Семья в современном обществе. Кризис института семьи, причины и прогнозы

Понятие кризиса семьи как социального института

Исторические тенденции, присущие процессу модернизации общества, привели к отмиранию в современном обществе расширенной стабильной многодетной семьи, ее ритуалов и традиций. Рыночный капитализм и коммерческая цивилизация, ориентированные на благополучие и комфорт, на извлечение максимально возможных благ в жизни, оказались в противостоянии и противоборстве с институтом семьи. Однако в последние десятилетия в развитии социального института семьи вновь появились тревожные признаки, свидетельствующие о том, что и современная нуклеарная семья находится в кризисном состоянии.

Семьи уменьшаются в размере, лишаются стабильности, срок их существования сокращается. Растущий процент разводов, падение числа браков, увеличение количества одиноко живущих и подобных браку сожительств сигнализируют о тенденции, которая в предварительном порядке, с осторожностью, может быть оценена как утрата законным браком его значения.

С увеличением числа женщин на рынке рабочей силы экономическое единство супругов ослабло. Это приводит в целом к ослаблению, если не сказать ненужности, супружеских союзов, измеряемому ростом разводов и числа одиноко живущих людей.

Разрушаются узы не только между супругами, но и между родителями и детьми. В ХХ в. происходило снижение возможностей матерей и отцов воспитания своих детей, упадок родительского влияния и авторитета. Ежедневное пребывание всех членов семьи вне дома крайне сужает совместное бытовое самообслуживание, оставляет мало времени на воспитание детей, воздействие родителей на них. Внесемейная работа родителей вынуждает их передоверять уход за детьми и их воспитание общественным учреждениям (детским садам, школам). В связи с этим воспитательный процесс в нуклеарной семье нарушается: родители все больше отстраняются от своего потомства. Уровень абсентеизма (отсутствия) отцов, уменьшение количества времени, которое родители проводят со своими детьми, увеличение продолжительности одиночества ребенка и времени, проводимого в школе или с ровесниками «на улице», служат количественным выражением неэффективности семейной социализации детей.

Упадок семейного регулирования сексуального поведения является отличительным признаком последних лет. Молодые люди все чаще вступают в добрачные половые отношения, причем во все более раннем возрасте.

В современной семье родство отделяется от экономических дел семьи, максимизация индивидуальной выгоды и экономическая эффективность перевешивают ценность родственных уз.

Эти глобальные тенденции в изменении брачно-семейных отношений привлекают все большее внимание исследователей. В современной Российской фамилистике выделились два основных подхода, диаметрально противоположно трактующих сущность семейного кризиса. Представители одного из них рассматривают кризис семьи исключительно как процесс полного разрушения, гибели семьи вообще, а не только «традиционной семьи»..

А.И. Антонов и В.А. Борисов в рамках процесса кризиса семьи выделяют следующие этапы: дезорганизацию, кризис и крах семьи как стадии одного и того же исторического процесса – исчезновения социального института семьи в результате определенной специфики развития промышленной цивилизации. Свидетельством разгара кризиса семьи, является тот факт, что она не способна выполнять свои основные социальные функции по воспроизводству и социализации детей, экономическому сотрудничеству, организации совместного ведения домашнего хозяйства и сексуальной регуляции.

Дезорганизация семьи, по мнению А.И. Антонова, проявляется в невыполнении ею основных функций по рождению и воспитанию детей. Автор считает, что если этот процесс пойдет вглубь и выразится в прекращении деторождения, выращивании правонарушителей и преступников, то тогда речь будет идти не о семейной дезорганизации, а фактически о крахе семьи как социального института, так как общество в целом ждет от семьи новых поколений, и не простого восполнения их, а такого, когда воспроизводятся общечеловеческие, национальные и прочие общезначимые ценности .

