Русский народный костюм женский и мужской. Костюм и мода московской руси

Костюм и мода Московской Руси

Что такое охабень? Как правильно носить ферязь? И чем телогрея отличается от душегреи?

Историческая справка
Первое государство восточных славян – Киевская Русь. Киевская Русь просуществовала с IX до XIII века. И затем распалась на множество княжеств – Полоцкое, Новгородское, Черниговское. В истории данный период получил название периода феодальной раздробленности. Киевская Русь, как и другие средневековые европейские государства, никогда не была централизованной.

Средневековые государства собирались их множества земель со своими особенностями и обычаями, затем на эти же земли и распадались. И только после периода феодальной раздробленности и войн начнут формироваться более централизованные страны с единой системой управления.

В. Васнецов
Три царевны подземного царства

В истории восточных славян распад Киевской Руси совпал с периодом монголо-татарского нашествия. Но при этом не до всех земель дошли монголо-татары. К примеру, Полоцкое княжество под монголо-татарское иго так и не попало.

Спустя некоторое время период феодальной раздробленности закончился. Собирать русские земли, когда-то входившие в состав Киевской Руси, начало молодое Московское княжество. Но не оно одно. Конкурентом Московского княжества в деле собирания русских земель стало Великое княжество литовское.

Костюм Московской Руси

Московская Русь продолжила традиции Киевской Руси не только в политической и религиозной сферах или же в области искусства – все те же белокаменные храмы с куполами, иконопись, но и в одежде.

А. Рябушкин
Михаил Фёдорович на собрании боярской думы

Основой костюма Московской Руси стал костюм Киевской Руси – рубахи, штаны-порты. Но при этом в костюме Московской Руси уже больше заметно разделение по сословиям. Одежда крестьян простая, без всякого декора.

Одежда бояр из дорогих тканей с множеством вышивок или же украшений в виде драгоценных камней. Также одежда бояр времен Московской Руси становится более разнообразной.

А. Рябушкин
Русские женщины XVII столетия в церкви

Увеличиваются и длина и ширина одежды. В целом, как мужская, так и женская одежда времен Московской Руси напоминают по своей форме расширяющуюся книзу трапецию. Причем ширина одежды книзу в крайних случая могла доходить до 2-6 метров.

В женском костюме именно во времена Московской Руси появляется традиционный русский сарафан, также очень широкий книзу. В Киевской Руси сарафанов не носили.

Мужской костюм Московской Руси

Итак, если вы мужчина и родились в Московской Руси XV-XVII веков, то с утра вы обязательно наденете:

Штаны порты – узкие, крепящиеся на талии при помощи шнурков-гашников. Если вам повезло родиться боярином, то штанов будет двое. Верхние порты из более дорогой ткани, к примеру, шелка. Зимой можно было носить порты на меху.

Рубаху. В Московской Руси появляются модные рубахи-косоворотки. У таких рубах разрез у ворота находился не по середине груди, а сбоку. Если вы были бы дворянином, а еще лучше боярином, то вашу рубаху мог бы украшать воротник-ожерелье (накладной воротник) и запястья (накладки вокруг кистей рук), пошитые из дорогой ткани и украшенные драгоценными камнями и жемчугом.

В. Суриков
Задумавшийся подросток. Этюд к картине «Боярыня Морозова»

В. Суриков
Утро стрелецкой казни. Фрагмент

Зипун. Для крестьян верхняя одежда. Для бояр – нижняя. Зипун шился из легких тканей, застегивался встык, был с длинными узкими рукавами, застегивавшимися на пуговки и воротником-ожерелье. На талии зипун обязательно стоило подпоясать.

• Ну и напоследок, если вы конечно же не были крестьянином, нужно было надеть кафтан. Кафтаны в Московской Руси были самого различного вида и предназначения.

А. Рябушкин
Пожалован шубой с царского плеча

• Чуть не забыли про шубу. А про нее совсем не стоит забывать. Суровыми русскими зимами представители абсолютно всех сословий Московской Руси носили шубы. Но вот мех был разным. Самыми дорогими считались соболиные шубы. Бояре могли накидывать шубу и летом, чтобы продемонстрировать свое богатство.

