок? Если вы решили отругать чадо, то следует ругать его именно за плохую оценку. Не припоминайте ребенку все то, что он делает неправильно или вообще не делает. Если двойка за сочинение, можете припомнить чаду его нежелание читать. Но не стоит сразу пытаться убить всех зайцев и осуждать школьника за то, что он не помогает по дому, не собирает свои игрушки и плохо относится к своим братьям и сестрам. Вообще, нужно научиться в спорах не вспоминать прошлые прегрешения. Это только испортит отношения, а пользы не принесет. Ребенок должен понимать, вы осуждаете его именно за плохую оценку, а не за то, что он непутевый. Главное для детей – чувствовать любовь своих родителей.

Провести работу над ошибками

Что делать, если получил двойку ребенок? Нужно провести работу над ошибками. Посадите ребенка на диван и поговорите с ним. Ведь не всегда плохая оценка ставится за незнание предмета. Иногда учителя рисуют двойку за поведение или потому что плохо относятся к ученику. В любой проблеме нужно уметь разделять причину и следствие. Этому ребенка нужно учить с малолетства.

Школьники – это почти взрослые люди. Они могут внятно объяснить, за что получили неуд. Если двойка поставлена за плохое знание предмета, нужно выяснить, почему ребенок не смог ответить на поставленный вопрос. Возможно, ваше чадо слишком стеснительно, не смогло и двух слов связать, стоя у доски. В этом случае нужно работать над тем, чтобы ребенок переборол боязнь публичных выступлений. Если двойка поставлена за поведение, следует объяснить чаду: школа – это не то место, где можно баловаться. Ну а если плохая отметка действительно является показателем отсутствия знаний по предмету, возможно, стоит нанять репетитора.

Источники:

http://www.msn.com/ru-ru/lifestyle/family/%D1%80%D1%83%D0%B3%D0%B0%D1%82%D1%8C-%D0%B8%D0%BB%D0%B8-%D0%BC%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%82%D1%8C-%D1%87%D1%82%D0%BE-%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D0%B0%D1%82%D1%8C-%D0%B5%D1%81%D0%BB%D0%B8-%D1%80%D0%B5%D0%B1%D0%B5%D0%BD%D0%BE%D0%BA-%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BD%D0%B5%D1%81-%D0%B4%D0%B2%D0%BE%D0%B9%D0%BA%D1%83/ar-BBUrFPc
http://mamochki-detishki.ru/dvojka-v-shkole/
http://fb.ru/article/367871/chto-delat-esli-poluchil-dvoyku-vash-rebenok

Ссылка на основную публикацию