Семья утрачивает свои функции, социальную привлекательность и силу. В эпоху, когда главные функции производства и сферы услуг переданы внешним институтам, семья не может обеспечить эмоциональную поддержку своим членам. Невыполнение такой функции семьи, как экономическое единство, характеризующееся разделением дома и работы, внесемейной занятостью родителей в системе наемного труда с индивидуальной заработной платой, может становиться источником раздражения и конфликтов. Изменение социальных условий существования семьи вместе с естественным процессом кризисного изменения структуры семейных отношений приводит к образованию и распространению новых моделей семьи. Нерасторжимый брак уступает сейчас место расторжимому, зачастую бывают затруднены брачные знакомства, происходит значительное увеличение числа пар, сожительствующих вне брака. Отмечается разнообразие форм как моногамной, так и полигамной семьи. Встречаются и различные альтернативные модели семье и браку. В то время как монополия брака на сексуальные отношения взрослых людей в «постиндустриальном» обществе значительно ограничилась, сильнейшим аргументом в пользу брака еще остаются интересы детей. Тем не менее увеличение возможности расторжения брака и появившиеся к настоящему времени альтернативы влияют и на тех, кто живет в традиционном супружестве. Модель их жизни представляется менее прочной, менее безальтернативной и менее само собой разумеющейся, чем прежде. Толерантность в отношении меньшинства, которое не живет в браке и семье, значительно возрастает. Вместе с нею повышаются требования к качеству собственной супружеской и семейной жизни у большинства. Невыполнение семьей социальных функций: репродуктивной функции и функции социализации привело в России к депопуляции населения и ухудшению воспитания подрастающего поколения, следствием чего явился беспрецедентный рост детской и подростковой преступности, алкоголизма и наркомании.

Читать еще:  Как выглядит пацанка. Леди против пацанок. К какому типу относитесь вы. Характер и поведение

Однако вторая точка зрения, представленная такими исследователями, как Т.В. Свадьбина, Ю.А. Гаспарян и др. считают, что о полном крахе семьи говорить не приходится, речь идет лишь об эволюции, преобразовании патриархальной семьи в ходе изменения общественных отношений. Длительный исторический период Россия по целому ряду причин представляла собой ярко выраженный тип патриархатного общества с господством мужчин и подчинением женщин. Институт брака укреплялся соединенными усилиями истории, церкви и государства, его поддерживали общественные запреты и общественное мнение, обычаи и предрассудки. Патриархальные устои брачно-семейных отношений были крепкими и имели глубокие корни.

С развитием производства социальный институт семьи в своей эволюции достиг такой ступени, когда женщина обрела право на выбор работы и получение образования, право выходить замуж или остаться одинокой, иметь детей или не иметь и т.д. Стали иными или получили расцвет предпосылки для этого, потребности и социально-психологические установки. У женщин утвердилась возможность устраивать судьбу по своему желанию. Вовлечение женщин в профессиональную и общественную деятельность существенно изменило их объективные возможности для выполнения семейных функций.

Равное участие в производственной деятельности и сохранение традиционного ролевого разделения в семье привело к кризисным явлениям в отношении между полами. Кризисообразующим фактором в семье стало отчуждение членов семьи друг от друга. Потребительское отношение к жизни порождало и прагматическое отношение к браку.

Патриархально-традиционный образ жизни, который в первую очередь характеризовался подчиненным положением женщины и ярко выраженным главенством мужа, почти нерегулируемым уровнем рождаемости и, как правило, наличием нескольких поколений в семье, начал заменяться эгалитарным. В основе его – равноправие супругов, сознательное регулирование деторождаемости, усиление роли межличностного общения и отчетливое стремление молодых супругов проживать отдельно от родителей.

Семья перестает быть основным фактором включения молодого поколения в культурную традицию, единственной и главной воспитательницей, школой, опекуном детей. Родительская опека все больше стала заменяться опекой общества и государства. Повышение доли материнского участия в жизнедеятельности семьи на фоне утраты отцом своего традиционного авторитета приводит к потере родительского авторитета в целом. Патриархальные отношения с непререкаемым главенством мужа уступили место отношениям между супругами, строящимся на демократических началах.

Свобода личности в целом и эмансипация женщины в частности серьезно изменили характер отношений между обществом и семьей. Получив право самостоятельно регулировать семейные отношения без вмешательства государства, церкви и т.д. и принимать решение по таким важным вопросам, как количество детей в семье, целесообразность вступления в брак или его сохранения, воспитание детей и пр., семья вместе с тем взяла на себя и огромную ответственность за собственное выживание и воспитание необходимых обществу полноценных граждан. Например, на Западе этот процесс происходил эволюционно, когда между семейными и общественными интересами, возможностями и потребностями постепенно складывался своего рода консенсус. В России же позже других стран принявшей эстафету демократизации, он принял форму революции, которая «ударила» по обществу и семье, нарушив тем самым и без того хрупкий баланс сложившихся между ними отношений