Виды кафтанов Московской Руси

Кафтан мог быть обычным – длинный неприталенный и с застежкой встык. С XVII века с таким кафтаном носили воротник-козырь – стоячий высокий и обильно украшенный воротник.

Иллюстрация художника И.Билибина

Кафтан мог быть становым, то есть сшитым по стану – по фигуре. У такого кафтана были короткие рукава – длиной до локтя.

Носили в Московской Руси и польский кафтан. Такой кафтан был похож на европейскую одежду, а мода на него пришла в Московскую Русь через территорию соседней Польши – отсюда и название польский кафтан.

В Московской Руси многие западные новинки того времени именовали польскими или же немецкими. Польский кафтан был с обтягивающим фигуру лифом и «юбочкой» в складки от талии и до низа. Рукава такого кафтана были длинные, пышные у плеча (буфы), а ниже от локтя узкие.

Иллюстрация художника И.Билибина

Еще один кафтан – терлик. Такой кафтан носила охрана московского князя. В целом, терлик был копией польского кафтана. Но было и отличие – спереди терлика находился нагрудник, который застегивался справа – на груди и плече.

Ферязь – это тоже кафтан. Кафтан, который шили из дорогой ткани (бархат или шелк) часто на меховой подкладке. Ферязь носилась таким образом, что рукав надевался только на правую руку, левый же рукав свисал до пола. Таким образом, подчеркивалось – бояре не работают. От ферязи пошло и выражение «работать спустя рукава». Ферязь была длинной и широкой снизу. Ширина ферязи внизу могла доходить до 3 метров.

Читать еще:  Побороть страх перед публичным выступлением. Как побороть страх перед дракой и победить любого противника. Роды - это больно

Иллюстрация художника И.Билибина

Также бояре и дворяне Московской Руси могли носить охабень – верхнюю одежду с узкими рукавами и четырехугольным воротником длиной до середины спины. Или же опашень – такую одежду просто накидывали на плечи, при этом длинные рукава свисали по бокам. Опашень не подпоясывался.

В. Шварц
Иоанн Грозный

Женский костюм Московской Руси

Нижней одеждой женщин была рубаха. Верхней – сарафан.

В. Суриков
Боярыня Морозова

Сарафан подпоясывался под грудью, держался на лямках и расширялся к низу. Украшался сарафан как просто вертикальной полоской, так и рядом декоративных пуговиц, чаще всего оловянных.

Шили сарафан из самых разнообразных тканей. Все зависело от того, кто будет носить данный сарафан – крестьянка или же боярыня. Так, сарафаны в Московской Руси шили из шелка, парчи или же холста.

К. Маковский
Под венец

Помимо сарафана женщины Московской Руси могли носить поневу или же запону – виды одежды, пришедшие из Киевской Руси.

Понева – это юбка, чаще всего с ромбовидным или же клетчатым рисунком. Запона – это накладная одежда, несшитая по бокам. Такую одежду носили поверх рубахи и с поясом.

К. Маковский
Боярышня у окна с прялкой

Верхней женской одеждой в Московской Руси были летник, душегрея, телогрея. Летник – верхняя накладная одежда с колоколообразными свисающими до пола рукавами. Рукава и воротник летника украшались вошвами – треугольными кусками дорогой ткани (бархат или атлас), которые были расшиты жемчугом и золотом.

М. Шибанов
Празднество свадебного договора
На данной картине девушка по центру изображена в душегреи

Душегрея – одежда, которая если и согревала, то исключительно дущу. Это была верхняя одежда, короткая (длиной до талии), на лямках, как и сарафан. Шилась душегрея из тканей с узорами и носили ее поверх сарафана.

А. Рябушкин
Семья купца в XVII веке
На данной картине слева изображена телогрея (белого цвета)

А вот телогрея уже могла согревать. Телогрея – это верхняя длинная одежда с застежкой спереди и с длинными рукавами. Застежка телогреи могла быть в виде пуговиц или же завязок.

