Рефлексы у детей первых месяцев жизни. Простые шейные и туловищные установочные ре­флексы. Развитие общения и эмоционального статуса. Развитие условнорефлекторной деятельности

Занятие: «ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РЕФЛЕКТОРНОЙ ФУНКЦИИ ЧЕЛОВЕКА»

1. Развитие безусловно-рефлекторной функции

2. Развитие ориентировочного рефлекса

3. Развитие специфических безусловных рефлексов

4. Развитие условно-рефлекторной функции

Развитие высшей нервной деятельности человека, естественно, сопряжено с формированием в онтогенезе центральной нервной системы, и, в частности, коры больших полушарий, в которой не только замыкаются дуги условных рефлексов, но и находят отражение все безусловные рефлексы.

Развитие безусловно-рефлекторной функции.Самый первый безусловный рефлекс на раздражение губ, приводящий к контралатеральному сгибанию шеи и отстранению от раздра-жителя, проявляется у эмбриона в 7,5-недельном возрасте. Это элементарный защитный рефлекс. Другие безусловные двигательные рефлексы появляются у человеческого плода в 2-3-месячном возрасте внутриутробной жизни. Это – открывание рта и движение руки при раздражении околоротовой и плечевой областей кожи. В 3-месячном эмбриональном возрасте отдельные двигательные реакции имеют генерализованный характер, который к 5-6-месячному эмбриогенезу уступает место более специализированным рефлекторным реакциям. Ранние эмбриональные безусловные рефлексы потенциально связаны с защитными и пищевыми функциями.

Сосательный рефлекс начинает формироваться примерно с 16 недель эмбриогенеза, и к 24 неделям достигается развитие целостной сложно интегрированной сосательной реакции. На 10,5 неделе начинает формироваться хватательный рефлекс, проявляю-щийся отчетливо уже к 25-й неделе эмбриогенеза.

Первые проявления подошвенного рефлекса обнаруживаются в 10,5-недельном эмбриогенезе, но дефинитивной стадии он достигает лишь при постнатальном развитии.

Ряд туловищных рефлексов (в том числе дыхательных) формируется от 16- до 36-недельного эмбриогенеза.

Однако, поскольку человек родится с еще не достаточно зрелой центральной нервной системой, целый ряд безусловных рефлексов продолжает формироваться в постнатальный период развития ребенка. У новорожденного младенца можно вызвать безусловные рефлексы почти со всех рецепторных поверхностей, хотя выраженность этих реакций оказывается различной, в зависимости от того, насколько они сформировались в пренатальном периоде.

Развитие ориентировочного рефлекса.Важное место в адаптивном поведении занимает ориентировочный рефлекс, который приобретает отчетливый характер к концу 1-й – началу 2-й недели постнатального онтогенеза. В более поздние сроки ориентировочный рефлекс достигает большей выраженности, проявляясь в форме исследовательской деятельности. С различных рецепторных поверхностей ориентировочный рефлекс формируется в разное время, в зависимости от сроков созревания этих анализаторных систем. Ориентировочный рефлекс у детей раннего возраста не только способствует их исследовательско-адаптивной деятельности, но и служит базой для формирования условных рефлексов.

Развитие специфических безусловных рефлексов. С ростом и развитием ребенка все большее значение приобретает специализация рефлексов, связанная с дальнейшим созреванием и формированием анализаторных систем.

Поскольку одним из первых в эмбриогенезе формируется кожный анализатор, то и специализированные кожные рефлексы проявляются уже в пренатальном онтогенезе, однако, совершенствуются они лишь после рождения.

Главные рефлексы новорожденного – это мигательный, носовой (подтягивание рук к носу при раздражении слизистой носа), ушной (подтягивание рук к лицу при раздражении наружного слухового прохода), сгибательные и разгибательные рефлексы конечностей, туловищные рефлексы, хватательный рефлекс (при раздражении кожи ладони), рефлекс Бабинского (при раздражении подошвы), кремастеровый рефлекс (при штриховом раздражении кожи внутренней поверхности бедра) и ряд других, в том числе и на температурное (особенно холодовое) раздражение кожи.