К сожалению, в БЕЛАРУСИ, процесс депопуляции представлен очень явственно. По словам главного акушера-гинеколога Минздрава Владимира Силявы, Беларусь впитала в себя самые отрицательные стороны современно-го демографического кризиса». У нас один из самых высоких в мире показа-телей смертности — ежегодно 14,1 умерших на тысячу населения и самый низкий уровень рождаемости — 9,1 родов на все ту же тысячу населения. Кроме того, женщин старше 70 лет в Беларуси в три раза больше, чем дево-чек пятилетнего возраста[10].
Называются различные причины такого положения дел. Одни авторы во главу угла ставят экономический кризис 90-х, другие –влияние катастрофы на Чернобыльской АЭС, третьи- социальную нестабильность, неуверенность людей в завтрашнем дне и т.п. Однако, так или иначе подчеркивается факт кризисного положения института семьи в нашем государстве, где семейные ценности начинают уходить на другой план.
Таким образом, актуальность данной проблемы можно считать перво-очередной в государственном масштабе. Это связано с тем, что, депопуляция приводит к нагрузке на социальный сектор в сфере экономики (очень мало работоспособного населения и много людей, находящихся на государствен-ном обеспечении), что еще больше усилит экономический кризис в стране. В конце концов, при усугублении данной тенденции белорусы могут исчезнуть с лица земли как нация.
Ввиду сказанного выше рассмотрим более подробно проблематику де-популяции применительно к Республике Беларусь, а также наиболее общие пути ее решения.

Кризис семьи в современном обществе

Семья являет собой персональную среду жизни и развития детей, подростков, юношей, качество которой определяется рядом параметров конкретной семьи. Условия проживания, оборудованность жилища, особенности образа жизни. Претерпевая изменения в области эмоционально-психологических функций, семья продолжает оставаться основным институтом социализации детей, несмотря на то, что переход от одних общественно-экономических отношений к совершенно противоположным вызывает растерянность, озабоченность людей, неуверенность в сложной современной ситуации.

Читать еще:  Как привести себя в форму после родов. Врачи советуют кормящим мамам как максимально быстро прийти в форму после родов

Характеризуя современную семью, можно выделить основные ее особенности:

Ø преимущественное преобладание светских, гражданских браков; увеличение церковных браков;

Ø свобода заключения и расторжения браков;

Ø равноправие женщин и мужчин в браке;

Ø увеличение нуклеарных (бесплодных, не производящих детей) семей;

Ø в основном семьи одно — двухдетные; многодетной считается с тремя и более детьми, причем таких семей по статистическим данным всего 7 %.

Характеризуя современную семью, мы отмечаем также, что существенно меняется сфера занятости родителей. При сохранении традиционного разделения «мужского» и « женского» труда первый в массе своей (кроме деревень и малых городов)сведен к минимуму. Более трети матерей и отцов заняты в негосударственной сфере. Немало семей, где родители работают в коммерческих структурах. В таких семьях чаще всего главными ценностями являются деньги, материальное состояние. Появилось большое количество матерей-домохозяек. С одной стороны, это положительный факт (повышение контроля за детьми, уход за их здоровьем, повышенное внимание их образованию и развитию); с другой — сужение кругозора матери, замыкание ее интересов на домашних делах. Это не исключает возможности потери авторитета матери перед детьми. Зачастую они не обращаются к ней за советом, считая ее неспособной дать компетентные рекомендации. Тревожно, что отец при этом тоже не обретает статус советчика. Чаще всего эту роль в жизни ребенка играет сверстник или взрослый, более значимый, чем собственные родители. Да, дети нередко имеют более высокий уровень образования, возможность проводить большую часть свободного времени вне семьи. Это время они наполняют интересующими их занятиями, далеко не всегда заботясь об одобрении их времяпрепровождения родителями. Авторитет родительской власти сегодня часто не срабатывает. На смену ему должен прийти авторитет личности родителей. Это означает, что роль семьи как института социализации снижается.