Волосы женщины Московской Руси должны были прятать под головной убор. Чаще всего это был платок. Самым же нарядным головным убором времен Московской Руси, несомненно, являлся кокошник. Кокошники, как и сарафаны, со временем стали обязательными элементами русского народного костюма.

Русский мужской костюм

Если в женской одежде в большей степени четко прослеживались этнические и местные различия, то в мужском на контрасте выделялись социальные и возрастные.
Самой древней частью костюма, по сути не подвергшейся никаким изменениям и веяниям моды на протяжении всего своего существования, была туникообразная рубаха с прямым разрезом ворота и ластовицей.

Лишь единожды за всю историю своего существования русская рубаха претерпела изменения небольшое изменение в крое — разрез ворота стал не прямым, а косым. Тут прям хоть загадку загадывай! Как вы думаете, почему и зачем? Все дело в том, что после крещения Руси, нательный крестик постоянно выпадал наружу, мешая при полевых работах и занятиях ремеслами. Ворот сместили влево и крестик перестал выпадать даже с расстегнутого ворота рубахи. А в народе такие рубахи стали называться «косоворотками».

Вообще крещение Руси не было принято повсеместно и без сопротивления, многие из поклонявшихся исконным славянским богам, наотрез отказывались признавать иноземное вероисповедание. Людей ставших носить косоворотки, а значит крещеных, называли «косыми». Существует версия, что в большинстве русских народных сказок (а русские народные сказки своими корнями уходят именно в язычество), к самому глупому персонажу сказки (обычно зайцу), обращаются не по имени, а словами «Эй, Косой!». Тем самым язычниками подчеркивалась ошибочность крещения Руси, а принявшего новую веру они считали человеком недалекого ума.
На спину и грудь рубахи подшивался с внутренней стороны треугольный кусок ткани «подоплека». Мужские рубахи обычно подпоясывались нешироким пояском, заканчивающимся кистями.

Отличие праздничной рубахи от ежедневной заключалось лишь в том, что у первой холст был отбеленным и украшен по рукавам и подолу широким красным узором, который служил оберегом от злых сил. Орнаментальные мотивы и способы их нанесения на мужских рубахах были те же, что и на женских. Лишь мужчины Семипалатинской и Воронежской губерний резко отличались от остальных. У первых праздничная рубаха и на груди, и на спине была пышно расцвечена узором замысловатого геометрического характера из синего и красного цветов, а Воронежские мужчины предпочитали вышивку исключительно черного цвета.

С младенчества и до «хороводного» периода рубаха и пояс были единственной одеждой мальчика в теплое время года.
С подросткового периода в комплект одежды мальчика входили штаны-порты. Обычно их шили из полосатой ткани или набойки или из белой домотканины, а для зимнего периода из плотного сукна домашнего изготовления. Порты были полностью однообразны по внешнему виду по всей территории России, и совсем не украшались. Но красавцы-мужчины из Семипалатинской губернии отличились и здесь!:-) Синего цвета, с тамбурным швом, орнаментированные полихромной вышивкой с изображением деревьев и лошадей щеголяли семипалатинцы на праздниках и даже в воскресные дни.

Середина XIX века, взорвавшая Россию капиталистическим производством, стала отправной точкой бурного развития отходничества и новых промыслов, которые оставили серьезный отпечаток на мужском костюме. Традиционная мужская одежда в большинстве мест страны стала обезличиваться и стремиться к костюму городского населения европейских стран. Рубашки стали шиться из доступных фабричных тканей – сатина, ситца, а вяленые или меховые шапки стали заменяется кожаным или матерчатым картузом. Вместо лаптей основной обувью со временем стали сапоги.