Рефлексы двигательного анализатора возникают с проприо-цепторов и обеспечивают сложную координационную деятель-ность организма, в том числе и трудовую деятельность человека. Этот анализатор первым включается в функционирование и последним завершает свое формирование. На стабилизацию двигательных функций оказывают влияние не только стволово-подкорковые механизмы, но и кора больших полушарий, обеспечивающая с 1,5-2-х месяцев постнатальной жизни ребенка формирование у него кинестетических условных рефлексов на основе врожденных безусловных проприоцептивных рефлексов.

В числе первых безусловных рефлексов находятся и вестибулярные рефлексы, обеспечивающие положение тела в пространстве и в состоянии статики, и в состоянии динамики. Так, у новорожденных обнаруживаются установочные рефлексы головы, шейные тонические рефлексы, статокинетические рефлексы (вращательный и поствращательный нистагм), компенсаторное отклонение головы при вращении, лифтный рефлекс, тонические рефлексы (на опору) и другие, а с 1,5-2-х месяцев у ребенка оказывается возможной выработка вестибулярных условных рефлексов.

Читать еще:  Как перевоспитать противных детей. Ребенок избалован. Что делать родителям

Сразу же после рождения проявляются и функции вкусового и обонятельного анализаторов. Так, новорожденный различает сладкий, горький, кислый и соленый вкус, а также и ряд запахов, что выражается в мимических и сосательных рефлекторных реакциях.

У новорожденных (в том числе и недоношенных) проявляются рефлексы и на звуковые раздражения – в виде мимических реакций, которые с возрастом превращаются в ориентировочно-исследовательские (поворот глаз и головы). При этом считают, что первоначальные генерализованные реакции на звук обеспечи-ваются стволовыми механизмами, а последующие специализи-рованные ориентировочные рефлексы (с угасанием при стереотипном повторении) – корковыми.

Зрительные рефлексы, как и слуховые, в примитивном виде проявляются уже у новорожденных. Это зрачковый рефлекс на свет, смыкание век (защитный рефлекс на яркий свет), тонический рефлекс с глаза на шейные мышцы (на внезапное освещение). С 3-5-й недели возникает реакция зрительного сосредоточения, которая с конца 1-го – начала 2-го месяца постнатальной жизни превращается в типичный ориентировочный рефлекс. С 6-й недели возникает защитный мигательный рефлекс (рефлекторное смыкание век на приближающийся к глазу предмет). Все зрительные рефлексы, проявляющиеся у новорожденных, обеспечиваются стволово-подкорковыми системами. Кора больших полушарий подключается с момента формирования настоящего ориентировочного рефлекса, и с этого времени оказывается возможной выработка условных рефлексов.

Из всех плацентарных организмов человек является самым незрелорождающимся и поэтому у него после рождения продолжается развитие безусловно-рефлекторной функции, на которую накладывается формирование условно-рефлекторной деятельности, трансформирующей (а подчас и угнетающей) врожденные рефлексы.

Развитие условно-рефлекторной функции.Условно-рефлекторная деятельность формируется уже у новорожденного ребенка. Что же касается возможности выработки условного рефлекса у человеческого плода, то этот вопрос спорен, и у недоношенных детей условные рефлексы (оборонительные – на звук) вырабатываются примерно к возрасту, соответствующему сроку их нормального рождения, т.е. при недоношенности 1-2 месяца условный рефлекс вырабатывается к середине 2-го месяца постнатальной жизни, при недоношенности 2-2,5 месяца – к 1,5-2-месячному возрасту, при недоношенности 3-3,5 месяца – к 3-му месяцу постнатальной жизни. А у нормально доношенного новорожденного подобные условные рефлексы вырабатываются к концу 1-го месяца жизни. По-видимому, более раннее рождение приводит к более ранней миелинизации путей и более быстрому (адаптивному) созреванию нервных центров в связи с вынужденной интенсификацией функционирования , что по путям обратной афферентации способствует активации центральных мозговых структур.