Кризис современной семьи связан с резким изменением социального фона, в котором она находится; с медленной адаптацией семьи к новым социально-экономическим условиям. Как следствие этого — реалии сегодняшнего дня:

Ø резкое снижение жизненного уровня малообеспеченных семей, повышение обеспеченности «богатых» семей. Естественно, это порождает неприязненное отношение детей друг к другу, возникновение ссор, зависти и пр.;

Ø появление подросткового и юношеского рэкета, рост имущественных преступлений;

Ø резкое увеличение безнадзорных детей; Некоторая часть детей (около 5-6 %) вообще лишена семейного уюта. Заботу о них вынуждено брать на себя государство, создавая сеть общественных учебно-воспитательных, количество которых в стране постоянно увеличивается;

Ø рост детской преступности, при этом каждый третий подросток, нарушивший закон, имеет родителей-алкоголиков, которые не занимаются детьми, не контролируют их поведение;

Ø приобщение детей к алкоголю, наркотикам, проституции и другим формам половой распущенности;

Ø рост фактов подросткового и юношеского суицида и попыток к нему: причиной являются многочисленные психогенные ситуации в семье, в обществе сверстников;

Ø резкое падение авторитета родителей, рост конфликтности с ними.

Безусловно, современные семьи переживают сейчас не лучшие времена. В большинстве семей основные силы и время родителей расходуются на материальное обеспечение, но не духовное формирование и развитие детей. По данным социологических исследований, работающая женщина в сутки уделяет воспитанию детей 16 минут, а в выходные — 30. Духовное общение родителей с детьми сводится в основном к контролю за учебой ребенка в школе, а сам контроль — выяснению того, какие оценки получены.

Кризис семьи в современном обществе становится все заметнее, а пути выхода из него пока не видны. Кризис выражается в том, что семья все хуже реализует свою главную функцию — воспитание детей. Причины такого кризиса лишь отчасти связаны с ухудшением экономической ситуации в стране, они имеют более общий характер. Большинство специалистов приходят к весьма пессимистическому выводу: мы начинаем расплачиваться за индустриальную цивилизацию, неизбежно ведущую к разрушению устоев, ухудшению нравов и человеческих отношений и в конечном итоге к гибели общества. Если это действительно так, то у нас призрачные шансы на лучшее будущее. Остается надеяться, что человеческая мудрость все же найдет выход и ситуация в семейном воспитании изменится к лучшему.

Семья в современном обществе. Кризис института семьи, причины и прогнозы

Слова «кризис современной семьи» уже даже навязли на зубах, так часто на всех уровнях ведутся серьёзные обсуждения этого самого кризиса. Но в чём он конкретно заключается? В чём состоит? И, самое главное, чем угрожает этот кризис простому человеку? Давайте попробуем разобраться в этих волнующих общественность вопросах с современной точки зрения.

Говоря о кризисе современной семьи, обычно подразумевают, что современные молодые люди:
— всё реже хотят обзавестись семьёй;
— всё чаще живут в «гражданском браке», не оформляя отношения;
— имеют всё меньше детей (в среднем);
— всё чаще разводятся.

В подтверждение этих фактов различные, озабоченные проблемой, профессора социологии и психологии приводят многочисленные данные статистики. Мы же эти данные приводить не будем, поскольку это скучно, а сомнений они всё равно не вызывают. Да и безо всякой статистики, очевидно, что все четыре пункта не надуманы, а взяты из обыденности современного положения дел. Почему же так происходит? Тому есть объективные причины.

Читать еще:  Как научиться подбирать стиль одежды. На что обратить внимание, выбирая одежду? Как определить цветотип и выбрать свой стиль одежды

Институт брака, как таковой, эволюционно возник, когда для вскармливания жизнеспособного потомства требовалось не четыре-пять лет, как это было в животном мире, а уже 13-14 лет приходилось воспитывать и растить детей, прежде чем они становились более-менее самостоятельными, их самих можно было отдавать замуж или женить. В такой семье (их принято называть традиционнымисемьями) женщина выполняет роль домашнего повара, уборщика, няньки и воспитателя, а также, по мере сил и остающегося времени, следит за хозяйством. А мужчина — типичный добытчик. Он пашет землю, ходит на охоту, ловит рыбу, или добывает на пропитание иным промыслом.

Таким образом, единственная реальная цель брачного союза — это воспитание детей и содержание хозяйства. А развод в таком контексте означал бы для мужчины полное лишение потомства и одиночество до конца дней, а для женщины и детей попросту голодную смерть. Конечно, мужчина всё же мог найти и другую женщину, которая могла бы принять его в свою семью, а женщине могли помочь выжить родственники, но не имеет смысла вдаваться в детали, основная мыль понятна.