Читать еще:  Страшная городская легенда про нездоровую любовь. Страшная романтическая история

А вот формы верхней народной одежды так и остались немногочисленны и также единообразны. В весенне-осенний период мужчины носили кафтаны, армяки, азямы или зипуны. Все они всегда были с глубоким запахом и застежкой на левую сторону, а шились холста, саржи, домашнего сукна. Кафтаны шили преимущественно с цельной спинкой, но были и с отрезной. По верхней одежде было легко понять откуда прибыл мужчина. Если преобладали темно-коричневый и черный цвета, то мужчина был выходцем из южных губерний. Если одежда серого цвета, то скорее всего архангельский, с Вятки или другого севера. Мужчины центральной части Европейской России предпочитали белый или бежевый цвета. Опять же с развитием фабричного производства к концу XIXвека в моду вошла заводская крашенина всевозможных цветов, в результате верхняя одежда мужчины перестала быть своего рода визитной карточкой.

Зимняя одежда абсолютно никаких изменений не претерпевала вплоть до XX века по причине суровой русской зимушки-зимы. Тут любые европейские новшества были бессильны. Все те же овчинные шубы, тулупы и полушубки спасали от холода и носились, как правило, мехом вовнутрь. А те, кто побогаче, отделывали шубы дорогим мехом пушного зверя. На севере, в Нижнем Поволжье, Приуралье и Сибири и вовсе носили дохи из шкур животных прям поверх полушубка, шубы или кафтана. А иначе нельзя было. Русский мороз — это не европейская слякоть, проберет и глазом не моргнешь.
Обязательным атрибутом одежды русского мужчины поверх любой одежды был пояс. На него подвешивали гребни, кисеты, огниво, ключи и прочие гаджеты. 🙂 Ведь гламурных «мужских» сумочек, как сейчас, для ношения мелочевки в те времена не знали 🙂
Любой мужской костюм обязательно дополнялся обувью, плетеной или кожаной. Так же, как и одежда, мужская обувь была почти одинаковой, а отличалась лишь размерами и украшениями.

Лапти русского косого плетения из разных типов лыка или бересты были самой распространенной обувью в европейской части нынешней России, а вот Поволжье и Заволжье предпочло остальным видам лаптей именно те, что плелись с круглой головкой, высоким задником и толстыми бортами. Лапти северных губерний отличались от остальных оборниками по бокам. А вот в Нижнем Новгороде, Пензе и Рязани по душе пришлись лапти с трапециевидной головкой, плетение которых заимствовали у мордвы. Первый вопрос к русским лаптям обычно бывает таким: «Как же их в дождь и зимой носили? Ноги небось мерзли и промокали?» На самом деле лапти использовались во все времена года. Для сохранения тепла лапти надевали поверх прямоугольных полос ткани – онучей, оборачиваемых вокруг ног. Онучи закреплялись на ноге специальными шерстяными или пеньковыми веревками — оборами или одевали паголенки. Домашние лапти (чуни), плетенные из конопляных или льняных веревок естественно промокали, но дальше избы в них и не ходили, а вот берестяные лапти, смазанные дегтем, воду не промокали и не пропускали. Ну а на время полевых работ надевали лапти с широким плетением лыка, которые намеренно пропускали воду в угоду тому, чтобы при покосе ноги не скользили на мокрой траве.

Кроме плетеной, в крестьянском обиходе широко использовалась и кожаная обувь. Наиболее примитивными были поршни, сшитые из одного или двух кусков грубой кожи и закреплявшиеся на ноге продетыми в прорези веревками, которые служили в качестве рабочей обуви на сложных работах. Князья и богатые купцы могли позволить себе сапоги ручной работы, изготовленные из высокосортной кожи.
В XIX веке валяная обувь уверенно вытеснила лапти и меховую обувь на весь зимний период. И даже суровый Русский Север и Сибирь по достоинству оценили и полюбили новое русское изобретение.

Сегодня я рассказала лишь мало-мальскую долю о том, каким был русский национальным мужской костюм. На самом деле, русская одежда это лишь часть целого пласта общей культуры нашей Родины, которая простирается от Балтийского до Чукотского моря, от Северного Ледовитого океана до высоких хребтов Кавказа. Все это наши корни и традиции, которые надо знать, любить, уважать и сохранять.