Наиболее ранними являются интероцептивные условные рефлексы, что связано с большей зрелостью вегетативных безусловных рефлексов на момент рождения ребенка по сравнению с соматическими. Так, уже к концу 1-й недели жизни у младенца перед кормлением проявляется ряд вегетативных компонентов пищевого условного рефлекса, возникающего в ответ на интеро-, вестибуло- и проприоцептивные сигналы. На экстероцептивные же воздействия условные рефлексы формируются лишь с конца 3-го месяца жизни (“комплекс оживления” на зрительные стимулы). При этом наличие кинестетического компонента способствует более быстрому и более прочному образованию зрительных и слуховых условных рефлексов, т.е. оказывается возможной выработка рефлекса на комплексные раздражители.

У годовалого ребенка вырабатывается значительное количество как положительных, так и тормозных условных рефлексов. Если при воспитании ребенка соблюдается режим питания, сна, прогулок и т.д., то на протяжении первого года его жизни формируются динамические стереотипы интероцептивных условных рефлексов, более важные в этот период жизни, чем стереотипы экстероцептивных рефлексов, которые приобретают значимость лишь к концу первого года жизни. К этому же времени у ребенка вырабатываются рефлексы на комплексы, в состав которых входят слова, т.е. закладывается база для последующего формирования второй сигнальной системы.

В течение первого года жизни возможны импринтинги – это критический возраст для запечатления. В это же время (возраст от 6 недель до 6 месяцев) возникает довольно жесткая связь с матерью (или замещающим ее человеком). При насильственном расторжении этой связи (либо при невозможности формирования ее) возникают существенные нарушения в эмоциональной сфере ребенка, которые впоследствии могут сказаться в психических расстройствах взрослого человека, даже если ребенок был отделен от матери в следующем критическом периоде – в 3-х-летнем возрасте.

Читать еще:  Дырка в резиновой подошве. Как правильно заклеить лопнувшую подошву на обуви в домашних условиях? – методы восстановления; видеоурок с пошаговыми рекомендациями

В период от 1 года до 3-х ребенок проявляет бурную исследовательскую деятельность. Формируются условные рефлексы на отношения величин (тяжести, удаленности, окраски). В это время происходит формирование систем условных связей на стереотипы экстероцептивных сигналов, формируются поведенческие динамические стереотипы (процедуры поведения). На 2-ом году жизни усиленно развивается речь: понимание и артикуляция. Понимание опережает артикуляцию, которая базируется не только на звуковом анализе, но и на проприоцептивном.

Очень важной особенностью высшей нервной деятельности ребенка является прочность и длительная сохраняемость (даже на всю жизнь) условных связей, выработанных в раннем детстве, что может быть связано как с особой остротой восприятия ребенка в «сензитивный период», так и с очень высоким уровнем возбудимости подкорково-стволовых структур мозга, что обеспечивает более интенсивное безусловно-рефлекторное подкрепление.

В период с 5 до 7 лет отмечается усложнение высшей нервной деятельности ребенка. В связи с морфологическим созреванием лобного отдела коры и миелинизацией прилегающих участков белого вещества, совершенствуются нервно-психические функции ребенка – оказывается возможным словесное обобщение признаков и событий, вырабатываются ассоциативные рефлексы и становится доступной экстраполяция, а также выработка условного рефлекса при вероятностном подкреплении.

В младшем школьном возрасте (от 7 до 10 лет) происходит дальнейшее развитие и стабилизация ВНД.

В переходном возрасте (первая фаза: 11-13 лет у девочек и 13-15 лет у мальчиков), совпадающем с пубертатным периодом, отмечается общее повышение возбудимости центральной нервной системы, приводящее к широкой генерализации возбуждения, к развитию фазовых состояний высшей нервной деятельности. Появляется тенденция к обобщению и перво-, и второсигнальных раздражений. Удлиняются латентные периоды условных рефлексов на словесные и укорачиваются – на конкретные сигналы. В этом возрасте отмечается снижение тонуса коры и возникают вегетативные нарушения, которые у девочек проявляются более ярко, чем у мальчиков.