Современная же семья уже попросту не несёт того смысла, и не исполняет тех целей, для которых она изначально была создана. Целью брака стало сожительство двух влюблённых людей, в первую очередь, а дети рассматриваются как нечто необязательное, хотя и, конечно, традиционно присутствующее. Любовь прекрасное чувство, возвышающее нас и вдохновляющее на подвиги, но совсем не такое же прочное, как сильная финансовая зависимость и необходимость растить детей.

Ведь, заметьте, что и сегодня многие люди отказываются от развода по одной только причине, что у них совместные дети, которых нужно растить. Как только ребёнок вырастает и становится самостоятельным, родители разводятся и разбегаются. Защитники традиционных семей, говоря о необходимости их возрождения через повышение сознательности, донесение до понимания граждан необходимости улучшить демографическую ситуацию и так далее, совсем забывают о том, что в большинстве традиционных семей никто вообще не говорил ни о какой любви. Именно она-то и была чем-то второстепенным, несущественным, в вопросах брака. Многие ли сегодняшние граждане готовы на такое супружество?

Да и вообще, что несёт обычному, простому человеку, этот самый семейный кризис? Выходит, он означает, что всё меньшее количество людей желают завести семью и потомство. Но, почему? Тому есть простое объяснение. В природе у каждого вида есть свои внутренние регуляторы численности. Как только количество особей превышает какую-то определённую норму, включается «регулятор». В плохом варианте — это яростная война за ресурсы, в котором гибнет «излишек». Такой вариант мы наблюдали во времена Второй Мировой войны, трагического события, унесшего многие миллионы человеческих жизней, которому предшествовал скачкообразный рост населения. В хорошем варианте — подсознательное нежелание размножаться. Согласитесь, такой вариант куда предпочтительнее иприта и ковровых бомбардировок.

Современная цивилизация предлагает достойную альтернативу каждому, кто не желает обзаводиться семьёй — одинокую жизнь, полную иных возможностей. И этот выбор, между крепкой семьёй и свободой одиночества, каждый делает сам. «Кризис современной семьи» вовсе не означает, что два человека, которые любят друг друга, и желают иметь детей, под влиянием каких-то магических флюидов «кризиса семьи» потерпят поражение в своём начинании, вовсе нет! Кризис этот означает только, что всё большее число людей, из-за проблем с демографией, отказываются от размножения, от заведения детей.

Кстати, учитывая серьёзную проблему перенаселения планеты, которая реально нависла над нами, учитывая голод и болезни в странах третьего мира, массовую эмиграцию слабо цивилизованных народов в Европу и США, ставящую под угрозу само существование цивилизации, о каком «демографическом кризисе» говорят представители власти, когда призывают «плодиться и размножаться»? Им хорошо, они к своей трибуне проехали по пустым улицам, с сиренами и мигалками. А как быть простым людям, которые каждый день добираются на работу через пробки по два часа? Что они им предлагают? Стоять в них по четыре часа, хорошенько «размножившись»?

Нет, совершенно очевидно, что слова о «ухудшающейся демографической ситуации» и «кризисе современной семьи», не более чем политика. Призывы политиков «обогнать в плодовитости» варваров просто смешны — ведь людей в странах третьего мира уже давно гораздо больше, чем в странах первого и второго. Нужна сбалансированная и продуманная миграционная политика, а не истеричные призывы вспомнить былое и начать рожать по восемь человек в каждой семье. Люди в странах третьего мира, во многом, именно потому и живут так плохо, что не умеют контролировать рождаемость. Подражать им не стоит — это точно.

Так что, весь этот «кризис» никак на деле не касается простого гражданина. У каждого из нас по-прежнему есть право выбора, чему посвятить свою жизнь, и никто не имеет права его отнять. Да и указывать, кому и как жить, по большому счёту, тоже.

— Рекомендуем посетить наш раздел с интересными материалами на аналогичные тематики «Психология отношений»

Источники:

http://studopedia.ru/11_20453_ponyatie-krizisa-semi-kak-sotsialnogo-instituta.html
http://nsportal.ru/blog/shkola/sotsialnaya-pedagogika/all/2013/07/22/krizis-semi-v-sovremennom-obshchestve
http://meduniver.com/Medical/Psixology/krizis_sovremennoi_semii.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×