Костюм славян и Древней Руси (6-13 века)

Костюм древних восточных славян (6-9 века)

Условия жизни древних восточных славян — древлян, радимичей, вятичей и др. — были такими же, как и у их соседей — скифов и сарматов. Вероятно, и одежды у них были одинаковыми. Изготовляли их древние славяне из кожи, войлока, грубой шерстяной ткани. Позже костюм восточных славян под влиянием греческих, римских и скандинавских одежд стал богаче.

Мужской костюм

Мужчины носили шерстяную рубаху с длинными рукавами, без ворота, которая запахивалась спереди и подпоясывалась ремнем. Полы такой рубахи зачастую оторачивали мехом, а зимние рубахи были меховыми. Рубашка могла быть и без запа́ха.
Холщовые или сермяжные штаны, широкие, как шаровары, собирались у пояса и подвязывались у ступни и под коленями. Вместо ремешков на ноги иногда надевали металлические обручи. Богатые люди носили две пары штанов: холщовые и шерстяные.
На плечи набрасывали короткие или длинные плащи, которые застегивались на груди или на одном плече. Зимой славяне надевали овчинный тулуп и рукавицы.

Женский костюм

У женщины одежда была такая же, как и у мужчин, но длиннее и шире и изготовлялась из менее грубой кожи и ткани. Белые холщовые рубашки длиной ниже колен украшались вышивкой по вырезу круглой горловины, по подолу и рукавам. На длинные юбки пришивались металлические пластинки. Зимой женщины надевали короткие накидки (душегрейки), шубки.

Читать еще:  Значение зоновской наколки звезды на плечах. Петух на зоне — татуировка. Значение татуировок на зоне — паук

В дохристианский период древние славяне носили онучи (холст, которым обертывали ногу) с подошвами, прикрепленными к стопе ремешками, а также сапоги, которые изготовляли из целого куска кожи и завязывали ремнем у щиколотки.

Прически и головные уборы

На голове древние славяне носили бронзовые обручи, круглые меховые шапки с околышем, войлочные колпаки, повязки. У мужчин были длинные или полудлинные волосы, подстриженные на лбу, и бороды.
Женщины носили головные повязки, позже — платки. Замужние славянки покрывали голову очень большим платком, спускавшимся по спине почти до пят.
Девушки волосы распускали, женщины заплетали их в косы, которые обертывали вокруг головы.

Ожерелья, бусы, множество цепочек, серьги с подвесками, браслеты, гривны из золота, серебра, меди — вот основные украшения и мужчин, и женщин.
Женщины носили металлические головные обручи, мужчины — уборы в виде шапки, из бронзовых колец. Украшениями были и шейные кольца в форме витого обруча; гривны — густо нанизанные серебряные монеты или полуобруч с цепочками. К шейным кольцам, нагрудным цепочкам прикреплялось множество подвесок, в основном, бронзовых, в виде колокольчиков, крестов, фигурок животных, звезд и т.п., а также бусы из зеленого стекла, янтаря, бронзы.
Мужчины щеголяли кожаными поясами с бронзовыми чеканными бляхами и длинными нагрудными цепями.
Женщины с удовольствием носили серьги с подвесками, височные кольца, скалывали на плечах верхнюю одежду красивыми парными булавками.
И мужчины, и женщины носили браслеты и перстни — гладкие, с узорами, или спиралевидные.

Костюм Древней Руси (10-13 века)

После принятия христианства на Руси распространяются византийские обычаи, а также и византийская одежда.
Древнерусский костюм этого периода становится длинным и свободным, фигуру он не подчеркивал и придавал ей статичность.
Русь торговала с восточными и западноевропейскими странами, и знать одевалась, в основном, в привозные ткани, которые называли «паволок». Это и бархат (с тисненым рисунком или шитый золотом), и парча (аксамит), и тафта (шелковая узорная ткань с рисунком). Покрой одежды был простой, и различалась она главным образом качеством тканей.
Женские и мужские наряды богато украшались вышивками, жемчугом, отделывались мехами. На костюмы знати шел дорогой мех соболя, выдры, куницы, бобра, а крестьянская одежда шилась из овчины, заячьего, беличьего меха.