Во второй фазе переходного возраста (13-15 лет у девочек и 15-17 лет у мальчиков), наиболее бурно протекающей, наблюдается у подростков психическая неуравновешенность, характеризующаяся резкими переходами от экзальтации к депрессии и снова к экзальтации. В этом возрасте возникает негативизм в отношении взрослых и их установок, усиливается обидчивость, у девочек – склонность к слезам. В то же время возрастает роль словесных сигналов и укорачиваются латентные периоды на словесные раздражители при общем нарастании возбудительных и ослаблении тормозных реакций. К концу переходного периода, когда устанавливаются гармоничные отношения между корой и подкорково-стволовыми структурами, организм может считаться созревшим по проявлениям высшей нервной деятельности.

У взрослого человека при общей стабилизации возбудительно-тормозных отношений, отмечаются некоторые половые различия в протекании условно-рефлекторной деятельности.

Так, женщины характеризуются отсутствием соответствия по уровню зрительно-моторных и слухо-моторных условных рефлексов, в то время как у мужчин отмечается соответствие этих реакций при высокой статистической значимости корреляций этих показателей.

Мезэнцефальные установочные рефлексы

Параллельно с редукцией миелэнцефальных позотонических автоматизмов постепенно формируются Мезэнцефальные установочные рефлексы (цепные симметричные рефлексы), обеспечивающие выпрямление туловища. Вначале, на 2-м месяце жизни, эти рефлексы рудиментарны и проявляются в виде выпрямления головы (лабиринтный установочный рефлекс на голову).

Этот рефлекс стимулирует развитие цепных симметрич­ных рефлексов, направленных на приспособление туловища к вертикальному положению.

Цепные симметричные рефлексы обеспечивают установку шеи, туловища, рук, таза и ног ребенка. К ним относятся:

Шейная выпрямляющая реакция – за поворотом головы в сторону, произведенным активно или пассивно, следует ротация туловища в ту же сторону. В результате этого рефлекса ребенок к 4-му месяцу может из положения на спине повернуться на бок. Если, рефлекс ярко выражен, то поворот головы приводит к резкому повороту туловища в направлении ротации головы (поворот блоком). Этот рефлекс выражен уже при рождении, когда туловище ребенка следует за поворачивающейся головой. Отсутствие или угнетение рефлекса может быть следствием затяжных родов и гипоксии плода.

Туловищная выпрямляющая реакция (выпрямляющий рефлекс с туловища на голову). При соприкосновении стоп ребенка с опорой происходит выпрямление головы. Наблюдается отчетливо с конца первого месяца жизни.

Выпрямляющий рефлекс туловища, действующий на туловище. Этот рефлекс становится выраженным к 6-8-му месяцу жизни и видоизменяет примитивную шейную выпрямляющую реакцию, вводя ротацию туловища между плечами и тазом. Во втором полугодии повороты уже осуществляются с торсией. Ребенок обычно поворачивает голову первой, затем плечевой пояс и, наконец, таз вокруг оси тела. Ротация в пределах оси тела дает возможность ребенку повернуться со спины на живот, с живота на спину, сесть, встать на четвереньки и принять вертикальную позу.

Читать еще:  День бернса. Ночь Бернса: факты и традиции, связанные с любимым шотландским праздником. Когда отмечается Ночь Бернса

Выпрямляющие рефлексы направлены на приспособление головы и туловища к вертикальному положению. Они развиваются с конца 1-го месяца жизни, достигают согласованности в возрасте 10-15 месяцев, затем видоизменяются, совершенствуются.

Другая группа рефлексов, наблюдаемых у детей раннего возраста, не относится к истинным выпрямляющим рефлексам, но на определенных стадиях способствует развитию двигательных реакций. К ним относятся защитная реакция рук и рефлекс Ландау.