Мужской костюм

Древний русич носил рубаху и штаны («порты»).
Рубаха — прямая, с длинными узкими рукавами, без воротника, спереди с небольшим разрезом, который завязывался шнуром или застегивался пуговицей. Иногда на рукава вокруг кисти надевали нарядные, из дорогой ткани, с вышивкой «зарукавья» — прототип будущих манжет.
Рубахи шили из ткани разных цветов — белой, красной, сине-голубой (лазоревой), украшали вышивкой или тканью другого цвета. Носили их навыпуск и подпоясывали. У простолюдинов были холщовые рубахи, которые заменяли им и нижнюю, и верхнюю одежду. Знатные люди поверх нижней рубахи надевали еще одну — верхнюю, которая расширялась книзу, благодаря вшитым в бока клиньям.
Порты — длинные, неширокие, сужающиеся книзу штаны, которые подвязывались на талии шнурком — «гашником». Крестьяне носили холщовые порты, а знать — суконные или шелковые.
Верхней одеждой служила «свита». Она также была прямой, длиной не ниже колен, с длинными узкими рукавами, книзу расширялась за счет клиньев. Свита подпоясывалась широким поясом, к которому подвешивался кошелек в виде мешочка — «калита». Для зимы свиту делали на меху.
Знать также носила небольшие прямоугольные или округлые плащи «корзно», имевшие византийско-римское происхождение. Их накидывали на левое плечо и застегивали пряжкой на правом. Или же прикрывали оба плеча и застегивали спереди.

Женский костюм

В Древней Руси красивыми считались женщины со статной фигурой, белым лицом, ярким румянцем, соболиными бровями.
Русские женщины заимствовали восточный обычай красить лицо. Они покрывали лицо густым слоем румян и белил, а также чернили брови и ресницы.
Женщины, как и мужчины, носили рубаху, но длиннее, почти до ступней. На рубахе вышивались орнаменты, она могла присобираться у шеи и обшиваться каймой. Носили ее с поясом. У богатых женщин было две рубахи: нижняя и верхняя, из более дорогой ткани.
Поверх рубашки надевалась юбка из пестрой ткани — «понёва»: сшитые полотнища оборачивали вокруг бедер и подвязывали на талии шнуром.
Девушки надевали поверх рубахи «запону» — сложенный пополам прямоугольный кусок ткани с отверстием для головы. Запона была короче рубахи, по бокам не сшивалась и всегда подпоясывалась.
Праздничной нарядной одеждой, надевавшейся поверх поневы или запоны, был «навершник» — вышитая туника из дорогой ткани с короткими широкими рукавами.

Великокняжеский костюм

Великие князья и княгини носили длинные и узкие туники с длинными рукавами, в основном, синего цвета; затканные золотом пурпурные плащи, которые застегивались на правом плече или груди красивой пряжкой. Парадным убором великих князей был венец из золота и серебра, украшенный жемчугом, самоцветами и эмалями, и «бармы» — широкий круглый воротник, также богато украшенный драгоценными камнями и медальонами-иконами. Царский венец всегда принадлежал старшему в великокняжеском или царском роде. Княгини под венец надевали покрывало, складки которого, обрамляя лицо, ниспадали на плечи.
Так называемая «шапка Мономаха», опушенная собольим мехом, с алмазами, изумрудами, яхонтами, и крестом наверху, появилась гораздо позже. Существовала легенда о ее византийском происхождении, согласно которой этот убор принадлежал деду Владимира Мономаха по матери — Константину Мономаху, и Владимиру его прислал византийский император Алексей Комнин. Однако установлено, что шапка Мономаха была изготовлена в 1624 г. для царя Михаила Федоровича.

Источники:

http://mylitta.ru/3136-history-russian-fashion.html
http://vera-mysina.livejournal.com/26615.html
http://mir-kostuma.com/rus/item/32slavs-suit

Ссылка на основную публикацию