Защитная реакция рук – разведение их в стороны, вытягивание вперед, отведение назад в ответ на внезапное перемещение туловища. Эта реакция создает предпосылки для удержания тела в вертикальном положении.

Рефлекс Ландау является частью выпрямляющих рефлексов. Если ребенка держать свободно в воздухе лицом вниз, то вначале он поднимает голову, так что находится в вертикальной позиции, затем наступает тоническая экстензия спины и ног; иногда ребенок изгибается дугой. Рефлекс Ландау проявляется в возрасте 4-5 месяцев, а отдельные его элементы и раньше.

Справочное руководство/Под ред. М. Ф. Рзянкиной, В. П. Молочного

опубликовано 05/11/2008 02:19
обновлено 06/06/2011
— Рефлексы новорожденных

Рефлексы новорожденного

Чтобы новорожденный младенец выжил после родов и быстрее адаптировался к новым условиям жизни, природа дала крохам рефлексы. Так называют реакции на какие-либо раздражители, как действующие на малыша извне, так и внутренние. При этом у только что родившегося малютки есть множество рефлексов, которые нужны ему лишь в первые месяцы жизни. Их проверка и оценка помогает определить, здоров ли младенец.

Основные рефлексы и их виды

Для выживания новорожденного необычайно важны врожденные рефлексы, которые также называют безусловными. Благодаря им ребенок может совершить первый вдох, найти мамину грудь, сосать молоко или ухватиться за маму, если ощутит падение. Это физиологические рефлексы, которые должны присутствовать у всех здоровых малюток. Многие из них угасают и полностью исчезают к 3-4 месячному возрасту.

Если они остаются в возрасте, когда давно уже должны были отсутствовать, это будут патологические рефлексы. Однако есть немало безусловных рефлексов, которые не исчезают. К примеру, важные физиологические рефлексы, которые остаются у ребенка и после периода новорожденности, представлены рвотным, роговичным, глотательным и другими рефлексами.

Далее, по мере роста карапуза, в его жизни появляются новые рефлексы, основанные на опыте малютки. Их называют условными, поскольку для их выработки нужны определенные условия, например, если мама будет кормить грудью карапуза в определенной позе, то, когда она уложит малютку в это положение, младенец сразу же начнет делать сосательные движения. К важным для крохи первого года жизни условным рефлексам можно отнести захватывание предметов руками, жевание и самостоятельную ходьбу.

Все врожденные рефлексы педиатры делят на группы в зависимости от их направленности. Они выделяют рефлексы, которые:

  • Обеспечивают жизнедеятельность. Младенец не сможет жить без сосательного, глотательного и дыхательного рефлексов, а также без спинальных рефлексов (так называют реакции, связанные с состоянием мышечного аппарата ребенка).
  • Защищают кроху от внешних раздражителей. Такими раздражителями могут быть жара, холод, яркий свет и другие факторы.
  • Нужны младенцу временно. Примером таких рефлексов можно назвать задержку дыхания, когда кроха продвигается по родовым путям, а также рефлекс выталкивания, благодаря которому малютка защищен от попадания в пищеварительный тракт твердой пищи до определенного возраста (чтобы ребенок не подавился).

Безусловные рефлексы новорожденного, которые вызываются воздействием на рот или рядом с ним, называют оральными. В эту группу рефлексов относят сосательный, хоботковый, глотательный, поисковый (его также называют рефлексом Куссмауля), рефлекс Бабкина и другие. Рефлексы, за проявление которых ответственен спинной мозг, называют спинальными. К ним относят рефлексы Моро, Галанта, Бауэра, опоры, хватательный, защитный и другие рефлексы.

Источники:

http://studopedia.ru/20_97662_zanyatie-vozrastnie-osobennosti-reflektornoy-funktsii-cheloveka.html
http://spravka.komarovskiy.net/mezencefalnye-ustanovochnye-refleksy.html
http://o-krohe.ru/novorozhdennyj/refleksy/

Ссылка на основную публикацию